Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИММАНУИЛА КАНТА – СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКЦИИ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Этико-педагогическое учение И. Канта по своей полноте, проработанности идей имеет теоретико-методологическую значимость для осмысления современной практики гуманизации образования. Его гуманистический потенциал раскрывают: концепция формирования моральной культуры воспитанника как способа рационалистического мышления; педагогические принципы, определяющие процесс нравственного воспитания в ценностно-смысловом, содержательном, когнитивно-мотивационном отношениях; рационалистическая модель педагогического целеполагания с опорой на принцип сочетания необходимости и свободы; ценностно-смысловые установки нравственного воспитания.

2. Гуманистический потенциал этико-философских и этико-педагогических воззрений И. Канта позволяет внести сегодня актуальные коррекции не только в систему педагогических целей, но и педагогических норм, центрировать их на духовно-нравственной составляющей воспитательного процесса, обогатить теоретико-содержательные аспекты методологии педагогического целеполагания. В качестве основополагающего выделен тезис И. Канта «Человек - это то, что делает из него воспитание».

3. Процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся будет осуществляться наиболее успешно и станет более результативным, если в нем будут задействованы следующие педагогические установки И. Канта: 1) моральное воспитание - это самовоспитание; задача педагогики - помощь личности в ее объективации морального чувства в себе, исходный тезис нравственного самовоспитания - свобода человека заключается в самоуважении личности; 2) моральная культура предполагает развитие 4-х аспектов - осознание морального долга, развитие правдивости, коммуникабельности, религиозное воспитание; 3) воспитание уважения к моральному долгу, как к закону нравственного порядка; 4) формирование навыков личностной рефлексии: а) помощь обучающимся в интеллектуальном самовоспитании, самоосвобождении посредством знания - насущная педагогическая задача; b) развивать в ребенке «умение ценить поступки и дела, а не слова и эмоции»; 5) способствовать формированию у обучающихся представлению о любви и благорасположении как о нравственном долге; 6) нравственное совершенствование личности становится возможным лишь при условии «окультуривания» человека (развитое чувство возвышенного и прекрасного побуждает личность по назначению применить свои интеллектуальные качества); 7) развитие творческого взаимодействия преподавателя с личностью обучаемого (педагогическая деятельность есть нравственная деятельность).

В процессе нравственного воспитания необходимо задействовать такие методы и средства воспитания, как принцип непрерывности и планомерности, возрастной корреляции, языкового, трудового и национального воспитания, игры как построения коллективных отношений, прохождения «практической школы этики».

4. Этика Канта позволяет: 1. расширить объем понятия «человеческое достоинство», подразумевающее требование философа «быть полезным звеном мира», отображаемое им как долг человека перед самим собой; 2. содержит философские основания для переосмысления этических обязанностей личности. Педагогические нормы должны руководствоваться принципом помощи обучаемому в обретении чувства ответственности перед собой, окружающими, перед всем человечеством, в обретении господства над чувственно-инстинктивным началом. Определяющим понятием концепции морально-нравственного воспитания становится понятие «культивация совести».

5. Осмысление с позиций этики И. Канта таких актуальных в контексте философско-методологической базы образования понятий как «сущность человека», «добрая воля», «высшее благо», «нравственный долг» и др., открывает возможности их плодотворного задействования в теории и практике гуманизации образования. Сущность человека в отображении Канта номинирована двумя онтологическими категориями - разумом и моралью, которые связывают отдельных индивидуумов со всем человеческим родом, с универсумом, с «идеей человечности». Философема сущности человека репрезентируется, таким образом, его творческой активностью, самореализацией познающего субъекта одновременно с морально-нравственным совершенствованием. Проблема сущности образования при ее соотнесении с проблематикой определения сущности человека открывает новый взгляд на систему педагогических целей. Поскольку в качестве основной функции образования в исследовании номинирована функция воссоздания личности как социального генотипа, в содержании образования сегодня должны преобладать человекоцентрированные установки, а в образовательных системах - произведена обширная работа по воссозданию подлинной духовной сущности человека.

