- Концептуальная модель этнопедагогизации процесса формирования этнокультурной личности, представляет многокомпонентную систему, включающую основные факторы (диалог культур, этнопедагогический потенциал национальной художественной литературы, фольклор, история, религия, духовная культура); методы (личный пример воспитателя, создание этнокультурной микросреды, идеал совершенной личности, проведение экскурсий по историческим местам (башенные комплексы, склепы) и средства (театр, СМИ, лекции, беседы, информационные технологии). Реализация ее способствует повышению эффективности данного процесса.
- Культура воспитания чеченцев имеет свои неповторимые особенности, которые следует учитывать при реализации данного процесса в образовательном пространстве республики. Основными особенностями культуры воспитания чеченцев являются: предъявление к ребенку жестких требований и ограничений с первых лет жизни; доминирование в системе воспитания чеченцев формирования волевых и морально-нравственных качеств личности.
- Этнокультура и язык являются основой этнопедагогизации процесса формирования личности в образовательном пространстве, рассматриваемый процесс неразрывно связан с ними, предполагает их сохранение и развитие. Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве не ограничивается только изучением родного языка, ориентируется на развитие каждого учащегося как личности, восходящей от родной этнической культуры к мировой через общероссийскую культуру.
- На этнопедагогизацию формирования личности в образовательном пространстве существенно влияет религиозное воспитание. Ислам суфийского направления, основанный на принципах гуманизма и толерантности, привившийся в Чечне на почве традиционного образа жизни и архетипической культуры чеченского этноса, дополняет и развивает этническую культуру, способствует ее взаимному обогащению, позитивно влияя на весь ход данного процесса. Напротив, ваххабитская идеология, с ее отрицанием всего национального, приводит к деградации национальной культуры и этнопедагогики, расколу и противостоянию в любом этносе, ваххабизации процесса формирования личности (ваххабизация процесса формирования личности подразумеваем всякое отрицание этнокультурной специфики народа, выхолащивание подлинно национальных веками устоявшихся культурных его ценностей).
- Эффективность этнопедагогизации формирования личности в условиях социокультурного кризиса определяется внутренним состоянием этноса, т.е. отношением этноса к этнокультурным ценностям. Непродолжительный социокультурный кризис, вызванный внешними причинами, приводит к консолидации, объединению этноса вокруг этнокультурных ценностей, способствовует повышению эффективности данного процесса. Социокультурный кризис, вызванный внутренними противоречиями, как правило, разъединяет этнос, деформирует и размывает его этнокультурные ценности; его последствия негативно сказываются на этнопедагогизации формирования личности.
- Наиболее оптимальной формой организации этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики, многомерном пространстве России и мира является полилингвальное образование - система, интегрирующая языковые, национально-культурные ценности и идеалы воспитания личности, обеспечивающая возможности каждой личностью осваивать равноправные, толерантные способы жизнедеятельности и гуманной модели жизни.
- Диалог культур - спасительная миссия, помогающая лучше понять культуру другого народа и место родной культуры в общемировой цивилизации; он способствует формированию культуры межнационального общения; выступает одним из основных факторов, повышающих эффективность этнопедагогизации процесса формирования личности в образовательном пространстве.
1.Мусханова И.В. Этнопедагогическая направленность гуманистического воспитания студентов//Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - №3. – С. 71-79.
2.Мусханова И.В. Гуманистическое воспитание методами чеченской народной педагогики//Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - №4. – С.99-106.
3.Мусханова И.В. Традиции народной педагогики чеченцев как фактор этнической социализации ребенка//Известия Южного Федерального университета. –. 2010. - № 6. – С. 59-66.
4.Мусханова И.В. О формировании нравственности личности в контексте диалога культур//Высшее образование сегодня. - 2011. - № 5. – С. 80-84.
5.Мусханова И.В. Язык как основа этнопедагогизации целостного процесса формирования этнокультурной личности//Вестник Орловского государственного университета. - 2011. - № 2. – С. 144-148.
6.Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье//Психология и психотехника. - 2011. - № 5. - С.81-85
7.Мусханова И.В. О семейном воспитании чеченцев как социально-педагогическом феномене//Вестник Московского государственного областного университета. - 2011. - № 3. С. 86-92.
8.Мусханова И.В. Религиозный фактор в формировании этнокультурной личности на примере Чеченской Республики//Вестник Орловского государственного университета. - 2011. - № 4. – С.140-145.
9.Мусханова И.В. Модель этнопедагогизации целостного процесса формирования этнокультурной личности//Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 9 - С.200-211.
