- Современное искусство обладает недооцененным человекотворческим потенциалом: оно активно воздействует на реципиента, трансформируя не только его духовную, но и чувственную сферу.
- Основанием для воздействия на реципиента произведения искусства является антропогенность и антропологичность искусства, а также чувственный характер художественной коммуникации.
- В качестве средств, находящихся в распоряжении современного искусства, необходимых для активного воздействия на реципиента выявлены: трансформация образности; открытая форма произведения; трансгрессивность, влекущая за собой ответные трансгрессивные ходы со стороны реципиента.
- Мутация художественной образности в искусстве модернизма обусловлена не только стремлением художников выйти за пределы визуальных схем, созданных уходящей картезианской культурой. В искусстве русского авангарда она инициируется идеей создания «нового человека», носителя «нового зрения».
- Нарастающие виртуализация и симулякризация современной культуры являются причиной выдвижения акционизма (искусства художественных акций) на ведущие позиции в современном искусстве. Стремление различных проявлений акционизма, задействовать все чувства, имеющиеся у человека, является, по своей сути, редукцией человека к телу как к последней несомненности его существования.
- В современной культуре акционизм является ареной поиска человеком выхода из «культуры значения» на уровень непосредственного контакта с вещественным миром.
- Широкое распространение доступного непрофессиональным художникам уличного искусства (стрит-арта) в таких его проявлениях как граффити, создатели которого стремятся маркировать пространство тэгами или флэш-моб, участники которого маркируют пространство собственными телами, есть знак того, что в ситуации становления постинформационного общества современный человек интуитивно осознает проблематичность существования тела и посредством усиления в культуре телесной составляющей пытается сохранить тело как феномен культуры.
1. Чистякова М.Г. Человек versus искусство авангарда. Тюмень: Изд-во «Мандр и К», 2006. 108 с. (6,5 п.л.).
2. Чистякова М.Г. Искусство авангарда в контексте эстетической антропологии. //Эстетическая антропология. Коллективная монография. Под ред. М.Н.Щербинина. - Тюмень: Вектор Бук, 2007. Личный вклад С.92-100 (0,4 п.л.).
3. Чистякова М.Г. Искусство как арена поиска социальной идентичности. //Эстетико-антропологическое бытие социума: коллективная монография. Под ред. М.Н.Щербинина. - Тюмень: Вектор Бук, 2010. Личный вклад С.123-132 (0, 45 п.л.).
4. Чистякова М.Г. Антропология современного искусства. Тюмень: Изд-во «Мандр и К», 2011. 132 с. (7 п.л.).
Статьи в периодических изданиях включенные в список ВАК.
5. Чистякова М.Г. Философская миссия искусства авангарда. // Вестник Тюменского государственно- го университета. №1, 2000. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. С.18-21 (0,3 п.л.).
6. Чистякова М.Г. «Нулевая онтология» К.Малевича. // Вестник Тюменского университета. №1, 2002. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. С.37-41 (0,4 п.л.).
7. Чистякова М.Г. «Удаленные от Солнца». // Вестник Тюменского университета. №2, 2004. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. С.89-93 (0,4 п.л.).
8.Чистякова М.Г. Конструктивная деструктивность: антропо-логическая функция искусства модернизма. // Вестник Тюменского университета. №2, 2005. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. С.26-29 (0,35 п.л.).
9. Чистякова М.Г. Влечение к пределу. // Вестник Тюменского университета. №2, 2006. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. С.55-59 (0,4 п.л.).
10. Чистякова М.Г. Трансформация темы боли в искусстве: антропо-логический контекст. // Вестник Тюменского университета. №2, 2009. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. С.200-204 (0,45 п.л.).
11. Чистякова М.Г. Акционизм в искусстве: философско-антропологические смыслы. // Вестник Московского Государственного Областного Университета, №3 (20), 2010. - М.: Изд-во МГОУ, 2010. С.105-109 (0,5 п.л.).
12. Чистякова М.Г. О роли искусства в информационном обществе. // Вестник Тюменского университета. №2, 2010. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. С.207-212 (0,4 п.л.).
13. Чистякова М.Г. Стрит-арт в контексте вызовов современности. // Известия Алтайского госуниверситета. №2/1 (70), 2011. – Барнаул: Изд-во АлГУ, 2011. С.210-214 (0,5 п.л.)
14. Чистякова М.Г. От индустриализма к постиндустриализму: искусство как один из создателей «духа эпохи». // Вестник ТюмГУ, №10, 2011. С.159-165 (0, 5. п.л.).
Статьи, тезиcы докладов и другие публикации в иных изданиях:
15. Чистякова М.Г. Экзистенциально-феноменологическая проблематика искусства авангарда. // XXIвек: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. Т.3: Философская антропология и философия культуры. Ч.2. – Екатеринбург: УрГУ, 1999. С.196-197 (0,1 п.л.).
