- Среди множества концепций сложившихся в изучении проблемы этнической идентичности, выделяются три подхода (примордиализм, конструктивизм, инструментализм), противостояние которых обусловлено различной интерпретацией функционирования и воспроизводства этнической идентичности в современном российском обществе. Это противостояние преодолевается в рамках полипарадигмального подхода к исследованию этнической идентичности, ориентированного на изучение функционирования этнической идентичности в трехмерном проявлении и выступающего основой методологического конструкта данного диссертационного исследования. Применение основных положений каждой из концепций в рамках полипарадигмального подхода не вступает в противоречие, так как множественность типов идентичности, по сути, обусловливает необходимость применения именно этого подхода к исследованию этнической идентичности, как наиболее приемлемого, позволяющего охватить все стороны этнической идентичности и объяснить этнические процессы, происходящие в полиэтническом обществе, не укладывающиеся в теоретическую схему отдельных современных концептов этнической идентичности. При использовании полипарадигмального подхода изучение этнической макроидентичности предполагает применение положений конструктивизма и инструментализма, этнической мезоидентичности и микроидентичности, положений примордиализма об устойчивости природы этноса и его объективном происхождении.
- Характер межэтнических взаимоотношений в дагестанском обществе на современном этапе позволяет определить степень толерантности в этом полиэтничном регионе как достаточно высокую, что, однако, не исключает существования в латентной форме интолерантных установок в общественном сознании и поведении андо-цезских народов. Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность, в то же время выраженность этнической идентичности стимулирует дифференциацию по этническому и религиозному признакам и, соответственно, этническую интолерантность. Для андо-цезских народов характерны толерантные установки к иным народам, а слабо проявляемая интолерантность свидетельствует о весьма выраженной этнической идентичности андо-цезов, хотя моменты нетерпимости являются следствием отсутствия политики интеграции. Усилению интолерантности способствуют идеологические конструкты этнической интеллигенции, в которых наблюдается противопоставление андо-цезских народов аварцам, к которым они причислены, муссирование прошлых обид, опыта национального унижения, лежащих в основе этнической интолерантности.
- Историческими факторами трансформации этнической идентичности андо-цезских народов являются включение андо-цезских народов в состав аварцев, отказ в материальной компенсации за их принудительное переселение в 1944 г. на территорию репрессированных чеченцев, непризнание их самостоятельными этническими образованиями и неопределенность их этнического статуса в структуре этнической карты республики, «противопоставление» их малочисленным народам лезгинской группы, которые, в отличие от андо-цезских народов, включены в список титульных народов Дагестана, отсутствие политики, направленной на сохранение их этнокультурной самобытности. Государственная политика в отношении малочисленных народов выражается в признании их особого статуса, как коренных малочисленных народов. Закон РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» интенсифицировал стремление андо-цезских народов к самоидентификации, обозначению культурных границ и определению этнического статуса. Андо-цезские народы демонстрируют стремление повысить свой этнополитический статус («мы самостоятельный народ, со своим языком, культурой, социально-экономическим положением») с ориентацией на получение привилегий «для социально-экономического, культурного развития», необходимость придания им особого статуса в рамках республики, однако это не следует расценивать как яркое противостояние в дагестанском обществе на почве обозначенных проблем.
- Современная этнополитическая и этнокультурная ситуация в республике способствует функционированию этнической идентичности в рамках единого культурного пространства. Для андо-цезских народов характерны дифференциация по этнической, территориальной, культурно-языковой принадлежности, осознание ими своих исторических корней, внутреннее самоощущение принадлежности к этнической общности, множественность проявления социальной идентичности как этнической (осознание принадлежности к своей этнической группе), локальной (аварцы), региональной (дагестанский народ), религиозной (мусульманская умма). Особенностью воспроизводства этнической идентичности андо-цезских народов является сохранение исторической формы самосознания, проявляющееся в форме поселенческой/«джамаатской» идентичности. Поселенческий уровень социальной идентичности был трансформирован с усилением этнического компонента в обществе, но по-прежнему остается мощным фактором в процессе идентификации андо-цезов. Локальная идентичность как осознание себя представителем аварского народа сохраняется в позициях андо-цезов при выраженности специфики материальной и духовной культуры коренного этноса, проявляющейся в этноинтегрирующих и этнодифференцирующих признаках.
