- Анализ существующих исследований и концепций в области профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре, профессиональная деятельность которых направлена на социальную интеграцию и физическую реабилитацию лиц с отклонениями в состоянии здоровья, указывает на необходимость рассматривать профессионально значимые качества личности специалиста по адаптивной физической культуре как незаменимые «комплектующие» его профессиональной компетентности.
- Под профессионально значимыми качествами личности специалиста по адаптивной физической культуре понимаются такие специфические способности и устойчивые характеристики, которые, будучи включенными в процесс профессиональной деятельности, оказывают существенное влияние на психологическую адаптацию к особенностям профессии и успешное взаимодействие с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Следовательно, формирование и развитие профессионально значимых качеств личности будущих специалистов по адаптивной физической культуре значимо с точки зрения эффективности будущей профессиональной деятельности.
- Система диагностики уровня формирования профессионально значимых качеств личности будущих специалистов по адаптивной физической культуре должна проводиться на разных этапах профессиональной подготовки. Комплекс контрольно-диагностических средств диагностики включает психологические и педагогические методики, подобранные по принципу взаимодополнения и уточнения, что увеличивает достоверность разработанной системы диагностики.
- Модель формирования профессионально значимых качеств личности специалиста по адаптивной физической культуре предполагает целостный педагогический процесс, в котором совокупность подходов к обучению и воспитанию, направленных на приобретение определенных знаний, умений и навыков, также предусматривает развитие личности будущего специалиста по адаптивной физической культуре. Модель включает целевой, содержательно процессуальный, организационно-технологический, критериально-уровневый компоненты. Все компоненты модели взаимосвязаны и образуют единую комплексную систему. Согласно разработанной модели в процессе формирования профессиональной компетентности студент определяет нравственные убеждения, осваивает ценностные ориентации, накапливает знания, совершенствует познавательные способности, умения и навыки. При этом в обеспечении эффективного характера формирования профессиональной компетентности важна роль рефлексивных процессов. Модель задает условия, в которых должна реализовываться технология формирования профессионально значимых качеств личности будущих специалистов по адаптивной физической культуре.
- Технология формирования профессионально значимых качеств личности специалиста по адаптивной физической культуре представляет собой поэтапный процесс реализации условий, определенных моделью формирования профессионально значимых качеств личности. Технология содержит определенные этапы, отражающие процесс последовательного развития профессионально значимых качеств личности специалиста по адаптивной физической культуре:
-
- На профессионально-ориентирующем этапе основные усилия направляются на формирование мотивов, ценностных ориентаций и гностических качеств: самокритичности, способности к самонаблюдению и позитивной конструктивной саморефлексии, - для чего используются соответствующие методы стимулирования и мотивации учения, учебные дискуссии, беседы, диагностические опросы. Цель этапа: диагностирование имеющихся качеств, актуализация способностей, достижение осмысления учебных целей и задач, осознание важности профессионально значимых качеств.
- На когнитивно-практическом этапе студентам предоставляется больше возможностей почувствовать себя активными субъектами учения. Этому способствуют создаваемые преподавателем профессионально-личностные ситуации в обучении, которые благодаря профессионально-ситуативному контексту обеспечивают благоприятные условия для проявления профессионально и личностно значимых качеств.
- На профессионально-личностном этапе создаются условия для самоопределения студентов в выборе варианта собственного поведения посредством усиления индивидуализации обучения. Широкое применение получают организационные формы, максимально индивидуализирующие образовательный процесс: подготовка исследовательских проектов, консультирование, активные методы обучения и выполнение других видов самостоятельной работы. Приоритет отдается организаторским, морально-волевым качествам. На протяжении всех этапов создаются условия для формирования ценностных ориентаций, являющихся аксиологической основой процесса формирования профессионально значимых качеств личности будущих специалистов по адаптивной физической культуре.
- Используемые в данной педагогической технологии активные и интерактивные методы обучения ориентированы на формирование уникальной целостной личности, которая стремится к реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, ориентирована на жизненный и профессиональный успех.
