Научная тема: «ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
Специальность: 07.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Российское образование - своеобразный феномен европейской культуры с присущими ему особенностями, которые формировались на протяжении нескольких столетий и составляют особую ценность российской модели образования как уникального элемента единого европейского образовательного пространства.
  2. Предпосылки создания государственной системы образования складывались на протяжении всего XVIII в., формирование основных элементов системы было начато в 1780-е гг. и завершено к 1802-1804 гг. Генезис системы российского образования происходил в контексте общеевропейских тенденций, но под мощным влиянием внутренних процессов модернизации и внешней политики. В обществе постепенно формировался образ будущего, достижение которого возможно было лишь путем распространения образования. Отсюда вытекало особое отношение к учителю, которому было доверено воспитание молодого поколения. Общее и педагогическое образование в Российской империи являли собой звенья единой системы.
  3. Формирование российской модели педагогического образования шло под влиянием общеевропейских тенденций, в отечественной истории были апробированы различные варианты подготовки учителей. Исторический опыт доказал необходимость решения кадровых проблем системы общего образования силами учебных заведений, работающих по специальным педагогическим образовательным программам. Процесс создания многоуровневой структуры педагогического образования к 1917 г. не был завершен, но разработанные в начале XX в. соответствующие проекты были использованы в советский период, что доказывает определенную преемственность дореволюционной и современной систем педагогического образования.
  4. Формирование государственной системы образования стало неотъемлемым элементом модернизации Российской империи. Инициатива реформ проявлялась «сверху» со стороны властных структур, но с опорой на более или менее выраженные педагогические инициативы «снизу». Во второй половине XIX в. общественно-педагогическое движение обрело черты организованности. Деятельность просветительских обществ, педагогических союзов, развитие земских школ и разнообразных негосударственных образовательных учреждений, в том числе благотворительного характера, доказывала готовность общества непосредственно участвовать в распространении образования, формировании образовательной политики и управлении образованием. К началу XX в. общественно-педагогическое движение стало частью общественно-политического, взаимоотношения общества и правительства в вопросах образования развивались неравномерно в зависимости от этапов модернизации и присущих им черт государственной политики.
  5. Модернизация Российской империи сопровождалась глубокими изменениями в ценностных ориентациях представителей различных слоев населения, способствовала формированию соответствующих духовно-нравственных оснований образования и новых идеалов человека, к воспитанию которого следовало стремиться. Государственные властные структуры Российской империи опоздали с осознанием значения образования, что в итоге привело к глубокому общенациональному кризису.
  6. Уникальность российской системы образования во многом связана с огромной территорией и специфическими условиями социально-экономического, этнического и демографического развития отдельных регионов. Модернизация системы общего и педагогического образования была нацелена на формирование единого общероссийского образовательного пространства, но неравномерность социально-экономического и политического развития территорий, отчасти являвшаяся результатом государственной политики в отношении окраин, тормозила этот процесс.
  7. Неравномерность развития регионов Российской империи усугублялась различными возможностями участия населения в решении вопросов образования на местах. Возникло несколько моделей такого участия - через органы местного самоуправления, общества содействия развитию образования, смешенные формы. Опыт доказывает, что наиболее успешными были варианты взаимодействия общественных и государственных форм управления через привлечение наиболее авторитетных лиц из числа научно-педагогической общественности к аттестации педагогов и выпускников образовательных учреждений, создание попечительских советов учебных заведений с реальными функциями и полномочиями их членов.
Список опубликованных работ
Статьи в ведущих научных журналах, рекомендуемых ВАК для опубликования результатов диссертационных работ:

1.Широкова М. П. (Войтеховская М. П.) Из истории женского педагогического образования в Томской губернии во второй пол. XIX - нач. XX вв. / М. П. Широкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. -1999. - Вып. 6 (15). -С. 94-97. (0,5 п.л.)

2.Широкова М. П. (Войтеховская М. П.) Томский учительский институт в первые годы существования (1902-1904) / М. П. Широкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 1999. - Вып. 7 (16). - С. 85-88. (0,5 п.л.)

3.Широкова М. П. (Войтеховская М. П.) Зарождение и становление профессионально-педагогического образования в Сибири / М. П. Широкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2000. - Вып. 4 (20). - С. 5-8. (0,5 п.л.)

4.Широкова М. П. (Войтеховская М. П.) К вопросу об исторической преемственности ТУИ и ТГПУ / М. П. Широкова, С. Ф. Фоминых, Л. М. Найбороденко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2000. - Вып. 4 (20). - С. 36-39. (0,5 / 0,2 п.л.)

5.Широкова М. П. (Войтеховская М. П.) Томский государственный университет – исторический преемник Томского учительского института / М. П. Широкова, С. А. Кочурина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2000. -Вып. 7 (23). – С. 80-82. (0,4 / 0,2 п.л.)

6.Широкова М. П. (Войтеховская М. П.) О некоторых финансовых трудностях в деятельности ТУИ / М. П. Широкова, С. А. Кочурина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2000. - Вып. 5 (21). - С. 108-110. (0,4 / 0,2 п.л.)

7.Широкова М. П. (Войтеховская М. П.) 1906 год. Томский учительский институт – в новом корпусе / М. П. Широкова, С. А. Кочурина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2000. - Вып. 6 (22). – С. 79-83. (0,63 / 0,4 п.л.)

