Научная тема: «СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ СУБЪЕКТА»
Специальность: 19.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Разработана концепция, в содержание которой входят структурно-динамическая организация переживания субъекта, психологические механизмы функционирования переживания в сознании, а также взаимоотношения переживания с субъектно-личностными характеристиками.  Определены место и отношения категории переживания с другими психологическими категориями (сознание, субъект, личность, рефлексия, психические процессы, состояния и др.): переживание и рефлексия образуют единство в контексте сознания, переживание представляет промежуточное звено взаимодействующих психических процессов и состояний, являясь основанием «переработки» переживаемого впечатления в субъектно-личностные структуры и др.
  2. Структурно-динамическая организация переживания содержит пространственные (глубина, широта представленности во внутреннем мире, сложность, дифференцированность и др.), временные (длительность, протяженность переживания, ощущение последовательности событий  и пр.), информационные (субъективная значимость,  аккомодационный потенциал получаемой информации и др.), энергетические (сила, интенсивность, насыщенность и др.), телесные (самоощущения проприо-, экстра-, интерорецепторов), эмоциональные (эмоциональные процессы), когнитивные (образы, ассоциации, мысли, инсайты, воспоминания и др.), психосемантические (оценка, активность, упорядоченность и др.) характеристики. Внутриструктурные связи переживания могут носить устойчивый и изменчивый характер в зависимости от ситуации.  Выявлены циклы и стадии динамики переживания.  
  3. Переживание включено во взаимоотношения с бытийной и рефлексивной структурами сознания, а также с полагающей, сравнивающей, определяющей, синтезирующей формами и уровнями рефлексии.   В психологический механизм функционирования переживания в структуре сознания входят: впечатление, актуализируемое через эмоциональные и когнитивные процессы, переживание, бытийные, рефлексивные и Эго-защитные характеристики.  Впечатление является пусковым элементом переживания. Результатом рефлексии переживаемого впечатления является изменение структур сознания. Эго-защитная система оказывает влияние на переживание, воздействуя на психологический механизм сознания.
  4. Психологический механизм взаимоотношений переживания и субъектно-личностных характеристик  включает эмоциональные и когнитивные процессы, переживание, психическое состояние, субъектно-личностные характеристики.  Переживание  через  опосредование взаимоотношений психических процессов и состояний влияет на развитие субъектно-личностных характеристик. Установлены также прямые влияния переживания на субъектно-личностные характеристики.
  5. Переживание субъекта связано с социально-психологическими явлениями малой группы (учебная группа и семья). Социально-психологические явления учебной группы (психологический климат, ценности группы, межличностные отношения и др.) влияют на характеристики переживания в зависимости от ситуации. Семейные отношения изменяют характеристики переживания учебной деятельности. Это влияние обусловлено динамикой переживания в разные временные периоды.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Фахрутдинова Л.Р. Теория переживания. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. – 416 с. (29,62 п.л.).

2. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания человека. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. – 676 с. (63,25 п.л.).

Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:

3. Фахрутдинова Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта // Журнал «Ученые записки Казанского университета». Серия «Гуман. науки». – Казань: Изд-во Казанского университета, 2011. – т. 153, кн. 5. – С. 110-120. (0,69 п.л.).

4. L.R. Fakhrutdinova. On the Phenomenon of “Perezhivanie”. – “Journal of Russian and East European Psycology. March-April. 2010/ VOL. – 48, NO.2. – Р. 31-47. (1,06 п.л.).

5. Фахрутдинова Л.Р. Мышление и переживание субъекта (взаимоотношения между уровнями интеллекта, особенностями креативности и характером переживания) // Журнал «Мир психологии». – Москва-Воронеж, 2009. – № 2(58). – С. 93-107 (1 п.л.).

6.Фахрутдинова Л.Р. О развивающей функции переживания // Научно-методический журнал «Акмеология». – М: Изд-во Международной академии акмеологических наук, 2009.- № 1. – С. 93-104. (0,75 п.л.).

