Научная тема: «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Специальность: 10.02.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Полученные результаты могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по морфологии современного русского языка, сопоставительной грамматике, грамматической стилистике, риторике, филологическому анализу художественного текста, теории и практике перевода. Результаты проведенного исследования могут быть востребованы при описании фонда образных средств русского языка, при составлении учебных пособий по морфологии, стилистике, риторике, а также словарей лингвистических терминов. Основные идеи и выводы, содержащиеся в работе, имеют непосредственный выход в теорию и практику обучения русскому языку и, следовательно, могут быть применены в лингвометодических целях при совершенствовании учебных планов и программ как в вузе, так и в школе. Согласно справедливому замечанию Л.В.Щербы, в методике преподавания русского языка и словесности давно назрела потребность разъяснять учащимся не только «идеи», но и художественную сторону поэтических произведений [Щерба 1957: 27]. Слова Л.В.Щербы особенно актуальны на данном этапе развития русского языка, который представляет собой «многопространственный либерализованный язык карнавала», характеризующийся символикой, снятием запретов, всеобщим пародированием, одновременным утверждением нового и отрицанием старого. Названные факторы обусловливают выдвижение требования - воспитать читателя, который был бы способен решить задачу соотнесения формы и содержания литературного произведения [Костомаров 1997: 13, 15].
  2. На защиту выносятся следующие основные положения работы.
  3. Исследование эстетики языковых единиц требует использования комплексного, интегративного подхода, предполагающего творческое применение выводов и перспективных идей, содержащихся не только в трудах по лингвистике, но и в смежных научных сферах - эстетике, литературоведении. Полагаем, что в рамках обозначенного подхода наиболее целесообразным является широкое понимание эстетических ресурсов языковых средств, основу которого составляет концепция эстетического как наиболее общей, фундаментальной категории эстетики.
  4. Эстетику языковых единиц следует рассматривать в контексте исследований по лингвистической прагматике прежде всего в связи с фактором адресата. Эстетическими ресурсами обладают те языковые единицы, которые способны оказывать эстетическое воздействие на человека как адресата речи. Сущность эстетического воздействия языковых средств, являющихся элементами литературного произведения, состоит в том, что читатель (слушатель) в процессе знакомства с данным произведением словесного искусства получает духовное наслаждение, представляющее собой свободное от удовлетворения утилитарных потребностей чувственно-рациональное переживание, основу которого составляет эстетическое удовольствие, игра душевных сил, ощущение радости, полноты бытия. Подобное состояние обусловлено и свойствами самих языковых единиц, и характером их употребления, а именно - новизной, образностью, пластичностью, соотнесенностью со всем литературным произведением как целостным эстетическим объектом, способностью наиболее полно и точно воплощать идейно-художественный замысел писателя.
  5. Эстетические ресурсы единиц любого языка обусловлены комплексом факторов. Среди них важнейшими являются а) свойства языка как сложной динамической системы («системы систем»); б) закон асимметрии языкового знака; в) национальная специфика языка, определяющая основные принципы моделирования мира в языковом сознании его носителей, своеобразие единиц каждого уровня языка, способность языковой единицы ассоциироваться с рядами других единиц в соответствии с критерием семантического или формального сходства; г) внутренние закономерности развития языка; д) диапазон образно-эмоциональных, стилистических возможностей. Реализация эстетических ресурсов языка зависит также от определенных традиций употребления единиц данного языка, специфики развития литературных процессов в обществе, своеобразия мифопоэтической составляющей национального менталитета, характера развития языковых способностей носителей языка, их художественно-эстетических вкусов, предпочтений и т.д.
  6. Эстетические ресурсы языковых единиц как элементов литературного произведения связаны с непосредственным их участием в отражении общих для всех объектов действительности основных эстетических категорий - прекрасного, возвышенного, трагического, комического; в формировании художественного образа как категории эстетики, характеризующей особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности; в воплощении традиций, обусловленных формой художественной речи, эстетики литературного направления (к которому тяготеет произведение), его жанрового своеобразия, идейно-художественной основы, композиции, индивидуальных качеств стиля писателя.
  7. Морфологические средства в аспекте их эстетической реализации необходимо изучать с учетом важнейших особенностей самой морфологической подсистемы русского языка. Полагаем, что проявление эстетических возможностей данных средств в составе литературного произведения зависит от актуализации одного из аспектов слова как основной единицы морфологии. В числе указанных аспектов следует назвать: 1) свойства слова, обусловленные его частеречной принадлежностью, 2) связь с определенной морфологической категорией, 3) особенности, отражающие его отнесенность к какому-либо лексико-грамматическому разряду, 4) грамматическую изменяемость / неизменяемость, 5) своеобразие лексемы, обусловленное ее принадлежностью к одному из формальных классов языковых единиц, 6) звуковую и лексико-грамматическую целостность, 7) стилистические особенности слова или словоформы.
  8. Изоморфизм языковых единиц разных уровней позволяет применять в процессе изучения семантики любой грамматической единицы те же подходы, что и при анализе значения лексических единиц. В соответствии с этим в грамматическом значении рода существительных, представляющих значительный интерес с точки зрения реализации эстетических возможностей данной морфологической категории, мы предлагаем выделять четыре компонента: сигнификативный, номинативный, структурный и коннотативный. Новый подход к рассмотрению семантики грамматического рода субстантивов позволяет раскрыть те лингвистические механизмы, благодаря которым реализуются эстетические ресурсы данной категории.
  9. Важнейшее перспективное направление при изучении эстетических ресурсов морфологических средств языка составляет их анализ с точки зрения использования в составе стилистических приемов (фигур и тропов). Установление возможно более полного перечня подобных приемов позволит не только заполнить соответствующие «лакуны» в энциклопедиях, словарях и справочниках, в которых представление эстетических возможностей морфологических средств русского языка не соответствует истинному положению дел, но и доказательно, с привлечением широкого иллюстративного материала, описать эстетические функции частей речи, их лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий.
Список опубликованных работ
I. Монография:

