Для национальных культур Северного Кавказа наиболее значимыми для педагогической деятельности являются следующие ценностные основания:
- справедливость - проявление обязательной, адекватной реакции на действия учащихся со стороны педагога и объективная, но уважительная их оценка, без попустительства;
- педагогические честь и долг - неукоснительное соблюдение своих должностных обязанностей, а также традиционных для национальных культур Северного Кавказа моральных норм и правил поведения;
- педагогический авторитет - опора на выполнение основной функции старшего поколения - «трансляции традиций», непосредственную передачу из поколения в поколение национальных культурных идей, традиций, обычаев, моральных и религиозных ценностей кавказского общества.
Эти ориентиры позволяют использовать возможности многоуровневого профессионального образования в становлении самореализации учителя в национально-культурной среде (т.е. повышение уровня целостности этого процесса) в условиях монокультурного региона.
2. Самореализация учителя, понимаемая как цель и системообразующий компонент его профессионального образования, представляет собой осознанный, целенаправленный процесс раскрытия и актуализации сущностных сил личности в учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающий саморазвитие педагога и его воспитанников и выражающийся в готовности к профессиональной деятельности и свободному жизнетворчеству на основе диалогического взаимодействия с культурно-образовательной средой вуза, которая рассматривается как модель национально-культурной среды региона.
Самореализация студента педвуза складывается из самопонимания (становление интереса на познание своего внутреннего мира как гаранта полноценного формирования зрелых морально-ценностных установок), самооценки (сопоставление собственных учебных и профессиональных достижений с результатами других) и самоутверждения (предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта) и выполняет в его профессиональном становлении функции рефлексии (анализ причинно-следственных связей), оценивания (оценивание и усовершенствование себя как главного фактора, обусловливающего качество профессионального бытия), коммуникации (понимание окружающих и взаимодействие с ними), мотивации (побуждение к саморазвитию, самосовершенствованию), формирования опыта (погружение будущего учителя в содержание своей профессиональной жизни, расширение спектра профессиональных функций учителя).
3. Потенциал многоуровневого профессионально-педагогического образования как дидактической ситуации подготовки учителя к самореализации в национально-культурной среде обусловлен акцентированием на возможностях приобретения и осмысления будущим учителем на основе ценностей национальной культуры опыта решения базовых познавательных, профессиональных и самообразовательных задач, адекватных требованиям образовательного стандарта (на ступени бакалавриата), и ориентацией на индивидуальный уровень достижений в ходе выполнении деятельности, основанной на самостоятельно полученном знании, на готовности к непрерывному осмыслению, осознанию, проектированию и совершенствованию процесса и продукта труда, а также личностно-профессиональных качеств (в магистратуре).
Разноуровневое педагогическое взаимодействие студентов между собой, студента с группой, студента с преподавателем, где основной единицей проектируемого процесса профессионально-педагогической подготовки будет выделяться дидактическая ситуация самореализации студента (адаптации к процессу обучения в национально-образовательной среде вуза, ученичества, или начальной профессиональной подготовки к самореализации в национально-культурной среде, ориентации в профессии и профессионального самоопределения в национально-культурной среде).
На любом уровне это взаимодействие должно базироваться на принципах толерантности (уважительного отношения к людям различных социальных слоев, культур, вероисповеданий и политических пристрастий); индивидуализации (определения индивидуальной траектории профессионального развития каждого студента, доброжелательного, но адекватного оценивания его учебной деятельности и профессиональных перспектив); сотрудничества (взаимодействия, при котором идет обмен ценностями, когда каждая из сторон развивается); профессиональной активности (практической реализации системы жизненных ценностей, приобретенных коммуникативных навыков, способов самоутверждения и самореализации в национально-культурной среде).
4. Эффективность становления самореализации будущего учителя в национально-культурной среде обеспечивается ориентировкой на критерий национального самосознания как системной личностной характеристики, включающей осознание, понимание и самооценку себя, своего значения в этом мире, готовность к профессиональному самоопределению и самосовершенствованию, самореализации в педагогической деятельности в контексте национальной культуры. Национальное самосознание выступает связующим звеном между личностью учителя и его профессиональной деятельностью.
