- дети и подростки-мигранты, вследствие смены постоянного места жительства и потери привычных социальных контактов, часто, оказываясь в неблагоприятных условиях социализации, становятся мигрантными - дезадаптированными и асоциализированными. Детская и подростковая мигратизация (как процесс) и мигрантность (как результат дезадаптации и асоциализации), представляет собой специфическое сочетание эндогенных и экзогенных факторов;
- необходимым условием преодоления мигратизации и мигрантности выступает особый характер взаимодействия педагога со всеми субъектами образовательного процесса, специфика которого определяется развитием таких профессионально значимых качеств личности педагога, как эмпатия, толерантность, ассертивность, способность к эмоциональной децентрации, мотивационная направленность на работу в поликультурной гуманистически ориентированной образовательной среде, особенно с мигрантными детьми и подростками, коммуникативность и высокий уровень волевой регуляции поведения.
Педагоги должны владеть знаниями психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса - мигрантов и амигрантов, навыками экспресс-диагностики поликультурной образовательной среды, способами профессионально-педагогического общения и навыками полисубъектного взаимодействия, а также вариантами различных педагогических технологий бесконфликтного взаимодействия, групповыми методами работы с детьми и подростками, направленными на повышение уровня их адаптоспособностей, личностного самовыражения, активизации их жизнетворчества, интеграции и консолидации культур, формирования их гражданской позиции Россиянина, развития полисубъектности их личности.
2) Предложенная психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования включает все возможные вертикали и горизонтали образовательной системы: преподавателей вуза, педагогов-практиков, студентов-педагогов, а также детей и подростков современной общеобразовательной школы.
Теоретико-интеграционная и практикоориентированная направленность в подготовке студентов-педагогов в вузе является центровой, а полисубъектность преподавателей вуза - основополагающей составляющей образовательного процесса в вузе.
В качестве основных условий подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования выступают: а) готовность преподавателей педагогических вузов к осуществлению гуманистически ценностного полисубъектного взаимодействия со студентами-педагогами; б) повышение внутри- и междисциплинарных связей на лекционных занятиях посредством включения в тематическое содержание ряда психолого-педагогических дисциплин всех характеристик и сущности современного образования; в) усиление роли практических занятий с внедрением активных методов обучения и практикоориентированных гуманистически ценных технологий; г) модернизация педагогической практики студентов в системе общего и дополнительного образования.
Готовность педагога к работе в пространстве современного образования предполагает: а) наличие знаний и пониманий сущности гуманизации образования и его поликультурной составляющей; б) наличие высокого уровня сформированности ценностно-мотивационной готовности к работе в современном образовании; в) высокого уровня взаимосвязи его личностного и профессионального самоопределения и развития профессионально значимых личностных качеств; г) высокого уровня развития способностей к применению перцептивных, коммуникативных, операционально-деятельностных и других умений, которые в целом обеспечивают полисубъектность личности педагога и моделируют полисубъектность личности ребенка и подростка современной общеобразовательной школы.
Основными средствами подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования выступают профориентированный тренинг психологической готовности педагогов (ПТПГП), основанный на технологиях повышения взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения педагогов, формирования их педагогической направленности, развития профессионально значимых личностных качеств и активизации их творческой самореализации в педагогической деятельности; фольклоротренинг этнокультур (ФТЭК), ориентированный на самопознание и самопонимание, а также познание и понимание Другого посредством своей и иной культуры; а также социально-психологический тренинг адаптации и социализации детей и подростков (СПТПиС), направленный на развитие социальной активности, толерантности, ассертивности в поликультурной образовательной среде и т.п.
3) Интегративным качеством, обусловливающим эффективность работы педагога в пространстве современного образования, является полисубъектность его личности (как высший уровень субъектности личности), развитие которого должно стать ядром подготовки будущих учителей в вузе, что может быть реализовано посредством основных психологических стратегий, являющихся одновременно стратегиями работы педагога в современном образовании: когнитивно-рефлексивной, направленной на гносеологическую подструктуру полисубъектности («Я- познающий, понимающий» себя и Других); ценностно-мотивационной, направленной на аксиологическую подструктуру («Я- ценностно относящийся, чувствующий, принимающий» себя и Других); операционально-деятельностной, направленной на праксиологическую подструктуру («Я- преобразующий - помогающий, поддерживающий» себя и Других).
