- На основе изучения многообразных культурных ориентаций народов Востока, в том числе исповедующих ислам, раскрыты этические воззрения народов, составлявшие основу различных культурно-исторических типов (цивилизаций) рассматриваемого региона.
- Раскрывая особенности мусульманской культуры, автор выявил ее нормативно-этическое содержание, вобравшее в себя духовно-культурные ценности многих восточных народов. Сделан вывод о том, что ислам, основываясь на догматических, идейных, идеологических, нравственно-культурных ценностях, формирует новый тип личности и его духовно-нравственный мир, имеющий универсальный характер.
- В ходе анализа этнокультурных достижений народов Кавказа, образовавших специфический тип цивилизации, установлены основополагающие этико-религиозные принципы, характеризующие их этнокультурную идентичность. С точки зрения диссертанта следовало бы выделить отдельный кавказский культурно-исторический тип[1], который складывался в ходе многовековой материальной и духовной деятельности народов, населяющих Кавказ.
- В диссертации выявлены особенности нравственных и религиозных воззрений вайнахов, составляющих основу традиционной культуры, благодаря которой сохраняется их этнокультурное единство при наличии некоторых различий между чеченцами и ингушами. Вайнахская культура, как и любая другая, имеет свое ядро и периферию. Ее ядровыми компонентами являются язык, обычаи и традиции, этические нормативы, в частности кодекс чести, религиозное мировоззрение, выработанные в многовековой социокультурной деятельности чеченцев и ингушей.
- Раскрыто позитивное влияние русского культурно-исторического типа, обогатившего систему культурных ценностей вайнахов, способствуя расширению и обогащению их нравственно-гуманистической шкалы. В результате такой аккультурации вайнахи стали приобщаться к европейским культурным ареалам, сохраняя этнокультурную самобытность, уникальность своих духовно-нравственных ценностей.
- Выявлена роль культурно-этических взаимоотношений в вайнахской семье, в том числе между детьми и родителями, старшими и младшими. К числу таких взаимоотношений относятся: почитание родителей, старших по возрасту, сакральное отношение к матери, женщине, формирование этической и религиозной культуры.
- Раскрыта социокультурная сущность древнего института куначества и гостеприимства, маркирующего особенность религиозно-этической культуры вайнахов. Его наличие и успешное функционирование позволяет признать интернационалистский характер традиционной культуры вайнахов.
- Установлены нравственно-этические основания ислама, которые состоят в милосердии, уважении к различным этносам и конфессиям, терпении, братстве между людьми, в совершении богоугодных деяний, борьбы против пороков.
- Эксплицировано влияние ислама на традиционно-этическую культуру вайнахов, значительно ее обогатившего, изменившего развитие ее духовно-нравственных ценностей.
- Установлено аккультурационное воздействие ислама на процесс становления семейно-бытовых отношений, регулирующих поведение личности, как в семье, так и в обществе.
- Показана роль женщины в традиционной вайнахской культуре.
1.Исаев Э. Роль печати Чечено-Ингушетии по интернациональному и трудовому воспитанию личности. - Грозный: тип. им. Заболотного. 1975. - 7,0 п. л.
2.Исаев Э., Янгульбаев В. В духе дружбы народов. - Грозный: тип. им. Заболотного. 1978. - 10,5 п. л.
3.Исаев Э., Исаева З. Память огненных лет - о патриотизме девушек Чечено-Ингушетии в годы Великой Отечественной войны. – Грозный. 1987. - 6,5 п. л.
4.Исаев Э., Айдаев Ю. Чеченцы: история и современность. – М., изд-во «Мир дому твоему». 1996. - 38,0 п. л.
5.Исаев Э. Вайнахская этика (Этика чеченцев и ингушей). – Республика Ингушетия, г. Назрань. 1999. - 22,0 п. л.
6.Исаев Э. Этические нормы куначества и гостеприимства вайнахов. – М., 2004. - 15,0 п. л.
7.Исаев Э., Терлоев З., Исаев З. Из «особой папки» Сталина. М., 2004. - 11,5 п. л.
8.Исаев Э. Нормативная этика ислама. – М., 2005. - 15,0 п. л.
9.Исаев Э. Чеченцы глазами друзей (Этика куначества). - М., 2005. - 30,0 п. л.
10.Исаев Э. Этика ислама: 99 советов молодым. – М., 2005. - 15,0 п. л.
