Научная тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ИНЖЕНЕРОВ ЭНЕРГЕТИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Основные требования к профессионально-личностному росту инженеров энергетиков подразделяются в зависимости от сферы профессиональной деятельности и характера инженерного труда: начальные требования для допуска и адаптации в профессии (квалификационные требования к молодому специалисту) и требования к инженерам энергетикам, уже давно работающим в энергетической отрасли, обусловленные характером профессиональной деятельности инженеров энергетиков (проектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно - исследовательская; монтажно - наладочная и сервисно - эксплуатационная) и перспективами их профессионального роста. Каждый вид деятельности предъявляет свои требования, в частности: для проектно-конструкторской деятельности: со степенью бакалавра уметь: собирать и анализировать данные для проектирования; рассчитывать и проектировать электротехнические объекты в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств проектирования: САПР, Автокад; уметь разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию; проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов, а также осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам; б) со степенью магистра уметь: формировать цели проекта (программы), критерии и показатели достижения целей, определять структуры их взаимосвязей, выявлять приоритеты решения задач; разрабатывать обобщенные варианты решения проблемы, анализировать эти варианты, прогнозировать последствия, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности и неопределенности, планировать реализацию проекта; оценивать технико-экономическую эффективность принимаемых решений. Предъявляются определенные этические и корпоративные требования: работать добросовестно, честно, ответственно, этично и законно, охраняя репутацию своей профессии.

2. Профессионализм инженера энергетика представляет собой качественную характеристику его профессиональной компетентности, способствующей эффективной адаптации в профессии. Он отражает его профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, опыт осуществления своей деятельности с высокой и стабильной продуктивностью. Основными профессиональными компетенциями компетенциями инженера энергетика являются: нормативно-регламентирующая (общерегламентирующие; отраслевые; функционально-должностные; нормативно-технологическая); функционально-деятельностная (инструментально-практическая; функционально-технологическая); информационно - технологическая (информационно - операциональная; информационно-технологическая); организационно - управленческая (функционально-оценочная; функционально-проективная; информационно-коммуникативная; функционально-управленческая); функционально - эксплутационная (эксплуатационно-практическая; эксплуатационно - профилактические).  

Совершенствование профессионализма инженеров энергетиков представляет собой целостную систему дополнительного профессионального образования, способствующую сохранению непрерывности их обучения и обеспечению их профессионального роста с учетом потребностей профессиональной деятельности и инновационных возможностей в инженерном образовании, а также рынка трудовых ресурсов энергетической сферы профессиональной деятельности. Такая система создает оптимальные условия для развития индивидуальных способностей и профессиональных интересов обучающихся инженеров энергетиков, способствует развитию их адаптивности к изменениям на рынке труда, повышению конкурентоспособности, активизации жизненного и профессионального самоопределения; содействует профессионально-личностному росту с учетом актуальных и перспективных тенденций развития энергетической отрасли.

На профессиональный рост инженеров энергетиков, работающих в какой-либо энергетической компании или фирме, влияют совокупность внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся: личностное своеобразие инженера энергетика, способствующие его профессионально-личностному росту; осознанный выбор и растущий интерес к своей профессии; возраст; уровень образования и квалификации; профессиональный опыт; личностно-профессиональные стандарты и развитость профессионально важных качеств; социальная ответственность инженера энергетика по отношению к своему профессиональному росту; мотивированность в повышении квалификации; личностная заинтересованность в профессионально-личностном росте, в получении более содержательной и адекватной профессиональным интересам и склонностям работы; стремление к достижению более высокого должностного статуса. К внешним: заинтересованность общества в безопасной и продуктивной работе энергетических объектов; развитая система объективных требований к профессиональной квалификации инженеров энергетиков, учитывающая потребности производства; мотивирование администрацией предприятий повышения уровня квалификации инженерных кадров; благоприятность условий для реализации инициатив инженеров энергетиков; развитость стимулов повышения квалификации, ориентированных на различные категории инженеров; обеспеченность сферы самореализации инженеров энергетиков, достигающих качественно нового уровня профессионализма; сложившаяся и реализуемая традиция в повышении квалификации инженеров энергетиков в сфере профессиональной деятельности; развитость системы повышения квалификации, ориентированная на инженеров энергетиков.

