2. Система образования является ключевым институтом адаптации подростков-мигрантов, снижения рисков социальной безопасности региона в целом. Эффективным инструментом содействия социально-психологической адаптации подростков- мигрантов является специально организованная толерантная развивающая образовательная среда, организованная с учетом специфики социальных проблем и психологического состояния подростков-мигрантов, способствует нивелированию возникающих проблем социокультурной адаптации, интеграции подростков- мигрантов в принимающее сообщество, проблем, связанных с формированием идентичности в иной социокультурной среде. Образовательная среда, способствующая эффективной адаптации, должна строиться на комплексном, межкультурном, гуманистическом, личностно-ориентированном, деятельностном подходах; а также в ней должны быть созданы психолого-педагогические условия:
- признание межкультурной толерантности как детерминанты психологического здоровья, механизма психолого-социальной адаптации подростков-мигрантов;
- создана толерантная развивающая среда школы; реализуются побуждающая, адаптационная, оценочно-прогностическая и интегрирующая функции толерантности;
- создается социальное пространство жизнедеятельности подростков, моделирующее структуру общественных отношений, с опорой на командообразование детского сообщества; реализуется система социальных инициатив и инициации, способствующая формированию активной позиции подростка в деятельности детских объединений на основе толерантности;
- осуществляется партисипативный подход к решению проблемы социально-психологической адаптации подростков-мигрантов к новой социокультурной среде (реализация совместных усилий широких слоев общественности, социальных институтов различного уровня, разнообразных специалистов, семьи, направленных на работу не только с подростками из семей мигрантов, но и с другими детьми, обучающимися в образовательном учреждении, а также с педагогическими коллективами).
3. Концептуальная модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в поликультурной среде школы, построенная на основе теории жизненных сил и жизненного пространства (социологический витализм), синергетической научной парадигмы (самореализации и компетентности в развитии систем); практического гуманизма; системном и социально-психологическом, концептуальных психолого-педагогических подходах; с целью формирования социальной компетенции и толерантности подростков. Организация психолого-педагогического сопровождения, процесса социально-психологической адаптации, обеспечивающее быстрое и полное преодоление негативных последствий «культурного шока», прохождение кризиса идентичности, наступающего в следствии кросс-культурного перемещения может стать эффективным инструментом содействия адаптации подростков- мигрантов к новой социокультурной среде.
4. Методологические принципы и подходы к организации и психолого-педагогические условия эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов к условиям новой социокультурной среды.
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов к новой социокультурной среде - это деятельность по оказанию содействия детям переселенцев в самореализации и развитии личностного потенциала, в выработке стратегий поведения, которые позволят им адекватно взаимодействовать с представителями принимающей культуры и эффективно адаптироваться в новом социуме. Для того чтобы эта программа обладала необходимым адаптационно-развивающим потенциалом, она должна быть соответствующим образом организована и психолого-педагогически инструментирована, снабжена общими психолого-педагогическими и специальными методами, приемами и средствами.
5. Основные акценты психолого-педагогической работы: личность подростка-мигранта (в ее динамическом аспекте) - главный показатель эффективности процесса социально-педагогической адаптации; детский коллектив (создание команды - важнейшая задача психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации, условие успешной интеграции подростка-мигранта в новую социокультурную среду); организация внешней деятельности в процессе социально-психологической адаптации подростков-мигрантов. Основные векторы программы психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов к условиям новой социокультурной среды: достижение устойчивого, высокого уровня психологического здоровья, зрелости личности; формирование социальной компетентности, толерантности как интегрального качества личности подростков (эти векторы однонаправлены, а компоненты составляют систему - взаимосвязаны, взаимозависимы).
6 Сочетание социально-психологических тренинговых программ; общих психолого-педагогических и специальных методов; приемов; средств, направленных на работу не только с детьми и подростками из семей мигрантов, но и с другими детьми, обучающимися в образовательном учреждении, а также с педагогическими коллективами, является наиболее действенным инструментом повышения эффективности социально-психологической адаптации подростков-мигрантов к новой социокультурной среде и профилактики ксенофобии, мигрантофобии, экстремистского поведения, а также дезаптации.
7. В ходе реализации данной программы дети переселенцев приобретут тот социально-психологический опыт взаимодействия с другими людьми, осознания и принятия своих индивидуально-психологических особенностей и внутреннего мира, который позволит им безболезненно (или с наименьшими «потерями») достичь не только согласованности с социальной средой, но и обеспечит их дальнейшее развитие.
