Научная тема: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖАНРОВОГО МНОГООБРАЗИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО РОМАНА»
Специальность: 10.01.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Появление романа в современном его понимании связано с отходом М. Сервантесом от существующих канонов повествования, со смешением в «Дон Кихоте» и «Северной повести» элементов рыцарского и плутовского романов, героического эпоса, «обрамленной повести» и т.д.
  •  Под жанровым смешением, или иными словами жанровой контаминацией (от лат. «сontaminatio» - соприкосновение, смешение), понимается объединение в одном художественном произведении элементов двух или более жанров, при котором «жанровые признаки» одного из жанров остаются доминирующими.
  •  Жанровое смешение выступает и как инструмент создания нового жанра (например, появление романа), и как инструмент эволюции самого жанра, обогащения его содержания и появления в нем различных типов.
  •  В современной литературе отсутствуют образцы крупной прозы, которые можно было бы характеризовать как жанрово «чистые». Особенности современной литературы, многомерность художественного сознания не создают условий для «дистиллированных» коммуникативных шаблонов, то есть для «чистых» жанровых конструкций.
  •  Жанровая «чистота» романа недостижима, как в силу синкретического характера данного жанра, так и в силу роли писателяроманиста как новатора и критика. В романе писатель ставит проблему в своей авторской интерпретации, раскрывает свое видение этой проблемы, использует художественные приемы, ранее не использованные для раскрытия этой проблемы. Поиск новых художественных приемов приводит к смешению жанров. В большинстве случаев использованные новые приемы оказываются уже апробированными в иных жанрах, и лишь в исключительных случаях, можно говорить о создании новых художественных приемов. Функция авторской критики жанровой конструкции может проявлять себя в нескольких формах.
  •  Многоуровневая структура семантического ядра романа позволяет в художественное произведение включать элементы других жанров. При этом соотношение и взаимосвязи романного и эпического начал на субъективном и объективном уровнях варьируются в различных типах романа. Это приводит к вариативности жанровой конструкции, несмотря на то, что доминирующие в романе способы художественного отображения и повествования остаются неизменными.
  •  Существуют три основные формы жанрового смешения. Во-первых, речь идет о вкраплении в роман элементов других родов - в этом случае имеет место быть межродовое смешение. К межродовому жанровому смешению можно условно отнести и вкрапление в роман элементов нехудожественной прозы. Во-вторых, в роман вкрапливаются элементы других жанров прозы. В этом же случае имеет место внутриродовое смешение. Межродовое жанровое смешение в романе может приводить к смешению низших и высших жанров. В-третьих, внутрижанровое смешение, которое охватывает сочетание признаков различных типов романа.
  •  Процесс смешения жанров носит непрерывный характер, что приводит к феномену многоуровневости жанрового смешения. Наблюдается накладывание новых форм жанрового смешения на существующие. Например, роман (уровень генезиса: синтетичность самого романа как жанра) - детективный роман (первый уровень: смешение элементов готического, приключенческого и научного романов) - политический детективный роман (второй уровень: смешение с элементами документальных жанров) - «антидетектив» (третий уровень: смешение различных типов детективного романа в ходе деконструкции). При этом могут накладываться различные формы жанрового смешения.
  •  «Смещение» жанра носит ограниченный характер и не предполагает в качестве результата формирование нового жанра. Появление новых жанров сопряжено с процессами жанрового «замещения». Если «смещение» жанра предполагает изменение жанрового содержания художественного произведения без изменения жанровых признаков, то «замещение» жанра предусматривает формирование новой совокупности жанровых признаков. «Смещение» жанра служит инструментом эволюционной адаптации жанровой конструкции под изменение общественно-политических условий, а «замещение» жанра - это инструмент радикальной трансформации литературных процессов под влиянием эпохальных общественно-политических событий и смены коммуникационной обстановки.
  •  Жанровое смешение осуществляется не хаотично, а в соответствии с содержанием и проблематикой произведения. Обращение автора к жанрам и их признакам не является абсолютно произвольным актом: содержание авторского замысла и используемый метод художественного познания подталкивают автора к использованию конкретного жанра и художественного приема.
  •  Жанровое смешение сопряжено также с такими литературными понятиями как «мегажанр» и «метажанр». Путем сопоставительного анализа этих явлений, было определено, что в метажанре доминирует межродовое жанровое смешение, тогда как в мегажанре жанровое смешение носит разноплановый характер. Жанровое смешение в метаромане связано с эссеизацией и саморефлексией литературы. Двуплановая художественная конструкция метаромана предполагает, что на первом плане размещается романный сюжет, а на втором - саморефлекторный сюжет.
  •  Для некоторых типов романа характерно вторичное вкрапление элементов эпоса. Например, в романе-эпопее, а также в некоторых постмодернистских романах. Эти типы романа «вбирают» те элементы эпоса, которые не были восприняты на стадии генезиса романа.
  •  «Обрамление» создает основу для вставных частей в романе, отличающихся жанровой природой. «Обрамленность» имеет связь со свойством полифоничности жанра: полифоничность романа позволяет обращаться к «обрамлению» как принципу построения композиции и сюжета.
  •  Межродовое жанровое смешение предполагает вкрапление в роман элементов жанров, не принадлежащих прозе. Формы и характер жанрового смешения с лирическими, драматическими, документальными, публицистическими, научными жанрами носят различный характер.
  •  Взаимодействие романа с лирическими жанрами может осуществляться в двух форматах: компромисс поэзии с прозаическим изложением (лирическая проза, роман-поэма) или же привнесение романного начала в стихотворную форму (роман в стихах: эпическая тема, но стихотворный рифмованный текст).
  •  Формы смешения романа и драматических жанров различны, что приводит к формированию различных типов романа. Понятие «драматический роман» является интегральным и объединяет такие типы романа как роман-драма, роман-трагедия, роман-комедия, роман-мелодрама и роман-пьеса.
  •  Жанровое смешение с жанрами документально-художественной литературы можно раскрыть лишь через понимание документальности как художественного метода. В зависимости от характера жанрового смешения можно выделить несколько групп документально-художественной литературы.
  •  Смешение научных жанров и романа принимает различные формы. Во-первых, развитие научной мысли нередко оказывает влияние на фабулу и сюжет произведения. Подобная форма взаимодействия приводит к формированию устойчивых романных форм: роман-путешествие (роман-странствие), педагогический роман, фантастический роман (в том числе роман-утопия, роман-антиутопия). Во-вторых, романы могут создаваться с использованием композиционной архитектуры научных жанров. Как следствие второй формы смешения можно говорить о таких типах романа как роман-исследование, «научный роман», роман-трактат.
  •  Развитие технических средств коммуникации привело к появлению креолизированных романов, ретранслируемых посредством технических средств коммуникации. К этому типу романа можно относить аудиороман, кинороман и гипертекст роман. Данные произведения учитывают особенности ретрансляции через технические средства коммуникации. В креолизированных романах повествование сочетает вербальные и невербальные способы передачи информации, а жанровая форма подвержена влиянию не только социальных аспектов коммуникации, но и технических.
Список опубликованных работ
Монографические исследования