3. Основными подходами к обеспечению профессионально-личностного роста инженеров энергетиков в системе дополнительного профессионального образования являются: компетентностный, акмеологический и андрагогический подходы. Компетентностный подход предполагает приоритетную ориентацию на обогащение инженера новыми знаниями, технологиями практической деятельности, а также накопление опыта их практического применения в штатных и экстремальных производственных ситуациях. По существу он определяет построение системы обучения, включающей многокомпонентную структуру, в которой каждый компонент ориентирован на развитие определенной компетенции, в зависимости от потребностей повышения профессионализма инженера энергетика. Акмеологический - ориентацию на обеспечение профессионально-личностной зрелости инженера энергетика с учетом его возраста и сферы профессиональной деятельности. Он предполагает формирование направленности личности инженера, которая ориентирует энергетика на прогрессивное профессиональное развитие и саморазвитие, максимальную творческую самореализацию в профессиональной сфере. Андрагогический - обеспечение качества обучения взрослых. Он опирается на положения андрагогики, важнейшими из которых являются использование имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего профессионального); корректировка устаревшего опыта и личностных установок; приоритетности самостоятельности в обучении, контекстность, элективность, совместная деятельность обучающего и обучаемого, практическая направленность, востребованность и актуализация результатов обучения.

4. Система дополнительного профессионального образования инженеров энергетиков представляет собой сложившуюся и развивающуюся совокупность основных компонентов, механизмов и условий. Она обеспечивает непрерывность профессионального обучения инженеров энергетиков, с учетом проектирования индивидуальных траекторий каждого и носит модульный характер. Процесс обучения строится по восходящей линии таким образом, чтобы каждая последующая ступень являлась логическим продолжением предыдущих и представляла собой законченный цикл. Такой подход обеспечивает гибкость в формировании программ, выбор места, времени и темпа обучения, а также преемственность отдельных ступеней образования.

5. В основе концепции обеспечения профессионального роста инженеров энергетиков лежит осмысление важности социального статуса и роли личности инженера, как профессионала, индивидуально личностный рост которого выступает основой стабильности и безопасности эксплуатации энергетического оборудования, а также развития энергетической отрасли, оперативности во внедрении новых технологий энергетического производства. Она опирается на компетентностный, акмеологический и андрогогический подходы, определяющие ориентиры на повышение профессиональной культуры инженера энергетика, роли и личной ответственности каждого инженера за свой профессиональный рост и качество профессиональной деятельности, реализуется через систему дополнительного образования, опирается на совокупность принципов и учитывает необходимые условия. Статус инженера определяется его профессионального назначения и перспективы развития энергетической отрасли. Его профессиональный рост определяют конкурентоспособность и качество выполнения профессиональных задач.  

6. Модель совершенствования профессионализма инженеров энергетиков в системе дополнительного профессионального образования представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов: ориентационно-целевого; организационно-управленческого; содержательно-функционального, технологического; мониторингового и результативного, принципов реализации, а также комплекс организационных и психолого-педагогических условий. Она также включает ресурсное обеспечение: техническое оборудование (комплекс тренажеров) и методическое обеспечение. Реализация модели строится на основе следующих принципов: принцип опережающего обучения, принцип параллельного обучения; принцип индивидуального и дифференцированного подхода; принцип преемственности, непрерывности и последовательности в обучении; принцип опоры на жизненный и профессиональный опыт инженеров; принцип взаимообучения и др. Ориентационно-целевой - непосредственное и опосредованное взаимодействие с работодателями и с инженерами энергетиками, ориентация их по целевым программам обучения; организационно-управленческое - организаторская деятельность по изучению потребностей инженерно-энергетической сферы в повышении квалификации, разработка дифференцированных программ и их ресурсного обеспечения, оперативное информирование заинтересованных сторон о программах обучения, формирование учебных групп и управление процессом повышения квалификации инженеров; содержательно-функционального, технологического; мониторингового и результативного, содержательно-технологическое - разработка программ повышения квалификации по содержанию и технологии их реализации в процессе обучения с учетом особенностей учебных групп; мониторинговый - оценка хода и результатов обучения инженеров энергетиков в процессе реализации программ повышения квалификации; результативный оценка эффективности в решении задач повышения квалификации.

