- Первое соприкосновение национальной культуры с творчеством большого зарубежного художника может совершиться под воздействием внешних обстоятельств и не оказать существенного влияния судьбу его сочинений в данной стране. Культура оказывается способной воспринять посторонние влияния только если внутренне готова к ним и если эти влияния не противоречат коренным ее свойствам и особенностям на определенном этапе эволюции.
- Впервые реконструированная предыстория поездки Клары и Роберта Шуман в Россию 1844 года, анализ ее рекламной подготовки и протекания приводят к выводу, что, хотя знакомство России с некоторыми сочинениями Р. Шумана тогда и состоялось, ускорить процесс усвоения его творчества русской культурой гастроли не могли по объективным причинам. Гастроли вдовы композитора 1864 года проходили уже в совершенно иной ситуации.
- Вхождение творчества Р. Шумана в русскую культуру происходило естественно и по всем возможным каналам. Особенность этому процессу придавало участие жены (потом вдовы) композитора - пианистки Клары Шуман. Важнейшие вехи этого процесса помимо крайних его точек (1844 и широко понимаемого рубежа веков) - 1856, 1864 годы, рубеж 60-70-х и 1896 год.
- В самом творчестве Шумана «русская тема» оказалась представлена только двумя вокальными опусами на стихи юной петербургской поэтессы немецкого происхождения Елизаветы Кульман, хотя и опосредованно. Критическое отношение к высокому мнению Шумана о ее стихах и (до недавнего времени) недооценка этих циклов (особенно ор. 104) стали результатом прежде всего незнания контекста ее творчества, к которому настойчиво и последовательно отсылал Шуман. Цикл же дуэтов ор. 103 не был распознан как «детская музыка».
- Фрагменты «Записок» М. С. Сабининой о ее встречах с Робертом и Кларой Шуман представляют собой единственные подробные «русские» воспоминания о супругах-артистах и содержат важный биографический материал.
- Некрологи Шуману, появившиеся в 1856 году в русской печати, являются важным историческим документом, впервые очерчивающим для отечественного читателя жизненный путь композитора и его вклад в развитие искусства, а также отражают современное состояние знаний о нем и его творчестве.
- Первое полное собрание фортепианных сочинений Шумана, выпущенное в свет в Москве П. И. Юргенсоном при жизни вдовы композитора, представляло собой не редакцию, а «просмотренное» редколлегией из четырех видных музыкантов издание, которое было контрафактным и давало возможность Юргенсону публиковать сочинения русских композиторов.
- Причиной единогласного неприятия русскими музыкантами второй половины ХIХ века оркестровки Шумана был собственный опыт молодой русской композиторской школы, формировавшейся в этом отношении под иными влияниями.
- Извилистый и долгий путь на русскую сцену оперы «Геновева» был проложен страстными любителями музыки и высоко ценившими ее представителями профессионального музыкального цеха. Петербургской премьерой в целом закончился длительный этап знакомства русской публики с главными творениями композитора.
1.Воспоминания о Роберте Шумане / Составление, комментарии, вступительная статья, указатели О. В. Лосевой, переводы — О. В. Лосевой и А. В. Михайлова. М.: Композитор, 2000. 556 с. 34,75 п.л.
2.Lossewa O. Die Russlansreise Clara und Robert Schumanns. 1844 // Mainz: Schott, 2004. (Schumann-Forschungen. Bd. 8. Unter Mitarbeit von Bernhard R. Appel.) 149 S. 9,5 п.л.
3.Лосева О. Роберт Шуман. Шесть фуг на имя BACH. Эскизы и этюды для педального фортепиано // Из истории мировой органной культуры XVI–XX веков: Коллективная монография (Учебное пособие) / Ред. М. В. Воинова, Е. Д. Кривицкая. М., 2007. С. 479–485. 0,6 а.л.
II. Публикации в рецензируемых научных журналах, утвержденных ВАК РФ
4.Шуман и оперный театр // Советская музыка. 1985. № 8. С. 84–92. 1 а.л.
