- Дополнено обоснование сущности, экономического содержания, принципов и методов прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом за счет уточнения его организационно-экономического механизма, представляющего собой разноуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов (органов государственной власти) и их типовых групп (субъектов, объектов, принципов, методов и инструментов прогнозирования и планирования налоговых доходов), а также способов их взаимодействия, под влиянием которых разрабатывается прогноз налоговых доходов.
- Обоснована необходимость механизма согласованных действий федерального, региональных и муниципальных уровней власти и научно-исследовательских институтов в разработке прогнозно-аналитических документов, позволяющая минимизировать административное воздействие и сохранять общую направляющую роль государства в процессе формирования долгосрочных и среднесрочных прогнозов, выработке стратегии развития страны, отраслей и регионов.
- Доказана нерациональность изменения системы зачисления налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, а также выявлены основные проблемы такого перехода. Научно обосновано, что введение уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика будет способствовать снижению заинтересованности регионов в создании дополнительных рабочих мест и благоприятного инвестиционного климата на своей территории в целях привлечения рабочей силы и, как следствие, увеличения доходов бюджета.
- Выявлена зависимость бюджетной системы субъектов Российской Федерации от полноты и своевременности поступлений налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций и доказана необходимость интеграции бюджетного планирования в процессе формирования и реализации долгосрочной стратегии развития регионов.
- Раскрыто социально-экономическое содержание налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций и доказано, что они относятся к главным и наиболее эффективным инструментам ускорения темпов социально-экономического развития регионов в действующей системе государственного регулирования экономики и законодательные изменения их взимания, позволит регионам повысить собственный бюджет, за счет чего могут быть восстановлены и построены предприятия, как следствие - сократится безработица.
- Разработан механизм налогового прогнозирования и планирования в системе управления государственным бюджетом с использованием экономико-математических моделей в территориальном разрезе. Предложена методика прогнозирования доходной части бюджета, которая основывается на следующем принципе: прогноз доходной части бюджета - это расчетное определение объема налогов и других обязательных платежей на очередной финансовый год путем индексации бюджетных показателей базового периода на планируемые макроэкономические индексы-дефляторы социально-экономического развития.
- Разработана организационно-экономическая модель прогнозирования и планирования налоговых доходов, в основе которой лежит организационное и информационное обеспечение, позволяющее составлять более адекватные прогнозы по налоговым доходам посредством согласованности в действиях органов государственной власти и на основе более широкого пласта информации для принятия решения о выборе конкретного прогноза и формирования проекта бюджета.
- Выявлена прямая взаимосвязь налоговых доходов с основными показателями макроэкономического развития региона, которая свидетельствует о том, что развитие регионов подчиняется некоторым общим для них экономическим законам. Статистический анализ зависимости налоговых поступлений в различные регионы и связи этих поступлений с основными макроэкономическими показателями регионов позволяют достаточно точно прогнозировать налоговые поступления в бюджет отдельного региона только при наличии качественной и обширной информация за ряд предшествующих лет.
- Разработан алгоритм реализации бюджетной и социальной составляющих налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в системе управления социально-экономическим развитием региона. В соответствии с предлагаемым алгоритмом поступления от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в бюджет региона будут напрямую зависеть от результата, достигнутого по итогам реализации государственных программ региона, что позволит реализовать и увязать бюджетную и социальную составляющую этих налогов в системе управления социально-экономическим развитием региона.
- Разработана концепция сопряжения прогноза налоговых доходов и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Предлагаемая концепция является системой представлений о взаимосвязи параметров бюджетной системы Российской Федерации и показателями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и направлена на повышение уровня жизни российских граждан, улучшение инвестиционного климата в регионах, создание новых производств, развитие инфраструктуры, достижение высокой социальной мобильности, поддержке социально значимой трудовой занятости и рациональной организации миграционных потоков.
1.Попков С.Ю. Региональное бюджетное прогнозирование и планирование (на примере бюджета города Москвы) / Монография / Дашков и Ко, М., 2009. – 8,3 п.л.
2.Попков С.Ю. Финансовые рынки и финансы предприятий. Региональные особенности функционирования на примере мегаполиса / Монография / Дашков и Ко, М., 2010. - 10,5 п.л .
