Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО УСТОЙЧИВОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Методология формирования личности, разработанная в парадигме коэголюционной познавательной модели, синтезирует системную и самоорганизационную познавательные модели. Это модель конструктивного и аналитического (истолковывающего и прогностического) характера при доминирующем значении диалога и синтеза. Гуманитарное познание раскрывается в субъект-объект-субъектной гносеологии, которая включает методологию эмпирического субъекта, познающего смыслы с целью их присвоения и манипуляции в виде программ поведения, обусловленного моральными нормами и нравственными ценностями. Разработанная методология реализуется в полипарадигмальном подходе к организации процесса формирования личности школьников на основе интеграции педагогических технологий, включающем в себя: диалектический метод, синергетическую парадигму, системный и деятельностный подходы, теории личности и общения, гносеологию постмодернизма, представленную постнеклассическими концепциями о знании, системообразующие положения постгуманизма и основополагающие идеи многомерности поликультурного пространства и полиидентичности человека.

2. Теория нравственно устойчивой личности основывается на положениях об изоморфности структуры личности структуре поступка (выбора), о развитии личности, объективирующейся в выборе и формирующейся на основе воспитания его компонентов; о её качественной определенности, актуализирующейся в: 1) уважении и самоуважении к собственному потенциалу; 2) ответственности за выбор как базовой социальной характеристики человека; 3) установке на успех как результате преодоления неудач; 4) поликомпонентности личностной структуры и интегративного характера связи между её стержневыми компонентами (активностью, направленностью, устойчивостью и ответственностью); 5) единстве социального, национального и индивидуального в человеке; 6) полиидентичности, предполагающей развитие и проявление единства индивидуально-особенного, национально-типического и универсально-общечеловеческого; 7) многоуровневой адаптации, предполагающей личностный (индивидуальный), национальный (типологический), социальный (интерсубъективный) уровни; 8) механизме идентификации, предполагающем соотношение её многоуровневости и разнокачественности с многомерностью человека.

3. Концепция формирования нравственно устойчивой личности школьника на основе интеграции педагогических технологий определяет целевые ориентиры, принципы и логику интеграции педагогических технологий как последовательность действий по отбору и генерализации объектов интегрирования, построению оптимальных интегративных моделей и их реализацию. Модель интеграции педагогических технологий предполагает: 1) логику реализации интегративного единства педагогических технологий на основе дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся; 2) отбор и генерализацию объектов интегрирования, осуществленных на уровне методологически обоснованного выбора сопряженных технологий проблемно-развивающего обучения и воспитания морального выбора у учащихся в конфликтообразующих ситуациях; 3) инновационную образовательную модель, которая включает в себя цель, содержание, проектирование педагогических технологий, учебные планы и программы; 4) использование креативного моделирования, которое позволяет синтезировать отдельные основополагающие качества объекта в единое целое и отразить: а) диагностику целеполагания, основное содержание технологии и коррекцию результатов её применения; б) соответствие предлагаемой технологии признакам педагогических технологий, индивидуальным особенностям школьников и педагогов, условиям её реализации; 5) отбор приоритетных принципов проектирования и реализации педагогических технологий (принцип соответствия процесса и результата проектирования, принцип личностных приоритетов; принцип практического функционирования) при учете дидактических основ педагогического проектирования.

