2. Предлагается авторское определение понятия «служебный контракт» как соглашение между Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации в лице представителя нанимателя и гражданином об условиях прохождения государственной гражданской службы.
3. Значительная часть государственных гражданских служащих, не обладающих властно-распорядительными функциями, может быть выведена из сферы регулирования служебного законодательства и переведена в сферу регламентации трудового права (отнесена к работникам по найму), т. к. большинство государственных гражданских служащих категории «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» не выполняет непосредственно функции государственного управления, а обеспечивает функционирование государственных органов без специфики управленческой деятельности. При таком подходе частично решается задача уменьшения численности чиновников и экономии бюджетных средств на содержание аппарата государственных гражданских служащих.
4. Обосновывается вывод о том, что наиболее объективной является дифференциация правоотношений государственных гражданских служащих на служебные и трудовые. При этом труд государственных гражданских служащих следует рассматривать как содержание служебных правоотношений, а служебные отношения - как форму и проявление трудовых отношений государственных гражданских служащих. Трудовые отношения являются внутриорганизационными и находятся за пределами интересов внешних субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов); служебные отношения являются публичными и постоянно находятся под контролем государства и общества. Данная градация правоотношений на государственной гражданской службе позволяет выявить частные и публичные стороны проявления административно-правового статуса государственных гражданских служащих, что обеспечивает их государственную защиту.
5. Недостаточность административно-правового регулирования статуса государственных гражданских служащих является основной проблемой его реализации, что обусловливает необходимость субсидиарного применения норм смежных отраслей российского законодательства (трудового, финансового, гражданс-кого и др.), среди которых преимущественное влияние сохраняет трудовое право.
Профессиональная деятельность государственных гражданских служащих имеет как общие черты, так и существенные различия с трудовой деятельностью работников по найму, обусловленные их неодинаковой социально-публичной ролью.
6. Устанавливается потенциал неурегулированности административно-правового статуса государственных гражданских служащих. В целях совершенствования законодательства о гражданской службе предлагается внести изменения в ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отразив в ней возможность применения норм не только трудового, но и иных отраслей российского права, а также субсидиарного применения норм смежных отраслей законодательства не только к отношениям, урегулированным указанным Федеральным законом, но и подзаконными нормативными правовыми актами.
7. В связи с тем, что административно-правовое регулирование статуса государственных гражданских служащих имеет значительные пробелы, обосновывается возможность применения аналогии закона и аналогии права, учитывая при этом степень урегулированности отдельных правовых субинститутов государственной гражданской службы. На этой основе автор предлагает дифференцировать правовые субинституты государственной гражданской службы на две группы субинститутов: традиционные (имеющиеся в законодательстве) и потенциальные (отсутствующие в законодательстве). Такое деление позволяет сконцентрировать внимание на дополнительном правотворчестве, сделав его системным, а правоприменителю - точнее установить пределы применения аналогии закона и аналогии права.
8. Определены и всесторонне рассмотрены неурегулированные законодательством о государственной гражданской службе положения, требующие восполняющего преодоления в традиционных и потенциальных субинститутах. В связи с этим предлагаются модели административно-правовых норм, направленных на преодоление пробелов в названных субинститутах. Разработаны практические варианты административно-правовых норм, способных восполнить пробелы в потенциальных субинститутах государственной гражданской службы: социальное партнерство на государственной гражданской службе; материальная ответственность сторон служебного контракта; коллективные служебные споры.
9. На государственной гражданской службе следует предусмотреть возможность возникновения и необходимость урегулирования такого субинститута, как коллективные конфликты (споры), в том числе предусмотреть право государственных гражданских служащих на забастовку. Указанный подход обусловлен необходимостью упорядочения отношений между органами государственной власти и организациями государственных служащих.
Данное направление развития законодательства о государственной гражданской службе (именно этой службы, а не военной и правоохранительной) связано с тем, что государственные гражданские служащие имеют право пользоваться надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области занятости. Вместе с тем России необходимо присоединиться к Женевской Конвенции Международной организации труда от 27 июня 1978 г. № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе», которая закрепляет эти положения, оставляя право странам-участницам обозначить обстоятельства, при которых ограничивается использование норм о коллективных спорах и забастовках на государственной гражданской службе.