Основным методом подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования является метод моделирования полисубъектного взаимодействия (ММПСВ), который определяет эффективность психолого-педагогической подготовки, и подразумевает создание уровневой иерархии моделей некоторых возможных типов взаимодействия. При этом типы нижних уровней (отвергающий, непринимающий и индифферентный) не являются полусубъектными, а типы взаимодействия, появляющиеся на высших уровнях (принимающий и развивающий) способствуют реализации разных вариантов полисубъектного взаимодействия в моделируемых обстоятельствах.
В ходе такого моделирования происходит развитие полисубъектности личности педагога, являющееся основным условием формирования психолого-педагогической готовности к работе в современном образовании и реализующееся в двух направлениях: 1) в интеграции в структурно-функциональную целостность трех компонентов полисубъектности: познания им сущности полисубъектного взаимодействия (гносеологическая подструктура), выработки ценностного отношения к такому взаимодействию (аксиологическая подструктура), творческого преобразования имеющихся способов педагогического взаимодействия на основе интеграции и консолидации культур (праксиологическая подструктура); и 2) в развитии сущностных свойств полисубъектности личности как субъекта межкультурного и межличностного взаимодействия - самодетерминации, самоорганизации, саморазвития, самовыражения, самореализации и самоактуализации.
1. Фалунина Е.В. Дети-мигранты в современном поликультурном образовании. // Сб.: «Среднее профессиональное образование». – 2010. №10. – С. 7
2.Фалунина Е.В. Анализ сущности содержания и особенностей поликультурного образования в мировой практике. Основные функции поликультурного образования России. // Сб.: «Российский научный журнал» 5 (18) 2010. – С. 174-179.
3.Фалунина Е.В. Социально-психологическая характеристика детей-мигрантов в поликультурном образовании современной России. // Сб.: «Российский научный журнал» 6 (19) 2010. – С. 184-190.
4.Фалунина Е.В. Обоснование модели подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России. // Сб.: «Российский научный журнал» 6 (19) 2010. – С. 190-194.
5.Фалунина Е.В. Цель, задачи, принципы и функции поликультурного образования России. // Сб.: «Проблемы социально-экономического развития Сибири». – 2010 № 1. – С. 102-108.
6.Фалунина Е.В. Дети-мигранты как психологический феномен поликультурного образовательного пространства России. // Сб.: «Российский научный журнал» 2 (21) 2011.- 119-122.
7.Фалунина Е.В. Социально-психологический аспект миграционной политики в современном мире и модели интеграции мигрантов в жизнь страны. // Сб.: «Проблемы социально-экономического развития Сибири». – 2010 № 2. – С. 143-147.
8.Фалунина Е.В. Проблема организации поликультурного образования в современной России // Сб.: «Российский научный журнал» 2 (21) 2011. – С. 123-129.
9.Фалунина Е.В. Приоритетные функции поликультурного образования России. // Сб.: «Проблемы социально-экономического развития Сибири». – 2011 № 3. – С. 101-105.
Монографии, учебные пособия
10.Фалунина Е.В. Проблема повышения взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения студентов-педагогов. Теория и практика работы со студентами педагогических специальностей вуза : монография. – Братск: Изд-во ГОУ ВПО «БрГУ», 2010. – 100 с.
11.Фалунина Е.В. Проблема подготовки педагогов к работе в современном образовании России. Теория и практика работы со студентами педагогических специальностей вуза : монография. – Братск: Изд-во ГОУ ВПО «БрГУ», 2011. – 363.
12.Фалунина Е.В. Фольклоротренинг этнокультур как условие организации поликультурной образовательной среды : Методические указания / Е.В.Фалунина – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2010. – 96 с.
13.Фалунина Е.В. Методы диагностики психолого-педагогической готовности педагогов к работе в современном образовании : Методические указания / Е.В.Фалунина. – Братск: «БрГУ», 2010. – 156 с.