7. Комплекс условий, обеспечивающих реализацию модели совершенствования профессионализма инженеров энергетиков в системе дополнительного профессионального образования: развитость системы повышения квалификации, ее соответствие потребностям энергетической сферы; своевременный и качественный мониторинг повышения квалификации и профессиональной переподготовки инженеров энергетиков; развитость материально-технической базы, ее соответствие потребностям повышения квалификации; благоприятная среда повышения квалификации; участие работодателей в экспертизе качества повышения квалификации; взаимодействие образовательных учреждений энергетического профиля в процессе повышения квалификации инженеров энергетиков; подготовленность профессорско-преподавательского состава в системе повышения квалификации инженеров энергетиков; мотивированность и активность слушателей в процессе повышения квалификации и переподготовки.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Кленина Л.И. Акмеологический подход к инженерному образованию специалистов-энергетиков [Текст]: моногр. / под ред. Н.Н. Шамрай / Л.И. Кленина. – М.: Изд-во «Спутник +», 2010. – 280 с. (18,5 п. л.).

2.Кленина Л.И. Акмеологический подход к вопросу дополнительного профессионального образованию специалистов энергетиков [Текст]: Монография / Под ред. Н.Н. Шамрай / Л.И. Кленина. – М.: Изд-во «Спутник +», 2010. – 320 с. (20 п. л.).

3.Кленина Л.И. Некоторые аспекты образования взрослых в Российской Федерации [Текст]: Монография / Под ред. Н.Н. Шамрай / Л.И. Кленина. – М.: Изд-во «Спутник +», 2011. – 342 с. (21,5 п. л.).

4. Кленина Л.И. Акмеологическая направленность образования взрослых [Текст]: Монография – Germany: Изд-во «LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG», 2012. – 338 с. (21 п. л.).

Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК:

5.Кленина Л.И. Акмеология и человеческий капитал системы образования [Текст] / Л.И. Кленина // Ученые записки РГСУ. - 2008. – № 7. – С. 156-158 (0,5 п. л.).

6.Кленина Л.И. Компетентный подход к подготовке студентов в условиях образовательной реформы [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина // Социальная политика и социология. Междисц. науч.-практич. журнал. – 2009. – № 5 (46). – Ч. 2. – С. 111-116. (авт. участ. – 50%, 0,4 п. л.).

7.Кленина Л.И. Формирование информационной культуры инженера и компьютерная зависимость [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина // Социальная политика и социология. Междисц. Науч.-практ. журнал . – 2009. – №5 (46). – Ч. 2. – С. 401- 403. (авт. участ. – 50%, 0.4 п. л.).

8.Кленина Л.И. Акмеологический взгляд на инновации в системе вузовского образования [Текст] / Л.И. Кленина // Социальная политика и социология. Междисц. науч.-практ. журнал. – 2009. – №5 (46).Ч. 2. – С. 405-407. (0,5 п. л.).

9.Кленина Л.И. Здоровый образ жизни и формирование инженерной культуры [Текст] / Л.И. Кленина // Социальная политика и социология. Междисц. науч.-практ. журнал. – 2009. – №5 (46). Ч. 2. – С. 412-417. (0,8 п. л.).

10.Кленина Л.И. Акмеизм – предшественник акмеологии [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина, Е.А. Павлова // Социальная политика и социология. Междисц. науч.-практ. журнал. – 2009, – №10 (52). – С. 457-469. (авт. участ. – 50%, 0,4 п. л.).

11.Кленина Л.И. Гендерный аспект человеческого капитала [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина, Е.А. Павлова // Социальная политика и социология. Междисц. науч.-практ. журнал. – 2009, – №10(52). - С. 497-506. (авт. участ. – 50%, 0.3 п. л.).

12.Кленина Л.И. Человеческий капитал и потребность в креативных людях [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина, Е.А. Павлова // Социальная политика и социология. Междисц. науч.-практ. журнал. – 2009. – №10 (52). – С. 552-564. (авт. участ. – 50%, 0,4 п.л.).

13.Кленина Л.И. Профессиональное формирование личности [Текст] / Л.И. Кленина // Социальная политика и социология: междисц. науч.-практ. журнал. – 2009. – №10 (52). – С. 565-575. (0,9 п. л.).