10. Применение дисциплинарной, административной, материальной видов юридической ответственности на государственной гражданской службе находится в зависимости от дифференциации категорий государственных гражданских служащих и степени их участия в принятии государственно-властных (публичных) решений. При этом отрицается возможность применения к государственным гражданским служащим гражданско-правовой ответственности.
11. В законодательстве о гражданской службе отсутствует регулирование материальной ответственности государственных гражданских служащих. Но отношения, связанные с движением и использованием товарно-материальных ценностей (обязанность по сохранению и рациональному использованию государственного имущества), - неотъемлемая часть условий осуществления государственной гражданской службы. Именно поэтому необходимо разработать специальный комплекс мер законодательного урегулирования данного аспекта реализации статуса государственных гражданских служащих.
12. В ходе рассмотрения различных подходов к кодификации законодательства о государственной гражданской службе, связанного с преодолением пробелов и систематизацией служебного законодательства, предлагается концепция структуры Кодекса государственной гражданской службы Российской Федерации, который должен стать частью Кодекса государственной службы Российской Федерации.
1.Миннигулова Д.Б. Проблемы регулирования права на забастовку государственных гражданских служащих Российской Федерации // Юрид. наука и практика: вестн. Нижегород. акад. МВД России. 2010. № 2. С. 215–217. – 0,5 п. л.
2.Миннигулова Д.Б. О необходимости Кодекса государственной гражданской службы в Республике Башкортостан // Вестн. ВЭГУ. 2010.
№ 5. Юриспруденция. С. 55–59. – 0,6 п. л.
3.Миннигулова Д.Б. Пробелы в законодательстве о правовом статусе государственных гражданских служащих // Экономика и упр. Уфа, 2010. № 5. С. 41–47. – 0,8 п. л.
4.Миннигулова Д.Б. Способы и пределы восполнения пробелов в законодательстве о государственной гражданской службе // Евразийский юрид. журн. 2010. № 7. С. 105–109. – 0,5 п. л.
5.Миннигулова Д.Б. Признание конституционного права на забастовку государственных гражданских служащих Российской Федерации: pro et contra // Мир юрид. науки. СПб., 2010. № 9. С. 53–56. – 0,5 п. л.
6.Миннигулова Д.Б. Коллективный служебный спор на государственной гражданской службе: постановка проблемы // Мир экономики и права. СПб., 2010. № 11. С. 74–81. – 0,6 п. л.
7.Миннигулова Д.Б. Роль и формы социального партнерства на государственной гражданской службе // Право и образование. 2010. № 12. С. 108–117. – 0,9 п. л.
8.Миннигулова Д.Б. Концептуальный подход к совершенствованию законодательства о государственной гражданской службе в Республике Башкортостан // Экономика и упр. Уфа, 2011. № 1. С. 55–58. – 0,8 п. л.
9.Миннигулова Д.Б. Отрицательные условия договора на обучение государственных гражданских служащих // Право и образование. 2011.
№ 2. С. 10–15. – 0,8 п. л.
10. Миннигулова Д.Б. Концептуальные подходы к модели правовых отношений на государственной гражданской службе // Государство и право. 2011. № 8. С. 96–100. – 1 п. л.
11. Миннигулова Д.Б. Коллизии норм трудового законодательства и служебного законодательства при регулировании условий прохождения государственной гражданской службы // Право и государство: теория и практика. 2011. № 7. С. 53–57. – 0,6 п. л.
12. Миннигулова Д.Б. Несовершенство нормативного регулирования права на забастовку государственных гражданских служащих Российской Федерации // Адм. право и процесс. 2011. № 7. С. 22–24. – 0,4 п. л.
13. Миннигулова Д.Б. Негативные положения договора на обучение государственных гражданских служащих // Вестн. института: преступление, наказание, исправление. Вологда, 2011. № 15. С. 71–74. – 0,6 п. л.
14. Миннигулова Д.Б. Административно-правовое регулирование статуса государственных гражданских служащих на основе служебного контракта // Юрид. наука и практика: вестн. Нижегород. акад. МВД России. 2011. № 1. С. 240–243. – 0,3 п. л.
15. Миннигулова Д.Б. Принудительные условия договора на обучение государственных гражданских служащих // Социология власти. 2011. № 5. С. 177–183. – 0,5 п. л.
