Научная тема: «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2012
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Банковский надзор представляется составной частью государственного финансового контроля, что обусловлено, с одной стороны,  правовой природой финансового контроля, под которым, в свою очередь,  понимается регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных субъектов по проверке соблюдения законности всеми субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности для достижения в обществе социально значимых целей и задач; а, с другой стороны, правовой природой банковского надзора, осуществляемого за деятельностью кредитных организаций, консолидирующих децентрализованные фонды денежных средств.

Кроме общей цели, присущей финансовому контролю, - выявления несоответствия конкретных действий поднадзорных субъектов  требованиям действующего законодательства - банковскому надзору присуща специфическая цель, а именно: предупреждение нарушения прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков, а также иных публичных интересов.

2. Банковский надзор неотъемлем от современной финансовой системы в целом и банковской системы в частности и представляет собой вид публично-правовой деятельности, осуществляемой центральным банком и (или) специальным публично-правовым органом (или несколькими органами), нацеленной на поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и, как следствие, на поддержание стабильности всей финансовой системы и национальной денежной единицы, а также на защиту интересов вкладчиков и кредиторов. В современных условиях важнейшей целью банковского надзора, наряду с указанными,  становится предотвращение кризисов в банковском секторе и, следовательно, в финансовой системе в целом. Промежуточная цель банковского надзора определяется как сбалансированное ограничение рисков, возникающих в процессе осуществления банковской деятельности.

3. В результате исследования различных способов формирования органов банковского надзора обосновано, что наиболее полному достижению целей банковского надзора способствует его осуществление центральным банком, так как центральный банк способен оперативнее реагировать на финансовые проблемы банковской системы, в том числе через механизмы рефинансирования, и, следовательно, эффективнее поддерживать стабильность финансового сектора.

4. Обосновано, что функционирование системы банковского надзора базируется на правовых принципах, которые обеспечивают  взаимосвязь банковского надзора с иными видами финансового контроля и взаимодействие национальных органов банковского надзора с органами банковского надзора других государств.

Представляется возможным выделить общие (основополагающие, универсальные), специальные и организационно-правовые принципы банковского надзора.

К общим принципам, лежащим в основе функционирования банковского надзора в Российской Федерации, отнесены принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, а именно: социального государства, равенства условий экономической деятельности для всех ее участников, поддержки конкуренции,  свободного экономического пространства.

К специальным принципам относятся принципы: законности, соразмерности, эффективности, независимости, объективности и компетентности, соответствия банковского надзора международным стандартам.

Организационно-правовые принципы сформулированы Базельским комитетом по банковскому надзору в акте «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» (Core Principles for Effective Banking Supervision).

5. По результатам исследования определений понятия банковской системы, имеющихся в научной литературе и в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», под банковской системой предлагается понимать структурированное единство взаимосвязанных элементов, включающих:

а) орган денежно-кредитной политики и орган банковского надзора (в Российской Федерации - Банк России);

б) институты страхования депозитов (в Российской Федерации - Агентство по страхованию вкладов);

в) кредитные институты, которые либо привлекают средства и за счет привлеченных средств создают кредитное предложение; либо организуют и осуществляют платежи по поручению своих клиентов в пользу третьих лиц; либо и привлекают средства, и организуют и осуществляют платежи по поручению своих клиентов в пользу третьих лиц (в Российской Федерации - банки  и небанковские кредитные организации);

г) филиалы и представительства иностранных банков;

д) банковские группы и банковские холдинги;

е) организации, которые, формально не относясь к кредитным институтам, выполняют определенные функции в рамках поддержания инфраструктуры банковского сектора (валютные биржи, центральные депозитарии и проч.). Становление этих институтов в Российской Федерации в настоящее время продолжается;

ж) кредитные субинституты, существование которых зависит от состояние национальной экономики конкретной страны и ее традиций. К такого рода субинститутам относятся кредитные кооперативы; субъекты платежной системы, не являющиеся кредитными организациями  и т.д.

з) институты развития (примером может служить Внешэкономбанк России, который, формально не являясь банком, активно осуществляет банковскую деятельность, опираясь на самостоятельный закон);

и) отношения, складывающиеся между указанными выше институтами, которые носят разнообразный - прежде всего, экономический и правовой - характер;

к) правовые нормы, регулирующие отношения между институтами, преобразующие эти отношения в правоотношения различных видов.