- Подход к определению статуса национальных языков у андо-цезских народов достаточно противоречив. Для сохранения национального языка важны издание на нем газет, журналов, художественной и учебной литературы, а также изменение структурной организации радио- и телевещания. Всякого рода ограничения, которым подвержены названные сферы деятельности, в конечном итоге, определяют неудовлетворительное качество культурного продукта. Тенденция к деградации языков пока, к сожалению, не преодолена. Языковое поведение андо-цезских народов меняется в зависимости от ситуации: в семейно-бытовой сфере, в процессе общения с представителями своего народа статус родного языка остается высоким; статус русского языка, как республикообразующего фактора, доминирует на официальном уровне, однако в городской местности русский язык превалирует практически во всех сферах, вызывает озабоченность и обусловливает существование позиции о возможности языковой, а в последующем и этнической ассимиляции. При этом стремление искусственно снизить статус русского языка в дагестанском обществе бесперспективно, так как русский язык способствует сохранению межнациональной стабильности в республике.
- Основными элементами воспроизводства этнической идентичности андо-цезских народов являются национальный язык, национальные традиции и обычаи, национальная одежда, жилище, быт, национальная литература и народное творчество, религия, территория, традиционное хозяйство, этнические стереотипы, этноним. В иерархии этнических диакритиков национальный язык доминирует и выполняет важную роль в сохранении этнической общности и воспроизводстве этнической идентичности. Внутриэтнические связи исследуемых общностей выражены сильно и способствуют сохранению этнической целостности. В ситуации стабильных межнациональных отношений преобладает позитивная этническая идентичность, основанная на объективных культурных различиях, а не на идеологических и политических факторах. Процессы унификации этнокультурных отличий, приобщение к иноэтнической культуре, обучение не на своем национальном (родном) языке, дополненные слабостью социально-экономического развития, приводят к снижению значимости многих этнических компонентов при повышении статуса иных этноопределителей.
- На формирование этнических стереотипов (автостереотипы/гетеростереотипы) влияет характер межнациональных отношений, от которых зависит направленность и степень позитивности стереотипов. Этническая идентичность достаточно ярко выражена у андо-цезских народов и во многом культурными детерминантами выступают этнические стереотипы типа: быть представителем своего народа - значит быть воспитанным в традициях своей этнокультуры. Этнические стереотипы андо-цезов выражены достаточно спокойно, не окрашены яркими эмоциональными реакциями и носят положительный характер при отсутствии явно выраженных отрицательных гетеростереотипов аварцев. Существование тезиса об ассимиляции андо-цезских народов аварцами способствует формированию в этнических стереотипах заряда негативизма, что ухудшает межэтническое общение в республике. Реалии свидетельствуют, что андо-цезские народы не ассимилированы, ни один из этносов не утратил свою этнокультурную особенность, национальный язык, не наблюдается подавления их культуры другой этнической группой, с которой они находятся в непосредственном контакте; андо-цезским народам свойственна позитивная оценка инокультурного влияния как возможности обогащения их этнокультуры и основы формирования межнациональной стабильности. Вместе с тем сохраняется определенная угроза этнокультурной самобытности андо-цезских народов под влиянием объективных процессов, разворачивающихся в пространстве межэтнического взаимодействия в Республике Дагестан.
- Андо-цезским народам свойственны достаточно активное включение в межнациональные контакты, ориентированность на все сферы этноконтактов, поиск оптимальной модели адаптации в инонациональном окружении. В сфере этноконтактов особое место занимают межэтнические браки и установки на смешанные браки, которые гораздо сильнее обусловлены влиянием непосредственного межэтнического общения, нежели другие формы этноконтактов. Среди установленных типов этнической идентичности андо-цезских народов (амбивалентная, нормальная, этноиндифферентность, этнодоминирующая, этнонигилизм, этноцентричная, этнофаворитизм) доминирует «нормальная» идентичность, в то время как деструктивные типы этнической идентичности андо-цезских этносов слабо выражены. Превалирование «нормального» типа этнической идентичности определяет стратегии этнического поведения андо-цезских народов, проявляющиеся в готовности к межкультурной и межконфессиональной коммуникации. С другой стороны, андо-цезским народам свойственны такие особенности в стратегии поведения, как гипоидентичность в форме этнической индифферентности и гиперидентичность в виде этноцентризма, усиленное подчеркивание значимости принадлежности к своему народу, попытка «оградить» себя от инокультурного влияния, нежелание поддерживать межэтнические контакты, стремление сохранить этнокультурную самобытность, что способствует сохранению тенденции этнической самоизоляции андо-цезских народов.
