- уточнены современные понятия «управление», «управление экономическим развитием территории», «регулирование экономического развития территории», «управление экономическим развитием территории на основе использования активного подхода», «система территориального управления»;
- на основе сравнительного анализа основ управления развитием территорий выявлены особенности формирования новых отношений между центром, регионами и северными территориями страны в условиях модернизации национальной экономики, заключающиеся в необходимости управления экономической деятельностью северных территорий, соотношения между рыночными и административными методами регулирования;
- предложен метод активного управления экономической деятельностью северных территорий России, заключающийся в создании структуры и организации взаимосвязи экономической среды, где ведущим объектом рыночной среды являются территориальные органы власти, выполняющие функции координации, регулирования, стимулирования, целевого ориентирования существующих организационных структур и влияющие на всю совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в пределах территории. Эта совокупность является основным объектом взаимодействия в рыночной среде организаций и потребителей услуг управления уровня территории;
- предложено для использования коммуникаций между органами управления экономической системы и территории использовать новую концепцию - маркетинг взаимоотношений вместо маркетинга влияния, призванный решить задачи установления, укрепления и превращения взаимовыгодных коммуникаций, связывающих независимых субъектов территориальных образований;
- предложен метод адаптации концепции устойчивого развития к системе государственного управления экономическим развитием северных территорий, заключающийся в нахождении траектории устойчивого развития и выхода на нее из исходного состояния рассматриваемой территории;
- проанализировано состояние межрегионального взаимодействия как фактора выбора стратегических приоритетов экономического развития северных территорий России, способствующее созданию определенных дополнительных финансовых возможностей для региональных властей и являющееся фактором риска в условиях радикальной либерализации экономической деятельности и существенного сужения внутреннего рынка;
- разработан организационно-экономический механизм формирования системы управления экономическим развитием северных территорий, обуславливающий управление экономической деятельностью территорий с целью обеспечения реализации и защиты интересов населения на основе использования принципов регулирования в условиях модернизации национальной экономики, связанной с переходом ее на инновационный путь развития;
- определены принципы и методы активного государственного управления экономической деятельностью северных территорий страны в долгосрочной перспективе, в основу которых положены два взаимосвязанных направления: управление контактами и управление событиями, исходя из необходимости решения следующих основных задач:
- координация действий на федеральном, региональном и территориальном уровнях по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы с учетом конкурентных преимуществ каждой территории;
- предоставление финансовой поддержки территориям с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни, связанного с предоставлением качественного обслуживания населения, сокращения дифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренных стратегией государственного управления развитием национальной экономики;
- развитие инфраструктурной обеспеченности территорий и создание условий для повышения конкурентоспособности экономики северных территорий, а также решения вопросов социального развития, включая повышение транспортной доступности территорий;
- совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти северных территорий и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического их развития;
- разработана модель организационно-экономического механизма управления экономическим развитием северных территорий страны, представляющий собой сложную совокупность инструментов и процессов прямого (непосредственного) и косвенного воздействия (координации, стимулирования, регулирования) на социальные и рыночные условия жизнедеятельности территориального сообщества, обеспечивающих повышение эффективности региональной экономики и рост качества жизни населения;
- предложено регулирование деятельности северных территорий России осуществлять с помощью многофункционального инструментария мониторинга, включающего в себя: мониторинг территориальных звеньев; межтерриториальный мониторинг; международный мониторинг. На мониторинг территориальных звеньев возложить решение следующих задач: производить наблюдение за изменением состояния управленческой деятельности, динамикой факторов, обуславливающих эти изменения, формировать информационную базу; давать объективную оценку происходящим изменениям; определять устойчивые тенденции в развитии управленческой деятельности на территориальном, межтерриториальном и международном уровне; прогнозировать изменения.
- предложены основные направления стратегии государственного управления экономическим развитием северных территорий, представляющие собой широкий, комплексный по функциям и содержанию мероприятия, базирующиеся на эффективном, сбалансированном использовании природно-ресурсного, экономического, финансового, социального, кадрового потенциала данных территорий.
