Научная тема: «ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТОПОЛАГАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Специальность: 19.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Субъектность - онтологическое свойство природы человека, которое проявляется как самопричинное развертывание психической активности в противоположность обусловленной реактивности. Прецедент исчезновения субъекта возникает в связи с дифференциацией личностного и функционального развития, и трудностью его эмпирического опознания. Уникальность субъектности - в ее трансцендентальности, которая реализуется как усилие индивида удержать деятельный (объективный) и аксиологический (субъективный) планы своего бытия в смысловой сопряженности.
  • Невозможность одновременного существования субъектного статуса и объектного отношения к нему (в виде осознания осуществления субъектности) обнаруживает психологическую незавершенность субъектности для личности, которая разрешается привлечением в ситуацию анализа другого человека. Система направленных друг на друга активностей двух индивидов, внутри которой реализуются деятельные и аксиологические отношения хотя бы одного из них определяет их взаимодействие. Взаимодействие, содержанием которого становится полагание - отражение и фиксация - встречной активностью субъектного присутствия другого называется субъектополагающим.
  • Субъектополагающее взаимодействие выступает необходимым условием экспликации потенциальной субъектности участников взаимодействия и может быть реализовано в основных сферах индивидуальной жизнедеятельности - сфера витальных отношений, предметная деятельность, коммуникативная сфера и самосознание.
  • В сфере витальных отношений, предметной деятельности и коммуникативной сфере субъектополагающее взаимодействие осуществляется по схеме опосредования наставником отношений в системах «актуальная личность - объект культуры» и «потенциальная субъектность - предмет культуры», а механизмом субъектополагающего потенциала состоявшегося взаимодействия - деятельно-аксиологические инверсии.
  • Функцию другого человека может выполнять идеальная модель, имеющая социокультурное происхождение и личностно означенная. В этом случае человек оказывается перед выбором - реализовать ситуативно адаптивное поведение (обусловленное внешними обстоятельствами) с предрешенным результатом или субъектно адекватное поведение с непредрешенным исходом.
  • Проблема опознания субъектной активности может быть решена использованием системы индикаторов - субъективных и объективных - состоявшегося субъектополагающего взаимодействия, которые отображают изменения параметров системы деятельно-аксиологических отношений и бинарных оппозиций «деятельность - витальность», «коммуникация - деятельность», «деятельность - самосознание», «витальность - самосознание».
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Осмина Е.В. Жизнь на пределе возможностей или невозможная определенность субъекта. Монография. [Текст] / Е.В.Осмина. ‒ Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2007. ‒ 242 с. 14,3 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, для публикации основных результатов диссертационных исследований:

2.Осмина Е.В. (соавт.) Проблема грамотности в контексте культурной идентификации личности [Текст] / Е.В.Осмина // Вестник ИжГТУ. Спецвып. к 55-летию ИжГТУ и 75-летию УдГУ. 2006. №5 (32). Ижевск : Изд-во ИжГТУ, 2006. С.29 – 34. 0,68 п.л. (1/2)

3.Осмина Е.В. Психологические критерии проявления субъектности дошкольника на начальных этапах обучения плаванию [Текст] / Е.В.Осмина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 2. С.35 – 40. 0,45 п.л.

4.Осмина Е.В. Психологический анализ педагогического труда: деятельностные риски личностной деформации [Текст] / Е.В.Осмина // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 5. С.335 – 344. 0,59 п.л.

5.Осмина Е.В. Сравнительный анализ личностно-смысловых компонентов в мотивации занятий восточными и спортивными единоборствами [Текст] / Е.В.Осмина // Вестник спортивной науки. 2009. № 5. С.51 – 54. 0,49 п.л.

6.Осмина Е.В. Экспериментальное исследование факторов проявления надситуативной активности студентов в условиях проявления формализованной оценки текущих знаний [Текст] / Е.В.Осмина // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2009. № 2. С.178 – 182. 0,53 п.л.

7.Осмина Е.В. (в соавт) Отношение к иностранному языку в контексте профессионального самоопределения у студентов ИжГТУ [Текст] / Е.В.Осмина // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2009. № 2. С.167 – 172. 0,48/0,3 п.л.

8.Осмина Е.В. Психологические показатели деятельностной вовлеченности субъекта высшего профессионального образования [Текст] / Е.В.Осмина // Вестник Вятского государственного университета. 2009. № 3 (3). Т.3. Психология и педагогика. С.178 – 183. 0,63 п.л.