3.Попков С.Ю. Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем // Монография (раздел 4.7.) // Под ред. д.э.н., проф., действительного государственного советника второго класса, заслуженного экономиста Российской Федерации С.Н. Сильвестрова, д.э.н. И.Н.Рыковой// Дашков и Ко, М., 2011. 16,4 п.л. (в т.ч. лично авт. - 1,8 п.л.).
Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
4.Попков С.Ю. Прогнозирование налоговых доходов // Финансы. №8. 2007. – 0,25 п.л.
5.Попков С.Ю., Колодин Д.М. Проблемы перехода на зачисление НДФЛ по месту жительства налогоплательщика // Налоговая политика и практика. №8(68). 2008. – 0,75 п.л. (в т.ч. лично авт. - 0,4 п.л.).
6.Попков С.Ю., Парасаданов Г.А. Проблемы сопряжения стратегии и прогнозов социально-экономического развития на федеральном и региональном уровнях // Финансы и кредит. №29(317). 2008. – 1,0 п.л. (в т.ч. лично авт. - 0,5 п.л.).
7.Попков С.Ю., Парсаданов Г.А. Прогнозирование доходов в системе управления государственным бюджетом (на примере бюджета города Москвы) // Региональная экономика: теория и практика. №22(79). 2008. – 1,1 п.л. (в т.ч. лично авт. - 0,55 п.л.).
8.Попков С.Ю., Смирнов В.М. Социально-экономические аспекты демографической ситуации в России: долгосрочные последствия сокращения численности работоспособного населения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. №16(49). 2009. – 0,6 п.л. (в т.ч. лично авт. - 0,3 п.л.).
9.Попков С.Ю., Парсаданов Г.А. Формирование благоприятного инвестиционного климата города Москвы для развития инновационного потенциала // Региональная экономика: теория и практика. №4(139). 2010. – 1,0 п.л. (в т.ч. лично авт. - 0,5 п.л.).
10.Попков С.Ю., Парсаданов Г.А. Организация финансирования инновационной деятельности в городе Москве в условиях финансовой нестабильности // Финансы и кредит. №12(396). 2010. – 0,7 п.л. (в т.ч. лично авт. - 0,4 п.л.).
11.Попков С.Ю. Тенденции развития региона на основе анализа нелинейных дифференциальных уравнений// Информатизация и связь. № 5. 2011. – 1,0 п.л.
12.Попков С.Ю. Динамическое моделирование процесса социально-экономического развития города Москвы Информатизация и связь. № 5. 2011. – 0,8 п.л.
13.Попков С.Ю. Принципы и методы планирования и прогнозирования доходов бюджета // Бизнес в законе. № 6. 2011. – 1,0 п.л.
14.Попков С.Ю. Прогноз налоговых поступлений в бюджет Москвы на основе региональной статистики Российской Федерации // Бизнес в законе. № 6. 2011. – 0,5 п.л.
15.Попков С.Ю. Сравнительная характеристика методик планирования и прогнозирования доходной части бюджета города Москвы// Информатизация и связь. № 7. 2011. – 0,6 п.л.
16.Попков С.Ю. Экономико-математическое моделирование при прогнозировании и планировании налоговых доходов// Информатизация и связь. № 7. 2011. – 0,5 п.л.
17.Попков С.Ю. Финансы и инвестиции предприятий реального сектора экономики России: проблемы и перспективы развития// Информатизация и связь. № 1. 2012. – 0,7 п.л.
18.Попков С.Ю. Социально-экономическое развития регионов в среднесрочной перспективе: тенденции и параметры// Информатизация и связь. № 1.2012. – 0,5 п.л.
19.Попков С.Ю. Организационно-экономическая модель прогнозирования и планирования налоговых доходов в системе управления бюджетом // Бизнес в законе. № 1. 2012. – 0,6 п.л.
20.Попков С.Ю. Международная практика финансового планирования// Бизнес в законе. № 1. 2012. – 0,4 п.л.
21.Попков С.Ю. Механизм финансового мультипликатора реализации государственных программ // Бизнес в законе. № 2. 2012. – 0,5 .п.л.
22.Попков С.Ю. Информационная база прогнозирования, требования к статистическим данным// Бизнес в законе. № 2. 2012. – 0,4 п.л.
Публикации в других журналах, учебно-методических комплексах и сборниках:
23.Попков С.Ю. Московская молодежь в демографической картине города // Москва на пути модернизации и кадровый потенциал как решающий фактор ее эффективного развития. Сборник трудов научно-практической конференции Московского городского института управления Правительства Москвы. М., 2002. – 0,3 п.л.
