Региональное образовательное пространство, в контексте имиджа вузов социокультурной сферы, - это система, включающая институциональное, инфраструктурное, природно-ресурсное и человеческо-ресурсное измерения. Вузы призваны не только играть роль центров подготовки творчески одаренных специалистов, способных реализовывать многоцелевые задачи подготовки кадров для социокультурной отрасли, но и быть центром формирования культурной инновационной среды.
2. Методологические подходы процесса формирования имиджа вуза социокультурной сферы (организационно-педагогический, управленческий, инновационный, аналитический, функциональный и др.) предопределяют включение базовых (системность, целенаправленность, результативность, планомерность, целостность, научность) и локальных (целостность, устойчивость, адаптивность, открытость, рациональность, непрерывность, цикличность, динамичность, оптимальность, оперативность, результативность) принципов; закономерностей (целостность и единство профильного образования в вузе; ценностный характер формирования имиджа; прогностичность (опережающий характер); интегративность на основе корпоративной культуры; значимость организационно-педагогического ресурсного обеспечения процесса формирования имиджа вузов.
3. Концепция стратегии и механизмов формирования имиджа вуза социокультурной сферы открывает возможности для становления и развития нового научного направления - функционирования и управления в обществе представлениями о вузах социокультурной сферы как объекте имиджа. Новое научное направление предусматривает наличие следующих аспектов:
- организационно-педагогический аспект, позволивший рассмотреть вузы социокультурной сферы с учетом совокупности элементов многообразной деятельности, к которым относятся методы, инструменты реализации, критерии оценки эффективности и методы контроля в определении эффективности жизнедеятельности вуза;
- нормативно-правовой аспект определил, во-первых, учет законодательных и иных нормативно-правовых документов развития высшего образования на современном этапе, во-вторых, необходимость разработки внутренних регулирующих документов, которые позволяют обеспечивать реализацию процесса формирования имиджа в вузе;
- информационно-аналитический аспект представляет собой систему сбора и обработки информации для определения направлений формирования имиджа вузов;
- когнитивный аспект включает методы индивидуализации восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания процесса формирования имиджа с учетом современных требований высшей школы.
4. Стратегия формирования имиджа вузов социокультурной сферы - это практическая реализация системы теоретико-методологических оснований и технологий, обеспечивающих получение нового качества деятельности вуза. Сущность стратегии формирования имиджа вуза заключается во взаимодействии его элементов (приоритеты, цель, задачи, понятийно-категориальный аппарат, сущность, подходы, закономерности, принципы, функции, факторы, структура, компоненты, концептуальная модель, технологическое обеспечение, комплекс педагогических условий, этапы, уровни, критерии).
5. Механизмы формирования имиджа вузов социокультурной сферы содержат описание сущности имиджа как целостного феномена, его структуры и характера взаимодействия компонентов: содержательного (представление о деятельности вуза), эмоционально-оценочного (отражение отношения к результативности деятельности вуза) и индикативного (знаковые формы неповторимости и уникальности вуза по сравнению с другими объектами имиджа). Механизмы формирования имиджа вузов действуют как сопоставление идеальных и реальных характеристик деятельности образовательного учреждения, значимых для данной аудитории в конкретно-исторический момент. Условием формирования имиджа вузов являются прямой (включенность выпускников вузов социокультурной сферы в процесс производства и повседневного бытия людей) и косвенный (через коммуникативную деятельность, СМИ) пути поступления информации о престижности вузов. Способы формирования имиджа вузов социокультурной сферы заключаются в изменении критериев оценки, параметров представлений об образовании в сфере практической деятельности работников культуры и искусств. Деятельность, направленная на формирование имиджа вуза, ее этапы, стадии, методы определяются с учетом особенностей построения и коррекции видов формирования имиджа в сложившейся региональной системе развития образования.
