Научная тема: «ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ НА ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»
Специальность: 19.00.07
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Становление и реализация навыков чтения и правописания осуществляются в рамках их многоуровневой регуляции, причем изначально базовые когнитивные процессы и репрезентации задают основы становления навыков чтения и правописания (на этапе дошкольного образования), а потом характеристики самих этих навыков оказывают влияние на уровень развития базовых процессов и репрезентаций, создавая сложную систему прямых и обратных многоуровневых влияний (на этапе школьного образования). В отличие от становления самих навыков чтения и правописания, которое разворачивается в контексте педагогического влияния (т. е. в результате эксплицитного обучения), формирование когнитивных репрезентаций происходит в контексте усвоения статистических закономерностей родного языка (т. е. в результате имплицитного обучения).
  2. Именно эти когнитивные репрезентации являются предпосылками для овладения чтением и правописанием - высшими психическими функциями, которые сначала представлены системами действий - в рамках учебной деятельности, а потом навыками, успешное становление и реализация которых возможны только при наличии зрелых базовых когнитивных репрезентаций. К таким предпосылкам в русском языке, согласно результатам данного исследования, относятся фонетико-фонологические, орфографические и морфологические репрезентации.
  3. Индивидуальные различия по показателям чтения и правописания в большой степени предсказуемы и определяются индивидуальными различиями по показателям базовых когнитивных процессов и репрезентаций. Каждая из этих предпосылок вносит свой независимый вклад, предсказывая характеристики овладения навыками чтения и правописания. Иными словами, психологические особенности обучающихся на уровне когнитивных процессов и репрезентаций прогнозируют успешность обучающихся как субъектов учебной деятельности по овладению этими навыками. Однако, поскольку эти репрезентации формируются в контексте общего развития устной и письменной речи ребенка и не независимо друг от друга, величины специфических вкладов зависят от возрастного этапа, на котором они изучаются.
  4. Относительные вклады базовых когнитивных процессов при становлении чтения и правописания в русском языке отличаются от вкладов этих же когнитивных процессов в других языках в связи со специфическими лингвистическими особенностями русского языка. Особо значимым, в силу лингвистических особенностей русского языка, является вклад морфологических репрезентаций. Кроме того, по сравнению с более «непрозрачными» языками (например, английским), для русского (который занимает промежуточный этап между «прозрачными» и «непрозрачными» языками), особенно на уровне единичных слов, характерен бóльший разброс по показателям беглости, чем по показателям аккуратности. Важно также отметить, что показатели индивидуальных различий по базовым процессам и репрезентациям являются информативными не только на уровне чтения и правописания единичных слов, но и на уровне связного текста.
  5. Показатели зрелости когнитивных репрезентаций являются надежными и валидными предикторами объективных показателей овладения грамотностью (т. е. аккуратности и беглости чтения, правописания и понимания) в рамках учебной деятельности обучающегося. Однако, оценивая показатели овладения навыками чтения и правописания, учителя только частично ориентируются на объективные характеристики степени овладения этими навыками. Психологическая и психолингвистическая динамика становления этих навыков, если и регистрируется учителями, то только частично.
  6. Вариативность по признакам как базовых когнитивных процессов и репрезентаций, так и показателей сформированности самих навыков чтения и правописания во многом зависит от социального контекста (в частности, семейной среды), в котором развивается ребенок.
  7. Вариативность по признакам как базовых когнитивных процессов и репрезентаций, так и показателей сформированности навыков чтения и правописания во многом зависит от генетической вариативности, связанной, в свою очередь, с вариативностью функционирования структур головного мозга, являющихся биологической основой базовых когнитивных процессов. Навыки чтения и правописания формируются в результате сукцессивных (последовательных, но с присутствием обратной социальной связи) трансформаций источников индивидуальных различий: 1) в геноме человека, который задает разброс в характеристиках структур и функций; 2) в головном мозге, который задает разброс в характеристиках когнитивных процессов двух типов (когнитивных репрезентаций, чей вклад доминирует над становлением навыка единичных слов, и метаоператоров, чей вклад доминирует над становлением навыка понимания).
Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ в перечне ведущих рецензируемых журналов и изданий

1.Григоренко, Е.Л. Диагностика готовности к школе по показателям устойчивости внимания / Е.Л. Григоренко, Э.М. Рутман // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1990. – № 1. – С. 68–71 (0,38 п.л./0,19 п.л.).

2.Григоренко, Е.Л. Познавательная активность и индивидуально-стилевые особенности интеллектуальной деятельности / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, О.Л. Кузнецова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1991. – № 1. – С. 16–26 (0,69 п.л./0,23 п.л.).