24.Попков С.Ю. Анализ налоговой базы по налогу на прибыль // Тенденции и проблемы экономического роста России. Сборник трудов II Международной научной студенческой конференции Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. М, 2002. – 0,25 п.л.
25.Попков С.Ю. Повышение эффективности управления налоговыми доходами бюджета города Москвы // Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Москвы. №2(18) 2006. – 0,75 п.л.
26.Попков С.Ю. Администрирование налоговых доходов // Актуальные проблемы и современные тенденции развития столичного мегаполиса. Сборник трудов IV научно-практической конференции студенческого научного сообщества Московского городского университета управления Правительства Москвы. М., 2006. – 0,2 п.л.
27.Попков С.Ю. Эффективная организация процесса прогнозирования налоговых доходов // Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития. Сборник трудов научно-практической конференции Московского городского университета управления Правительства Москвы. М, 2007. – 0,2 п.л.
28.Попков С.Ю., Гакаев А.Ж. Влияние антикоррупционных механизмов на эффективность государственного управления // Проблемы повышения антикоррупционного потенциала органов исполнительной власти. Материалы международной научно-практической конференции. М., 2009. – 0,5 п.л. (в т.ч. лично авт. - 0,3 п.л.).
29.Попков С.Ю., Бабленкова И.И., Смирнов В.М. и др. Урегулирование задолженности, взыскание недоимки и обеспечение процедур банкротства. Брошюра. М., 2009. – 16,75 п.л. (в т.ч. лично авт. - 2,3 п.л.).
30.Попков С.Ю., Бабленкова И.И., Смирнов В.М. и др. Государственная регистрация и учет налогоплательщиков. Брошюра. / Под общей редакцией д.э.н., проф. Л.А. Аносовой. М, 2010. – 22,25 п.л. (в т.ч. лично авт. - 1,7 п.л.).
31.Попков С.Ю., Бабленкова И.И., Осокина И.В. и др. Налогообложение физических лиц. Брошюра. / Под общей редакцией д.э.н., проф. А.П. Балакиной. М, 2010. – 18,5 п.л. (в т.ч. лично авт. - 2,1 п.л.).
32.Попков С.Ю., Бабленкова И.И., Осокина И.В. и др. Изучение вопросов недропользования с целью повышения качества налогового администрирования. Брошюра. / Под общей редакцией д.э.н., проф. Л.А. Аносовой. М, 2010. – 15,5 п.л. (в т.ч. лично авт. - 0,7 п.л.).
33.Попков С.Ю., Бабленкова И.И., Смирнов В.М. и др. Налогообложение кредитных организаций и валютный контроль ВЭД. Брошюра. / Под общей редакцией д.э.н., проф. И.И. Бабленковой. М, 2011. – 20,4 п.л. (в т.ч. лично авт. - 1,9 п.л.).
34.Попков С.Ю., Бабленкова И.И., Смирнов В.М. и др. Государственная регистрация и учет налогоплательщиков. Брошюра. / Под общей редакцией д.э.н., профессора Л.А. Аносовой. М, 2011. – 16,8 п.л. (в т.ч. лично авт. - 1,3 п.л.).
35.Попков С.Ю., Смирнов В.М., Осокина И.В. и др. Организация работы следственного органа по расследованию налоговых преступлений и процессуальный контроль. Брошюра. М, 2011. – 23,4 п.л. (в т.ч. лично авт. - 2,2 п.л.).
36.Попков С.Ю., Аносова Л.А., Осокина И.В. и др. Налогообложение физических лиц. Брошюра. / Под общей редакцией д.э.н., проф. Л.А. Аносовой. М, 2011, – 12,2 п.л. (в т.ч. лично авт. - 0,6 п.л.).
37.Попков С.Ю., Бабленкова И.И., Смирнов В.М. и др.Налогообложение юридических лиц. Брошюра. / Под общей редакцией д.э.н., проф. Л.А. Аносовой. М, 2011, – 16,4 п.л. (в т.ч. лично авт. - 1,5 п.л.).
38.Попков С.Ю. Энергосбережение в промышленной и жилищно-коммунальной сфере г.Москвы // Энергонадзор и энергобезопасность. №2. 2011. – 0,5 п.л.