- Эволюция жанровых форм в русской лирике первой трети ХХ века обусловлена следующими факторами, которые определяют развитие русской литературы рубежа веков: эксплификацией авторского начала, разрушением традиционной лироэпической и становлением лирической поэмы, диалогизацией повествования, тенденцией к циклизации, устремленностью лирических жанров к другим жанрово-родовым разновидностям, которая приводит к взаимодействию в тексте лирического, эпического и драматического элементов.
- В жанровой системе русской лирики конца XIX - первой трети ХХ века взаимодействуют явления, направление развития которых находится в прямой зависимости от жанра, сформированного в предыдущих столетиях, с одной стороны, и тенденций становления нового художественного мышления, - с другой. Таким образом, в поэзии рубежа веков взаимодействуют и дополняют друг друга процессы реставрации традиционных жанровых форм, их дальнейшей эволюции и трансформации, пародийного воспроизведения и вторичного разыгрывания жанровых признаков, стилизации и модернизации, выдвижения на первый план периферийных жанров и их деактуализации.
- Процесс обновления и перестройки традиционной формы элегии свидетельствует, наряду с соответствующими авторскими жанровыми номинациями, об актуальности исторически сложившейся модели, позволяет оспорить преобладающую в научных исследованиях мысль об отмирании жанра. В то же время агонический характер жанрового мышления в русской поэзии Серебряного века обуславливает «смещение» элегии, ее взаимодействие со смежными и/или альтернативными жанрами (идиллии, песни, баллады, романса и др.). Трансформация элегического жанра продиктована закономерностями развития русской поэзии указанного периода и укладывается в общую систему инноваций: диалогизация и прозаизация, новеллизация и архетипизация, вариативность жанровидовых модификаций (руистическая, кладбищенская, символистская и др.), интенсификация интертекстуальных связей, усиление музыкального начала, импрессионистские тенденции, расширение ритмико-интонационного диапазона и мелодические девиации и т.п. Расшатывание элегической структуры, прежде всего, в творчестве поэтов-авангардистов приводит к появлению «дочерних» жанровых форм, которые генетически связаны с элегией, но обрели самостоятельность, а их жанровый облик производен от принципа фрагментарности (отрывок, эскиз, этюд, миниатюра и др.).
- Жанровые формы адресованной лирики (послание, посвящение, письмо) характеризуются диалогической интенцией, ситуацией интерперсональной коммуникации (между адресантом и адресатом) и сопутствующей ей лирической эмоциональностью. Развитие диалогических отношений, ориентация на «чужое слово» и «чужое сознание», изменение самой природы субъектной организации в русской поэзии конца XIX - начала ХХ вв. затрудняют дифференциацию «стихотворений-диалогов» и адресованных форм, которые, в свою очередь, также подвергаются конвенциональному воздействию «другого». В проблеме диалогизации послания можно выделить несколько аспектов: переписка как жанрообразующий фактор, воспроизведение «чужого слова» (пересказ, косвенная и прямая речь, драматизированный диалог, переключение стилевого регистра), интертекстуальные включения; а также следующие жанровые разновидности, определяемые функционально-прагматическим характером диалогических обертонов: послание-рецензия, послание-манифест, послание-портрет, послание-инвектива и др.
- Жанровая природа «песенно-музыкальной» лирики первой
трети ХХ века определяется, с одной стороны, ориентацией на фольклорную
традицию, с другой - влиянием «музыкальных жанров» на творчество поэтов XIX века (М. Лермонтова, А. Кольцова, Н. Некрасова, А.
