Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Методология формирования образовательного пространства школы в условиях социокультурных и педагогических изменений отражает тенденции внедрения инноваций (ускорение темпов движения в инновационном процессе от традиционного школьного образования, ориентирующегося на собственные корпоративные интересы, к «открытой» школе, ориентирующейся на образовательные потребности и ожидания различных социальных групп; расширение масштабов разрабатываемых инноваций в процессе межкультурного взаимодействия школы с окружающим социумом и развитие различных форм сетевого взаимодействия; обеспечение опосредованного влияния инноваций на развитие всех субъектов образовательного учреждения, готовности их к осуществлению непрерывного образования в течение всей жизни) и предопределяет ориентацию на ряд общенаучных (природосообразности, культуросообразности, гуманизации, научности, системности, комплексности, вариативности, открытости) и конкретно-средовых (социальной контекстуальности, пассионарности, интегративной креативности, гибкости структурных связей пространства, активности субъектов образования, соответствия характера формирования образовательного пространства индивидуальным особенностям обучающихся и учителей, эргономичности) принципов организации образовательного пространства в процессе.

2. Теория построения образовательного пространства школы включает:

  • базовое понятие образовательного пространства  как динамической  структурно-уровневой системы многоплановых и многомерных отношений, объективно воспроизводящихся и самостоятельно развивающихся в  образовательной среде в процессе активного взаимодействия  субъектов образовательного процесса в реальном пространственно-временном континууме, способствующих включению личности в ценностно-смысловой мир культуры, сохранению социальной целостности и личностной самореализации;
  • компоненты образовательного пространства (внутренний,   социальный, предметно-пространственный  и академический);
  • сущностные характеристики образовательного пространства: развивающий характер пространства; открытость; комфортность, безопасность; социально-партнерский характер взаимодействия с образовательными, культурно-досуговыми, спортивными учреждениями, организациями социальной сферы; эргономичность.

3. Концепция формирования образовательного пространства школы в условиях инновационных изменений, базирующаяся на ведущих методологических подходах (личностно-развивающем, аксиологическом,  культурологическом, системно-деятельностном, мотивационном, компетентностном, рефлексивном) и сформированных теоретических представлениях о сущности   образовательного пространства, представляет собой научно-обоснованную систему взглядов и идей, направленных на построение динамического структурно-уровневого образовательного пространства в инновационном режиме. Концепция включает:

  • выявление потенциала и рисков образовательного пространства, изучение потребностей и мотивов субъектов образования;
  • сетевое моделирование образовательного пространства, которое предполагает выявление связей и отношений между его участниками;
  • создание ценностно-смыслового единства субъектов образовательного пространства;
  • создание условий для реализации обучаемыми, учителями, родителями и другими участниками образовательного пространства своей субъектной позиции.

Механизм реализации концепции формирования образовательного пространства школы в условиях инновационных изменений включает:

  • повышение научно-педагогического потенциала учителей;
  • организацию совместной с педагогами инновационной деятельности учащихся;
  • изменение способов педагогического руководства  (целевое, опережающее, рефлексивное);
  • управление саморазвитием системы в условиях социокультурных и педагогических инноваций.

4. Структурно-уровневая динамическая модель формирования образовательного пространства школы включает следующие блоки, реализуемые на макро-, мезо- и микро- уровнях:

  • иформационно-мотивационный - предусматривает деятельность, направленную на развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса, обеспечение широкого доступа в Интернет, организацию школьных сайтов, поддерживающих общественно-полезную деятельность школьников во взаимодействии с общественными организациями, органами СМИ;
  • информационно--аналитический -  обеспечивает  организацию мониторинга образовательного пространства с целью  выявления его сущностных характеристик и определения  развивающего потенциала;
  • развивающий блок - обеспечивает подготовку, участие обучающихся, учителей и учащихся  в инновационной деятельности школы;
  • организационный - включает в себя организацию тьюториального сопровождения учащихся; педагогическую поддержку и консультации обучающихся; коррекцию затруднений, возникающих в условиях инновационной деятельности;
  • оценочно-результативный - предполагает оценку эффективности образовательного пространства, социокультурных и педагогических инноваций, включая самооценку и самонаблюдение в развитии субъектов образовательного пространства.

