Научная тема: «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫМ УГРОЗАМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. В настоящее время под влиянием процессов глобализации и информационной революции происходит рост угроз безопасности страны, связанных с финансово-экономическими кризисами, ростом межгосударственного информационного противоборства, транснациональной преступности, международного терроризма, интенсификацией деятельности экстремистских, фундаменталистских и этносепаратистских организаций, «цветными» революциями, переходом ведущих государств к поколению «сетецентрических» войн. Это обусловливает включение в число факторов и условий политической стабильности мер и действий по защите суверенитета и сохранению территориальной целостности страны. В данном ракурсе поддержание политической стабильности общества может рассматриваться как система мер и действий государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций, направленная на обеспечение легитимности власти, сохранение внутреннего гражданского, межнационального и межконфессионального мира, территориальной целостности и защиту суверенитета на уровне регионов и в масштабе всей страны от внешних, внутренних и трансграничных угроз.

2. В целом, можно выделить следующие современные сценарии политической дестабилизации общества. Сценарий политической дестабилизации общества экстремистскими сетями предусматривает: 1) формирование экстремистской сети и пропаганда ее идей; 2) проведение экстремистами конфликтной мобилизации в условиях роста социально-политической напряженности в социуме и создание массового протестного движения; 3) реализация мер и действий по оказанию давления на власть или ее смене при помощи «цветных» революций, международной изоляции страны. Сценарий политической дестабилизации общества террористическими и сепаратистскими сетями предполагает: 1) формирование сепаратистской (террористической) организации и пропаганда ее идей среди населения региона или страны; 2) проведение конфликтной мобилизации в условиях роста социально-политической напряженности в социуме, создание вооруженных формирований и массового движения в поддержку сепаратизма (терроризма); 3) реализация мер и действий по оказанию давления на власть или ее смене при помощи террористических акций, развертывания партизанских боевых действий, государственных переворотов, международной изоляции страны и военного вторжения в нее.

3. Системное противодействие современным угрозам политической стабильности - комплекс превентивных и оперативных мер и действий, реализуемых государством и негосударственными участниками обеспечения национальной безопасности для сохранения духовных основ общества, предупреждения, нейтрализации и пресечения действий сетевых экстремистских, сепаратистских и террористических структур, массовых акций политической дестабилизации, вмешательства во внутренние дела страны. Материальной основой защиты общества и государства от действий сетей экстремистских, сепаратистских и террористических сил является система противодействия современным угрозам политической стабильности. Формами системного противодействия современным угрозам политической стабильности являются меры по повышению устойчивости государства к деструктивному информационному воздействию, экономическому и военному ослаблению страны, обострению социально-политических противоречий в обществе и стратегемы противодействия внешним, внутренним и трансграничным угрозам. Важнейшее значение для повышения устойчивости страны к современным угрозам политической стабильности имеет защита и сохранение духовных, идейно-ценностных, культурных, образовательных и социально-экономических основ государства и общества. Фактически данные основы выступают главными гарантиями национальной безопасности страны, и государство, отказывающееся от своей ответственности и обязательств перед гражданами в этих сферах, подрывает политическую стабильность на наиболее глубоком уровне.

4. Преимуществом адаптивной модели противодействия современным угрозам политической стабильности является стремление придерживающихся ее государств (прежде всего США, Канады, стран Евросоюза) превентивно устранять внутренние и внешние источники нестабильности и гибко реагировать на них, регулировать внутренние политические конфликты. Вместе с тем, потенциал адаптивной модели по превентивному устранению источников нестабильности более оптимально реализуется лишь в ситуации экономической стабильности государств, и при нарастании, как показывают последние события, протестной активности населения  США и стран Евросоюза в условиях обострения глобального экономического кризиса ее возможности оказываются недостаточными. В отдельных государствах, следующих консервативной модели противодействия современным угрозам политической стабильности (КНР, Белоруссия), осуществляется плавное политическое и социально-экономическое реформирование социума, созданы достаточно эффективные системы борьбы с экстремистскими, сепаратистскими и террористическими организациями. Однако и здесь возникают свои проблемы. Речь идет и об острых политических проблемах внутри отмеченных стран, и о том, что ряд государств, придерживающихся консервативной модели (многие страны Ближнего Востока и др.), оказались неспособными нейтрализовать внешние источники нестабильности и заблаговременно снижать влияние на социум экстремистских организаций.