Фета,
А. Апухтина и др.). Лиризация и усиление эпического начала - два противоположных процесса в песенном жанре, которые раскрывают внутреннюю динамику его обновления. Важным вектором развития романса в литературе Серебряного века становится его пародийное воспроизведение. Ритмико-мелодический рисунок в музыкальных жанрах начала ХХ века обогащается за счет экспериментов со строфикой и метрическим репертуаром. Одной из особенностей «песенно-музыкальной» лирики рубежа веков является стремление к циклизации, которая может быть рассмотрена как на уровне циклов, трилистников, минициклов, складней, так и на уровне книги стихов. Циклообразующие связи, такие как жанровая общность, которая вынесена в заглавие; лирический сюжет, формирующийся на основе межтекстовых взаимодействий; принцип ассоциативных связей - контраста и аналогии; коннотативное значение, рождающееся на пересечении отдельных фрагментов внутри целого, обусловлены единством жанровых установок. - Эволюция баллады в русской поэзии первой трети ХХ века определяется доминированием того или иного родового компонента в ее структуре (драматизированные, лирические, лиро-эпические баллады). Сдвиги в сюжетостроении, появление «я»-повествования (ролевые и лирические баллады), наделение «реального другого» речевой «самостью» (интерсубъектные и инсубъектные баллады), усиление роли лирических отступлений, актуализация подтекста, иронический модус высказывания, пародирование и обыгрывание традиционных сюжетных схем - все это отражает основные пути модификации русской баллады начала ХХ века. Трансформация самой балладной формы (стилевая многослойность, обращение к повествованию от первого лица, воспроизведение «чужого» слова в рамках драматизированного монолога и диалога, отказ от благозвучности ритмической речи (использование разложенного стиха), актуализация межтекстовых связей) мотивирована изменениями жанровой парадигмы русской поэзии первой трети ХХ века
1.Боровская, А. А. Автор в жанровой системе лирики И. Анненского : монография [Текст] / А. А. Боровская. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – 160 с. (10 п.л.)
2.Боровская, А. А. Эволюция жанровых форм в русской поэзии первой трети ХХ века : монография [Текст] / А. А. Боровская. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 260 с. (16, 3 п.л.)
2. Статьи, опубликованные в реферируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК:
3.Боровская, А. А. Жанровое многообразие «музыкальной» лирики
И. Анненского [Текст] / А. А. Боровская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Научный журнал. Серия «Филологические науки». – 2008. – № 10 (34). – С. 171–176. (0,4 п.л.)
4.Боровская, А. А. Ролевые баллады в русской поэзии первой трети ХХ века [Текст] / А. А. Боровская // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. – 2008. –
№ 4 (28). – С. 102–110. (0,7 п.л.)
5.Боровская, А. А. Диалогизация баллады в русской литературе конца XIX – начала ХХ веков [Текст] / А. А. Боровская // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – № 3 (69). – 2009. – С. 101–107. (0,4 п.л.)
6.Боровская, А. А. Структура цикла В. Брюсова «В старинном замке» [Текст] / А. А. Боровская // Вестник Поморского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2009. – № 7. – С. 142–148. (0,4 п.л.)
7.Боровская, А. А. Стилизация и реставрация элегии в лирике И. Бу-нина [Текст] / А. А. Боровская // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. – 2009. – № 2 (30). – С. 161–167. (0,4 п.л.)
8.Боровская, А. А. Трансформация балладных форм в поэзии И. Северянина [Текст] / А. А. Боровская // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Выпуск 7 (75). – С. 316–323. (0,5 п.л.)
9.Боровская, А. А. Жанровый синтез в адресованной лирике первой трети ХХ века [Текст] / А. А. Боровская // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 3. – С. 207–210. (0,3 п.л.)
10.Боровская, А. А. Трансформация жанра элегии в лирике И. Анненского [Текст] / А. А. Боровская // Южно-российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. Научно-технический журнал. Гуманитарный выпуск. – 2006. – № 6 (19) – С. 135–139. (0,3 п.л.)
11.Боровская, А. А. Особенности субъектной сферы в элегиях И. Анненского [Текст] / А. А. Боровская // Южно-российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. Научно-технический журнал. Гуманитарный выпуск. –2006. – № 8 (21) – С. 3–7. (0,3 п.л.)
3. Публикации в других изданиях:
12.Боровская, А. А. К вопросу о творческих связях В. Хлебникова и
И. Анненского (стихотворение И. Анненского «Колокольчики») [Текст] / А. А. Боровская // Творчество В. Хлебникова в контексте мировой культуры ХХ века : VIII Хлебниковские чтения. 18–20 сентября 2003 г. : Научные доклады и сообщения. – Астрахань : Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2003. – Ч. I. – С. 134–137. (0,3 п.л.)