3.Григоренко, Е.Л. Применение статистического метода моделирования с помощью структурных линейных уравнений в психологии: За и против / Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 30–55 (1,63 п.л.).

4.Григоренко, Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения / Е.Л. Григоренко, Д.Л. Паулз // Дефектология. – 1995. – № 3. – С. 3–26 (1,5 п.л./1 п.л.).

5.Григоренко, Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов по опроснику Эдвардса / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 1995. – № 5. – С. 108–115 (0,5 п.л./0,25 п.л.).

6.Григоренко, Е.Л. Динамика частот гаплотипов в популяциях / Е.Л. Григоренко, А.А. Шиканян, Дж.Р. Кидд [и др.] // Генетика. – 1996. – Т. 32. – С. 1705–1713 (0,56 п.л./0,11 п.л.).

7.Григоренко, Е.Л. Моделирование с помощью ЛИЗРЕЛА: генетические и средовые компоненты межиндивидуальной вариативности по признаку зависимости-независимости от поля / Е.Л. Григоренко, М.Л. ЛаБуда // Вопросы психологии. – 1996. – № 2. – С. 55–72 (1,13 п.л./0,56 п.л.).

8.Григоренко, Е.Л. Стили мышления в школе. Ч. 1 / Р.Дж. Стернберг, Е.Л. Григоренко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1996. – № 3. – С. 34–42 (0,56 п.л./0,28 п.л.).

9.Григоренко, Е.Л. Стили мышления в школе. Ч. 2 / Р.Дж. Стернберг, Е.Л. Григоренко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1997. – № 2. – С. 33–42 (0,63 п.л./0,31 п.л.).

10.Григоренко, Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизованного интервью и листов наблюдения / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов, Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 107–122 (1 п.л./0,33 п.л.).

11.Григоренко, Е.Л. Влияние нарушений социальной экологии (как условий жизни) на психологические особенности подростков / С.Д. Смирнов, Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2002. – № 1. – С. 3–15 (0,82 п.л./0,27 п.л.).

12.Григоренко, Е.Л. Интуиция и рациональность в уровневой регуляции вербальных прогнозов при принятии решений / Т.В. Корнилова, О.В. Cтепаносова, Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 126–137 (0,75 п.л./0,25 п.л.).

13.Григоренко, Е.Л. Лонгитюдное исследование академических, творческих и практических особенностей как предпосылок успешности обучения / С.А. Корнилов, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2009. – № 5. – С. 138–149 (0,75 п.л./0,25 п.л.).

14.Григоренко, Е.Л. Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований / Е.Л. Григоренко // Психология: журн. Высшей школы экономики. – 2010a. – Т. 7, № 4. – С. 20–44 (0,81 п.л.).

15.Григоренко, Е.Л. Генетические основы Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью / Е.Л. Григоренко // Вестн. Пом. ун-та. – 2010б. – № 1. – С. 43–54 (0,75 п.л.).

16.Григоренко, Е.Л. Грамотность школьника; ее оценка учителем, самим школьником и объективными тестами / Е.Л. Григоренко // Мир образования. – 2011a. – № 3. – С. 119–125 (0,44 п.л.).

17.Григоренко, Е.Л. Дислексия развития: Состояние проблемы в США / Е.Л. Григоренко // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. – 2011б. – № 1. – С. 272–282 (0,69 п.л.).

18.Григоренко, Е.Л. Новая психометрика понимания прочитанного [Электронный ресурс] / Е.Л. Григоренко // Психологическая наука и образование – 2011в. – № 4. – Шифр Информрегистра: 0421100046081. – Режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/2011/4/grigorenko.phtml (0,44 п.л.).

19.Григоренко, Е.Л. Программная реактивность обучающегося (Response to Intervention, RTI): Смысл, контекст и практическое применение / Е.Л. Григоренко // Дефектология. – 2011г. – № 1. – С. 15–28 (0,88 п.л.).

20.Григоренко, Е.Л. Универсальные предикторы грамотности. Универсальны ли они и для русского языка? / Е.Л. Григоренко // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2011д. – № 4. – С. 63–68 (0,38 п.л.).

21.Григоренко, Е.Л. Частоты встречаемости букв и овладение алфавитом дошкольниками / Е.Л. Григоренко // Мир психологии. – 2011e. – № 4. – С. 273–278 (0,38 п.л.).

22.Григоренко, Е.Л. Этап «дочтения», его характеристики и их роль в овладении чтением / Е.Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 2011ж. – № 6. – С. 122–130 (0,56 п.л.).