5.Лосева О. В. Мария Шуман. Из воспоминаний об отце (Публикация, перевод с нем., комментарии, предисловие) // Музыкальная жизнь. 1992. № 15/16. С. 22-24. 0,75 а.л.
6.Лосева О. В. Воспоминания Роберта Шумана о Феликсе Мендельсоне-Бартольди (Публикация, перевод с немецкого, комментарии, вступительная статья) // Музыкальная академия. 1999. № 3. С. 190–206. 3,0 а.л.
7.Лосева О. В. О русском путешествии Клары и Роберта Шуман // Музыкальная академия. 2002. № 3. С. 122–144. 3,5 а.л. Сокращенный вариант опубликован в издании: Сапонов М. Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора, Роберта Шумана. М., 2004. С. 268–291.
8.Лосева О. В. Кто, кому и почему: заметки о шумановских посвящениях // Музыкальная академия. 2006. № 4. С. 162-166. 0,6 а.л.
9.Наухауз Г. Возвращение к слову: Поздние литературные труды Роберта Шумана / Перевод с немецкого, комментарии О. В. Лосевой // Музыкальная академия. 2006. № 4. С. 166-171. 0,65 а.л.
10.Аппель Б. Р. Можно ли услышать болезнь? Об отношении к позднему творчеству / Перевод с немецкого, комментарии О. В. Лосевой // Музыкальная академия. 2006. № 4. С. 160-162. 0,2 а.л.
11.Лоос Х. Роберт Шуман и духовная музыка /Перевод с немецкого, примеч. О. В. Лосевой // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3. С. 99–106. 0,6 а.л.
12.Лосева О. В. «Геновефа», «Генофейфа», «Геновева»… Русский путь оперы Шумана // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3. С. 107–131. 1,9 а.л.
13.Наухауз Г. Тенденции Шуманианы / Перевод с немецкого и предисловие О. В. Лосевой // Музыкальная академия. 2011. № 1. С. 143-152. 1,55 а.л.
III. Публикации в сборниках материалов международных конференций
14.Lossewa O. Schumann und die Dichterin Elisabeth Kulmann // Schumann-Studien 2 / Hrsg. von G. Nauhaus. Zwickau: Rat der Stadt Zwickau. Abteilung Kultur, 1989. С. 46–52. 0,75 а.л.
15.Lossewa O. Neues űber Elisabeth Kulmann // Schumann-Forschungen. Bd. 4: Robert Schumann und die Dichter / Hrsg. von M. Wendt. Mainz: Schott, 1993. S. 77–86. 0,7 а.л.
16.Lossewa O. «Zwanzig Jahre später» — Clara Schumann in Petersburg und Moskau im Jahre 1864 // Schumann-Studien 6 / Hrsg. von G. Nauhaus. Sinzig: Verlag Dr. G. Schewe, 1997. S. 147–164. 0,8 а.л.
17.Lossewa O. Marfa Sabinina und ihre Erinnerungen an Robert und Clara Schumann // Schumann-Studien 6 / Hrsg. von G. Nauhaus. Sinzig: Verlag Dr. G. Schewe, 1997. S. 195–224. 1,2 а.л.
18.Lossewa O. Zu dem Bekanntenkreis Robert und Clara Schumann in Rußland. Einige Anmerkungen zu den russischen Tagebűchern // Robert Schumann. Philologische, analytische sozial- und rezepzionsgeschichtliche Aspekte / Hrsg. von W. Frobenius, I. Maaß, M. Waldura und T. Wildmaier. Saarbrűcken: Saarbrűcker Druckerei und Verlag, 1998. S. 163–169. 0,5 а.л.
19.Лосева О. В. К истории одного издания, или Шуман как спонсор Чайковского // Русские архивы за рубежом — зарубежные архивы в России. Вып. 2 / Ред. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. М.: Московская гос. консерватория, 2002. С. 200–210. 0,75 а.л.