16. Миннигулова Д.Б. Коллизии норм трудового законодательства и служебного законодательства при регулировании условий труда государственных гражданских служащих // Евразийский юрид. журн. 2011. № 7. С. 123–125. – 0,6 п. л.
2. Монографии, комментарии, учебники
17. Миннигулова Д.Б. Восполнение пробелов в регулировании государственной гражданской службы : монография. Уфа : Изд-во БГПУ, 2010. 164 с. – 10,1 п. л.
18. Миннигулова Д.Б. Применение норм трудового законодательства в регулировании правового статуса государственных гражданских служащих : монография. Уфа : БАГСУ, 2011. 170 с. – 11 п. л.
19. Миннигулова Д.Б. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации и проблемы его реализации : монография. Уфа : Мир печати, 2012. 200 с. – 12,5 п. л.
3. Научные статьи, тезисы докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах
20. Миннигулова Д.Б. Специфика и формы социального партнерства на государственной гражданской службе // Мир экономики и права. СПб., 2009. № 1. С. 64–72. – 0,8 п. л.
21. Миннигулова Д.Б. Перспективы восполнения пробелов в законодательстве о государственной гражданской службе // Мир экономики и права. СПб., 2009. № 4. С. 67–76. – 0,8 п. л.
22. Миннигулова Д.Б. Нормативно-правовое регулирование права на забастовку государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития : материалы междунар. конф., Екатеринбург, 26–27 нояб. 2009 г. : сб. ст. : в 2 ч. / сост. И.Д. Тургель. Екатеринбург : УРАГС, 2009. Ч. 1. С. 157–160. – 0,25 п. л.
23. Миннигулова Д.Б. Прохождение государственной гражданской службы на контрактной основе // Государственная и муниципальная служба в России и Татарстане: истоки и современные тенденции развития : материалы всерос. науч.-практ. конф.: в 3 кн. Казань : Центр инновационных технологий, 2009. Кн. 1. С. 193–198. – 0,3 п. л.
24. Миннигулова Д.Б. Восполнение пробелов в регулировании государственно-служебных отношений // Актуальные проблемы права и государства в ХХI веке: материалы междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 9–10 апр. 2009 г. : в 7 ч. / под ред. Ф.Б. Мухаметшина. Уфа : УЮИ МВД России, 2009. Ч. 6. С. 107–111. – 0,3 п. л.
25. Миннигулова Д.Б. Проблемы в регулировании государственно-служебных отношений: способы восполнения // Гос. и муницип. упр.: ученые записки СКАГС. 2010. № 1. С. 69–81. – 0,5 п. л.
26. Миннигулова Д.Б. Способы восполнения пробелов в регулировании статуса гражданских служащих // Новеллы правового регулирования экономических отношений : сб. материалов науч.-практ. конф. Уфа : БАГСУ, 2009. С. 89–100. – 0,95 п. л.
27. Миннигулова Д.Б. Особенности и формы социального партнерства на государственной гражданской службе в пространстве современного правового государства // Правовое государство: теория и практика. 2010. № 1. С. 92–95. – 0,5 п. л.
28. Миннигулова Д.Б. Противоречия служебного законодательства в регулировании коллективного служебного спора и права на забастовку // Вестн. Уфим. юрид. ин-та МВД России. 2010. № 2. С. 43–46. – 0,5 п. л.
29. Миннигулова Д.Б. Становление социального партнерства на государственной гражданской службе // Гос. власть и местное самоупр. 2010. № 4. С. 39–43. – 0,5 п. л.
30. Миннигулова Д.Б. Проблемы регулирования права на забастовку государственных гражданских служащих в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Рос. право в Интернете: электрон. журн. : спец. вып. 2010. № 4. URL:http://www.rpi.msal.ru – 0,8 п. л.
31. Миннигулова Д.Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: юридические аспекты // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке : материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф., Уфа 28–29 апр. 2010 г.: в 7 ч. / под общ. ред. Ф.Б. Мухаметшина. Уфа : УЮИ МВД России, 2010. Ч. 4. С. 37–40. – 0,25 п. л.
32. Миннигулова Д.Б. Право на забастовку государственных гражданских служащих Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2010. № 4. С. 21–24. – 0,5 п. л.