13. Боровская, А. А. «Петербургский миф» в творчестве В. Тредиаковского и И. Анненского (к вопросу типологии) [Текст] / А. А. Боровская // В. Тредиаковский и русская литература XVIII–ХХ вв. : Материалы Международной научной конференции 5–6 марта 2003 г. – Астрахань : Изд-во Астраханского гос. ун-та, 2003. – С. 86–93. (0,5 п.л.)
14.Боровская, А. А. Образная структура стихотворения «Он и я»
[Текст] / А. А. Боровская // Ученые записки. Материалы докладов итоговой научной конференции АГУ, 26 апреля 2002 года. – Часть 2. – Астрахань : Изд-во Астраханского гос. ун-та, 2003. – С. 46–50. (0,4 п.л.)
15.Боровская, А. А. Пространственно-временная организация стихотворения И. Анненского «Квадратные окошки» [Текст] / А. А. Боровская // Гуманитарные исследования. Журнал гуманитарных и прикладных исследований. – 2004. – № 2 (10). – С. 113–116. (0,3 п.л.)
16. Боровская, А. А. Восточные мотивы и образы в лирике А. Ахматовой [Текст] / А. А. Боровская // Материалы Международной научной конференции «Казахстанско-российское сотрудничество : проблемы и перспективы (13–14 декабря 2004). – Атырау : Издательство Атырауского гос. ун-та им. Х. Досмухамедова, 2004. – С. 157–159. (0,2 п.л.)
17. Боровская, А. А. Жанровый синтетизм в лирике В. Хлебникова и
И. Анненского [Текст] / А. А. Боровская // Творчество В. Хлебникова и русская литература : Материалы IX Международных Хлебниковских чтений. 8–9 сентября 2005 г. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2005. – С. 140–142. (0,3 п.л.)
18.Боровская, А. А. Структурообразующие функции циклоидов в книге стихов И. Анненского «Тихие песни» [Текст] / А. А. Боровская // Гуманитарные исследования. Журнал гуманитарных и прикладных исследований. – 2007. – № 4 (24). – С. 46–51. (0,4 п.л.)
19.Боровская, А. А. Особенности художественного пространства и времени в стихотворении И. Анненского «Квадратные окошки»
[Текст] / А. А. Боровская // Анализ лирического стихотворения : сборник статей. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2005. – С. 28–33. (0,4 п.л.)
20.Боровская, А. А. Трансформация жанра духовного стиха в лирике
И. Анненского [Текст] / А. А. Боровская // Традиционная славянская культура и современный мир. Материалы II Кирилло-Мефодиевских чтений (22 мая 2006). – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2006. – C. 8–12. (0,4 п.л.)
21.Боровская, А. А. Жанровое своеобразие стихотворения С. Есенина «В хате» [Текст] / А. А. Боровская // Проблемы интерпретации художественного произведения : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Н. С. Травушкина, г. Астрахань, 27–28 августа 2007 г. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – С. 315–321. (0,5 п.л.)
22.Боровская, А. А. Венецианский миф в «Итальянских стихах» А. Блока [Текст] / А. А. Боровская // Русский язык в поликультурным пространстве : Материалы Международной научной конференции. 10–11 октября 2007 г. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – С. 305–310. (0,5 п.л.)
23.Боровская, А. А. Межтекствовые связи лирики Е. Баратынского и
А. Ахматовой [Текст] / А. А. Боровская // Вопросы лингвистики и литературоведения. – 2008. – № 1 (1). – С. 37–45. (0,6 п.л.)
24.Боровская, А. А. Жанровая система интимной лирики И. Анненского [Текст] / А. А. Боровская // Традиционная славянская культура и современный мир. Материалы III Кирилло-Мефодиевских чтений (22 мая 2008). – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – С. 4 –17. (0,9 п.л.)