1.Шарифова С.Ш. İlk Azərbaycan romanları (Первые азербайджанские романы): – Баку, «Элм» («Наука»), 1998. – 120 с.

2.Шарифова С.Ш. Azərbaycan nəsr janrlarının təşəkkül və formalaşması prosesi (XX əsrin əvvəllərinə qədər) (Процесс зарождения и развития жанров прозы в Азербайджане (до начала ХХ века)): – Баку, «Элм» («Наука»), 2005. – 240 с.

3.Шарифова С.Ш. Ədəbi prosesə nəzəri baxış (tənqidi məqalələr – 2003-2005-ci illər I kitab) (Теоретический обзор литературного процесса (2003-2005 годы). Книга первая): – Баку, «Маариф» («Просвещение»), 2006. – 210 с.

4.Шарифова С.Ш. Müasir Azərbaycan romanlarında ictimai-siyasi mühitin təsviri problemləri (Проблемы отображения социально-политической среды в современных азербайджанских романах): – Баку, Издательство БакинскогоУниверситета Благородных Девиц, 2007. – 78 с.

5.Шарифова С.Ш. (Ədəbi prosesə nəzəri baxış (2006-2007-ci illərin məqalələri). İkinci kitab) (Теоретический обзор литературного процесса. (2006-2007 годы) Книга вторая): – Баку, «Элм» («Наука»), 2008. – 216 с.

6.Шарифова С.Ш. Генезис азербайджанского романа: жанровые характеристики романа-хекаята и «маленького романа». – М.: Независимое литературное агентство «Московский парнас», 2009. – 208 с.