6. Педагогическая антропология И. Канта не существует отдельно от его критического рационализма, отображения им проблемы рациональности или рационального начала в философии, этике, педагогике. Рациональное начало в трактовке И. Канта преломляется в педагогике в виде блока проблем. Критический разум («думать самому»), практический разум («мыслить себя на месте другого») и универсальный разум (мыслить в согласии с самим собой»), представляющие собой логическую триаду, оказываются взаимоувязанными в их экстраполяции на проблематику рационального стиля учебной деятельности. Первичный уровень развития рационального начала в человеке, т.е., критический разум И. Канта, предполагает приобретение и развитие навыков рассудочной деятельности, развитие способности формировать понятия, суждения, умозаключения, производить анализ причин и следствий. Практический разум И. Канта предполагает деятельность по развитию культуры памяти, рассудочной способности, развитие и совершенствование нравственной культуры человека, (также развитие воображения в рамках пользы для рассудка, как об этом писал Кант), развитие творческих способностей, базирующееся на принципе самостоятельности в обучении и познании истины. Категория универсального разума лучшим образом может быть репрезентирована посредством следующих установок: активная рецепция, осмысление обучающимися дисциплин гуманитарного цикла; приобретение критерия для измерения значимости и качества знаний; формирование личностных ценностей, установок, идеалов, интеллектуальное самовоспитание.

7. Педагогические нормы методологически должны опираться на принцип параллельного и взаимоопределяющего развития способностей, интеллектуальных качеств обучающихся и нравственной сферы их сознания. Задача интеллектуального самовоспитания тесным образом взаимоувязана с самовоспитанием морально-нравственным: способность к логическому мышлению формируется параллельно с развитием творческих способностей обучаемых, а также нравственно-оценочной сферы сознания (формирование личностных ценностей, установок и идеалов).

8. Моральная философия Канта позволяет поместить в основу коммуникативной культуры личности этическую составляющую, в частности, осознание морально-нравственных обязанностей индивидуума перед другими. «В системе природы человек... - незначительное существо, человечество в его лице есть объект уважения, которого он может требовать от каждого» (И. Кант). Рассуждения философа о человеческой доброй воле как о всеобщем законе природы позволяют говорить об этике в глобальном измерении, а также об усилении значимости морально-нравственного начала как на общественном, так и на образовательном уровнях. Средствами совершенствования нравственной культуры обучающихся может послужить контакт с идеями этико-философского наследия Канта.

9. На сегодняшний момент образовательным пространством недостаточно осмыслены концепты этико-философской теории Канта, идеи его педагогической антропологии как условия гуманизации образования и воспитания личности. В целях обеспечения прироста качества образования и воспитания могут быть задействованы: теория обоснования морали И. Канта, эвристический потенциал его философем, модель этической рефлексии субъекта, принципы функционирования рационального начала в педагогике, сформированная концепция морально-нравственного воспитания обучающихся.

10. Основными условиями функционирования этико-педагогических и этико-философских принципов И. Канта в образовательном процессе являются: аксиологизация содержания образования; организация образовательного пространства как «поля самоактуализации», сферы саморазвития, самопознания обучаемых; корректировка и сопряжение всех элементов образовательного процесса с основополагающим принципом служения идее всеобщего блага; активное овладение содержанием этико-педагогических и этико-философских воззрений И. Канта субъектами образовательного процесса. Реализация данных условий актуальна для современной системы образования и требует разработки специальных технологий обучения и воспитания.

Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1.Суслова И.Б. Этико-педагогические воззрения И. Канта в свете современных проблем гуманизации образования /И.Б. Суслова// Гуманизация образования. Сочи. 2006. № 1. 3,75 п. л.

2.Суслова И.Б. Этика И. Канта и проблематика воспитания нравственной культуры учащихся /И.Б. Суслова// Преподаватель XXI век. М. 2010. №3.