14.Кленина Л.И. Профессиональная подготовка инженеров с акмеологической точки зрения [Электр. ресурс] / Л.И. Кленина. // Акмеология. – 2009. –№3. Спец. вып. (CD-ROM). – 0,5 п. л.

15.Кленина Л.И. Акмеологический подход к вопросу дополнительного профессионального образования [Текст] / Л.И. Кленина // Человеческий капитал: науч.-практ. журнал, 2010. - № 7 (19). – С. 283-288. (0,5 п. л.).

16.Кленина Л.И. Акмеологические технологии как средство формирования профессионализма [Текст] / Л.И. Кленина // Человеческий капитал: науч.-практ. журнал. – 2010. – № 7 (19). – С. 289-294. (0,6 п. л.).

17.Кленина Л.И. и др. Информационные технологии для взрослых [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина // Человеческий капитал: науч.-практ. журнал. – 2010. – № 10 (22). – С. 98. (авт. участ. – 50%, 0.2. п. л.).

18.Кленина Л.И. Акмеологический аспект инженерного образования [Текст] / Л.И. Кленина // Ученые записки РГСУ. - 2010. – № 11. – С. 160-168 (0,9 п. л.).

19.Кленина Л.И. Понятие и свойства экономических информационных систем [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина // Ученые записки РГСУ. 2011. – № 9 (97). Ч. 1. – С. 85-88. (авт. участ. – 50 %, 0,3 п. л.).

20.Кленина Л.И. Развитие инвайроментальных идей [Текст] /Л.И. Кленина, В.И. Кленина // Ученые записки РГСУ, 2011. – № 9 (97). Ч. 2. – С. 148-152 (авт. участ. – 50%, 0,4 п. л.).

21.Кленина Л.И. Положительная акмеологическая устремленность личности в профессиональном развитии человека [Электр. ресурс] / Л.И. Кленина // Акмеология. – 2011. - №3. Спец. вып. (CD-ROM). – 0,5 п. л.

Учебные и учебно-методические пособия:

22. Кленина Л.И. Теоретический материал для самостоятельной подготовки к лабораторным и практическим работам и практическим работам по информатике по разделу Excel / В.И. Кленина, Л.И. Кленина, А.Л. Владимиров.- М.: Издат. дом РХТУ им. Д.И. Менделеева. – 2009. – 62 с. (авт. участ. – 30%, - 1,2 п. л.).

Статьи, тезисы, доклады в журналах, материалах научно-практических и международных конференций, сборниках научных трудов:

23.Кленина Л.И. Некоторые аспекты математического образования студентов экономических и социально – гуманитарных специальностей [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина // Труды 2-й Международной конференции «Математическое моделирование социальной и экономической динамики (MMSED- 2007), 20 – 22 июня 2007». – М.: РУДН, 2007. С. 328-331, (авт. участ. – 50%, 0,2 п. л.).

24.Кленина Л.И. Формирование инженерной культуры энергетиков в период кризиса [Текст] / Л.И. Кленина // Педагогические науки. – М.: «Компания Спутник +»,. – 2009.-№2 (35). – С. 101-106. (0,4 п. л.).

25.Кленина Л.И. Акмеологический подход к адаптации выпускников энергетических вузов на предприятиях отрасли [Текст] / Л.И. Кленина // Педагогические науки – М.: «Компания Спутник +»,. – 2009.-№3 (36). С. 84-87. (0,3 п. л.).

26.Кленина Л.И. Формирование инженерной и инновационной культуры энергетиков [Текст] / Л.И. Кленина // Педагогические науки – М.: «Компания Спутник +». – 2009. – №4 (37). – С.71-73. (0,3 п. л.).

27.Кленина Л.И. Формирование профессионализма энергетиков [Текст] / Л.И. Кленина // Педагогические науки. – М.: «Компания Спутник +». – 2009. – №5 (38). – С. 64-65. (0,3 п. л.).

28.Кленина Л.И. Проблемы обучения в вузе в период кризиса [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина / Сборник научных трудов кафедры информатики РГСУ под общ. ред. проф. Онокой Л.С. – М.: РГСУ. – 2009. – Т.2. – С. 37-39. (авт. участ. – 50%, 0,2 п. л.).

