- Феномены «провинциальности» и «столичности» в отечественной педагогической культуре не существуют и не могут быть рассмотрены по отдельности, они являют собой дихотомию, что требует рассмотрения взаимодействия между ними с позиций теории диалога. На протяжении развития музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики столица берет на себя роль идентификатора культурного и образовательного уровня населения, выразителя нормативных аксиологических, эстетических установок, разработчика образовательных моделей, рефлексирующего центра научно-педагогической деятельности. К спектру ролей провинции относятся роли испытательной площадки, фильтра столичных музыкально-педагогических идей, хранителя синхронно существующих различных исторических пластов музыкального образования, пространства относительной духовной свободы, что иногда, при общей консервативно-охранительной направленности, создает потенциал для инновационного прорыва. Дихотомия «столичность - провинциальность» проявляет себя в более сложных структурных соотношениях: «столица - губернский город - уездный город», «город - поместье», «крупные регионы - регионы - локальные культуры». Идентификатором уровня музыкального образования в провинции является город.
- Ведущим философско-методологическим ориентиром, позволяющим осмыслить ценностные основания, цели, содержание и особенности институционализации отечественного музыкального образования является православная богословская мысль (святитель Тихон Задонский, святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов и др.). Феноменологический подход ориентирует на переживание сущности историко-педагогического процесса, интерсубъективного взаимодействия субъектов культуры. Герменевтический подход, апеллирующий к проблемам интерпретации исторических текстов, позволяет выстраивать «арки взаимопонимания» между современным исследователем и историческими реалиями.
- Методологические подходы к исследованию истории музыкального образования с позиций диалога столицы и провинции (антропологический, культурологический, системный, парадигмальный, цивилизационный, историософский) учитывают традиционные исторические детерминанты (социум, эпоха, сущность человеческой личности - воспитательный идеал, педагогическая система), включают в контекст исследования аксиологические ориентиры, а также микроисторические феномены, не всегда коррелирующие с официальными характеристиками эпохи. Музыковедческий интонационный подход к историко-педагогическому процессу позволяет выявить специфику интонационных предпочтений, свойственных локальному музыкально-образовательному пространству провинциального культурного центра по отношению к столичному.
- Предпосылки развития диалога культур столицы и провинции формировались в процессе взаимодействия духовно-культурных центров Древней Руси, Русского государства (X-XVIII вв.) Этими предпосылками являются: становление различных певческих школ Древней Руси; движение от художественного соперничества к преемственности, а затем к патернализму Москвы по отношению к певческим школам Руси (XVI-XVII вв.); оппозиции «устной» и «письменной» парадигм музыкального образования; древнерусских и западноевропейских музыкально-педагогических традиций (XVII-XVIII вв.); «старой» и «новой» столиц (XVIII в.).
- Феномен диалога культур столицы и провинции сложился в XIX-XX вв. Развитие музыкального образования в XIX веке характеризуется становлением провинциального самосознания, развитием содержательного взаимодействия с Санкт-Петербургом и Москвой в сферах церковно-певческого образования, формирующегося профессионального музыкального образования, массового музыкального образования и просвещения. Диалог осложнялся различием субъектных позиций педагогов-музыкантов и организаторов музыкально-образовательного процесса. Наиболее ярко диалоговые процессы развивались в последней трети XIX века - начале ХХ века, когда получила наиболее продуктивное развитие в регионах тенденция возрождения древнерусских певческих образовательных традиций; осуществлялась активная деятельность музыкально-просветительских обществ, институционализация музыкального образования (консерватории, музыкальные школы); формировались концепция и программно-методическое обеспечение музыкального образования в народных школах, шла курсовая подготовка учителей пения.
- В 20-х годах ХХ века тенденция учета региональных особенностей получила развитие в теории педагогики («педагогизация среды»). Однако этот же период характеризуется обострением противоречий между музыкально-образовательными моделями, выработанными в столичных МУЗО, и ценностными установками, потребностями и возможностями провинциального музыкального образования. Наиболее ярко диалоговые тенденции проявились в сфере школьного музыкального образования, в том числе, в музыкальных школах. В 30-50-е годы диалоговые тенденции были ослаблены, они проявлялись в субъектных позициях педагогов-музыкантов (вплоть до позиции «внутренней эмиграции») и продуцировались кадровой ротацией, миграцией (движением столичных педагогов в провинцию, особенно в 40-50-е годы). Эти процессы повлияли на формирование региональных исполнительских школ. В 50-70-е годы диалог культур столицы и провинции был ярче представлен в сфере музыкального просветительства, образования в рамках художественной самодеятельности (включение в репертуар местного фольклора, произведений местных композиторов; масштабные смотры и конкурсы, поддерживаемые столичными СМИ, деятельность местных СМИ; «горизонтальные связи» между столичными и провинциальными музыкально-образовательными и исполнительскими коллективами). 70 - начало 90-х гг. ХХ века характеризовались новым качеством развития диалога культур столицы и провинции сфере музыкальной педагогики - диалогом музыкально-педагогических систем, презентуемой преимущественно вузами (например, концепция музыкальной культуры личности, формировавшейся Владимирской научной школой). Это качество проявлялось, в частности, в создании и реализации авторских программ по музыке для общеобразовательной школы.