По специальности «Региональная экономика»:
- определено, что каждый из хозяйствующих субъектов северной территории может в неодинаковой степени влиять на действия других, но ни один из них не в состоянии полностью предопределить эти действия, результаты их осуществления. Поэтому, при прогнозировании будущих результатов функционирования северной территории, необходимо учитывать, что:
- достижение этих целей есть вероятностный процесс, определяемый многими управляемыми и неуправляемыми факторами;
- необходимы согласованные действия между субъектами хозяйствования;
- возможности согласования действий других в соответствии со своими намерениями для каждого из отдельных субъектов хозяйствования территории ограничены;
- согласование может осуществляться посредством использования механизмов, требующих неодинаковых усилий со стороны субъектов хозяйствования территории, формулирующего конечные цели, и сопряженных с различными издержками для всех участников процесса согласования;
- установлено, что распространенная за рубежом и в России практика четкой увязки отдельных целевых показателей с соответствующими министерствами и ведомствами, ответственными за достижение целевых показателей, выражающих результативные цели, является неоправданной, способной привести на практике к негативным последствиям. Эти последствия могут выражаться как в ухудшении реализации целей, так и в частичном, а затем - полном отказе от реформы государственного управления, направленной на усиление его целевой ориентации;
Выделяется три типов таких последствий:
Первый тип - это необоснованные санкции в отношении ведомства, не обеспечившего достижение целевого показателя в условиях, когда на этот процесс влияют, наряду с данным ведомством, и факторы, на которые оно не способно воздействовать.
Второй тип - аналогичные санкции в условиях, когда результат зависит от действий нескольких ведомств, между которыми нет непосредственной (горизонтальной) координации, а вертикальная (со стороны правительства) не осуществляется. что приводит к отсутствую системных действий по получению конечного результата.
Третий тип - увязка целевых показателей результативных целей с действиями ведомств приводит к достижению его заданного значения, а не цели по существу;
- установлены целевые показатели, характеризующие обеспечивающие цели, ориентированные на создание условий для реализации различными субъектами результативных целей, выполнение которых необходимо возлагать на министерства и ведомства.
Эти условия включают три блока:
первый - институциональный блок - создание правил, способствующих инновационной, производственной и иной активности граждан, бизнеса и некоммерческих организаций;
второй блок - развитие производственной инфраструктуры, тех ее комплексов, которые сдерживают рост производства и по экономическим условиям не являются объектами эффективных инвестиций для частного бизнеса;
третий блок - обеспечение защиты граждан, бизнеса и некоммерческих объединений от неблагоприятных внешних воздействий;
- предложена концепция межрегионального взаимодействия как фактор выбора стратегических приоритетов экономического развития северных территорий, представляющая пространство глобального социально-экономического взаимодействия. Это пространство характеризуется двумя типами траекторий взаимодействий, позволяющих работать с регионом как с открытой социально-экономической целостностью: межрегиональными и внутрирегиональными;
- определено, что в условиях функционирования национальной экономики основная задача по формированию оптимальных условий экономической деятельности заключается в том, чтобы учесть различную рыночную реакцию его хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи целесообразно использовать принципы и методы развития северных территорий России, основанные на концепции устойчивого развития. Такой подход позволит обеспечить сбалансированное решение задач социально-экономического развития территории на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах удовлетворения потребностей населения;
- предложено реализацию основных принципов взаимодействия субъектов экономической системы осуществлять с использованием программно-целевого метода, предполагающего разработку и последовательную реализацию социально-экономической модели, имеющей форму целевой комплексной программы.
Основным содержанием данной программы должно быть: определение единых целей и стратегических направлений развития северных территорий России; определение приоритетных направлений регулирования деятельности территории; оценка условий реализации целевой комплексной программы регулирования; разработка и обоснование программных мероприятий и организационных механизмов регулирования деятельности северных территорий России;
1. Басангова К.М. Обеспечение стабильного развития и экономической безопасности региона в современных условиях: Монография - СПб: Астерион, 2005.-8,2 п.л.
2. Басангова К.М. Теоретико-методологические основы государственного управления экономическим развитием северных территорий в условиях современной России: Монография - СПб: Изд-во «Лемма», 2012.-9,0 п.л.
3. Басангова К.М. Основы социально-экономической, экологической и правовой безопасности северных регионов России: Коллективная монография - СПб: Изд-во «Лемма», 2012.-12,0 п.л. (вклад автора 3,0 п.л.).
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России
4. Басангова К.М. Параметры и порядок определения социально-экономического потенциала северных территорий//Проблемы современной экономики.-2012.-№ 1.-0,4 п.л
5. Басангова К.М. Социальные проблемы экономического развития северных территорий//Проблемы современной экономики.-2012.-№ 1.-0,4 п.л
6. Басангова К.М. Арктическая транспортная система как фактор развития северных территорий//Проблемы современной экономики.-2011.-№ 4.-0,5 п.л.