Потенциал многоуровневого образования в становлении самореализации будущего учителя в национально-культурной среде наиболее полно реализуется при последовательном прохождении следующих этапов подготовки учителя в учебном процессе вуза: адаптивного (задает эмоциональный настрой студентов), рефлексивного (рефлексия своего жизненного, школьного и студенческого опыта, соотнесение его с возможностями педагогической профессии для обнаружения личностных смыслов профессионально-педагогической деятельности и профессиональной подготовки к ней), ценностно-смыслового (формирование ценностного отношения к профессии учителя и процессу подготовки к ней), проективного (восстановление структуры самореализации студентов, гармонизация ее компонентов).
1.Базаева, Ф.У. Самореализация будущего учителя и условия ее становления в педагогическом вузе / Ф.У. Базаева // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». – 2009. – № 1. – С. 44–47 (0,38 п.л.).
2.Базаева, Ф.У. Педагогическая помощь в самореализации будущего учителя в педагогическом вузе / Ф.У. Базаева // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». – 2009. – № 2. – С. 63–67 (0,38 п.л.).
3.Базаева, Ф.У. Самореализация будущего педагога как категория педагогики профессионального образования / Ф.У. Базаева // Образование и наука. – 2009. – № 9 (66). – С. 47–54 (0,5 п.л.).
4.Базаева, Ф.У. Факторы и условия самореализации педагога / Ф.У. Базаева // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 12. – С. 51–53 (0,34 п.л.).
5.Базаева, Ф.У. Самореализация педагога и справедливость: национально-культурный аспект / Ф.У. Базаева // Изв. Юж. фед. ун-та. – 2010. – № 10. – С. 21–28 (0,64 п.л.).
6.Базаева, Ф.У. Самореализация педагога в национально-культурном контексте: честь, долг, авторитет / Ф.У. Базаева // Изв. Юж. фед. ун-та. – 2010. – № 11. – С. 35–42 (0,59 п.л.).
7.Базаева, Ф.У. Специфика решения проблемы национально-культурной самореализации в условиях многоуровневого профессионального образования / Ф.У. Базаева // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 5–6. – С. 65–71 (0,49 п.л.).
8.Базаева, Ф.У. Национально-культурная самореализация педагога в условиях глобализации образования / Ф.У. Базаева // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». – 2011. – № 1 (55). – С. 25–30 (0,67п.л.).
9.Базаева, Ф.У. Самореализация личности в педагогической деятельности / Ф.У. Базаева // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология – 2011. – № 2 (77). – С. 26–31 (0,41 п.л.).
10.Базаева, Ф.У. Принцип толерантности как основа национально-культурной самореализации будущего учителя / Ф.У. Базаева // Перспективы науки. – 2011. – № 11 (26). – С. 26–29 (0,48 п.л.).
11.Базаева, Ф.У. Процессуальный аспект самореализации в условиях высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – URL: http://science-education.ru/100-4979 (0,29 п.л.).
12. Базаева, Ф.У. Национальное самосознание как критерий конструктивной самореализации будущего учителя / Ф.У. Базаева // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 2. – С. 75–78 (0,47 п.л.).
13.Базаева, Ф.У. Проблема самореализации в истории образования и педагогики / Ф.У. Базаева // Вестн. Оренб. гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 79–79 (0,40 п.л.).
14. Базаева, Ф.У. Категория самореализации в отечественной психологии и философии образования / Ф.У. Базаева // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология – 2011. – № 4 (89). – С. 11–15 (0,33 п.л.).
15.Базаева, Ф.У. Критериальный аспект национально-культурной самореализации будущего учителя / Ф.У. Базаева // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 2. – С. 50–51 (0,33 п.л.).
16.Базаева, Ф.У. Анализ феномена самореализации в зарубежной гуманистической психологии / Ф.У. Базаева // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 3. – С. 46–50 (0,53 п.л.).
Монографии и учебные пособия
17.Базаева, Ф.У. Самореализация будущего учителя в процессе его подготовки в вузе: моногр. / Ф.У. Базаева; науч. ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ВГИПКРО, 2004. – 96 с. (6,64 п.л.).
18.Базаева, Ф.У. Самореализация будущего учителя: национально-культурный аспект: моногр. / Ф.У. Базаева; науч. ред. Н.М. Борытко. – М. : Изд-во «Академия» АПК и ППРО, 2010. – 138 с. (8,75 п.л.).
19.Базаева, Ф.У. Самореализация будущего учителя в национально-культурном регионе: учеб. пособие для студ. педвуза / Ф.У. Базаева; науч. ред. Н.М. Борытко. – М.: Изд-во «Академия» АПК и ППРО, 2011. – 95 с. (6,0 п.л.).