- На протяжении всего периода XIX-XX вв. развитие музыкального образования в провинциальных культурных центрах характеризуется концептуальным, содержательным, субъектным, организационным единством музыкально-образовательного пространства в противовес тенденциям полисистемности или конгламеративности столичного музыкально-образовательного пространства.
- Исторический опыт, демонстрирующий интегративную направленность развития музыкально-образовательных заведений провинции в сочетании с требованием полифункциональности по отношению к квалификации провинциального педагога-музыканта, не позволяет прямо транслировать столичные модели музыкального образования в регионы, требует создания музыкально-образовательных моделей с учетом специфики провинциального музыкально-образовательного пространства.
1.Дорошенко, С.И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование: монография / С.И. Дорошенко. – Владимир: ВГПУ, 1999. – 212 с. – 11,2 п.л.
2.Дорошенко, С.И. История музыкального образования во Владимирском крае: диалог со столицей и формирование музыкально-образовательного пространства: монография / С.И. Дорошенко. – Владимир: ВлГУ, 2011. – 216 с. – 12,5 п.л.
3.Дорошенко, С.И. Диалог столицы и провинции в истории отечественного музыкального образования: монография / С.И. Дорошенко. – Владимир: ВлГУ, 2012. – 171 с. – 10 п.л.
4.Дорошенко, С.И. Диалогическое рассмотрение взаимодействия профессионального и общего музыкального образования в истории России. Глава 6 / С.И. Дорошенко // Развитие образования и педагогической мысли в истории общества: монография. Под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2007. – С. 93 – 101. – 0,5 п.л.
5.Дорошенко, С.И. Диалог традиций и инноваций в формировании музыкально-образовательного пространства провинциального города (1920-е гг.). Глава 18 / С.И. Дорошенко // Традиции и новации в истории педагогической культуры: В 2 т. Т.2. История зарубежной и отечественной педагогики: монография. Под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2011. – С. 246 – 253 . – 0,5 п.л.
Публикации в изданиях, входящих в перечень научных журналов, рекомендованных ВАК Минобразования России:
6.Дорошенко, С.И. Диалоговые и проблемные ситуации на уроках музыки / С.И. Дорошенко // Искусство в школе. – 2008. – № 4. – С.6-8. – 0,4 п.л.
7.Дорошенко, С.И. Музыкально-педагогическое образование и музыкально-образовательное пространство провинциального города / С.И. Дорошенко // Образование и общество. – 2010. – № 6 (65). – С. 123 – 126. – 0,4 п.л.
8.Дорошенко, С.И. Диалог столицы и провинции (на примере истории музыкального образования в г. Владимире) / С.И. Дорошенко // Педагогика. – 2011. – № 2. – С. 85 – 91. – 0,5 п.л.
9.Дорошенко, С.И. Взаимодействие философско-антропологического и художественно-диалогического подходов при исследовании проблем истории музыкального образования / С.И. Дорошенко // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – Март (№ 344). – С. 167 – 173. – 1 п.л.
10.Дорошенко, С.И. История духовно-певческого образования во Владимире: диалог провинции и столицы / С.И. Дорошенко // Вестник Брянского государственного университета. Серия «Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики». – 2011. – № 1. – С. 304 – 310. – 0,5 п.л.
11.Дорошенко, С.И. История музыкального образования во Владимирском крае (XIX-XX вв.) в контексте диалога со столичными музыкально-педагогическими идеями / С.И. Дорошенко // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электронный научный журнал. – Июль 2011, ART 1617. – СПб., 2011 г. - URL: http:// www.emissia.org/offiine/2011/1617.htm. - Гос. рег. 0421100031. ISSN 1997-8588. – 0,5 п.л.
12.Дорошенко, С.И. Формирование системы музыкального образования в российской провинции ХХ века: соотношение традиционализма и реформаторства (на примере деятельности педагогов-музыкантов города Владимира) / С.И. Дорошенко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2011. – № 2. – С. 64 – 70. – 0,5 п.л.
13.Дорошенко, С.И. Организация музыкального образования в народных школах г. Владимира конца XIX – начала ХХ вв. / С.И. Дорошенко // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия Педагогические и психологические науки. Вып. 8 (27). – Владимир: ВГПУ, 2011. – С.31 – 39. – 0,7 п.л.
14.Дорошенко, С.И. Формирование статуса музыкальных школ и содержания образования в них в 20-е годы ХХ века (на примере музыкальных школ Владимирской губернии) / С.И. Дорошенко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – 2011. – № 4 (20). – С. 56 – 59. – 0,3 п.л.