6. Эффективность формирования имиджа в вузе базируется на условиях реализации идей стратегического партнерства, технологий подготовки педагогического персонала к работе по формированию имиджа вуза, создания специализированного отдела и модернизации деятельности всех структурных подразделений вуза. Обоснование диагностико-технологического инструментария оценивает эффективность формируемого имиджа вуза, способность данного учебного заведения создавать качественные образовательные услуги, ориентируясь на тактику взаимодействия с конкурентами и высокую профессиональную компетентность педагогического персонала. Разработанная профессиограмма качеств (компетенций) объекта образовательной деятельности способна удовлетворить современные требования подготовки специалистов нового поколения, и, значит, может быть применена и в других условиях образовательной деятельности.
1.Скрипкина А.В. Стратегия и механизмы формирования имиджа вузов социокультурной сферы: монография. – Краснодар, 2010. – 250 с. – 15,6 п.л.
2.Скрипкина А.В. Инновационные технологии формирования имиджа вуза: монография. – Краснодар, 2011. – 150 с. – 9,4 п.л.
3.Скрипкина А.В. Вузы социокультурной сферы в современной системе образования: формирование имиджа и социального престижа: монография. – Краснодар, 2011. – 138 с. – 8,6 п.л.
4.Скрипкина А.В. Имиджелогия: учебное пособие: рекомендовано УМО по образованию. – Москва, 2006. – 288 с. – 18,4 п.л.
5.Скрипкина А.В. Педагогические условия освоения курса «Имиджелогия: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. – Краснодар, 2011. – 91 с. –5,7 п.л.
Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
6. Скрипкина А.В. Взаимодействие стратегических партнеров «вуз-предприятие» сферы культуры и искусств в новых социально-экономических условиях// Вестник МГУКИ. – 2007. – №6. – С. 131–133. – 0,3 п.л.
7.Скрипкина А.В. Корпоративные особенности формирования положительного имиджа вуза культуры и искусств// Культурная жизнь Юга России. – 2007.– №6. – С. 23–26. – 0,4 п.л.
8.Скрипкина А.В. Имидж и корпоративная миссия вузов культуры и искусств // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 5 (12). – С. 207–211. – 0,4 п.л.
9.Скрипкина А.В. Методы анализа внешней и внутренней среды в разработке стратегии развития вуза // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 1. – С. 48–52. – 0,4 п.л.
10.Скрипкина А.В. Мобильность реагирования на изменения запросов потребителей образовательных услуг как фактор конкурентоспособности вуза // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 2. – С. 33–36. – 0,4 п.л.
11.Скрипкина А.В. Известность и репутация образовательного учреждения в формировании положительного имиджа вуза // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 3. – С. 32–36. – 0,4 п.л.
12.Скрипкина А.В. Реклама как средство коммуникации в формировании имиджа и социального престижа вузов культуры и искусств // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 4. – С .22–25. – 0,3 п.л.
13.Скрипкина А.В. Стратегическое развитие коммуникационной деятельности вуза культуры и искусств в современных условиях // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 5. – С. 33–35.– 0,3 п.л.
14.Скрипкина А.В. Формирование имиджа вузов культуры и искусств: стратегия и механизмы // Культурная жизнь Юга России. – 2010. – № 1. – С. 51–55.– 0,4 п.л.
15. Скрипкина А.В. Конкурентноспособность вуза как показатель эффективного имиджа // Культурная жизнь Юга России. – 2010. – № 2. – С. 32–37. –0,3 п.л.
16.Скрипкина А.В. Концепция формирования имиджа региональных вузов социокультурной сферы // Научные ведомости БелГУ. – 2011. – № 12 (107). – Вып. 10. С. 266–270. – 0,5 п.л.
17. Скрипкина А.В. Стратегическое управление имиджем вуза // Общество и право. – 2011.– № 3 (35). – С.291–295. – 0,4 п.л.
18.Скрипкина А.В. Корпоративная культура в формировании имиджа вуза // Общество и право. – 2011.– № 4 (36). – С. 262–265. – 0,3 п.л.
19.Скрипкина А.В. Интеграционные процессы в ресурсном обеспечении имиджа вуза // Общество и право. – 2011.– № 5 (37). – С. 288–292. – 0,4 п.л.