6. Эффективное функционирование банковской системы в целом возможно только при наличии системы банковского надзора, которую следует понимать как структурированное единство взаимосвязанных элементов, включающей в себя субъекты надзора (в России - Банк России и частично Агентство по страхованию вкладов), объекты надзора (кредитные организации, банковские группы, субъекты платежной системы), отношения, возникающие между субъектами и объектами надзора, цели и принципы надзора, а также регулятивную подсистему. Структурообразующим элементом системы, ее инвариантом является публичный интерес, позитивно выраженный в целях банковского надзора.

7. Основная роль в регулировании отношений между субъектами и объектами банковского надзора принадлежит финансовому праву. Кредитные организации в процессе осуществления банковской деятельности аккумулируют и распределяют децентрализованные фонды денежных средств, что является предметом финансово-правового регулирования. Надзор за кредитными организациями есть в конечном итоге надзор за процессом аккумулирования и распределения указанных фондов, что обуславливает финансово-правовой характер банковского надзора.

Полагаем, что к финансовым правоотношениям в области банковского надзора следует отнести правоотношения, возникающие между Банком России и кредитными организациями по поводу: оценки финансовой устойчивости учредителей кредитной организации; осуществления текущего  надзора; проведения проверок; надзора за выполнением обязательных нормативов и требований по созданию резервов на возможные потери под ссуды и иные активы; осуществление контроля рисков, принимаемых на себя кредитными организациями; применение мер по предупреждению банкротства кредитных организаций; и др.

8. Эффективный банковский надзор возможен только при законодательном закреплении и реальном осуществлении принципа независимости надзорного органа, который обеспечивается  различными мерами, включая правовые, организационные, финансовые. Закрепление принципа независимости Банка России от других органов государственной власти в статье 75 Конституции РФ позволяет Банку России эффективно осуществлять свои функции, в том числе по банковскому надзору.

9.  По результатам исследования правового статуса Банка России обоснована позиция, состоящая в том, что Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора осуществляет государственно-властные полномочия, но не входит при этом в систему разделения властей, закрепленную в статье 11 Конституции РФ.

Уточнению правового статуса Банка России будет способствовать его признание юридическим лицом публичного права.

10. Обосновано, что под формами банковского надзора понимаются способы выражения и организации контрольных действий надзорного органа, направленные на достижение целей банковского надзора на стадии создания, функционирования, ликвидации кредитных организаций. Предложена следующая классификация форм банковского надзора:

1) предварительный надзор (на этапе выдачи лицензии на осуществление банковских операций);

2) текущий надзор (в ходе текущей деятельности кредитной организации);

3) «последующий» надзор (надзор за «проблемными банками» (частично), вопросы отзыва лицензии на осуществление банковских операций, вопросы ликвидации (в том числе в порядке банкротства) кредитных организаций).

В работе сформулированы соответствующие цели и методы, характерные для  каждой из вышеперечисленных форм.

11. На основании изучения опыта организации надзорной деятельности различных стран, включая Россию, обосновано, что основным методом текущего банковского надзора является проверка.

С целью достижения большей эффективности надзорной деятельности целесообразно проверки кредитных организаций, проводимые представителями органа банковского надзора, дополнять аудиторскими проверками, которые могут проводиться в определенных случаях по поручению органа банковского надзора.

Улучшению качества банковского надзора и усилению доверия со стороны банковского сообщества к надзорному органу будут способствовать изменения действующего российского законодательства, позволяющие Банку России инициировать проведение аудиторских проверок кредитных организаций.

12. С правовой точки зрения банковский надзор может быть эффективен только при наделении органа банковского надзора властными полномочиями по применению мер принуждения в отношении поднадзорных субъектов.

Обосновано, что меры принуждения, применяемые Банком России к кредитным организациям, по своей правовой природе являются мерами публично-правового воздействия, и предложена их классификация по различным основаниям: в зависимости от сферы применения: на меры принуждения, применяемые в связи с осуществлением денежно-кредитной политики и применяемые в связи с осуществлением задачи развития и укрепления банковской системы; в зависимости от стадии деятельности кредитной организации:  на меры принуждения, применяемые  на стадии предварительного надзора (в процессе лицензировании деятельности кредитных организации, в процессе решения иных задач, обуславливающих возможность деятельности кредитной организации); на стадии текущей деятельности кредитной организации и, наконец, меры принуждения, применяемые к «проблемным» банкам; в зависимости от правовой природы: на меры предупреждения, пресечения, наказания и правовосстановительные.

