- Определение классического текста включает герменевтический и конвенциональный аспект: это совершенный текст, признанный в качестве такового читательским сообществом в рамках данной культуры и эпохи.
- Вопрос о критериях совершенства литературного текста находит адекватное решение с позиций онтологической герменевтики, когда текст рассматривается как эстетическое событие, актуализирующее картину мира.
- Эстетическая структура события совершенного текста обнаруживает онтологические аспекты присутствия (текст обновляет чувство жизни, причастности бытию), встречи (в тексте совершается диалог автора, языка, читателей), дара и благодарения (текст актуализирует переживание мира как данности и производит работу благодарения).
- В отличие от рядовой беллетристики, воспроизводящей сложившиеся языки литературы или риторику повседневности, совершенный текст существует в режиме первого (прямого) слова, предполагающем равновесие языка и молчания, укорененности в культуре и экзистенциальной подлинности.
- В эстетическую структуру совершенного текста как предельной языковой формы инкорпорировано молчание как основание авторского опыта, порождающего высказывание, как фактор поэтического языка, освобождающий энергию именования от тавтологических наслоений, как условие читательского восприятия, обеспечивающее сохранение и приращение смысла.
- Канонизация совершенного текста становится возможна при участии времени, которое освобождает восприятие литературы от ситуативных оценок и идеологических клише, приводя в действие ценностные иерархии, основанные на антропологических универсалиях. Творческий механизм культурной памяти во времени высвечивает актуальные совершенные тексты, тогда как не актуальные на данный момент сохраняются как потенциал.
- С течением времени и сменой культурных парадигм классический текст наращивает смысловую ауру: вступая в диалогические отношения с новыми контекстами, он обнаруживает новые смыслы, что позволяет ему одновременно обеспечивать единство культурной традиции и стимулировать креативный и когнитивный рост.
- В пространстве современной культуры, отмеченной анестезией, развоплощением и размыванием личностного начала, работа с классическим текстом предстает как радикальная форма заботы о себе, самопознания и устроения личного бытия.
- Литературная классика в современных условиях предоставляет мощный ресурс для построения национальной аксиологии, свободной от идеологических, националистических и религиозных крайностей, а также для складывания системы универсальных ценностей, преодолевающей как провинциализм, так и униформирование.
1.Михайлова М. В. Эстетика молчания: Монография / М. В. Михайлова. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2009. – 320 с. (10 п.л.).
2.Михайлова М. В. Эстетика молчания: Монография. Изд. 2-е, дополненное / М. В. Михайлова. М.: Никея, 2011. – 319 с. (12 п.л.).
3.Михайлова М. В. Эстетика классического текста: Монография / М. В. Михайлова. СПб.: Алетейя, 2012. – 280 с. (15 п.л.).
Учебное пособие
4.История русской и зарубежной литературы (зарубежная литература). Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2008. 23 с. (1 п.л.).
Публикации в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК
5.Михайлова М. В. Свобода молчания и молчание свободы / М. В. Михайлова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – СПб., 2000. – Сер. 6. – Вып. 1. – С. 37–40. (0,35 п.л.).
6.Михайлова М. В. Классический текст в горизонте социальной метафизики / М. В. Михайлова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – СПб., 2011. – Сер. 6. – Вып. 4. – С. 38–42. (0,4 п.л.).
7.Михайлова М. В. Классический текст как личное бытие / М. В. Михайлова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – СПб., 2011. – Т. 12. – Вып. 1. – С. 257–271. (1,1 п.л.).
8.Михайлова М. В. Книга и экран: Классический текст в структуре семейных отношений / М. В. Михайлова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – СПб., 2011. – № 143. – С. 33–44. (0,9 п.л.).
9.Михайлова М. В., Пигров К. С. Что такое классика? Вечные собеседники / М. В. Михайлова, К. С. Пигров // Вопросы культурологии. – М., 2011. – № 8. – С. 61–65. (0,4/0,3 п.л.).
10.Михайлова М. В. Классический текст в образовательном процессе: Стратегии значения и стратегии присутствия / М. В. Михайлова // Высшее образование сегодня. – М., 2012 (январь). – № 1. – С. 51–54 (0,5 п.л.).
11.Михайлова М. В., Пигров К. С. Вокруг классического текста / М. В. Михайлова, К. С. Пигров // Вопросы культурологии. – М., 2012 (февраль). – № 3. – С. 22–27. (0,5/0,4 п.л.).
