Научная тема: «ТВОРЧЕСТВО ВС. С. СОЛОВЬЕВА И ПРОБЛЕМЫ МАССО-ВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Специальность: 10.01.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Соловьев как представитель массовой литературы заимствует художественные приемы и сюжеты из произведений крупнейших русских писателей XIX в. (Пушкина, Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина), используя особую систему средств для смысловой адаптации, перевода транслируемой информации с языка «высокого» искусства на уровень обыденного сознания, его романы содержат компоненты актуальной проблематики элитарной литературы на предыдущем этапе ее развития. Русский образованный читатель, на которого ориентируется автор, получает удовольствие от обнаружения новых интерпретаций знакомых сюжетов и типов. Такой художественный принцип вариации темы, являющийся одним из базовых способов выражения в массовой культуре, во многом обусловил огромную популярность исторических хроник Соловьева.
  2. В большинстве произведений Соловьев создает критические для героя ситуации (соблазнение; испытание верности или веры; случайность, изменяющая привычный порядок вещей и т. д.). Они помогали читателю находить оптимальные средства выхода из конфликта или преодоления кризиса в собственной жизни, основанные на читательском опыте. Поиски героями смысла жизни, путей к достижению внутренней гармонии фиксировали для читателя наиболее эффективные или наиболее приемлемые способы решения конфликтов. В творчестве писателя репрезентируются вечные ценности: христианство как истинная религия, семья, любовь и дружба, нравственные добродетели.
  3. Волшебное и таинственное служит в романах Соловьева для фиксации ценностных нормативных значений, избавляя от суеверного страха перед неизвестным, формируя в сознании читателей систему представлений о незыблемости нравственных и христианских ценностей и также помогая выстроить поведение в повседневной жизни.
  4. Соловьев помогает читателю формировать собственные представления о мире и истории. Заменяя сложную картину мира, неожиданные, порой нелогичные повороты в истории, представленные в работах ученых и писателей первого ряда, некими упрощенными схемами, автор снимает у читателя чувство растерянности, незащищенности перед происходящим не только в прошлом, но и в современности, поскольку знание законов, по которым развивается человечество, делает окружающий мир простым и понятным.
  5. Соловьев рисует картины исторического прошлого на основе знания исторических фактов (труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, публикации в исторических журналах), синтезирует многие идеи, нашедшие отражение в произведениях Пушкина, Достоевского, Л. Толстого, Салтыкова-Щедрина, и на их основе создает свою собственную картину мира, в которую и вписывает судьбу реальных и вымышленных героев.
  6. Свои художественные произведения и журнал «Север» Соловьев ориентирует на «самый широкий круг читателей» (К. П. Петров <К. П. Медведский?>), к которому относятся «русские образованные люди», «находящиеся, по своему положению, на самых различных ступенях общественной лестницы» (Север. 1888). Эволюция журнала «Север» в поисках своего читателя отражала процессы демократизации читателя: от «русских образованных людей» («интеллигентные слои русского общества») - к «русским семьям», а далее - к грамотному читателю; в соответствии с этим изменяется и редакционная политика журнала.
  7. Позиция Соловьева относительно книг для народа в основном сложилась к концу 1880-х гг. Учитывая существующие исследования (напр., «Что читать народу?» Х. Д. Алчевской), издатель на страницах «Севера» обсуждал произведения Л. Толстого («Чем люди живы», «Власть тьмы»), которые могли, с его точки зрения, нанести вред читателю из народа. Деятельность Соловьева на посту редактора серии «Народные чтения» отражает поиск новой читательской аудитории и попытку реализовать свои взгляды на проблемы народного просвещения и образования.
  8. Путь Соловьева сначала как писателя, а затем как редактора и издателя - это путь поиска всё более широкой читательской аудитории. Изменения, наблюдавшиеся в читательской среде, появление всё новых: уже не «образованных», а всего лишь «грамотных» - читателей обусловливали и изменения в редакторской политике различных журналов («Нива», «Русский вестник»), в репертуаре крупнейших издателей («Посредник», издательства И. Д. Сытина, В. Н. Маракуева) Социологические исследования (Н. А. Рубакин, С. Ф. Горянская) фиксировали изменение читателя на рубеже веков, отражали динамику читательских предпочтений, процессы демократизации литературы, что влияло на авторские стратегии. В редакционно-издательской деятельности Вс. Соловьева отразились процессы литературного развития конца XIX - начала XX в.
Список опубликованных работ
1.Редакционно-издательская деятельность Вс. С. Соловьева: Монография. Тверь: Марина, 2007. 208 с. 13 п. л.