15.Дорошенко, С.И. Феномен «внутренней эмиграции» в контексте соотношения столичных и провинциальных тенденций развития отечественного музыкального образования / С.И. Дорошенко // Ученые записки Орловского государственного университета. – Орел: Орловский государственный университет. – 2011. – № 4 (42). – С. 309 – 317. – 1 п.л.
16.Дорошенко, С.И. Институционализация музыкально-просветительской деятельности во Владимирской области второй половины ХХ века в контексте формирования музыкально-образовательного пространства / С.И. Дорошенко // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия Педагогические и психологические науки. Вып. 9 (28). – Владимир: ВГПУ, 2011.– С. 45 – 56. – 1 п.л.
17.Дорошенко, С.И. Отечественное музыкальное образование в XIX веке: диалог культур столицы и провинции / С.И. Дорошенко // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия Педагогические и психологические науки. Вып. 10 (29). – Владимир: ВГПУ, 2011.– С. 51 – 59. – 0,7 п.л.
18.Дорошенко, С.И. Диалог культур столицы и провинции в отечественном музыкальном образовании ХХ века / С.И. Дорошенко // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия Педагогические и психологические науки. Вып. 11 (30). – Владимир: ВГПУ, 2011. – С. 38 – 47. – 0,7 п.л.
19.Дорошенко, С.И. На изломе эпох: к 100-летию первой музыкальной школы во Владимире / С.И. Дорошенко // Музыка и время. – 2012. – № 1. – С. 12 – 15. – 0,5 п.л.
20.Дорошенко С.И. Периодизация развития церковно-певческого образования Древней Руси и Русского царства (X – первая половина XVII вв.) с позиции взаимодействия духовно-культурных центров / С.И. Дорошенко // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Январь 2012, ART 1711 . - CПб., 2012 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1711.htm . – Гос.рег. 0421200031. ISSN 1997-8588.– 0,5 п.л.
21.Дорошенко, С.И. Культурологические и музыковедческие предпосылки исследования истории музыкального образования с позиций диалога столицы и провинции / С.И. Дорошенко // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2012. – № 1. – С. 53 – 58. – 0, 5 п.л.
Учебные пособия, учебно-методические работы
22.Дорошенко, С.И. История музыкального образования в России: учебное пособие / С.И. Дорошенко. – Владимир: ВГПУ, 2007. – 224 с. – 14 п.л.
23.Дорошенко, С.И. Православная педагогика в России: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С.И. Дорошенко, Н.С. Даведьянова, Ю.И. Дорошенко, Е.А. Плеханов, Л.А. Романова. Отв. ред. С.И. Дорошенко. – Владимир: ВГПУ, 1998. – 202 с. – автор. вклад – 2,5 п.л.
24.Дорошенко, С.И. Учебно-методические материалы по курсу «Философия и история образования» // С.И. Дорошенко, Ю.И. Дорошенко. – Владимир: ВГПУ, 1997. – 30 с. – 1,6 п.л. – авт. вклад 0, 8 п.л.
25.Дорошенко, С.И. Методические материалы к спецкурсу «Православная педагогика в России» / С.И. Дорошенко, Н.С. Даведьянова, Ю.И. Дорошенко, Е.А. Плеханов, Л.А. Романова. – Владимир: ВГПУ, 2000. – 11 с. – 0,7 п.л. – авт. вклад – 0,1 п.л.
26.Дорошенко, С.И. Методические материалы к курсу «Педагогика» (музыкальный факультет, направление «Музыкальное искусство) / С.И. Дорошенко. – Владимир: ВГПУ, 2002. – 18 с. – 1 п.л.
27.Дорошенко, С.И. Педагогическая практика. Методические материалы по педагогике для студентов III курса музыкального факультета // С.И. Дорошенко. – Владимир: ВГПУ, 2003. – 15 с. – 0, 9 п.л.
28.Дорошенко, С.И. История музыкального образования в России (учебно-методические материалы к спецкурсу) // С.И. Дорошенко. – Владимир: ВГПУ, 2003. – 23 с. – 1, 3 п.л.
29.Дорошенко, С.И. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения истории образования и педагогической мысли // С.И. Дорошенко, Ю.И. Дорошенко. – Владимир: ВГПУ, 2004. – 52 с. (В соавторстве, 50%). – 1,5 п.л.
30.Дорошенко, С.И. Тесты по педагогике. Учебно-методические материалы. Часть 1 // С.И. Дорошенко, Ю.И. Дорошенко. – Владимир: ВГПУ, 2004. – 38 с. – 2 п.л. – авт. вклад – 1 п.л.
31.Дорошенко, С.И. Методические материалы по педагогике для студентов музыкального факультета, обучающихся по направлению «Художественное образование» Ч. 1. – Владимир: ВГПУ, 2006. – 40 с. – 2,3 п.л.
