- Актуализировано и развито категориальное обеспечение сервисологии: на основе исследования генезиса терминологического инструментария в сфере услуг определен феноменологический характер услуги как согласованного процесса взаимодействия субъектов рынка, где объектом обмена является непосредственный труд в качестве специфической деятельности. С данных позиций сфера услуг трактуется как масштабный сектор экономики с подвижными границами, в котором осуществляется производство и реализация услуг и обслуживания как систематической деятельности по изменению и поддержанию характеристик объекта услуг в требуемом состоянии длительный период времени.
- Выявлены детерминанты формирования инновационно-ориентированных приоритетов в развитии сферы услуг: определены факторы, формирующие инновационно-ориентированное развитие сферы услуг и актуализирующие потребность в инновационных решениях. Основными из них являются: научно-технический прогресс, становление общества потребления, глобализация экономики, изменение государственных и бизнес-приоритетов. Определены приоритетные для освоения в сфере сервиса решения инновационного характера: улучшающие (внутриотраслевые) - для совершенствования и развития услуг, базисные (формирующие новые отрасли) - для разработки принципиально новых видов услуг.
- Разработаны сущностные и типологические характеристики инновационных услуг, определяющих инновационно-ориентированное развитие сервисной сферы: на основе предложенного и обоснованного определения инновационных услуг как услуг, обладающих объективной новизной, произведено их классифицирование по месту в инновационном процессе: услуги по разработке инновации; услуги, связанные с использованием инновации; услуги, формирующие новые рынки без использования инновации. Для обоснования их специфических отличий выявлено своеобразие этапов жизненного цикла различных видов инновационных услуг и действий, осуществляемых в рамках этих этапов.
- Сформирован инструментарий для структурирования и оценки качества инновационных услуг: разработана «карта инновационной услуги», позволяющая выявлять направления инновационных корректив, определены универсальные характеристики качества инновационной услуги, включающие субъективные и объективные группы, дополненные характеристиками влияния инновационной составляющей услуги, на базе которых предложена методика расчета комплексного показателя качества инновационной услуги, выявлены приоритеты в использовании различных методов оценки единичных характеристик качества инновационной услуги.
- Формализована концептуальная модель процесса разработки инновационной услуги, целевым ориентиром которого может быть совершенствование либо создание новой услуги. Поэтапная модель отличается от существующих тем, что включает процедуры мониторинга инноваций и маркетинга новых услуг; учитывает специфические особенности подготовки материально-технической базы и персонала в рамках освоения инновационной услуги, определяющие установление инновационных коммуникаций по соответствующим направлениям и снижающие тем самым уровень трансакционных издержек; предполагает два направления тестирования инновационной услуги.
- Разработан теоретико-терминологический подход к исследованию медицинских услуг: с учетом специфики медицинской сферы предложено определение медицинской услуги как услуги, где объектом обмена является медицинская помощь в качестве специфической трудовой деятельности, а объектом воздействия - биологический организм. Структурирован терминологический аппарат сферы здравоохранения и определено место в нем медицинской услуги и медицинского обслуживания. Обобщены и дополнены характеристики медицинской услуги, комплексный учет которых позволяет отличать медицинскую услугу от более широкого понятия медицинской помощи либо от иных видов услуг. Предложена трехуровневая градация медицинских услуг, учитывающая степень планомерности предоставления, субъектов оказания и целевую ориентацию услуги, что позволяет логически упорядочить все многообразие медицинских услуг.
- Впервые предложено теоретико-методическое обоснование специфики инновационных медицинских услуг: разграничены виды инновационных медицинских услуг (ИМУ) как тех медицинских услуг, которые обладают объективной новизной: чистые ИМУ предполагают использование инновации, оригинальные ИМУ формируют новые рынки за счет нестандартной их организации. Определены области проявления инновационности: средство, способ и условия лечения. Разграничены основные детерминанты качества инновационных медицинских услуг: качество врачебного процесса и условия оказания услуги, формирующие изменения в соответствующих характеристиках ИМУ.
- Разработана модель активизации инновационно-ориентиро-ванного развития сферы здравоохранения, основывающаяся на формировании региональных центров компетенций в области инновационной медицины (РЦКИМ). Основными задачами центров являются систематизация, формализация и распространение наилучших практик, содействие в выстраивании инновационных коммуникаций, содействие в создании, защите и использовании объектов интеллектуальной собственности, что обеспечивает оптимизацию трансакционных издержек медицинских организаций и координацию процесса создания инновационных медицинских услуг, формирующих инновационную составляющую в развитии здравоохранения.