4. Аантропоцентрическая технология воспитания морального выбора у учащихся включает в себя: 1. Принципы проектирования, принципы организации учебно-воспитательного процесса с использованием интегративного потенциала педагогических технологий и общедидактические принципы (принципы проектирования: соответствия процесса и результата логике получения знаний о проектируемом объекте и процессе; личностных приоритетов; практического функционирования объектов и процессов педагогического проектирования; принципы организации учебно-воспитательного процесса: единства обучения и воспитания в формировании личности школьников, проблемности; общедидактические принципы: целенаправленность, связь теории с практикой и т.д.). 2. Признаки: специфическая интеллектуальная деятельность учащихся по самостоятельному поиску решения моральных проблем; универсальное средство нравственного воспитания, усвоения моральных принципов и императивов; актуализация имеющегося у школьников морального опыта; оптимальные условия для дифференцированного и индивидуального подхода в воспитании школьников. 3. Функции: освоение пространства морального выбора; воспитание творческого отношения к нормам; развитие навыков креативного мышления, направленного на усвоение способов разрешения противоречий, и умений принимать решения в однотипных ситуациях на основе накопленного опыта и алгоритмов поведения; развитие структурных компонентов поступка; коррекция поведенческих стереотипов. 4. Виды воспитательных конфликтообразующих ситуаций с нравственным содержанием: проблемные ситуации, которые содержат потенциально неконфликтные противоречия; проблемно-конфликтные ситуации с конфликтогенными (т.е. потенциально конфликтными) противоречиями; конфликтные ситуации, содержащие конфликтные противоречия. 5. Логику морального выбора через: 1) знания и последовательность взаимодействия компонентов структуры морального выбора, которая интегрирует потребности, побуждения, ценностные ориентации, нормы, анализ ситуации, план действия, цель, средство, принятие решения, действие, результат; 2) анализ воспитательных конфликтообразующих ситуаций с нравственным содержанием; 3) механизм принятия решений (для учащихся и педагогов); 4) анализ результатов выбора (для учащихся), его влияния на воспитание личности школьников (для педагогов) и прогнозирования потенциальных последствий для выбирающего, партнеров и окружающих; 5) преодоление барьеров, затрудняющих принятие решений в ситуациях морального выбора.

5. Система организационно-педагогического сопровождения формирования личности школьников на основе интеграции педагогических технологий, реализованная: а) в создании технологии воспитании морального выбора учащихся в конфликтообразующих ситуациях; б) в интеграции разработанной технологии воспитания морального выбора и технологии проблемно-развивающего обучения; в) в научном обеспечении интеграции дидактических и воспитательных технологий как исследовательской проблеме созданного в 1998 г. и продолжающего научно-исследовательскую деятельность НИИ педагогики и психологии (г. Чебоксары); г) в издании и редактировании научного и научно-методического журналов «Научный потенциал» и «Современная школа»; д) в организации всероссийских и международных научно-практических конференций и международных интеллектуальных Ассамблей школьников, издания сборников научных трудов, публикации материалов международной молодежной интеллектуальной Ассамблеи и т.д.; е) в учебно-воспитательной деятельности негосударственного образовательного учреждения «Учебно-воспитательный центр» г. Чебоксары. Реализация системы предполагала формирование нравственно устойчивой личности, системообразующую основу которой составляет моральный выбор. Нравственная устойчивость задает качественную определенность личности. Логика воспитания выражается во взаимозависимости: выбор, конфликтообразующая ситуация, устойчивость. Средством воспитания морального выбора является принятие решений в смоделированных и жизненных конфликтообразующих ситуациях с нравственным содержанием, разрешение которых способствует приобретению школьниками морального опыта поведения и деятельности. Дифференциация учащихся основана на типологии по уровню готовности к осуществлению морального выбора, которая соотнесена с уровнями нравственной устойчивости школьников.

Возможность реализации предложенной системы определяется педагогическими условиями: общими - организация этического просвещения учащихся; осуществление педагогической деятельности по выявлению готовности младших школьников и подростков к разрешению нравственных противоречий на основе морального выбора; приобретение школьниками умений и навыков анализировать конфликтообразующие ситуации с нравственным содержанием; овладение ими процедурой принятия решений; частными - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; использование организационных и содержательных возможностей различных видов общественно и личностно значимой деятельности подростков с целью включения их в ситуацию выбора; использование потенциала самовоспитания подростков для эффективного осуществления морального выбора в педагогических ситуациях, проигрываемых в сознании, виртуальном пространстве и т.д.; организация игровых ситуаций с нравственным содержанием для развития способностей младших школьников к моральному выбору.

Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1.Волкова, М.В. Формирование информационно-образовательного пространства школы на основе теории общения [Текст] / М.В. Волкова // Информатика и образование. – 2007. – № 2. – С. 39–40 (0,36 п. л.)