23.Григоренко, Е.Л. Влияние семьи на грамотность ребенка / Е.Л. Григоренко // Психология обучения. – 2012a. – № 1. – С. 87–101 (0,62 п.л.).

24.Григоренко, Е.Л. Понимание прочитанного школьниками и его предикторы / Е.Л. Григоренко // Психология и педагогика. – 2012б. – № 1. – С. 2–10 (0,56 п.л.).

25.Григоренко, Е.Л. Грамотность и морфологическое осознание / Е.Л. Григоренко, Р. Булвэре-Гуден, Н.В. Рахлина // Психология: журн. Высшей школы экономики. – 2012. – № 1. – С. 100–105 (0,38 п.л./0,13 п. л.).

26.Grigorenko, E.L. A Russian adaptation of the Child Behavior Checklist: Psychometric properties and associations with child and maternal affective symptomatology and family functioning / A.S. Carter, E.L. Grigorenko, D.L. Pauls // Journal of Abnormal Child Psychology. – 1995. – Vol. 23. – P. 663–686 (1,5 п.л./0,5 п.л.).

27.Grigorenko, E.L. Susceptibility loci for distinct components of developmental dyslexia on chromosomes 6 and 15 / E.L. Grigorenko, F.B. Wood, M.S. Meyer [et al.] // American Journal of Human Genetics. – 1997. – Vol. 60. – P. 27–39 (0,83 п.л./0,12 п.л.).

28.Grigorenko, E.L. Russian defectology: Anticipating perestroika in the field / E.L. Grigorenko // Journal of Learning Disabilities. – 1998. – Vol. 31. – P. 193–207 (0,94 п.л.).

29.Grigorenko, E.L. Chromosome 6p influences on different dyslexia related cognitive processes: Further confirmation / E.L. Grigorenko, F.B. Wood, M.S. Meyer, D.L. Pauls // American Journal of Human Genetics. – 2000. – Vol. 66. – P. 715–723 (0,56 п.л./0,14 п.л.).

30.Grigorenko, E.L. Developmental dyslexia: An update on genes, brains, and environments / E.L. Grigorenko // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2001. – Vol. 42. – P. 91–125 (2,18 п.л.).

31.Grigorenko, E.L. Linkage studies suggest a possible locus for developmental dyslexia on chromosome 1p / E.L. Grigorenko, F.B. Wood, M.S. Meyer [et al.] // American Journal of Medical Genetics (Neuropsychiatric Genetics). – 2001. – Vol. 105. – P. 120–129 (0,63 п.л./0,11 п.л.).

32.Grigorenko, E.L. Haplotype evolution and linkage disequilibrium: A simulation study / F. Calafell, E.L. Grigorenko, A.A. Chikanian, K.K. Kidd // Human Heredity. – 2001. – Vol. 51. – P. 85–96 (0,75 п.л./0,19 п.л.).

33.Grigorenko, E.L. Human GABAB receptor 1 gene: eight novel sequence variants / F.M. Hisama, J.R. Gruen, J.J. Choi, M. Husenovic, E.L. Grigorenko [et al.] // Human Mutation. – 2001. – Vol. 17. – P. 349–350 (0,13 п.л./0,01 п.л.).

34.Grigorenko, E.L. Emerging issues in the genetics of dyslexia: a methodological preview / F.B. Wood, E.L. Grigorenko // Journal of Learning Disabilities. – 2001. – Vol. 34. – P. 503–511 (0,56 п.л./0,28 п.л.).

35.Grigorenko, E.L. The first candidate gene for dyslexia: Turning the page of a new chapter of research / E.L. Grigorenko // PNAS. – 2002. – Vol. 100. – P. 11190–11192 (0,19 п.л.).

36.Grigorenko, E.L. Difference scores in the identification of children with learning disabilities: It’s time to use a different method / R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko // Journal of School Psychology. – 2002. – Vol. 40. – P. 65–83 (1,18 п.л./0,59 п.л.).

37.Grigorenko, E.L. Continuing the search for dyslexia genes on 6p / E.L. Grigorenko, F.B. Wood, L. Golovyan [et al.] // American Journal of Medical Genetics (Neuropsychiatric Genetics). – 2003. – Vol. 118B. – P. 89–98 (0,62 п.л./0,10 п.л.).

38.Grigorenko, E.L. Genetic bases of developmental dyslexia: A capsule review of heritability estimates / E.L. Grigorenko // Enfance. – 2004. – Vol. 3. – P. 273–287 (0,93 п.л.).