14.Фалунина Е.В. Психологическая диагностика адаптации и социализации детей и подростков в современном образовании : Методические указания / Е.В.Фалунина. – Братск: «БрГУ», 2010. – 70 с.
15.Фалунина Е.В. Профориентированный тренинг психологической готовности педагогов к работе в современном образовании : Методические указания / Е.В.Фалунина. – Братск: «БрГУ», 2010. – 88 с.
16.Фалунина Е.В. Социально-психологический тренинг адаптации с социализации детей и подростков в современном образовании : Методические указания /Е.В.Фалунина.–Братск: «БрГУ»,2010.–120с.
17.Фалунина Е.В. Практика студентов педагогических специальностей вузов в современной общеобразовательной школе : Методические указания / Е.В.Фалунина. - Братск: «БрГУ», 2010. – 92 с.
Программы и учебно-методические пособия
18.Фалунина Е.В. Школа вожатского мастерства: материалы программ психолого-педагогического обучения и сопровождения «Вожатская академия» и «Школа самореализации» / Авт.-сост. Е.В. Фалунина, Н.В. Вологжина. – Братск: ГОУ ВПО «Братский государственный университет», 2007. – 80 с.
19.Фалунина Е.В. Психолого-педагогическая диагностика педагогов и воспитанников в детском оздоровительно-образовательном лагере: По программе психологического сопровождения «Школа самореализации» - Из опыта работы детского лагеря «Надежда» / Е.В. Фалунина. – Братск, 2007. – 105
20.Фалунина Е.В. Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения педагогов в детском оздоровительно-образовательном лагере. Практические разработки программы психологического сопровождения вожатых-воспитателей «Школа самореализации» - Из опыта работы детского лагеря «Надежда». / Е.В.Фалунина. – Братск: ГОУВПО«БрГУ», 2007. – 154 с.
21.Фалунина Е.В. Психологическое сопровождение самореализации личности воспитанников в детском загородном оздоровительно-образовательном лагере: Практические разработки программы психологического сопровождения детей и подростков МОУ ДОД ДСООЛ «Надежда» - «Школа самореализации» - Из опыта работы лагеря «Надежда». – Братск: ГОУВПО«БрГУ», 2007. – 222 с.
22.Фалунина Е.В. Журнал отчетности по должностной инструкции педагога-психолога: Практическое пособие для прохождения летней педагогической практики студентов педагогических специальностей вуза, а также для психологов-практиков, работающих в детском оздоровительно-образовательном лагере. / Е.В.Фалунина. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2007. – 62 с.
23.Фалунина Е.В. Психолого-педагогический практикум: Практика студентов педагогических специальностей вуза в современной общеобразовательной школе. Из опыта работы МОУ СОШ № 26 г. Братска / Е.В. Фалунина. - ГОУ ВПО «БрГУ», 2007. – 76 с.
24.Фалунина Е.В. Методы активизации процесса самоопределения личности воспитанников в детском загородном центре. Практическое пособие к дисциплине «Психолого-педагогический практикум». / Е.В. Фалунина. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009. – 128 с.
25.Фалунина Е.В. Методы активизации процесса становления профидентичности студентов педагогических специальностей вузов. Условия подготовки специалистов к работе в летних оздоровительно-образовательных центрах. / Е.В.Фалунина. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009, - 88 с.
26.Фалунина Е.В. Педагогическая академия. Содержание психологической работы с вожатыми и педагогами в детском загородном лагере. (Профдиагностика. Профориентированный тренинг). / Е.В. Фалунина. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2010. – 240 с.
27.Фалунина Е.В. Школа молодого вожатого. Содержание психологической работы с детьми и подростками в детском загородном лагере. (Психодиагностика. Психотренинг.). / Е.В.Фалунина. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2010. – 176 с.
28.Фалунина Е.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебно-методическое пособие / Е.В. Фалунина: Братск, ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2011. – 76 с.
29.Фалунина Е.В. Психология : Учебное пособие для студентов специальности «Юриспруденция« очной, заочной и сокращенной форм обучения. – Братск.: ГОУ ВПО «БрГУ», 2011. – 346 с.
30.Фалунина Е.В., Чекмарева Т.Н. Методы активного социально-психологического обучения : учеб.-методич. пособие. – Братск: Изд-во БрГУ, 2011. – 134 с.
