- Подобно известному положению о сознании как высшем уровне развития всеобщего свойства природы - отражения, в диссертации вводится представление о человеческом личностном бытии как высшем уровне осуществления всеобщего свойства внутренней активности, жизненности, самодостаточности, субъектности природы, её способности создавать структуры и механизмы возвышения самой себя на новые уровни существования. Одним из таких механизмов является факт и функционирование человеческого личностного бытия.
- Выявлены модусы человеческого бытия - доиндивидный, индивидный и сверхиндивидный, или личностный. Одновременно они представлены как исторические этапы социальной эволюции человека: доиндивидное - суггестивное, иррационально-предрассудочное состояние человека в эпохе палеолита и, в значительной мере, неолита и бронзы; индивидное, индивидуалистически-рассудочное бытие человека в эпоху цивилизации, длящейся до наших дней; и личностное, открытое в универсальные промыслы всеобщего бытия разумное, свободное, творческое, гуманистическое, оптимистичное бытие массового человека в постсовременную, постцивилизационную эпоху, которая, несомненно, грядёт.
- Предложено системное понимание личности и личностного бытия. Личностное бытие - это включённость человека в систему общества в качестве полноправного его члена, живого органа, свободно и творчески решающего задачи, порученные ему системой. Личность - это отражение и концентрация в человеке способности общества к расширенному воспроизводству, орган общественного прогресса, тогда как индивидное и доиндивидное бытие человека опосредствуют собой лишь простое воспроизводство общества, его статус кво.
- Предложен механизм связи личностного и общественнгого бытия: это коллективистский гуманизм как преодолённость альтруистических либо эгоистических крайностей в отношениях целого и частей, единство и взаимопорождение общего и единичного.
- Обосновано положение о сверхиндивидной (метаиндивидной) идентификации личностного бытия. Последнее не произрастает из индивидных сфер человека (путём разворачивания, «развития» врождённых задатков, диспозиций и талантов), а вкладывается в него сверху, из системы общества в процессе направленного воспитания и практического включения человека обществом в решение общественных проблем.
- Обосновано положение, что принцип различения модусов человеческого бытия может стать основой перестройки современных психологии, социологии, других наук о человеке в направлении к превращению их в собственно психологию, социологию и т. д. личности и преодоление ими их нынешней ориентированности преимущественно на изучение лишь индивидного человеческого бытия и его феноменов.
- Разработана наглядная схема сравнения феноменов личностного, индивидного и доиндивидного бытия, способная помочь психологам, социологам, педагогам отчётливее представить прерогативы и возможности их специальных исследований.
- Обоснована возможность преодоления монопольного господства экзистенциализма в описании феноменов (экзистенциалов) человеческого бытия. Показано, что экзистенциализм смещает внимание лишь к индивидным экзистенциалам, представляя их при этом как имманентные, априорные, чисто субъективные. Охватив поле доиндивидных, индивидных и личностных феноменов системным, культурно-историческим анализом, можно конституировать новую отрасль человековедения - научную материалистическую экзистенциологию.
- Выдвинута и обоснована идея возникновения философии как разработки категорий разума и личности в условиях всеобщего кризиса античного (равно древнекитайского и древнеиндийского) общества, вызванного господством рассудка и индивидного модуса человеческого бытия. Показано, что прозрения и рекомендации древних мудрецов (Лао Цзы, Гераклит, Аристотель) в силу незрелости общественных условий не были восприняты ни на Востоке, ни европейским обществом. Сегодня, в условиях повторившегося кризиса рассудочности и индивидности, история предоставляяет человечеству шанс доработать на новой основе старые рецепты мудрой и личностной жизни. Современная философия не имеет права не воспользоваться этой возможностью.
- Использованы и предложены для экзистенциологической доработки категории всеобщего субъекта и всеобщего труда. Новые формы труда и экономической жизни человечества в условиях глобализации и информатизации объективно универсализируют человека, открывают его в осмысление перспектив исторического прогресса, содействуют становлению личностного бытия как массового общественного явления. Несмотря на столь же интенсивно протекающую индивидуализацию, зомбирование, манкуртизацию, осуществляемую сегодня во всём мире, тенденция к оличностниванию человека объективна и не может исторически не воспреобладать в человечестве. Осмысление этих процессов облегчит и ускорит этот прогрессивный процесс.
1. Баранов В. Е. Философия личностного бытия. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. – 200 с. – 12,5 п. л.
2. Баранов В. Е. Личность в системе природного и социального бытия. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2008. – 288 с. – 18,0 п. л.
Статьи в журналах, рекомендованных экспертным советом ВАК РФ
3. Баранов В. Е. Проблема возникновения философии // Научно-технические ведомости СПбГТУ. – 2006. – № 1 (43). – С. 227 – 233.
4. Баранов В. Е. Понятие личности и его методологическое истолкование // Научно-технические ведомости СПбГТУ. – 2006. – № 5-2 (47). – С. 83 – 87.
