Научная тема: «РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
по специальности 08.00.05 - менеджмент:
  1. Эволюция развития административной регламентации российской системы публичного управления включает в себя четыре этапа: 1 - формирование перечней функциональных обязанностей государственных служащих, публичных функций и услуг с целью проведения селективного отбора, упразднения их избытка и дублирования (2003-2005), 2 - законодательный переход на должностные регламенты для всех категорий государственных служащих, разработка и утверждение стандартов массовых общественно значимых функций и услуг (2005-2006), 3 - разработка и внедрение значительной части административных регламентов различных сфер системы публичного управления (2006-2007), 4 - обеспечение широкого внедрения успешного опыта административной регламентации публичного управления на региональном и муниципальном уровнях (2007-по настоящее время). Анализ этапов, отражающих эволюцию развития административной регламентации в Российской Федерации, позволяет определить как идентичность (четкая формализация, конкретная хронология действий, поэтапность действия органов исполнительной власти, конкретные сроки исполнения), так и специфичность (различные срок и технология реализации, направленность цели, масштабность охвата уровней публичной власти, роль в реформировании публичного управления) каждого этапа, что формирует прочную основу для гармонизации реформирования публичного управления.
  2. Реформирование системы публичного управления в Российской Федерации осуществляется в контексте развития административной регламентации, в основу которой положены принципы общего и специфического характера. Общие принципы административной регламентации (принцип легитимности, субсидиарности, гласности, открытости деятельности органов публичной власти, возможности осуществления публичного управления с использованием электронных средств автоматизации) в сочетании со специфическими принципами (принцип адекватности мер административной регламентации, общей (недискриминационной) регламентации, устранения избыточности публичных функций, прямой-обратной связи) должны лежать в основе реализации административной реформы в современных условиях с учетом растущих потребностей в высоком уровне качества жизни населения.
  3. Развитие административной регламентации в системе эффективного публичного управления определяется общими (зависимость от наличия (уровня) административных барьеров, развития нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней в области регламентации) и частными (зависимость от уровня финансовой и информационной обеспеченности, уровня профессиональной подготовки государственных служащих) отличительными особенностями ее организации. Общие особенности обусловливаются, с одной стороны, необходимостью повышения качества публичного управления посредством оптимизации и регламентации исполнения его функций и предоставления услуг, с другой стороны - разработки эффективной системы публичного управления. Частные особенности определяются спецификой развития функций регламентации публичного управления в конкретном субъекте Российской Федерации. Связанные с общими и частными особенностями современные тенденции развития административной регламентации характеризуются расширением сферы внедрения регламентации в публичное управление, дополнением элементов электронного правительства новыми информационно-коммуникационными технологиями, устранением проявлений бюрократизма и коррупции, повышением результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
  4. Комплексное решение задач реформирования системы публичного управления невозможно без четкого понимания различия административных регламентов по уровню их разработки и утверждения, обязательности и направленности реализации. С этой целью административные регламенты целесообразно дифференцировать на три группы в зависимости от степени гомогенности (главный и производный), уровня комплементарности полномочий (основной и дополнительный), инициатора взаимодействия (прямой и обратный).
  5. Стратегической целью реформирования системы публичного управления на основе развития административной регламентации является системная и целенаправленная работа по организации эффективной деятельности государственного аппарата, направленной на повышение качества жизни населения. Достижение данной цели должно корреспондировать с улучшением использования органами публичной власти ограниченных государственных ресурсов, что делает необходимым и актуальным внедрение программно-целевых методов государственного управления и дифференцированного подхода к планированию государственных средств на исполнение функций и полномочий на основании принципов эффективности, экономичности и результативности.
  6. Система оценки результативности использования административной регламентации в публичном управлении должна состоять из четырех взаимосвязанных блоков: 1) варианты публичного управления субъектом Российской Федерации, 2) виды инструментов, 3) степень регламентации деятельности госслужащих, исполнения функций, предоставления услуг, 4) результат сравнения эффективности вариантов публичного управления субъектом Российской Федерации; учитывать интенсивность и масштабность применения доступного арсенала инструментов для достижения эффективности управления, степень регламентации деятельности государственных служащих, исполнения функций и предоставления услуг, что позволит органам публичной власти произвести компаративный анализ эффективности вариантов публичного управления субъектом Российской Федерации и принять (скорректировать) решение о выборе приоритетного варианта.

