Педагогическая рефлексия методологического знания как модальность взаимодействия (взаимоотражения) категорий познания (по И.Канту); как необходимый компонент профессионально-педагогической деятельности - это проблема, которая имеет множество конкретных практических приложений, в частности - реализация следующих функций рефлексии, значимых в педагогическом проектировании ИДС:
- проектировочная (проектирование и моделирование инновационной деятельности всех участников образовательного процесса);
- организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной инновационной деятельности);
- коммуникативная (как условие продуктивного общения всех участников образовательного процесса);
- смыслотворческая (формирование осмысленности инновационной деятельности и взаимодействия);
- мотивационная (определение направленности совместной инновационной деятельности всех участников образовательного процесса на результат);
- коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Рефлексия выступает как условие формирования способов научно-познавательной и практической деятельности.
2. Теоретико-методологическое обоснование авторской концепции, которое опирается на прогностическую, партисипативную модели педагогического управления развитием ИДС; тьюторскую модель сопровождения ИДС, командообразование. Теоретико-методологическое обоснование авторской концепции построено на интеграции идей социального конструкционизма; теории деятельности; системного, системно-функционального, процессного и ситуационного, программно-целевого, аксиологического, акмеологического, гуманистического, компетентностного, личностного подходов.
3. Исходя из основополагающих исходных понятий и принципов педагогического проектирования и процесса развития инновационной деятельности студентов, в работе сформулированы следующие методологические положения:
- структура органа управления системой высшего образования должна обеспечивать выполнение всех подпроцессов и функций педагогического проектирования ИДС, повышая эффективность процесса ИДС и, соответственно инновационное развитие (вуза, региона и т.д.) в целом;
- педагогическое проектирование ИДС должно базироваться на понимании обязательности обеспечения не только текущего функционирования ИДС, но и ее непрерывного развития;
- непрерывное развитие ИДС должно сопровождаться опережающей модернизацией структур педагогического управления ИДС с учетом стоящих перед ней целей, поэтому необходимо внедрение инновационных механизмов педагогического управления и сопровождения ИДС;
- внедрение инновационных механизмов педагогического управления ИДС основывается на модернизации организационных структур управления системой образования на всех уровнях (с целью ресурсного обеспечения ИДС), которая должна осуществляться с учетом развития процесса ИДС;
- для повышения эффективности ИДС необходимо развивать в студенческих коллективах, участвующих в инновационной деятельности, научных студенческих сообществах саморегулирование, самоорганизацию и самоуправление посредством командообразования, делегирования полномочий принятия решений об оптимизации педагогических условий, о способах, средствах и воздействиях по достижению целей;
- организационная составляющая педагогического проектирования ИДС должна строиться на основе комплекса социально-педагогических условий, способствующих эффективности ИДС, и ее переводу в режим нового качества инновационного развития: экономико-правовых; организационно-управленческих; психолого-педагогических, социально-педагогических.
4. В современных условиях доминирования вариативных подходов к педагогическому управлению ИДС, наиболее эффективной является модель системно-целевого партисипативного педагогического управления ИДС на разном уровне. Данная модель способствует возрождению субъектности в педагогическом управлении, которая, в свою очередь, выступает основанием роста инновационного потенциала в сфере образования в целом, гарантом качества результатов образования.
5. Инновационные механизмы реализации разработанной модели педагогического управления ИДС, необходимые для устойчивого развития как ИДС:
- организационно-экономические методы развития ИДС;
- механизмы стимулирования педагогических инноваций в образовательных учреждениях;
- демократизация педагогического управления процессом развития ИДС на основе партисипативности и командообразования.
6. Специфика и сложность объекта педагогического проектирования инновационной деятельности студентов определила необходимость осуществления двух противоречивых функций:
- Педагогическое управление процессом ИДС - функция, которая направлена на поддержание ресурсов и условий образования (содержательных, кадровых, учебно-методических, информационных, организационных и т.д.). Основой для осуществления указанной управленческой функции являются закон РФ «Об образовании», государственные образовательные стандарты, нормы, правила и т.д. Общая задача управления в этом случае заключается в устранении возмущающих воздействий, отклонений от установленных норм или в предупреждении возможных отклонений.
- Педагогическое управление развитием на основе реализации базовых функций планирования, организации, мотивации, контроля. Эта функция направлена на изменение и наращивание ресурсов и условий в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями государства, общества и личности.
7. Структурно-функциональная модель процесса развития ИДС, позволяющая выявить и пересмотреть функциональные особенности и функциональные взаимосвязи основных компонентов изучаемой системы.
- Функции педагогического проектирования инновационной деятельности студентов, которые можно представить как 3 блока: установление стратегии ИДС (входят функции целеполагания, прогнозирования, планирования); сопровождение ИДС (тьюторская модель педагогического сопровождения, командообразование, партисипативность); обратная связь (оценка, анализ, рефлексия, презентация и продвижение продукта деятельности).
- Социально-педагогические условия реализации педагогического проектирования ИДС на уровне вуза, способствующие непрерывному развитию ИДС, повышению ее качества и эффективности. В качестве необходимых условий выступает реализация методологических и теоретических предпосылок к построению концепции педагогического проектирования ИДС на всех уровнях педагогического управления; принципов непрерывности инновационного развития образования.
8. Критериально-диагностический аппарат оценки эффективности разработанной структурно-функциональной модели процесса развития ИДС как результата педагогического проектирования этой деятельности в условиях модернизации высшего образования.
