- Выяснение различий в основаниях сложившихся образов науки опиралось на обоснование существующих расхождений между основными направлениями рефлексии науки: общенаучная рефлексия, рефлексия в философии науки, философская рефлексия социокультурных следствий науки. Саморефлексия науки инициируется при разрешении парадоксов и совершается путем обобщения основных положений, фиксируемых в научных картинах мира при полном осознании фрагментарности достоверного знания. Философия науки направляет свою рефлексию, отказываясь от «обобщенного образа» и в самостоятельности собственных концепций акцентирует отдельные элементы механизма динамики науки. Детерминанты научно-технического развития и выяснение характера их социокультурных последствий направляют философскую рефлексию науки, в чем фиксируется ценностное содержание образа науки.
- Обоснование методологической стратегии для выделения этапов трансформации философских образов науки базируется на понимании этих образов в качестве результатов конкретных стадий информационного процесса, что сделало возможным установление и самих этапов трансформации, и взаимосвязей между ними. Применение концептуальных моделей информационно-синергетического подхода: модель событийно-процессуальной генерация информации; модель необратимой последовательности стадий информационного процесса как механизмов самоорганизации; модель семиотической динамики, раскрывающей структуру взаимодействий функций и форм информационных стадий с процессами их рецепций, - позволило установить допустимость следующей аналогии. Генерация знания фундаментальной наукой становится событием, которое инициирует создание новых кодов, транслируемых в структуре социокультурных каналов семантики, синтактики и прагматики, что создает условия для выработки способов (операторов) реализации сгенерированного знания. В этой схематизации этапы информационного процесса (генерация информации и ее кодирование, структура трансляций информации, создание оператора) сопоставимы с этапами трансформации образов науки. Эта же схематизация выступает методологической стратегией сопоставления способов философской рефлексии по их направленности на различные реалии науки, фиксируемые в ее образах.
- Установление способов сочетания вариаций в философской рефлексии образов науки проводилось в ходе раскрытия эвристического потенциала феноменологии в сравнении с методологическими возможностями других подходов (диалектического, философско- культурологического, аналитического, науковедческого, социокультурного) на основе применения информационно-синергетических моделей. На этом основании выявлена базовая ограниченность феноменологического подхода, (а именно - строгая зависимость познавательных результатов в его пределах от процедур сведения исследуемых феноменов к актам индивидуального сознания, препятствующих построению исследовательских моделей, адекватных надындивидуальности социокультурных событий), и восполнена обращением к методологическим потенциалам перечисленных подходов. Выполненная информационно- синергетическая модификация феноменологического подхода позволила упорядочить способы философской рефлексии образов науки на основе выявления их нацеленности либо на процессы целенаправленной выработки информации, либо ее кодирования, либо структурирования в социуме.
- Выдвижение концептуальной модели трансформации философских образов науки опирается на информационно-синергетическую интерпретацию философской рефлексии науки как совокупности форм полемики познающего сознания, направленных на выработку полипотентных стратегий прироста достоверного знания и реализации достижений науки в абстрагировании от способов верификаций.
1.Куликов С.Б. Вопросы становления предметной и проблемной области философии науки. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. – 200 с.
2.Куликов С.Б. Основы философского анализа науки: методология, смысл и цель. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. – 184 с.
3.Куликов С.Б. Перспективы развития прогрессивистского образа науки: Концептуальная модель. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 140 с.
4.Куликов С.Б. Процессы трансформации философских образов науки. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. – 160 с.
Публикации в журналах, входящих в Перечень ВАК
5.Куликов С.Б. Критика Э. Гуссерлем оснований физико-математического естествознания: релятивистские следствия // Философия науки. – Новосибирск, 2005. – № 4 (27). – С. 3-13.
6.Куликов С.Б. Значение культуры в становлении философии науки // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2006. – Вып. 7 (58). – Сер. : Гуманитарные науки (философия и культурология). – С. 118-121.
7.Куликов С.Б. Проблема взаимодействия социального и естественнонаучного знания // Вестник ТГПУ. – Томск, 2006. – Вып. 12 (63). – Сер. : Гуманитарные науки (социология). – С. 14-17.
8.Куликов С.Б. К вопросу об условиях интеграции образования и науки // Философия образования. – Новосибирск, 2006. – № 1 (15). – С. 40-43.
9.Куликов С. Б., Концепция подготовки специалистов для современной науки // Высшее образование в России. – Москва, 2007. – № 8. – С. 94-96 (в соавторстве с В.А. Дмитриенко).
10.Куликов С.Б. К вопросу о понимании времени в современной философии естествознания // Философия науки. – Новосибирск, 2009. - № 3 (42). – С. 89-99.
11.Куликов С.Б. Концепция преподавания основ философии в среднем специальном учебном заведении // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2009. – № 7 (85). – С. 141-143.
12.Куликов С.Б. Социально-философские основания формирования научно-образовательных структур // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2009. – № 8 (86). – С. 150-153 (в соавторстве с В.А. Дмитриенко).
13.Куликов С.Б. Место философии образования в структуре социально-философского знания // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2009. – № 8 (86). – С. 159-161 (в соавторстве с В.А. Дмитриенко).