7. Фахрутдинова Л.Р. О стадиях саморазвития устойчивых способов переживания учебной деятельности // Журнал «Образование и саморазвитие». – Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2009.- № 1 (11). – С. 11-18. (0,5 п.л.).

8. Фахрутдинова Л.Р. Переживание и уровни рефлексии: экспериментальные исследования // Журнал «Образование и саморазвитие». – Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2009.- № 2 (12). – С. 161-167. (0,44 п.л.).

9. Прохоров А.О., Фахрутдинова Л.Р. Рефлексивный и бытийный слои психического состояния // Журнал «Ученые записки Казанского университета». – Казань: Изд-во Казанского университета 2009. – т. 151, кн. 5, часть 1. – С. 227-239. (0,81 п.л.).

10. Фахрутдинова Л.Р. Единство переживания и рефлексии как фактор саморазвития сознания // Журнал «Образование и саморазвитие». – Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2009. – № 3 (13). – С. 38-43. (0,38 п.л.).

11. Фахрутдинова Л.Р. О субъектности переживаний // Журнал «Мир психологии». – Москва-Воронеж, 2008.- №4 (56). – С. 35-44. (0, 63 п.л.).

12. Прохоров А.О., Фахрутдинова Л.Р. О связи переживаний и психических состояний // Журнал «Ученые записки Казанского университета». – Казань: Изд-во Казанского университета, 2008. – т. 150, кн. 3. – С. 50-55. (авторский вклад – 50%) (0,38 п.л.).

13. Фахрутдинова Л.Р. Об акмеологичности переживаний человека // Научно-практический журнал «Акмеология». – М.: Изд-во Международной академии акмеологических наук, 2007. - № 1. – С. 51-59. (0,56 п.л.).

Статьи и материалы в других научных изданиях:

14. Прохоров А.О., Фахрутдинова Л.Р. Переживание и бытие субъекта // Психология субъекта и психология человеческого бытия/ Под. ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. – Краснодар: Изд-во «Кубанский гос. ун-т», 2010. – С. 324-329. (авторский вклад - 50 %). (0,38 п.л.).

15. Фахрутдинова Л.Р. Большие организованны группы: взаимоотношения индивидуального и группового субъекта // Материалы VΙΙ Международной научно-практической конференции «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики». - Казань, ноябрь 2010. – С. 192-194. (0,19 п.л.).

16. Фахрутдинова Л.Р. О соотношении переживания и рефлексии // Материалы докладов на российской научно-практической конференции «В.М. Бехтерев и современная психология, Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 13-15 сентября 2010. – Казань, Изд-во «Отечество», 2010. – С. 196-202. (0,44 п.л.).

17. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания: соединение науки и практики // Материалы первой Международной научно-практической конференции «Методология, теория и практика профессиональной деятельности», 26-27 марта 2009 года. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2009. – С. 458-463. (0,38 п.л.).

18. Фахрутдинова Л.Р. Переживание и психическое состояние: циклы существования // Психология психических состояний. Сборник статей. Вып. 7. / Под ред. А.О. Прохорова. – Казань: Изд-во «Отечество», 2009. – С. 79-92. (0,88 п.л.).

19. Фахрутдинова Л.Р. Теоретические и прикладные аспекты проблемы переживания субъекта // Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции «Психические состояния: теория и практика», 13-15 ноября 2008 года. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2008. – С. 458-463. (0,38 п.л.).

20. Фахрутдинова Л.Р. О соотношении категорий переживание и психическое состояние // Психология психических состояний: теория и практика. Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции. Казанский государственный университет. 13-15 ноября 2008. – ч. 2. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. – С. 393-397. (0,31 п.л.).

21. Фахрутдинова Л.Р. Системный подход в исследовании переживаний человека // Тенденции развития современной психологической науки. Тезисы юбилейной научной конференции. 31 января-01 февраля 2007. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – ч.1. – С. 96-98. (0,19 п.л.).