7. Басангова К.М. Анализ принципов формирования приоритетов развития северных территорий России//Проблемы современной экономики.-2011.- № 4.-0,7 п.л.
8. Басангова К.М. Стратегия территориального развития Российской Федерации//Общество. Среда. Развитие.-2011.-№ 1.-0,3 п.л.
9. Басангова К.М. Анализ региональных возможностей для привлечения инвестиций//Проблемы современной экономики.-2010.-№ 1.-0,3 п.л.
10. Басангова К.М. Анализ методов оценки инвестиционного риска//Проблемы современной экономики.-2010.-№ 1. – 0,4 п.л.
11. Басангова К.М. Механизм менеджмента регулирования экономического развития территории//Современная экономика: проблемы и решения. – 2012. - №1. -0,5 п.л.
Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках
12. Басангова К.М. Угрозы устойчивому развитию экономики регионов//Депонир. в ИНИОН РАН № 59488, 2005.-1,0 п.л.
13. Басангова К.М. К вопросу оценки уровня социально-экономического развития региона в контексте обеспечения экономической безопасности//Депонир. в ИНИОН РАН № 59489, 2005.-1,2 п.л.
14. Басангова К.М., Очередько В.П. Оценка экономической безопасности как элемента регионального развития (на материалах республики Калмыкии)//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.-2006.-№ 1.-0,3 п.л. (вклад автора 0,15 п.л.).
15. Басангова К.М. Размещение производительных сил: история и современность: Сб. науч. тр.-СПб.: Государственная полярная академия, 2007.-0,7 п.л.
16. Басангова К.М. Ноосферный подход в управлении развитием территорий//Регион: Политика. Экономика. Социология.-2008.-№ 3.-0,3 п.л.
17. Басангова К.М. Проблемы развития циркумполярных территорий России//Общество. Среда. Развитие.-2009.-№ 4.-0,3 п.л.
18. Басангова К.М., Дежкина Т.Г. Развитие инновационного потенциала национальной экономики//Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: сб. науч. тр.-Вып. 19.-СПб: СПбГУЭФ, 2009.-0,4 п.л. (вклад автора 0,3).
19. Басангова К.М., Дежкина Т.Г. Классификация управленческих инноваций на основе системно-креативного подхода//Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: сб. науч. тр.-Вып. 19.-СПб: СПбГУЭФ, 2009.-0,4 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).
20. Басангова К.М. Управление развитием национальной экономики: выбор эффективной стратегии//Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: сб. науч. тр.-Вып. 19.-СПб: СПбГУЭФ, 2009.-0,3 п.л.
21. Басангова К.М. Анализ принципов формирования государственного управления регионом//Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: сб. науч. тр.-Вып. 20.-СПб: СПбГУЭФ, 2009.-0,5 п.л.
22. Басангова К.М. Формирование межрегиональных экономических связей в условиях реструктуризации национальной экономики//Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: сб. науч. тр.-Вып. 20.-СПб: СПбГУЭФ, 2009.-0,3 п.л.
23. Басангова К.М., Пилявский В.П., Феноменов К.Н. Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства северных территорий//Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы.-Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области.-Петербургскому экономическому форуму 2009 года.-СПб, 2009.-0,6 (вклад автора 0,3 п.л.).
24. Басангова К.М., Пилявский В.П., Крашенюк А. Экологические и социальные проблемы управления развитием западной Арктики//Регион: политика, экономика, социология.- СПб, 2009.-№ 3-4.-0,3 п.л. (вклад автора 0,1 п.л.).
25. Басангова К.М., Гудыма А.П., Пилявский В.П. Политика управления развитием коренных этносов северных территорий: опыт России и Канады: сб. статей//Проблемы канадоведения в Российских и зарубежных исследованиях.- СПб, 2010.-Вып. 4.-0,8 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).
26. Басангова К.М. Устойчивое развитие северных территорий России и Канады в контексте сохранения культурного наследия коренных народов (опыт создания кафедры ЮНЕСКО в Государственной полярной академии)//Проблемы канадоведения в Российских и зарубежных исследованиях.- СПб, 2010.-Вып. 4.-0,4 п.л.
27. Басангова К.М. Особенности социально-экономического развития регионов России в конце XX- начале XXI вв.//Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург).-2011.- № 1.-0,2 п.л.
28. Басангова К.М. Сущность и содержание принципов государственного управления развитием межрегионального взаимодействия//Перспективы развития северных территорий России: социально-экономический аспект: сб. науч. тр.- СПб: ГПА, 2011.-0,4 п.л.