1.Шахбанова М.М. Проблемы реабилитации репрессированных народов Дагестана (на примере чеченцев-аккинцев). – Махачкала: Изд-во Наука плюс, 2006. – 14,5 п. л.
2.Шахбанова М.М. Межэтническая толерантность в полиэтническом регионе: состояние и тенденции (на примере Республики Дагестан). – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2007. – 14,5 п. л.
3.Шахбанова М.М. Межэтническое общение и межнациональная толерантность в Республике Дагестан: состояние, тенденции и взаимовлияние. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2010. – 20,1 п. л.
4.Шахбанова М.М. Этническая идентичность малочисленных дагестанских народов (на примере андо-цезской группы). – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2012. – 12,5 п. л.
В изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России:
5.Шахбанова М.М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – 0,6 п. л.
6.Шахбанова М.М. Проблема веротерпимости в Республике Дагестан: состояние и тенденции // Научная мысль Кавказа. – 2008. – № 1. – 0,8 п. л.
7.Шахбанова М.М. Этническая идентификация и межнациональная толерантность: состояние и тенденции (по результатам социологического исследования) // Научная мысль Кавказа. – 2009. – № 1. – 0,8 п. л.
8.Шахбанова М.М. Миграция и особенности межэтнического общения в Республике Дагестан (конец XX – начало XXI века) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2009. – № 3. – 0,9 п. л.
9.Шахбанова М.М. Язык как признак этнической самоидентификации // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – Выпуск 2. – 0,7 п. л.
10.Шахбанова М.М. Межконфессиональный фактор и межнациональные отношения: взаимовлияние и взаимосвязь // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2010. – № 3. – 0,9 п. л.
11.Шахбанова М.М. Политические символы в общественном сознании дагестанских народов // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – Выпуск 1. – 0,6 п. л.
12.Шахбанова М.М. Общественное мнение дагестанских народов о состоянии межэтнической толерантности и интолерантности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер: Социология. Политология. – 2010. – Т. 10. – № 4. – 1,3 п. л.
13.Шахбанова М.М. Межконфессиональный диалог: место и роль в современном обществе (по результатам социологического исследования в Дагестане) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2011. – № 1. – 0,7 п. л.
14.Шахбанова М.М. Этноязыковые процессы в Дагестане // Социологические исследования. – 2011. – № 2. – 0,8 п. л.
15.Шахбанова М.М. Этническая идентичность андо-цезской группы (по результатам социологического исследования) // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – Выпуск 6. – 0,5 п. л.
16.Шахбанова М.М. Межэтнические установки андо-цезских народов (по результатам социологического исследования) // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – Выпуск 8. – 0,5 п. л.
17.Шахбанова М.М. Этноязыковые процессы у малочисленных народов (на примере андо-цезской группы) // Культурная жизнь Юга России. –2011. – № 2. – 0,5 п. л.
18.Шахбанова М.М. Установки на межэтнические браки в общественном сознании малочисленных народов // Культурная жизнь Юга России. – 2011. – № 3. – 0,4 п. л.
19.Шахбанова М.М. Региональная идентичность в структуре социальной идентичности андо-цезской этнической группы // Культурная жизнь Юга России. – 2011. – № 5. – 0,4 п. л.
20.Шахбанова М.М. Установки на формирование межэтнической толерантности в общественном сознании дагестанских народов (на примере андо-цезской группы) // Вестник Дагестанского научного центра. – 2011. – № 43. – 0,8 п. л.
21.Шахбанова М.М. Этнокультурное развитие малочисленных народов (на примере андо-цезских этносов) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2012. – № 1. – 0,7 п. л.
22.Шахбанова М.М. Религиозная идентичность в структуре социальной идентичности дагестанских народов // Культурная жизнь Юга России. – 2012. – № 1. – 0,5 п. л.
Другие издания:
23.Шахбанова М.М. Роль интеллигенции в формировании национального самосознания // Дагестанский социологический сборник. – Махачкала: Типография ДНЦ РАН, 2000. – 0,5 п. л.
24.Шахбанова М.М. Проблема реабилитации репрессированных народов // Дагестанский социологический сборник. – Махачкала: Типография ДНЦ РАН, 2001. – 0,6 п. л.
25.Шахбанова М.М. Национальное самосознание народов Дагестана: противоречия, деформации, стереотипы // Дагестан в период социальных реформ. – Махачкала, 2002. – 0,6 п. л.