10.Мусханова И.В. Этнопедагогический потенциал художественной литературы в формировании этнокультурной личности (на примере творчества М.-С. Гадаева)//Вестник Орловского государственного университета. - 2011. - № 5. – С. 101-106.
11.Мусханова И.В. Этнопедагогический потенциал произведений современных чеченских писателей//Теория и практика общественного развития. -2011. - № 6. – С.109-113
12.Мусханова И.В. Становление и развитие системы образования в Чеченской Республики//Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1. – С. 119-127
13.Арсалиев Ш.М-Х., Мусханова И.В. Экспериментальная проверка модели этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики//Вестник Орловского государственного университета. - 2012. - № 1 (21). – С. 111-115 (авторский вклад 70%).
14.Дадашев Р.Х., Мусханова И.В. Социокультурный кризис и формирование личности в контексте теории этногенеза//Известия Южного Федерального университета. - 2012. - № 1. – С.109-117 (авторский вклад 50%).
15.Арсалиев Ш.М-Х., Мусханова И.В. О формировании этнокультурной компетентности студентов педагогического вуза//Сибирский педагогический журнал. – 2012. - № 1 . – С. 169-173 (авторский вклад 50%)
Монографии
16. Мусханова И.В. Использование этнопедагогических знаний чеченцев в гуманистическом воспитании молодежи. - Назрань, 2009. - 162с.
17. Мусханова И.В. Социокультурные кризисы и формирование этнокультурной личности. - Грозный: Издательство ГНУ АН ЧР, 2011. – 110с.
Учебные пособия
18.Мусханова И.В., Емузова М.Г., Кумышева Р.М., и др. Миротворчество и толерантность. Пособие для педагогов и школьных психологов – М., 2009. - 268с (авторский вклад 20%).
Научные статьи, доклады, тезисы
19.Мусханова И.В. К проблеме формирования личности в культуре воспитания чеченцев//Воспитание – стратегическая задача в системе образования: Тезисы докладов научно-практической конференции -Грозный, 2002. - С. 123-129
20.Мусханова И.В. Этнопедагогика в системе подготовки учителя// Сб. статей профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного педагогического института, Грозный, 2003. - С. 411-418
21.Мусханова И.В. Состояние гуманистической подготовки учителя в контексте этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса// Чечня на рубеже веков: состояние и перспективы: Материалы научно-практической конференции, Грозный, 2004. – С. 109-114
22.Арсалиев Ш.М-Х., Мусханова И.В. Гуманистическая направленность этнопедагогического содержания профессиональной подготовки учителя//Чеченская Республика и чеченцы: История и современность: Материалы Всероссийсой научной конференции: . Издательство АН ЧР, Москва, 2005. – С. 201-2008 (авторский вклад 70%)
23. Мусханова И.В. Роль родного языка в развитии и формировании идеала совершенного человека в народной педагогике чеченцев//Проблемы этнокультурного и социокультурного развития в условиях российской действительности: Материалы региональной научно-практ. конф., Грозный. 2007. – С. 27-30
24. Мусханова И.В. Этнопедагогическая направленность формирования личности специалиста в вузе//Сб. научных статей ППС ГГНИ, Грозный, 2007. - С. 117-123.
25.Арсалиев Ш.М-Х., Мусханова И.В. Ретроспективный анализ этнопедагогических исследований//Известия ДГПУ. - 2008.- №4. - С. 49-56 (авторский вклад 70%)
26. Мусханова И.В. История педагогического образования Чечни в XX веке// Вестник АН ЧР. - 2008. – № 2. – С. 192-195
27. Арсалиев Ш.М-Х., Мусханова И.В. Родной язык как этнопедагогический фактор формирования и развития этнокультурной личности//Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Южно-Российские психолого-педагогические чтения, Ставрополь, 2008. – С. 27-31(авторский вклад 70 %)
28.Арсалиев Ш.М-Х., Мусханова И.В. Использование этнопедагогических идей в нравственном воспитании молодежи// Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практ. конференции, Абакан, 2008. – С.107-115(авторский вклад 70 %)
29.Арсалиев Ш.М-Х., Мусханова И.В. К проблеме социализации этнокультурной личности//Становление личности в современном изменяющемся мире: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Орехово-Зуево, 2008. – С. 45-50 (авторский вклад 70 %)
30. Мусханова И.В. О методах этнопедагогических исследований//Вестник АН ЧР. - 2009. - - №1(10), – С.162-168
31. Мусханова И.В. Воспитательный потенциал прогрессивных идей народной педагогики чеченцев//Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в достижении нового качества образования: Материалы XIII международной научно-практической конференции, Ульяновск, 2009. - С. 307-310
32. Мусханова И.В. Роль нравственных концептов в воспитательном процессе//Институт тьюторства в современном инновационном образовании: Материалы международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 2009. – С. 234-239.