32.Дорошенко, С.И. Методические материалы по педагогике для студентов музыкального факультета, обучающихся по направлению «Художественное образование» Ч. 2. – Владимир: ВГПУ, 2007. – 20 с. – 1,1 п.л.
33.Дорошенко, С.И. Педагогика. Методические материалы для студентов факультета искусств и художественного образования, обучающихся по направлению «Музыкальное искусство» / С.И. Дорошенко. – Владимир: ВГГУ, 2010. – 30 с. – 1,8 п.л.
Научные статьи, материалы конференций
34.Дорошенко, С.И. Концептуальная эволюция в системе музыкально-эстетического воспитания С.Т. Шацкого (диалог с Л.Н. Толстым) / С.И. Дорошенко // Диалог продолжается… – Владимир: ВГПУ, 1995. – С. 88-93. – 0,4 п.л.
35.Дорошенко, С.И. Педагогические и эстетические концептуальные основы системы музыкального образования // С.И. Дорошенко. – Владимир: ВГПУ, 1995. – 21 с. Рукопись деп. В ИТОП РАО 13.07.1995 г. № 11-95. – 1,3 п.л.
36.Дорошенко, С.И. Развитие музыкального мышления в концепции свободного воспитания / С.И. Дорошенко // Феноменология художественного сознания. – Владимир: ВГПУ, 1996. – С. 138 – 146. – 0, 5 п.л.
37.Дорошенко, С.И. Формирование музыкального вкуса в процессе социальной адаптации молодежи / С.И. Дорошенко // Социальные отклонения молодежи как философская, психолого-педагогическая и правовая проблема: тезисы докладов междунар. науч. конф. 15-17 мая 1996 г. – Владимир: ВГПУ, 1996. – С. 83 – 85. – 0, 2 п.л.
38.Дорошенко, С.И. Преображение через волшебную силу искусства. Курс «Основы художественной культуры» в системе коррекции девиантного поведения учащихся вечерней сменной школы / С.И. Дорошенко, Ю.И. Дорошенко // Владимир: Владимирский филиал Рязанского института права и экономики МВД РФ, 1996. – С. 50-56. – 0,4 п.л. – авт. вклад – 0, 2 п.л.
39.Дорошенко, С.И. Этический и эстетический аспект понятия «гармоническое развитие личности» / С.И. Дорошенко, Ю.И. Дорошенко // Тезисы докладов XI Всероссийской конференции по педагогике ненасилия «Учитель современной школы» (Санкт-Петербург, 26.04.1996). – Санкт-Петербург: Verbe Magistri, 1996. – С. 202 – 204. – 0,2 п.л. – авт. вклад – 0, 1 п.л.
40.Дорошенко, С.И. Проблема концептуального подхода к истории эстетического воспитания в многоуровневой системе педагогического образования / С.И. Дорошенко // Вестник ВГПУ. Вып. 1. – Владимир: ВГПУ, 1996. – С. 108-110. – 0,2 п.л.
41.Дорошенко, С.И. Эстетическое воспитание в русской революционно-демократической педагогике: теория и личности / С.И. Дорошенко // Живые педагогические идеи (к 70-летию А.В. Плеханова). – Владимир: ВГПУ, 1996. – С. 32 – 37. – 0, 4 п.л.
42.Дорошенко, С.И. Нужна ли феноменология отечественному образованию? / С.И. Дорошенко // Наша школа. Региональная методическая газета ВлИУУ. – 1996. – № 5. – С. 20. – 0, 1 п.л.
43.Дорошенко, С.И. Отношение к чуду как проблема духовно-нравственного воспитания личности / С.И. Дорошенко // Подготовка учителей к духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся: тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 27-30 мая 1996 года. – Рязань: Рязанский областной ин-т развития образования, 1996. – С. 67 – 70. – 0,2 п.л. – авт. вклад – 0, 1 п.л.
44.Дорошенко, С.И. Проблемы детского творчества в истории музыкального воспитания / С.И. Дорошенко // Музыкально-педагогическое образование: реальность и перспективы. Материалы научно-практической конференции. – Владимир: ВГПУ, 1997. – С. 77 – 79. – 0,2 п.л.
45.Дорошенко, С.И. Диалог культур в современной теории эстетического воспитания / С.И. Дорошенко // Теоретические и прикладные основы современной дидактики. – Владимир: ВГПУ, 1997. – С. 39 – 40. – 0,1 п.л.
46.Дорошенко, С.И. Диалектико-феноменологическая концепция А.Ф.Лосева и проблемы музыкального образования / С.И. Дорошенко // Феноменология художественного образования: методология, содержание, методики. – Владимир: ВГПУ, 1997. – С. 97 – 100. – 0,2 п.л.