5 п. л.

3.Суслова И. Б. Смыслообразующие векторы педагогической антропологии как условие гуманизации образования /И.Б. Суслова// Человек и образование. СПб. 2010. №4. 3,75 п. л.

4.Суслова И.Б. Базовые концепты этики Канта в системе современных педагогических целей /И.Б. Суслова // Гуманизация образования. Сочи. 2010. № 5. 4,4 п. л.

5.Суслова И.Б. Эвристический потенциал философем И. Канта в методологии педагогического целеполагания образования /И.Б. Суслова// Педагогика. М. 2011. № 1. 3,75 п. л.

6.Суслова И.Б. Проблема рациональности в философии и педагогике И. Канта /И.Б. Суслова// Педагогика. М. 2011. №3. 3,75 п. л.

7.Суслова И.Б. Этика И. Канта и проблематика нравственного воспитания обучающихся /И.Б. Суслова// Вестник УРАО. М. 2010. №4. 5,6 п.л.

8.Суслова И.Б. И. Кант о культуре чувств – педагогические проекции /И.Б. Суслова// Вестник УРАО. М. 2010. №5. 3,1 п. л.

9.Суслова И.Б. Философско-религиозная составляющая педагогического проекта И.Канта – актуальные проекции /И.Б Суслова// Преподаватель XXI век. М. 2011. №4. 5,6 п. л.

10.Суслова И.Б. Философская антропология И. Канта – человек как воспитатель и воспитуемый /И.Б. Суслова// Вестник СГУТиКД. Сочи. 2011. 7,5 п. л.

Монографии:

11.Суслова И.Б. Этико-педагогические воззрения И. Канта в свете современных проблем гуманизации образования: моногр. Сочи: Изд-во Науч.-образоват. центра Рос. акад. образования. 2006. 97,5 п. л.

12.Суслова И.Б. Этико-философские воззрения И. Канта в концептуальном поле гуманизации образования: моногр. Сочи: «Дория». 2011. 189,3 п. л.

13.Суслова И.Б. Педагогическая антропология И. Канта – современные проекции: моногр. Сочи: «Дория». 2011. 196,3 п. л.

14.Суслова И.Б. Этика и философия И. Канта в антрополого-педагогическом измерении: моногр. Сочи: «Дория». 2011. 118,4 п. л.

Учебные пособия:

15. .Суслова И.Б. Этико-педагогические воззрения И. Канта. Учебное пособие для студентов педвузов. Сочи: «Дория». 2006. 95 п. л.

16. .Суслова И.Б. Этико-философские воззрения И. Канта в концептуальном поле гуманизации образования. Учебное пособие для студентов педвузов. Сочи: «Дория». 2007. 97,5 п. л.

Методический материал:

17. Суслова И.Б. Методический и дидактический материал к учебному курсу «Этико-философские воззрения И. Канта в концептуальном поле гуманизации образования». Сочи: «Дория». 2008. 43,8 п. л.

18. Суслова И.Б. Программа и методограмма учебного курса «Этико-философские воззрения И. Канта в концептуальном поле гуманизации образования». Сочи: «Дория». 2009. 21,3 п. л.

Научные статьи:

19. Суслова И.Б. Этико-педагогическая доктрина И. Канта в свете современной педагогической проблематики /И.Б.Суслова// Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Матер. 7-й Междунар. науч.-метод. конф./ Отв. ред. Ю.С. Тюнников,

Г.В. Яковенко. Сочи: РИО СГУТиКД. 2004. 2,5 п. л.

20.Суслова И.Б. Рационалистическая дидактика И. Канта в контексте современной педагогической проблематики /И.Б. Суслова// Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 5(20). 6,3 п. л.

21.Суслова И.Б. Этико-педагогические идеи И. Канта: моральное обоснование педагогики /И.Б. Суслова// Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Матер. 8-й Междунар. науч.-метод. конф./ Отв. ред. Ю.С. Тюнников, Г.В. Яковенко. Сочи: РИО СГУТиКД. 2005. 1,9 п. л.