- Определена проблематика освоения инновационных медицинских услуг, основной компонентой которой является слабость инновационных коммуникаций обследованных медицинских учреждений при выявленной высокой актуальности данного направления деятельности организаций. На примере региона подтверждена работоспособность созданного инструментария формирования инновационно-ориентированного развития организаций сферы здравоохранения.
1.Рожкова Е. В. Разработка инновационных услуг: методология подхода [Текст]. – Ульяновск : УлГУ, 2011. (10,7 п.л.)
2.Рожкова Е. В. Особенности разработки инновационных медицинских услуг: вопросы теории и практики [Текст]. – Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2012. (8,76 п.л.)
3.Рожкова Е. В. Российская экономика на современном этапе: стратегия развития, инновационная политика [Текст] : коллективная монография / Ю. Байдаков, Л. Зимина, И. Кац и др. – Ульяновск : УлГУ, 2000. (19,7 п.л./1 авт.л.)
4.Рожкова Е. В. Трансформация внутрифирменного управления на предприятиях региона [Текст] : коллективная монография / И. Я. Кац, Л. В. Лапицкая, Е. В. Рожкова, В. В. Скуратова, В. А. Шалаева. – Ульяновск : УлГУ, 2002. (10,7 п.л./1,5 авт.л.)
5.Рожкова Е. В. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие (гриф УМО). – 2-е изд. – Ульяновск : УлГУ, 2011. (13,9 п.л.)
Статьи в журналах и издательствах, рекомендованных ВАК
6.Рожкова Е. В. Инновационные стратегии [Текст] / Е. В. Рожкова, Ч. Н. Зайдуллина // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2008. – № 16. (0,36 п.л./0,2 авт.л.)
7.Рожкова Е. В. Нововведения и инновации: сходство и различие [Текст] / Е. В. Рожкова, Ч. Н. Зайдуллина // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2008. – № 16. (0,3 п.л. /0,2 авт.л.)
8.Рожкова Е. В. Инновационные и самообучающиеся организации: проблема соотношения понятий [Текст] / Е. В. Рожкова, Ч. Н. Зай-дуллина // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2008. – № 13. (1,08 п.л./0,8авт.л.)
9.Рожкова Е. В. Методология формирования дополнительных образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов в области коммерциализации высоких технологий [Текст] / Е. М. Белый и др. // Вестник ОГУ. – 2009. – № 9. (0,48 п.л./0,1 авт.л.)
10.Рожкова Е. В. Особенности инновационного процесса для различных видов инноваций [Текст] / Е. М. Белый, Е. В. Рожкова // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 4. (0,3 п.л./0,2 авт.л.)
11.Рожкова Е. В. Особенности жизненного цикла инновационных услуг [Текст] // В мире научных открытий. – 2011. – № 6.1 (18). (0,5 п.л.)
12.Рожкова Е. В. Методы оценки качества инновационной услуги [Текст] // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 8. (0,7 п.л.)
13.Рожкова Е. В. Медицинские услуги: понятие и особенности [Электр.] // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 3. – URL: http://sisp.nkras.ru/issues/ 2011/3/rozhkova.pdf. (1,04 п.л.)
14.Рожкова Е. В. Особенности управленческого обследования сервисных организаций [Текст] // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2011. – № 3. (0,46 п.л.)
15.Рожкова Е. В. Инновационные услуги: понятие, виды, отличительные черты [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 6. (0,52 п.л.)
16.Рожкова Е. В. Сущность и виды инновационных медицинских услуг [Текст] // В мире научных открытий. – 2011. – № 10 (22). (0,6 п.л.)
17.Рожкова Е. В. Сферы услуг и обслуживания: о соотношении понятий [Текст] // Вестник транспорта Поволжья. – 2011. – № 6 (30). (0,24 п.л.)
18.Рожкова Е. В. Ключевые аспекты процесса освоения инновационной услуги [Электр.] // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 4. – URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/rozhkova.pdf (0,58 п.л.)
19.Рожкова Е. В. Медицинские услуги как вид экономической деятельности: особенности, классификация [Текст] // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 1. (0,75 п.л.)
20.Рожкова Е. В. Инновационные и интеллектуальные услуги: сходство и различие [Текст] // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 1. (0,52 п.л.)
Статьи, материалы конференций
21.Рожкова Е. В. Управление инновационным процессом: методологический аспект [Текст] / I Всероссийская научно-практическая конференция «Экономика и управление: новой России – новые идеи». – Ульяновск : УлГУ, 1999. (0,1 п.л.)