26.Шахбанова М.М. Проблема веротерпимости в Республике Дагестан // Дагестанский социологический сборник. – Махачкала, 2005. – 0,7 п. л.
27.Шахбанова М.М. Роль этнических стереотипов в формировании межэтнической толерантности и интолерантности // Региональные аспекты социальной политики. – Махачкала, 2005. – Выпуск 7. – 0,5 п. л.
28.Шахбанова М.М. Установки на межнациональные связи и формирование толерантности // Дагестанский социологический сборник. – Махачкала, 2006. – 0,7 п. л.
29.Шахбанова М.М. Этнические символы и ценности в общественном сознании дагестанских народов // Региональные аспекты социальной политики. – Махачкала, 2006. – Выпуск 8. – 0,5 п. л.
30.Шахбанова М.М. Проявление этнической толерантности в общественном сознании дагестанских народов // Сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагестана. – Махачкала, 2006. – Выпуск 26. – 0,6 п. л.
31.Шахбанова М.М. Государственная политика в сфере формирования толерантности // Сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагестана. – Махачкала, 2006. – Выпуск 27. – 0,6 п. л.
32.Шахбанова М.М. Проблема этнической идентификации дагестанских народов // Сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагестана. – Махачкала, 2006. – Выпуск 28. – 0,5 п. л.
33.Шахбанова М.М. Роль религиозных символов в формировании межнациональной толерантности и интолерантности // Дагестанский социологический сборник. – Махачкала, 2007. – 0,7 п. л.
34.Шахбанова М.М. Факторы, способствующие формированию межэтнической толерантности и интолерантности // Сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагестана. – Махачкала, 2007. – Выпуск 1. – 0,4 п. л.
35.Шахбанова М.М. Общественное мнение об этнических ценностях и символах в структуре национального самосознания дагестанских народов // Сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагестана. – Махачкала, 2007. – Выпуск 38. – 0,4 п. л.
36.Шахбанова М.М. Общественное мнение об этнических ценностях и символах в структуре национального самосознания дагестанских народов // Всероссийская научно-практическая конференция «Российское государство и реформы: история и современность». – Хасавюрт, 2007. – 0,6 п. л.
37.Шахбанова М.М. Основные направления политики государства в урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов // Современное состояние и пути развития Юга России. – Ростов н/Д, 2007. – 0,2 п. л.
38.Шахбанова М.М. Общение: определение и типы // Развитие региональной науки. – Хасавюрт, 2007. – 0,5 п. л.
39.Шахбанова М.М. Факторы, влияющие на развитие межнационального общения // Развитие региональной науки. – Хасавюрт, 2007. – 0,5 п. л.
40.Шахбанова М.М. Общественное мнение о миграции и ее этнокультурных последствиях // Региональные аспекты социальной политики. – Махачкала, 2007. – Выпуск 9. – 0,8 п. л.
41.Шахбанова М.М. Культура межэтнического общения: особенности проявления в дагестанском обществе // Региональные аспекты социальной политики. – Махачкала, 2008. – Выпуск 9. – 0,8 п. л.
42.Шахбанова М.М. Межнациональный язык общения: особенности проявления в полиэтнической среде // Дагестанский социологический сборник. – Махачкала, 2008. – 0,6 п. л.
43.Шахбанова М.М. Межэтническое общение в многонациональном коллективе // Сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагестана. – Махачкала, 2008. – Выпуск 3. – 0,3 п. л.
44.Шахбанова М.М. Проявление межэтнического восприятия в общественном сознании дагестанских народов: состояние и особенности // Сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагестана. – Махачкала, 2008. – Выпуск 41. – 0,4 п. л.
45.Шахбанова М.М. Толерантность: состояние и тенденции в общественном сознании дагестанской молодежи // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. – Махачкала, 2008. – № 1. – 0,3 п. л.
46.Шахбанова М.М. Влияние этнической идентификации на формирование межнациональной толерантности в общественном сознании дагестанских народов // Региональный вестник молодых ученых. – Махачкала, 2008. – № 1. – 0,5 п. л.
47.Шахбанова М.М. Межнациональный брак и его место в процессе формирования межэтнической толерантности // Региональный вестник молодых ученых. – М., 2008. – № 1. – 0,3 п. л.
48.Шахбанова М.М. Этнические стереотипы: место и роль в формировании межэтнической толерантности и интолерантности // Вестник молодых ученых Дагестана. – Махачкала, 2008. – 0,3 п. л.