Другие публикации
12.Михайлова М. В. Болтовня как зона антиэстетического / М. В. Михайлова // Эстетика. Культура. Образование: Материалы 4 международной конференции «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 8–10 октября 1997). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. – С. 81–83. (0,3 п.л.).
13.Михайлова М. В. В отсутствии молчания и диалога / М. В. Михайлова // Философия преступления: Материалы конференции «Преступность: социально-философские и социально-психологические проблемы». СПбГУ, 6 декабря 1996. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 95–96. (0,2 п.л.).
14.Михайлова М. В. Молчание и бытие / М. В. Михайлова // Первый Российский философский конгресс: Человек – философия – гуманизм. Том 1. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 214–216. (0,3 п.л.).
15.Михайлова М. В. Молчание и слово: Таинство покаяния и литературная исповедь / М. В. Михайлова // Метафизика исповеди: Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 26–27 мая 1997). СПб.: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997. – С. 9–14. (0,4 п.л.).
16.Михайлова М. В. Молчание как проблема цивилизации / М. В. Михайлова // Философия и цивилизация: Материалы Всероссийской конференции 30–31 октября 1997. СПб.: Научный издат. центр «Кафедра», 1997. – С. 247–251. (0,3 п.л.).
17.Михайлова М. В. Проблема жизни и смерти в христианстве / М. В. Михайлова // Жизнь человека: Опыт междисциплинарного исследования: Материалы конференции. Февраль 1997. СПб.: Ин-т биологии и психологии человека, 1997. – С. 67–69. (0,2 п.л.).
18.Михайлова М. В. К экологии слова / М. В. Михайлова // Дом Человека: Экология социально-антропологических процессов. Материалы межвузовской конференции 16–18 марта 1998. СПб.: Ин-т биологии и психологии человека, 1998. – С. 77–80. (0,3 п.л.).
19.Михайлова М. В. Молчание как опыт общения / М. В. Михайлова // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации: Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 6. СПб.: Филос.-культурол. исслед. центр «Эйдос», 1998. С. 164–167. (0,4 п.л.).
20.Михайлова М. В. О хлебе, слове и молчании / М. В. Михайлова // Философия пира: Опыт тематизации. СПб.: Изд.-торг. дом «Летний сад», 1999. С. 61–68. (0,4 п.л.).
21.Михайлова М. В. Апофатика в постмодернизме / М. В. Михайлова //. – Символы, образы, стереотипы современной культуры: Философский и метафизический опыт. СПб.: Филос.-культурол. исслед. центр «Эйдос», 2000. – С. 166–179. (0,9 п.л.).
22.Михайлова М. В. О возможности социального воображения / М. В. Михайлова // Виртуальное пространство культуры: Материалы научной конференции 11–13 апреля 2000. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – С. 79–81. (0,2 п.л.).
23.Михайлова М. В. Опыт иного / М. В. Михайлова // Символы, образы, стереотипы современной культуры: Исторический и экзистенциальный опыт. СПб.: Филос.-культурол. исслед. центр «Эйдос», 2000. – С. 250–263. (0,9 п.л.).
24.Михайлова М. В. О хоре у Платона и Деррида / М. В. Михайлова // Традиции и новации в современных философских дискурсах: Материалы круглого стола 8 июня 2001, Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – С.42–45. (0,2 п.л.).
25.Михайлова М. В. О возможности философского слова / М. В. Михайлова // Звучащая философия: Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С.138–141. (0,3 п.л.).
26.Михайлова М. В. Щит Ахилла и пирожное мадлен: Вещь в пространстве художественного текста / М. В. Михайлова // Время/бремя артефактов: Социальная аналитика непоправимости. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – С. 71–77. (0,5 п.л.).
27.Михайлова М. В. Словарь и образ жизни: О двух программах радио «Град Петров» / М. В. Михайлова // Mixtura verborum’2006: Топология современности. Самара: Самар. гуманитар. акад., 2007. С. 67–80. (0,7 п.л.).
28.Михайлова М. В. Эстетика классического текста / М. В. Михайлова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – Серия «Философия. Филология». – Самара, 2007. – № 2. – С. 110–133. (1,2 п.л.).
