Научная тема: «РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В УТВЕРЖДЕНИИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В 1930-е – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-Х ГОДОВ»
Специальность: 07.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В 1930-1940-е годы в советском обществе постепенно утверждается новая концепция отечественной истории, что было обусловлено рядом внешне- и внутриполитических факторов.
  2. Важнейшим инструментом проведения государственной кампании патриотического воспитания, формирования массового сознания в духе патриотизма оставалась в 1930-1945 годы историческая проблематика.
  3. Историческая наука и художественно-историческая литература выполняли общую задачу - утверждение в массовом сознании официальной концепции отечественной истории, поэтому были объединены общностью тематики и постоянным взаимовлиянием.
  4. Принципиальное различие между исторической наукой и литературой исторического жанра заключается в степени и возможностях их влияния на общество: литература выступает в 1930-1940-е годы транслятором официальной идеологии, как правило, опираясь на данные исторической науки, но иногда - и опережая ее в постановке тех или иных проблем.
  5. Получившие официальное признание на государственном уровне исторические романы советских писателей 1930-40-х годов отличает стремление к высокой степени достоверности, считавшейся одним из основных критериев качества произведений этого жанра.
  6. Основными темами в советском историческом романе 1930-х - первой половине 1940-х годов были военно-патриотическая, национальная и национально-освободительная, тема правителя и государственного строительства, проблема взаимоотношений государства и церкви.
  7. Государство активно поощряло авторов (как ученых, так и писателей), работы которых способствовали утверждению в обществе официальной концепции отечественной истории и формированию патриотических ценностей, о чем свидетельствуют награждения Государственными (Сталинскими) премиями, огромное количество переизданий, «зашкаливающие» тиражи произведений, их популяризация посредством СМИ (прежде всего, прессы), постановка пьес, радиоспектаклей, фильмов по мотивам романов, по сценариям их авторов и т.д.
  8. Писателями исторического жанра осуществлялась постоянная и очень разнообразная работа с читательской аудиторией (руководство литературными кружками и консультациями, шефство над «кабинетами рабочего автора», командировки в деревни и др.), что способствовало расширению круга читателей и эффективности воспитательного воздействия произведений на общество.
  9. В соответствии с официальными установками библиотеками и издательствами постоянно осуществлялась масштабная работа по формированию и отслеживанию читательского спроса на историческую литературу, то есть, механизм «обратной связи» оставался в 1930-е - первой половине 1940-х годов под бдительным государственным контролем.
  10. У советских читателей исторические романы советских писателей пользовались большой популярностью и доверием - содержащаяся в них информация об исторических событиях воспринималась как несомненно достоверная, что позволяет сделать вывод о значительной роли художественно-исторической литературы в формировании массового сознания.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Гордина, Е. Д. Особенности, задачи и методы просвещения и воспитания советской деревни в период коллективизации / Е. Д. Гордина // Мировоззренческая парадигма в философии: парадоксы гуманизма: монография / под ред. М. М. Прохорова ; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2008. – С. 190-202.

2.Гордина, Е. Д. История и идеология: пути развития советской исторической романистики и формирование массового сознания в 1930 – н. 40-х гг. : монография / Е. Д. Гордина ; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород : ВГИПУ, 2009. – 174 с.

3.Гордина, Е. Д. От антирелигиозной пропаганды к союзу государства и церкви: трансформация подачи советским трудящимся религиозной темы в к. 1920-х – нач. 1940-х гг. (историческая романистика, радио, общественные организации) / Е. Д. Гордина, А. А. Гордин // Мировоззренческая парадигма в философии: религия, pro et contra : монография. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. М. М. Прохорова ; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2009. – С. 175-198.

4.Гордина, Е. Д. Отечественная история в массовой печати как инструмент формирования общественного сознания во второй половине 1980-начале 1990-х годов (по материалам журнала «Огонек») : монография / Е. Д. Гордина ; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород : ВГИПУ, 2010. – 220 с.