29.Кленина Л.И. Акмеологический подход к инновациям в образовании [Текст] / Л.И. Кленина // Инновации и традиции в современном образовании: материалы 1 Международной Интернет-конференция (Старый Оскол, 20-30 мая 2009). Старый Оскол: Изд-во РОСА, 2009. – С. 56-59. (0,3 п. л.).

30.Кленина Л.И. Акмеологический подход к вопросу о готовности выпускников энергетического вуза к работе по специальности [Текст] / Л.И. Кленина // Вопросы гуманитарных наук. – М.: «Компания Спутник +» 2009, №4 (42). – С.169-175. (0,5 п. л.).

31.Кленина Л.И. Определение гендерной математики [Текст] / Л.И. Кленина // Вопросы гуманитарных наук. – М.: «Компания Спутник +» 2009, №6 (44). – С. 235-236. (0,3 п. л.).

32.Кленина Л.И. К вопросу о профессии социального работника [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина // Страны БРИК в условиях глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации: матер. выступл. участников IX Междун. социал. конгресса 25-26 ноября 2009г. – М.: Изд-во РГСУ, 2010. – 417 с., – с.186-187. (авт. участ. – 50%, 0,2 п. л.).

33.Кленина Л.И. Акмеология и формирование творческой личности [Текст] / Л.И. Кленина // Актуальные проблемы современной науки. – М.: «Компания Спутник +» 2009, №5 (49). С. 134-135. (0,3 п. л.).

34.Кленина Л.И. Компетентностный подход к подготовке специалистов для энергетической отрасли [Текст]/ Л.И. Кленина. Е.А. Павлова. // Теоретические и практические аспекты подготовки кадров в современном вузе: российский и зарубежный опыт / Матер. Четвертой Междунар. науч.-методич. конфер. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009, ч. 1. – С. 209-217. авт. участ. – 50%, 0,3 п. л.).

35.Кленина Л.И. Синергетический подход к образованию [Текст] / Л.И. Кленина, Е.А. Павлова // Шестые Курдюмовские чтения: Матер. конфер. / Междунар. междисц. науч. конфер. «Синергетика в естественных науках» с элементами науч. школы для молодежи / Отв. за выпуск: Г.П. Лапина, Ю.В. Козловская. – Тверь: Твер. гос. ун-т, – 2010. – С. 356-359. (авт. участ. – 50%, 0,2 п. л.).

36. Кленина Л.И. Оценка математического ожидания потерь напряжения в совокупности радиальных кабельных линий до 2 кВ [Текст] / Е.А. Конюхова, Д.А. Гордеев, Абу Лехиа Диаа, Л.И. Кленина // Промышленная энергетика . № 1, 2010.– С. 28-32. (авт. участ. – 30%, 0,2 п. л.).

37.Кленина Л.И. Акмеологический подход к вопросу профессионально-личностного развития педагога [Текст] / Л.И. Кленина // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Матер. Междунар. науч.-практ. конфер., посвящ. памяти В.А. Сластенина. 16-17 сентября 2010 г., Москва, МПГУ: В 2-х ч. – Ч.II. – М.: МАНПО. – 2010. – С. 144-149. (0,4 п. л.).

38. Кленина Л.И. Акмеологическая особенность периодизации возрастного развития человека [Текст] / Л.И. Кленина //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XV Междунар. науч.-практ. конфер. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, – 2010. – С.105-109. (0.4 п.л.).

39. Кленина Л.И. Акмеологический подход к образованию взрослых [Текст] / Л.И. Кленина // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Часть 2. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, – 2010. – С. 181-186. (0,4 п. л.).

40.Кленина Л.И. Акмеологический аспект подготовки бакалавров [Текст] / Л.И. Кленина // Наука и современность – 2010: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конфер.: в 3-х частях. Ч. 1. / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд.-во НГТУ, 2010. – С. 323-328. (0,4 п. л.).

41.Кленина Л.И. Акмеологический подход к модернизации педагогических исследований [Текст] / Л.И. Кленина // Модернизация России: наука, образование, высокие технологии: Тезисы выступлений участников II Всероссийской конференции по науковедению. – 15-17 ноября 2010 года. – М.: МГПУ, – 2010. – С.337-339. (0,3 п. л.).