47.Дорошенко, С.И. Антропоцентрическая и теоцентрическая ориентация в эстетическом воспитании / С.И. Дорошенко // Гуманизация и гуманитаризация образования: теории, концепции, опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-25 апреля 1997 г. – Самара: СамГПИ, 1997. – С. 24 – 25. – 0, 1 п.л.
48.Дорошенко, С.И. Религиозно-философские основания музыкального образования в России до XVII века / С.И. Дорошенко // Актуальные проблемы педагогики. Вып .1. – Владимир: ВГПУ, 1997. – С. 40 – 52. – 0,8 п.л.
49.Дорошенко, С.И. Путь духовного восхождения человека к Богу как социально-педагогическая проблема (диалог В.В. Зеньковского и Н.О. Лосского) / С.И. Дорошенко // Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья: тезисы докладов и сообщений Второй Всероссийской научной конференции «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. 20-50-е гг. ХХ в.» (Саранск, 16-18 октября 1997 г.) – Саранск, 1997. – С. 74 – 76. – 0, 1 п.л.
50.Дорошенко, С.И. Принцип симфоничности в педагогической концепции В.В. Зеньковского / С.И. Дорошенко // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 9. – Саранск, 1997. – С. 7 – 9. – 0, 1 п.л.
51.Дорошенко, С.И. Психолого-педагогические проблемы курса «Основы художественной культуры» в вечерней (сменной) средней школе / С.И. Дорошенко, Ю.И. Дорошенко // ВССШ № 4: проблемы, поиски, решения. – Владимир: ВГПУ, 1997. – С. 39 – 45. – 0,4 п.л. – авт. вклад – 0, 2 п.л.
52.Дорошенко, С.И. Играем на уроке в куклы / С.И. Дорошенко // Народное образование. – 1997. – № 8. – С. 109 – 111. – 0,3 п.л.
53.Дорошенко, С.И. Проблема социального бытия в концепциях Н.О. Лосского и В.В. Зеньковского / С.И. Дорошенко // Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е гг. ХХ в. – Саранск, 1998. – С. 121 – 126. – 0, 3 п.л.
54.Дорошенко, С.И. Диалогичность как показатель качества образования / С.И. Дорошенко // Качество образования: концепции, проблемы качества, управление. Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. Ч.1. – Новосибирск: НГГУ, 1998. – С. 117 – 120. – 0, 1 п.л.
55.Дорошенко, С.И. Понятие «гармоническое развитие личности» в общей и музыкальной педагогике / С.И. Дорошенко // Вестник ВГПУ. Вып. 3. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С. 47 – 49. – 0, 2 п.л.
56.Дорошенко, С.И. Формировании концепции музыкального образования в единой трудовой школе: эволюция взглядов С.Т. Шацкого / С.И. Дорошенко // Новаторство как традиция отечественной педагогики: материалы Международной научно-практической конференции. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1998. – С. 77 – 78. – 0, 1 п.л.
57.Дорошенко, С.И. Идеи музыкального образования в педагогическом творчестве Л.Н. Толстого и их развитие в ХХ веке / С.И. Дорошенко, Н.А. Дмитриева // Музыкальное образование: философия, педагогика, методики. – Владимир, 1999. – С. 41 – 43. – авт. вклад – 0, 1 п.л.
58.Дорошенко, С.И. Организация музыкального образования в православной педагогике как инновационная деятельность / С.И. Дорошенко, Л.А. Лукичева // Музыкальное образование: философия, педагогика, методики. – Владимир, 1999. – С. 43-44. – 0,2 п.л. – авт. вклад – 0, 1 п.л.
59.Дорошенко, С.И. Подготовка учителя к взаимодействию с музыкальной социальной средой (опыт В.Н. Шацкой) / С.И. Дорошенко // Вестник ВГГУ. Вып. 4. – Владимир: ВГГУ, 1999. – С. 66 – 70. – 0, 3 п.л.
60.Дорошенко, С.И. Углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе (к проблеме построения концепции школы) / С.И. Дорошенко // Актуальные проблемы педагогики. Вып. 3. – Владимир: ВГПУ, 1999. – С. 92 – 97. – 0,4 п.л.
61.Дорошенко, С.И. Музыка как средство раскрытия сущностных сил ребенка в концепции свободного воспитания (2-я половина XIX – начало ХХ вв.) / С.И. Дорошенко // История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Материалы V международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 1999. – С. 193 – 194. – 0, 1 п.л.
62.Дорошенко, С.И. Педагогика на рубежах веков (XIX-XX и XX-XXI вв.) / С.И. Дорошенко // Образование накануне XXI века: традиции и перспективы. – Владимир: ВГПУ, 1999. – С. 36 – 40. – 0, 3 п.л.
63.Дорошенко, С.И. Рачинский С.А.; Розанов В.В.; Толстой Л.Н.; Ушинский К.Д.; Шацкий С.Т. / С.И. Дорошенко // Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике. Под ред. С.А. Завражина. – Владимир: ВГПУ, 2000. – авт. вклад 1, 5 п.л.