39.Grigorenko, E.L. Two failed attempts to replicate the association between DD and DYX1C1/EKN1 / E.L. Grigorenko, D. Ngorosho, C. Romano [et al.] // Behavior Genetics. – 2004. – Vol. 34. – P. 642–643 (0,13 п.л./0,03 п.л.).

40.Grigorenko, E.L. A conservative meta-analysis of linkage and linkage-association studies of developmental dyslexia / E.L. Grigorenko // Scientific Studies of Reading. – 2005a. – Vol. 9. – P. 285–316 (2 п.л.).

41.Grigorenko, E.L. Learning disabilities in juvenile offenders / E.L. Grigorenko // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. – 2006. – Vol. 15. – P. 353–371 (1,19 п.л.).

42.Grigorenko, E.L. Reading in able and disabled readers from around the world: Same or different? An illustration from a study of reading-related processes in a Swahili sample of siblings / E.L. Grigorenko, D. Ngorosho, M. Jukes, D. Bundy // Journal of Research in Reading. – 2006. – Vol. 29. – P. 104–123 (1,25 п.л./0,31 п.л.).

43.Grigorenko, E.L. How can genomics inform education / E.L. Grigorenko // Mind, Brain, and Education. – 2007b. – Vol. 1. – P. 20–27 (0,5 п.л.).

44.Grigorenko, E.L. Rethinking disorders of spoken and written language: Generating working hypotheses / E.L. Grigorenko // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. – 2007c. – Vol. 28. – P. 478–486 (0,56 п.л.).

45.Grigorenko, E.L. Understanding the etiology of complex traits symbiotic relationships between psychology and genetics / E.L. Grigorenko // Mind, Brain and Education. – 2007e. – Vol. 4. – P. 193–199 (0,43 п.л.).

46.Grigorenko, E.L. Exploring interactive effects of genes and environments in etiology of individual differences in reading comprehension / E.L. Grigorenko, C.G. DeYoung, M. Getchell [et al.] // Development and Psychopathology. – 2007. – Vol. 19. – P. 1089–1103 (0,93 п.л./0,09 п.л.).

47.Grigorenko, E.L. Back to Africa: Tracing dyslexia genes in East Africa / E.L. Grigorenko, A. Naples, J. Chang [et al.] // Reading and Writing: An Interdisciplinary Journal. – 2007. – Vol. 1–2. – P. 27–49 (1,44 п.л./0,18 п.л.).

48.Grigorenko, E.L. Dynamic assessment and response to intervention: Two sides of one coin / E.L. Grigorenko // Journal of Learning Disabilities. – 2009. – Vol. 42. – P. 111–132 (1,37 п.л.).

49.Grigorenko, E.L. Speaking genes or genes for speaking? Deciphering the genetics of speech and language / E.L. Grigorenko // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2009. – Vol. 50. – P. 116–125 (0,63 п.л.).

50.Grigorenko, E.L. Phonological awareness predicts activation patterns for print and speech / S.J. Frost, N. Landi, W.E. Mencl, R. Sandak, R.K. Fulbright, E.T. Tejada, L. Jacobsen, E.L. Grigorenko [et al.] // Annals of Dyslexia. – 2009. – Vol. 59 – P. 78–97 (1,25 п.л./0,12 п.л.).

51.Grigorenko, E.L. Same or different? Insights into the etiology of phonological awareness and rapid naming / A.J. Naples, J.T. Chang, L. Katz, E.L. Grigorenko // Biological Psychology. – 2009. – Vol. 80. – P. 226–239 (0,87 п.л./0,22 п.л.).

52.Grigorenko, E.L. Behavior, brain, and genome in genomic disorders: finding the correspondences / E.L. Grigorenko, A.E. Urban, E. Mencl // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. – 2010. – Vol. 31. – P. 602–609 (0,5 п.л./0,17 п.л.).

53.Grigorenko, E.L. Early and late talkers: School-age language, literacy, and neurolinguistic differences / J. Preston, S. Frost, E.W. Mencl, R. Fulbright, N. Landi, E.L. Grigorenko [et al.] // Brain. – 2010. – Vol. 133. – P. 2185–2195 (0,68 п.л./0,08 п.л.).

54.Grigorenko, E.L. Teaching children with autism to read for meaning: Challenges and possibilities / J. Randi, T. Newman, E.L. Grigorenko // Journal of Autism & Developmental Disorders. – 2010. – Vol. 40. – P. 890–902 (0,81 п.л./0,27 п.л.).

