Научная тема: «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАДЖИКИСТАНА В 60 -80 ГОДЫ ХХ ВЕКА: ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ»
Специальность: 07.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Анализ работ, появившихся во второй половине 1960 - 1980-х гг. позволяет сделать вывод, что историки, отражая сложившиеся в советской исторической науке взгляды, не ставили перед собой задачу исследования реального механизма партийно-государственного руководства сферой образования, тем более его критики. Поэтому многие проблемы народного образования рассматривались либо с конъюнктурных позиций, либо замалчивались вообще.
  2. С середины 60-х гг. в  Советском Союзе завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем, в течение десяти лет (к середине 70-х гг.) - ко всеобщему среднему образованию. Возможность получить образование в объёме средней школы предоставили молодёжи средние ПТУ и техникумы. Необходимые условия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодёжи с последующим поступлением в вузы создавали возникшие в 1969 г. подготовительные отделения.
  3. В конце 50-х начале 60-х годов XX века были запущены механизмы выживания и саморазвития школы, которые демпфировали негативные последствия реформы 1958 года. Образование оказалось одним из наиболее устойчивых социальных институтов не только и, может быть даже не столько в силу своей известной инертности, сколько благодаря тем внутренним силам и резервам, которые были тогда открыты реформой - ресурсу свободы, многообразия как нового качества образования, педагогического творчества. «Тезисы об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», в которых нашла отражение концепция реформирования советской школы, были опубликованы в 1958 году и представляли собой во многих отношениях важный государственного значения документ. Сформулированная в нём стратегия образования, ряд идей (создание многовариантных типов учебных заведений, школ для одарённых, развитие детской самодеятельности и творчества) не утратили своей значимости и сегодня.
  4. Проблема выявления и обоснования основных направлений и тенденций развития системы народного образования в 60-80 - е  годы является важнейшим компонентом исследований, как в сфере исторических наук, так и для практического опыта по реформированию системы образования. Изменения в общественной жизни формировали и новый социальный образовательный заказ общества, что неизбежно приводило к необходимости пересмотра, как содержания, так и методики обучения.
  5. В советский период на содержании высшего образования пагубно сказалось насаждение идеологических мифов, искажение исторических фактов, сужение представлений о культурном процессе. Политизации подверглось преподавание не только гуманитарных, но и естественных наук, Обществоведческая подготовка учащихся давала искаженное представление о взаимоотношениях государства и личности, о правах и свободах, демократических ценностях. Соотношение между интеллектуальной и трудовой подготовкой определялось не мировыми тенденциями общественного процесса, а текущими хозяйственными потребностями страны.
  6. Автор считает, что к середине 1980-х гг. Республики Таджикистан  имела в области народного образования безусловные достижения, располагала неплохим потенциалом, созданным в предыдущие годы. Анализ партийно-государственных документов показывает, что в известной мере присутствовало и понимание проблем развития отрасли, в достаточной степени обнаруживавшееся даже на региональном уровне. Тем самым объективно создавались условия для устойчивого поступательного движения.
  7. В период 1970-1980 гг. имелись и положительные явления в сфере среднего, специального и высшего образования: насыщение учебных классов, улучшение (за счет дополнительных источников финансирования) материально-технической базы многих учебных заведений, рост наукоемкости и технологичности учебных профессий. Основной вывод  состоит в том, что реализации прогрессивных начинаний в развитии системы образования помешал общегосударственный кризис рубежа 1980-1990-х гг.
Список опубликованных работ
В журналах, рекоменованных ВАК РФ

1.Абдуллоев М.Х. Развитие народного образование в Кулябской области //Известия АН Тадж. ССР- № 2.- 1982.- С. 45-52 .

2.Абдуллоев М.Х. Таджикистан в середине 60-х и 80-х годов ХХ века: Некоторые проблемы общественно-политического и социально экономического развития //Вестник Таджикского Национального Университета (научный журнал).–Душанбе: Сино, 2010. - № 2 (58). – С.16-22.

3.Абдуллоев М.Х. Из истории ликвидации неграмотности в Таджикистане //Вестник Таджикского Национального Университета (научный журнал) -№ 6 (54). –Душанбе: Сино, 2009.- С.157-163.

4.Абдуллоев М.Х. Из истории деятельности вечерних (сменных) общеобразовательных школ республики Таджикистана //Вестник Таджикского Национального Университета (научный журнал) №2 (58). – Душанбе: Сино, 2010.-С.31-38. В соавторстве.

5.Абдуллоев М.Х. Развитие общеобразовательной школы в Таджикистане (1966-1970) //Вестник Таджикского Национального Университета (научный журнал). -№4 (60). –Душанбе: Сино, 2010. -С. 60-63.

6.Абдуллоев М.Х. Из истории развития высшего педагогического образования (1959-1970) //Известия Академии наук Республики Таджикистан (Отделение общественных наук). – Душанбе: Дониш, 2010. - №4. - С. 1-7.