Оптимальный путь - через: преодоление последствий кризиса идентичности и изменение в мотивационно-потребностной сфере; осознание и снятие негативных проекций; формирование устойчивости толерантного сознания; позитивного отношения к себе (внутренняя толерантность); расширение приобретенного опыта преодоление культурных барьеров и последствий культурного шока; создание коллектива-команды (основу которого составляют: равноправие, равные возможности; взаимоуважение, доброжелательное и терпимое отношение; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей; позитивная лексика), центром которого является со-творчесво, через которое осуществляется со-дружество, со-переживание, со-трудничество.
8. Программа психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов, кроме непосредственной работы с подростками, должна содержать такие блоки, как: работа с психолого-педагогическим коллективом; работа с семьями мигрантов; работа с принимающим населением, а также консультирование и оказание помощи по созданию Центров неотложной помощи, создаваемых на окружном и городском уровнях, решающие задачи: психокоррекционной деятельности; патронажа; консультирования, непрерывного функционирования «Телефона доверия»; кабинета анонимного приема; Центра семейного воспитания (работа с неблагополучными семьями мигрантов); создания социально-педагогических групп в детских садах, классов компенсирующего обучения и психолого-педагогической поддержки в образовательных школах, социально-педагогических отрядов и смен в летних оздоровительных лагерях.
9. Важным условием эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов к условиям новой социокультурной среды является возможность оценки эффективности таких программ, что определяет необходимость разработки соответствующих систем оценки. Основными критериями оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов выступают позитивные изменения типов адаптации к новой социокультурной среде, типов этнической идентичности, психологические характеристики социально-психологической адаптации подростков-мигрантов, а также повышение уровня социальной и этнической толерантности подростков из семей принимающего населения.
1.Смирнова, Е.А. Швейцария: направления педагогического поиска/ Е.А. Бауэр // Педагогика, 2001.- №4 . - C.93-98.
2.Бауэр, Е.А. Социальная работа и социальная педагогика в эпоху глобализации/ Е.А. Бауэр, В.П. Борисенков// Педагогика, 2007.- №1 . - C. 103-118.
3.Бауэр, Е. А. Проблемы детей и подростков из иммигрантских семей в Германии/ Е.А. Бауэр// Педагогика, 2008.- №1 . - C. 111-114.
4.Бауэр, Е.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков: Германия и Россия // Педагогика, 2010 .- №8 . - C. 105-108.
5.Смирнова-Бауэр, Е.А. Новые подходы в воспитательной работе со школьниками в Германии/ Е.А. Бауэр, И.П. Клемантович, М.К. Кабардов, В.Г. Степанов // Воспитание школьников, 2011. - №. 3.- С. 64-68.
6. Бауэр, Е.А. Реакция на Болонские реформы в системе образования Западной Европы/ Е.А. Бауэр // Педагогика, 2011. - № 1. – C. 109-113.
7.Бауэр, Е.А. Психолого-социальная адаптация русскоязычных мигрантов в Германии/ Е.А. Бауэр // Известия РАО, 2011. - № 3. - С.74-81.
8.Бауэр, Е.А. Психология предубеждений в контексте межкультурного обучения/ Е.А. Бауэр, М.К. Кабардов // Культурно-историческая психология. 2011. – №3. – С. 90-97.
9. Бауэр, Е.А. «Социально-педагогические концепции в системе психолого-педагогических служб современной Германии»/ Е.А. Бауэр, М.К. Кабардов // «Психологическая наука и образование», 2011. - № 4.
Публикации в других изданиях:
10.Смирнова, Е.А. Верификация произнесений с индикацией следования индивидуальным и национальным особенностям произношения/Е.А. Смирнова, В.А. Махонин// Сб. Междунар. конф. «Информатизация правоохранительных систем» (2-3 июля 1996 г., Москва) Тезисы докладов. - М., 1996.-С. 185-187.
11.Смирнова, Е.А. Особенности общения у подростков при обучении иностранному языку / Е.А. Смирнова, М.К. Кабардов // Психология общения 2000: проблемы и перспективы. Междунар. конф. - М., 2000, с. 121-122.
12.Бауэр, Е.А. Индивидуально-типические особенности учащихся в процессе обучения иностранному языку / Е.А. Бауэр, М.К. Кабардов // Материалы Междунар. конф. «Развитие научного наследия Бориса Михайловича Теплова в отечественной и мировой науке (к 110-летию со дня рождения)» (Москва, 15-16 ноября 2006 г.). – М., 2006. С. 47-49.