29. Басангова К.М. Методологические аспекты анализа инвестиционного климата региона//Перспективы развития северных территорий России: социально-экономический аспект: сб. науч. тр.-СПб: ГПА, 2011.-0,4 п.л.
30. Басангова К.М. Взаимодействие регионов как фактор выбора стратегических приоритетов в экономике развития северных территорий//Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке: коллект. науч. моногр./Под ред. А.И. Субетто.
31. Басангова К.М. Порядок выбора приоритетов развития территорий//Общественные науки: Изд-во МИИ Наука, М.-2011.-№ 8.-0,6 п.л.
32. Басангова К.М. Государственная полярная академия: история создания и перспективы развития Ректор вуза.-2011.-№ 9.-0,5 п.л.
33. Басангова К.М. Основные проблемы стратегии экономического развития северных территорий: социальный аспект//Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: сб. науч. тр.-Вып. 24.-СПб: СПбГУЭФ, 2012.-0,9 п.л.
34. Басангова К.М. Взаимодействие регионов как фактор выбора стратегических приоритетов экономического развития северных территорий//Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: сб. науч. тр.-Вып. 24.-СПб: СПбГУЭФ, 2012.-0,6 п.л.
35. Басангова К.М. Использование современного программного обеспечения как средство повышения эффективности существующей системы управления//Вестник Государственной полярной академии. – СПб: ГПА, 2011. - № 2 (13). – 0,2 п.л.
36. Басангова К.М. Порядок системной классификации управленческих инноваций//Вестник Государственной полярной академии. – СПб: ГПА, 2012. - № 1 (14). – 0,3 п.л.
Доклады на научных конференциях и другие научные публикации
37. Басангова К.М. Восстановление народного хозяйства и системы управления в период с 1957-1980 г. автономных образований, подвергшихся репрессиям (на примере республики Калмыкия)//Теория и практика экономических реформ: история, современные проблемы и перспективы: тезисы доклад. науч.-практ. конф.-Элиста: Калмыцкий государственный университет, 1999.-0,1 п.л.
38. Басангова К.М. К вопросу о природе кризисных явлений//Вековой поиск модели хозяйственного развития России: мат. III Международ. науч.-практ. конф. (тезисы).-Волжский: Волгоградский государственный университет, 2000.-0,1 п.л.
39. Басангова К.М., Макеев В.М. Некоторые аспекты проблем ресурсного использования в России//Канада и Россия: Арктическое измерение: мат. науч.-практ. семинара.-СПб: СПбГУ, 2005.-0,3 п.л. (вклад автора 0,15 п.л.).
40. Басангова К.М., Макеев В.М. К вопросу об обеспечении экономической безопасности России//Канада и Россия: Арктическое измерение: мат. науч.-практ. семинара.-СПб: СПбГУ, 2005.-0,3 п.л. (вклад автора 0,15 п.л.).
41. Басангова К.М., Золин П.М., Золотухин В.А. Кадры государственной службы России//Национальные экономики: проблемы и решения: мат. интерактивной междунар. конф.-СПб: СПбГУ, 2005.-0,4 п.л. (вклад автора 0,15 п.л.).
42. Басангова К.М., Золин П.М. Индексы для сопоставления уровней социально-экономического развития регионов//Национальные экономики: проблемы и решения: мат. интерактивной междунар. конф.-СПб: ГПА, 2006.-0,4 (вклад автора 0,15 п.л.).
43. Антонова К.Н., Басангова К.М., Пилявский В.П. Государственная полярная академия – Петербургский центр образования и науки Севера, Сибири и Дальнего Востока//Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Восток.а К 80-летию Института народов Севера: мат. XII междунар. науч.-практ. конф.-СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.-0,3 п.л. (вклад автора 0,1 п.л.).
44. Басангова К.М. Кадры для северных территорий//Северо-Запад сегодня и завтра.-2010.-№ 3 (10 сент.).-0,3 п.л.
45. Басангова К.М. Механизм регулирования управленческой деятельности территориального образования//Управление развитием отечественных компаний на основе инновационной активности: проблемы и перспективы: сб. тр. межвуз. науч.-практ. конф./Под ред. Ю.П. Григорьева.-СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.-0,6 п.л.
46. Басангова К.М. Анализ разработки экономической стратегии региона: топливно-энергетический аспект//Оценка месторождений полезных ископаемых с падающим объемом добычи в условиях исчерпания запасов: сб. науч.тр.- СПб: СПб ГГИ (ТУ), 2011.-0,3 п.л.