49.Шахбанова М.М. Общественное мнение о роли религии в современном дагестанском обществе // Актуальные вопросы истории, экономики, права и социальной работы. – Хасавюрт, 2008. – 0,7 п. л.
50.Шахбанова М.М. Религиозная ситуация в республике: состояние и тенденции (по материалам социологического исследования) // Региональные аспекты социальной политики. – Махачкала, 2008. – Выпуск 10. – 0,6 п. л.
51.Шахбанова М.М. Этноконфессиональные особенности Республики Дагестан // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2009. – Выпуск 4. – 0,8 п. л.
52.Шахбанова М.М. Миграция и межконфессиональная нетерпимость: особенности проявления // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2009. – Выпуск 4. – 0,6 п. л.
53.Шахбанова М.М. Этническая толерантность и этнические стереотипы (на примере Республики Дагестан) // Региональные аспекты социальной политики. – Махачкала, 2009. – Выпуск 11. – 0,7 п. л.
54.Шахбанова М.М. Место языка в структуре этнической идентификации (по результатам социологического исследования) // Проблемы и перспективы развития российского государства. – Хасавюрт, 2009. – 0,5 п. л.
55.Шахбанова М.М. Установки на формирование межэтнической толерантности в общественном сознании дагестанских народов // Проблемы и перспективы развития российского государства. – Хасавюрт, 2009. – 0,6 п. л.
56.Шахбанова М.М. Языковая политика в полиэтническом регионе: состояние и тенденции // Актуальные проблемы гуманитарных наук. –Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2010. – Выпуск 6. – 1,7 п. л.
57.Шахбанова М.М. Национальная школа: место и роль в многонациональном обществе (по результатам социологического исследования) // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2010. – Выпуск 7. – 0,8 п. л.
58.Шахбанова М.М. Урбанизация и языковое поведение в дагестанском обществе // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2010. – Выпуск 7. – 0,8 п. л.
59.Шахбанова М.М. Этноязыковые процессы в современном дагестанском обществе // Дагестанский социологический сборник. –Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2010. – 1,5 п. л
60.Шахбанова М.М. Отражение процессов глобализации на статусе малочисленных народов // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2011. – Выпуск 10. – 0,8 п. л.
61.Шахбанова М.М. Общественное мнение о Законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2011. – Выпуск 10. – 0,5 п. л.
62.Шахбанова М.М. Малочисленные народы Дагестана: общая характеристика // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2011. – Выпуск 11. – 1,4 п. л.
63.Шахбанова М.М. Проблема этнической идентификации дагестанских народов // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2011. – Выпуск 11. – 0,6 п. л.
64.Шахбанова М.М. Проблема реабилитации насильственно переселенных малочисленных народов // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2011. – Выпуск 11. – 0,5 п. л.
65.Шахбанова М.М. Национальные языки малочисленных народов Дагестана: состояние и тенденции // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2011. – Выпуск 12. – 0,5 п. л.
66.Шахбанова М.М. Межнациональные браки малочисленных народов: состояние и тенденции // Актуальные проблемы гуманитарных наук. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2011. – Выпуск 12. – 0,3 п. л.
67.Шахбанова М.М. Этническая идентичность андо-цезской группы в структуре социальной идентичности (по результатам социологического опроса) // Дагестанский социологический сборник. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2011. – 0,9 п. л.
68.Шахбанова М.М. Межнациональное общение андо-цезской этнической группы (по результатам социологического исследования) // Вестник ИИАЭ. – Махачкала: Изд-во ИИАЭ. – 2011. – № 2. – 1,3 п. л.
69.Шахбанова М.М. Проблема этнической идентификации малочисленных народов в Республике Дагестан (по результатам переписи 2002 года) // Вестник ИИАЭ. – Махачкала: Изд-во ИИАЭ. – 2011. – № 3. – 0,8 п. л.
70.Шахбанова М.М. Автостереотипы и гетеростереотипы в структуре этнической идентичности андо-цезских народов // Вестник ИИАЭ. – Махачкала: Изд-во ИИАЭ. – 2012. – № 1. – 1,1 п. л.
71.Шахбанова М.М. Особенности воспроизводства этнической идентичности малочисленных дагестанских народов // Дагестанский социологический сборник. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2012. – 1,8 п. л.
72. Шахбанова М.М., Абдулагатов З.М. Патриотизм дагестанской молодежи в современной системе идентичностей // Дагестанский социологический сборник. – Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2012. – 0,9 п. л.