5. Баранов В. Е. Диалектика как высшая форма рациональности // Фило-софия и общество. – 2006. – № 2. – С. 106 – 115.
6. Баранов В. Е. Постсовременность и перспективы личности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 10. – С. 57 – 61.
7. Баранов В. Е. Всеобщий труд и личность // Человек и труд. – 2008. – № 6. – С. 50 – 52.
8. Баранов В. Е. Модусы и феноменология личностного бытия // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2008. – № 2(11). – С. 70 – 78.
9. Баранов В. Е. Система и личность // Философия и общество. – 2008. – № 2. – С. 99 – 112.
10. Баранов В. Е. Философия личности Л. П. Карсавина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 10(56). – С. 7 – 16.
Статьи в научных сборниках
11. Баранов В. Е. Перспективы личностного бытия человека в постинду-стриальную эпоху // Ученые записки Таврическаого национального универси-тета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Социология». – Т.21 (60). –
№ 1. – Симферополь, 2008. – С. 7 – 11. (Издание, рецензируемое ВАК Украи-ны).
12. Баранов В. Е. Мировоззрение как системообразующий фактор лично¬сти // Проблемы развития целостности личности. Межвузовский сборник. – Ле¬нинград: Изд-во Педагогич. ин-та им. А. И. Герцена, 1984. – С. 112 – 125.
13. Баранов В. Е. Мировоззренческое воспитание студентов в процессе преподавания общенаучных и специальных дисциплин // Проблемы пере¬стройки преподавания общественных наук. – Сыктывкар: Изд-во Педагогич. ин-та, 1989. – С. 37 – 45.
14. Баранов В. Е. Гуманистический смысл философской категории бытия // Труды Псковского политехнического института. Вып. 1 – Псков: Изд-во Псковского филиала ЛПИ им. М. И. Калинина, 1997. – С. 39 – 44.
15. Баранов В. Е. Перспективы психологии личности: «восхождение» к Бахтину или возвращение к Выготскому? // Труды Псковского политехнич. ин-ститута. Вып. 4. – Псков: Изд-во Политехнич. ин-та, 2000. – С. 57 – 64.
16. Баранов В. Е. Личность и гуманизм // Труды Псковского политехнич. ин¬ститута. Вып. 6. – Псков: Изд-во Политехнич. ин-та, 2002. – С. 34 – 36.
17. Баранов В. Е. М. М. Бахтин о диалоговом пространстве культуры // Псковская политическая культура. Традиции и современность. Псков: ООО «Фирма «Псковское возрождение»», 2004. – С. 119 – 125.
18. Баранов В. Е., Белотелова О. А., Рыбина В. В. Современные преобра-зования в обществе в оценках молодого поколения // Псковская политическая культура. Традиции и современность. – Псков: ООО «Фирма «Псковское воз-рождение»», 2004. – С.138 – 147.
19. Баранов В. Е. Личностный фактор глобализации // Россия в глобаль-ном мире. Социально-теоретический альманах. № 7. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. – С. 13 – 17.
20. Баранов В. Е. Психологическая теория личности: поиск методологи-ческих оснований // Труды Псковского политехнического института. № 8. – Псков: Изд-во Политехнич ин-та, 2004. – С. 87 – 95.
21. Баранов В. Е. Диалектика и метафизика в понимании человека и лич-ности // Труды Псковского политехнич. института. № 9. – Псков: Изд-во Поли-технич. ин-та, 2005. – С. 35 – 42.
22. Баранов В. Е. Русская культура и личность // Россия в глобальном ми-ре. Со¬циально-теоретич. альманах. – № 10. – Спб.: Изд-во СПбГПУ, 2006. – С. 176 – 179.
23. Баранов В. Е. Человек. Познание. Личность // Человек: философско-антропологические, социально-экономические, биолого-медицинские аспекты устойчивости. – СПб.: Изд-во «Нестор – История», 2008. – С. 117 – 127.
Материалы международных конференций
24. Баранов В. Е. Отчуждение. Диалектика. Личность // Тезисы междуна-родной научно-теоретической конференции «Феномен отчуждения в различных куль¬турных парадигмах». – Симферополь: Изд-во Педагогич. Ун-та, 1993. – С. 8 – 9.
25. Баранов В. Е. Григорий Сковорода как тип возрожденческого мысли-теля // Фiлософiя: класiка i сучаснiсть. Материали III Харкiвських мiжнародних Сковородинiвских читань. – Харкiв: 1996. – С. 100 – 101.
26. Баранов В. Е. Культура мышления и общественный прогресс // Смыс-лы культуры. Тезисы докладов международной научной конференции. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1996. – С. 103 – 105.
27. Баранов В. Е. Григорий Сковорода и судьбы европейского рациона-лизма // Культура у фiлософii ХХ столiття. Матерiали IV мiжнар. Сковородинiвских читань. – Харкiв, 1997. – С. 211 – 213.