22.Рожкова Е. В. Инновационный менеджмент как основа развития фирмы в условиях изменений экономической конъюнктуры (тезисы) [Текст] / III Всероссийская научно-практическая конференция «Прогнозирование экономической конъюнктуры в системах маркетинга». – Ульяновск, 2000. (0,1 п.л.)
23.Рожкова Е. В. Инновационный потенциал предприятий Ульяновской области: проблемы и перспективы [Текст] // Ученые записки УлГУ: Экономические науки. Вып. 2 (10). – Ульяновск : УлГУ, 2002. (0,4 п.л.)
24.Рожкова Е. В. Инфраструктура инновационного процесса [Текст] / III Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Новой России – новые идеи». – Ульяновск : УлГУ, 2002. (0,4 п.л.)
25.Рожкова Е. В. Технопарк как форма взаимодействия научных и промышленных организаций [Текст] / Международная конференция «Управление научными негосударственными структурами. Антикризисное управление». – Ульяновск : УлГУ, 2002. (0,1 п.л.)
26.Рожкова Е. В. Инновационная активность: инфраструктура или бизнес? [Текст] // Ученые записки УлГУ: Экономические науки. Вып. 2 (14). – Ульяновск : УлГУ, 2004. (0,2 п.л.)
27.Рожкова Е. В. Содержание и основные функции инноваций [Текст] // Ученые записки УлГУ: Экономические науки. Вып. 1 (17). – Ульяновск : УлГУ, 2006. (0,2 п.л.)
28.Рожкова Е. В. Инновационная система: основные компоненты / Международная научно-практическая конференция «Инноватика-2007». – Ульяновск : УлГУ, 2007. (0,04 п.л.)
29.Рожкова Е. В. Коммуникационные барьеры процесса коммерциализации инноваций [Текст] / Международная научно-практическая конференция «Инноватика-2008». – Ульяновск : УлГУ, 2008. (0,04 п.л.)
30.Рожкова Е. В. Российское инновационное предпринимательство: проблемы инфраструктурной поддержки в современных условиях [Текст] / Международная научно-практическая конференция «Национальная экономика в условиях глобализации: основные тенденции в развитии малого и среднего предпринимательства». – СПб., 2008. (0,04 п.л.)
31.Рожкова Е. В. Особенности современных подходов к определению инновации [Текст] // Ученые записки УлГУ: Экономические науки. Вып. 1 (25). – Ульяновск : УлГУ, 2010. (0,1 п.л.)
32.Рожкова Е. В. Управление нематериальными активами в современной экономике [Текст] / Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в гуманитарных науках». – Ульяновск : УлГУ, 2010. (0,12 п.л.)
33.Рожкова Е. В. Инновационная экономика: приоритеты и их потенциал [Текст] // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования». – Ульяновск : УлГУ, 2010. (0,17 п.л.)
34.Рожкова Е. В. Отличительные признаки кластера как приоритетного варианта интеграции [Текст] // Сборник докладов «Инновационные технологии» / под ред. С. Булярского. – Ульяновск, 2010. – № 5. (0,6 п.л.)
35.Рожкова Е. В. Кластер в экономике как инновационная система [Текст] // Межкафедральный тематический сборник «Эффективность и качество». – Ульяновск : УлГУ, 2010. (0,6 п.л.)
36.Рожкова Е. В. Особенности использования терминологии в инновационной деятельности [Текст] // Сборник научных трудов «Теоретичнi та прикладнi питання економiки: збiрник наукових праць». – Киев : Видавничо-полiгоафiчний центр «Киïвський унiверситет», 2011. Вип. 24. (0,41 п.л.)
37.Рожкова Е. В. Особенности оценки качества инновационной услуги [Текст] / Третья Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования». – Ульяновск : УлГУ, 2011. (0,2 п.л.)
38.Рожкова Е. В. Инновационные медицинские услуги: актуальность и особенности терминологии [Текст] / Третья Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования». – Ульяновск : УлГУ, 2011. (0,2 п.л.)
39.Рожкова Е. В. Инновационные коммуникации медицинских учреждений [Текст] / III Международная научная конференция «Актуальные проблемы общественных наук в условиях глобализации». – М., 2012. (0,75 п.л.)
40.Рожкова Е. В. Маркетинговые аспекты процесса разработки инновационных медицинских услуг [Текст] / XI Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы российской экономики». – Пенза, 2012. (0,23 п.л.)
41.Рожкова Е. В. Подготовка персонала к освоению инновационных медицинских услуг [Текст] / VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Научные проблемы образования третьего тысячелетия». – Самара, 2012. (0,29 п.л.)