  5. Организационно-педагогические условия формирования образовательного пространства:

  • личностно-развивающий характер взаимодействия участников образовательного процесса,  с выработкой целей и задач, ориентированных на гуманистические ценности, на преобладание диалоговых и полилоговых стратегий; расширение пространства коммуникативного общения с приобретением социального опыта;
  • педагогическое сопровождение учащихся и учителей в условиях инновационных изменений;
  • субъектная направленность формирования образовательного пространства школы (вариативность образования,  реализация индивидуальных программ и образовательных траекторий развития учащихся  и учителей);
  • психолого-педагогическая, управленческая компетентность участников  процесса формирования образовательного пространства  современной школы (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т.д.);
  • совместное (обучающимися и учителями) проектирование и программирование  инновационной социо-культурной деятельности.

6. Основными критериями эффективности формирования образовательного пространства современной школы в условиях инноваций выступают: удовлетворенность субъектов образовательного пространства  инновационным процессом в школе, его целями и содержанием; личностная значимость для обучающихся и учителей инноваций, происходящих на всех уровнях образовательного пространства; положительная оценка школьного микроклимата; продуктивность образовательного процесса; безопасность образовательного пространства.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Чекунова, Е.А. Педагогические технологии формирования профессиональных компетенций работников образования в системе повышения квалификации [Текст] : монография / С.Ф. Хлебунова, Л.Н. Королева, Е.А. Чекунова. [и др.]. - Ростов-на-Дону : Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2006.- 22,5п.л./2 п.л.

2.Чекунова, Е.А. Образовательное пространство школы как социокультурный феномен. [Текст] : монография / Е.А. Чекунова. - Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ РО РИПК и ППРО. - 2011.- 317 с.- 19,8 п.л.

3.Чекунова, Е.А. Методы социокультурного анализа и проектирования в образовании [Текст] : монография / О.Г. Тринитатская, С.Ф. Хлебунова, Е.А. Чекунова. - Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ РО РИПК и ППРО, 2011.- 252 с. -15,7 п.л/6,5 п.л.

4.Чекунова, Е.А. Формирование образовательного пространства современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций [Текст]: монография / Е.А. Чекунова. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2012. - 18,3 п.л.

5.Чекунова, Е.А. Управление качеством образования многопрофильной школы в условиях инновационного развития [Текст]: монография / О.Г. Тринитатская, Е.А. Чекунова, И.Д. Колыбельникова. - Ростов-на-Дону Дону : Изд-во ГБОУ РО РИПК и ППРО, 2011. - 350 с.- 21,8 п.л./7 п.л.

Публикации в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

6.Чекунова, Е.А. Психологические основы определения понятия «образовательное пространство» школы [Текст] / Е.А. Чекунова // Известия Южного Федерального университета. Сер. Педагогические науки. - Ростов н/Д.- 2009. -№4.- С.13-19.- 0,6 п.л.

7.Чекунова, Е.А. Проблема развития личности в образовательном пространстве школы [Текст] / Е.А. Чекунова // Известия Южного Федерального университета. Сер. Педагогические науки. - Ростов н/Д.-2009. -№5.- С.81-88.- 1,0 п.л.

8.Чекунова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в образовательном пространстве школы [Текст] / Е.А. Чекунова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер. Психолого-педагогические науки.- 2010. - №3 (12).- С.35-40 - 0,6 п.л.

9.Чекунова, Е.А. Риски образовательного пространства школы [Текст] / Е.А. Чекунова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер. Психолого-педагогические науки.- 2010. - №4 (13). - С.37-40.- 0,6 п.л.