5. Позитивное значение зарубежного опыта противодействия современным угрозам политической стабильности для обеспечения национальной безопасности России заключается в возможности использования: практики предупреждения внутригосударственных конфликтов за счет соблюдения социально-экономических, религиозных, этнических прав различных групп населения, реализации мер интеграции этнических и религиозных общин в гражданскую нацию принимающей страны (США, европейские страны); опыта нормализации межгосударственных отношений путем вовлечения оппонентов во взаимовыгодное торгово-экономическое, политическое и военное сотрудничество и партнерство (КНР); концепции «умных границ», опыта внедрения инноваций и стимулирования их появления в контексте решения задач борьбы с трансграничными угрозами; опыта участия граждан страны в предупреждении и ликвидации катастрофических последствий реализации террористических угроз (США).

6. Учитывая зарубежный опыт (США, КНР, Иран), а также растущее значение задачи противодействия современным угрозам политической стабильности, которые сочетают в себе измерения террористической, экстремистской, сепаратистской, военной активности, социальной, экономической, этнической и иной напряженности, полномочия по принятию решений в этой области в России целесообразно сохранить за Советом Безопасности РФ, не передавая их в иные органы более низкого уровня (в Межведомственную комиссию РФ по противодействию экстремизму или Национальный антитеррористический комитет). В отличие от зарубежной практики, представляется необходимым разработка комплекса мер противодействия современным угрозам политической стабильности, не ограничиваясь постановкой задач в этой сфере в Стратегии национальной безопасности России. 

7. Важнейшим направлением предупреждения угроз политической стабильности должна стать защита духовных ценностей российского народа, включающая долгосрочные и оперативные меры. К мерам долгосрочного плана, направленным на восстановление системы духовных ценностей и сохранение исторической памяти российской нации, следует отнести следующие мероприятия: разработку основ интегративной идеологии, а также способного консолидировать большую часть российского общества проекта долгосрочного развития РФ; противодействие фальсификации отечественной истории, особенно ее ключевых событий, процессов и действий участников; трансляцию и тиражирование традиционных духовных ценностей в обществе посредством институтов социализации (школы, армии), средств массовой информации (прессы и электронных масс-медиа). К мерам оперативного характера стоит отнести информационные кампании разного масштаба по формированию позитивного образа страны, направленные на внутрироссийскую аудиторию, и мероприятия ограничительного и запретительного характера по отношению к деструктивному духовному и информационному воздействию на общество. 

8. В современных условиях основными участниками внутригосударственных конфликтов и субъектами угроз политической стабильности и территориальной целостности Российского государства стали сетевые структуры - террористические, сепаратистские и экстремистские формирования. Учитывая  особенности их функционирования и морфологии, борьбу с подобными сетями целесообразно осуществлять путем их дезорганизации в ходе всех этапов конфликта и в мирный период, однако оптимальное для этого время - до политической мобилизации и роста протестной активности населения в фазе формирования внутригосударственного столкновения. Дезорганизация сетей возможна по следующим направлениям: проведение информационно-психологических операций с целью подрыва идеологии, авторитета лидеров и актива экстремистских, сепаратистских и террористических организаций в благоприятно относящейся к ним социальной среде, убеждение участников сетей в бесперспективности их деятельности; оказание социально-экономической помощи категориям граждан, склонным поддерживать экстремистские требования; повышение поддержки обществом федеральной и региональной власти; кооперация с государствами-партнерами в борьбе с сетями и оказание экономического, дипломатического и иного рода давления на их спонсоров и актив; реализация мер в области антитеррористической, молодежной, пограничной, таможенной политики, контрразведывательной деятельности и финансовому мониторингу для изоляции сетей от источников материальных, денежных и людских ресурсов с последующей ликвидацией этих формирований.