7.Шарифова С.Ш. Жанровое смещение в романе: коммуникативно-социокогнитивный подход. – М.: Независимое литературное агентство «Московский парнас», 2011.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов докторских диссертаций

8.Шарифова С.Ш. Соотношение жанрового смешения со «смещением» жанра, «диапазоном» жанра и его переходными формами//Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. – 2010. – № 3. – С. 51–57;

9.Шарифова С.Ш. «Миграция» сюжета как фактор развития литературы на современном этапе//«Известия Южного федерального университета. Филологические науки». – 2011. – № 1. – С. 14-22;

10.Шарифова С.Ш. Азербайджанский роман: смешение с фольклорными жанрами//Вестник Центра международного образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. «Филология. Культурология. Педагогика. Методика». – 2011. – № 1. – С. 90-94;

11.Шарифова С.Ш. Типы документально-художественного романа// Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2011. – № 23. – С. 271-277. Серия гуманитарные науки;

12.Шарифова С.Ш. Креолизированный роман, ретранслируемый посредством технических средств коммуникации//Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. – Т. 2. – № 2 (30). – С. 76-81;

13.Шарифова С.Ш. Виды жанрового смешения в современной романистике//В мире научных открытий. – 2011. – № 4.1 (16). – С. 724-741, серия «Гуманитарные и общественные науки».

14.Шарифова С.Ш. Восточная мифология и азербайджанский роман: точки пересечения//Восток (Oriens). Афро-азиатские общества: История и современность. – 2011. – № 2. – С. 131-134;

15.Шарифова С.Ш. Смешение романа с драматическими жанрами//Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 15. – С. 59-65;

16.Шарифова С.Ш. Виды жанрового смешения: влияние на эволюцию жанров//Обсерватория культуры. – 2011. – № 3 (май-июнь). – С. 94-101;

17.Шарифова С.Ш. Особенности смешения романного и эпического начал в романе-эпопее//Вестник Центра международного образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. «Филология. Культурология. Педагогика. Методика». – 2011. – № 4. – С. 96-100;

18.Шарифова С.Ш. Постмодернистский азербайджанский роман XXI века (обзор современной азербайджанской романистики)//Восток (Oriens). Афро-азиатские общества: История и современность. – 2011. – № 6. – С. 161-165;

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Республики Азербайджана для публикации основных результатов докторских диссертаций

19.Шарифова С.Ш. Azərbaycan romanının təşəkkül tarixindən (Из истории становления азербайджанского романа)//Язык и литература. – Баку, 1998. – № 1 (19). – С. 84-86;

20.Шарифова С.Ш. Azərbaycan bədii nəsrində ənənvi məktub janrı (Традиции эпистолярного жанра в прозе Азербайджана)//Язык и литература. – Баку, 2000. – № 2 (27). – С. 80-83;

21.Шарифова С.Ш. Ədəbi janr kateqoriyasının tarixi-nəzəri aspektləri (Историко-теоретические аспекты категории жанра)//Научные изыскания. Сборник 5. Филология, история, культура. – Баку, 2001. – С. 3-7;

22.Шарифова С.Ш. Səyahətnamə janrının təkamülü (Становление жанра путешествия)//Научные изыскания. Филология, история, культура. Сборник 6. – Баку, 2001. – С. 9-15;

23.Шарифова С.Ш. Əlabbas Müznib yaradıcılığı müasir ədəbiyyatşünaslıqda (Творчество А.Музниба в современном литературоведении)//Известия Национальной Академии Наук Азербайджана. – Баку, 2004. – № 1. – С. 148-15, Серия гуманитарные науки;

24.Шарифова С.Ш. Ədəbiyyatşünaslıqda nəsr janrlarının təsnifatı (Классификация прозаических жанров в литературоведении)//Известия Национальной Академии Наук Азербайджана. – Баку, 2005. – № 1. – С. 35-44. Серия гуманитарные науки;

25.Шарифова С.Ш. Ə. Hacızadənin «Möcüzə» romanında süjet xəttinin və obrazların təsvir özəllikləri (Особенности сюжетной линии и изображения образов в романе Алибала Гаджизаде «Чудо»)//Литературный сборник XIX. Труды Института литературы им. Низами. – Баку, 2006. – С. 153-166;

26.Шарифова С.Ш. «Gizlinlər» romanı haqqında (Отображение реальности в романе «Потаенные»)//Вестник Бакинского Университета. – Баку, 2006. – № 4. – С. 32-38, Серия гуманитарные науки;

27.Шарифова С.Ш. Azərbaycan romanının janr müxtəlifliyi (Жанровое разнообразие Азербайджанского романа)//Известия Национальной Академии Наук Азербайджана. – Баку, 2008. – № 1. – С. 49-57, Серия гуманитарные науки;

28.Шарифова С.Ш. Современные тенденции развития романа и проблема жанрового смешения//Известия Национальной Академии Наук Азербайджана. – Баку, 2010. – № 3-4. – С. 49-65, Серия гуманитарные науки.