по специальности 08.00.05 - сфера услуг:

  1. Оптимальный вариант организационно-экономического обеспечения регламента предоставления услуг физическим и юридическим лицам должен включать в структуру регламента следующие разделы: 1) организации, в отношении которых применяется регламент, 2) нормативные правовые акты, регулирующие предоставление услуги, 3) порядок получения доступа к услуге, 4) требования к качеству услуги, закрепленному стандартом, 5) порядок обжалования нарушений требований регламента, 6) ответственность за нарушение требований регламента предоставления услуги, 7) постоянный контроль соответствия требованиям регламента. Данная структура учитывает основные требования используемых методик формирования регламентов предоставления публичных услуг, позволяет рационализировать и привести к единообразию процесс формирования регламентов предоставления данных услуг на уровне субъекта Российской Федерации (в т.ч. в Волгоградской области), сократить экономические издержки на разработку регламента.
  2. Для совершенствования механизма повышения эффективности и качества публичных услуг (на основе внедрения административных регламентов), организации продуктивного взаимодействия всех участников процесса предоставления услуг, обеспечения прозрачности и доступности их предоставления, снижения уровня административных барьеров создана модель предоставления публичных услуг физическим и юридическим лицам, состоящая из четырех структурных блоков: 1) органы власти, создающие (обеспечивающие) условия предоставления услуг, 2) инструменты, посредством которых создаются условия предоставления услуг, 3) поставщики услуг, 4) получатели услуг. Ведущая роль принадлежит информационным инструментам (контактным и бесконтактным каналам коммуникации), которые в условиях развития информационного общества являются основой любого взаимоотношения участников процесса предоставления публичных услуг.
  3. Главной целью публичного управления в сфере предоставления услуг является создание условий для доступности и качества их оказания населению и бизнесу, действенного контроля за деятельностью ответственных должностных лиц, повышения эффективности расходования бюджетных средств на предоставление услуг. Для развития общественного (государственного) сектора сферы услуг достижение данной цели обеспечивает система управления качеством предоставления публичных услуг на уровне субъекта Российской Федерации, представляющая интеграцию трех контуров управления. Первый контур управления является основным в системе и формирует общее направление организации процесса предоставления услуг. Второй контур управления гарантирует инклюзивное участие поставщика и получателя услуги в процессе ее оказания. Третий контур управления в соответствии с регламентированной периодичностью позволяет органам публичной власти проводить мониторинг удовлетворенности процессом предоставления услуг и принимать управленческие решения по устранению выявленных проблем.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК

1.Кайль, Я.Я. Повышение эффективности и результативности управления субъектом Российской Федерации, основанное на регламентации предоставления государственных услуг / Я.Я. Кайль // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – №1. – С.15–21. – 0,8 п.л.

2.Кайль, Я.Я. Предоставление государственных услуг в субъектах Южного федерального округа: состояние, проблемы, перспективы / Я.Я. Кайль // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – №1. – С.30–39. – 1,0 п.л.

3.Кайль, Я.Я. Взаимодействие участников процесса предоставления государственных (муниципальных) услуг на уровне субъекта Российской Федерации / Я.Я. Кайль // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – №43. – С.31–39. – 0,7 п.л.

4.Кайль, Я.Я. Финансовое обеспечение предоставления государственных (муниципальных) услуг в регионах Российской Федерации: состояние и перспективы / Я.Я. Кайль // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – №27. – С.6–13. – 0,9 п.л.

5.Кайль, Я.Я. Создание условий доступности получения государственных и муниципальных услуг для граждан Российской Федерации / Я.Я. Кайль // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – №26. – С.8–15. – 0,8 п.л.

6.Кайль, Я.Я. Оказание государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы / Я.Я. Кайль // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – №28. – С.48–55. – 0,9 п.л.

7.Кайль, Я.Я. Состояние и перспективы развития процесса организации предоставления государственных (муниципальных) услуг населению Российской Федерации / Я.Я. Кайль // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – №27. – С.49–56. – 0,9 п.л.

8.Кайль, Я.Я. Качество предоставления государственных и муниципальных услуг как важный фактор повышения уровня жизни населения России / Я.Я. Кайль // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – №26. – С.51–58. – 1,0 п.л.

9.Кайль, Я.Я. О необходимости стандартизации и регламентации государственных (муниципальных) услуг / Я.Я. Кайль // Власть. – 2011. – №7. – С.126–130. – 0,6 п.л.