Статьи:
20. Скрипкина А.В. Реклама в системе региональной культуры // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар, 1998. Вып.2. – С. 38-40. – 0,2 п.л.
21.Скрипкина А.В. Реклама как аспект коммуникационной деятельности высших учебных заведений // Транснациональные проблемы культуры ХХ века: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2002. – С. 162–165. – 0,3 п.л.
22.Скрипкина А.В. Менеджмент в коммуникационной деятельности высших учебных заведений // Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона: сб. материалов. – Анапа, 2002. – С.112–115.– 0,3 п.л.
23.Скрипкина А.В. Маркетинговые мероприятия сферы образовательных услуг в высших учебных заведениях // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. науч. тр. – Краснодар, 2003. – С. 47–53. – 0,5 п.л.
24.Скрипкина А.В. Состояние и развитие рынка труда молодых специалистов как коммуникационная проблема высших учебных заведений // Многоуровневая система профессионального художественного образования: современные технологии обучения: сб. материалов. – Краснодар, 2003. – С. 93–105. – 0,75 п.л.
25.Скрипкина А.В. Коммуникационная деятельность вуза в продвижении образовательных услуг // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. тр. Вып. 2. – Краснодар, 2004. – С. 88–94. – 0, 4 п.л.
26.Скрипкина А.В. Рынок образовательных услуг вузов культуры и искусств // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. науч. тр. Вып.2. – Краснодар, 2005. – С. 129–134. – 0,4 п.л.
27.Скрипкина А.В. Маркетинговые технологии в деятельности вузов культуры и искусств // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. науч. тр. Вып. 3. – Краснодар, 2005. – С. 243–248. – 0,4 п.л.
28.Скрипкина А.В. Взаимодействие стратегических партнеров в системе «вуз-предприятие» на современном этапе // Историко-культурные и религиозные связи славянских народов: традиции и современность: сб. науч.тр.– Краснодар, 2006. – С. 167-171.– 0,3 п.л.
29.Скрипкина А.В. Принципы взаимодействия вуза и стратегических партнеров на современном этапе // Интеграция науки и высшего образования: сб. науч. тр. Выпуск 4, том 2. – Краснодар, 2006. – С. 195-199. – 0,3 п.л.
30.Скрипкина А.В. Требование рынка труда в формировании конкурентоспособности специалиста сферы культуры и искусств // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: сб. науч. тр.: Издательский дом «Композитор». – Москва, 2007. – С. 186–197.– 0,8 п.л.
31.Скрипкина А.В. Формирование имиджа вузов культуры и искусств в контексте интернационализации и межкультурной коммуникации современного образовательного пространства // При финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-06-38608а/Ю). Художник и время: взаимодействие культур в современном мире. – Краснодар, 2007.– С. 262–266. – 0,4 п.л.
32.Скрипкина А.В. Имидж регионального вуза культуры и искусств и механизмы его формирования // Проблемы взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального образования. – Краснодар, 2007. – С. 125–131. – 0, 75 п.л.
33.Скрипкина А.В. Формирование конкурентоспособности специалиста сферы культуры и искусств // Традиционная народная культура в социокультурном пространстве региона: проблемы сохранения и развития: сб. науч. тр. – Белгород, 2007.– С. 364–370. – 0,5 п.л.
34. Скрипкина А.В. Имиджевые технологии формирования положительного образа высшего учебного заведения сферы культуры и искусств // Интеграция науки и высшего образования: информационная культура и креативный потенциал общества и личности. – Краснодар, 2008. – С. 417–423. – 0,5 п.л.
35.Скрипкина А.В. Позиционирование вуза культуры и искусств: опыт высшего образования в Италии // Междунар. Науч. конф. Италия – Россия XVIII-XXI вв.. – Рим, 2008. – С. 42-45.– 0,3 п.л.
36.Skripkina A.V. Italy-Russia: an Experience of the Higher Education Positioning: International scientific conference “Italy-Russia:the XVIII-XXI centuries. – New-York-Rome, 2008.– S. 38–39. – 0,1 п.л.
37. Скрипкина А.В. Технологии формирования репутации вуза культуры и искусств // Художник и время: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2008. – С. 158-163. – 0,4 п.л.