64.Дорошенко, С.И. Углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе / С.И. Дорошенко // Музыка в школе: углубленный вариант (ценностные ориентации и приоритеты). – Пермь: ПГПУ, 2000. – С. 25 – 28. – 0, 2 п.л.
65.Дорошенко, С.И. Проблема духовного воспитания в современной педагогике / С.И. Дорошенко // Актуальные проблемы педагогики. Вып. 4. – Владимир: ВГПУ, 2000. – С. 24 – 29. – 0,4 п.л.
66.Дорошенко, С.И. Связь школы и церкви в педагогической деятельности С.А. Рачинского / С.И. Дорошенко // Православная педагогика: традиции и современность. – Владимир: ВГПУ, 2000. – С. 67 – 73. – 0,8 п.л.
67.Дорошенко, С.И. Духовно-нравственное воспитание в теории и истории отечественной педагогики / С.И. Дорошенко // Православная педагогика: традиции и современность. – Владимир: ВГПУ, 2000. – С. 94 – 104. – 1,2 п.л.
68.Дорошенко, С.И. Оппозиция педагогических идей Православия и протестантизма в трудах К.Д. Ушинского / С.И. Дорошенко, Ю.И. Дорошенко // Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д. Ушинского и развитие современного образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Г. Курск, 20-21 февраля 2001 г.: в 2 ч. Ч. 1. – Курск: КГПУ, 2001. – С. 101 – 103. – 0,2 п.л. – авт. вклад – 0, 1 п.л.
69.Дорошенко, С.И. Церковное пение в школе: преемственность традиций / С.И. Дорошенко // Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи – в XXI век: материалы научно-практической конференции. Кострома, 23 апреля 2002 г. – Кострома: КГУ, 2002. – С. 55 – 57. – 0, 1 п.л.
70.Дорошенко, С.И. Формирование музыкального опыта личности в истории отечественного образования (конец XIX – начало ХХ вв.) / С.И. Дорошенко // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. – М.: Ин-т художественного образования РАО; ВГПУ, 2003. – С. 181 – 185. – 0, 3 п.л.
71.Дорошенко, С.И. История образования и педагогической мысли: методологические ориентиры / С.И. Дорошенко // Актуальные проблемы педагогики. Вып. 6. – Владимир: ВГПУ, 2003. – С. 3 – 13. – 0, 6 п.л.
72.Дорошенко, С.И. Педагогическая диагностика в образовательной области «Искусство» / С.И. Дорошенко // Педагогическая диагностика достижений учащихся в условиях современного образования. – Владимир: ВГПУ, 2004. – С. 54 – 60. – 0, 4 п.л.
73.Дорошенко, С.И. Историко-педагогическая аксиология в лекциях Ф.А. Фрадкина / С.И. Дорошенко // Актуальные проблемы истории педагогики: от диалогизма историко-педагогического познания – к диалогизму современного образовательного процесса. – Владимир: ВГПУ, 2004. – С. 17 – 23. – 0, 4 п.л.
74.Дорошенко, С.И. История музыкального образования как фактор духовного становления учителя музыки / С.И. Дорошенко // Музыкально-педагогическое образование на рубеже ХХ и XXI веков. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 1 и 4 декабря 2004 года. – Москва-Ханты-Мансийск. – М.: МПГУ, 2004. – С. 105 – 107. – 0,2 п.л.
75.Дорошенко, С.И. Понятия «художество» и «художественность» в богословско-педагогическом наследии епископа Феофана, Вышенского Затворника / С.И. Дорошенко // Художественно-эстетическое образование и проблемы современной культуры: материалы III Международной научно-практической конференции. – Владимир: ВГПУ, 2005. – С. 100 – 104. – 0, 3 п.л.
76.Дорошенко, С.И. Послушание и авторитет как педагогические категории XIX-XX веков / С.И. Дорошенко // Национальные лики педагогических универсалий: проблемы теории и истории русской педагогики. – Владимир: ВГПУ, 2005. – С. 148 – 159. – 0,6 п.л.
77.Дорошенко, С.И. Философско-педагогическое наследие епископа Феофана, Вышенского Затворника, и его роль в развитии категориального аппарата отечественной педагогики второй половины XIX века / С.И. Дорошенко // Актуальные проблемы педагогики. Вып. 7. – Владимир: ВГПУ, ВООО ВОИ, 2005. – С. 21 – 32. – 0,8 п.л.
78.Дорошенко, С.И. Музыкально-педагогическое наследие Александра Мезенца / С.И. Дорошенко // Актуальные проблемы педагогики. Вып. 7. – Владимир: ВГПУ, ВООО ВОИ, 2005. – С. 103 – 106. – 0,2 п.л.