9. Системное противодействие современным угрозам политической стабильности России предполагает, наряду с другими мерами, недопущение попыток проведения массовых акций политической дестабилизации в регионах Юга и полиэтничных мегаполисах нашей страны. Предупреждению массовых акций политической дестабилизации могут содействовать: региональная политика федерального Центра, предполагающая достижение реальных позитивных перемен в сфере борьбы с коррупцией в органах власти и управления субъектов РФ, стимулирование экономического роста, усиление транспортной, энергетической коммуникационной связности российских регионов, формирование надэтнической и надконфессиональной идентичности их населения, пропаганду идей толерантности; усиление политических позиций Центра на Северном Кавказе за счет деятельности системной оппозиции в республиках, формирования в них массовых движений и организаций в поддержку проводимых руководством страны преобразований; деятельность по дезорганизации националистических, исламистских движений, пресечение деструктивного использования ими современных средств связи и сети Интернет, повышение эффективности борьбе с терроризмом на Северном Кавказе. Пресечение и нейтрализация попыток проведения массовых акций дестабилизации подразумевает: осуществление профилактических мероприятий в области противодействия современным угрозам политической стабильности (подрыв доверия населения к сетям экстремистов, сепаратистов и исламских радикалов с помощью информационных кампаний по нейтрализации внедряемых ими фреймов в молодежной среде, установление партнерства государства и общественных, бизнес-, этнических, религиозных организаций в этой области); локализацию возможных проявлений протестной активности мобилизованного населения (установление контроля над потенциальными местами проведения антиправительственных манифестаций, митингов, своевременная организация акций в поддержку действий федерального Центра).

10. Существующие в России межведомственные координационные органы в сфере обеспечения национальной безопасности являются либо узко специализированными (Национальный антитеррористический комитет), либо не обладают полномочиями по принятию оперативных решений в области борьбы с силовыми и несиловыми формами политической дестабилизации (Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в РФ) и/или не могут действовать на межрегиональном уровне (советы по обеспечению правопорядка при высших должностных лицах субъектов федерации).

В контексте роста социальной напряженности в РФ представляется целесообразным создание специального координационного механизма в сфере противодействия современным угрозам политической стабильности России. Поскольку политическая дестабилизация несет непосредственную угрозу конституционному строю России, гарантом которого выступает Президент РФ, высшим звеном данного механизма мог бы быть консультативный орган при главе государства, статусу которого в целом соответствует Совет Безопасности России. Это позволило бы осуществлять комплексное противодействие современным угрозам политической стабильности дипломатическими, экономическими, финансовыми, информационными, административными, военными и иными средствами. Постоянная координация в данной сфере подразумевает формирование для этого специального органа планирования, организации и контроля. Наиболее близкими его аналогами являются наделенные широкими распорядительными полномочиями оперативные штабы региональных антитеррористических комиссий и Федеральный оперативный штаб Национального антитеррористического комитета. В этом смысле данным органом мог бы стать Федеральный оперативный штаб Совета Безопасности РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти - министерства иностранных, внутренних дел, обороны, федеральные службы безопасности, внешней разведки, охраны и др. сохранили бы за собой функции по применению сил и средств национальной безопасности, что обеспечило бы устойчивость уже оправдавшей себя системы управления ими. Думается, что для повышения эффективности противодействия внутренним и трансграничным угрозам политической стабильности России на Федеральный оперативный штаб Совета Безопасности РФ могли бы быть также возложены функции по координации деятельности специально созданных межведомственных советов и оперативных штабов при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах (на межрегиональном уровне), а также межведомственных советов и оперативных штабов при высших должностных лицах субъектов федерации (на уровне регионов).

11. Предупреждение и парирование внешних угроз политической стабильности России в контексте межгосударственного соперничества за доступ к энергоресурсам и контроль над системами их транспортировки  предполагает реализацию следующего комплекса мер и действий.