22. Фахрутдинова Л.Р. Переживание как составляющая сознания // Материалы Всероссийской конференции «Проблема сознания в современной российской психологии» 29 июня-2 июля 2007 года г. Самара. – Самара: АНО «Издательство Самарский Научный Центр РАН», 2007. – С. 261-264. (0,25 п.л.).

23. Фахрутдинова Л.Р. Проявления переживания в сновидении // Психология-будущему России. Материалы 4 Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007. т.3. – Ростов-на Дону: Изд-во «Кредо», 2007. – С. 266. (0,06 п.л.).

24. Фахрутдинова Л.Р. Переживание как экзистенциальная ценность и проявление духовных способностей человека // Дружининские чтения: Материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции 10-12 мая 2007года г. Сочи. - Сочи: Изд-во «Соч. гос. ун-т туризма и курорт.дела», 2007. – С. 196-199. (0,25 п.л.).

25. Фахрутдинова Л.Р. Особенности переживания татар // Психология взаимоотношений этносов в условиях многонационального региона Татарстан / Под ред. Л.Р. Фахрутдиновой, Д.В. Вилькеева. – Казань: Изд-во Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2006. – С. 58-77. (1,25 п.л.).

26. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания: современное состояние, актуальные исследования, перспективы развития // Материалы международного Форума и школы молодых ученых ИП РАН «Образ российской психологии в регионах страны и в мире», 24-28 сентября 2006 г. – М: Изд-во «Институт психологии РАН». - С. 101-104. (0,25 п.л.).

27. Фахрутдинова Л.Р. О взаимоотношениях переживаний человека и его бессознательного // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов молодых ученых и студентов, посвященный 130-летию Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Вып.4. Казань: Изд-во Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2006. – С. 246-250. (0,31 п.л.).

28. Фахрутдинова Л.Р. О влиянии детско-родительских отношений на переживания и психические состояния субъекта // Материалы ΙΙΙ Международного конгресса «Молодое поколение ΧΧΙ века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Казань, 23-26 ноября 2006г. – Казань: Издательско-полиграфический центр «Глобус», 2006. – С. 65. (0,06 п.л.).

29. Фахрутдинова Л.Р. О взаимоотношениях сознания и переживания субъекта // Психология психических состояний: Сб. статей Вып.6/ Под. ред. А.О. Прохорова. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. – С. 59-79. (1,31 п.л.).

30. Фахрутдинова Л.Р. О влиянии детско-родительских отношений на переживания взрослого субъекта // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов, посвященных 130-летию Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Выпуск 9 / Сост. и науч. Ред. Р.Ш. Маликов. – Казань, Изд-во Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2006. – С. 106-109. (0,25 п.л.).

31. Фахрутдинова Л.Р. Этнопсихологические особенности переживаний русских и татар // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Второй международной научной конференции 22-24 сент. 2005 г./отв. Ред. В.В.Гриценко. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – С.492-495. (0,25 п.л.).

32. Фахрутдинова Л.Р. О сущностном аспекте переживаний и психических состояний субъекта // «В.М. Бехтерев и современная психология». К 120-летию открытия первой психологической лаборатории: Материалы докладов на научно-практической конференции. Казань, КГУ, 29-30 сентября 2005 г. Вып. 3. Т.1.–Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – С. 332-340. (0,56 п.л.).

33. Фахрутдинова Л.Р. Отношение уровней сознания и информационных составляющих зрительного восприятия, переживания и психического состояния // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ/ Под. Ред. Р.А. Валеевой. – Казань: Изд-во Казанского государственного педагогического университета, 2005. - Вып. 8. – Часть 2. – С. 3-6. (0,25 п.л.).