13. Обосновано, что банковский надзор в Российской Федерации должен соответствовать международно-признанным стандартам банковского надзора, которые формулируются в актах Базельского комитета по банковскому надзору. Указанные акты по своей правовой природе относятся к актам «мягкого» права и формально не являются обязательными для национальных юрисдикций. Однако в силу специфики современного международного сотрудничества отказ от выполнения международно-признанных стандартов банковского надзора негативным образом сказывается на функционировании банковских систем государств, не следующим этим стандартам, и, в частности, прямо влияет на кредитные организации, осуществляющие трансграничные операции.

14. Достижение целей и задач, стоящих перед банковской системой, предполагает, что применение международных стандартов в области банковского надзора в национальных юрисдикциях необходимо строить, принимая во внимание характер рисков, присущих местной  банковской системе. Каждая страна определяет, насколько необходимо дополнить данные стандарты требованиями для учета конкретных рисков и общих условий, превалирующих на ее собственном рынке. В государстве должна функционировать достаточно гибкая законодательная система, позволяющая органам банковского надзора периодически пересматривать политику и практику надзора в свете новых тенденций или событий.

15. Современные международные стандарты в области банковского надзора особое внимание уделяют вопросам управления рисками, под которыми предложено понимать вероятность наступления неблагоприятных последствий, которая зависит как от складывающихся условий деятельности субъекта (например, коньюнктуры рынков), так и самого субъекта, в том числе от того, насколько он способен управлять - т.е. выявлять (осуществлять мониторинг, анализ на основании систем учета и отчетности) и снижать уровень риска. Неблагоприятные последствия связаны с экономическими потерями, но вероятность их наступления зависит от многих аспектов деятельности субъекта соответствующих отношений - именно этот фактор позволяет говорить о возможности управления рисками.

16. Среди видов рисков, возникающих в процессе осуществления банковской деятельности, особое внимание уделено правовому риску, который рассматривается как самостоятельный вид рисков.  Под правовым риском следует понимать вероятность возникновения потерь от действия правовых факторов - совершения действий (например, заключения сделок), несоответствующих законодательству или обычаям делового оборота, либо невыполнением договорных обязанностей.

Выделение правовых рисков в деятельности кредитных организаций во многом обусловлено необходимостью достижения эффективности использования ресурсов, связанных с организацией правовой работы, а также с попытками спрогнозировать прибыли и убытки от возрастания этого риска. И хотя правовой риск является периферийным, он также влияет на рост прибылей и убытков кредитных институтов и степень доверия к ним, поэтому его необходимо учитывать в процессе риск-ориентированного надзора.

17.  Современные подходы в сфере банковского надзора акцентируют внимание как надзорных органов, так и финансовых институтов на вопросах управления банковскими рисками. Орган банковского надзора должен осуществлять надзор за тем, как строятся модели управления рисками в каждой кредитной организации. Эффективность надзора обусловлена наделением органа банковского надзора  правом принятия мер воздействия на основании профессионального суждения. Профессиональное суждение является основополагающим элементом современного банковского надзора, поэтому необходимо внести поправки в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предусматривающие возможность принятия Банком России решения на основании профессионального суждения, а также определяющие сферы его применения.

18. В целях гармонизации российского законодательства с международно-признанными стандартами в сфере банковского надзора и устранения отдельных несоответствий предлагаются изменения в действующее законодательство, регулирующее банковский надзор. В работе дается исчерпывающий перечень актов и изменений, которые предлагает внести автор.

Список опубликованных работ
Научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для опубликования научных результатов диссертаций

1.Рождественская Т.Э. Страхование вкладов граждан в России: правовые условия и перспективы развития / Рождественская Т.Э. // Закон и право. 2003. № 9. (0,5 п.л.).

2.Рождественская Т.Э. Формы банковского надзора в Российской Федерации / Рождественская Т.Э. // Банковское право. 2010. № 3. (0,5 п.л.).