1. Строгова, Н. А. Формирование профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов по адаптивной физической культуре [Текст]: монография / Н.А. Строгова. - Домодедово: Домодедовский филиал НОУ ВПО «РосНОУ», 2010. (14,1 п. л.)
2. Строгова, Н.А. Технология формирования профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов по адаптивной физической культуре [Текст]: монография / Н.А. Строгова. – М.: изд. «МПА – Пресс», 2011. (13,3 п. л.)
3. Методы и формы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья [Текст]: монография / Л.Н. Ростомашвили, Н.В. Лукъянченко, Н.А. Строгова и др. – Красноярск: Центр информации, 2011. (1,0 п. л.)
4. Девиантное и деликвентное поведение детей и подростков [Текст]: монография / Е.В. Яровенко, А.Л. Нелидов, Н.А. Строгова и др. – Красноярск: Центр информации, 2012. (2,1 п. л.)
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
5. Строгова, Н.А. Профессионально-гуманистическая направленность личности специалиста по адаптивной физической культуре [Текст] / Н.А. Строгова // Мир образования – образование в мире. – 2010. - № 1. – С. 108-113. (0,5 п. л.)
6. Строгова, Н.А. Факторы успешной профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре [Текст] / Н.А. Строгова // Вестник Самарского государственного университета. - 2010. - № 1. –С. 191-195. (0,5 п. л.)
7. Строгова, Н.А. Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях [Текст] / Н.А. Строгова // Физическая культура: воспитание, обучение, тренировка.- 2010. - № 2. - С. 78-79. (0,1 п. л.)
8. Строгова, Н.А. Профессиональное самосознание и самоопределение студентов, обучающихся по специализации «Адаптивная физическая культура» [Текст] / Н.А. Строгова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 2. - С. 57-59. (0,2 п. л.)
9. Строгова, Н.А. Профессиональная подготовка специалистов по адаптивной физической культуре в интересах лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.А. Строгова // Мир образования – образование в мире. – 2010. - № 2. – С. 33-38. (0,5 п. л.)
10. Строгова, Н.А. Гуманистический подход в адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.А. Строгова // Физическая культура: воспитание, обучение, тренировка. - 2010. - № 4. – С. 31-33, 50. (0,3 п. л.)
11. Строгова, Н.А. Формирование профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов по адаптивной физической культуре в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Н.А. Строгова // Физическая культура: воспитание, обучение, тренировка. - 2011. - № 1. – С. 26-28. (0,3 п. л.).
12. Строгова, Н.А. Модель формирования профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов по адаптивной физической культуре [Текст] / Н.А. Строгова // Физическая культура: воспитание, обучение, тренировка. - 2011. - № 5. –С. 29-32. (0,3 п. л.).
13. Строгова, Н.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с отклонениями в развитии в деятельности специалиста по адаптивной физической культуре [Текст] / Н.А. Строгова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. – С. 45-48. (0,3 п. л.)
14. Строгова, Н.А. Развитие самосознания у будущих специалистов по адаптивной физической культуре в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Н.А. Строгова // Казанская наука– 2011. - № 11 – С. 378 – 380. (0,2 п. л.)
15. Строгова, Н.А. Исследование уровня профессионально ценностных ориентаций у будущих специалистов по адаптивной физической культуре [Текст] / Н.А. Строгова // Известия научного центра РАН. – 2012. - № 1 – С. 86-91. (0,5 п. л.)
16. Строгова, Н.А. Социально психологическая адаптация будущих специалистов по адаптивной физической культуре к особенностям профессии [Текст] / Н.А. Строгова // Вестник спортивной науки. - 2012. – № 1. – С. 58-61 (0,4 п. л.)
17. Строгова, Н.А., Рубцова, Н.О. Развитие профессиональных способностей и склонностей у будущих специалистов по адаптивной физической культуре в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения [Текст] / Н.А. Строгова, Н.О. Рубцова // Известия научного центра РАН. – 2012. - № 1 – С. 75-79. (0,5 п. л.)
