2. Логика становления и развития педагогических инноваций связывается с «погружением» педагога в ситуацию проектирования и моделирования нововведений в сфере образования в условиях ценностно-смыслового и организационно-технологического согласования деятельности субъектов педагогического процесса - учителей (руководителей школ), преподавателей-андрагогов, методистов. Педагогические новации в этих условиях выступают как фундаментальные основания развития системы последипломного образования.
3. Концепция системного педагогического менеджмента, ориентированная на обобщение и трансляцию педагогических инноваций. Концепция базируется на идеях поиска и реализации эффективных подходов к обеспечению управляемости данного процесса, скоординированности с другими инновационно - ориентированными процессами, выстраивания его применительно ко всем направлениям инновационной деятельности, управленческим уровням. Системный инновационный педагогический менеджмент, ориентированный на обобщение и трансляцию педагогических инноваций, включает комплекс форм, средств и технологий воздействия на инновации и факторы, определяющие их успешность в рамках региональной и муниципальных образовательных систем.
Ядро концепции образует синтез положений, идей, принципов педагогики, общей теории менеджмента и теории инновационного менеджмента, квалитологии, синергетики, системологии.
Системный педагогический менеджмент, ориентированный на процесс развития педагогических инноваций, распространяется на все подсистемы учреждения дополнительного профессионального образования (организационную, хозяйственно-экономическую, педагогическую); на все его структурные подразделения и уровни управления (от отдельного методиста и преподавателя до кафедры, факультета и учреждения в целом); имеет своими объектами воздействия инновации в сфере обучения, воспитания, развития обучающихся; инновации в сфере научно-методической работы, управления образовательными системами; предполагает использование системных технологий, направленных на определение качества и эффективности инноваций (системный мониторинг инновационной деятельности), системы оценочных критериев и показателей, системы оценочно-измерительных средств; выстраивается в логике системного процесса (цель, подпроцессы, управляющая подсистема, управляемая подсистема).
4. Интегративная многоуровневая система педагогического взаимодействия управленческих и педагогических кадров в инновационной образовательной среде, целью реализации которой являются обобщение и трансляция педагогических инноваций. Выстраивание такой системы осуществляется с учетом взаимодействия и взаимодополнения формальных и неформальных программ развития профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров, предполагает формирование специализированных программно-целевых структур и механизмов координации, использование консалтинговых, экспертных и оценочно-диагностических методов и технологий.
Ключевыми элементами интегративной многоуровневой педагогической системы взаимодействия управленческих и педагогических кадров в инновационной образовательной среде выступают процедуры обобщения и трансляции педагогических инноваций, осуществляемые с опорой на достижения педагогической инноватики, предполагающие использование различных каналов, способов передачи и работы с информацией. Важнейшим звеном в данной системе новаций выступают мероприятия, связанные с переподготовкой и повышением квалификации управленческих и педагогических кадров.
Интегративная многоуровневая система педагогического взаимодействия управленческих и педагогических кадров в инновационной образовательной среде представлена через характеристику организационной структуры управляющей системы; описание технологии управленческого воздействия на субъектов и составляющие инновационной деятельности, включая функции, виды, технологии управления качеством; характеристику этапов разработки и внедрения (развертывания) системы управления инновационной деятельностью, механизма оценки эффективности ее применения.
Потенциально возможно значительное число вариантов построения системы взаимодействия управленческих и педагогических кадров в инновационной образовательной среде. Основаниями для их классификации выступают: перечень и объем, приоритетность ключевых целей; набор основных инструментов обеспечения интегрированности и взаимодействия управленческих и педагогических кадров в инновационной образовательной среде в виде методов и технологий естественного, самоуправляемого и стохастического взаимодействия, активного воздействия на факторы и условия, способствующие более активному и систематическому взаимодействию субъектов инновационной деятельности; состав и объем всех видов ресурсов, привлекаемых для обеспечения взаимодействия управленческих и педагогических кадров в инновационной образовательной среде; пространство регулирования такой моделью объектов, процессов, связей, отслеживаемых параметров, характеристик, качества взаимодействия.
Интегративная педагогическая система взаимодействия управленческих и педагогических кадров в инновационной образовательной среде распространяет свое действие на все этапы жизненного цикла инноваций, на все уровни управления системой образования, на все ступени непрерывного образования (от дошкольного до постдипломного). Возможно формирование и применение локальных моделей, задача которых состоит в обеспечении взаимодействия участников инновационного процесса применительно к отдельным составляющим и объектам, представленным выше.
5. Положение о сущности понятия «качество инновационных процессов в региональной образовательной системе», месте и роли системы дополнительного профессионального образования в ряду факторов, оказывающих воздействие на данное качество. Качество инновационных процессов в региональной образовательной системе представляет собой многогранную, интегральную характеристику, выступающую обобщенной мерой поступательного развития образовательной системы в необходимом направлении при наиболее оптимальном использовании всех видов ресурсов. Качество инновационных процессов является достаточно трудно диагностируемой и измеряемой составляющей в параметрической модели оценки качества образования на всех уровнях управления. Его результирующие параметры рассчитываются на относительно длительных циклах и носят вероятностный нечеткий характер.