Статьи в научных сборниках, журналах и материалы конференций, симпозиумы, конгрессы

29.Шарифова С.Ш. Qloballaşmanın janrların inkişafına təsiri (Влияние глобализации на развитие жанров)//Материалы международного научного симпозиума «Традиции и глобализация». – Баку, 2002. – С. 42-44;

30.Шарифова С.Ш. Hekayənin janr xüsusiyyətləri (Жанровые особенности рассказа)//Сборник научных статей: Экология, философия, культура. Выпуск 33. – Баку, 2002. – С. 244-246;

31.Шарифова С.Ш. Azərbaycan ədəbiyyatşünaşlığı qloballaşma prosesində (Азербайджанское литературоведение в процессе глобализации)//Научно-практическая конференция «Qloballaşma və Azərbaycan» (Глобализация и Азербайджан). – Баку, 2002. – С. 208-210;

32.Шарифова С.Ш. Hekayə janrının anlayışı və əsas xüsusiyyətləri (Понятие и особенности рассказа как жанра)//Материалы научной конференции «Научно-технический прогресс и женщина». – Баку, 2003. – С. 181-184;

33.Шарифова С.Ш. Azərbaycan bədii nəsrində sərgüzəşt janrı (Приключенческий жанр в азербайджанской прозе)//Материалы научной конференции, посвященной 80-летию академика З. Бунядова: «Актуальные проблемы Востока - история и современность». – Баку, 2003. – С. 177-179;

34.Шарифова С.Ш. A. Bakıxanovun «Kitabi-Əsgəriyyə» əsərinin milli ədəbiyyatımızda janr inkişafına təsiri (A. Bakıxanovun «Kitabi-Əsgəriyyə» əsəri milli ədəbi janr inkişafı kontekstində) (Влияние произведения А. Бакиханова «Книга об Аскере» («Китаби Аскерийя») на развитие жанров прозы в национальной литературе)//Вопросы филологии II. – Баку, 2004. – С. 19-21;

35.Шарифова С.Ш. Janr istilahının etimologiyası (Этимология понятия жанра)//Социально-политические проблемы. Выпуск XIII. – Баку, 2005. – С. 79-86;

36.Шарифова С.Ш. Xaqaninin «Töhfətül-İraqeyn» əsərinin janr mənsubiyyəti və mövzu çeşidi haqqında (Жанровая принадлежность и разнообразие тематики произведения «Тохфатул-Иракейн» («Подарок двух Ираков») Афзаладдина Ибрагима Хагани Ширвани)//Материалы ХХ научно-практической конференции: «Средневековые рукописи и проблемы истории культуры Азербайджана. Посвящено 880-летию Хагани». – Баку, 2006. – С. 75-85;

37.Шарифова С.Ш. Nizami Gəncəvinin «Xəmsə»sinin janr mənsubiyyəti problemi (Проблема жанровой принадлежности «Хамсы» Низами)//Шарифова С.Ш. «Теоретический обзор литературного процесса» (2003-2005 годы). – Баку, 2006. – С.33-36. – Кн. I;

38.Шарифова С.Ш. «Səfalət» romanında sosial ziddiyyətlərə yeni baxış (Новый взгляд на социальные противоречия в романе «Сафалат»)//Известия БДУ. Выпуск 5. – Баку, 2006. – С. 114-121;

39.Шарифова С.Ш. Ağarəhim Rəhimovun «Girdab» romanında sosial ziddiyyətlərin təsviri (Отображение социальных противоречий в романе А.Рагимова «Гирдаб»)//Известия БакинскогоУниверситета Благородных Девиц. Выпуск 5. – Баку, 2006. – С. 100-107;

40.Шарифова С.Ш. Müasir milli romançılığında qadın obrazı (Образ женщины в современных азербайджанских романах)//II международная научная конференция «Сравнительное литературоведение». – Баку, 2006. – С. 155-156;

41.Шарифова С.Ш. Azərbaycan romanının xüsusiyyətləri və janr müxtəlifliyinin nəzəri aspektləri (Особенности и теоретические аспекты жанрового многообразия азербайджанского романа)//«Вектор». – 2007. – № 12-13. – С. 20-25;

42.Шарифова С.Ш. Yusif Səmədoğlunun «Qətl günü» romanı (Роман «День казни» Юсифа Самедоглы)//«Баяты». – 2007. – № 20. – С. 63-67;