2.Волкова, М.В. Интегративная модель многомерной личности школьника [Текст] / М.В. Волкова // Вестник Российского государственного университета им. Иммануила Канта. Вып. 11: Серия «Педагогические и психологические науки». – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. – С. 21–29 (0,5 п. л.)

3.Волкова, М.В. Системно-синергетический подход как теоретическая основа проектирования педагогических технологий [Текст] / М.В. Волкова // Вестник Московского государственного областного университета: Серия «Педагогика». – № 1. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – С. 10–12 (0,2 п. л.)

4.Волкова, М.В. Системный подход в педагогических исследованиях [Текст] / М.В. Волкова // Перспективы науки. – 2010. – № 2. – С. 29–35 (0,5 п. л.)

5.Волкова, М.В. Интеграция технологий проблемного обучения и морального выбора в формировании личности школьников [Текст] / М.В. Волкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. № 3. Т. 2.: Сер. «Гуманитарные и педагогические науки». – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2010. – С. 62–67 (0,4 п. л.)

6.Волкова, М.В. Синергетический подход как основа профессиональной деятельности педагога [Текст] / М.В. Волкова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 12. – С. 72 –77 (0,4 п. л.)

7.Волкова, М.В. К вопросу о нравственной устойчивости младших школьников [Текст] / М.В. Волкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. №2. Ч. 2.: Сер. «Гуманитарные и педагогические науки». – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2011. – С. 35–40 (0,4 п. л.)

8.Волкова, М.В. Постгуманистические концепции человека в методологии современных педагогических исследований [Текст] / М.В. Волкова // Вестник Череповецкого государственного университета. № 2. Т. 2. – Череповец: Изд-во ЧГУ, 2011. – С. 89–92 (0,4 п. л.)

9.Волкова, М.В. Готовность к осуществлению морального выбора как базовая характеристика нравственно устойчивой личности [Текст] / М.В. Волкова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. − №4. – С. 163 – 165 (0,3 п. л.)

10.Волкова, М.В. Формирование нравственно устойчивой личности школьника: тенденции развития теории и практики [Текст] / М.В. Волкова // Перспективы науки. – 2011. – № 9. – С. 29–33 (0,4 п. л.)

11.Волкова, М.В. Моральный выбор как педагогическая категория [Текст] / М.В. Волкова URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1/ (0,4 п.л.)

12.Волкова, М.В. Воспитание нравственной устойчивости подростков: опыт практической реализации [Текст] / М.В. Волкова // В мире научных открытий. – 2012. - № 2.1. − С. 227-238 (0,4 п.л.)

Монографии

13.Волкова, М.В. Теория и методология формирования личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методоло-гический аспект [Текст] / М.В. Волкова. – Казань: Изд-во Казан ун-та, 2006. – 228 с. (13,25 п. л.)

14.Волкова, М.В. Моральный выбор как системообразующая основа воспитания нравственно устойчивой личности: опыт экспериментального доказательства [Текст] / М.В. Волкова. – Чебоксары: НИИ педагогики, 2007. – 136 с. (8,38 п. л.)

15.Волкова, М.В. Организация учебно-воспитательного процесса на основе интеграции педагогических технологий [Текст] / М.В. Волкова. – Чебоксары: НИИ педагогики, 2007. – 276 с. (12,5 п. л.)

16.Волкова, М.В. Интеграция технологий обучения и воспитания в формировании личности школьников [Текст] / М.В. Волкова. – Москва: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007 – 618 с. (22,4 п. л.)

Научные статьи, доклады, тезисы

17.Волкова, М.В. Работа с одаренными детьми в условиях УВК [Текст] / М.В. Волкова // Учебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 1993. – С. 202–203 (0,12 п. л.)

18.Волкова, М.В. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / М.В. Волкова // Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 1993. – С. 276–277 (0,12 п. л.)

