Научная тема: «ПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ МЕТАФОРЫ КАК КОГНИТИВНОГО МЕХА-НИЗМА (НА МАТЕРИАЛЕ КАБАРДИНСКОГО, РУССКОГО И АНГЛИЙ-СКОГО ЯЗЫКОВ)»
Специальность: 10.02.19
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Метафора являет собой концептуальный феномен, обуславливающий другие его ипостаси на уровне языка и культуры. Она задействована в важнейших когнитивных процессах категоризации знаний, связанных со структурированием внешнего и внутреннего мира субъекта в соответствии с сущностными характеристиками его функционирования и бытия. Членение мира «идеальное» соответствует универсальному принципу «наглядности», «предметности» мышления, предполагающего движение от конкретного к абстрактному. Будучи включенной в нашу понятийную систему, концептуальная метафора предоставляет возможность структурирования абстрактной или неизвестной области в терминах конкретной и знакомой сферы, тем самым продвигая процесс познания мира.
  2. Метафора являет собой трехчастную структуру, в основе которой лежат чрезвычайно абстрактные образ-схемы, являющиеся результатом осмысления человеком его телесной организации, моторных действий и сенситивного опыта взаимодействия с физическими объектами окружающего мира; концептуальные метафоры, увязывающие абстрактные сферы бытия и чувственно воспринимаемые фрагменты мира; языковые метафоры, выявляющие диапазон возможного наполнения концептуальной метафоры.
  3. Выявленные концептуальные метафоры, структурирующие базовые эмоции, ум, глупость, труд, безделье свидетельствуют об определяющей роли сходной биологической и психофизиологической организации homo sapiens в выборе вектора объективации абстрактных концептов, что, однако, не исключает действия когнитивных преференций, характерных для отдельно взятой лингвокультуры (экспериенциальный фокус, специфичные прототипические модели и фреймы, особое видение мира).
  4. Культурная компонента метафоры отсутствует на доконцептуальном уровне, представленном образ-схемами. В слабо выраженной форме она проявляется на концептуальном уровне в силу когнитивных преференций этноса. В языковой плоскости культурная составляющая метафоры выступает в полном объеме. Анализ и обобщение языкового наполнения концептуальных метафор дает представление о мировоззренческих, культурных, ценностных составляющих жизни кабардинского этноса. Исследование позволяет реконструировать этнокультурный портрет языковой личности, представленный такими фрагментами, как эмоции, интеллект и труд.
  5. Коды культуры, в терминах которых происходит осмысление абстрактных сущностей, носят универсальный характер, что обусловлено принципиальным сходством жизненной практики людей. Внутренняя аранжировка элементов различных кодов культуры в плане номинативного потенциала его отдельных элементов носит идиоэтнический характер. Коды культуры не являются изолированными конструктами. Они пересекаются, обнаруживая общие элементы, используемые для концептуализации сущностей различных абстрактных сфер. Зоны пересечения также являются областью проявления культурной специфики.
  6. Категоризирующая и классифицирующая деятельность сознания, являющаяся основой познания мира, одинакова у всех людей. Язык не может организовывать сознание, т.е. определять его тип, структуру, «лепить» в нем свою модель мира. Факт использования определенного языкового инвентаря с его специфическими особенностями для реализации этой цели накладывает свой «отпечаток» на способы и форму языковой репрезентации концептуального содержания. О влиянии языка на мышление можно говорить лишь в терминах менталитета, который организован в соответствии с эталонами и стереотипами, нашедшими отражение во внутренней форме языковых знаков.
  7. Концепт и понятие, имея единый локус - сознание человека, отмеченные в силу этого сходными чертами, различаются как аппелятивно-экспрессивная единица (концепт) и экспликативная (понятие). Значение своим инвариантным комплексом сем передает лишь часть смыслового содержания концепта.
Список опубликованных работ
1.Битокова С.Х. Метафора в языке, мышлении и культуре: Моногра-фия. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2009. – 17, 6 п.л.

Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

2.Битокова С.Х. Фразеологическая концептуализация эмоции «гнев» в кабардино-чер¬кес¬ском языке // Культурная жизнь Юга России. – № 3 (17). – Краснодар, 2006. – 0,4 п.л.

3.Битокова С.Х. Когнитивный анализ эмоции «страх» в идиоматике кабардино-чер¬кес¬ского языка // Известия высших учебных заведе-ний. Северокавказский регион. Вопросы филологии. 2006. – 0,5 п.л.

4.Битокова С.Х. Языковые стратегии объективации «глупости» в кабардино-чер¬кесском языке // Вестник Пятигорского государственного университета. – Пятигорск, 2008. – № 3. – 0,6 п.л.

5.Битокова С.Х. Когнитивная концепция метафоры // Культурная жизнь Юга России, №3 (28). – Краснодар, 2008. – 0,4 п.л.

6.Битокова С.Х. Образная концептуализация «ума» в кабардино-черкесском языке // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология». – Майкоп: АГУ, 2008. – Вып. 6. – 0,6 п.л.

7.Битокова С.Х. Когнитивные процессы и лингвокультурная специфика // Культурная жизнь Юга России. – № 6 (25). – Краснодар, 2008. – 0,4 п.л.

8.Битокова С.Х. Эмоциональные концепты и лингвокуьтурная специ-фика // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология». – Майкоп: АГУ, 2009. – Вып. 3 (48), – 0,6 п.л.