43.Шарифова С.Ш. Sabir Rüstəmxanlının «Göy Tanrı» romanının ideoloji mahiyyəti, əsas obrazları, dil və üslub xüsusiyyətləri (Идеологическое значение, сюжетная линия, основные образы и особенности языковой стилистики романа Сабира Рустамханлы «Небесный Тенгри» («Göy Tanrı»))//Jahrbuch Aserbaidschanforschung 2007. Beiträge aus Politik, Wirtschaft, Geschichte und Literatur. – Berlin, 2007. – С. 257-262;

44.Шарифова С.Ш. Глобализация и методологические проблемы литературоведения//Конгресс «Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве». В 2-х т. – СПб., 2008. – Т. 2. – Ч. 2. – С. 122-128;

45.Шарифова С.Ш. «Ağ qoç, qara qoç» əsərində milli yol axtarışı (Поиск национального пути в романе «Белый овен, черный овен»)//«Теоретический обзор литературного процесса» (2006-2007 годы). – Баку, 2008. – С. 102-126, – Кн. 2;

46.Шарифова С.Ш. Qürur duyduğumuz roman (Роман нашей гордости)//«Теоретический обзор литературного процесса» (2006-2007 годы). – Баку, 2008. – С. 62-71, – Кн. 2;

47.Шарифова С.Ш. Конвергенция европейских и восточных литературных традиций и фольклора на этапе зарождения азербайджанской романистики//Российский колокол. – М., 2009. – № 2 (28). – С. 35–38;

48.Шарифова С.Ш. Образы России и российского военнослужащего современной прозе Азербайджана//Образ Росси в контексте формирования культуры толерантности внутри страны и за рубежом. Сб. тезисов международ. научно-практ. конф. – М., 2010. – С. 75-77;

49.Шарифова С.Ш. Взаимоотношение романа с фольклором//материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием; 150-летию со дня рождения А.П. Чехова. – Омск, 2010. – С. 45-47;

50.Шарифова С.Ш. Проникновение документальных форм в романистику//Вопросы филологии и журналистики. Выпуск 5. В 3-х частях. – Омск, 2010. – С. 96-102, – Ч. 1;

51.Шарифова С.Ш. «Бродячий сюжет» и сверхтип (Проблемы сравнительного литературоведения в разрезе смешения жанров)//Литературный календарь. Книги дня. – 2010. – № 5 (8). – C. 84-96;

52.Шарифова С.Ш. Влияние жанрового смешения на эволюцию жанров, виды жанрового смешения//Литературный календарь: книги дня. – 2010. – № 2 (5). – С. 67-92;

53.Шарифова С.Ш. Проблемы интерпретации и фальсификации в художественно-исторической романистике: сознание автора как фактор трансформации общественного сознания//«История и политика в современном мире». Материалы международ. науч. конф. – М., 2010. – С. 220-229;

54.Шарифова С.Ш. Индийская и российская литература: точки пересечения//Актуальные проблемы литератур народов зарубежного Востока и литературного источниковедения. Международ. науч. конф. – Ташкент, 2010. – С. 128-130;

55.Шарифова С.Ш. Проблемы визуализации в художественном произведении исторический памяти о периоде повторной советизации отдельных регионов СССР//Историческая память: Люди и эпохи. Тезисы науч. конф. – М., 2010. – С. 308-310;

56.Шарифова С.Ш. Жанрообразующее влияние тюркских дастанов на современную прозу крупной формы (на материалах азербайджанской, турецкой, татаро-башкирской и уйгурской литературы)//Вестник Елабужского государственного педагогического университета. Филологические науки. –2010. – № 3 (октябрь). – С. 158-160; Фольклор в контексте культуры//Сборник статей по материалам второй Всероссийской научной конференции. – Махачкала, 2011. – С. 128-129;

57.Шарифова С.Ш. Интерпретация и фальсификация в художественно-исторической романистике//История и современность. – Москва, Волгоград, 2011. – № 1 (13). – С. 200-209;

58.Шарифова С.Ш. Соотношение жанров романа и новеллы//«Вестник Южно-Уральского профессионального института». – 2011. – № 2 (5). – С. 104-108;

59.Шарифова С.Ш. Дискурс о жанре романа в азербайджанском литературоведении конца ХIХ - начала ХХ века. Acta Russiana. – Сеул, 2011. – № 3. – С. 129-140;

60.Шарифова С.Ш. Эпическая сущность романа – соотношение эпоса и романа//Наука Красноярья. – 2012. – № 1 (01). – С. 148-157.