20.Базаева, Ф. У. Самореализация будущего учителя в условиях перехода к многоуровневому профессиональному образованию: национально-культурный аспект : моногр. / Ф.У. Базаева; науч. ред. Н.М. Борытко. – М. : Изд-во «Академия» АПК и ППРО, 2011. – 136 с. (8,0 п.л.).
Статьи и тезисы докладов в сборниках научных трудов, материалов научных конференций и других изданиях
21.Базаева, Ф.У. Педагоги-новаторы и их идеи / Ф.У. Базаева // Сборник тезисов докладов межвузовской научно-практической конференции, посвящ. 15-летию ЧГПИ. – Грозный, 1996. – С. 26–27 (0,1 п.л.).
22.Базаева, Ф.У. Человекоцентрированный подход в образовании / Ф.У. Базаева // Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции, посвящ. 20-летию Чеченского госпединститута. – Грозный, 2001. – С. 150–151 (0,1 п.л.).
23.Базаева, Ф.У. Самореализация будущего учителя как проблема его профессиональной подготовки в вузе / Ф.У. Базаева // Педагогические проблемы становления субъективности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. – Волгоград: ВГИПКРО, 2003. – № 12. – С. 73–76 (0,25 п.л.).
24.Базаева, Ф.У. Самореализация как педагогическая категория / Ф.У. Базаева // Педагогические проблемы становления субъективности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. – Волгоград: ВГИПКРО, 2003. – № 13. – С. 78–84 (0,37 п.л.).
25.Базаева, Ф.У. Самореализация и саморазвитие будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе / Ф.У. Базаева // Воспитание толерантности: взаимодействие различий: сб. науч. и метод. тр. – Волгоград: ВГИПКРО, 2004. – № 3. – С. 83–88 (0,37 п.л.).
26.Базаева, Ф.У. Принципы педагогической помощи в самореализации студента педагогического вуза / Ф.У. Базаева // Педагогические проблемы становления субъективности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. – Волгоград: ВГИПКРО, 2004. – № 18. – С. 5–12 (0,5 п.л.).
27.Базаева, Ф.У. Самореализация будущего учителя как задача профессионального воспитания студентов в вузе / Ф.У. Базаева // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход : сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27–30 сент. 2004 г. : в 2 ч. – Волгоград: Перемена, 2005. – Ч. 2. – С. 234–238 (0,3 п.л.).
28.Базаева, Ф.У. Дидактические условия становления профессионально-личностной самореализации студентов педагогического вуза / Ф.У. Базаева // Педагогические проблемы становления субъективности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. – Волгоград, 2005. – № 19. – С. 72–79 (0,5 п.л.).
29.Базаева, Ф.У. Диагностика условий самореализации студента педагогического вуза / Ф.У. Базаева // Проблемы педагогической диагностики и компетентностного подхода в образовании: материалы «круглых столов», 2005–2006 гг. – Волгоград, 2006. – № 9. – С. 42–48 (0,43 п.л.).
30.Базаева, Ф.У. Самореализация как компонент профессиональной компетентности педагога / Ф.У. Базаева // Проблемы педагогической диагностики и компетентностного подхода в образовании: материалы «круглых столов», 2005 – 2006 гг. – Волгоград, 2006. – № 9. – С. 104–106 (0,18 п.л.).
31.Базаева, Ф.У. Становление самореализации будущего учителя в вузе / Ф.У. Базаева // Полипарадигмальный подход к модернизации современного образования: сб. науч. тр. Пятой Междунар. заоч. науч.-метод. конф.– Саратов, 2008. – Ч. 1. – С. 30–34 (0,31 п.л.).
32.Базаева, Ф.У. Моделирование целостного процесса становления самореализации будущего учителя в студенческие годы / Ф.У. Базаева // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методол. семинара памяти проф. В.С. Ильина. – Волгоград, 2007. – № 8. – С. 95–102 (0,5 п.л.).
33.Базаева, Ф.У. Самореализация как свойство педагога / Ф.У. Базаева // Предшкольная подготовка в современном контексте модернизации образования в России: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 12–14 марта 2008 г. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2008. – № 83. – С.169–173 (0,31 п.л.).
34.Базаева, Ф.У. Самореализация студента как задача профессионального воспитания в вузе / Ф.У. Базаева // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: Междунар. науч.-практ. конф. 24–25 апр. 2008 г. – Воронеж: Изд.-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2008.– Ч. 2. – С. 31–35 (0,31 п.л.).