8.Широкова М. П. (Войтеховская М. П.) О благотворительности в сфере образования в Томской губернии / М. П. Широкова, Л. Ю. Соколова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2000. - Вып. 5 (21). - С. 104-108. (0,63 / 0,4 п.л.)

9.Широкова М. П. (Войтеховская М. П.) Преподаватели ТУИ А. М. Орлов и В. И. Шумилов / М. П. Широкова, С. А. Кочурина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2000. - Вып. 2 (18). - С. 91-94. (0,5 / 0,3 п.л.)

10.Широкова М. П. (Войтеховская М. П.) Директор ТУИ М. А. Водянников / М. П. Широкова, С. А. Кочурина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2000. - Вып. 2 (18). – С. 88-91. (0,5 / 0,3 п.л.)

11.Войтеховская М. П. Томский учительский институт в годы первой мировой войны (1914-1917)/ М. П. Войтеховская, С.А. Кочурина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2001. – Вып. 3 (28). – С. 68-75. (1,0 / 0,6 п.л.)

12.Войтеховская М. П. Томскому государственному педагогическому университету – 100 лет / М. П. Войтеховская // Педагогика. - 2002. - № 9. – C. 88-90. (0,75 п.л.)

13.Войтеховская М. П. Из истории педагогического образования в Сибири (конец XIX – нач. XX вв.) / М. П. Войтеховская // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 78-83. (0,75 п.л.)

14.Войтеховская М. П. Вопросы российского образования в идеологии либеральной общественности конца XIX – начала ХХ веков / М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - Вып. 4 (41). - С. 53-60. (1 п.л.)

15.Войтеховская М. П. Роль и место учительских семинарий в подготовке педагогических кадров для Западно-Сибирского учебного округа конца XIX - начала XX вв. / М. П. Войтеховская, О. В. Перова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - № 7(70). - С. 118-120. (0,4 / 0,2 п.л.)

16.Войтеховская М. П. Общественные организации содействия развитию просвещения в Западно-Сибирском учебном округе конца XIX - начала XX вв. / М. П. Войтеховская, О. Б. Гач // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - № 7(70). - С. 121-123. (0,4 / 0,2 п.л.)

17.Войтеховская М. П. Подготовка учительских кадров для начальных училищ в Западно-Сибирском учебном округе / М. П. Войтеховская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 107. - С. 14-27. (1,75 п.л.)

18.Войтеховская М. П. Переписка К. П. Победоносцева как источник по истории образования в России / М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 12 (90). - С. 108-113. (0,75 п.л.)

19.Войтеховская М. П. Историко-педагогический анализ развития сельских малокомплектных школ России XIX – начала XXI вв. / М. П. Войтеховская, Н. И. Сазонова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. -Вып. 12 (90). - С. 35-39. (0,63 / 0,5 п.л.)

20.Войтеховская М. П. Л. Н. Толстой и формирование философии российского образования / М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1 (91). - С. 19-22. (0,5 п.л.)

21.Войтеховская М. П. Историко-педагогические тенденции модернизации образования в России / М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - Вып. 11 (101). - С. 50-57. (1 п.л.)

22.Войтеховская М. П. Развитие педагогического образования в Томской губернии до революции 1917 г. / М. П. Войтеховская // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 145-149. (0,63 п.л.)

23.Войтеховская М. П. Общества содействия распространению образования в Западно-Сибирском учебном округе / М. П. Войтеховская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2011. – Вып. 18. - № 7 (102). – С. 158-167. (1,25 п.л.)

24.Войтеховская М. П. Развитие начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в связи с планами введения всеобщего обучения / М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – Вып. № 4 (16). – С. 134-140. (0,9 п.л.)

25. Войтеховская М. П. Формирование модели профессионального педагогического образования в России в первой четверти XIX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - Вып. 13 (115). - С. 11-16. (0,75 п.л.)

Монографии:

1.Войтеховская М. П. Томский учительский институт : возвращенная история. 1902-1920 годы / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина. - Томск, 2002. - 239 с. : ил. (25,2 / 17 п.л.)

2.Войтеховская М. П. В. Томский педагогический : от института к университету / М. П. Войтеховская, Т. В. Галкина. - Томск, 2002. - 267 с. : ил. (28,2 / 14,1 п.л.)

3.Войтеховская М. П. Педагоги Томска в зеркале российской антропонимики : коллективная монография / Ю. А. Козлов, М. П. Войтеховская, С. В. Низкодубова. – Томск, 2002. - 286 с. (28,1 / 9 п.л.)

4.Войтеховская М. П. Формирование российской модели педагогического образования и подготовка учительских кадров в Западной Сибири в XIX – начале XX вв. – Томск, 2012. - 316 с. : ил. (19,75 п.л.)

5.Войтеховская М. П. Политика реформ и общественные инициативы в развитии российской системы общего образования в XIX – начале XX вв. – Томск, 2012. - 404 с. : ил. (21,1 п.л.)

6.Войтеховская М. П. Формирование духовно-нравственных и социальных оснований российского образования в условиях модернизации общества и государства в XIX – начале XX вв. – Томск, 2012. - 277 с. : ил. (14,25 п.л.)

Сборники документов и материалов

1.Учительские институты Западной Сибири. 1902-1920 гг. : сборник документов и материалов / сост. М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина. - Томск, 2005. 330 с. : ил. (19,9 / 7 п.л.)

2.Учительские семинарии и учительские институты Западно-Сибирского учебного округа: сборник документов и материалов / сост. М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина, О. В. Перова. Томск. 2011. 524 с. (24,77 / 9 п.л.)