14.Куликов С.Б. Философский анализ становления современной теории эмоций // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2010. – № 5 (95). – С. 12-15.
15.Куликов С.Б. Перспективы анализа идеологических установок образования в постиндустриальном обществе // Ценности и смыслы. – Москва, 2010. – № 3 (6). – С. 30-33.
16.Куликов С.Б. Концептуальная модель трансформации философских образов науки // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2011. – № 13 (115). – С. 169-173.
Печатные работы в журналах, материалах конференций и сборниках научных трудов
17.Куликов С.Б. Философские основания методологической культуры педагога-исследователя // Образование в Сибири. – Томск, 2005. – № 1 (13). – С. 5-9.
18.Куликов С.Б. Инновационная направленность современного образования как проблема философии науки // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2005. – № 1. – С. 62-69.
19.Куликов С.Б. Некоторые особенности философского подхода к педагогической науке // IX Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (28 апреля 2005 г.): Мат-лы конф. : Секция «Теория и практика подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации». – Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. – С. 23-27.
20.Куликов С.Б. К вопросу о теоретико-методологическом значении философии в подготовке научно-педагогических кадров // IX Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25-29 апреля 2005 г.) : Мат-лы конф.: в 6 т. Т. 4. Ч. 2: Культурология, история, философия. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. – С. 144-147.
21.Куликов С.Б. Некоторые философские основания интеграции науки и образования // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2006. – № 2. – С. 38-43.
22.Куликов С.Б. Значение идеи школы в философской рефлексии логики развития науки // X Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (15-19 мая 2006 г.): Мат-лы конф.: в 6 т. Т. 3. Ч. 2. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2006. – С. 25-29.
23.Куликов С.Б. Философский базис интеграции образования и науки (регионоведческий аспект проблемы) // Мат-лы IV Всерос. научной конф. «Образование в Сибири: Актуальные проблемы истории и современности» (23-24 марта 2006 г.). – Томск : Изд-во ТГПУ, 2006. – С. 212-215.
24.Куликов С.Б. Философско-научные основания концептуализации образования // Труды ИТО ТГПУ / Под ред. В.А. Дмитриенко. – Вып. 2. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2006. – С. 11-18.
25.Куликов С.Б. Некоторые принципы развития методологической культуры в системе образования // Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности : Мат-лы V междунар. научной конф. (1-2 ноября 2007 г.). – Томск : Изд-во ТГПУ, 2007. – С. 52-56.
26.Куликов С.Б. Некоторые аспекты проблемы основ процесса конструирования человека : соотношение смыслов времени в философии природы и философской антропологии // Конструирование человека : Сб. тр. всерос. научной конф. с междунар. уч-ем (г. Томск, 13-15 июня 2007 г.). – Томск : Изд-во ТГПУ, 2007. – С. 210-215.
27.Куликов С.Б. Проблема границ рефлексивности научного мышления в феноменологической концепции Э. Гуссерля // Системы и модели: границы интерпретаций : Сб. тр. всерос. научной конф. с международным участием (г. Томск, 6-10 ноября 2007 г.). – Томск : Изд-во ТГПУ, 2007. – С. 111-113.
28.Куликов С.Б. Логико-философские основания операционализации квантовых вычислений // XI Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (16-20 апреля 2007 г.) : Мат-лы конф. В 6 т. Т. 3. Ч. 2. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2007. – С. 67-72.
29.Куликов С.Б. Проблема мира в феноменологической концепции «позднего» Эдмунда Гуссерля // Исследования мира и миротворческий дискурс в системе образования : Мат-лы II Междунар. конф. 14-16 июня 2007 г. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. – С. 57-61.
30.Куликов С.Б. Некоторые методологические особенности анализа знаковых структур в гуманитарных науках // Системы и модели: границы интерпретаций : cб. тр. Всерос. научной конф. с междунар. уч-ем. Москва – Томск, 5–7 ноября 2008 г. – Томск : Изд-во ТГПУ , 2008. – С. 170-174.
31.Куликов С.Б. Место философии науки в структуре высшего профессионального образования // XII Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (21-25 апреля 2008 г.). Том. 5. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. – С. 44-49.
32.Куликов С.Б. Философские основания преодоления кризисных состояний в образовании и науке // Образование в Сибири. – Томск, 2009. – № 16. – С. 3-8.
33.Куликов С.Б. Концептуальные предпосылки преодоления релятивизма современной философии науки // XIV Всерос. с междунар. уч-ем конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (19-23 апреля 2010 г.). Т. 3. Ч. 1. XIV Сибирская школа молодого ученого. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2010. – С. 67-72.
34.Куликов С.Б. Роль образования в цивилизации индустриального общества // Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке : сборник научных статей (по материалам второй международной научно-практической конференции). – Ставрополь : СевКавГТУ, 2010. С. 45-46
35.Куликов С.Б. Утопичность гегелевского проекта философской науки // Утопия и образование: Сб. тр. междунар. научно-практической конф. (26-28 октября 2011 г., Москва). – Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. – С. 93-109.