Использование в системе дополнительного профессионального образования разноплановых организационно-управленческих и психолого-педагогических методов сопровождения инновационных процессов, обобщения и трансляции педагогических инноваций на различных этапах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров способствует системной рефлексии управленческими и педагогическими кадрами достигнутых результатов и достижений в области инновационного совершенствования образовательных систем, отдельных их элементов. Одновременно в системе дополнительного профессионального образования происходит активизация креативных процессов субъектов образовательной деятельности в направлении выработки инновационной стратегии и программы инновационных преобразований в сочетании с их экспертизой и апробацией на формальной и неформальной основе.
6. Организационно-педагогическая структура научно-методического сопровождения становления и развития педагогических инноваций в региональной системе дополнительного профессионального образования включает: инновационно-образовательную сеть, рассматриваему как совокупность взаимодействующих формальных и неформальных структур в статусе юридических и неюридических лиц, реализующих экспериментальные, инновационные, апробационные, стажировочные программы (проекты); субъекты управления инновационной деятельностью, а также нормативную правовую базу, обеспечивающую инфраструктуры, и ресурсы. Региональная инновационно-образовательная сеть обладает всеми признаками и свойствами многоуровневой, открытой, рефлексивной социальной системы, управляемой на основе матрично-сетевого подхода.
Формирование эффективной организационно-педагогической структуры и организационного механизма научно-методического сопровождения инновационной деятельности в региональном образовательном пространстве во многом зависит и связано с проведением синхронизации деятельности учреждения дополнительного профессионального образования, его подразделений в области сопровождения инновационной деятельности с региональным органом управления образованием и его структурными подразделениями, органами местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, муниципальными методическими службами.
По ряду направлений требуется создание горизонтальных, плоских организационных структур в виде временных научных групп, стратегических команд, определение координатора работ по сопровождению инновационной деятельности муниципальных и государственных образовательных учреждений, в том числе, в рамках создаваемых на их базе и с их участием интегративных инновационных структур (интегративные инновационные площадки, научно-образовательные комплексы и др.).
7. Инновационная стратегия, ориентированная на выявлении и развитие педагогических инноваций. В ее основе лежат стратегические установки учреждения дополнительного профессионального педагогического образования, связанные с оказанием качественных образовательных услуг, способствующих скорейшему формированию конкурентоспособности личности слушателя в условиях рыночной экономики; созданием в учреждении системы менеджмента знаний, мотивации к изменениям и улучшению всех направлений деятельности. Инновационная стратегия, ориентированная на становление и развитие педагогических инноваций, предполагает определение приоритетов в деятельности и дополнительного педагогического образования, связанных с созданием условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования; обновлением структуры и содержания образования; развитием фундаментальности и практической направленности дополнительных образовательных программ; развитием единого регионального образовательного пространства. Названные выше приоритеты конкретизируются в комплексе решаемых инновационных задач: разработка и внедрение модульных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников; содействие развитию профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров; разработка и реализация новой модели развития и оценки профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров; развитие новых форм повышения квалификации (дистантных, проектных, интерактивных); научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации региональной системы образования; развитие системы обобщения и распространения эффективного педагогического опыта, инновационных достижений субъектов образовательной деятельности; обеспечение качества реализуемых образовательных программ, научно-исследовательских проектов, их научно-методическое сопровождение.
1.Березина О.Л. Роль курсовой подготовки в трансляции инновационного педагогического опыта и совершенствовании образовательных систем (статья). - ж-л ИОВ РАО «Человек и образование», - 2011, - № 4. – 0,6 п.л..
2. Березина О.Л. Роль системы повышения квалификации в развитии инновационной образовательной среды (статья). – ж-л «Профессиональное образование в России и за рубежом», - 2012, - № 5. – 0,6 п.л..
3. Березина О.Л. Обобщение и трансляция педагогических инноваций в системе дополнительного профессионального образования (статья). Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал).
Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург . – 0,6 п.л.
4. Березина О.Л. Социальный заказ системе дополнительного профессионального образования и проблема качества кадровых ресурсов в региональной образовательной системе. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург . – 0,6 п.л.
II. Монографии, статьи в коллективных монографиях, учебные пособия, методические рекомендации
5.Березина О.Л. Проблемы и новые подходы к организации и содержанию деятельности муниципальных методических служб (учебно-методическое пособие). – М.: Вентана-Граф. 2008. – 6,4 п.л.
6.Березина О.Л. Современный этап развития системы дополнительного педагогического образования в контексте стратегии модернизации российской школы (монография) /Под общей ред. В.П.Панасюка. - Салехард: ГОУ ДПО "ЯНОИПКРО", 2008. - 5,9 п.л.
7.Березина О.Л. Инновационное развитие педагогических систем как отражение квалитативных тенденций в современном образовании (монография). - Салехард: ГОУ ДПО "ЯНОИПКРО", 2009. – 7,9 п.л.