5.Гордина, Е. Д. Культурно-просветительская работа как важнейший инструмент формирования «homo soveticus» в 1930-е годы (на материалах Горьковского автозавода) / Е. Д. Гордина, А. А. Гордин // Мировоззренческая парадигма в философии: бытие и мышление (реальное, мнимое, симулятивное): монография / под ред. М. М. Прохорова ; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2011. – С. 231-244.

Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях (по Перечню ВАК):

6.Гордина, Е. Д. «Работа по уборке овса даст больше материала драматургу»: Советская писательская интеллигенция в деревне в 1930-е гг. / Е. Д. Гордина // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». – 2008. – № 4. – С. 12-19.

7.Гордина, Е. Д. История как инструмент патриотического воспитания в СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны / Е. Д. Гордина // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 3. – С. 9-13.

8.Гордина, Е. Д. «Мы заставим вас копать рылом хрен в огороде…»: Формирование патриотизма в советском военно-историческом романе к. 1930-начала 1940-х гг. (на примере «Цусимы» А. С. Новикова-Прибоя и «Порт-Артура» А. Н. Степанова) / Е. Д. Гордина // Родина. – 2010. – № 6. С. 76-78.

9.Гордина, Е. Д. Трансформация образа правителя в советской художественно-исторической литературе как отражение изменений в государственной идеологии в 1930-нач. 40-х гг. / Е. Д. Гордина // Власть. – 2010. – № 7. – С. 155-158.

10.Гордина, Е. Д. Советская идеология и историко-партийное воспитание во второй половине 1920 – н. 1930-е годы / Е. Д. Гордина // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». – 2010. – № 6. – С. 55-62.

11.Гордина, Е. Д. Историческая романистика и общественные организации как средство формирования у советских трудящихся отношения к религии (конец 1920-х – начало 40-х гг. / Е. Д. Гордина, А. А. Гордин // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2011. – № 1 (17). – С. 144-147.

12.Гордина, Е. Д. Формы массовой работы с читателями библиотеки Горьковского автозавода в 1930-е годы / Е. Д. Гордина, А. А. Гордин // Библиотековедение. – 2011. – № 4. – С. 64-68.

13.Гордина, Е. Д. Издательская деятельность и пресса как основные каналы популяризации советской художественной литературы исторического жанра в 1930-е − начале 40-х годов / Е. Д. Гордина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2011. – № 3 (19). – С. 199-204.

14.Гордина, Е. Д. «И во всю такую блажь / Я не верю, и шабаш!»: механизм, формы и методы проведения в СССР антирелигиозной кампании в 1930-е годы / Е. Д. Гордина, А. А. Гордин // Клио. – СПб., 2011. – № 7 (58). – С. 84-88.

15.Гордина, Е. Д. «Слушайте голос читателя…» / Е. Д. Гордина // Родина. – 2011. – № 11. – С. 112-113.

16.Гордина, Е. Д. Историко-патриотическое воспитание в годы Великой Отечественной войны / Е. Д. Гордина // Вопросы истории. – 2011. – № 12. – С. 58-71.

В иных изданиях:

17.Гордина, Е. Д. Художественная литература как один из важнейших факторов формирования массового исторического сознания / Е. Д. Гордина // Мировоззренческая парадигма в философии: генеалогия бытия и его обновление : сб. тр. IV Всерос. науч. конф., 23-24 нояб. 2006 г. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2007. – С. 44-45.

18.Гордина, Е. Д. Художественная литература как исторический источник: к постановке проблемы / Е. Д. Гордина // Инновации в системе непрерывного профессионального образования : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов, 27-28 марта 2007 г. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2007. – Т. 1. – С. 9-11.

19.Гордина, Е. Д. Советская историческая художественная литература и читательская аудитория в первые послереволюционные десятилетия: проблема взаимовлияния / Е. Д. Гордина // Мировоззренческая парадигма в философии: гуманизм – от апологетики до фальсификации : сб. тр. V Всерос. межвуз. науч. конф., 23-24 нояб. 2007 г. / ред. : М. М. Прохоров [и др.] ; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2008. – С. 36-38.