10.Кайль, Я.Я. Предоставление муниципальных услуг в «столичных» городах субъектов Южного федерального округа: состояние, проблемы, перспективы / Я.Я. Кайль // Вестник Волгоградского госуниверситета. Серия 3. Экономика. Экология. – 2011. – №2. – С.40–46. – 0,7 п.л.

11.Кайль, Я.Я. Зарубежный опыт внедрения стандартизации государственных и муниципальных услуг / Я.Я. Кайль // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №21. – С.71–79. – 1,1 п.л.

12.Кайль, Я.Я. Региональные особенности стандартизации и регламентации государственно-муниципальных услуг в Российской Федерации / Я.Я. Кайль // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №20. – С.37–44. – 0,9 п.л.

13.Кайль, Я.Я. Альтернативные методы оценки результативности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / Я.Я. Кайль // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №2. – С.27–34. – 0,8 п.л.

14.Кайль, Я.Я. Стандартизация государственных услуг: от оптимальной структуры к повышению их качества / Я.Я. Кайль // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – №39. – С.38–44. – 0,8 п.л.

15.Кайль, Я.Я. Мониторинг расходов на государственное и муниципальное управление субъектом Российской Федерации в условиях экономического кризиса / Я.Я. Кайль // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – №5. – С.42–46. – 0,6 п.л.

16.Кайль, Я.Я. Стандартизация государственных услуг как основной инструмент эффективного государственного управления / Я.Я. Кайль // Федерализм. – 2009. – №3. – С.181–186. – 0,3 п.л.

17.Кайль, Я.Я. Актуализация проблемы стандартизации государственно-муниципальных услуг в целях устойчивого развития территории / Я.Я. Кайль // Вестник Волгоградского госуниверситета. Серия 3. Экономика. Экология. – 2009. – №2. – С.109–114. – 0,6 п.л.

18.Кайль, Я.Я. Стандартизация и регламентация государственных и муниципальных услуг как инструмент эффективного управления регионом / Я.Я. Кайль // Вестник Волгоградского госуниверситета. Серия 3. Экономика. Экология. – 2009. – №1. – С.63–71. – 0,7 п.л.

19.Кайль, Я.Я. Совершенствование системы управления государственной службой в Волгоградской области / Я.Я. Кайль // Вестник Волгоградского госуниверситета. Серия 3. Экономика. Экология. – 2008. – №2. – С.137–144. – 0,8 п.л.

Монографии и главы в коллективных монографиях (книги, научные издания)

20.Кайль, Я.Я. Развитие сферы предоставления государственных и муниципальных услуг в системе эффективного управления субъектом Российской Федерации: монография / Я.Я. Кайль. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. – 556 с. – 32,5 п.л.

21.Кайль, Я.Я. Процесс стандартизации и регламентации муниципальных услуг Волгоградской области / Я.Я. Кайль // Актуальные проблемы управления социально–экономическим развитием региона // Монография под ред. А.Э. Калининой. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. – 602 с. – 1,1 п.л.

22.Кайль, Я.Я. Актуальные проблемы процесса реализации государственных и муниципальных услуг в Волгоградской области / Я.Я. Кайль // Антикризисное регулирование экономики региона: мониторинг и политика мобилизации // Монография под ред. О.В. Иншакова. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010. – 328 с. – 0,7 п.л.

23. Результативность и эффективность бюджетных расходов: монография / Под ред. А.В. Дорждеева, А.В. Гуковой. – М. : Книжная редакция «Финансы», 2009. – 720 с. – 24,5 п.л.

Публикации в других научных сборниках, научно–практических журналах и периодических изданиях

24.Кайль, Я.Я. Регламентация предоставления государственных услуг как инструмент эффективного управления регионом РФ / Я.Я. Кайль // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом. Сборник докладов и тезисов III (V) Международной научно– практической конференции / Под общей ред. д.э.н. проф. Парахиной В.Н., д.э.н. проф. Ушвицкого Л.И., к.э.н. доц. Бобровой Е.Ф. – ООО «Издательско– информационный центр «Фабула», 2011. – С. 142–145. – 0,5 п.л.

25.Кайль, Я.Я. Использование стандартов и регламентов как инструментов эффективного государственного управления субъектом РФ / Я.Я. Кайль // Прикладные научные разработки: сб.ст. VII Международной научно–практической конференции (27.07.2011–05.08.2011), Education and Science, 2011. – С.67–74. – 0,5 п.л.

