- Методологическая модель-концепция изучения истории искусства в идейно-теоретическом единстве с историей, теорией и практикой художественного образования. Представление проблематики художественного образования и художественной педагогики как фактора истории искусства и предмета искусствоведческого изучения. Необходимость включения истории художественных учебных заведений, выявления их идейно-педагогического и творческого своеобразия, в предметную область искусствознания.
- Хронологическая реконструкция истории Санкт-Петербургской рисовальной школы как влиятельного фактора художественного процесса в России второй половины XIX - начала XX в. Определение предпосылок организации данного учебного заведения как закономерного итога предшествующего периода развития отечественного изобразительного искусства, выявление идейно-эстетических установок, содержания и особенностей педагогической и организационной деятельности данного учебного заведения на различных этапах, в связи с эволюцией системы пластических искусств и художественных стилей.
- Историко-культурный приоритет Рисовальной школы в утверждении статуса дизайна как художественной дисциплины в России. Определение области влияния Рисовальной школы на формирование доминирующих направлений художественного конструирования в России в середине и второй половине XIX века. Монографическое воссоздание биографии, анализ художественно-педагогических трудов и определение значимости творческого наследия К.Х.Рейссига как крупнейшего организатора, теоретика и практика художественного образования, родоначальника обучения дизайну в России, создателя уникальной педагогической системы Рисовальной школы.
- Установление значимости Д.В.Григоровича в развитии художественной промышленности, во включении художественных ремесел и декоративно-прикладного искусства в область пластических искусств, приобретении ими полноправного художественного статуса. Роль Григоровича в обогащении системы пластических искусств, реформировании художественного образования, в совершенствовании деятельности Рисовальной школы. А также в модернизации музейного дела, концептуальной подготовки и практической организации системы художественно-промышленных музеев в России.
- Источниковедческая оценка и критический комментарий неизданной работы Н.П.Собко «Исторический очерк Санкт-Петербургской Рисовальной Школы...», имеющей значительную историко-художественную ценность как благодаря содержащимся в ней уникальным биобиблиографическим материалам, так и характерности авторской концепции, отражающей особенности идейно-художественных коллизий в русском искусстве конца ХIХ века.
- Пролегомены к истории Общества поощрения художеств как релевантного, институционально доминирующего фактора расширения структуры и обогащения содержания художественного процесса, как партнера и оппонента Академии художеств в организационной и художественно-просветительской деятельности, патрона Рисовальной школы и коллективного мецената многих видных фигур российского искусства. Источниковедческое обеспечение дальнейших исследований в данном направлении.
- Концептуальная реконструкция истории журнала «Искусство и художественная промышленность» как заметного явления русской художественной критики и как памятника отечественной искусствоведческой мысли, обладающего существенной эвристической ценностью для осмысления идейно-художественной борьбы и расстановки художественных сил в России на рубеже XIX-XX в.
- Детализация и концептуальная оценка деятельности Н.К.Рериха на посту директора Рисовальной школы. Рассмотрение идейно-творческих и организационно-педагогических исканий ведущих педагогов Рисовальной школы указанного периода в связи со спецификой художественного процесса своего времени и в преемственности с художественно-педагогическими достижениями Школы предшествующих лет, как свидетельства эволюционного характера развития русского искусства, закономерности возникновения в нем модернистских и авангардистских направлений.
- Утверждение фактологии и проблематики рассматриваемого периода истории отечественной художественной жизни как аксиологически значимой и эвристически ценной предметной области, открывающей широкие возможности для историографического и искусствоведческого исследования.
1.Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих учеников. История создания. Годы становления. – СПб., Астерион, 2011, 168 с., 10,0 а.л.
2.История художественного образования в России ХVIII– начала ХХ веков.– СПб., Астерион, 2011, 115 с., 7,0 а.л.
В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. П.П. Уткин – медальер, рисовальщик, педагог // Проблемы развития отечественного искусства. – СПб., 2010. – С. 30–45. – (Научные труды / Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина ; вып. 12). – 0,8 а.л.
2. Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих : страницы истории // Рус. искусство. – 2010. – № 2. – С. 26–33. – 0,8 а.л.
3. Женское художественное образование в России : у истоков // Рус. искусство. – 2010. – № 2. – С. 124–129. – 0,7 а.л.
4. И. Грабарь и Академия Художеств в конце 1890-х годов // Рус. искусство. – 2010. – № 3. – С. 110–115. – 0,8 а.л.