34. Фахрутдинова Л.Р. Переживание как «буферная зона» в системе взаимоотношений психических процессов и состояний// Психологические исследования в педагогическом университете: Сб. статей/ Под. ред. Л.Р. Фахрутдиновой, Д.В. Вилькеева, И.М. Юсупова. - Казань: Изд-во Казанского государственного педагогического университета, 2004. – С. 36-42. (0,44 п.л.).

35. Фахрутдинова Л.Р. О психологических механизмах взаимодействия психических процессов и состояний // Психология психических состояний: Сб. статей. Вып.5. / Под ред. А.О. Прохорова. – Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2004. – С. 99-108. (0,63 п.л.).

36. Фахрутдинова Л.Р. Практика сознания в профессиональном развитии психологов и психотерапевтов // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Казань, 24-25 ноября 2004 года. – Казань: Изд-во ЗАО «Новое знание», 2004. – С. 139-140. (0,13 п.л.).

37. Фахрутдинова Л.Р. Синергетическая модель взаимодействия психических процессов и состояний // Процессы самоорганизации в Универсальной истории: Материалы Международ. симпозиума. Белгород, 29 сентября – 2 октября 2004. – Белгород: Изд-во «Беладуит –С. 131-132. (0,13 п.л.).

38. Фахрутдинова Л.Р. Синергетический аспект взаимоотношений психических процессов, переживаний и психических состояний // Сб. материалов Международной научной конференции: в 2т. – Белгород: Изд-во «Беладуит», 2003. – Том 2. – С. 219-226. (0,5 п.л.).

39. Фахрутдинова Л.Р. Влияние механизмов психологической защиты на взаимоотношения психических процессов, переживаний и психических состояний // Сб. ст. «Вестник Казанского государственного педагогического университета». – Казань: Изд-во «Идел-Пресс», 2003. – № 1. – С. 140-148. (0,56 п.л.).

40. Фахрутдинова Л.Р. Влияние психологических механизмов сознания на поведение субъекта в конфликте // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Пенза: Изд-во «Приволжский дом знаний», 2003. – С. 83-86. (0,25 п.л.).

41. Фахрутдинова Л.Р. Системное изучение психических явлений // Развитие и динамика иерархических (многоуровневых) систем (Теоретические и прикладные аспекты): Научные труды и материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во Казанского государственного педагогического университета, 2003. – С. 144-146. (0,19 п.л.).

42. Фахрутдинова Л.Р. Информационные взаимоотношения психических процессов, переживаний и психических состояний // Сб. ст. «Психология психических состояний. – Вып. 4. - Казань, Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. – С. 56-72. (0,44 п.л.).

43. Фахрутдинова Л.Р. Переживание как звено, опосредующее взаимоотношения психических процессов и состояний // Сб. Ст. конференции «В. Н. Бехтерев и современная психология, психотерапия». – Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2001 – С. 199-204. (0,38 п.л.).

44. Фахрутдинова Л.Р. Соотношение переживания и явлений психики: психических процессов и состояний // Сб. Ст. «Психология психических состояний». – Вып. 3. - Казань, Наб. Челны: Изд-во Казанского государственного педагогического университета, Изд-во Института управления, 2001 – С. 132-136. (0,31 п.л.).

45. Фахрутдинова Л.Р. Переживание как психологический механизм, опосредующий взаимоотношения между психическими процессами и состояниями// Сб. ст. «Социально-психологические проблемы молодежи». – Казань, 2000. – С. 70-75. (0,38 п.л.).

46. Фахрутдинова Л.Р. Переживание как «буферная зона» в системе взаимоотношений психических процессов и состояний // Сб. ст. «Психология психических состояний». – Вып. 2. – Казань: Изд-во Казанского государственного педагогического университета, 1999. – С. 93-100. (0,5 п.л.).

47. Фахрутдинова Л.Р. О структуре переживания // Актуальные проблемы медико-биологической и психологической подготовки специалистов. Материалы Региональной научно-методической конференции. – Набережные Челны: Изд-во Института управления, 1997. –С. 135-137. (0,19 п.л.).