19.Волкова, М.В. И.Я. Яковлев и индивидуальная работа с талантливой молодежью [Текст] / М.В. Волкова // И.Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию Симбирской чувашской школы. – Ульяновск−Чебоксары, 1993. − 204−205 (0,12 п. л.)

20.Волкова, М.В. Работа с трудными детьми в классах компенсирующего обучения в условиях учебно-воспитательного комплекса [Текст] / М.В. Волкова // Психолого-педагогические проблемы предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения учащейся молодежи в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 1994. – С. 113–114. (0,12 п. л.)

21.Волкова, М.В. К.Д. Ушинский и умственное воспитание молодежи [Текст] / М.В. Волкова // К.Д. Ушинский и проблемы современной школы: сборник научных трудов. − Чебоксары, 1994. – С. 68–70. (0,18 п. л.)

22.Волкова, М.В. Зачетная система обучения – одна из эффективных форм активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / М.В. Волкова // Зачетная система обучения. – Чебоксары, 1994. – С. 3–12. (0,6. п. л.)

23.Волкова, М.В. Развитие талантливых детей в условиях Малой школьной академии [Текст] / М.В. Волкова // Все начинается с детства (Из опыта работы общеобразовательной школы-комплекса № 54 г. Чебоксары). – Чебоксары, 1994. – С. 24–28. (0,3 п. л.)

24.Волкова, М.В. Роль Малой школьной академии в формировании профессиональной направленности школьников [Текст] / М.В. Волкова // Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 1994. – С. 68–70. (0,18 п. л.)

25.Волкова, М.В. Организация дифференцированного обучения в условиях учебно-воспитательного комплекса как средство всестороннего и гармоничного развития школьников [Текст] / М.В. Волкова // Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях : материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1 – Чебоксары, 1995. – С. 101–104. (0,3 п. л.)

26.Волкова, М.В. Формирование социально устойчивой личности в условиях учебно-воспитательного комплекса [Текст] / М.В. Волкова // Формирование социально устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы : материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2 – Чебоксары, 1996. – С. 201–203 (0,18 п. л.)

27.Волкова, М.В. Педагогические основы организации дифференцированного обучения старшеклассников [Текст] / М.В. Волкова // Сборник научных трудов студентов и аспирантов. – Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1996. – С. 53–57 (1,3 п. л.)

28.Волкова, М.В. Организация дифференцированного обучения старшеклассников в условиях современной школы [Текст] / М.В. Волкова // Проблемы обучения и воспитания в современной школе: сборник научных трудов – Чебоксары: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1997. – С. 34–44 (0,6 п. л.)

29.Волкова, М.В. Теоретические основы организации дифференцированного обучения в условиях учебно-воспитательного комплекса [Текст] / М.В. Волкова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 1998. – С. 25–36 (0,75 п. л.)

30.Волкова, М.В. Индивидуальный подход в процессе воспитания гражданских качеств [Текст] / М.В. Волкова // Гражданское воспитание молодежи в структуре воспитательного пространства региона: сборник научных трудов – М. − Чебоксары: НАНИ ЧР, 2002. – С. 192–195 (0,25 п. л.)

31.Волкова, М.В. Технология индивидуализированного обучения как фактор интенсификации учебного процесса [Текст] / М.В. Волкова // Педагогический процесс в поликультурной школе: сборник научных трудов. – М. − Чебоксары: НАНИ ЧР, 2002. – С. 229–243 (0,9 п. л.)

32.Волкова, М.В. Педагогическое проектирование: понятие, структура [Текст] / М.В. Волкова // Организация педагогического процесса в образовательных учреждениях: сборник научных трудов – М. − Чебоксары: НАНИ ЧР, 2003. – С. 46–58 (0,75 п. л.)

33.Волкова, М.В. Организация обучения на основе индивидуальных учебных планов [Текст] / М.В. Волкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2000. – С. 75–80 (0,4 п. л.).

34.Волкова, М.В. Педагогическое проектирование: понятие, структура [Текст] / М.В. Волкова // Организация педагогического процесса в образовательных учреждениях. Сборник научных трудов. – Москва – Чебоксары: Изд-во НАНИ ЧР, 2003. – С. 46–58 (0,75 п. л.)