55.Grigorenko, E. Etiologies and molecular mechanisms of communication disorders / S.D. Smith, E. Grigorenko, E. Willcutt [et al.] // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. – 2010. – Vol. 31. – P. 555–563 (0,56 п.л./0,09 п.л.).

56.Grigorenko, E.L. Reading processes, reading achievement and ADHD: a correlational study / E.L. Grigorenko, A.N. Kornev, N. Rakhlin // Journal of Cognitive Education and Psychology. – 2011. – Vol. 10. – P. 140–156 (1,06 п.л./0,35 п.л.).

57.Grigorenko, E.L. An application of the elastic net for an endophenotype analysis / D. Palejev, W. Hwang, N. Landi, M. Eastman, S.J. Frost, R.K. Fulbright, J.R. Kidd, K.K. Kidd, G.F. Mason, W.E. Mencl, C. Yrigollen, K.R. Pugh, E.L. Grigorenko // Behavior Genetics. – 2011. – Vol. 41. – P. 120–124 (0,31 п.л./0,02 п.л.).

58.Grigorenko, E.L. In search of the perfect phenotype: An analysis of linkage and association studies of reading and reading-related processes / T. Skiba, N. Landi, R. Wagner, E.L. Grigorenko // Behavior Genetics. – 2011. – Vol. 41. – P. 6–30 (1,56 п.л./0,39 п.л.).

59.Grigorenko, E.L. Searching for Potocki–Lupski syndrome phenotype: A patient with language impairment and no autism / A.G. Ercan-Sencicek, N.R. Davis Wrigh, S.J. Frost, R.K. Fulbright, S. Felsenfeld, L. Hart, L.N. Landi, M.W. Mencl, S.J. Sanders, K.R. Pugh, M.W. State, E.L. Grigorenko // Brain and Development. – 2012. – P. 1–4 (0,31 п.л./0,03 п.л.).

60.Grigorenko, E.L. A balanced t(10;15) translocation in a male patient with developmental language disorder / A.G. Ercan-Sencicek, N.R. Davis Wright, S.S. Sanders, N. Oakman, L. Valdes, B. Bakkaloglu, N. Doyle, C.M. Yrigollen, T.M. Morgan, E.L. Grigorenko // European Journal of Medical Genetics. – 2012. – Vol. 55 . – P. 128–131 (0,31 п.л./0,03 п.л.).

61.Grigorenko, E.L. A diffusion model analysis of reaction time and reading / A.J. Naples, L. Katz, E.L. Grigorenko // Developmental Neuropsychology. – 2012. – P. 1–15 (1 п.л./0,33 п.л.).

Монографии

62.Григоренко, Е.Л. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с. (21 п.л./7 п.л.).

63.Григоренко, Е.Л. Чтение о чтении / Е.Л. Григоренко, Дж.Дж. Эллиотт. – Воронеж: АИСТ, 2012. – 416 с. (26 п.л./13 п.л.).

64.Grigorenko, E.L. Our labeled children (What every parent and teacher needs to know about learning disabilities) / R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko. – Reading, MA: Perseus Publishing Group, 1999. – 304 p. (19 п.л./9,5 п.л.).

65.Grigorenko, E.L. Educating individuals with disabilities: IDEIA 2004 and beyond / ed. by E.L. Grigorenko. – New York, NY: Springer, 2008. – 512 p. (32 п.л.).

66.Grigorenko, E. L. Single-word reading: Biological and behavioral perspectives / ed. by E.L. Grigorenko, A. Naples. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2008. – 560 p. (35 п.л./17,5 п.л.).

67.Grigorenko, E.L. Western psychological and educational theory in diverse contexts / ed. by J.G. Elliott, E.L. Grigorenko. – London, UK: Routledge, 2008. – 200 p. (12,5 п.л./6,25 п.л.).

68.Grigorenko, E.L. Multicultural psychoeducational assessment / ed. by E.L. Grigorenko. – New York, NY: Springer, 2009. – 536 p. (33,5 п.л.).

69.Grigorenko, E.L. Writing: A mosaic of new perspectives / ed. by E.L. Grigorenko, E. Mambrino, D.D. Preiss. – New York, NY: Psychology Press, 2012. – 505 p. (31,5 п.л./10,5 п.л.).

Учебники и учебно-методические пособия

70.Григоренко, Е.Л. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко — М.: Аспект Пресс, 2000. — 446 с. (27,9 п.л./9,3 п.л.).

71.Григоренко, Е.Л. Опрос как этап, включенный в психологическое исследование при использовании разных методических схем / Е.Л. Григоренко // Экспериментальная психология: Практикум / под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. — М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 343–357 (0,94 п.л).