9.Осмина Е.В. Рождение субъекта, или конец субъект-объектного противостояния [Текст] / Е.В.Осмина // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С.303 – 312. 0,65 п.л.

10.Осмина Е.В. (в соавт) Проблема предметности высшего профессионального образования (на материале изучения английского языка в ИжГТУ) [Текст] / Е.В.Осмина // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2010. № 1. С.156 – 160. 0,40/0,20 п.л.

11.Осмина Е.В. Психологические парадоксы субъектности личности: бессубъектная личность или обезличенный субъект? [Текст] / Е.В.Осмина // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С.305 – 312. 0,55 п.л.

12.Осмина Е.В. Психологические парадоксы субъектности личности: бессубъектная личность или обезличенный субъект? [Текст] / Е.В.Осмина // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 3. С.267 – 274. 0,50 п.л.

13.Осмина Е.В. Преподаватель и студент: конфликт учебно-профессиональной и экзистенциальной задач взаимодействия [Текст] / Е.В.Осмина // Преподаватель XXI века. 2010. № 1. С.154 – 159. 0,35 п.л.

14.Осмина Е.В. (в соавт.). Рефлексивные эффекты мультилингвального «картирования» эмоциональных состояний [Текст]/ Е.В.Осмина // Вестник ИжГТУ. Ижевск. № 4. 2011. С.

Другие работы автора, опубликованные автором по теме докторской диссертации:

15.Осмина Е.В. Педагогика посредничества, или психология ответственности в вузе [Текст] / Е.В.Осмина // Инновационная среда негосударственного сектора высшего профессионального образования: Матер. I Всерос. н/п. конф. (24-25 февраля 2012 г.). Казань: ЧОУ ВПО «Академия социального образования», 2012. – С.78 – 82. 0,33 п.л.

16.Osmina E.V. (в соавт.) Psychological criteria of effectiveness of swimming training of preschool children [Текст] // Е.В.Осмина // Humanistyczny wymiar fizjoterapii, rehabilitacji, pielegniarstwa, zdrowia publicznego, turystyki I rekreacji. – Radom, 2011. – С.25 – 28. 0,2 п.л.

17.Осмина Е.В. Интеллект, личность и профессиональное самоопределение [Текст]/ Е.В.Осмина // Профессиональное образование в Удмуртской республике. № 2(10). 2011. С.25-27. 0,39 п.л.

18.Осмина Е.В. Опосредствованная субъектность, или деятельно-коммуникативные инверсии взаимодействия [Текст] / Е.В.Осмина // Международная научно-практическая конференция «ЛИЧНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ». М.: РУДН, 2011. – С.184 – 188. 0,18 п.л.

19.Осмина Е.В. Психология участников образовательного процесса в вузе: проблема посредничества [Текст] // Е.В.Осмина // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: материалы IV Междунар. конф. (Россия, Ижевск, 21-23 апреля 2010 г.). В 3 т. – Т. 2. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. – С.141 – 147. 0,38 п.л.

20.Осмина Е.В. Психологическая служба в ЧОПе: возможность прогноза успешной деятельности охранника [Текст] // Е.В.Осмина // Психология профессионально-образовательного пространства человека: сб. науч. ст. 8-й Всерос. нп. конф. / ГОУВПО «Рос. гос. проф.-пед.ун-т». Екатеринбург, 2009. – С.265 – 270. 0,31 п.л.

21.Осмина Е.В. Мир говорящих и говорящий мир: субъектная соотнесенность [Текст] / Е.В.Осмина // Многоязычие в образовательном пространстве: Сб.статей к 60-летию профессора Т.И.Зелениной: в 2 ч. / Под ред. А.Н.Утехиной и др. – М.: Флинта: Наука, 2009. – Ч.2: Педагогика. Лингводидактика. – С.73 – 77. 0,49 п.л.

22.Осмина Е.В. Психологические проблемы социализации детей дошкольного возраста [Текст] // Е.В.Осмина // Материалы VII республ. н/п. конф. «Традиции и инновации в образовании» 23 апреля 2009 г. Выпуск 7. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2009. – С.103-104. 0,16 п.л.

23.Осмина Е.В. Субъектный статус участников образовательного процесса в вузе как условие их профессионального становления и развития [Текст] // Е.В.Осмина // Современные направления теоретических и прикладных исследований`2009/ Материалы международной научно-практической конференции 16-27 марта 2009. Том 25. Философия и филология. Одесса: Черноморье, 2009. – С.39-41. 0,19 п.л.