Статьи в других научных изданиях:

9.Битокова С.Х. Языковые и внеязыковые факторы, обуславливающие номинативную ценность словосочетания // Структурно-семантические особенности языковой единицы и ее номинативная ценность: Межвуз сб. научных трудов. – Нальчик: КБГУ, 1984. – 0,4 п.л.

10.Битокова С.Х. Направленность семантических сдвигов в языковых и авторских метафорах // Синтагматический аспект коммуникативной семантики: Межвуз. сб. научных трудов. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 1985. – 0,5 п.л.

11.Битокова С.Х. Формирование структуры значения авторской ме-тафоры // Взаимодействие системных и несистемных характеристик языковых единиц: Межвуз. сб. научных трудов. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 1989. – 0,5 п.л.

12.Битокова С.Х. Метафорическое использование зоонимов в формировании языковой картины мира // Проблемное описание и преподавание романо-германских языков: Сб. научн трудов. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 1996. – 0,6 п.л.

13.Битокова С.Х. Тематическая корреляция и языковая картина мира // Проблемы развития государственных языков КБР. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 1996. – 0,3 п.л.

14.Битокова С.Х., Ворокова Н.У. Идиомы, характеризующие явления и ситуации в аспекте лингвокультурологии (на материале русского и кабардино-черкесского языков) // Вестник КБГУ. Серия «Филологические науки». – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2002. – Вып. 5. – 0.6 п.л.

15.Битокова С.Х. Символ в английской идиоматике // Вестник КБГУ. Серия «Филологические науки». – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. – Вып. 6. – 0,6 п.л.

16.Битокова С.Х. Когнитивный анализ устойчивых компаративных оборотов //Русский язык в полиэтнической среде: состояние и пер-спективы: Материалы международной научной конференции. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. – 0,4 п.л.

17.Битокова С.Х. Идиоматика как объект лингвокультурологии // Язык как система и деятельность: Материалы Всероссийской науч-ной конференции, посвященной 80-летию профессора Ю.А. Гвоздарёва. – Ростов-на-Дону: ООО «Сигма», 2005. – 0,4 п.л.

18.Битокова С.Х. Семантика фразеологических единиц в лингвокультурологическом аспекте // Антропоцентрическая парадигма лингвистики и проблемы лингвокультурологии: материалы всероссийской науч. конф. с международным участием. – Стерлитамак: СГПА, 2006. – Т. 1. – 0,3 п.л.

19.Битокова С.Х. Метафора в контексте когнитивной лингвистики // Вестник Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Эль-фа, 2006. – 0,5 п.л.

20.Битокова С.Х. Культурная составляющая языковой компетенции // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы междун. научной конференции (Владикавказ, 25-26 апреля). – Владикавказ, 2006. – 0,3 п.л.

21.Битокова С.Х. Идиомообразование: когнитивный аспект // Общетеоретические и практические проблемы языкознания и лингводидактики: Материалы Междун. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2006 – 0,5 п.л.

22.Битокова С.Х. Метафора: универсальное и специфическое // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности: Материалы VIII междун. науч.-практ. конф. – СПб., 2006. – 0,4 п.л.

23.Битокова С.Х. Языковая картина мира как метафорический конструкт // Обучение иностранным языкам и культурам: дискуссионные и нерешенные вопросы: Материалы междун. научно-методического симпозиума. Лемпертовские чтения VIII, 25-26 мая. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – 0,4 п.л.

24.Битокова С.Х. Стереотипы обыденного сознания и культурная информация в образных единицах языка // Язык, образование и культура в современном обществе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ставрополь: СКСИ, 2006. – 0,4 п.л.

25.Битокова С.Х. Концептуальная метафора и теория воплощенного реализма // Язык и межкультурная коммуникация: Сб. статей I Международной конференции (23 января 2007 г. Астрахань). – Астрахань: Астраханский ун-т, 2007. – 0,5 п.л.

26.Битокова С.Х. Концептуальная метафора: кросскультурные рас-хождения // В.А. Богородицкий: научное наследие и современное языковедение: тр. и матер. Междунар. науч. конф. (Казань, 4-7 мая 2007). – Т. 2. – Казань, 2007. – 0,4 п.л.

27.Битокова С.Х. Воплощенность: когнитивный взгляд на значение // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологиче-ские и прагматические аспекты. Вып. II. Материалы международной научной конференции. – Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 2007. – 0,4 п.л.

28.Битокова С.Х. Аналогия как стратегия структурирования абст-рактных концептов // Основные проблемы лингвистики и лингводидактики: Сб. статей I Междунар. научн. конф., посвященной 75-летию Астраханского государственного университета (15 октября 2007 г.). – Астрахань: Астраханский ун-т, 2007. – 0,6 п.л.

29.Битокова С.Х. Взаимодействие языка и культуры: филогенетиче-ский и онтогенетический взгляд на проблему. Концепт и культура: Материалы III Международной научной конференции, посвященной памяти проф. Н.Ф. Феоктистовой (Кемерово, 27-28 марта 2008 г.). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – 0,8 п.л.

30.Битокова С.Х. Культура и язык в аспекте стереотипов и эталонов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: Межвузовский сб. научн. тр. – Вып. ХI. – Владикавказ: СОГУ, 2009. – 0,5 п.л.