72.Григоренко, Е.Л. Генетический метод. Изучение роли наследственности и среды в рамках квазиэксперимента / Е.Л. Григоренко // Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / под ред. Т.В. Корниловой. — М.: Питер, 2004. — С. 121–149 (1,81 п.л.).

73.Григоренко, Е.Л. Психогенетика. – 2-е изд., испр. и доп. / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 480 c. (30 п.л./10 п.л.).

74.Grigorenko, E.L. Genetic influences on child psychiatric conditions / J.P. Alsobrook II, E.L. Grigorenko, D.L. Pauls // Child and adolescent psychiatry: A comprehensive textbook / ed. by M. Lewis. – 3rd ed. – Baltimore, MD: Williams & Wilkins, 2002. — P. 415–431 (1,06 п.л./0,35 п.л.).

75.Grigorenko, E.L. Doing data analyses and writing up their results / E.L. Grigorenko // Guide to publishing in psychology journals / ed. by R.J. Sternberg. – New York: Cambridge University Press, 2000. – P. 98–120 (1,44 п.л.).

76.Grigorenko, E.L. The nature–nurture issue / E.L. Grigorenko, R.J. Sternberg // Developmental psychology: An introduction / ed. by A. Slater, J. Gavin Bremner. – Oxford: Blackwell Scientific Publishers, 2003. – P. 64–91 (1,75 п.л./ 0,87 п.л.).

77.Grigorenko, E.L. Reviewing articles for methods / R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko // Reviewing scientific works in psychology / ed. by R.J. Sternberg. – Washington, D. C.: American Psychological Association, 2006. – P. 31–42 (0,75 п.л./0,37 п.л.).

78.Grigorenko, E.L. Developmental disorders of learning / E.L. Grigorenko // Cognitive psychology of memory / ed. by H.L. Roediger, III. – Oxford: Elsevier, 2008. – P. 745–758 (0,87 п.л.).

79.Grigorenko, E.L. Learning disabilities / E.L. Grigorenko // Lewis´s child and adolescent psychiatry: A comprehensive textbook. – 4th ed. / ed. by A.Martin, F. Volkmar. – Baltimore, MD: Lippincott Williams and Wilkins, 2008. – P. 410–418 (0,56 п.л.).

80.Grigorenko, E.L. Applied intelligence / R.J. Sternberg, J. Kaufman, E.L. Grigorenko. – New York, NY: Cambridge University Press, 2009. – 419 p. (26,1 п.л./8,7 п.л.).

Публикации в других изданиях

81.Григоренко, Е.Л. Первичная диагностика девиантного развития в условиях массовой школы (опыт применения опросника Т. Ахенбаха) / И.В. Кузнецова, Е.Л. Григоренко, О. Воронкова // Школа здоровья. – 1996. – № 3. – С. 48–60 (0,81 п.л./0,27 п.л.).

82.Григоренко, Е.Л. О девиантных формах развития ребенка / Е.Л. Григоренко // Школа здоровья. – 1997. – № 2. – С. 7–19 (0,81 п.л.).

83.Григоренко, Е.Л. Нарушения способностей к обучению: Американская педагогика, наука, практика и политика / Е.Л. Григоренко, М.С. Мэйер // Школа здоровья. – 1997. – № 2. – С. 7–19 (0,81 п.л./0,27 п.л.).

84.Григоренко, Е.Л. Влияния генома на чтение и его нарушения: Обзор современных исследований / Е.Л. Григоренко // Рождение и жизнь / под ред. В.А. Аверина, А.Н. Корнева. – СПб.: СПбГПМА, 2010а. – С. 12–19 (0,5 п.л.).

85.Григоренко, Е.Л. Генетические основы СДВГ / Е.Л. Григоренко // Когнитивные исследования / под ред. Ю.И. Александрова, В.Д. Соловьева. – М.: Ин-т психологии РАН, 2010в. – С. 100–117 (1,13 п.л.).

86.Grigorenko, E.L. LD: Learning disabilities or legal distortions / R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko // Knowledge Quest. – 1999. – Vol. 27. – P. 42–43 (0,12 п.л./0,06 п.л.).

87.Grigorenko, E.L. Learning disabilities, schooling, and society / R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko // Phi Delta Kappan. – 2001. – Vol. 83. – P. 335–338 (0,25 п.л./0,06 п.л.).

