Научная тема: «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК С РАЗЛИЧНОЙ ПЛАСТИЧНОСТЬЮ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность: 19.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Биологические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Условия учебно-профессиональной деятельности студенток независимо от формы ее организации, по результатам регламентированной процедуры психофизиологической и физиолого-гигиенической оценки, соответствуют третьему классу напряженности труда с обратимыми явлениями функциональных нарушений организма.
  2. Доминирующие качества личности в профессиограмме будущего учителя обусловливаются особенностями, которые являются результатом воздействия факторов образовательной среды (высокая напряженность и субъективно неудовлетворительные условия труда и образа жизни) на психофизиологический статус студенток (слабость нервной системы, высокий уровень саморегуляции поведения на фоне высокой экстравертированности и враждебности).
  3. Комплексная оценка психофизиологического состояния студенток в условиях их учебно-профессиональной деятельности характеризуется высокой вариабельностью значений основных нейродинамических и вегетативных показателей регуляторных систем; выявленные закономерности психофизиологической адаптации студенток зависят от степени нейродинамической пластичности, что обусловливает необходимость дифференциации обследуемых по доминирующей реакции нервной системы в различных условиях ментальной нагрузки.
  4. Эффективность оптимизации напряженности умственного труда определяется выбором варианта организации контрольно-измерительных (тестирующих) мероприятий, адекватным доминирующей психофизиологической реакции организма студенток в различных условиях ментальной нагрузки. Применение адаптивной тестирующей модели способствует сокращению времени выполнения нагрузки, оптимизации напряженности труда без снижения результативности по сравнению с эффектами традиционных форм тестирования теоретической подготовленности студенток.
  5. Использование в педагогической практике информационно-аналитической системы комплексного мониторинга здоровья учащейся молодежи обеспечивает адекватную оценку психофизиологической адаптации организма к условиям образовательной среды, выявляет вектор индивидуальной адаптации и служит инструментом управления качеством образования.
Список опубликованных работ
В изданиях списка, рекомендованного ВАК РФ

1.Шибкова Д.З. Психофизиологические критерии в структуре факторов кристаллогенеза смешанной слюны / Д.З. Шибкова П.А. Байгужин, О.В. Байгужина, П.Н. Иванов // Вестник Уральской медицинской академической науки. – 2006. – № 3-2. – С. 126-127.

2.Шевцов А.В. Электронейромиографическая характеристика состояния нервно-мышечной системы у кикбоксеров / А.В. Шевцов, С.Л. Сашенков, П.А. Байгужин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 305-314.

3.Байгужин П.А. Особенности проявления нейродинамических процессов организма студенток в основе вариативности срочных реакций на ментальную нагрузку // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2009. № 2. С. 192-193.

4.Байгужин П.А. Факторы результативности психофизиологического исследования функционального состояния центральной нервной системы у студенток // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2011. - № 26(243). – Выпуск 28. – С. 131-136.

5.Мальцев В.П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности / В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. - № 2(13). – С. 163-170.

6.Байгужин П.А. Гигиеническая оценка напряженности умственного труда студенток в ситуации тестирования теоретической подготовленности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2011. - № 39, Вып. 29. – С. 16-18.

7.Байгужин П.А. Оптимизация оценки показателей сенсомоторной реакции – предикторов функционального состояния центральной нервной системы // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – №6. – URL: www.science-education.ru/100-5204.

8.Байгужин П.А. Особенности срочной регуляции сердечного ритма у студенток в условиях воздействия напряженной умственной деятельности // В мире научных открытий. – 2011. - № 4. – С. 1812-1819.

9.Байгужин П.А., Мальцев В.П. Особенности нейровегетативной регуляции сердечного ритма у студенток с разным уровнем вербальной креативности // Фундаментальные исследования. – 2012. - №1.

10.Байгужин П.А. Особенности психограммы студенток педагогического вуза // Современные исследования социальных проблем. – 2012. - №1.

11.Байгужин П.А., Прачева А.А. Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности студенток // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №1. – URL: www.science-education.ru.

12. Байгужин П.А. Способы оптимизации напряженности умственного труда как фактора профессионального стресса // Вестник Челябинского государственного университета – 2012. - №2. – С. 122-131.

Монография

13. Шибкова Д.З. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – 168 с.

Публикации в других изданиях

14.Байгужин П.А., Иванов П.Н. Психофизиологические критерии в структуре факторов кристаллогенеза смешанной слюны // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: Материалы II Всероссийской научной конференции 9-11 октября 2006 г. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006.

15.Байгужин П.А. Оценка функциональных резервов организма по результатам вариабельности ритма сердца высококвалифицированных спортсменов / П.А. Байгужин, М.Н. Комлева, О.В. Байгужина // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-27 октября 2006 г. – Екатеринбург, 2006. – С. 196-199.

16.Байгужин П.А. Психофизиологические показатели студенток в период экзаменационной сессии / П.А. Байгужин, М.Н. Комлева, О.В. Байгужина // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-27 октября 2006 г. – Екатеринбург, 2006. – С. 147-150.

17.Шибкова Д.З., Байгужин П.А. Модель оценки и анализа физической подготовленности учащейся молодежи // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-27 октября 2006 г. – Екатеринбург, 2006. – С 126-127.

18.Скибина О.М. Сравнительная характеристика критериев статокинетической устойчивости студенток / О.М. Скибина, П.А. Байгужин О.В. Байгужина // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-27 октября 2006 г. – Екатеринбург, 2006. – С. 288-292.