22.Суслова И.Б. Кантовские вариации свободы в системе современных педагогических целей /И.Б. Суслова// Теория и практика педагогического проектирования: сб. науч. ст. Сочи: РИО СГУТиКД. 2005. 1,9 п. л.

23.Суслова И.Б. Этико-религиозные составляющие педагогического проекта И. Канта – контуры проблемы /И.Б. Суслова// Методика вузовского преподавания: Матер. VII Межвузовской науч. – практ. конф. / Челябинский Гос. пед. университет. Челябинск. 28 февр.-1 марта 2006. 1,9 п. л.

24.Суслова И.Б. Идеи И. Канта: образование и религия – поиск путей синтеза / И.Б. Суслова// Наука и образование: Матер. VI Междунар. науч. конф. / Беловский филиал КемГУ. Белово. 2-3 марта 2006. 2,5 п. л.

25.Суслова И.Б. Цели образования и принципы воспитания по И. Канту /И.Б.Суслова // Гуманитарные науки: исследование и методика преподавания в высшей школе: Матер. IV Всеросс. науч.-метод. конф. Сочи, РИО СГУТиКД. 2006. 2,5 п. л.

26.Суслова И.Б. Этико-педагогические идеи И. Канта в системе современных педагогических целей /И.Б. Суслова// Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону. 2006. № 7. 4,4 п. л.

27.Суслова И.Б. Философско-культурологические основания педагогических инноваций западноевропейского Просвещения /И.Б. Суслова// Гуманитарные науки: исследование и методика преподавания в высшей школе: Матер. IV Всеросс. науч.-метод. конф. Сочи, РИО СГУТиКД. 2010. 3,1 п. л.

28.Суслова И.Б. Аспекты этико-педагогической экспликации философской мысли Западной Европы 18 в. /И.Б. Суслова// Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях: Материалы межрегион. науч-практ-конф., г. Москва - г. Сочи. 29 октября. 2010 г. /Под общ.ред. В.В.Крыловой/. Сочи, РИО СГУТиКД, 2010, Вып.2. 3,75 п. л.

29.Суслова И.Б. Аспекты моральной философии Иммануила Канта в проблемном поле гуманизации образования /И.Б. Суслова// Современные проблемы гуманитарных и естественных наук : Матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. / М. 2011. 4,4 п. л.

30.Суслова И.Б. Теория обоснования морали И. Канта в контексте ценностной направленности образования /И.Б Суслова// Проблемы и перспективы развития образования в России: Матер. Х Междунар. науч.-практ. конф. / Новосибирский Центр развития научного сотрудничества. Новосибирск, 28 июня 2011. 3,75 п. л.

31.Суслова И.Б. Рецепция внерационального сквозь призму моральной философии Канта – педагогические проекции /И.Б. Суслова// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: ХХI Междунар. науч.-практ. конф. / Новосибирский Центр развития научного сотрудничества. Новосибирск. 2011. 5 п. л.

32.Суслова И.Б. Моральное обоснование педагогики – этико-педагогический проект И. Канта /И.Б. Суслова// Наука – XXI век. Выпуск 1: Междунар. науч. конф. Киев. 2011. 4,4 п.л.

33.Суслова И.Б. Проблематика гуманизации образования как сферы преломления этико-педагогических воззрений И. Канта /И.Б. Суслова// Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире: II Междунар. науч.-практ. конф. / Социально-гуманитарный вестник Юга России. Краснодар. 2011. 3,1 п.л.

34.Суслова И.Б. Антропологическое обоснование педагогических норм с позиций рациональной этики И. Канта. /И.Б. Суслова// Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях: Материалы 3-й межрегион.науч-практ-конф., г. Сочи, 22-23 декабря 2011 г./ Под общ.ред. В.В. Крыловой/ Сочи. СГУ. 2011. 3,75 п.л.