88.Grigorenko, E.L. Improving reading instruction: The triarchic model / R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko, L. Jarvin // Educational Leadership. – 2001. – Vol. 58, № 6. – P. 48–52 (0,31 п.л./0,10 п.л.).

89.Grigorenko, E. L. Foreign-language acquisition and language-based learning disabilities / E.L. Grigorenko // Individual differences and instructed language learning / ed. by P. Robinson. – Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2002. – P. 95–112 (1,12 п.л.).

90.Grigorenko, E. L. Матрёшка, матрёжка или мотрёжка [Matryoshka, matryozhka, or motryoshka]: The difficulty of mastering reading and spelling in Russian] / E.L. Grigorenko // Dyslexia in different languages: A cross-linguistic comparison / ed. by N. Goulandris. – London: Whurr Publishers, 2003. – P. 92–111 (1,25 п.л.).

91.Grigorenko, E.L. Analytical methods applied to psychiatric genetics / E.L. Grigorenko, D.L. Pauls // Methods in Molecular Medicine. – 2003. – Vol. 77. – P. 23–61 (2,44 п.л./1,22 п.л.).

92.Grigorenko, E.L. Learning disabilities, giftedness, and gifted LD / R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko // Students with both gifts and learning disabilities: Identification, assessment, and outcomes / ed. by T. Newman, R.J. Sternberg. – Boston: Kluwer, 2004. – P. 17–29 (0,81 п.л./0,40 п.л.).

93.Grigorenko, E.L. If John were Ivan: Would he fail in reading? / E.L. Grigorenko // Handbook of orthography and literacy / ed. by R.M. Joshi, P. G. Aaron. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2005b. – P. 303–320 (1,12 п.л.).

94.Grigorenko, E.L. Revisiting definition of reading comprehension: Just what is reading comprehension anyway? / J. Randi, E.L. Grigorenko, R.J. Sternberg // Metacognition in literacy learning / ed. by S.E. Israel, C.C. Block, K.L. Bauserman, K. Kinnucan-Welsch. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. – P. 19–30 (0,75 п.л./0,25 п.л.).

95.Grigorenko, E.L. The acquisition of passive structures by Russian children with SLI / M. Babyonyshev, L. Hart, E.L. Grigorenko // Formal Approaches to Slavic Linguistics 14: The Princeton Meeting / ed. by M. Tasseva-Kurktchieva, J. Lavine, S. Franks, H. Filip. – Ann Arbor, MI: Michigan Slavic Publications, 2006. – P. 1–16 (1 п.л./0,33 п.л.).

96.Grigorenko, E. L. Bridging genomics and education [Electronic resourse] / E.L. Grigorenko // Teacher College Record. – 2007a. – Mode access: http://www.tcrecord.org/Content.asp?ContentId=13909

97.Grigorenko, E.L. Triangulating developmental dyslexia: Behavior, brain, and genes / E.L. Grigorenko // Human behavior and the developing brain / ed. by D. Coch, G. Dawson, K. Fischer. – New York, NY: Guilford Press, 2007b. – P. 117–144 (1,75 п.л.).

98.Grigorenko, E.L. Discourse-based movement operations in Russian-speaking children with SLI / M. Babyonyshev, J. Reich, L. Hart, E. Grigorenko // The Proceedings of the 31st annual Boston University Conference on Language Development. – Somerville, MA: Cascadilla Press, 2007. – P. 58–69 (0,75 п.л./0,18 п.л.).

99.Grigorenko, E.L. The acquisition of universal quantifiers in Russian / J. Kuznetsova, M. Babyonyshev, J. Reich [et al.] // Proceedings of the Conference on Generative Approaches to Language Acquisition—North America 2 / ed. by A. Belikova, L. Meroni, M. Umeda. – Somerville, MA: Cascadilla Press. – 2007. – P. 224–232 (0,56 п.л./0,11 п.л.).

100.Grigorenko, E.L Developmental dyslexia in adults: Implications for studies of its etiology / E.L. Grigorenko // Adult learning disorders: contemporary issues / ed. by L.E. Wolf, H. Schreiber, J. Wasserstein. – New York, NY: Psychology Press: Taylor & Francis: Brunner-Routledge and Carfax, 2008. – P. 83–109 (1,69 п.л.).

101.Grigorenko, E.L. Four «nons» of the brain-genes connection / E. Grigorenko // Single-word reading: Biological and behavioral perspectives / ed. by E.L. Grigorenko, A. Naples. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2008. – P. 283–308 (1,62 п.л.).