10.Чекунова, Е.А Технология тьюториального руководства малыми группами учащихся в системе инновационной деятельности школы [Электронный ресурс] / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская // Гуманитарные и социально - экономические науки : научно - образовательный и прикладной электронный журнал. – Ростов н/Д.: АПСН СКНЦ ВШ. – 2010. – № 6. – Режим доступа: http://hses-online.ru/Actual.html - 0,9 п.л./0,5 п.л.

11.Чекунова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы [Электронный ресурс] / Е.А. Чекунова // Гуманитарные и социально - экономические науки : научно - образовательный и прикладной электронный журнал. – Ростов н/Д.: АПСН СКНЦ ВШ. – 2010. – № 6. – Режим доступа: http://hses-online.ru/Actual.html- 1,2.п.л./0,6 п.л.

12.Чекунова, Е.А. Специфика развития современной школы в условиях инновационных изменений [Текст] / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская // Образование. Наука. Инновации. Южное измерение : научно-образовательный журнал. - 2011. - №3(18). - С.30-39.- 1,2 п.л/ 0,6 п.л.

13.Чекунова, Е.А. Организационно-педагогические условия и критерии эффективности формирования образовательного пространства современной школы [Текст] / Е.А. Чекунова // Образование. Наука. Инновации. Южное измерение : научно-образовательный журнал.- 2012. - №1(21). - 0,6 п.л.

14.Чекунова, Е.А. Принципы построения образовательного пространства современной школы [Текст] / Е.А. Чекунова //Экономические и гуманитарные исследования регионов .-2012.- №2.- 0,6 п.л.

15.Чекунова, Е.А. Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей личности в образовательном пространстве современной школы [Текст] / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская //Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - №2. - 1,2 п.л./0,6 п.л.

16. Чекунова, Е.А. Российское образование как социокультурный феномен [Текст] / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская // Известия Южного Федерального университета. Сер. Педагогические науки. - Ростов н/Д.- 2012. -№3.- 1,2 п.л / 0,6 п.л.

17. Чекунова, Е.А. Социокультурное проектирование как основа управления современным образованием [Текст] / Е.А. Чекунова, С.Ф. Хлебунова // Известия Южного Федерального университета. Сер. Педагогические науки. - Ростов н/Д.- 2012. -№3 -2.п.л. / 1 п.л.

18. Чекунова, Е.А. Проектирование педагогической системы учителя в условиях модернизации образования [Текст] / Е.А. Чекунова // Образование. Наука. Инновации. Южное измерение : научно-образовательный журнал. - 2012. - №2(22). - 0,6 п.л.

Публикации в других изданиях:

19. Чекунова, Е.А. Развитие личности детей в художественно-творческой деятельности [Текст] / Е.А. Чекунова // Педагогика творчества : тезисы докладов и сообщений VII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество», 19-21 апреля 2000 г. – СПб. : Изд-во СПб ГТУ, 2000.- С.286 - 288.-0,3 п.л.

20. Чекунова, Е.А. Развитие личности ребенка в пространстве взаимодействия семьи и образовательного учреждения [Текст] / Е.А. Чекунова // Педагогика личности / под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д : Гин Го.- 2002.- С. 73-75.-0,2 п.л.

21. Чекунова, Е.А. Духовная культура семьи как общественная ценность в едином образовательном пространстве [Текст] / Е.А. Чекунова // Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума : выпуск 6. - Ростов н/Д .-2002.- С. 23-25.-0,3 п.л.

22. Чекунова, Е.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, семьи и социума как основа непрерывного образования [Текст] / Е.А. Чекунова // Непрерывность образования (дошкольное - начальное звено) (для работников органов управления образования, образовательных учреждений, учителей начальных классов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, психологов) : выпуск 3. - Ростов н/Д .-2003.- 0, 8 п.л.

23. Чекунова, Е.А. Формирование коммуникативной культуры учителей на курсах повышения квалификации [Текст] / Е.А. Чекунова // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона : тезисы докладов XI Годичного собрания Южного отделения РАО и XX III психолого-педагогических чтений Юга Росси. - Ростов н/Д : Изд-во РГПУ.- 2004. – Часть III. - С. 178-179. - 0, 2 п.л.