28. Баранов В. Е. Диалектика как высший тип рациональности и ее исто-рические перспективы // Проблемы ра¬цiональностi в наприкiнцi XX столiття. Матерiали V Харкiвських мiжнародних Сковороди¬нiвских читань. – Харькiв, 1998. – C. 94 – 97.
29. Баранов В. Е. Антиномия личностного развития и социализации ре-бёнка // Мир детства: метафизика культурно-цивилизационного кризиса. Мате-риалы XIII международной конференции «Ребёнок в современном мире». – СПб.: Астерион, 2006. – С. 445 – 447.
30. Баранов В. Е. Труд и личность в условиях информационного общества // Коммуникативные стратегии информационного общества. Труды междуна-род¬ной научно-теоретической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. – С. 238 – 245.
31. Баранов В. Е. Личность и разум // Формирование профессиональной куль¬туры специалистов XXI века в техническом университете. Труды 7-й меж-дуна¬родной научно-практич. конференции. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. – С. 181 – 183.
32. Личностный компонент методики преподавания философии // Форми-рование профессиональной культуры специалистов XXI века. Философия в техническом вузе. Труды 8-й международной научно-практической конферен-ции. СПб.: Изд-во СПбГПУ. – 2008. С. 86 – 87.
Материалы научных конференций
33. Баранов В. Е. Некоторые особенности формирования мировоззрения у студентов технических вузов // Принципы подготовки специалистов. Тезисы докладов конференции. Ленинград: Изд-во Политехнич. ин-та, 1982. – С. 7 – 8.
34. Баранов В. Е. Перестройка и понимание личности // Тезисы научно-технической конферен¬ции «Вклад вузовских учёных в создание наукоёмкой продукции высокого уровня». – Псков: Изд-во Псковского филиала ЛПИ им. М. И. Калинина, 1989. – С. 56 – 57.
35. Баранов В. Е. Специфика мировоззренческого воспитания студентов // Тезисы конференции «Научно-методическое обеспечение учебного процесса». – Псков: Изд-во Псковского филиала ЛПИ им. М.И. Калинина, 1989. – С. 5 - 6.
36. Баранов В. Е. Человечество и общечеловеческие ценности // Тезисы конференции «Экологические проблемы северо-запада России. Вып. 2. – Псков: Изд-во Псковского филиала ЛПИ им. М. И. Калинина, 1990. – С. 16 – 17.
37. Баранов В. Е. В поисках утраченной сущности (проблемы отчуждения в произведениях А. Платонова и Б. Пастернака) // Отчуждение как социокуль-турный феномен: теория, история, современность Тезисы Всесоюзной научно-теоретической конференции. – Симферополь: Изд-во Педагогич. ун-та, 1991. – С. 35 – 37.
38. Баранов В. Е. Природа общечеловеческих ценностей и общечеловече-ская ценность природы // Пути повышения качества подготовки специалистов в условиях гуманитаризации высшей школы. Тезисы докладов межвузовской учебно-методической конференции. – Вели¬кие Луки: Изд-во Сельскохоз. ин-та, 1993. – С. 9 – 11.
39. Баранов В. Е. Ступени отчуждения и проблема возрождения культуры // Материалы научно-методической конф. «Ак¬туальные вопросы образования, науки и техники». – Псков: Изд-во Политехнич. ин-та, 1995. – С. 115 – 117.
40. Баранов В. Е. Антиномия и синтез категории бытия // Человек. Фило-софия. Гуманизм. Труды 1 Российского философского конгресса. – СПб.: 1997. – С. 375 – 378.
41. Баранов В. Е. Педагогика и диалектика. Значение категорий единич-ное и общее для педагогической теории и практики // Материалы научной кон-ферен¬ции Псковского института повышения квалификации работников образо-вания. – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 2000. – С. 21 – 25.
42. Баранов В. Е. Перспективы психологии личности: от классики к по-стмодер¬низму? // Материалы VI Всероссийской научно-методич. конф. «Фун-даментальные исследования в технических университетах». – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2000. – С. 71 -72.
43. Баранов В. Е. Русский характер в тисках глобализации // Труды 2-й Всерос¬сийской научно-теоретич. конференции «Россия в глобальном мире». – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. – С. 201 – 204.
44. Баранов В. Е. О возможности диалектико-материалистической экзи-стенци¬альной философии (экзистенциологии) // Фундаментальные исследова-ния в технических университетах. Материалы IX Всероссийской конф. по про-блемам науки и высшей школы. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005. – С. 353 – 354.
45. Баранов В.Е. Проблема личности в современном мире // Россия в гло-бальном мире. Труды 5-й Всерос¬сийской научно-теоретич. конференции. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. – С. 3 – 10.
46. Баранов В.Е. Методологические основы философской теории лично-сти // Фундаментальные исследования и инновации в технических университе-тах. Материалы XI Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. – С. 324 – 325.