3.Рождественская Т.Э. Правовое регулирование банковской системы в посткризисный период / Рождественская Т.Э. // Банковское право. 2010. № 5. (0,4 п.л.).

4.Рождественская Т.Э. Национальная платежная система как объект надзора / Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. // Банковское право. 2011. № 4. (0,4 п.л.).

5. Рождественская Т.Э. Правовое регулирование риска ликвидности в Российской Федерации в соответствии с международно-правовыми стандартами / Рождественская Т.Э. // Вопросы экономики и права. 2011, июнь. (0,6 .л.).

6.Рождественская Т.Э. Банковский надзор за трансграничными банками в Российской Федерации / Рождественская Т.Э. // Вопросы экономики и права. 2011, сентябрь. (0,6 п.л.).

7.Рождественская Т.Э. Правовое регулирование консолидированного банковского надзора в Российской Федерации: реалии и перспективы развития / Рождественская Т.Э. // Вопросы экономики и права. 2011, август. (0,5 п.л.)

8.Рождественская Т.Э. Понятие правового риска в документах Банка международных расчетов / Рождественская Т.Э. // Банковское право. 2011. № 6. (0,5 п.л.).

9.Рождественская Т.Э. Банковское право как комплексная отрасль законодательства / Рождественская Т.Э. // LEX RUSSICA. 2011. № 6. (0,5 п.л.).

10.Рождественская Т.Э. К вопросу о соотношении понятий «надзор» и «контроль» в праве / Рождественская Т.Э. // Вопросы экономики и права. 2011, декабрь. (0,6 п.л.).

11. Рождественская Т.Э. Правовые принципы банковского надзора / Рождественская Т.Э. // Вопросы экономики и права. 2012, январь (0,9 п.л.).

12.Рождественская Т.Э. Правовое регулирование внутреннего контроля в кредитных организациях: реализация международно-правовых стандартов банковского надзора в РФ / Рождественская Т.Э. // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 1. (0,5 п.л.). (в печати)

13. Рождественская Т.Э. Организация внутреннего контроля в кредитных организациях: правовые аспекты» / Рождественская Т.Э. // Вестник Саратовской государственной академии права (Вестник СГАП). 2012. № 2 (0,5 п.л.) (в печати)

14.Рождественская Т.Э. Понятие правового риска / Рождественская Т.Э. // Государство и право. 2012. № 3. (0,7 п.л.) (в печати)

Монографии

15.Рождественская Т.Э. Банковский надзор в Российской Федерации: теоретико-правовые основы. Монография. – М., Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. (13,5 п.л.)

16.Рождественская Т.Э. Правовой механизм реализации базельских принципов банковского надзора в Российской Федерации. Монография. – М., Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2011. (12, 75 п.л.).

17.Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Монография. / Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г., Кененов А.А. – Смоленск, Траст-Имаком. – 1995. (6 п.л.).

Иные научные статьи и публикации

18.Tatiana Rozhdestvenskaya. Russian Banking Legislation: past, present and future development / Alexei Guznov e Tatiana Rozhdestvenskaya. Revista da Procuradoria-Geral do Banco Central. - Volume 4, Nъmero 2, Dezembro 2010. (1 п.л.) - http://www.bcb.gov.br/pgbcb/122010/revista_pgbc_vol4_n2_dez2010.pdf.

19.Рождественская Т.Э. Эволюция банковского законодательства России / Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. // Банковский Вестник. Информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального банка Республики Беларусь. – 2011, снежань. (0,8 п.л.)

20.Рождественская Т.Э. Правовое регулирование национальной платежной системы в России / Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. //http://lexbox.am/uploads/PDF/Articles/Vcharahashvarkayin_hamakarg_RD.pdf. - 02.12.2011.

21.Рождественская Т.Э., Зайцева Е.Р. Теория и практика правовой науки США (рецензия на: Кальви Д.В., Колеман С. Американское право и правовые системы. – Нью-Джерси, 1992.) // Рождественская Т.Э., Зайцева Е.Р. Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - № 1. – 0,2 п.л.

22.Рождественская Т.Э. Проблема совершенствования корпоративного управления в кредитных организациях в свете проблемы глобализации // Материалы ВНПК, РПА МЮ РФ, 2005. (0,5 п.л.).