35.Волкова, М.В. Становление педагогической парадигмы в современных условиях общественного развития России [Текст] / М.В. Волкова // Государство, общество, личность в России в условиях трансформации и смены парадигм социального развития в XX в.: Материалы Всероссийской научной конференции «Власть и общество». – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2003. – С. 21–26 (0,3 п. л.)

36.Волкова, М.В. Деятельностный подход как теоретическая и организационная основа разработки и применения педагогических технологий обучения и воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / М.В. Волкова // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в системе непрерывного образования Сборник научных трудов. – М.: МПА, 2005. – С.76–91 (0,9 п. л.)

37.Волкова, М.В. Проектирование: понятия, структура, логика возможности [Текст] / М.В. Волкова // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в системе непрерывного образования: Сборник научных трудов. – М.: МПА, 2005. – С.275–284 (0,6 п. л.)

38.Волкова, М.В. Интегративная модель взаимодействия универсального, национально-особенного и индивидуального в воспитании личности школьника [Текст] / М.В. Волкова // Проблемы формирования личности в системе непрерывного образования: Сборник науч. статей – Москва – Чебоксары: МПА, 2005 – С. 162–175 (0,8 п. л.)

39.Волкова, М.В. Подготовка будущих учителей истории на основе синергетического подхода [Текст] / М.В. Волкова // Проблемы формирования личности в системе непрерывного образования: Сборник научных статей – Москва – Чебоксары: МПА, 2005. – С.175–179 (0,2 п. л.)

40.Волкова, М.В. Синергетический подход к педагогическому процессу и его результатам [Текст] / М.В. Волкова // Психолого-педагогические проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: сборник научных статей. – Москва − Чебоксары: МПА, 2005. – С. 290−294 (0,22 п. л.)

41.Волкова, М.В. Теории общения в интеграции обучающих и воспитывающих технологий [Текст] / М.В. Волкова // Совершенствование системы подготовки педагогических кадров в условиях национально-регионального образования: Сборник научных статей. – Москва − Чебоксары: МПА, 2006. – С.240–244 (0,25 п. л.)

42.Волкова, М.В. Организация учебного процесса в условиях индивидуализации и дифференциации обучения [Текст] / М.В. Волкова // Совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях высшего образования: сборник научных статей. – Москва − Чебоксары: АН ЧР, 2006. – С. 192–195 (0,25 п. л.)

43.Волкова, М.В. Современная школа: цели и ценности учебно-воспитательного процесса [Текст] / М.В. Волкова // Совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях высшего образования: сборник научных статей. – М − Чебоксары: АН ЧР, 2006. – С. 195–198 (0,2 п. л.)

44.Волкова, М.В. Постгуманизм как неокострукт методологии современной педагогики [Текст] / М.В. Волкова // Проблемы формирования личности учащейся молодежи в условиях модернизации системы образования: сборник научных статей. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. – С. 3–7 (0,25 п. л.)

45.Волкова, М.В. Теоретические основы создания единого информационного пространства школы в условиях индивидуализации обучения [Текст] / М.В. Волкова // Педагогический процесс: проблемы и перспективы: сборник научных статей. – Москва − Чебоксары: АН ЧР, 2007. – С. 189–192 (0,25 п. л.)

46.Волкова, М.В. Торжество постмодернизма и субъект культуры [Текст] / М.В. Волкова, Л.Ю. Сироткин // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы Международного научного конгресса – М.: ВИНИТИ, 2007. – С. 154–158. (0,5/0,25 п. л.)

47.Волкова, М.В. Подготовка будущих учителей истории к организации педагогического процесса в рамках синергетической парадигмы [Текст] / М.В. Волкова // Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвуза: сборник научных статей. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2007. – С. 260–263 (0,25 п. л.)

48.Волкова, М.В. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор оптимизации учебного процесса в условиях индивидуализации обучения [Текст] / М.В. Волкова // Целостный педагогический процесс: сборник научных статей. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2007. – С. 320–323 (0,25 п. л.)