7.Абдуллоев М.Х. Переход на всеобщее обязательное восьмилетнее образование в Таджикистане. (1959-1965гг.) //Вопросы психологии и педагогики. - 2010. -№ 2. - С 45-49.

8.Абдуллоев М.Х. Специфика советской системы народного образования в 60-80 г.в Таджикистане //Вестник ТПГУ им.С.Айни №1(3). - Душанбе, 2011.)-С 124-132.

9.Абдуллоев М.Х. Некоторые вопросы осуществление перехода к всеобщему среднему образованию (1959-1962) //Вестник Таджикского Национального Университета (научный журнал) №3 (67). –Душанбе: Сино, 2011. -С. 144-150.

В других изданиях

10.Абдуллоев М.Х. Руководство Компартии Таджикистана о дальнейшем совершенствовании общеобразовательной школы в республике (1959-1970 гг.). Депонирование. Тадж. //Развитием народного хозяйство. -Тадж. ИНТИ.- Душанбе, 1981, рег. № 135. - 12 с.

11.Абдуллоев М.Х. О совершенствовании идейно-политического и нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ Таджикистана// Первая конференция молодых историков Средней Азии и Казахстана, посвященная 60-летию образования Таджикской ССР и Компартии Таджикистана. (Тезисы докладов и сообщений.).- АН Тадж. ССР, Душанбе: Дониш, 1984. – С.85-87.

12.Абдуллоев М.Х. Великий Октябрь и народное образование в Кулябе. История и культура Куляба (прошлое и настоящее). -Куляб, 1988. –С. 34-36.

13.Абдуллоев М.Х. Перестройка общеобразовательной школы в Таджикистане. – Душанбе: Ирфон, 1992 г. 8 п/л.

14.Абдуллоев М.Х. Из истории народной образовании в Кулябе. Эхёи Кулоб (1921-1991). - Кӯлоб, 1991. - 0,5 п/л. (на тадж. языке).

15.Абдуллоев М.Х. Деятельность КП Таджикистана по дальнейшему развитию общеобразовательной школы республики// Тезисы вступления и доклады научно-теоретической конференции (23-28 марта 1992 г.). - Куляб, 1989. - 0,2 п/л.

16.Абдуллоев М.Х. Из истории развития средних общеобразовательных школ в Кулябе. // Хатлон и развития цивилизации таджикского народа. - Куляб, 1994. – С. 64-72. (на тадж. яз.)

17.Абдуллоев М.Х. Методы активизации студентов на семинарских занятиях по истории Таджикского народа // Усовершенствование процесса обучении и воспитании гуманитарных дисциплин. - Куляб, 2001. - 0,3 п/л. (на тадж. яз.).

18.Абдуллоев М.Х. Из истории Советских школ в Кулябе. –Душанбе: Маориф, 2007. -3,5 п/л. (на тадж. языке).

19.Абдуллоев М.Х. Роль суверенного Таджикистана в укрепление материально-технической базы школ республики //Вестник Кулябского госуниверситета имени Абуабдулло Рудаки. - № 3 (3). – 2010.- 1 п/л.(на тадж. яз.).

20.Абдуллоев М.Х. Просветители Куляба в годы Великой Отечественной Войны// Вестник Кулябского государственного университета им. Абуабдуллохи Рудаки (научный журнал). -№ 2 (4). 2010. -1 п/л. В соавторстве. (на тадж. яз.).

21.Абдуллоев М.Х. Из истории советской школы в Таджикистане (1959-1970гг.). - Душанбе: Сино, 2010. -7,1 п/л.

22.Абдуллоев М.Х. Подготовка и переподготовка педагогических кадров в Таджикистане в 60 годы: успехи проблемы// Материалы международной конференции «Таджикистан-Китай культурно-исторические предпосылки и стратегические перспективы» (Душанбе, 21-22 мая 2010 г.). -Душанбе, 2010.- 0,5 ҷ/ч.

23.Абдуллоев М.Х. Подготовка педагогических кадров в годы независимости. Материалы научно-теоретической конференции на тему: «Пути внедрение новейших технологий в начальных, средних и высших учебных заведений». – Куляб, КГУ (20 апреля 2010 г.). -С. 36-42. -0,5 п/л. (на тадж. языке).

24.Абдуллоев М.Х. «Из краткой истории Советских школ в Кулябском области». Материалы научно-теоретической республиканской конференции на тему: «Роль образовании и технической культуры в обучении и воспитании подростков» (17-18 июня 2010 г.). –Куляб, 2010.- С. 13-16 (на тадж. языке).

27. Абдуллоев М.Х. Место образования в суверенном Таджикистане. Душанбе: «Кайхон»,2011.(Монография) 7,5 п/л (в соавторстве; на тадж. языке).