24.Осмина Е.В. Субъект-порождающее взаимодействие как основание продуктивного развития его участников [Текст] // Е.В.Осмина // Методология, теория и практика профессиональной деятельности психолога-консультанта. Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Казань, Казанский государственный университет, 26-27 марта 2009 года. ДОПОЛНЕНИЯ./Под ред. С.В.Петрушина. – Казань: Издательство «Отечество», 2009. – С.94 – 98. 0,26 п.л.

25.Осмина Е.В. Педагогические «ловушки для души», или психология посредничества в обучении [Текст] // Е.В.Осмина // Материалы научно-практической конференции «Образование и культура в развитии современного общества». Часть 1. – Новосибирск: Изд-во ООО «БАК», 2009. – С.574 – 576. 0,18 п.л.

26.Осмина Е.В. Формы построения продуктивного (диалогического) взаимодействия в системе высшего профессионального образования [Текст] // Е.В.Осмина // Сборник науч.трудов по матер. междунар. н/п. конф. «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте – 2009». 15-30 июня 2009. Том 15. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2009. – С.88 – 89. 0,15 п.л.

27.Осмина Е.В. Психологические условия субъекта жизнедеятельности на этапе высшего профессионального образования [Текст] / Е.В.Осмина // Вестник развития науки и образования. 2008. № 4. С.63 – 69. 0,52 п.л.

28.Осмина Е.В. Психологическая феноменология субъектности: личностная неочевидность и/или деятельностная возможность [Текст] / Е.В.Осмина // Научная жизнь. 2008. № 4. С.71 – 76. 0,48 п.л.

29.Осмина Е.В. Возможности и ограничения профессионально-личностного развития педагога: психологический анализ педагогического труда [Текст] / Е.В.Осмина // Научная жизнь. 2008. № 4. С.84 – 88. 0,40 п.л.

30.Осмина Е.В. Две модели жизнедеятельности: претерпевания и развития [Текст] / Е.В.Осмина // Научное обозрение. 2008. № 4. С.79 – 84. 0,40 п.л.

31.Осмина Е.В. Детерминизм, неопределенность и возможность развития: теоретико-прикладные аспекты вопроса [Текст] / Е.В.Осмина // Научное обозрение. 2008. № 5. С.119 – 126. 0,50 п.л.

32.Осмина Е.В. Преподаватель и студент: конфликт учебно-профессиональной и экзистенциальной задач взаимодействия [Текст] / Е.В.Осмина // Научное обозрение. 2008. № 5. С.133 – 136. 0,40 п.л.

33.Осмина Е.В. Определение ведущего регуляторного уровня у спортсменов в условиях многомерного шкалирования (в поисках субъектности) [Текст] / Е.В.Осмина // Научная жизнь. 2008. № 5. С.77 – 85. 0,55 п.л.

34.Осмина Е.В. Субъектность участников педагогического взаимодействия как психологический критерий его эффективности [Текст] / Е.В.Осмина // Таврический журнал психиатрии (Украина). 2008. № 2. С.112 – 116. 0,50 п.л.

35.Осмина Е.В. Сравнительный анализ напряжения регуляторных механизмов у спортсменов на разных этапах тренировочного процесса [Текст] / Е.В.Осмина // Таврический журнал психиатрии (Украина). 2008. № 3. С.98 – 102. 0,45 п.л.

36.Осмина Е.В. Великое несчастие отчуждения от Бога [Текст] / Е.В.Осмина // Под сводами православной культуры: Сб науч. и метод. ст. Вып.2. ‒ Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. – С.138 – 146. 0,50 п.л.

37.Осмина Е.В. Модель социально-психологического опосредствования субъектных свойств личности [Текст] / Е.В.Осмина // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Междунар. конф., посвященной 100-летию социальной психологии (20-21 ноября 2008 г., Москва). Часть I. – М.: РУДН, 2008. – С.237 – 239. 0,15 п.л.

38.Осмина Е.В. Психологические механизмы совершенствования личности и проявления субъектности в спортивной деятельности [Текст] / Е.В.Осмина // Психология индивидуальности: Материалы 2-й Всерос. науч. конф. (12-14 ноября 2008 г., Москва) ‒ М.: Изд-во ВШЭ, 2008. 0,1 п.л.