11. Исаев Э., Аутаев С-Х. Истина закята (Или этические требования по выплате закята). – М., 2006. - 8,0 п. л.
12. Исаев Э. Этические воззрения в системе традиционной культуры вайнахов. – Ростов – на - Дону, СКНЦ ВШ, 2007. - 9,5 п. л.
13. Исаев Э. Религиозно-этические воззрения вайнахов по формированию личности. – Ростов-на-Дону СКНЦ ВШ, 2007. - 9,2 п. л.
14. Исаев Э. Религиозно-этические нормы при выборе имени ребенку. – М., 2007. - 6,5 п. л.
15. Исаев Э. Воспитание этики экологической культуры у вайнахов. - Ростов-на-Дону СКНЦ ВШ, 2008. - 13,0 п. л.
16. Исаев Э.А. Религиозно-этические требования при формировании нравственного поведения молодежи во взаимосвязи с традиционной культурой. М., изд. - во «Нур-Седа», 2008. - 10,0 п. л.
17. Исаев Э.А., Газиева К. А. Нормативная этика об отношении к женщине. М., 2008. - 5, 0 п. л.
2. Учебно-методические работы:
1. Исаев Э., Дадагов Б. Из опыта работы педагогических коллективов Чеченской Республики по трудовому воспитанию учащихся. – Грозный: тип. им. Заболотного. 1972. - 4,0 п. л.
2. Исаев Э. Молодежная печать Чечено-Ингушетии и вопросы духовного воспитания молодежи. - Грозный, 1974. -2,5 п. л.
3. Исаев Э. Интернациональное воспитание учащихся. – Грозный, 1977. - 3,5 п. л.
4. Исаев Э. Освещение в печати Чечено-Ингушетии вопросов нравственного воспитания личности.– Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского госуниверситета. 1979. - 2,5 п. л.
5. Исаев Э., Ахмадов Я. и др. История Чечено-Ингушетии. - Грозный. 1992. - 10,5 п. л.
6. Исаев Э., Галицкий В. Целевая программа по нравственному воспитанию молодежи Чеченской Республики. – М., изд-во центр «ИНСАН». 2002. - 3,5 п. л.
7. Исаев Э. А. Памятники культуры – невосполнимая ценность чеченского народа. – М., изд-во «Инсан». 2003. - 2,5 п. л.
8. Исаев Э. А. Художественное наследие народа как средство воспитания учащихся. Научный сбор. статей. Культура Чечни: история и современные проблемы. - М., изд-во «Наука». 2003. - 1,0 п. л.
9. Исаев Э. А. Методические и практические рекомендациипо этнопедагогическому воспитанию молодежи. - М., 2003. - 4,5 п. л.
10. Исаев Э., Заурбеков Ю. Этика экологии вайнахов. – М., изд. центр «ИНСАН». 2004. - 2,5 п. л.
11. Исаев Э., Дадаев Л. Этические нормы гостеприимства.– М., изд. центр «ИНСАН». 2004. - 2,0 п. л.
12. Исаев Э., Айдинов Н., Магомадов М. Чеченская Республика: история и современность. - М., 2004. - 20,0 п. л.
13. Исаев Э. Сыновья и дочери Чечено-Ингушетии на фронтах Великой Отечественной (О патриотизме в годы войны).Информационно-издательский центр «Инсан». - М., 2005. - 4,5 п. л.
14. Исаев Э., Мусаев А., Дальсаев М.Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков. - М., 2005. - 14,5 п. л.
15. Исаев Э., Идрисов А. Дневник этического воспитания учащихся. – М., изд-во «Нур-Седа». 2005. - 6,0 п. л.
16. Исаев Э. Формирование этической культуры у молодежи. – М., 2006. - 3,5 п. л.
17. Исаев Э. Нормативная этика ислама запрещает употребление опьяняющих веществ. – М., 2006. - 4,5 п. л.
18. Исаев Э. Воспитание этики экологической культуры у учащихся. – М., 2007. - 2,5 п. л.
19. Исаев Э. Сто полезных советов по этическому воспитанию детей. – М., 2007. - 1,0 п. л.
20. Исаев Э. Воспитание у молодежи этической культуры по охране памятников истории и природы. – М., 2007. - 2,5 п. л.
21. Исаев Э. Молодежная печать и вопросы нравственного воспитания молодежи. – М., 2007. - 2,5 п. л.