31.Фалунина Е.В. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: Учебное пособие. – Братск: Изд-во БрГУ, 2011. – 136 с.
32.Е.В.Фалунина, Г.В.Шевченко. Педагогическая практика в сфере дополнительного образования (Работа с педагогическим коллективом): Учебно-методическое пособие 1. / Е.В.Фалунина, Г.В.Шевченко – Братск: ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2012. – 228 с.
33.Е.В.Фалунина, Г.В.Шевченко. Педагогическая практика в сфере дополнительного образования (Работа с воспитанниками детского оздоровительно-образовательного лагеря): Учебно-методическое пособие 2. / Е.В.Фалунина, Г.В.Шевченко. – Братск: ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2012. – 160 с.
34.Е.В.Фалунина, Г.В.Шевченко. Педагогическая практика в сфере дополнительного образования (Дневник работы педагога-вожатого в детском оздоровительно-образовательном лагере): Учебно-методическое пособие. / Е.В.Фалунина, Г.В.Шевченко – Братск.: ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2012 – 60 с.
35.Е.В.Фалунина, Е.В.Мирошниченко. Педагогическая практика (Стандартизированное наблюдение образовательного процесса в современной общеобразовательной школе): Учебно-методическое пособие 4. / Е.В.Фалунина, Е.В.Мирошниченко. – ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2012. – 36 с.
36.Е.В.Фалунина, Е.В.Мирошниченко. Педагогическая практика (Дневник работы психолога образования с учащимися средней общеобразовательной школы): Учебно-методическое пособие 5 / Е.В.Фалунина, Е.В.Мирошниченко. – ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2012. - 40 с.
37.Е.В.Фалунина, Е.В.Мирошниченко. Педагогическая практика (Работа психолога образования с документами строгой отчетности): Учебно-методическое пособие 6 / Е.В.Фалунина, Е.В.Мирош-ниченко. - ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2012. – 40 с.
Научные статьи и тезисы докладов
38.Фалунина Е.В. Технология изучения аккультурации личности в поликультурном образовании. / Гуманитарные и социальные проблемы развитию регионов Сибири : материалы Х межвузовской научной конференции. – Братск : Изд-во БрГУ, 2011. – 40 с.
39.Фалунина Е.В. Цели и ценностные ориентиры современного образования. Технология поликультурного взаимодействия в образовательной среде. / Гуманитарные и социальные проблемы развитию регионов Сибири : материалы Х межвузовской научной конференции. – Братск : БрГУ, 2011 – 40 с.
40.Фалунина Е.В. Личностно-профессиональное самоопределение и саморазвитие педагогов // Сб.: Труды Братского государственного технического университета: Серия Гуманитарные и социально-экономические проблемы развития регионов. – Братск ГОУ ВПО «БрГТУ», 2003. – (0,4 п.л.)
41.Фалунина Е.В. Профессиональное и личностное самоопределение и саморазвитие педагога. Проблема личностно-смысловых и профессиональных ориентаций (актуальные позиции в современной психолого-педагогической науке и система принципов гуманистической парадигмы). // Сб.: Материалы второй научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: тезисы докладов. Апрель 2004. – М.: МПСИ. (0,3 п.л.).
42.Фалунина Е.В. Профессиональное и личностное самоопределение и саморазвитие педагога. Фольклоротренинг как условие развития психологической толерантности. // Материалы второй научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: тезисы докладов. Апрель 2004. – М.: МПСИ.
43.Фалунина Е.В. Фольклоротренинг как условие развития творческого потенциала педагога. // Материалы второй научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: тезисы докладов. Апрель 2004. – М.: МПСИ.
44.Фалунина Е.В. Проблема личностного и профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей заочной и ускоренной форм обучения. // Наука. Техника. Инновации // Материалы всероссийской научной конференции молодых ученых в 6-ти частях. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. Часть 6. – 254 с
45.Фалунина Е.В. Проблема профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей в региональных условиях. // Вестник Иркутского педуниверситета: сб.научн. трудов – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2004. – Вып.5. – 220 с.