23.Рождественская Т.Э. Реализация основополагающих принципов банковского надзора в Российской Федерации: методы текущего банковского надзора // Материалы Международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)», тезисы докладов по кафедре финансового права и бухгалтерского учета. – М., ООО «Изд-во «Элит», 2009. (0,3 п.л.).

24.Рождественская Т.Э. Меры по повышению устойчивости банковского сектора как правовой ответ на вызовы XXI века//Материалы Международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)», тезисы докладов. – М., ООО «Изд-во «Элит», 2010. (0,3 п.л.)

25.Рождественская Т.Э. Банковский надзор в финансовой системе Российской Федерации//Материалы Международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)»: специальный выпуск кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА имени О.Е.Кутафина. – М., ООО «Изд-во «Элит», 2010. (0,4 п.л.)

26. Рождественская Т.Э. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации в кризисных и посткризисных условиях//В сб. научных тр. «Финансовая система: экономические и правовые проблемы ее функционирования (в кризисных и посткризисных условиях). - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. (0,2 п.л.).

27.Рождественская Т.Э. Международно-правовые новеллы, направленные на обеспечение стабильности банковских систем // Сборник докладов международной научно-практической конференции «Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России» (Кутафинские чтения)»: доклады по кафедре финансового права МГЮА имени О.Е.Кутафина. – М., ООО «Изд-во «Элит», 2012. (0,4 п.л.).

Учебники, учебные пособия

28.Рождественская Т.Э. Банковское право: учеб. пособие – М., РПА МЮ РФ, 2006. (12, 6 п.л.).

29.Рождественская Т.Э. Банковские операции: учебное пособие – РПА МЮ РФ, 2007. (4, 75 п.л.).

30.Рождественская Т.Э. Банковское право: учеб. пособие. – Гос.ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд дом Гос. Ун-та – Высшей школы экономики, 2010. (25,5 п.л.).

31.Актуальные проблемы теории права. (Курс лекций). Под ред. К.Б.Толкачева, А.Г.Хабибулина; Уфимская высшая школа МВД РФ. – Уфа, 1995. (15,4/1 п.л.).

32.Правоведение: Учебник для вузов//Под ред. проф. С.Н.Бабурина – М., НОРМА, 2003. (37/1,2 п.л.).

33.Банковское право Российской Федерации: учеб. пособие / отв. ред. Е.Ю.Грачева. – М.: Норма, 2008. (24/8 п.л.).

34.Правовые основы бухгалтерского учета: учеб. /Е.И. Арефкина, Л.Л. Арзуманова и др.; отв. ред. Е.Ю.Грачева, Е.И.Арефкина. – М.:Проспект, 2010. (19,5/2,1 п.л.).

35.Финансовое право: учебник/под ред. Е.Ю.Грачевой. – Москва: Проспект, 2011. (36/4,5 п.л.).

36.Банковское право Российской Федерации: учеб. пособие / отв. ред. Е.Ю.Грачева. 2-е изд. – М.: Норма, 2011. (25/18,5 п.л.).

37.Налоговое право: учебник/под ред. Е.Ю.Грачевой, О.В.Болтиновой. – Москва: Проспект, 2012. (24/2,5 п.л.)

Учебно-методические работы

38.Рождественская Т.Э. Банковское право: программа, учебно-методические материалы. – М., РПА МЮ РФ. – 2005. (1 п.л.)

39.Рождественская Т.Э. Правовое регулирование банковских расчетов: программа, учебно-методические материалы – М., РПА МЮ РФ. – 2005. (1 п.л.)

40.Рождественская Т.Э. Правовое регулирование банковской деятельности: программа, учебно-методические материалы – М., ГОУ-ВШЭ, факультет «Экономики» - 2008. (1 п.л.)

41.Рождественская Т.Э. Финансово-правовые проблемы банковской деятельности: программа и методические материалы//Сборник методических материалов по спецсеминарам. Отв. ред. Е.Ю.Грачева – М., МГЮА– 2009. (1 п.л.)

42.Рождественская Т.Э. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности. Сборник методических материалов по спецкурсу – М., МГЮА – 2009. (1 п.л.)

43.Рождественская Т.Э. Банковское право Российской Федерации и зарубежных стран: учебно-методический комплекс – М., МГЮА - 2009. (1,5 п.л.).