1. Хайрутдинова Г.А. Эстетика морфологических средств русского языка / Г.А.Хайрутдинова / под ред. Э.А.Балалыкиной. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2004. – 164 с.

II. Статьи в периодических изданиях перечня ВАК:

2. Хайрутдинова Г.А. Семантика грамматического рода существительных в контексте проблемы эстетики языковых единиц / Г.А.Хайрутдинова // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». – 2006. - № 1. – С. 95-101.

3. Хайрутдинова Г.А. К вопросу об эстетических функциях грамматического рода существительных / Г.А.Хайрутдинова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. - 2006. - № 3. – С. 73-79.

4. Хайрутдинова Г.А. Морфологические средства русского языка в аспекте их эстетических ресурсов / Г.А.Хайрутдинова // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2008. – Т. 150. - Кн. 2. – С. 171-179.

5. Хайрутдинова Г.А. Морфологические средства создания комического / Г.А.Хайрутдинова // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Педагогика и психология. Филология и искусствоведение». – 2008. - № 1. – С. 305-310.

6. Хайрутдинова Г.А. Морфологическая категория рода существительных в аспекте ее эстетических ресурсов / Г.А.Хайрутдинова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». - 2008. - № 21. – Вып. 23. – С. 157-163.

7. Хайрутдинова Г.А. Морфологические средства создания комического: на материале художественной речи / Г.А.Хайрутдинова // Искусство и образование. – 2008. - № 5. – С. 31-37.

8. Хайрутдинова Г.А. Об эстетических ресурсах языковых единиц: на материале грамматического рода существительных / Г.А.Хайрутдинова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. - № 4. – С. 50-53.

9. Хайрутдинова Г.А. Морфологические средства отражения категории возвышенного: в контексте проблемы эстетических ресурсов языковых единиц / Г.А.Хайрутдинова // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2008. – Т. 150. - Кн. 6. – С. 237-242.

10. Хайрутдинова Г.А. О семантике и эстетических функциях категории рода существительных / Г.А.Хайрутдинова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. - № 12. Серия «Филология и искусствоведение». – С. 236-245.

11. Хайрутдинова Г.А. Об аспектах изучения эстетики собственных имен (на материале художественной речи) / Г.А.Хайрутдинова // Русский язык за рубежом. – 2009. - № 3. – С. 69-75.

III. Статьи, материалы и тезисы конференций:

12. Хайрутдинова Г.А. К проблеме эстетических ресурсов грамматической категории рода существительных: на материале русского языка / Г.А.Хайрутдинова // Актуальные проблемы прагмалингвистики / Тезисы докладов науч. конф. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1996. – С. 77-78.