24. Чекунова, Е.А. Личностно ориентированное взаимодействие учителя и учащихся как основа воспитания гуманного отношения к людям. [Текст] / Е.А. Чекунова // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России : материалы III научно-практической конференции. Секция 1. Методологические и теоретические проблемы научного осмысления личностного подхода в воспитании. – Ростов н /Д : Изд-во РГПУ, 2004.- С. 186-189.- 0,3 п.л.

25. Чекунова, Е.А. Рекомендации по подготовке к участию в конкурсе «Учитель года» в номинации «Учитель-воспитатель» [Текст] / Е.А. Чекунова // Практические советы учителю.- 2004. - №2.- С. 3-6. -0,4 п.л.

26. Чекунова, Е.А. Интегративный подход в содержании дошкольного и общего образования [Текст] / Е.А. Чекунова // Интегративные модели дошкольного и общего образования (для работников органов управления образованием, образовательных учреждений, психологов): Материалы областной конференции 18 ноября 2004 года.- Ростов н/Д: МО ПО РО, 2004. - 0,5 п.л.

27. Чекунова, Е.А. Технология инновационного проектирования в образовательном учреждении как основа управления развитием дополнительного образования детей [Текст] / Е.А. Чекунова // Управление качеством вариативной системы дополнительного образования детей: актуальные проблемы и перспективы развития : тезисы выступлений участников областной научно-практической конференции.- Ростов н/Д, 2005.- 0,5 п.л

28.Чекунова, Е.А. Методы и приемы педагогического общения в образовательном процессе школы [Текст] / Е.А. Чекунова. - Ростов н/Д : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2006. - С. 30-35.- 0,5 п.л

29.Чекунова, Е.А. Диагностика качества образовательного процесса [Текст] / Е.А. Чекунова, В.Г. Гульчевская.- Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.-1.п.л./ 0,5 п.л.

30.Чекунова, Е.А. Культурно-образовательное пространство школы как условие развития личности одаренных детей [Текст] / Е.А. Чекунова, Е.А. Еременко // Инновационный ресурс современной региональной образовательной системы развития детской одаренности. - Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2008.- 0,4 п.л/0,2 п.л.

31.Чекунова, Е.А. Моделирование образовательного пространства школы: проблемы и пути их решения [Текст] / Е.А. Чекунова // Практические советы учителю.- 2009. - № 3. - С. 7-11. - 0,3 п.л.

32.Чекунова, Е.А. Инновационные технологии как условие повышения качества биологического образования в школе [Текст] / Е.А. Чекунова // Использование инновационных технологий в биологическом образовании : материалы региональной научно-практической конференции, 22-24 октября 2008 г. - Ростов н/Д : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2009.- С.55-60.- 0,5 п.л.

33.Чекунова, Е.А. Технологии индивидуализации обучения одаренных школьников [Текст] / Е.А. Чекунова // Модели индивидуализации обучения в инновационном развитии регионального образования : опыт, проблемы, перспективы : материалы международной научно-практической Интернет-конференции,11-12 ноября 2009 года г.- Ростов н/Д : Изд-во РО ИПК и ПРО.- 2009- С.12-14.- 0,4 п.л.

34.Чекунова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности [Текст] / Е.А. Чекунова // Дошкольное образование в современных социокультурных условиях: реалии, вызовы, перспективы: сб. статей по материалам международной научно-практической конференции, 25-26 ноября 2010 г. / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. –Чита,2010. - С.277 - 281. - 0,3 п.л.

Учебно-методические работы:

35.Чекунова, Е.А. Методические рекомендации по коррекционной работе психолога с тревожными детьми 6-7 лет [Текст] : методическое пособие для психологов / Е.А. Чекунова. - Ростов – на – Дону: ГЦПС,1997. -16 с.- 1 п.л.