20.Гордина, Е. Д. Художественная литература на исторические темы годы и ее роль в процессе формирования советского массового сознания в 1920-30-е годы / Е. Д. Гордина // Россия в XX веке, общество и власть: проблемы региональной истории, историография и источниковедение : материалы межвуз. науч.-практ. конф., 12 дек. 2007 г . / редкол. : А. А. Кулаков [и др.] ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2008. – С. 69-76.

21.Гордина, Е. Д. Основные направления политики советского правительства и партийного руководства в области литературы в 1920-е годы / Е. Д. Гордина // Наука и молодежь : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, 23 мая 2008 г. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2008. – С. 103-106.

22.Гордина, Е. Д. Художественная литература на исторические темы и ее роль процессе формирования советского массового сознания в 1920 – 30-е гг. / Е. Д. Гордина // Российская государственность в XXI в. и глобальные проблемы мирового развития : материалы Всерос. науч. конф. «Ломоносовские чтения» / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М., 2009. – С. 505-513.

23.Гордина, Е. Д. «Тюрьма народов» или «цивилизаторская миссия»? Трансформация ракурса подачи отечественной истории в СССР в 1930-е гг. / Е. Д. Гордина, А. А. Гордин // Мировоззренческая парадигма в философии: бытие и мышление (реальное, мнимое, симулятивное) : материалы Всерос. науч. конф. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2009. – С. 40-42.

24.Гордина, Е. Д. Факты и вымысел в советской исторической романистике: к постановке проблемы / Е. Д. Гордина // Инновации в системе непрерывного профессионального образования : материалы Х Междунар. науч.-метод. конф. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2009. – С. 131-135.

25.Гордина, Е. Д. Духовно-нравственный аспект анализа советской исторической романистики 1920-30-х годов / Е. Д. Гордина // Ломоносовские чтения-2009: материалы Междунар. науч. конф. «Российская государственность в XXI веке и глобальные проблемы мирового развития», апр. 2009 г. / под общ. ред. Л. М. Панковой. – М., 2010. – С. 382-391.

26.Гордина, Е. Д. Методы формирования антирелигиозных представлений у советских трудящихся в к. 1920-х – нач.1930-х гг. (литература, радио, общественные организации) / Е. Д. Гордина, А. А. Гордин // Мировоззренческая парадигма в философии: религия, ее сторонники и оппоненты : сб. тр. VI Всерос. науч. конф. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2009. – С. 39-41.

27.Гордина, Е. Д. История как инструмент формирования патриотизма в годы Великой Отечественной войны / Е. Д. Гордина // Инновации в системе непрерывного профессионального образования : сб. ст. по материалам XI Междунар. науч-метод. конф., 22 апр. 2010 г. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2010. – Т. 1. – С. 363-366.

28.Гордина, Е. Д. Встречи с писателями на горьковском автозаводе в 30-е годы как важная форма популяризации литературы / Е. Д. Гордина, А. А. Гордин // Мировоззренческая парадигма в философии. Современное взаимодействие философии и науки: материалы Всерос. науч. конф. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2010. – С. 40-41.

29.Гордина, Е. Д. Историческая наука в процессе патриотического воспитания в годы Великой Отечественной войны (к постановке проблемы) / Е. Д. Гордина // Инновации в системе непрерывного профессионального образования : сб. ст. по материалам XII Междунар. науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов, 7 апр. 2011 г. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2011. – С. 234-236.

Учебное пособие по теме диссертационного исследования

30.Гордина, Е Д. Художественно-историческая литература в процессе изучения отечественной истории (с древнейших времен до конца XVI века) : учеб. пособие / Е. Д. Гордина ; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород : ВГИПУ, 2011. – 150 с.