46.Фалунина Е.В. Модель взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения. // Труды Братского государственного университета: Серия Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. – 178 с.
47.Фалунина Е.В. Профориентированная программа «Психология самоопределения» как одно из психологических условий повышения взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения студентов. // Совершенствование качества профессионального образования в университете: Материалы всероссийской научно-метод. конф. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». – В 2 ч. – 2005. – Ч.2.- 324 с.
48.Фалунина Е.В. Определение условий совершенствования профессиональной компетентности преподавателей высшей школы. // Совершенствование качества профессионального образования в университете: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». – В 2 ч. – 2006. – Ч.2.- 411 с.
49.Фалунина Е.В. Анализ и раскрытие основных проблем образовательной системы. // VII Сибирская школа молодого ученого. Материалы междун. научно-практической конф. «Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров». 24-26 октября 2006 г. / Под общ. Ред. В.А. Дмитриенко. – Томск: STT, 2006. – 246 с.
50.Фалунина Е.В. Разработка и представление модели самоопределения и саморазвития личности студентов-педагогов на основе интегративного и дифференциального подходов в психологии. // Труды Ин-та теории образования ТГПУ/ Ред. В.Дмитриенко. Вып.2. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. 364 с.
51.Фалунина Е.В. Теоретические основы разработки программы профориентированного тренинга для студентов педагогических специальностей ВУЗа. // Вестник Иркутского педуниверситета совместно с Восточно-Сибирским институтом МВД РФ: мат-лы Общероссийской науч.-практ. конф. / Иркут. гос. пед. ун-т.; Вост.-Сиб. ин-т МВД РФ. – Иркутск, 2006. – Вып. 7. – 358 с
52.Фалунина Е.В. Некоторые условия личностной и профессиональной готовности студентов-педагогов к профессионально-педагогической деятельности. // Труды Братского государственного университета: Серия Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2007. – 262 с.
53.Фалунина Е.В. Повышение социально-психологической адаптации детей-мигрантов в условиях современного образования. // Труды Братского государственного университета (Серия Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов). – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2008.– 262 с.
54.Фалунина Е.В. Представление и обоснование экспресс-диагностики социально-психологической адаптации детей-мигрантов в современных условиях. // Труды Братского государственного университета (Серия Гуман. и соц. проблемы развития регионов). – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2008. – 262 с.
55.Фалунина Е.В. Актуализация изучения категории «Дети-мигранты» в психолого-педагогической науке. // Совершенствование качества профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – В 4 ч. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2008. – Ч.3. – 346 с.
56.Фалунина Е.В. Проблема диагностики социально-психологической адаптации детей-мигрантов. // Совершенствование качества профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – В 4 ч. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2008. – Ч.3. – 346 с.
57.Фалунина Е.В. Анализ социально-психологической адаптации детей-мигрантов и местных жителей. // Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: Материалы VIII Межвузовской научной конференции. 20 – 24 апреля 2009 года. – Братск: «БрГУ», 2009. – 56 с.
58.Фалунина Е.В. Миграция как социально-психологическая проблема. Тезисы // Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: Материалы VIII Межвузовской научной конференции. 20 – 24 апреля 2009 года. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009. – 56 с.
59.Фалунина Е.В. Актуализация изучения категории «дети-мигранты» в психолого-педагогической науке. // Труды Братского государственного университета: Сер.: Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов: в 2 т. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009 Т. 2. – 316 с.
60.Фалунина Е.В. Философский взгляд на проблему понимания основ педагогического взаимодействия с ребенком-мигрантом. // Совершенствование качества профессионального образования: материалы VI Всерос. научно-методической конференции. – В 4 ч. – Братск: «БрГУ», 2009. – Ч. 3. – 328 с.
61.Фалунина Е.В. Актуализация проблемы подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России. // Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 15-18 февр. 2011 г.: 2 т. / Отв. Ред. А.А. Потапов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – Т. 1. - 294 с.
62.Фалунина Е.В. Обоснование и сущность метода моделирования полисубъектного взаимодействия в поликультурном образовании. // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 15-18 февр. 2011 г.: 2 т. / Отв. Ред. А.А. Потапов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2011. – Т. 2. - 246 с.