26.Кайль, Я.Я. Повышение результативности управления субъектом РФ на основе развития сферы предоставления государственных услуг / Я.Я. Кайль // Актуальные социально–экономические и политические проблемы России: форсайт–анализ: межвузовский сборник научных трудов / Автоном. некоммерч. орг. высш. профес. образования Владим. ин–т бизнеса; [редкол.: Ю.А. Дмитриев и др.]. – ВИБ, 2011. – С.35–41. – 0,5 п.л.

27.Кайль, Я.Я. Актуальные проблемы процесса реализации государственных и муниципальных услуг в Волгоградской области / Я.Я. Кайль // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. – Вып. 12. – С.367–374. – 0,8 п.л.

28.Кайль, Я.Я. Предоставление государственных услуг в электронной форме как основной фактор преодоления административных барьеров и снижения коррупции / Я.Я. Кайль // Проблемы и перспективы социально– экономического развития регионов: материалы Всероссийской заочной научно– практической конференции 8 ноября 2011 года. – Изд-во ВятГГУ, 2011. – С.42– 48. – 0,4 п.л.

29.Кайль, Я.Я. Обеспечение стандартизации государственно– муниципальных услуг как элемент системы эффективного управления / Я.Я. Кайль // Методологическая оценка эффективности использования государственных функций и предоставления услуг в региональных органах исполнительной власти: сб.ст. по материалам научн.–метод. семинара, г. Волгоград, 24 апреля 2010 г. / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волг. гос. ун.»; редкол.: А.Э. Калинина (отв.ред.) и др. – Изд-во ВолГУ, 2010. – 0,5 п.л.

30.Кайль, Я.Я. Внедрение стандартов оказания государственно– муниципальных услуг как фактор повышения эффективности управления общественными финансами / Я.Я. Кайль // Актуальные проблемы совершенствования управления региональными финансами: Сборник материалов третьей межрегиональной научно–практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования управления региональными финансами», 2–3 июля 2009 г. Отв. ред. А.В. Дорждеев, 2009. — М. : Изд-во «Финансы», 2010. – С.261–268. – 0,5 п.л.

31.Кайль, Я.Я. Внедрение стандартов и регламентов государственно– муниципальных услуг в Волгоградской области в рамках административной реформы / Я.Я. Кайль // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. – 2009. – Вып. 10. – С.480–486. – 0,6 п.л.

32.Кайль, Я.Я. Внедрение стандартов муниципальных услуг в городском округе – городе–герое Волгограде в рамках административной реформы / Я.Я. Кайль // Ученые Волгограда – развитию города: сборник статей / Мосейко Виктор Олегович [и др.]; ред. С.Н. Соколов; предис.: Р.Г. Гребенников, А.С. Давыденко; Администрация Волгограда. – Городские вести, 2009. – С.261–268. – 0,3 п.л.

33.Кайль, Я.Я. Внедрение стандартов качества оказания государственных услуг в Волгоградской области как инструмент регионального управления в рамках проводимой административной реформы / Я.Я. Кайль // Актуальные проблемы современного управления (Текст): материалы круглого стола, г. Волгоград, 28 апр. 2009 г./ Гос. обрзоват. учреждение выс. проф. образования «Волгогр. гос. ун.–т»; редкол. В.О. Мосейко ( отв. ред.) (и др.). – Изд-во ВолГУ, 2009. – С.126–138. – 0,9 п.л.

34.Кайль, Я.Я. Проблемы реформирования и эффективного функционирования системы кадрового обеспечения в муниципальном управлении Волгоградской области / Я.Я. Кайль // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. – 2008. – Вып. 9. – С.380– 388. – 0,8 п.л.

35.Кайль, Я.Я. Позитивные тенденции устойчивого развития регионов в Южном федеральном округе в начале XXI века / Я.Я. Кайль // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. – 2005. – Вып. 6. – С.239–251. – 1,1 п.л.

36.Кайль, Я.Я. Опыт стратегического планирования муниципального образования г. Волжский Волгоградской области / Я.Я. Кайль // Теоретическая основа и опыт стратегического планирования развития территорий. Материалы международной научно–практической конференции. Воронежский Госуниверситет, 27 мая 2005 г. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2005. – С.121–124. – 0,2 п.л.