102.Grigorenko, E.L. Is there a standard for standardized testing? / E.L. Grigorenko, L. Jarvin, W. Niu, D. Preiss // Extending intelligence: Enhancement and new constructs / ed. by P. C. Kyllonen, R. D. Roberts, L. Stankov. – Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2008. – P. 157–182 (1,62 п.л. /0,40 п.л.).

103.Grigorenko, E.L. The use of the symmetrical response by Russian-speaking children / M. Babyonyshev, E. Grigorenko, L. Hart [et al.] // Annual Workshop on Formal Approaches to Slavic Linguistics 16: The Stony Brook Meeting 2007 / ed. by A. Antonenko, J.F. Bailyn, C.Y. Behin. – Ann Arbor, MI: Michigan Slavic Publications, 2008. – P. 16–30 (0,94 п.л./0,19 п.л.).

104.Grigorenko, E.L. Behavior-genetic and molecular studies of disorders of speech and language: An overview / E.L. Grigorenko // Handbook of behavior genetics / ed. by Y.-K. Kim. – New York, NY: Springer, 2009. – P. 125–135 (0,68 п.л.).

105.Grigorenko, E.L. Biobanking on a small scale: Practical considerations of establishing a single-researcher biobank / E.L. Grigorenko, S. Bouregy // Stanford Journal of Law, Science, Policy. – 2009. – Vol. 1. – P. 32–45 (0,87 п.л./0,43 п.л.).

106.Grigorenko, E.L. The devil is in the details: Decoding the genetics of reading / E.L. Grigorenko, A.J. Naples // How children learn to read: Current issues and new directions in the integration of cognition, neurobiology and genetics of reading and dyslexia / ed. by K. Pugh, P. McCardle. – New York, NY: Taylor & Francis, 2009. – P. 135–150 (1 п.л./0,50 п.л.).

107.Grigorenko, E.L. Assessing mother tongue in the era of globalization: Promise and challenge / E.L. Grigorenko, K. Nedwick, D. Kwadade [et al.] // Multicultural psychoeducational assessment / ed. by E.L. Grigorenko. – New York, NY: Springer. – 2009. – P. 187–212 (1,62 п.л./0,23 п.л.).

108.Grigorenko, E.L. Special educational needs of children in immigrant families / D. Conger, E.L. Grigorenko // Immigration, diversity, and education / ed. by E.L. Grigorenko, R. Takanishi. – New York, NY: Taylor & Francis Books, 2009. – P. 170–187 (1,12 п.л. /0,56 п.л.).

109.Grigorenko, E.L. Meeting needs of children with special educational profiles within a TSI (Teaching for Successful Intelligence) educational curriculum / T. Newman, J. Randi, L. Jarvin, E.L. Grigorenko // Classroom strategies for struggling learners / ed. by G.D. Sideridis, T.A. Citro. – Weston, MA: Learning Disabilities Worldwide, Inc., 2009. – P. 35—47 (0,81 п.л./0,20 п.л.).

110.Grigorenko, E.L. Assessing competencies in reading and mathematics in Zambian children / S.E. Stemler, F. Chamvu, H. Chart, L. Jarvin, J. Jere, L. Hart, B. Kaani, K. Kalima, J. Kwiatkowski, A. Mambwe, S. Kasonde-N’gandu, T. Newman, R. Serpell, S. Sparrow, R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko // Multicultural psychoeducational assessment / ed. by E.L. Grigorenko. – New York, NY: Springer, 2009. – P. 157–186 (1,87 п.л./0,11 п.л.).

111.Grigorenko, E.L. Typical and atypical development: A commentary on the role of genes / E.L. Grigorenko // Cognition and neuropsychology: International perspective on psychological science / ed. by P.A. Frensch, R. Schwarzer. – New York, NY: Psychology Press, 2010. – Vol. 1. – P. 177–192 (1 п.л.).

112.Grigorenko, E.L. Juxtaposing psychological, educational, and genomic sciences: An emerging platform for interpreting individual differences in the classroom / E.L. Grigorenko, S.D. Mandelman, A.J. Naples, N. Rakhlin // Innovations in educational psychology: Perspectives on learning, teaching and human development / ed. by R.J. Sternberg, D.D. Preiss. – New York: Springer, 2010. – P. 3–24 (1,37 п.л./0,34 п.л.).

113.Grigorenko, E.L. Dyslexia from a cross-linguistic and cross-cultural perspective: The case of Russian and Russia / A.N. Kornev, N. Rakhlin, E.L. Grigorenko // Learning Disabilities: A Contemporary Journal. – 2010. – Vol. 8. – P. 41–69 (1,81 п.л./0,60 п.л.).