2.Беллетристика Вс. С. Соловьева: Монография. Тверь: ТвГУ, 2009. 132 с. 8,5 п. л.

3.Журнал «Север» под руководством Вс. С. Соловьева // Новое литера-турное обозрение. 2007. № 87 (№ 5). С. 479—486. 1 п. л.

4.Роспись содержания журнала «Север» (1888—1891) [1888—1889] // Новое литературное обозрение. 2007. № 87 (№ 5). С. 487—507. 1,3 п. л.

5.Роспись содержания журнала «Север» (1888—1891) [1890—1891] // Новое литературное обозрение. 2007. № 88 (№ 6.). С. 438—453. 1 п. л.

6.[Рец.]: Свешникова Е. П. О детях и взрослых: Статьи. Рассказы. Биб-лиография / Науч. ред. Е. Н. Строганова <…> Тверь: Лилия Принт, 2007. 268 с. // Новое литературное обозрение. 2007. № 90 (№ 2). С. 397—398. 0,5 п. л.

7.Творчество Л. Н. Толстого в восприятии Вс. С. Соловьева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11. № 4. 2009. С. 173—180. 0,7 п. л.

8.Проблемы народного чтения в трактовке Вс. С. Соловьева // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 35. № 30 (168). 2009. С. 167—172. 0,5 п. л.

9.Письма Вс. С. Соловьева С. Н. Шубинскому (публикация) // Русская литература. 2009. № 3. С. 128—137. 1 п. л.

10.Соловьев Вл. С., Соловьев Вс. С. // Эстетические отношения искусства и действительности. Словарь-справочник. Тверь: ТвГУ, 2002. С. 122—124, 125—128.

11.Символика имени в исторической хронике Вс. Соловьева «Царь-девица» // Историко-литературный сборник. Вып. 2. Тверь: ТвГУ, 2002. С. 131—143.

12.Французская революция в изображении Вс. Соловьева // Историко-литературный сборник. Вып. 3. Тверь: ТвГУ, 2002. С. 56—75.

13.Проблемы экологии в «Хронике четырех поколений» Вс. Соловьева // Дары природы и плоды цивилизации: Экологический альманах. Тверь: Золотая буква, 2003. С. 63—70.

14.Проблемы воспитания в «Хронике четырех поколений Вс. С. Соловьева» // Детская литература и воспитание: Сборник науч-ных трудов международной научно-практической конференции «Дет-ская литература и воспитание». Тверь: ТвГУ, 2004. С. 150—155.

15.Преддекабристская эпоха в изображении Л. Н. Толстого и Вс. С. Соловьева // Вестник ТвГУ / Серия «Филология». Вып. 2. Тверь: ТвГУ, 2005. С. 20—24.

16.Литературно-эстетические взгляды Вс. Соловьева и проблема читателя // О литературе, писателях и читателях: Сборник научных трудов памяти Г. Н. Ищука. Вып. Тверь: Золотая буква, 2005. С. 81—85.

17.История России в публицистике А. И. Герцена 1853—1868 годов // Герценовские чтения: Сборник научных трудов. Тверь: Альфа-Пресс, 2006. С. 23—31.

18.Масоны и декабристы в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Старом доме» Вс. С. Соловьева // Историко-литературный сборник. Вып. 4. Тверь: ТвГУ, 2006. С. 129—133.