20.Lossewa O/ Zur Geschichte der ersten Gesamtausgabe der Klavierwerke Robert Schumanns // Schumann-Forschungen. Bd. 9: Robert und Clara Schumann und die nationalen Musikkulturen des 19. Jahrhunderts / Hrsg. von M. Wendt. Mainz: Schott, 2005. S. 123–133. 0,8 а.л.
21.Lossewa O. Die russische Presse über Wagners Konzerte 1863 in St.Petersburg und Moskau // «Mit mehr Bewußtsein zu spielen.»:Vierzehn Beiträge (nicht nur) über Richard Wagner / Hrsg. von Chr. Jost. Tutzing: Schneider, 2006. S. 221-240. 1,5 а.л.
22.Lossewa O. Robert Schumanns Rezepzion in Russland um 1900 // Robert Schumann/ Persönlichkeit, Werk und Wirkung / Hg. von H. Loos. Leipzig, 2011. S. 400–414. 1 а.л.
IV. Прочие издания
23.Лосева О. В. Гёте в музыке Шумана // Гётевские чтения 1984 / Под ред. А. А. Аникста и С. В. Тураева. М.: Наука, 1986. С. 141–157. 0,75 а.л.
24.Лосева О. В. Шуман — педагог? // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии / Ред.-сост. Л. С. Дьячкова. М.: МГПУ им. Гнесиных, 1994. С. 124–134. 0,5 а.л.
25.Лосева О. В. Клара Шуман и Петр Андреевич Вяземский // Салон Audio Video. 1996. № 3. С. 68–69. 0,3 а.л.
26.Лосева О. В. Памятник поэтессе // Русско-немецкие музыкальные связи / Ред.-сост. И. И. Никольская, Ю. Н. Хохлов. М.: Государственный институт искуствознания, 1996. С. 86–105. 1,0 а.л.
27.Лосева О. В. Клара Вик у Гете, или Еще раз о музыкальных вкусах поэта // Гётевские чтения 1999 / Ред. С. В. Тураев. М.: Наука, 1999. С.207-214. 0,5 а.л.
28.Лосева О. В. Предисловие к изданию «Альбома для юношества» Роберта Шумана // Шуман. Альбом для юношества. Новое, расширенное и дополненное издание / Ред. П. Егоров. СПб.: Лань, 2000. С. 3–6. 0,3 а.л. (В соавт. с П. Г. Егоровым.)
29.Капп Р. Оркестр Шумана (Публикация, перевод с немецкого, предисловие, примечания О. В. Лосевой) // Оркестр. Инструменты. Партитура / Отв. ред. Е. В. Назайкинский. М.: Московская гос. консерватория, 2003. С. 46–85. 2,3 а.л.
30.Lossewa O. Mädchenlieder von Elisabeth Kulmann op. 103 // Robert Schumann: Interpretationen seiner Werke / Hrsg. von H. Loos. Bd. 2. Laaber: Laaber-Verlag, 2005. S. 171–173. 0,2 а.л.
31.Lossewa O. Sieben Lieder von Elisabeth Kulmann op. 104 // Robert Schumann: Interpretationen seiner Werke / Hrsg. von H. Loos. Bd. 2. Laaber: Laaber-Verlag, 2005. S. 174–176. 0,2 а.л.
32.Лосева О. В. «Он сразу задает вам задачу» — русская пресса о концертах Рихарда Вагнера // Этот многообразный мир музыки. Приношение Марку Генриховичу Арановскому. М., 2010. С. 194–206. 0,85 а.л.
33.Лосева О. В. Некролог как первая биография // К 200-летию со дня рождения Шопена и Шумана. Сб. ст. / Ред.-сост. Н. А. Брагинская. СПб., 2011. С. 204–217. 0,65 а.л.
34.Лосева О. В. Роберт Шуман и орган / Fioretti musicali: Материлы научной конференции в честь И. А. Барсовой. М., 2011. С. 95–101. 0,5 а.л.