35.Базаева, Ф.У. Самореализация будущего учителя в вузе / Ф.У. Базаева// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: XXVII психол.-пед. чтения Юга России.– Ростов н/Д.: ИПОПИ ЮФУ, 2008.– Ч. 1. – С. 14–18 (0,31 п.л.).
36.Базаева, Ф.У. Подготовка будущего учителя к профессиональной самореализации / Ф.У. Базаева // Изв. Чечен. гос. пед. ин-та. – Грозный, 2009.– № 1 (01). – С. 7–16 (0,62 п.л.).
37.Базаева, Ф.У. Самореализация как философская, психологическая и педагогическая категория / Ф.У. Базаева // Журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. – № 9 (66). – С. 47–54 (0,51 п.л.).
38.Базаева, Ф.У. Самореализация педагога на Кавказе: национально-культурный аспект / Ф.У. Базаева // Психология и образование: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., приуроченной к Году учителя и 30-летию Чечен. гос. пед. ин-та (с междунар. участием), 9–10 дек. 2010 г. – Грозный – Махачкала, 2010. – С. 623–627 (0,31 п.л.).
39.Базаева, Ф.У. Специфика решения проблемы национально-культурной самореализации учителя в условиях многоуровневого профессионального образования / Ф.У. Базаева // Этнопедагогика в современном обществе : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. Году учителя, 19–21 окт. 2010 г. – Грозный, 2010. – 169–180 (1,76 п.л.).
40.Базаева, Ф.У. Самореализация как категория педагогики профессионального образования / Ф.У. Базаева // Вестн. Ин-та им. Россинского : материалы очно-заочн. науч.-практ. конф. 10–31 дек. 2010 г. – Краснодар, 2010. – С. 19–22 (0,25 п.л.).
41.Базаева, Ф.У. Категория самореализации в зарубежной психологии и философии образования / Ф.У. Базаева // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. – 2010. – № 3 (3). – С. 30–33 (0,38 п.л.).
42.Базаева, Ф.У. Самореализация будущего учителя в условиях многоуровневого профессионального образования / Ф.У. Базаева // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2010. – № 8. – С. 55–59 (0,62 п.л.).
43.Базаева, Ф.У. Авторитет педагога как фактор его национально-культурной самореализации / Ф.У. Базаева // Учитель на все времена : материалы XXXII Всерос. науч.-практ. конф. 13 апр. 2011 г. – Санкт-Петербург, 2011 – С. 220–222 (0,18 п.л.).
44. Базаева, Ф.У. Содержательный компонент самореализации будущего учителя в многоуровневом образовательном пространстве / Ф.У. Базаева // Новый университет. – 2011. – № 7 (7). – С. 24–28 (0,31 п.л.).
45. Базаева, Ф.У. Проблема становления национально-культурной самореализации педагога в условиях модернизации системы образования / Ф.У. Базаева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука, образование, инновации».– Грозный, 2011.– Т. 1. – С. 17–21 (0,64 п.л.).
46. Базаева, Ф.У. Принципы конструирования дидактической ситуации самореализации будущего учителя / Ф.У. Базаева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2011. – № 3–4. – С. 99–106 (1,12 п.л.).
47.Базаева, Ф.У. Функции самореализации будущего педагога в его профессионально-личностном саморазвитии / Ф.У. Базаева // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 4. – С. 143–144 (0,25 п.л.).
48.Базаева, Ф.У. Межкультурная компетентность как фактор успешной самореализации педагога / Ф.У. Базаева //Компетентностный подход в поликультурном образовательном пространстве : материалы Междунар. науч.-метод. конф. Псков, 21–22 апр. 2011 г. [Четвертые Лозинские чтения]. – 2011. – С. 257–259 (0,33 п.л.).
49.Базаева, Ф.У. Национально-культурная самореализация будущего учителя в многоуровневом образовательном пространстве / Ф.У. Базаева // Социализация обучающихся в образовательном пространстве учебного заведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (26 апр. 2011 г.) / сост. Д.В. Полежаев; под общ. ред. Л.И. Гриценко. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2011. – С. 79–81 (0,41 п.л.).
50.Базаева, Ф.У. Динамическая модель стимулирования самореализации будущего учителя в условиях высшей школы / Ф.У. Базаева // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения»: Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. г. Саранск, 24–25 нояб. 2011 г. [материалы] : в IV ч. Ч. II / редкол.: Т. И. Шукшина [и др.] ; Морд. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 155–161 (0,69 п.л.).