22. Исаев Э. Этические требования к почитанию родителей. – М., 2007. - 2,5 п. л.
23. Исаев Э. Введение в этику. – М., 2007. - 1,5 п. л.
24. Исаев Э. О проявлении дружбы народов во время депортации чеченцев и ингушей в феврале 1944 года. – М., 2007. - 5,0 п. л.
25. Исаев Э. Этические воззрении русских писателей на традиционную вайнахскую культуру. – М., 2007. - 5,0 п. л.
26. Исаев Э.А. Вайнахская этика о значении образования. – М., 2008. - 1,0 п. л.
27. Исаев Э.А. Сущность этического воспитания детей. – М., 2008. - 1,0 п. л.
28. Исаев Э.А., Газиева К. А. Нормативная этика об отношении к женщине. М., 2008. - 5,0 п. л.
3. Публикации в журналах, рекомендованных ВАК России
1. Исаев Э. Этические воззрения вайнахов в системе трудового воспитания личности. //Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону. 2007, №2. - 0,7 п. л.
2. Исаев Э. Вайнахская семья в системе культурно-этических взаимоотношений. //Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону, 2007, №3. - 0,7 п. л.
3. Исаев Э. Вайнахская женщина в системе традиционной религиозно-этической культуры. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2007, № 4. - 0, 7 п. л.
4. Исаев Э., Исаев З. Нравственно-этические основания ислама. //Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов-на-Дону, 2007, - № 5. - 0,7 п. л.
5. Исаев Э. Основы этического воспитании детей в вайнахской культуре. //Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов – на – Дону, 2007, №.6. - 0,7 п. л.
6. Исаев. Э.А. Этико-религиозные основы идентичности кавказцев.//Вестник Академии права и управления. М., 2007, №9. - 0,5, п. л.
7. Исаев Э. Вайнахская этика о значении образования. //Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов – на – Дону, 2008, №.1. - 0,7 п. л.
8. Исаев Э.А., Газиева К.А. Место нравственно-этических принципов в системе кавказского культурно-исторического типа. //Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов – на – Дону, 2009, №.2. - 0,5 п. л.
9 Исаев Э. А., Газиева К. А. Влияние русской культуры на формирование гуманистических ценностей вайнахов. //Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов – на – Дону, 2009, №.3. - 0,7 п. л.
4. Разделы в коллективных монографиях, учебниках
1. Исаев Э. А. Художественное наследие народа как средство воспитания этической культуры учащихся. Москва «Наука». 2002. – 07 п. л.
2. Исаев Э., Заурбеков Ю. Современное состояние экологии Чеченской Республики (Воспитание экологической культуры у молодежи). В сбор. «Академическая и вузовская наука – народному хозяйству Чеченской Республики: проблемы восстановления и развития». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 26-27 января 2004 года. - 1,5 п. л.
5. Статьи по теме диссертации в различных журналах Чечни и Ингушетии
1. Исаев Э. Формы и методы формирование религиозно-этических воззрения у вайнахов. //Орга. – Грозный. 1994, №2. - 1,5 п. л.
2. Исаев Э. Этические требования по формированию благоразумие у молодежи. //Ичкерия.- Грозный. 1994, №3. - 0,5 п. л.
3. Исаев Э. Воспитание формами народной педагогикой. //Орга.- Грозный. 1996, № 4. - 1,5 п. л.
4. Исаев Э. Формирование этики духовной культуры //Орга. – Грозный. 1996. № 1. - 0,5 п. л.
5. Исаев Э. Об отношении исламской этики к женщине. //Вайнах. - Грозный. 1997, №3. - 1, 5 п. л.
6. Исаев Э. Этические нормы почтения старших. //Вайнах. - Грозный. 1997, № 2. - 0,5 п. л.
7. Исаев Э. Формирование семейной этики у личности. //Чеченская Республика. – Грозный. 1997, №2. - 1,5 п. л.
8. Исаев Э. Методические и практические рекомендации по формированию этических воззрения у молодежи. //Вестник. – Грозный. 2004, № 3. - 2,0 п. л.
9. Исаев Э. Художник из Дади-Юрта. (О дружбе между академиком Петром Захаровым и М.Лермонтовым). - //Дош (Слово). - М., 2005, №7. - 05, п.л.
10. Исаев Э. Этические нормы гостеприимства. //Вестник. – Грозный, 2006, №3. - 0,7 п. л.