33.Мусханова И.В. Теоретические аспекты формирования этнической культуры студентов педагогического вуза//Известия ЧГПИ. - 2009. – С.67-72
34.Мусханова И.В. К проблеме влияния социального контекста на формирование этнической идентичности//Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 2009. – С. 311-314.
35.Арсалиев Ш.М-Х., Мусханова И.В. Гуманистические идеи в педагогической деятельности Л.Н. Толстого// Проблемы современной педагогики: Материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 2010.- С. 186-192 (авторский вклад 70 %)
36. Мусханова И.В. Социально-педагогическая направленность современной чеченской семьи и ее роль в становлении личности//Наука и высшая школа ЧР: перспективы развития межрегионального и международного научно-технического сотрудничества: Тезисы докладов Межрегионального Пагуошского симпозиума, Грозный. - 2010.- С. 79-81
37. Мусханова И.В. О роли учителя в гуманистическом воспитании учащихся//Материалы Международной научно-практической конференции. - Самара, 2010. – С. 382-385
38.Мусханова И.В. Личность учителя в условиях гуманизации отношений в педагогическом коллективе// Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Материалы Международной научной заочной конференции, Липецк. - 2010.- С. 60-63
39.Мусханова И.В. О формировании духовно-нравственных ценностей в контексте диалога культур//Психология и образование», посвященной 30-летию ЧГПИ и Году Учителя: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 9-10 декабря 2010. - Грозный. – С. 39-42
40.Мусханова И.В. Этнопедагогический рукотворный мезомир чеченца//Этнопедагогика в современном обществе», посвященной Году Учителя: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Грозный. - 2010. – С.441-445
41.Мусханова И.В. Социально-педагогические условия развития личности//Состояние и перспективы развития современного гуманитарного образования в изменяющейся России: Материалы Международной научно-практической конференции, Невинномысск. - 2010. – С. 174-177
42.Мусханова И.В. Этнопедагогическая концепция современного воспитания//Развитие личности в образовательных системах: Материалы XXIX международных психолого-педагогических чтений; Волгоград. - 2010. - С. 411-418
43.Мусханова И.В. Исторические аспекты формирования этнического социума//Этнопедагогика в современном обществе», посвященной Году Учителя: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Грозный. - 2010. - С.390-396
44.Мусханова И.В. К проблеме формирования личности педагога в условиях вузовской подготовки//Известия Чеченского государственного педагогического института – 2010. - № 2. – С. 25-31
45.Мусханова И.В. О системе гуманистического воспитания будущего учителя в контексте этнопедагогики чеченцев//Вестник Чеченского института повышения квалификации работников образования. 2011. - выпуск № 1 (14). - С. 83-102.
46. Мусханова И.В. О влиянии языка обучения на интеллектуальное развитие младших школьников// Вопросы кавказского языкознании: Материалы Всероссийской научной конференции, Махачкала. - 2011. - С.152-158
47. Мусханова И.В. О некоторых аспектах обучения младших школьников на родном языке//Наука и образование Чеченской Республики: состояние и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию КНИИ РАН, Грозный. – 2011. – С. 143-146
48. Мусханова И.В. Этнопедагогический потенциал творчества М-С Гадаева//. Вестник АН ЧР. - 2011. - №1. – С. 176-184
49. Мусханова И.В. О некоторых аспектах формирования этнокультурной личности в условиях социокультурного кризиса// Актуальные достижения европейской науки: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Педагогические науки, София: «БялГРАД БГ» ООД, 2011. - Т.17. – С.82-89,
50.Мусханова И.В. К вопросу о формировании личности в условиях социокультурного кризиса в контексте теории этногенгеза//Наука, образование, инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Грозный. - 2011. – С. 255-250
51.Мусханова И.В. Кодекс чести «Къонахалла» в контексте культуры воспитания чеченцев//Вестник АН ЧР 2012. - №2. – С.160-167
52.Мусханова И.В. Теоретико-методологические основы этнопедагогических исследований//Вестник АН ЧР 2012. - №2 – С.156-164
53.Мусханова И.В. Образовательное пространство Чеченской Республики: история и современность//Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2012. - № 5. – С. 143-149