79.Дорошенко, С.И. О духовном и чувственном опыте в философии И.А. Ильина / С.И. Дорошенко // Образование и духовность: перспективы XXI века. В 2 ч. Ч. 2. – Владимир: ВИПКРО, 2006. – С. 19 – 22. – 0, 1 п.л.
80.Дорошенко, С.И. Педагогика в системе двухступенчатого профессионального музыкального образвания / С.И. Дорошенко // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы конференции, проводимой в рамках международного конгресса «V славянские педагогические чтения» 1-2 ноября 2006 г. – М.: Педагогика, 2006. – С. 25 – 31. – 0,4 п.л.
81.Дорошенко, С.И. Диалог на уроке музыки / С.И. Дорошенко // Учитель музыки: прошлое, настоящее, будущее. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 86 – 93. – 0,5 п.л.
82.Дорошенко, С.И. Музыка в духовном мире человека: ценность или польза? / С.И. Дорошенко // Гуманитарные науки в системе университетского педагогического образования. – Владимир: ВГПУ, 2007. – С. 47 – 49. – 0,2 п.л.
83.Дорошенко, С.И. Русская народная музыкальная педагогика: искусство и мировоззрение / С.И. Дорошенко // Актуальные проблемы современного образования: от идеи к опыту. – Владимир: ВГПУ, 2007. – С. 70 – 74. – 0,3 п.л.
84.Дорошенко, С.И. Музыкальное воспитание в России в 1920-е гг.: диалог просветительских и воспитательных тенденций / С.И. Дорошенко // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве: материалы конференции, проводимой в рамках международного конгресса «VI Славянские педагогические чтения» 26-27 октября 2007 года. – М.: Педагогика, 2007. – С. 97 – 98. – 0,1 п.л.
85.Дорошенко, С.И. Богослужебное пение Древней Руси: духовные основы и педагогические принципы / С.И. Дорошенко // Свет невечерний. – Владимир: Владимирская епархия РПЦ, 2007. –№ 12. – С. 48 – 51. – 0,5 п.л.
86.Дорошенко, С.И. Методологические принципы историко-педагогического исследования и возможность их применения в области музыкального образования / С.И. Дорошенко // Вестник ВГГУ. Серия: педагогические и психологические науки. Вып. 17. – Владимир: ВГГУ, 2008. – С. 53 – 59. – 0,5 п.л.
87.Дорошенко, С.И. Феликс Аронович Фрадкин: история педагогики как путь формирования мировоззрения / С.И. Дорошенко // Научные идеи Ф.А. Фрадкина в контексте современных исследований истории и теории всемирного педагогического процесса. – Владимир: ВГГУ, 2008. – С. 54 – 60. – 0, 4 п.л.
88.Дорошенко, С.И. Систематизация педагогического знания в России XIX века: диалог православной педагогической мысли (святитель Феофан Вышенский) и педагогической антропологии (К.Д. Ушинский) / С. И. Дорошенко, Ю.И. Дорошенко // Религия и российская государственность: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Владимир: Собор, 2009. – С. 48 – 57. – 0,6 п.л. – авт. вклад – 0,3 п.л.
89.Дорошенко, С.И. История музыкального образования в столицах и в провинции: единство и противоречия / С.И. Дорошенко // Современное состояние музыкального образования: проблемы и перспективы развития. Материалы международной научной конференции. – Курск: ГУК «Участок оперативной полиграфии», 2009. – С.37 – 42. – 0,3 п.л.
90.Дорошенко, С.И. А.Е. Ставровский: пятьдесят лет в музыкальной жизни Владимира / С.И. Дорошенко // Вестник ВГГУ. Серия «педагогические и психологические науки». Вып. 21.– Владимир: ВГГУ, 2009. – С. 99 – 104. – 0,6 п.л.
91.Дорошенко, С.И. Художественно-диалогический принцип историко-педагогического исследования в области музыкального образования / С.И. Дорошенко // История музыкального образования как область научного знания: ретроспектива, современное состояние, перспективы развития: материалы I сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – Пермь: ПГПУ, 2010. – С. 77 – 81. (0,4 п.л.)
92.Дорошенко, С.И. Диалоговые ситуации на уроке музыки: общепедагогические основы и предметная специфика / С.И. Дорошенко // Обучение как процесс образования личности: историко-педагогические детерминанты, теоретические поиски и технологические решения. Материалы VI межрегиональных педагогических чтений, посвященных памяти И.Я. Лернера. В 2 ч. Ч. 1. – Владимир: ВГГУ, 2010. – С. 295 – 304. – 0,5 п.л.
93.Дорошенко, С.И. «Образ музыки» в духовном мире современного студента-гуманитария / С.И. Дорошенко, С.А. Черкасов // Актуальные проблемы современного образования: материалы XV международной научно-практической конференции, 31 мая 2010 года. – Брянск: РИО БГУ, 2010. – С. 198 – 204. – 0,4 п.л. – авт. вклад – 0,2 п.л.