25.Боровская, А. А. Малые жанровые формы в лирике В. Хлебникова [Текст] / А. А. Боровская // Материалы Х Международных Хлебниковских чтений «Творчество Велимира Хлебникова и русская литература ХХ века : поэтика, текстология, традиции». – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – С. 28–33. (0,4 п.л.)
26.Боровская, А. А. Жанрообразующая функция адресата в русской лирике первой трети ХХ века [Текст] / А. А. Боровская // Материалы международной научной Интернет-конференции «Литературный персонаж как форма воплощения авторских интенций» – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2009 – С. 104–110. (0,4 п.л.)
27.Боровская, А. А. Стилизация и реставрация элегии в русской лирике первой трети ХХ века : научное издание [Текст] / А. А. Боровская. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 37 с. (2,3 п.л.)
28.Боровская, А. А. Акоммуникативность адресованных форм в лирике русского авангарда начала ХХ века [Текст] / А. А. Боровская // Вопросы элитологии : философия, культура, политика. Ежегодный альманах астраханского элитологического сообщества (коллективная монография). – Т. 3. – Астрахань, 2006. – С. 23–31. (0,6 п.л.)
29.Боровская, А. А. Влияние импрессионистских тенденций развития русской элегии первой трети ХХ века на становление эстетической культуры личности [Текст] / А. А. Боровская // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 20. – С. 35–42. (0,6 п.л.)
30.Боровская, А. А. Политические послания и послания-инвективы в лирике В. Маяковского [Текст] / А. А. Боровская // Основные проблемы современного языкознания : сборник статей V Международной очной научно-практической конференции (Астрахань, 11–13 сентября 2009). – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – С. 3–8. (0,4 п.л.)
31.Боровская, А. А. Музыкальные жанровые аллюзии в русской лирике первой трети ХХ века : научное издание [Текст] / А. А. Боровская. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 16 с. (1 п.л.)
32.Боровская, А. А. Интермедиальные связи русской элегии первой трети ХХ века [Текст] / А. А. Боровская // Материалы 5 международной научной практической конференции (17–25 июля 2009 г.). – Т. 9. Филологические науки. – София : «Бял ГРАД-БГ», 2009. – С. 39–47. (0,6 п.л.)
33.Боровская, А. А. Проблема власти и народа в балладе И. Анненского «Петербург» [Текст] / А. А. Боровская // Россия и Восток : Проблемы коррупции : Пути междисциплинарного исследования. Материалы V Международной научной конференции (Астрахань, 4 сентября 2009). – Астрахань : Издательский дом «Астраханский универси-тет», 2009. – С. 408–412. (0,4 п.л.)
34.Боровская, А. А. Интенсификация межтекстовых связей в русской элегии первой трети ХХ века [Текст] / А. А. Боровская // Вопросы элитологии : философия, культура, политика. Ежегодный альманах астраханского элитологического сообщества (коллективная монография). – Т. 4. – Астрахань, 2007. – С. 44–51. (0,5 п.л.)
35.Боровская, А. А. Обновление песенной традиции в русской лирике первой трети ХХ века : научное издание [Текст] / А. А. Боровская. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 47 с. (2,9 п.л.)
36.Боровская, А. А. Структурообразующие функции «пушкинского текста» в цикле А. Ахматовой «В Царском Селе» [Текст] / А. А. Боровская // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2009. – № 8. – С. 84–89. (0,4 п.л.)
37.Боровская, А. А. Политизация и риторизация адресованных жанровых форм в русской лирике первой трети ХХ века [Текст] / А. А. Боровская // Объединенный научный журнал. – 2009. – № 12. – С. 9–15. (0,4 п.л.)
38.Боровская, А. А. Мифологизация послания в русской лирике конца XIX – начала ХХ веков [Текст] / А. А. Боровская // Новое в славянской филологии : Сборник статей. – Севастополь : Рибэст, 2009. –
С. 469–476. (0,5 п.л.)
39.Боровская, А. А. Импрессионистские тенденции в развитии русской элегии первой трети ХХ века [Текст] / А. А. Боровская // Вопросы лингвистики и литературоведения. – 2009. – № 2 (6). – С. 28–34. (0,5 п.л.)