42. Кленина Л.И. Творческий потенциал личности будущего инженера [Текст] / Л.И. Кленина // Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч. конф.. г. Москва. 1-3 декабря 2010 г.: в 2 ч. /отв. Ред. А.Б. Орлов: Гос. ун-т – Высшая школа экономики; Рос. гуманит. науч. фонд. – М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшая школа экономики. – 2010. – Ч. 1 – С. 306-307. (0,3 п. л.).

43. Кленина Л.И. Способность к творчеству [Текст] / Е.А. Павлова, Л.И. Кленина // Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч. конф.. г. Москва. 1-3 декабря 2010 г.: в 2 ч. /отв. Ред. А.Б. Орлов: Гос. ун-т – Высшая школа экономики; Рос. гуманит. науч. фонд. – М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшая школа экономики. – 2010. – Ч. 2 – С. 120-121. (авт. участ. – 50%, - 0,2 п. л.).

44.Кленина Л.И. Профессиональная подготовка инженерных кадров в условиях дополнительного образования [Текст] / Л.И. Кленина, Е.А. Павлова // Современные исследования социальных проблем. – Красноярск, НИЦ, – 2010, –№ 1 (01). – С. 43-48. (авт. участ. – 50%, 0,3 п. л.).

45. Кленина Л.И. Особенности подготовки магистров[Текст] / Л.И. Кленина, Е.А. Павлова // Педагогические науки, – М.: «Компания Спутник +»,. – 2010.-№ 3 (42). – С. 78. (авт. участ. – 50%, 0,2 п. л.).

46. Кленина Л.И. Переход к образованию через всю жизнь [Текст] / Л.И. Кленина. // Педагогические науки. – М.: «Компания Спутник +», – 2010.-№ 5 (44) – С. 78-80. (0,3 п. л.).

47. Кленина Л.И. Исторический аспект проблемы образования взрослых [Текст] / Л.И. Кленина // Педагогические науки. – М.: «Компания Спутник +»,- 2010. – № 6 (45). – С. 11-13. (0,3 п. л.).

48.Кленина Л.И. Ланкастерские и воскресные школы для взрослых [Текст] / Л.И. Кленина. // Педагогические науки, – М.: «Компания Спутник +»,. – 2010, № 6 (45). – С. 14-16. (0,3 п. л.).

49. Кленина Л.И. Акмеологический аспект обучения взрослых [Текст] / Л.И. Кленина. // Современные гуманитарные исследования, – М.: «Компания Спутник +» ,– 2010.-№ 6 (37), – С. 266-268. (0,3 п. л.).

50.Кленина Л.И. Профессионализм в энергетической области [Текст] / Л.И. Кленина // Дополнительное профессиональное образование в период инновационного развития экономики России: региональные аспекты. Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции 28-29 октября 2010 г. / под ред. М.А. Петровой, Н.В. Силкиной. – Новосибирск: Изд-во Сибирский государственный техникум печати и информационных технологий, 2010 – С.72-78. (0,3 п. л.).

51.Кленина Л.И. Акмеологическая направленность опережающего обучения [Текст] / Л.И. Кленина, Е.А. Павлова. // Инновации и традиции в современном образовании: материалы Интернет - конференции, 20 февраля-29 марта 2010 года / Старооскольский филиал ГОУ ВПО ВГУ; ред. кол. Черезов Г.В., Мациевский Г.О. о др. Старый Оскол, 2010, – С. 180-184. (авт. участ. – 50%, с 0,3 п. л.).

52.Кленина Л.И. О непрерывности и многоуровневости в образовании [Текст] / Л.И. Кленина, В.И. Кленина // Современные проблемы науки и образования. Матер. 10-й Междунар. междисципл. науч.-практ. конфер. 30 апреля – 10 мая 2010 г., г. Севастополь / Харьков, Украинская Ассоциация «Женщины в науке и образовании», Харьковский национальный Университет им. В.Н. Каразина. – 2010. – 325 с. (Сучаснi проблеми науки та освiти. Матерiали 10-i Мiжнародноi мiждисциплiнарноi науково-практичноi конференцi 30 квiтня – 10 травня 2010 р., м. Севастополь / Харкiв: Украiнська Асоцiацiя «Жiнки в науцi та освiтi», Харкiвський нацiональний унiверситет iменi В.Н. Каразiна. – 2010. – 325 с. – с. 222-223. (0,4 п. л., авт. участ. – 50%, - 0,2 п. л.).