33. Миннигулова Д.Б. Применение аналогии закона в регулировании государственной гражданской службы // Гос. власть и местное самоупр. 2010. № 8. С. 17–22. – 0,8 п. л.
34. Миннигулова Д. Б. Противоречия служебного законодательства в регулировании коллективного служебного спора и права на забастовку // Гос. власть и местное самоупр. 2010. № 10. С. 41–43. – 0,5 п. л.
35. Миннигулова Д.Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: правовые аспекты // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития: материалы Междунар. конф., Екатеринбург, 26–27 нояб. 2009 г. : сб. ст. : в 2 ч. / сост. И.Д. Тургель. Екатеринбург : УРАГС, 2010. Ч. 2. С. 37–40. – 0,25 п. л.
36. Миннигулова Д.Б. Забастовка чиновников. Имеют ли право госслужащие на протест в форме прекращения работы? // Действие. 2010. 18 нояб.
№ 45. С. 6. – 0, 25 п. л.
37. Миннигулова Д.Б. Противоречивость положения об обязательности прохождении службы в законодательстве о государственной гражданской службе // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина : материалы всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 62-й годовщине со дня принятия Всеобщей декларации прав и свобод человека, Уфа, 8 дек. 2010 г. : в 4 ч. / под общ. ред. Р.В. Нигматуллина. Уфа : УЮИ МВД России, 2011. Ч. 2. С. 96–100. – 0,4 п. л.
38. Миннигулова Д.Б. Перспективы социального партнерства на государственной гражданской службе в Российской Федерации // Наука и жизнь Казахстана. 2011. № 1. С. 129–131. – 0,4 п. л.
39. Миннигулова Д.Б. Концептуальный подход к совершенствованию законодательства о государственной гражданской службе в Республике Башкортостан // Модернизация правового регулирования гражданско-правовых отношений в рыночных условиях : сб. материалов науч.-практ. конф. / науч. ред. А.Д. Фролов. Уфа : БАГСУ, 2010. С. 95–100. – 0,6 п. л.
40. Миннигулова Д.Б. Особенности служебных правоотношений на государственной гражданской службе: концептуальные подходы // Проблемы теории права: личность, общество и государство: сб. науч. ст. / отв. ред. С.В. Навальный, И.В. Тепляшин; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск , 2011. Вып. 2. С. 168–182. – 1,2 п. л.
41. Миннигулова Д.Б. Договор на обучение государственных гражданских служащих: нормативное противоречие или перспектива // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегод. всерос. науч.-практ. конф., 15 марта 2011 г. : в 2 ч. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2011. Ч. 1. С. 59–61. – 0,3 п. л.
42. Миннигулова Д.Б. Негативные положения договора на обучение государственных гражданских служащих // Общественные науки. 2011. № 2. С. 396–400. – 0,3 п. л.
43. Миннигулова Д.Б. Регулирование административно-правового статуса государственных гражданских служащих на основе служебного контракта // Актуальные проблемы права и государства в ХХI веке : материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф., Уфа 28–29 апр. 2011 г.: в 5 ч. / под общ. ред. Ф.Б. Мухаметшина. Уфа : УЮИ МВД России, 2011. Ч. 3. С. 17–23. – 0,35 п. л.
44. Миннигулова Д.Б. Проблемы индивидуализации административного статуса государственных гражданских служащих в условиях модернизации правового регулирования экономических отношений // Модернизация правового обеспечения экономических отношений на современном этапе развития правового государства и гражданского общества: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. М.Л. Шакирова. Уфа : БАГСУ, 2011. С. 131–135. – 0,3 п. л.
45. Миннигулова Д.Б. Доктринальный подход к оптимизации регулирования административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Актуальные достижения европейской науки : материалы 7-й междунар. науч.-практ. конф., София (Болгария), 17–25 июня 2011 г. : в 12 т. София : Бял ГРАД-БГ ООД, 2011. Т. 12. С. 27–33. – 0,8 п. л.
46. Миннигулова Д.Б. Правовое регулирование коллективных служебных споров на государственной гражданской службе // Правовое государство: теория и практика. 2011. № 3. С. 62–70. – 0,8 п. л.