39.Осмина Е.В. Диалогичность сознания верующего как условие субъектности его жизненной позиции [Текст] / Е.В.Осмина // Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход: Междунар. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения – 2008» (21-23 октября 2008 г., Санкт-Петербург). ‒ СПбГУ: Изд-во СПбГУ, 2008. 0,15 п.л.

40.Осмина Е.В. Учебно-педагогическое взаимодействие преподавателя и студента: субъектно-личностный подход [Текст] / Е.В.Осмина // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: матер. III Междунар. конф. (22-24 апреля 2008 г., Ижевск). В 2 т. Т.2. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. – С.101 – 106. 0,29 п.л.

41.Осмина Е.В. Феномен субъектности в мире о.Сергия Булгакова [Текст] / Е.В.Осмина // Мир и язык в наследии отца Сергия Булгакова: Междунар. науч. конф. Шуя, 2007. http://ocean.ucoz.ru/publ/15-1-0-129. 0,2 п.л.

42.Осмина Е.В. Психологические условия проявления субъектности на этапе учебно-профессиональной подготовки будущего специалиста [Текст] / Е.В.Осмина // Инновации в профессиональном и технологическом образовании: квалиметрия, деонтология, тестология: регион. науч.-метод. конф. (25-27 апреля 2007 г., Ижевск) – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2007. – С.181 – 184. 0,2 п.л.

43.Осмина Е.В. Психологические проблемы учебной мотивации студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин в техническом вузе) [Текст] / Е.В.Осмина // Социально-экономическое управление: теория и практика: Период. науч.-практ.журнал. №1. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2007. ‒ С.116 – 121. 0,45 п.л.

44.Осмина Е.В. Социально-психологический анализ трудовой деятельности педагога [Текст] / Е.В.Осмина // Социально-экономическое управление: теория и практика: Период. науч.-практ.журнал. №1. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2007. ‒ С.122 – 127. 0,45 п.л.

45.Осмина Е.В. Психологическая возможность субъектогенеза в учебно-педагогическом взаимодействии [Текст] / В.В.Криушова, Е.В.Осмина // Социально-экономическое управление: теория и практика: Период. науч.-практ.журнал. №1. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2007. ‒ С.98 – 103. 0,30 п.л.

46.Осмина Е.В. О психологии человеческой телесности или куда «исчезает» душа? (Перечитывая С.С.Аверинцева) [Текст] / Е.В.Осмина // Социальный мир человека: Матер. Всерос. н/п. конф. «Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире» 15-16 января 2007 г. – Ижевск: ИД «ERGO», 2007. – С.250 – 251. 0,1 п.л.

47.Осмина Е.В. Аксиологические аспекты учебно-педагогической деятельности в условиях профилизации обучения [Текст] / Е.В.Осмина // Традиции и инновации в образовании: Материалы республ. науч.-практ. конф. Выпуск 4. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2006. – С.10 – 13. 0,16 п.л.

48.Осмина Е.В. Психологическая возможность феномена субъектности в образовательном процессе [Текст] / Е.В.Осмина // Матер. Междунар. форума «Качество образования – 2006» (25-27 апреля 2006 г., Ижевск). В 2 т. Т.2. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. – С.3 – 5. 0,13 п.л.

49.Осмина Е.В. Психология понимания как основа самопознания [Текст] / Е.В.Осмина // там же. – С.34 – 36. 0, 13 п.л.

50.Осмина Е.В. Психология профессионального развития учащихся в условиях непрерывного многоуровневого образования [Текст] / Е.В.Осмина // там же. – С. 76 – 79. 0,13 п.л.

51.Осмина Е.В. Психология профессионального развития учащихся в условиях непрерывного многоуровневого образования [Текст] / Е.П. Пономаренко, Е.В.Осмина // там же. – С. 29 – 31. 0,05 п.л.

52.Осмина Е.В. Диалогичность учебно-педагогического процесса как средство развития самосознания его участников (на примере изучения непрофильных дисциплин в техническом ВУЗе) [Текст] / Е.В.Осмина // Парадигмы образования. Материалы научной сессии в рамках конференции «Парадигмы образования» (26 апреля 2006 г., Ижевск). Т.I. ‒ Ижевск: Изд-во Умурт.ун-та, 2006. – С. 72 – 73. 0,1 п.л.

53.Осмина Е.В. Психология понимания в контексте современной образовательной парадигмы [Текст] / Е.В.Осмина // там же. ‒ С.26 ‒ 27. 0,1 п.л.