49.Волкова, М.В. Методика полного усвоения знаний в преподавании истории [Текст] / М.В. Волкова // Альманах современной науки и образования. № 7: в 2 ч. − Ч. 2. – Тамбов: Грамота, 2007. – С. 31–34 (0,4 п. л.)

50.Волкова, М.В. Исходные основания проектирования инновационных образовательных технологий [Текст] / М.В. Волкова // Современные образовательные технологии: материалы I Международной научно-практической конференции. – Пермь: Изд-во «ПОНИЦАА», 2007. – С. 38–43 (0,3 п. л.).

51.Волкова, М.В. Личность и гражданское общество: проблемы взаимодействия [Текст] / М.В. Волкова // Гражданское общество: теория и практика: сборник научных трудов. Вып. 1. – Москва − Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; Независимый институт гражданского общества, 2007. – С. 87–94 (0,4 п. л.)

52.Волкова, М.В. Интеграция технологий обучения и воспитания как средство оптимизации процесса формирования личности [Текст] / М.В. Волкова // Прогрессивные технологии развития: материалы Международной научно-практической конференции. – Тамбов: Изд-во «ТАМБОВПРИНТ», 2007. – С. 245–247 (0,25 п. л.)

53.Волкова, М.В. Методическое обеспечение изучения истории экстерном [Текст] / М.В. Волкова // Формирование личности учителя в условиях регионально-национального образования: сборник научных статей. Вып. 3. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2008. – С. 175–180 (0,3 п. л.)

54.Волкова, М.В. Педагогические технологии как средство индивидуализации учебного процесса [Текст] / М.В. Волкова // Педагогический процесс и проблемы его организации: сборник научных статей. Вып. 1. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2009. – С. 284–290 (0,4 п. л.)

55.Волкова, М.В. Деятельностный подход как теоретическая и организационная основа учебно-воспитательного процесса [Текст] / М.В. Волкова // Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск: СибГТУ, 2009. – С. 25–32 (0,4 п. л.)

56.Волкова, М.В. Многомерная личность как субъект научно-технического прогресса [Текст] / М.В. Волкова // Составляющие научно-технического прогресса: сборник материалов 5-ой Международной научно-практической конференции. – Тамбов: Изд-во «ТАМБОВПРИНТ», 2009. – С. 134–135 (0,12 п. л.)

57.Волкова, М.В. Теории личности как практика организации ее формирования [Текст] / М.В. Волкова // Информационное пространство современной науки: материалы Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – С. 88– 93 (0,5 п. л.)

58.Волкова, М.В. Многомерная личность как субъект инноваций [Текст] / М.В. Волкова // Личность как субъект инноваций: сборник научных трудов. – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – С. 17–34 (п. л.)

59.Волкова, М.В. Проблемы организации образовательного процесса в современной школе [Текст] / М.В. Волкова // Современные проблемы науки: сборник материалов 3-ей Международной научно-практической конференции. – Тамбов: Изд-во «ТАМБОВПРИНТ», 2010. – С. 102–104 (0,12 п. л.)

60.Волкова, М.В. Теория деятельности как основа организации педагогического процесса [Текст] / М.В. Волкова // Современная педагогика: методология, теории, практика: материалы Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – С. 9–19. (0,63 п. л.)

Методические пособия и рекомендации, программы

61.Волкова, М.В. Индивидуализация и дифференциация обучения в общеобразовательной школе (методическое пособие) [Текст] / М.В. Волкова, О.Г. Максимова. – Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 1994. – 30 с. (1,9/1,0 п. л.)

62.Волкова, М.В. Педагогика сотрудничества: истоки, принципы и методика организации учебно-воспитательного процесса на ее основе (методическое пособие) [Текст] / М.В. Волкова, О.Г. Максимова. – Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 1995. – 29 с. (1,8./0,8 п. л.)

63.Волкова, М.В. Проектирование педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе (программа спецкурса) [Текст] / М.В. Волкова. – Москва: МПА, 2001. – 15 с. (0,9 п .л.)