36.Чекунова, Е.А. Методы и приемы педагогического общения в современном учебном процессе [Текст] : учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / Е.А. Чекунова.- Ростов – на – Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2005.- 88 с.- 5,5 п.л.

37.Чекунова, Е.А. Организация межсубъектного взаимодействия в личностно-ориентированном обучении [Текст] : учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / Е.А. Чекунова. -Ростов – на – Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2005. - 83 с.- 5,3 п.л.

38.Чекунова, Е.А. Педагогические основы современного образования [Текст] : учебное пособие для учителей, аттестуемых на высшую категорию / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская, В.Г. Гульчевская, А.В. Тищенко.- Ростов –на – Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.- 128 с.- 8п.л./ 4 п.л.

39.Чекунова, Е.А. Урок в гуманистической парадигме [Текст] : учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская. - Ростов –на – Дону : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2007. -20,5п.л./ 11 п.л.

40.Чекунова, Е.А. Школьный учитель: самообразование. Вопросы и ответы, советы, тесты [Текст] : учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / Е.А. Чекунова, Т.Б. Михеева.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.- 8, 25 п.л/ 7п.л.

41.Чекунова, Е.А. Технология проектного обучения [Текст] : учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования, Е.А. Чекунова, Т.Б. Барсукова.- Ростов – на – Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2009. -5,5 п.л./4 п.л.

42.Чекунова, Е.А. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам, направление 050700 Педагогика, профиль подготовки «Практическая психология в образовании» [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.А. Чекунова, Е.И. Погорелова, А.В. Черная : свидетельство о регистрации электронного ресурса № 15507 / Государственная академия наук, Российская академия образования, Институт научной информации и мониторинга, объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование». - 2010.-30,5п.л./15,25 п.л.

43.Чекунова, Е.А. Семь шагов к успеху : профессиональное самообразование учителя. [Текст] : учебно-методическое пособие / Е.А. Чекунова, Т.Б. Михеева.- Ростов –на – Дону: Антей, 2010. - 319 с. -9,9 п.л. / 8 п.л.

44.Чекунова, Е.А. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях [Текст] : учебное пособие / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская, В.Г. Гульчевская.– М.: АРКТИ, 2010.- 3,5 п.л. / 2 п.л.

45.Чекунова, Е.А. Управление качеством образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта [Текст] : образовательная программа дополнительного профессионального образования для повышения квалификации руководителей ОУ (тьюторов) на стажировочной площадке / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская. - Ростов н/Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011.-1,5п.л./ 0,6 п.л.

46.Чекунова, Е.А. Государственно-общественное управление образованием [Текст]: образовательная программа дополнительного профессионального образования для повышения квалификации руководителей ОУ (тьюторов) на стажировочной площадке / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская, В.И. Гончарова. - Ростов н/Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011.-1п.л./ 0,6 п.л.

47.Чекунова, Е.А. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы слушателей к программе «Управление качеством образования в условиях введения ФГОС» [Текст] : методические рекомендации / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская.- Ростов н/Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011.-1,5п.л./0,6 п.л.

48.Чекунова, Е.А. Методические рекомендации по организации практических занятий со слушателями на стажировочной площадке [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская. - Ростов н/Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011.-1,0/0,5 п.л.

49.Чекунова, Е.А. Государственно-общественное управление образованием [Текст] : рабочая тетрадь / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская, В.А. Протопопова.- Ростов-на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011. -1,5п.л./ 0,6 п.л.

50. Чекунова, Е.А. Управление качество в условиях введения ФГОС [Текст]: рабочая тетрадь / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская.- Ростов-на-Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011. -1,5п.л./ 0,6 п.л.

51. Чекунова Е.А. Управление образованием в условиях инновационных изменений [Текст] : учебное пособие / Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская, С.Ф. Хлебунова [и др.]; под общ. ред С.Ф. Хлебуновой, О.Г. Тринитатской.- Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011.- 33,5п.л./ 3 п.л.