8.Березина О.Л. Концептуальные основы системного инновационного педагогического менеджмента в учреждении дополнительного педагогического образования (монография). - Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО "РИРО", 2010. – 12,6 п.л.
9.Березина О.Л. Обобщение и трансляция педагогических инноваций (монография). - Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО "РИРО", 2011. – 16,9 п.л.
10.Березина О.Л. Обеспечение качества дополнительного педагогического образования в системе повышения квалификации учителей в условиях модернизации российского образования. – Салехард: Научный вестник № 5 «Актуальные вопросы современного образования». 2003. – 0,6 п.л.
11.Березина О.Л. Проблемы сельской многонациональной школы в Ямало-Ненецком автономном округе. – Салехард: Сборник статей окружного научно-практического семинара для директоров сельских школ «Повышение качества образования в современной сельской школе». 2004. – 0,6 п.л.
12.Березина О.Л. Формы государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. – Салехард: Сборник статей окружного научно-практического семинара для директоров сельских школ «Повышение качества образования в современной сельской школе». 2004. – 0,6 п.л.
13.Березина О.Л. Значение предпрофильной подготовки в рамках модернизации российского образования. – Салехард: Материалы научно-практической конференции «Реализация концепции модернизации в условиях ЯНАО». 2004. – 0,6 п.л.
14.Березина О.Л. Система повышения квалификации руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием – основа проектирования аналитической деятельности. – Салехард: Научный вестник № 6 «Образование взрослых в современном развивающемся обществе». 2004. – 0,6 п.л.
15.Березина О.Л. Проблемы преемственности в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации образования. – Салехард: Научный вестник № 7 «Актуальные проблемы развития образования в ЯНАО в условиях модернизации». 2005. – 0,6 п.л.
16.Березина О.Л. Изменения в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Ямало-Ненецкого автономного округа в условиях модернизации российского образования. – Салехард: Материалы окружного научно-практического семинара «Ямал: традиции, современность, будущее». 2005. – 0,6 п.л.
17.Березина О.Л. Подготовка руководителей образовательных учреждений как условие внедрения системных методов управления качеством образования. – Салехард: Сборник научно-методических статей сотрудников Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования «Научное обеспечение системы повышения квалификации педагогических кадров». 2006. – 0,6 п.л.
18.Березина О.Л. Модернизация методической службы как способ решения проблемы качества образования в системе повышения квалификации. – Салехард: Сборник научных и научно-методических статей сотрудников Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования и муниципальных методических служб «Проблемы качества образования в системе повышения квалификации». 2006. – 0,6 п.л.
19.Березина О.Л. Особенности развития региональных образовательных систем в современных условиях. – Салехард: Сборник научных и научно-методических статей, посвященных 80-летию системы повышения квалификации работников образования в России «Образование на Ямале: модернизация и мультикультурность». 2007. – 0,6 п.л.
20.Березина О.Л. Проблемы качества образования в системе повышения квалификации. – Салехард: Сборник научных и научно-методических статей сотрудников ГОУ ДПО ЯНОИПКРО «Инновации в образовании». 2008. – 0,6 п.л.
21.Березина О.Л. Совершенствование содержания и форм работы в окружной системе повышения квалификации как приоритетное направление в деятельности Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования. – Салехард: Сборник научных и учебно-методических статей сотрудников ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, посвященный 15-летию института «Актуальные проблемы образования в Ямало-Ненецком автономном округе». 2008. – 0,6 п.л.
22.Березина О.Л. Новые ценности профессионального образования в свете идей Болонского процесса. – Салехард: Сборник научных и научно-методических и учебно-методических статей сотрудников Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации, посвященный Году учителя «Актуальные проблемы образования в Ямало-Ненецком автономном округе». 2010. – 0,6 п.л.
23.Березина О.Л. Компетентностный подход в курсовой подготовке учителей: проблемы внедрения. – Салехард: Сборник научных и научно-методических и учебно-методических статей сотрудников Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации, посвященный Году учителя «Актуальные проблемы образования в Ямало-Ненецком автономном округе». 2010. – 0,6 п.л.
24.Березина О.Л. Инновационная компетентность педагога и ее развитие в системе дополнительного профессионального педагогического образования. Сборник статей, текстов и тезисов выступлений участников Арктического форума «Арктика – регион инновационного образования». – Салехард, 2011. – 0,6 п.л.
25.Березина О.Л., Панасюк В.П., Романкова И.В. Инновационно-ориентированная модель профессионально-образовательной подготовки педагогических кадров (статья). – ж-л «Управление качеством образования. Теория и практика эффективного администрирования», - 2012, № 3. - 0,6 п.л.
26.Березина О.Л. Профессионально-образовательная подготовка педагогических кадров в области инновационного совершенствования образовательных систем (статья). - ж-л «Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа». Педагогическое обозрение Ямала. – Салехард, - 2011, - вып. №2 (71). –0,6 п.л.