В условиях международного мира целесообразно продолжить внешнеполитический курс по вовлечению мировых центров силы в сотрудничество с Россией. Этому могут способствовать укрепление отношений стратегического партнерства и сотрудничества в торгово-экономической, энергетической сферах с европейскими странами; участие России в международных организациях коллективной безопасности и экономического сотрудничества (ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС и др.); поддержание предсоюзнических отношений с КНР, взаимовыгодное и равноправное сотрудничество с США. В период перехода от мирного взаимодействия к латентной фазе и фазе обострения отношений в межгосударственном столкновении основные усилия российского руководства, дипломатии и вооруженных сил, по-видимому, стоит сосредоточить на сдерживании потенциальной агрессии и, следовательно, на сохранении и укреплении достаточного военного потенциала. В фазах обострения межгосударственных отношений и открытого столкновения Россия может прибегнуть к формированию коалиций и непосредственному сдерживанию своих противников для недопущения ситуации пассивного предрешения и деэскалации возможных столкновений с государствами-оппонентами.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Семченков А.С. Управление межгосударственными конфликтами в системе обеспечения национальной безопасности России. Монография. М.: Социально-политическая мысль, 2006. – 18,17 п.л.

2. Семченков А.С. Управление внутригосударственными конфликтами и обеспечение политической стабильности в России. Монография. М.: Социально-политическая мысль, 2007. – 19,1 п.л.

3. Семченков А.С. Противодействие угрозам политической дестабилизации как направление обеспечения национальной безопасности России. М.: МАКС Пресс, 2011. – 17,25 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

4. Семченков А.С. Генезис концепций экологической безопасности / VI научная конференция «Глобальный кризис и проблемы мировой политики» // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2001. № 3. С. 63 – 67. – 0,2 п.л.

5. Семченков А.С. Критерии национальной безопасности / VII научная конференция «Глобальный кризис и проблемы мировой политики» // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. № 3. С. 49 – 54. – 0,25 п.л.

6. Семченков А.С. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2002. № 2. С. 46 – 63. – 0,9 п.л.

7. Семченков А.С. Оценка состояния политической безопасности России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2003. № 2. С. 13 – 17. – 0,3 п.л.

8. Семченков А.С. Сотрудничество России и ЕС в области международной безопасности. Опыт общественно-политических трансформаций на постсоциалистическом пространстве: «круглый стол» российских и польских ученых // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2005. № 2. С. 66 – 71. – 0,21 п.л.

9. Семченков А.С. Геополитическая стратегия России: выбор оптимального варианта // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2005. № 3. С. 48 – 69. – 1 п.л.

10. Семченков А.С. Формы управления межгосударственными конфликтами: отечественный опыт применения // Вестник Московского университета. Серия 11. Политические науки. 2005. № 6. С. 12 – 29. – 0,7 п.л.

11. Семченков А.С. Международная изоляция государств: стратегии предупреждения и преодоления // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 6. С. 14 – 25. – 0,7 п.л.

12. Семченков А.С. Экономическое сотрудничество в управлении межгосударственными конфликтами // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2007. № 2. С. 25 – 34. – 0,5 п.л.

13. Семченков А.С. Современные дискуссии об адекватной форме территориально-государственного устройства России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2007. № 4. С. 103 – 108. – 0,3 п.л.

14. Семченков А.С. Адекватная форма государственно-территориального устройства и предупреждение внутригосударственных конфликтов в России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2008. № 4. С. 109 – 112. – 0,2 п.л.

15. Семченков А.С. Циклы реорганизаций политического пространства и пути предупреждения внутригосударственных конфликтов в России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. № 2. С. 3 – 13. – 0,5 п.л.

16. Семченков А.С. Проблема разделенных народов в контексте трансформации мирового политического пространства // Политическая наука. 2009. № 1. (в соавторстве) С. 137 – 168. – 1 п.л. / 0,3 п.л.

17. Семченков А.С. Современные угрозы политической дестабилизации государств // Вестник Российской нации. 2010. № 6. С.171 – 201. – 1,1 п.л.

18. Семченков А.С. Обеспечение национальной безопасности России: подходы к анализу и основные этапы // Вестник Российской нации. 2011. № 1 – 2. С. 171 – 182. – 0,5 п.л.

19. Семченков А.С. Дезорганизация сетевых структур как субъектов трансграничных угроз политической стабильности России // Вестник Российской нации. 2011. № 3. С. 116 – 131. – 0,6 п.л.