19.Байгужин П.А., Иванов П.Н. Психофизиологические корреляты в структуре факторов кристаллогенеза смешанной слюны // Материалы I Междунар. науч.-практич. конференции «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» (9-11 октября 2006 года). – Челябинск, 2006. – С. 74-77.

20.Байгужин П.А. Применение метода стабилометрии в оценке функционального состояния вестибулярного аппарата студенток / П.А. Байгужин, А.В. Шевцов, О.В. Байгужина // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Екатеринбург: РГППУ, 2007. – С. 124-126.

21.Байгужин П.А., Иванов П.Н. Возможности метода кристаллографии биологических жидкостей в оценке функционального состояния организма // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: РГППУ, 2007. – С. 144-146.

22.Байгужин П.А. Место артефакта в психофизиологическом исследовании // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 18-21 февраля 2008 г.: В 2 тт. Т. 1 / Науч. ред. А.Б. Мулик. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – С 301-304.

23.Байгужин П.А. Динамические характеристики кардиоинтервалографии студенток в зависимости от типа ментальной нагрузки // Материалы II Междунар. науч.-практич. конференции «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды». – Челябинск, 2008. – С. 47-53.

24.Байгужин П.А., Осипова Т.В. Особенности психофизиологической реакции организма студенток в ответ на воздействие дополнительной учебной нагрузки // Окружающая среда и здоровье: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – С. 156-158.

25.Байгужин П.А. Методологические вопросы психофизиологического исследования учебной деятельности // Окружающая среда и здоровье: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – С. 19-21.

26.Байгужин П.А., Иванов П.Н. Возможности метода кристаллографии биологических жидкостей в оценке функционального состояния организма // Актуальные вопросы восстановительного лечения, оздоровления, спортивной медицины: сборник трудов областной научно-практической конференции. Челябинск: ЧелГМА, 2009. С. 51-56.

27.Байгужин П.А. Особенности регуляции сердечного ритма студенток в зависимости от типа умственной нагрузки // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. - С.133-135.

28.Байгужин П.А. Эффекты воздействия умственной нагрузки на организм студенток в условиях модели ментального стресса и экзамена // Материалы XXI Съезда Физиологического общества им. И.П. Павлова. Калуга, 2010. – С. 213-214.

29.Байгужин П.А. Индивидуально-типологические особенности реактивности организма студенток в условиях модели ментальной нагрузки // Материалы I Международной междисцип. конф. «Современные проблемы системной регуляции физиологических функций». Сафага, 2010. – С. 32-35.

30.Байгужин П.А. Особенности реактивности вегетативной нервной системы организма студенток в условиях напряженного умственного труда // Материалы II Международной научно-практической конференции Оптимизация оценки показателей сенсомоторной реакции – предикторов функционального состояния центральной нервной системы «Здоровье для всех» (г. Пинск, Республика Беларусь, 20-22 мая 2010 г.). – Пинск, 2010. – С. 10-11.

31.Шибкова Д.З., Байгужин П.А. Теоретические и методические подходы к организации мониторинга здоровья учащихся начальной школы // Материалы ΙΙ-й Всероссийской конференции «Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи». – Новосибирск, 2010. – С. 167-170.

32.Шибкова Д.З. Концептуальные основы здоровьесбережения школьников в современной системе образования / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, Н.А. Фомин // Материалы III Междунар. НПК «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды». – Челябинск, 2010. – С. 201-205.

33.Байгужин П.А. Результативность тестирования простой зрительно-моторной реакции у студенток в зависимости от модуляции значимого сигнала // Материалы III Международной НПК «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» (22-23 ноября 2010 года). – Челябинск, 2010. – С. 110-113.

34.Шибкова Д.З., Байгужин П.А. Сравнительный анализ инструментария комплексных скрининговых исследований здоровья обучающихся // Здоровье человека: Материалы VI Международного научного конгресса валеологов. – СПб., 2011. – С. 111-116.

35.Байгужин П.А. Роль нейродинамической пластичности с позиций эффективности формирования адаптивного ответа // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: Материалы конференции. – СПб., 2011. – С 122-125.

36.Байгужин П.А. Вариабельность показателей спектрального анализа сердечного ритма у студенток в условиях модели ментального стресса // Вариабельность сердечного ритма: Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. с межд. участием / отв. ред. Д.А. Дмитриев. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – С. 17-22.

37.Прачева А.А. Функциональный уровень нервной системы студенток с различным типом вегетативного обеспечения деятельности организма / А.А. Прачева, Ж.Т. Суюндикова, П.А. Байгужин // Современная физиология: от клеточно-молекулярной до интегративной – основа здоровья и долголетия: Материалы VII съезда Казахского физиологического общества с международным участием. – Алматы: Изд. КАЗНАУ, 2011. – С. 223-224.

38.Байгужин П.А. Гигиеническая оценка влияния умственной нагрузки на функциональное состояние нервной системы студенток // Окружающая среда: экологические и медицинские проблемы: материалы Всероссийской науч.-практич. интернет-конференции «http://env.mordgpi.ru/2011/11/гигиеническая-оценка-влияния-умстве/ (дата обращения 10.11.2011).

39.Прачева А.А. Особенности внутрисистемных связей показателей функционального состояния центральной нервной системы в зависимости от вегетотипа / А.А. Прачева, Ж.Т. Суюндикова, П.А. Байгужин // Высокие технологии, фундаментальные исследования, экономика. Т. 2: сб. статей XII Междунар. науч.-практич. конф. «Фундаментальные и прикладные исследования, разработка и применение высоких технологий в промышленности» 8 декабря 2011 г, СПб / под ред. А.П. Кудинова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – С. 287-288.