13. Хайрутдинова Г.А. Эстетические функции грамматического рода существительных / Г.А.Хайрутдинова // Языковая семантика и образ мира / Тезисы Междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию Казан. ун-та: В 2-х кн. Кн. 2. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. – С. 128-130.

14. Хайрутдинова Г.А. К проблеме лингвометодической стратегии преподавания русской морфологии в татарской аудитории / Г.А.Хайрутдинова // Тезисы Междунар. науч. конф. «Теория и практика русистики в мировом контексте», посвящ. 30-летию МАПРЯЛ. – М., 1997. – С. 413.

15. Хайрутдинова Г.А. К проблеме способов выражения пола живого существа в русском и татарском языках / Г.А.Хайрутдинова // Филология и культура: Тезисы междунар. конф. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997. – С.97-98.

16. Хайрутдинова Г.А. Эстетика морфологических единиц (на материале сказок А.С.Пушкина) / Г.А.Хайрутдинова // А.С.Пушкин и взаимодействие национальных языков и литератур: Тезисы междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. – Казань: УНИПРЕСС, 1998. – С. 140-141.

17. Хайрутдинова Г.А. Художественно-поэтические функции грамматического рода (на материале поэзии и прозы) / Г.А.Хайрутдинова // Язык. Система. Личность: Материалы докладов и сообщений междунар. науч. конф., Екатеринбург, 23-25 апр. 1998 г. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. – С.175-176.

18. Хайрутдинова Г.А. Эстетические возможности грамматического рода существительных (когнитивный аспект) / Г.А.Хайрутдинова // Материалы Первой междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике, 26-30 мая 1998 г.: В 2 ч. Ч. 1. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1998. – С. 171-173.

19. Хайрутдинова Г.А. Эстетические функции грамматического рода / Г.А.Хайрутдинова // Ученые записки Казанского университета. Т. 135. Языковая семантика и образ мира.– Казань: УНИПРЕСС, 1998. – С. 183-188.

20. Хайрутдинова Г.А. Семантика грамматического рода и мифопоэтические традиции (на материале русских существительных) / Г.А.Хайрутдинова // Русский язык и культура (изучение и преподавание): Материалы междунар. науч. конф. (Москва, РУДН, 28-30 нояб. 2000 г.). – М.: ЭКОН, 2000. – С. 321.

21. Хайрутдинова Г.А. Об аспектах анализа эстетики морфологических единиц / Г.А.Хайрутдинова // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2000. - Т.140. – С. 133-138.

22. Хайрутдинова Г.А. Способы отражения пола живого предмета в русском, немецком и татарском языках / Г.А.Хайрутдинова // Deutsch-russischer Dialog in den Philologien (Немецко-русский диалог в филологии). Издатели: Г.Йелитте, М.Горкавчук. – Europäischer Verlag der Wissenschaften PETER LANG, 2001. – С. 209-217.

23. Хайрутдинова Г.А. Род русских субстантивов: анализ в контексте языковой системы и мифопоэтических традиций / Г.А.Хайрутдинова // Язык и этнос: Материалы Первой выездной академ. школы для молодых лингвистов-преподавателей вузов РФ, 30 нояб. – 2 дек. 2001 г. – Казань: «РИЦ «Школа», 2002. – С.93-101.

24. Хайрутдинова Г.А. Экспрессия грамматического рода субстантивов: анализ преобразований в структуре грамматического значения / Г.А.Хайрутдинова // Сопоставительная филология и полилингвизм / Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 29-31 окт. 2002 г.). – Казань: РИЦ «Школа», 2002. – С.252-254.

25. Хайрутдинова Г.А. Морфологические средства создания комизма / Г.А.Хайрутдинова // Русская и сопоставительная филология: Системно-функциональный аспект. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. – С. 135-139.

26. Хайрутдинова Г.А. Род существительных: на материале грамматической метафоры / Г.А.Хайрутдинова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы / Междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию Казан. ун-та: Труды и материалы. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2004. – С. 127-128.

27. Хайрутдинова Г.А. Эстетические функции морфологических средств русского языка как элементов языка художественных произведений / Г.А.Хайрутдинова // Русский язык: исторические судьбы и современность / II Междунар. конгр. исследователей русского языка: Труды и материалы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – С.612.