20. Семченков А.С. Предупреждение и нейтрализация внешних угроз политической стабильности России // Вестник Российской нации. 2011. № 4 – 5. С. 242 – 251. – 0,4 п.л.

21. Семченков А.С. Защита духовных основ общества как задача противодействия угрозам политической стабильности России // Вестник Российской нации. 2011. № 6. С. 165 – 176. – 0,4 п.л.

Статьи в других журналах и научных сборниках по теме диссертации

22. Семченков А.С. Показатели национальной безопасности (политический аспект) // Аспекты: сборник статей по философским проблемам истории и современности. Выпуск II. М.: Современные тетради, 2003. С. 326 – 354. – 1,1 п.л.

23. Семченков А.С. Проблемы совершенствования организационной системы обеспечения внутренней безопасности России: зарубежный и российский опыт // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т.5. М.: Современные тетради, 2005. С. 484 – 485. – 0,1 п.л.

24. Семченков А.С. Современная стратегия внешней безопасности России // Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 5. М.: МГУ, 2005. С. 176 – 177. – 0,1 п.л.

25. Семченков А.С. Организационно-структурный механизм управления межгосударственными конфликтами // Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 4. М.: МГУ, 2006. С. 321 – 323. – 0,1 п.л.

26. Семченков А.С. Управление внутриполитическими конфликтами и обеспечение национальной безопасности страны // Аспекты: сб. статей по философским проблемам истории и современности. Выпуск IV. М.: Современные тетради, 2006. С. 224 – 239. – 0,6 п.л.

27. Семченков А.С. Асимметричные меры в обеспечении национальной безопасности России // Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 4. М.: МГУ, 2007. С. 158 – 159. – 0,1 п.л.

28. Семченков А.С. Обеспечение внутриполитической стабильности в Российской Федерации // Аспекты: Сб. статей по философским проблемам истории и современности: Вып.V. М.: Современные тетради, 2008. С. 177 – 185. – 0,35 п.л.

29. Семченков А.С. Пути предупреждения конфликтной этнополитической мобилизации в российских республиках // XV Международная научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов»: Секция «Философия, политология, религиоведение». Материалы конференции (10 апреля 2008 г.). М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2008. С. 409 – 410. – 0,1 п.л.

30. Семченков А.С. Дезорганизация сетевых структур как направление политики предупреждения внутригосударственных конфликтов в России // Мировая и российская политика: Сб. статей / Вып. II. М: «Весь Сергиев Посад», 2008. С. 59 – 69. – 0,5 п.л.

31. Семченков А.С. Принципы стратегии непрямого противодействия в обеспечении национальной безопасности России // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М.: МГУ, 2009. С.135 – 136. – 0,1 п.л.

32. Семченков А.С. Геополитические эпохи и обеспечение безопасности России // Политическая регионалистика и этнополитология: Сб. статей / Вып. I. М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2009. С. 132 – 141. – 0,5 п.л.

33. Семченков А.С. Сеть глобального влияния мировых лидеров и пути ее нейтрализации // SCHOLA – 2009: Сб. статей / Под общ. ред. А.Ю. Шутова и А.А. Ширинянца; сост. А.И. Волошин, Э.А. Козьменко. М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2009. С. 296 – 306. – 0,5 п.л.

34. Семченков А.С. Политическая стабильность и актуальные направления ее обеспечения в России // Конвенциональные и неконвенциональные технологии политической деятельности в условиях глобализации / Сб. статей. М.: Федерация мира и согласия, 2011. С. 222 – 228. – 0,25 п.л.

35. Семченков А.С. Пути противодействия политической дестабилизации в России // Журнал «Мир гуманитарных наук». Екатеринбург, 2011. С. 28 – 30. – 0,1 п.л.

36. Семченков А.С. Направления предупреждения политической дестабилизации России // Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире / Сб. материалов конференции. Краснодар: Пресс-Имидж, 2011. С. 126 – 129. – 0,1 п.л.

37. Семченков А.С. Особенности практики противодействия угрозам политической стабильности в системах обеспечения национальной безопасности демократических стран // Природные и техногенные кризисы в современном мире: Сб. научных статей по итогам международной конференции. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. С. 68 – 69. – 0,1 п.л.