16. Чистякова М.Г. Авангард как вектор развития западно-европейской культуры. // Философия и культура: сборник научных трудов. – Тюмень: «Вектор Бук», 2001. С.194-203 (0,4 п.л.).
17. Чистякова М.Г. Homo postmodernum и его отношение к миру. // Постмодернизм: pro et contra. Материалы Международной научной конференции «Постмодернизм и судьбы художественной словесности на рубеже тысячелетий. – Тюмень: «Вектор Бук», 2002. С.13-17 (0,4 п.л.)
18. Чистякова М.Г. Искусство авангарда в поисках Абсолюта. //«Собирание смысла» через разнообразие форм европейской культуры: сборник научных статей. – Тюмень: «Вектор Бук», 2002. С. 129-132 (0,3 п.л.).
19. Чистякова М.Г. Contemporary-art как уловка постмодернизма. // Филологический дискурс: Вестник филологического факультета ТюмГУ. Вып.3. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. С.120-123 (0,3 п.л.).
20. Чистякова М.Г. Видео-арт: новые стратегии искусства. // Экранная культура в генезисе смыслообразования: сборник научных трудов. – Тюмень: «Вектор Бук», 2004. С.138-142 (0,4 п.л.).
21. Чистякова М.Г. Культура ХХ века: игры (в) маргиналов. // Филологический дискурс: Вестник филологического факультета ТюмГУ. Вып.4. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. С.11-14 (0,4п.л.).
22. Чистякова М.Г. Что нам Малевич? // Модернизация образования в условиях глобализации: Круглый стол «Философия образования», 14-15 сентября 2005 года. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. С.152-155 (0,3п.л.).
23. Чистякова М.Г. Антропологическое содержание искусства модернизма. //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.4. – М.: Современные тетради, 2005. С.136-137 (0,1 п.л.).
24. Чистякова М.Г. Антропологическая составляющая темы зла в искусстве. // Всероссийский симпозиум «Этика, мораль, нравственность: Россия и современный мир». Тюмень, 26-27 октября 2006 г. Тюмень: РИЦ ТГИИК, 2006. С. 203-210 (0,5 п.л.).
25.Чистякова М.Г. Новая визуальность: философско-антропологический контекст. // Филологический дискурс: Вестник филологического факультета ТюмГУ. Вып.6. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. С.16-21 (0,4 п.л.).
26. Чистякова М.Г. Произведение искусства в онтологическом контексте (статья). // Человек к фокусе самотворения: эстетическое измерение. Материалы научно-практической конференции, 27 ноября, 2007 года, Тюмень. Ч.1. – Тюмень: «Вектор Бук», 2007. С.14-23 (0,4 п.л.).
27. Чистякова М.Г. Трансгуманизм – современная антропологическая утопия. // Дискурсология: методология, теория, практика. Доклады Третьей международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию студенческой революции 1968 года и корифеям Франкфуртской школы. Т.1. – Екатеринбург: «Дискурс-Пи», 2008. С.62-63 (0,2 п.л.).
28. Чистякова М.Г. Современное искусство как опыт тактильности. //Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том II. – Новосибирск: Параллель, 2009. С.424-425 (0,1 п.л.).
29. Чистякова М.Г. Трансформации текста в живописи модернизма. // Филологический дискурс: Вестник филологического факультета ТюмГУ. Вып.8. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. С.84-88 (0,3 п.л.).
30. Чистякова М.Г. Человек и искусство в пространстве новой визуальности. // Человек и общество в контексте глобализации: проблемы и перспективы. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Тюмень, Изд-во ТюмГАСА, 2010. С.173-177 (0,35 п.л.)
31. Чистякова М.Г. Антропологические контексты современного искусства. // Актуальные проблемы современной науки. Выпуск 14. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С.211-218 (0,5 п.л.).
32. Чистякова М.Г. Современное искусство в контексте проблемы телесности. // Актуальные научные проблемы. Сб.науч. трудов. – Екатеринбург: ИП Бируля Н.И., 2010. С.92-93 (0,3 п.л.).
33. Чистякова М.Г. Человек и искусство в пространстве кибер-культуры. (тезисы) //Дискурсология: методология, теория, практика. Доклады Пятой международной научно-практической конференции. 19-20 ноября 2010 года. – Челябинск: издательский центр ЮрГУ, 2011. С.258-260 (0,2 п.л.).
34. Чистякова М.Г. Антропологическая составляющая акционизма (статья). // Эстетическая антропология в системе экологического воспитания: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Эстетическая антропология: Красота как экосистема», 23 декабря 2010 г. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. С.33-36 (0,3 п.л.).
35. Чистякова М.Г. Искусство как источник трансформации чувственной сферы человека (тезисы). //IV Всероссийская научно-практическая конференция «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок. 4 февраля 2011 г. – СПб: СПбГУП, 2011. С.56-58 (0,3 п.л.).
36. Чистякова М.Г. Визуальные стратегии искусства модернизма. //Научное мнение: научный журнал. №8, 2011. – СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2011. С.14-21 (0,5 п.л.).