54.Osmina E.V. Displays individuality of participants of educational process as psychological criterion of its quality [Текст] / E.V.Osmina // Zbornнk z konferencie SCHOLA 2006, Bratislava, 11-12 maja 2006. Online: web.mtf.stuba.sk/sk/aktuality/konferencie/schola. 0,2п.л.

55.Осмина Е.В. Динамика показателей осмысленности жизни в ходе профессионального образования [Текст] / Е.В.Осмина // Социально-экономическое управление: теория и практика: Период. науч.-практ.журнал. №3. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. ‒ С.160 – 168. 0,68 п.л.

56.Осмина Е.В. Осмина Е.В. Психологические аспекты развития трудовых ресурсов на современном рынке [Текст] / Е.В.Осмина // Реализация стратегии устойчивого развития города Ижевска: опыт и проблемы: Межрегион. науч.-практ. конференции (21 октября 2005 г., Ижевск). – Ижевск, 2005. – С. 47 – 48. 0,1 п.л.

57.Осмина Е.В. Вклад психологических дисциплин в подготовку будущих инженеров в современных условиях профессионального высшего образования [Текст] / Е.В.Осмина // Социально-экономическое управление: теория и практика: Период. науч.-практ.журнал. №4. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. ‒ С.94 – 96. 0,18 п.л.

58.Осмина Е.В. Развитие личностного потенциала руководителя как фактор совершенствования его профессиональной деятельности [Текст] / Е.В.Осмина // Социально-экономическое управление: теория и практика: Период. науч.-практ.журнал. №4. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. ‒ С.99 – 102. 0,25 п.л.

59.Осмина Е.В. Психодиагностическое исследование смысловой структуры профессионального самосознания студентов ИжГТУ [Текст] / Е.В.Осмина, Н.В.Ложкина // Социально-экономическое управление: теория и практика: Период. науч.-практ.журнал. №4. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. ‒ С.97 – 99. 0,1 п.л.

60.Осмина Е.В. Сравнительно-психологическое исследование феномена объектной и субъектной ориентации мыслительной деятельности студентов [Текст] / В.М.Дамиров, Е.В.Осмина // Социально-экономическое управление: теория и практика: Период. науч.-практ.журнал. №4. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. ‒ С.69 – 71. 0,1 п.л.

61.Осмина Е.В. Психофизиологическое состояние первоклассника как показатель адекватности педагогического и психологического прогнозов успешности его обучения и развития [Текст] / Т.С.Шутова, Е.В.Осмина // Школьный логопед. № 2. 2004. – С.3 – 13. 0,55 п.л.

62.Осмина Е.В. Проявления субъектности участников учебно-педагогического процесса как психологический критерий его качества [Текст] / Е.В.Осмина // CO-MAT-TECH 2004: 12th International Scientific Conference, Trnava, Slovak Republic, 2004. 0,2 п.л.

63.Осмина Е.В. Психологические проблемы коррекции дефектов речевого развития в дошкольном возрасте [Текст] / Е.В.Осмина // Логопедия. № 1-2. 2003. С.73 – 78 . 0,5 п.л.

64.Осмина Е.В. Клинико-нейрофизиологические и психологические механизмы задержки психического развития в детском возрасте [Текст] / В.Т.Лекомцев, Е.В.Осмина, В.Е.Кычанова // 50 лет Второй республиканской психиатрической больнице: Матер. межрегион. науч.практ. конф. – Ижевск, 2003. – С.198 – 209. 0,5 п.л.

65.Осмина Е.В. Морфофункциональная незрелость ЦНС и критерии оценки детского развития [Текст] / Е.В.Осмина // Актуальные проблемы детской и подростковой психоневрологии. – Ижевск: Изд-во «Экспертиза», 2003. – С.109 – 120. 0,6 п.л.

66.Осмина Е.В. Позитивный и нормативный подходы к оценке возрастного развития в детском и подростковом возрасте [Текст] / Е.В.Осмина // 5-й Росс. универс.-академ. науч.-практ. конф. Ч.1. ‒ Ижевск: Изд-во Удм.ун-та, 2001. ‒ С.140 ‒ 143. 0,1 п.л.

67.Осмина Е.В. К вопросу о механизмах социально-психологического генезиса возраста [Текст] / Е.В.Осмина // там же. ‒ С.129 ‒ 131. 0,1 п.л.