18. Строгова, Н.А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2012. № 2. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-2-2012/pedagogics/strogova.pdf
Программы, учебно-методические пособия, справочные материалы
19. Строгова, Н.А. Дети «Группы риска»: подростки с девиантным поведением: [Текст] / Н.А. Строгова // учебное пособие – М.: Компания Спутник +, 2003. (9,7 п. л.)
20. Строгова, Н.А. История коррекционной педагогики: [Текст] / Н.А. Строгова // учебное пособие – М.: Компания Спутник +, 2003. (3,4 п. л.)
21. Строгова, Н.А. Дети «Группы риска»: подростки с девиантным поведением: [Текст] / Н.А. Строгова // учебное пособие для студентов ГРУФК. - М.: РГУФК, 2004. (10,8 п. л.)
22. История коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов ГРУФК: [Текст] / Н.А. Строгова // – М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2004. (3,4 п. л.)
23. Строгова, Н.А., Корякина Е.В. Программа дисциплины Специальная психология федерального компонента цикла ДС ГОС по специальности 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)»: [Текст] / Н. А. Строгова, Е.В. Корякина // - М.: РГУФК, 2004. (0,7 п. л.)
24. Строгова, Н.А Программа дисциплины Специальная педагогика федерального компонента цикла ДС ГОС по специальности 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)»: [Текст] / Н.А. Строгова, Е.В. Корякина // – М.: РГУФК, 2004. (0,7 п. л.)
25. Строгова, Н.А., Хофинга А.Г. Если подросток оступился. Социально-психологические аспекты помощи подросткам, совершившим правонарушения: Пособие для специалистов, работающих с детьми “Группы риска” и для родителей “проблемных детей”: [Текст] / Н.А. Строгова, А.Г. Хофинга // – М.: Компания Спутник +, 2005. (9,1 п. л.)
26. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Коррекционная педагогика с основами специальной психологии специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н.А. Строгова // - Домодедово: Домодедовский филиал НОУ ВПО «РосНОУ», 2006. (1,1 п. л.)
27. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Психология отклоняющегося поведения специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н. А. Строгова // - Домодедово: Домодедовский филиал НОУ ВПО «РосНОУ», 2006. (1,1 п. л.)
28. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Психолого-педагогический практикум специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н.А. Строгова // – Домодедово: Домодедовский филиал НОУ ВПО «РосНОУ», 2007. (1,1 п. л.)
29. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Психолого-педагогическая коррекция специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н.А. Строгова // – Домодедово: Домодедовский филиал НОУ ВПО «РосНОУ», 2007. (1,0 п. л.)
30. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Основы психологии личности специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н.А. Строгова // - М.: «МПА-Пресс», 2007. (1,0 п. л.)
31. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Методы активного социально-психологического обучения специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н. А. Строгова // - М.: «МПА-Пресс», 2007. (1,0 п. л. )
32. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Психология креативности специальности 050706: [Текст] / Н.А. Строгова // - М.: «МПА-Пресс», 2007. (1,0 п. л.)
33. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Психолого-педагогическая антропология специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н. А. Строгова // – Домодедово: Домодедовский филиал НОУ ВПО «РосНОУ», 2007. (1,0 п. л.)
34. Строгова, Н.А. Основы специальной психологии: Программа курса Университета дружбы народов: [Текст] / Н.А. Строгова // - М.: Университет дружбы народов, 2008 – (1,6 П. Л.)
35. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Методология и методы психолого-педагогических исследований специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н.А. Строгова // - М.: «МПА-Пресс», 2008. (0,9 п. л.)
36. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Психология одаренного ребенка специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н.А. Строгова // – Домодедово: Домодедовский филиал НОУ ВПО «РосНОУ», 2008. (1,0 п. л.)
37. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Основы профессионального и личностного саморазвития специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н.А. Строгова // - М.: «МПА-Пресс», 2009. (1,0 п. л.)
38. Строгова, Н.А. Программа дисциплины Основы психологии семьи и семейное консультирование специальности 050706 «Педагогика и психология»: [Текст] / Н. А. Строгова // - М.: «МПА-Пресс», 2009. (1,0 п. л.)