В качестве основных показателей эффективности процесса развития ИДС как результата педагогического проектирования этой деятельности рассматриваются:
- рост качества ИДС (постоянный рост числа участников ИДС (студентов, профессорско-преподавательского состава);реализация продуктов деятельности (практическая значимость и внедрение результатов студенческих инновационных проектов));
- рост качества педагогического управления (наличие стратегии и тактики развития ИДС; реализация тьюторской модели сопровождения ИДС; принципов партисипативности и командообразования, акмеологического подхода, лежащих в основе гуманистической педагогики);
- рост качества человека, являющегося и итогом, и целью политики качества образования, педагогического проектирования ИДС (мотивация ИДС; самоотношение; самореализация как профессиональная так и социальная; умение работать в команде).
1. Шогенова Ф.А. Исследование мотивации студентов в образовательном процессе // Среднее профессиональное образование. - №7, 2009. – 0,4 п.л.
2. Шогенова Ф.А. Реформирование профессионального образования в контексте социально-экономических преобразований конца XX и начала ХХI века // Среднее профессиональное образование. - №11, 2009. – 0,5 п.л.
3. Шогенова Ф.А. Проектирование образовательного пространства вуза в контексте формирования профессиональной культуры личности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - №2, 2010. – 0,8 п.л.
4. Шогенова Ф.А. Проектирование интегративного образовательного пространства вуза: концептуально-методологические аспекты // Вестник Университета (Государственный университет управления). Серия «Психология и педагогика». - №32, 2010. – 0,4 п.л.
5. Шогенова Ф.А. Региональные аспекты управления качеством профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - №6, 2010. – 0,5 п.л.
6. Шогенова Ф.А. Болонский процесс как закономерный этап реформирования отечественной системы профессионального образования // Педагогика. - №8, 2010. – 0,3 п.л.
7. Шогенова Ф.А. Развитие системы исследовательской деятельности студентов в новых социальных условиях // Педагогика. - №9, 2010.- 0,5 п.л.
8. Шогенова Ф.А. Потребление наркотиков как компенсаторное поведение в молодежной субкультуре // Профессиональное образование. Столица. - №1, 2012. - 0,4 п.л.
9. Шогенова Ф.А. Педагогическое проектирование инновационной деятельности студента. // Профессиональное образование. Столица. - №2, 2012. - 0,4 п.л.
Монографии и научные разработки
10. Шогенова Ф.А. Совершенствование исследовательской деятельности студентов в новых социально-экономических условиях. – М.: «Институт инновационной деятельности в образовании РАО», 2010. – 4,9 п.л.
11. Шогенова Ф.А. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте реализации компетентностного подхода. – М.: «Институт инновационной деятельности в образовании РАО» , 2010. – 5,4 п.л.
12. Шогенова Ф.А. Совершенствование подготовки кадров высшей научной квалификации в условиях послевузовского образования. – М.: «Институт инновационной деятельности в образовании РАО», 2011. – 3 п.л.
13. Шогенова Ф.А. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи в современных социокультурных условиях развития высшего образования. – М.: «Институт инновационной деятельности в образовании РАО», 2011. – 4,3 п.л.
14. Шогенова Ф.А. Образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного развития студентов. – М.: «Институт инновационной деятельности в образовании РАО», 2011. – 5,4 п.л.
15. Шогенова Ф.А. Методология педагогического проектирования инновационной деятельности студентов в условиях модернизации высшего образования. Монография. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2012. – 15 п.л.
Учебные и учебно-методические пособия
16. Шогенова Ф.А., Подгорный В.И. Правоведение. Методические рекомендации по применению методов активного обучения в изучении конституционных основ избирательного права и избирательной системы Российской Федерации. Учебно-методическое пособие. – Белгород: «Кооперативное образование», 2009. – 4,6 п.л. (авторский вклад – 75%).
17. Шогенова Ф.А. Социальное государство. Учебное пособие. - Белгород: «Кооперативное образование», 2009. – 5,8 п.л.
Статьи, тезисы докладов
18. Шогенова Ф.А. Развитие высшего образования в контексте социокультурной трансформации // Научные исследования в образовании [приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»] № 12, 2003. - 0,7 п.л.
19. Шогенова Ф.А. Компетентностный подход как базовый принцип развития Европейской системы образования // Научные исследования в образовании [приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»] – №12, 2004. - 0,7 п.л.
20. Шогенова Ф.А. Реализация системного подхода в процессе формирования профессиональной устойчивости специалистов // Научные исследования в образовании [приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»] – №1, 2004. - 0,7 п.л.
21. Шогенова Ф.А. Повышение качества образования в стратегии модернизации российской высшей школы // Научные исследования в образовании [приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»] – №3, 2006. - 0,6 п.л.
22. Шогенова Ф.А. Образовательная среда современного вуза как дидактическая структура // Новые педагогические исследования. – №1, 2006. - 0,7 п.л.
23. Шогенова Ф.А. Воспитание в стратегии подготовки современного специалиста // Новые педагогические исследования. №5, 2006. - 0,8 п.л.
24. Шогенова Ф.А. Деятельностный подход в структуре формирования компетенций студента // Научные исследования в образовании [приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»] – №5, 2007. - 0,8 п.л.
25. Шогенова Ф.А. Особенности личностного и профессионального развития студента в образовательной среде современного вуза // Научные исследования в образовании [приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»] – №10, 2010. - 0,8 п.л.
26. Шогенова Ф.А. Концептуально-методологические особенности реформирования современного высшего профессионального образования // Научные исследования в образовании [приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»] – №11, 2010. - 1,0 п.л.
27. Шогенова Ф.А. Развитие высшего образования в контексте социокультурной трансформации // Научные исследования в образовании [приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица»] – №7, 2011. - 0,3 п.л.
28. Шогенова Ф.А. Деятельностный подход в контексте модернизации образовательной системы вуза // Наука и кооперация: проблемы и пути развития: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов: в семи частях – Ч.6. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2011. - 0,5 п.л.