5. Из истории художественного образования в России : Санкт-Петербургская Академия художеств, Общество поощрения художников и Рисовальная Школа в историко-культурном контексте рубежа 1850–1860-х годов // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. «История». – 2011. – № 11, вып. 2. – С. 45–55. – 1,0 а.л.
6. Об изучении искусства рисования : к истории развития отечеств. худож. образования // Вопросы художественного образования. – СПб., 2010. – С. 37–57. – (Научные труды / Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина ; вып. 13). – 0,8 а.л.
7. Искусство и наука. Гальванопластическое отделение Санкт-Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих // Проблемы развития отечественного искусства. – СПб., 2011. – С. 53–63. – (Научные труды / Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина ; вып. 16). – 0,8 а.л.
8. Художественное образование в современной парадигме искусствознания// Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2011. – № 2. – С. 45–57. – 0,8 а.л.
9. Немецкий скульптор Штрейхенберг – педагог Санкт-Петербургской рисовальной школы // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2011. – № 3. – С. 8–17. – 0,6 а.л.
10. И.И. Горностаев – историк искусства, педагог // Вопросы художественного образования. – СПб., 2011. – С. 78–89. – (Научные труды / Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина ; вып. 18). – 0,8 а.л.
11. Искусство рисования «в приложении оного к ремеслам» : Санкт-Петербургская рисовальная школа и развитие декоративно-прикладного искусства // Искусствознание. – 2011. – (принято к печати 8.09.2011). – 1,0 а.л.
Публикации в других научных журналах и сборниках:
12. Духовные аспекты подготовки театральных художников-декораторов в России // Образование в процессе гуманизации современного мира : IV Междунар. Лихачевские науч. чтения, 20–21 мая 2001 г. / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. – СПб., 2004. – С. 183–188. – 0,5 а.л.
13. Акварель // Акварель : натюрморт : [pаботы студентов I курса, выполненные в период 1992–2004 гг. : комплект открыток] / С.-Петерб. худож. училище им. Николая Рериха. – СПб., 2005. – Вступ. ст. – 0,2 а.л.
14. Художественное образование в Петербурге: традиции и современность : Рисовальная школа ОПХ // Проблемы развития русского искусства. – СПб., 2006. – С. 148–160. – (Научные труды / Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина ; вып. 3). – 0,6 а.л.
15. Художественные традиции – плодотворная основа педагогического процесса // Восток – Запад на берегах Невы / Третья междунар. науч.-практ. конф. «Рериховское наследие». – СПб., 2007. – Ч. 1. – С. 40–49. – 0,5 а.л.
16. Живые традиции гимназии К.И. Мая в художественном образовании : практика Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К. Рериха // 150 лет школе выдающегося петербургского педагога-просветителя К.И. Мая ; Проблемы сохранения культурного наследия в чрезвычайных ситуациях / Шестая междунар. науч.-практ. конф. «Рериховское наследие». – СПб., 2008. – С. 78–85. – 0,6 а.л.
17. Забытые страницы истории художественного образования : Иконописная мастерская Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ) // Проблемы русского искусства : Академия художеств и храмовое искусство. История и современность. – СПб., 2008. – С. 51–58. – (Научные труды / Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина ; вып. 8). – 0,8 а.л.
18. Цитирование в архитектуре Петербурга – вчера, сегодня, завтра // Цитата, реплика, заимствование / СПбГУКиИ. – 2009. – С. 60–65. – 0,7 а.л.
19. Эволюция русской художественной школы // Петербургские искусствоведческие тетради : [сб. ст.] / Ассоц. искусствоведов (АИС), Творч. союз историков искусства и худож. критиков России. – СПб., 2009. – Вып. 16. – С. 8–22. – 0,9 а.л.
20. К.Х. Рейссиг – попечитель Петербургских Рисовальных школ // Проблемы развития отечественного искусства. – СПб., 2009. – С. 75–90. – (Научные труды / Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина ; вып. 8). – 0,7 а.л.
21. Хранители традиций // Каталог выставки художников-педагогов : к 170-летию СПбХУ им. Н.К. Рериха : живопись, скульптура, графика, дизайн, 29 сент. – 11 окт. 2009 г., Большая Морская ул., 28 / С.-Петерб. худож. училище им. Н.К. Рериха. – СПб., 2009. – 0,3 а.л.
22. Работы учащихся Школы Императорского Общества поощрения художеств начала ХХ века в методическом фонде Художественного училища им. Н.К. Рериха // : тез. конф. – СПб., 2009. – С. 27-29.– 0,2 а.л.