29.Михайлова М. В. Bliss: О Духе и духовности / М. В. Михайлова // Gratias agimus: Философско-эстетические штудии. Сборник научных трудов в честь 70-летия профессора А. П. Валицкой. Т. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – С. 400–409 (0,5 п.л.).
30.Ветрова Ю. В., Михайлова М. В. Земля: Из цикла «Словарь» / Ю. В. Ветрова, М. В. Михайлова // Mixtura verborum’2007: Сила простых вещей. Самара: Самар. гуманитар. акад., 2007. – С. 91–105. (0,8/0,4 п.л.).
31.Грякалов А. А., Михайлова М. В. Главное – не быть современным / А. А. Грякалов, М. В. Михайлова // Вода живая. – СПб., 2007. – № 7. – С. 46–47 (0,25/0,1 п.л.).
32.Крылов А., прот., Михайлова М. В. Небо: Из цикла «Словарь» / Прот. А. Крылов, М. В. Михайлова // Mixtura verborum’2007: Сила простых вещей. Самара: Самар. гуманитар. акад., 2007. – С. 77–90. (0,8/0,4 п.л.).
33.Летягин Л. Н., Михайлова М. В. Суша: Из цикла «Словарь» / Л. Н. Летягин, М. В. Михайлова // Mixtura verborum’2007: Сила простых вещей. Самара: Самар. гуманитар. акад., 2007. – С. 106–121. (0,8/0,4 п.л.).
34.Михайлова М. В., Пигров К. С. Человек перед телевизором / М. В. Михайлова, К. С. Пигров // Вода живая. – СПб., 2007. – № 8. – С. 46–47 (0,25/0,1 п.л.).
35.Михайлова М. В., Секацкий А. К. Власть / М. В. Михайлова, А. К. Секацкий // Вода живая. – СПб., 2007. – № 5. – С. 42–43 (0,25/0,1 п.л.).
36.Михайлова М. В. Путешествие по кухне / М. В. Михайлова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – Серия «Философия. Филология». – Самара, 2008. – № 1 (3). – С. 105–108. (0,2 п.л.).
37.Михайлова М. В. Философия простых вещей: Созерцательность и событийность / М. В. Михайлова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – Серия «Философия. Филология». – Самара, 2008. – № 1 (3). – С. 3–9. (0,4 п.л.).
38.Михайлова М. В. Францисканская традиция и русское богословие XX века: Митрополит Антоний Сурожский, протопресвитер Александр Шмеман, протоиерей Александр Мень / М. В. Михайлова // Святой Франциск и Россия: Францисканские чтения. 2006. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 110–119 (0,55 п.л.).
39.Михайлова М. В. Братство Книги / М. В. Михайлова // Эстетика и этика в изменяющемся мире. СПб.: Астерион, 2009. – С. 274–283. (0,5 п.л.).
40.Михайлова М. В. Два этюда о чистоте / М. В. Михайлова // Философия российской телесности. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. – С. 195–203. (0,4 п.л.).
41.Михайлова М. В. Искусство как язык молчания / М. В. Михайлова // Актуальные проблемы современного искусства и искусствознания. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2009. – С. 33–45. (0,6 п.л.).
42.Михайлова М. В. Классический текст как проблема современности / М. В. Михайлова // Mixtura verborum’2009: Боли нашего времени. – Самара: Самар. гуманитар. акад., 2009. – С. 39–66. (1,25 п.л.).
43.Михайлова М. В. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле как актуальный классический текст / М. В. Михайлова // Credo new: Теоретический журнал. – 2010 – № 3 (63). – С. 290–293. (0,2 п.л.).
44.Михайлова М. В. Август 1921 / М. В. Михайлова // Русский мiръ: Альманах. Пространство и время русской культуры. – СПб., 2011. – Вып. 6. – С. 48–64. (1,1 п.л.).
45.Михайлова М. В. Классика и молчание: Классический текст в горизонте христианской духовности / М. В. Михайлова // Страницы: Богословие, культура, образование. – М., 2011. – № 3 (15). – С. 388–397. (0,5 п.л.).
46.Михайлова М. В. Классика versus… / М. В. Михайлова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – Серия «Философия. Филология». – Самара, 2011. – № 1 (9). – С. 38–51 (0,75 п.л.).
47.Михайлова М. В. О классике и моде / М. В. Михайлова // Актуальные проблемы современного искусства и искусствознания. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2012 (февраль). – С. 38–45 (0,4 п.л.).