64.Волкова, М.В. История экстерном. 8 класс (учебно-методическое пособие) [Текст] / М.В. Волкова, Э.Н. Элле. – Чебоксары: Изд-во НИИ педагогики, 2002. – 40 с. (2,5/1,25 п. л.)

65.Волкова, М.В. География экстерном. 9 класс (учебно-методическое пособие) [Текст] / М.В. Волкова, Г.Н. Дуева Чебоксары: Изд-во НИИ педагогики, 2002. – 36 с. (2,2/1,1 п. л.)

66.Волкова, М.В. Обучение экстерном (методическое пособие) [Текст] / М.В. Волкова. – Чебоксары: Изд-во НИИ педагогики, 2002. – 48 с. (3,0 п. л.)

67.Волкова, М.В. Контрольные работы по педагогике (учебное пособие для студентов-заочников I курса) [Текст] / М.В. Волкова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. – 12 с. (0,75 п. л.)

68.Волкова, М.В. Методика преподавания истории и обществознания (учебно-методический комплекс дисциплины) [Текст] / М.В. Волкова. – Чебоксары: ЧГПУ им И.Я. Яковлева, 2007. – 37 с. (2,4 п. л.)

Публикации в зарубежных изданиях

69.Волкова, М.В. Учебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы, перспективы [Текст] / М.В. Волкова, О.Г. Максимова // Педагогика. София, 1993. – № 10. – С. 68–75 (0,4/0,2 п л.)

Научное редактирование

1.Проектирование педагогического процесса в условиях современной школы: сборник научно-методических статей / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики, 2008. – 108 с. (6,5 п. л.)

2.Здесь моя начинается Родина …: материалы Республиканской научно-практической конференции школьников «Краеведческие чтения». 20 декабря. 2008 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: Издательский. отдел. ЧОУ «Центр «Интеллект», 2008. – 64. (4,0 п. л.)

3.Современная школа (опыт, проблемы, перспективы): сборник научно-методических статей / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики, 2008. – 68 с. (3,9 п. л.)

4.Современная школа: опыт, проблемы, перспективы: сборник научно-методических статей. Вып. 3 / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики, 2009. – 96 с. (6,0 п. л.)

5.В поисках истины: материалы V межрегиональной научно-практической конференции учащихся «В поисках истины» (25 апреля 2009 г.) / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: Издательский отдел ЧОУ «Центр «Интеллект», 2011. – 224 с. (14,0 п. л.)

6.Современная школа; от теории к практике: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 30 мая 2009 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики, 2009. – 188 с. (11,75 п. л.)

7.Современная школа: опыт, проблемы, перспективы: сборник научно-методических статей. Вып. 4 / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики, 2009. – 116 с. (7,25 п. л.)

8.Современная школа: опыт, проблемы, перспективы: сборник научно-методических статей. Вып. 5 / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики, 2009. – 116 с. (7,25 п. л.)

9.Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы Международной заочной научно-практической конференции. 19 сентября 2009 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики, 2009. – 380 с. (23,75 п. л.)

10.Современная школа: опыт, проблемы, перспективы: сборник научно-методических статей. Вып. 6 / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2009. –100 с. (6,25 п. л.)

11.Современная школа; от теории к практике: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. 14 ноября 2009 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2009. – 228 с. (14,25 п. л.)

12.Информационное пространство современной науки: материалы Международной заочной научно-практической конференции. 6 февраля 2010 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 308 с. (38,5 п. л.)

13.Международная Интеллектуальная Ассамблея школьников: сборник научно-исследовательских работ учащихся. 27 февраля 2010 г./ Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010 – 286 с. (35,75 п. л.)

14.Международная молодежная Интеллектуальная Ассамблея: сборник научно-исследовательских работ. 3 апреля 2010 г./ Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 120 с. (15,0 п. л.)

15.Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы I Международной заочной научно-практической конференции. 24 апреля 2010 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 312 с. (19,5 п. л.)