39. Строгова, Н.А. Специальная педагогика и специальная психология: история становления и перспективы развития»: [Текст] / Н.А. Строгова // учебное пособие. - Домодедово: Домодедовский филиал НОУ ВПО «РосНОУ», 2010. (5,7 п. л.)
40. Строгова, Н.А. Трудные дети и работа с ними: [Текст] / Н.А. Строгова // учебное пособие. - Домодедово: Домодедовский филиал НОУ ВПО «РосНОУ», 2010. 159 с. (10,6 п. л.).
41. Строгова, Н.А, Машанов А.А., Благородный А.В. Программа для ЭВМ Коммуникативность и организованность: /Н.А. Строгова, А.А. Машанов, А.В. Благородный // Свидетельство о государственной регистрации № 2011617378 Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Правообладатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», 21 сентября 2011 – М.: 2011.
Научные статьи
42. Строгова, Н.А. Коррекция эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников с точки зрения педагогической этики [Текст] / Н.А. Строгова // Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения: сб. материалов городской научно-практической конференции, - М.: МГСУ Союз, 1996. - С. 62-65 (0,3 п. л.)
43. Строгова, Н.А. Гуманистические ценности в профессии олигофренопедагога [Текст] / Н.А. Строгова // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании: сб. материалов региональной научно-практической конференции. – г. Биробиджан, БГПИ, 1998. – С. 70- 72 (0,1 п. л.)
44. Строгова, Н.А. Гуманистические ценности в профессии олигофренопедагога [Текст] / Н.А. Строгова // Педагогический поиск. Традиции, инновации, результативность: сб. материалов II научной конференции ПОИПКРО. - Выпуск II, - Псков, ПОИПКРО, 1998. - С. 23-24 (0,1 п. л.)
45. Строгова, Н.А. К вопросу о гуманизации педагогической деятельности олигофренопедагога [Текст] / Н.А. Строгова // Дефектология, 1999. №1. - С.59-63 (0,5 п. л.).
46. Строгова, Н. А. Гуманистические ценности в профессии олигофренопедагога [Текст] / Н. А. Строгова // Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. – М.: МПГУ, 1999, С. 438-442 (0,5 п. л.).
47. Строгова, Н.А. Особенности физического воспитания детей с нарушениями умственного развития [Текст] / Н.А. Строгова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: сб. материалов научно-практической конференции по проблемам состояния здоровья и физического воспитания учащихся школ, средних учебных заведений, Вузов. – Коломна, 2002. – С. 89 (0,1 п. л.)
48. Строгова, Н.А. Гуманистические аспекты адаптивной физической культуры в специальном образовании [Текст] / Н.А. Строгова // сб. материалов совместной научной конференции МГАФК, РГАФК, ВНИИФК. – Малаховка, 2002. - С. 215-218 (0,3 п. л.)
49. Строгова, Н.А. Особенности физического воспитания детей с нарушениями зрения [Текст] / Н.А. Строгова // сб. материалов совместной научной конференции МГАФК, РГАФК, ВНИИФК.- Малаховка, 2002. - С. 300 (0,1 п. л.)
50. Строгова, Н.А. Личностно-ориентированный подход в адаптивной физической культуре [Текст] / Н.А. Строгова // «Здоровье сберегающие технологии в адаптивной физической культуре»: сб. материалов расширенной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. – М.: – 2003. - С. 50-53(0,3 п. л.)
51. Строгова Н.А. Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.А. Строгова, Е.А. Магарычева // Школьный логопед. – 2007. № 1 (16) С 56-59 (0, 5 п. л.).
52. Строгова, Н.А. Современные программы, технологии и методы подготовки педагогических кадров в высшей школе: [Текст] / Н.А. Строгова //Русский язык и межкультурная коммуникация - Пятигорск, ПГЛУ, 2010. № 1(9) С. 78-82 (2,5 п. л.)
53. Строгова Н.А. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии: [Текст] / Н.А. Строгова // сб.II Всесоюзной научно-практической конференции «Современная российская семья: традиции и альтернативы» Муром 7-10 июля 2011. - С. 73-81 (0,7 п. л.)