19.Судьбы героев в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Старом доме» Вс. С. Соловьева // Яснополянский сборник-2006: Статьи, материалы, публикации. Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2006. С. 198—203.

20.Проблема воспитания в журнале «Север» (1888—1891) // Детская литература и воспитание: Сборник трудов международной научной конференции «Детская литература и воспитание». Тверь: ТвГУ, 2006. С. 179—183.

21.Редакционно-издательская деятельность Вс. С. Соловьева // Междисциплинарные связи при изучении литературы: Сборник научных трудов. Саратов: Научная книга, 2006. С. 136—140.

22.Вс. С. Соловьев о Толстом // Друзья и гости Ясной Поляны: Материалы научной конференции, посвященной 160-летию С. А. Толстой. Тула: Изд. дом «Ясная поляна», 2006. С. 109—123.

23.Христианские традиции в романе Вс. С. Соловьева «Царь-девица» // История литературы как филологическая проблема. Сборник научных статей. СПб.: САГА, Наука, 2006. С. 143—147.

24.К биографии И. И. Лажечникова: из материалов Тверской ученой архивной комиссии // Лажечников и Тверской край. Вып. 2. Тверь: Марина, 2006. С. 29—38.

25.Редакционно-издательская деятельность Вс. С. Соловьева // Журнальная деятельность писателей в литературном процессе XVIII—XX веков: забытое и второстепенное. VI Майминские чтения. Псков, 2007. С. 180—185.

26.Всеволод Соловьев и авторы журнала «Север» (1888—1891) // Литература и человек (Писатели, читатели, филологи): Сб. статей. Тверь: Марина, 2007. С. 39—46.

27.Русская литературная критика XIX в.: Учебное пособие: в 3 ч. Тверь: ТвГУ, 2007.

28.Воспоминания А. Е. Лабзиной в «Хронике четырех поколений» Вс. Соловьева // О женщине, женщинах и прочем. Сборник статей. Тверь: ТвГУ, Марина, 2007. С. 98—106.

29.Масоны и декабристы в истории России и в литературе // Образ России в историко-литературном пространстве XIX—XXI вв.: Материалы международной научной конференции в 2 ч. Ч. 1. Курск: КГУ, 2007. С. 171—178.

30.Правители XVIII века в исторических романах Вс. С. Соловьева // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 13. Самара: НТЦ, 2007. С. 382—390.

31.Художественный отдел журнала «Север» (1888—1891) // Вестник ТвГУ / Серия «Филология». Вып. 9. Тверь: ТвГУ, 2007. С. 27—34.

32.Творчество Вс. С. Соловьева как явление массовой литературы // Эйхенбаумовские чтения–6: материалы юбилейной научной конференции. Вып. 6. Воронеж: ВГПУ, 2007. С. 120—124.

33.Образ России на страницах журнала «Север» (1888—1891) // Образ России в литературе XIX—XX вв.: Материалы международной научной конференции. Курск: КГУ, 2008. С. 35—41.

34.Страсть, любовь и семья в романах И. С. Тургенева и Вс. С. Соловьева // «Мысль семейная» в русской литературе: Сборник статей и материалов. Тверь: Марина, 2008. С. 67—74.

35.Соловьев С. М. // Лев Толстой и его современники: Энциклопедия. М.: Парад, 2008. С. 360.

36.История изучения читателя: pro et contra. Вместо предисловия (в соавторстве с М. В. Строгановым) // Встречи в библиотеке: авторы и читатели. Сб. статей. Тверь: Изд-во М. Батасовой, 2009. С. 7—12.

37.Читатель во второй половине XIX—начале XX века (социологический обзор) // Там же. С. 117—139.

38.Соловьев С. М. // Л. Н. Толстой: Энциклопедия. М.: Просвещение, 2009. С. 567.

39.Щедринские традиции в романе Вс. С. Соловьева «Сергей Горбатов» // Щедринский сборник. Вып. 3. Тверь: СФК-офис, 2009. С. 68—75.