16.Инновации традиции современной школы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. 29 мая 2010 г./ Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 204 с. (12,75 п. л.)

17.Международная педагогическая Ассамблея: материалы научно- практической конференции. 30 июня 2010 г. / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 286 с. (35,75 п. л.)

18.Личность как субъект инноваций: сборник научных трудов / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 200 с. (12,5 п. л.)

19.Приоритетные направления развития современной науки: Материалы Международной заочной научно-практической конференции. 30 июля 2010 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 184 с. (11,5 п. л.)

20.Информационное пространство современной науки: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. 18 сентября 2010 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 212 с. (13,25 п. л.)

21.II Международная Интеллектуальная Ассамблея школьников: сборник научно-исследовательских работ учащихся. 30 октября 2010 г./ Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010 – 318 с. (39,75 п. л)

22.Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы III Международной заочной научно-практической конференции. 20 ноября 2010 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 324 с. (20,25 п. л.)

23.Инновации традиции современной школы: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. 18 декабря 2010 г./ Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 236 с. (14,75 п. л.)

24.Приоритетные направления развития современной науки: Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. 24 января 2011 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – 196 с. (12,25 п. л.)

25.II Международная педагогическая Ассамблея: материалы научно- практической конференции. 31 января 2011 г. / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – 196 с. (24,38 п. л.)

26.Современная педагогика: методология, теории, практика: материалы Международной заочной научно-практической конференции. 28 февраля 2011 г./ Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – 172 с. (10, 75 п. л.)

27.Информационное пространство современной науки: материалы III Международной заочной научно-практической конференции. 28 марта 2011 г./ Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – 160 с. (9,75 п. л.)

28.В поисках истины: материалы VII межрегиональной научно-практической конференции учащихся «В поисках истины» (23 апреля 2011 г.) / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: Издательский отдел. ЧОУ «Центр «Интеллект», 2011. – 192 с. (12,0 п. л.)

29.Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. 25 апреля 2011 г. / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – 240 с. (11,74 п. л.)

30.III Международная Интеллектуальная Ассамблея школьников: сборник исследовательских работ учащихся. 16 мая 2011 г. / Отв. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011 – 170 с. (14,27 п. л.)

31.II Международная молодежная Интеллектуальная Ассамблея: сборник научно-исследовательских работ. 16 мая 2011 г./ Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – 134 с. (12,13 п. л.)

32.Инновации и традиции современной школы: материалы III Международной заочной научно-практической конференции. 31 мая 2011 г. / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – 256 с. (16,0 п. л.)

33.Современное образовательное пространство: пути модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. 6 июня 2011 г./ Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – 200 с. (12,5 п. л.)

34.III Международная педагогическая Ассамблея: материалы научно-практической конференции. 30 июня 2011 г. / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011 – 224 с. (20,47 п. л.)

35.Личность как субъект инноваций: сборник научных трудов. Выпуск 2. / Науч. ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – 192 с. (12,0 п. л.)

36.Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы V Международной заочной научно-практической конференции. 5 сентября 2011 г. / Науч. ред. М.В. Волкова. – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – 276 с. (16,5 п. л.)

37.Современная школа / Гл. ред. М.В. Волкова. – 2010. − № 1. – 69 с. (8,63 п. л.)

38.Современная школа / Гл. ред. М.В. Волкова. – 2011. − № 1-2. – 69 с. (3,2 п. л.)

39.Современная школа / Гл. ред. М.В. Волкова. – 2011. − № 3-4. – 126 с. (7,82 п. л.)

40.Научный потенциал / Гл. ред. М.В. Волкова. – 2010. − № 1. – 67 с. (8,63 п. л.)

41.Научный потенциал / Гл. ред. М.В. Волкова. – 2011. − № 1(2). – 115 с. (10,5 п. л.)

42.Научный потенциал / Гл. ред. М.В. Волкова. – 2011. − № 2(3). – 67 с. (8,63 п. л.)

43.Научный потенциал / Гл. ред. М.В. Волкова. – 2011. − № 3(4). – 160 с. (11,4 п. л.)