53. Кленина Л.И. Обучение взрослых как самоуправляемая деятельность [Текст] / Л.И. Кленина // Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования. Сборн. статей Третьих Всероссийских Шамовских педаг. чтений научной школы Управление образованием (25 января 2011 г.). В 2-х т. Т.2. – М. 2011. – С. 37-39 (0,4 п. л.).

54. Кленина Л.И. Кластерный подход в системе непрерывного образования [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина // Научн. наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования. Сборн. статей Третьих Всероссийских Шамовских педаг. чтений научн. школы Управление образованием (25 января 2011 г.). В 2-х т. Т. 1. –М. 2011. – С. 186-190. (авт. участ. – 50%, 0,2 п. л.).

55. Кленина Л.И. Эффективность переподготовки инженерных кадров [Текст] / Л.И. Кленина, В.И. Кленина. // Математические методы и приложения: Труды двадцатых математических чтений РГСУ (27-31 января 2011 года). М.: АПКиППРО, 2011. – С. 155-162. (авт. участ. – 50%, 0,3 п. л.).

56. Кленина Л.И. Основы, лежащие в создании экономико-информационных систем [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина // Математические методы и приложения: Труды двадцатых математических чтений РГСУ (27-31 января 2011 года). Ч. II. М.:АПКиППРО, – 2011. – С. 155-162. (авт. участ. – 50%, 0,3 п. л.).

57. Кленина Л.И. Возникновение теории систем и системного анализа [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина // Математические методы и приложения: Труды двадцатых математических чтений РГСУ (27-31 января 2011 года). Часть II. М.: АПКиППРО, 2011. – с. 114-123. (авт. участ. – 50%, 0,3 п. л.).

58.Кленина Л.И. Точки бифуркаций в жизни взрослого человека / Л.И. Кленина, В.И. Кленина // Седьмые Курдюмовские чтения «Синергетика в естественных науках»: материалы Междун. междисц. науч. конфер. с элементами науч. школы для молодежи / Ответственный за выпуск: Г.П. Лапина, Ю.В. Козловская. – Тверь: Твер. гос. ун-т, – 2011. – с. 217-221. (авт. участ. – 50%, 0,3 п. л.).

59. Кленина Л.И. Непрерывность педагогического образования [Текст] / В.И. Кленина, Л.И. Кленина // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы II Международной научно-практической конференции, посвящ. памяти В.А. Сластенина. 22-23 сентября 2011 г., Москва, МПГУ: В 2-х ч. – Ч.I. – М.: МАНПО. – 2011. – С. 212-215. (авт. участ. – 50%, 0,3 п. л.).

60. Кленина Л.И. Акмеологическая устремленность преподавателя университета [Текст] / Л.И. Кленина // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Матер. II Междунар. науч.-практич. конфер., посвящ. памяти В.А. Сластенина. 22-23 сентября 2011 г., Москва, МПГУ: В 2-х ч. – Ч.II . – М.: МАНПО. – 2011. – С. 326-329. (0,4 п. л.).

61. Кленина Л.И. Образование в течение всей жизни [Электронный ресурс] / Л.И. Кленина // Форум педагогических вузов России. Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России. 21-22 ноября 2011 г. – 0,4 п. л.

62. Кленина Л.И. Некоторые аспекты постдипломного образования [Текст] / Л.И. Кленина // Современные проблемы науки и образования: матер. 11-й Междунар. междисципл. науч.-практ. конф. 29 апр. – 9 мая 2011 г. – Харьков: Украинская Ассоц. «Женщины в науке и образовании»; Харьковский нац. унив. им. В.Н. Каразина, 2011. (Сучаснi проблеми науки та освiти: матер. 11-i Мiжнар. мiждисципл. наук.-практ. конф. 29 квiтня –09 травня 2011 р. - Харкiв: Украiнська Асоц. «Жiнки в науцi та освiтi»; Харкiвський нац. унiв. iм. В.Н. Каразiна. – 2011. - С. 257-258 (0,4 п. л.).