13.Бауэр, Е. А. Проблемы преподавания русского языка в современной Германии / Е.А. Бауэр // Современное русское языкознание и лингводидактика. Вып.2, 2007г. - С. 235-237.
14.Бауэр, Е.А. Гендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках / Е.А. Бауэр, М.К. Кабардов // Материалы IV Всеросс. съезда Российского психологического общества. - Ростов-на-Дону, C. 133.
15.Смирнова-Бауэр, Е.А. Развитие исследовательских технологий в психофизиологии и дифференциальной психологии / Е.А. Смирнова-Бауэр, М.К. Кабардов // Материалы научно-практической конференции «Молодые психологи – науке и практике (XXIV Мерлинские чтения), Пермь, 2009. Приложение к журналу Вестник ПГПУ. № 1-2 2009. - С. 36-37.
16.Смирнова-Бауэр, Е.А. Проблема индивидуальности и образовательные технологии / Е.А. Смирнова-Бауэр, М.К. Кабардов // Материалы V Международной научно-практической конференции «Человек–образование–профессия», Москва, 2009. – С. 51–53.
17.Смирнова-Бауэр, Е.А. Фактор общения и новые обучающие технологии / Е.А. Смирнова-Бауэр, М.К. Кабардов Международная конференция «Психология общения XXI век: 10 лет развития», Москва, 2009.- С. 295-300
18.Смирнова-Бауэр, Е.А. Некоторые аспекты проблемы педагогической компетентности в современной Германии / Е.А. Смирнова-Бауэр, М.К. Кабардов // VI Междунар. науч.-практич. конференция «Учитель, преподаватель, тренер», Москва, 2010 г. – С. 36-40.
19.Смирнова-Бауэр, Е.А. Современные технологии обучения родному и иностранному языкам и проблема языковых способностей / Е.А. Смирнова-Бауэр, М.К. Кабардов // Всеросс. науч.-практич. конф. «Начальное общее образование в условиях законодательно установленного двуязычия: опыт, проблемы, перспективы». Нальчик, 2010.
20.Бауэр, Е.А. Проблема преодоления предрассудков и стереотипов как необходимое условие развития глобализации в современном мире (на примере современной Германии)/ Е.А. Бауэр, М.К. Кабардов// I Всеросс. молодежн. науч. конф. «Личность в межкультурном пространстве». Томск, 2010.
21.Смирнова-Бауэр Е.А. Некоторые аспекты межкультурного общения в процессе обучения иностранному языку / Е.А. Смирнова-Бауэр, М.К. Кабардов // IV Международная научно-практическая конференция "Социокультурные проблемы современного человека". Новосибирск, 19-24 апреля 2010 г.
22.Смирнова-Бауэр, Е.А. Проблема интеркультурной коммуникации и компетентности / Е.А. Смирнова-Бауэр, М.К. Кабардов // VI Междунар.науч.-практич. конф. «Семья и современные проблемы формирования системы базовых гуманитарных ценностей человека». Рязань, 12-13 мая 2011 года .- С. 23-24.
23.Бауэр, Е.А. Межкультурное обучение / Е.А. Бауэр // VI Международная научно-практическая конференция «Семья и современные проблемы формирования системы базовых гуманитарных ценностей человека». Рязань, 12-13 мая 2011 года. - С. 17-18.
24.Бауэр Е.А. Проблема овладения языком в контексте психолого-педагогической адаптации мигрантов / Е.А. Бауэр, М.К. Кабардов М.К // Научная конференция с международным участием «Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: К 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова». Москва, 27 – 28 октября 2011 г.
25.Бауэр Е.А. Некоторые проблемы межкультурного обучения в странах Западной Европы (на примере современной Германии)/ Е.А. Бауэр, Х. Бауэр // Первые Междунар. Усмановские Чтения «Проблемы модернизации Башкортостана в контексте истории и современности России». Стерлитамак, ноябрь 2011 г. – С. 294-297.
Учебно-методические работы:
26.Бауэр, Е.А. Система образования в России в эпоху глобализации: проблемы и перспективы (на нем. яз.)/ Е.А. Бауэр//Пособие (рукопись), 150 стр. – Кельн, 2006.
Монографии:
27.Бауэр, Е.А. Межполушарная асимметрия мозга и технологии обучения иностранному языку. Монография/ Е.А. Бауэр//МГОУ, 2007. - 155 стр.
28.Bauer E. Die Entwicklung des Bildungssystems im modernen Russland. Universität zu Köln. Humanwissenschaftliche Fakultät. Köln, 2011. – 65 S