38.Скрипкина А.В. Коммуникационная деятельность в формировании имиджа вузов культуры и искусств: эмоционально-психологическое содержание // Девятые Кайгородовские чтения: материалы науч.-практ. конф. выпуск 7.– Краснодар, 2009. – С. 282–287. – 0,4 п.л.
39.Скрипкина А.В. Стратегия коммуникационной деятельности вуза культуры и искусств в условиях новой парадигмы образования // Девятые Кайгородовские чтения: материалы науч.-практ. конф. выпуск 8.– Краснодар, 2009. – С. 287–290. – 0,3 п.л.
40.Скрипкина А.В. Миссия вузов культуры и искусств в Российской системе высшего образования // Иерусалим – Колыбель европейской и мировой культуры: материалы междунар. науч. конф. – Москва, 2009. – С. 65-68. – 0,2 п.л.
41.Скрипкина А.В. Влияние экономических факторов устойчивого развития вуза культуры и искусств в рыночных условиях // Актуальные проблемы современного художественного образования: сборник науч. ст. – Вып.1. – Краснодар, 2009. – С. 110–118. – 0,5 п.л.
42. Скрипкина А.В. Формирование социального престижа вузов культуры и искусств в современной системе образования // Научно-практическая летняя школа (семинар) для молодых ученых (при финансовой поддержке РГНФ). – Анапа, 2009. – С. 152–162. – 0,6 п.л.
43.Скрипкина А.В. Профессиональная адаптация выпускников вузов культуры и искусств на рынке труда // Этнокультурные технологии формирования российской идентичности в полиэтническом регионе: сб. материалов 2 Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2009. – С. 347-356.– 0,6 п.л.
44.Скрипкина А.В. Социальное управление в формировании имиджа вуза культуры и искусств // Ministrare. Prace poswiecone Sp.prof.zw.dr hab. Zachariaszowi Lyko.-Warshawa. – 2010. – S.837– 842.– 0,4 р.л.
45.Skripkina A.V. Education in Russia: Higher Educational Establishments of culture and Arts ACA International scientific conference “Russia-France: dialogue of the cultures New-York-Paris. – 2010. – S.110–111.– 0,1 п.л.
46. Скрипкина А.В.Вузы культуры и искусств в современной системе образования России // Россия-Франция: Диалог культур: Междунар. науч. конф. – Париж, 2010. – С.98–99. – 0,1 п.л.
47.Скрипкина А.В. Имидж вуза культуры и искусств в контексте стратегии управления учреждением // Кайгородовские чтения: материалы науч.-практ. конф. выпуск 9-10, 2010. – С. 376–379.– 0,2 п.л.
48.Скрипкина А.В. Имидж вуза культуры и искусств: компоненты и критериальные характеристики// Кайгородовские чтения: : материалы науч.-практ. конф. выпуск 9-10, 2010. – С. 379–386.– 0,5 п.л.
49.Скрипкина А.В.Стратегический план и компоненты формирования имиджа профильного имиджа // Ежегодник: Образование, наука, культура в эпоху глобализации. – Краснодар, Выпуск 1.– 2010. – С. 176–184. – 0,6 п.л.
50.Скрипкина А.В. Социокультурные изменения функционирования региональных вузов культуры и искусств на современном этапе// Сб. материалов Южно-российской конф. – Краснодар, 2010. – С. 102–107.– 0,3 п.л.
51.Скрипкина А.В. Компетентностный подход в подготовке студентов-менеджеров, специалистов по формированию имиджа организации. [Текст] /Скрипкина А.В. // Сборник материалов Юбилейной Южно-российской конференции. – Краснодар, 2010. – С.174–179. – 0,4 п.л.
52.Скрипкина А.В. Закономерности формирования имиджа вузов социокультурной сферы// Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2011. – С. 381–384. – 0,2 п.л.
53.Скрипкина А.В. Имидж современного вуза социокультурной сферы // Сб. материалов 11 Всерос. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2011. – С.471-480. – 0,6 п.л.