28. Хайрутдинова Г.А. Проблема эстетики языковых единиц / Г.А.Хайрутдинова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. – С. 256-260.

29. Хайрутдинова Г.А. Семантика грамматического рода существительных в аспекте типологии языковых знаков / Г.А.Хайрутдинова // Тезисы докладов Междунар. конф. «Знак: иконы, индексы, символы», посвящ. 70-летию со дня рождения проф. С.В.Воронина. – СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. – С.69-70.

30. Хайрутдинова Г.А. Таксономическое описание морфологических средств русского языка с точки зрения их эстетических ресурсов / Г.А.Хайрутдинова // Литература, язык и художественная культура в современных процессах социокультурной коммуникации / Материалы межрегион. науч.-теорет. конф. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – С.212-217.

31. Хайрутдинова Г.А. Обыгрывание звукового сходства языковых единиц как способ создания комизма / Г.А.Хайрутдинова // Русская и сопоставительная филология ‘2005. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. – С. 150-155.

32. Хайрутдинова Г.А. Эстетика категории рода существительных (в аспекте анализа композиции литературного произведения) / Г.А.Хайрутдинова // Сопоставительная филология и полилингвизм: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 29 нояб. – 1 дек. 2005 г.). – Казань: РИЦ «Школа», 2005. – С. 266-269.

33. Хайрутдинова Г.А. Использование омонимии и смежных явлений как прием комизма / Г.А.Хайрутдинова // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2006. – Т. 148.- Кн. 3. – С. 161-167.

34. Хайрутдинова Г.А. Об эстетических ресурсах морфологических средств русского языка / Г.А.Хайрутдинова // В.А.Богородицкий: научное наследие и современное языковедение: труды и материалы Междунар. науч. конф.: в 2 т. Т. 1. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007. – С. 268-270.

35. Хайрутдинова Г.А. Об эстетике языковых единиц / Г.А.Хайрутдинова // В.А.Богородицкий и современные проблемы исследования и преподавания языков: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – С. 211-214.

36. Хайрутдинова Г.А. Об эстетике собственных имен / Г.А.Хайрутдинова // Русская и сопоставительная филология ´2007. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. – С. 161-168.

37. Хайрутдинова Г.А. Характеристика морфологических средств русского языка в аспекте их эстетического потенциала / Г.А.Хайрутдинова // Вестник Башкирского государственного университета. – 2008. – Т. 13. - № 1. – С. 65-68.

38. Хайрутдинова Г.А. Об эстетических ресурсах слова, определяемых его частеречной принадлежностью [Электронный ресурс]: (Культура & общество) / Г.А.Хайрутдинова. – 2008. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/ Articles/2008/Hairutdinova.pdf, свободный. - Проверено 10.07.2009.

39. Хайрутдинова Г.А. Эстетические ресурсы грамматического рода с точки зрения его семантической структуры [Электронный ресурс]: ( Культура & общество) / Г.А.Хайрутдинова. – 2008. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2008/Hairutdinova1.pdf, свободный. - Проверено 10.07.2009.

40. Хайрутдинова Г.А. Эстетические ресурсы морфологических средств языка: в аспекте изучения идиостиля писателя / Г.А.Хайрутдинова // Языковая семантика и образ мира: материалы Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 1. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – С. 274-276.

41. Хайрутдинова Г.А. К проблеме связи между грамматическими единицами и формой художественной речи / Г.А.Хайрутдинова // Русский язык: история и современность: сб. статей к юбилею проф. Т.М.Николаевой. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – С. 237-243.

42. Хайрутдинова Г.А. Актуализация частеречной принадлежности слова: в контексте проблемы эстетики языковых единиц / Г.А.Хайрутдинова // Русская и сопоставительная филология ´2008. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – С. 106-111.

43. Хайрутдинова Г.А. Образность художественной речи и морфологические средства ее создания / Г.А.Хайрутдинова // Проблемы сохранения языка и культуры в условиях глобализации: Материалы VII Международного симпозиума «Языковые контакты Поволжья», Казань, 2-5 июля 2008 г. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. – С.250-252.

44. Хайрутдинова Г.А. О семантике категории числа существительных / Г.А.Хайрутдинова // Богородицкий В.А. и современные проблемы исследования и преподавания языков: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – С. 216-219.