23. Преемственность традиций Рисовальной школы (1839–1917) в современном художественном образовании // Петербургские искусствоведческие тетради : [сб. ст.] / Ассоц. искусствоведов (АИС), Творч. союз историков искусства и худож. критиков России. – СПб., 2010. – Вып. 18. – С. 93–98. – 0,8 а.л.
24. Очерки о современных художниках // Петербургские искусствоведческие тетради : [сб. ст.] / Ассоц. искусствоведов (АИС), Творч. союз историков искусства и худож. критиков России. – СПб., 2010. – Вып. 18. – С. 99–108. – 1,0 а.л.
25. К проблеме экспонирования фондов СПбХУ им. Н.К. Рериха в рамках выставочного проекта «Рериховский век» // Результаты и перспективы Международного выставочного проекта «Рериховский век» : тез. конф. / Х междунар. науч.-практ. конф. «Рериховское наследие». – СПб., 2010. – С. 70–71. – 0,2 а.л.
26. Д.В. Григорович и художественное образование в России // Достоевский и современность : материалы XXIV Междунар. Старорусских чтений 2009 г. – Великий Новгород, 2010. – С. 362–368. – 0,7 а.л.
27. Г.Г. Гагарин и Рисовальная школа Общества поощрения художеств // Григорий Гагарин : художник и общественный деятель : материалы науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения вице-президента Императорской Академии художеств князя Г.Г. Гагарина, 17–18 нояб. 2010 г. / Рос. акад. художеств, Ин-т им. И.Е. Репина [и др.]. – СПб., 2011. – С. 101–108. – 0,7 а.л.
28. Опыт Рисовальной школы // Academia. – 2010. – № 5. – С. 97–102. – 0,8 а.л.
29. Продолжение традиций : сб. диплом. работ студентов СПб ХУ им. Н.К. Рериха. – СПб., 2011. 200 с. – 0,5 а.л.
30. Художественное образование как предмет искусствоведческого исследования // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке : сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2011. – Вып. 2. – С. 218–225. – 0,8 а.л.
31. Николай Петрович Собко – искусствовед и историограф Рисовальной школы Общества поощрения художеств // Петербургские искусствоведческие тетради : [сб. ст.] / Ассоц. искусствоведов (АИС), Творч. союз историков искусства и худож. критиков России. – СПб., 2011. – Вып. 21. – С. 54–66. – 1,0 а.л.
32. Русская православная церковь во Флоренции // Рус. искусство. – 2011. – № 2. – С. 54–57. – 0,7 а.л.
33. Русское купечество середины XIX – начала XX века и коллекции живописи / Труды седьмой международной научно-практической конференции «Рериховское наследие»: Н.К. Рерих. Творимая легенда. Коллекции и коллекционеры, музеи и усадьбы. Круг Рерихов, Путятиных, Боткиных. – СПб., 2011. – С. 160–167. – 0,6 а.л.
34. Архитекторы – преподаватели Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств // Труды восьмой международной научно-практической конференции «Рериховское наследие» : Н.К. Рерих и архитектура. Восток глазами Запада. – СПб., 2011. – С. 114–129. – 0,9 а.л.
35. Историко-художественная реконструкция как метод искусствоведческого исследования // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке : программа III междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. школы для молодых ученых / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2011. – С.87-96 . – 0,8 а.л.
36. Н.К. Рерих как руководитель Рисовальной школы ИОПХ и его предшественники на этом посту // Рерихи. Их предшественники, сотрудники, последователи : тез. конф. / ХI междунар. науч.-практ. конф. «Рериховское наследие». – СПб., 2011. – С. 17–19. – 0,2 а.л.
37. Санкт-Петербургская Рисовальная школа на Бирже и ее основатели – Е.Ф. Канкрин и К.Х. Рейссиг // Немцы в Санкт-Петербурге. – СПб., 2011, – С.270-280, 0,8 а.л.
38. Неизвестный автор известного памятника : А.Ю. Штрейхенберг // Немцы в Санкт-Петербурге. – СПб., 2011, – С.281-290, 0,7 а.л.
39. Преподавательская деятельность А.А. Киселева в Петербурге // Третьяковская галерея). – 0,5 п. л. – (принято к печати 30.08.2011).
40. Е.А. Сабанеев (1847–1919) – историк искусства, архитектор, педагог // Проблемы развития отечественного искусства. – СПб., 2011. – 0,8 а. л. – (Научные труды / Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина ; вып. 20). – (принято к печати 10.10.2011).