94.Дорошенко, С.И. История музыкального образования во Владимире глазами современных студентов: результаты, проблемы, перспективы / С.И. Дорошенко // Владимир музыкальный: очерки по истории музыкального образования во Владимире (вторая половина XIX – ХХ вв.). – Владимир: ВГГУ, 2010. – С. 3 – 13. – 0,5 п.л.
95.Дорошенко, С.И. История музыкального образования в провинции: методологические проблемы и подходы / С.И. Дорошенко // Педагогика и психология музыкального образования: Прошлое. Настоящее. Будущее. Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. – М.: Граф-Пресс, 2010. – С. 327 – 338. – 0, 7 п.л.
96.Дорошенко, С.И. Музыкально-просветительская деятельность во Владимире конца XIX – первой половины ХХ века / С.И. Дорошенко // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г.Л. Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): материалы международной научно-практической конференции. – Курск: КГУ, 2010. – С. 160 – 164. – 0,3 п.л.
97.Дорошенко, С.И. Культурологические характеристики развития музыкального искусства и музыкального образования Российской провинции (XIX-XX вв.) / С.И. Дорошенко // Учитель в инновационном образовательном пространстве: историческая ретроспектива и прогностическая перспектива. – Владимир: ВГГУ, 2011. – С. 87 – 95. – 0,6 п.л.
98.Дорошенко, С.И. «Необязательные предметы»: музыка и пение в земской женской гимназии и пансионе города Владимира / С.И. Дорошенко // Художественно-образовательное пространство личности: философия, история, методика. – Владимир: ВлГУ, 2011. – С. 34-41. – 0, 5 п.л.
99.Дорошенко, С.И. Музыкальное просветительство в провинциальном городе как аспект формирования музыкально-образовательного пространства (конец XIX –ХХ век) / С.И. Дорошенко // Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: материалы международной научно-практической конференции.Курск, 11-13 мая 2011 г. – Курск: изд-во Курского государственного университета, 2011. – С. 179 – 185. – 0, 3 п.л.
100.Дорошенко, С.И. Культурологические характеристики развития музыкального искусства и музыкального образования российской провинции (XIX-XX вв.) / С.И. Дорошенко // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия «Педагогические и психологические науки». – Вып. 25-26. – Владимир: ВГГУ, 2010. – С. 201-207. – 0,5 п.л.
101.Дорошенко, С.И. Философско-культурологические ориентиры исследования истории музыкального образования российской провинции / С.И. Дорошенко // История музыкального образования и современность: фундаментальный и прикладной аспекты: материалы второй сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – Екатеринбург; Пермь: Урал.гос. консерватория (академия) им. М.П. Мусоргского; Перм.гос.ун-т. –2011. – С. 48 – 52. – 0,4 п.л.
102.Дорошенко, С.И. Опыт формирования музыкально-образовательного пространства. К 130-летию со дня рождения Валентины Николаевны Шацкой / С.И. Дорошенко // Искусство в школе. – 2011. - № 6. – С. 8 – 11. – 0,4 п.л.
103.Дорошенко, С.И. Педагогические курсы для учителей пения общеобразовательных школ Владимирской губернии в начале ХХ века / С.И. Дорошенко // Педагогика искусства. – Брянск: Издательство «Курсив», 2011. – С. 22 – 32. – 0,6 п.л.
104.Дорошенко, С.И. Столично-провинциальные отношения в истории музыкального образования в контексте методологических проблем общей истории педагогики / С.И. Дорошенко // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч. тр. по мат-лам междунар.заоч. науч.-практ. конф. 28 ноября 2011 г.: в 9 частях. Часть 1. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – С.54 – 55. – 0,1 п.л.
105.Дорошенко, С.И. Взаимодействие духовно-культурных центров русского певческого образования XVI-XVII вв. / С.И. Дорошенко // Ценности и смыслы отечественной истории педагогики в современном образовательном и социокультурном контексте: материалы всерос.науч.конф., посвящ. 85-летию д-ра пед.наук, проф. А.В.Плеханова. – Владимир: ВИТ-принт, 2011. – С.88 – 96. – 0,4 п.л.
106.Дорошенко, С.И. Музыковедческие основания региональных историко-педагогических исследований с позиций диалога столицы и провинции / С.И. Дорошенко // Искусство и педагогика: Материалы VI Международной научно-практической конференции «Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования» (г.Казань, 1 декабря 2011 г.). – Казань: Изд-во «Бриг», 2011. – Вып. VI. – С. 86 – 73. – 0,4 п.л.
107.Дорошенко, С.И. Цивилизационный и культурологический подходы в региональном исследовании по истории музыкального образования / С.И. Дорошенко // Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы: материалы Всероссийского методологического семинара. – М.: МИОО, 2011. – С. 276 – 280. – 0,3 п.л.