- Эволюция системы местных органов государственной власти России в 1917-1920-х гг. была вызвана совокупностью идеологических, внутриполитических и социально-экономических причин. При этом двумя решающими факторами трансформации данной системы стали: во-первых, ее стремление к внутренней самоорганизации под воздействием конфликтного, взаимоблокирующего характера взаимодействия ее структурных элементов (советов, земств, партийных комитетов, ревкомов и др.) и, во-вторых, целенаправленная деятельность высших органов государства по упорядочиванию (разблокированию) системы местной власти с целью наиболее полной реализации возлагаемых на нее задач.
- Разрушение под воздействием революционного движения и формальное упразднение Временным правительством царского аппарата управления весной 1917 г. привело к формированию новой системы местной власти. Она представляла собой сложное сочетание правительственных (комиссары ВКГД и Временного правительства), общественных (общественные исполнительные комитеты, советы) и общественно-административных (земства, городские думы, земельные и продовольственные комитеты) органов. Временное правительство пошло по пути постепенного законодательного оформления внутреннего устройства и функций административных и общественно-административных органов, оставив неурегулированным положение весьма влиятельных среди местного населения общественных исполнительных комитетов и советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. При этом законотворческая деятельность Временного правительства в вопросах функционирования правительственных комиссаров и демократизированных земско-городских органов запаздывала по сравнению с общественной революционной законотворческой инициативой. Тем самым в стране создавалась система местных органов власти, не имевшая легитимной и достаточной для своего устойчивого функционирования законодательной регламентации.
- Особенность функционирования системы местной власти в 1917 г. состояла во взаимоблокирующем характере взаимодействия отдельных ее элементов (органов власти), что вело к нарастанию конфликтов: а) между различными органами местной власти, б) между органами высшей и местной власти, в) между органами местной власти и местным населением. Взаимоблокирующий характер связей внутри системы местных органов власти приводил к общему снижению эффективности ее деятельности, способствуя вместе с тем вызреванию нового общероссийского политического кризиса и активизации борьбы за переустройство системы государственного управления в России.
- Упразднение всех звеньев системы местной власти, кроме советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, после прихода к власти большевиков, не привело к преодолению кризисного состояния данной системы. Новая система советской власти в конце 1917-1920 гг. отличалась большим разнообразием внутреннего устройства, социального состава и функций. Местные советы несвоевременно и не в полной мере выполняли распоряжения вышестоящих властей, не пользовались авторитетом местного населения, иногда насильственно разгонялись им, а в целом ряде случаев открыто противодействовали декретам и постановлениям высших и центральных органов большевистской партии и государства, особенно в вопросах продовольственной политики и мобилизаций в Красную армию. Это означает, что формально провозглашенные в октябре 1917 г. полновластными органами на местах, советы, в действительности, не были «нижним этажом» государственной власти и не являлись надежной основой для решения выдвигаемых большевиками задач в различных сферах общественной и государственной жизни.
- Слабость местных советов центральные и региональные власти пытались компенсировать, делая ставку на чрезвычайные и неконституционные органы: ревкомы были нацелены на решение военно-политических задач, комбеды были призваны содействовать реализации проводимых Наркомпродом административно-хозяйственных мероприятий в продовольственной сфере. Несмотря на то, что в ряде случаев чрезвычайным органам удавалось подавлять мятежи, с оружием в руках принуждать крестьян к сдаче хлеба и т.п., в большинстве своем их деятельность имела негативные последствия. Чрезвычайные органы не только не укрепляли большевистский режим, но, напротив, разрушали его и без того слабые организационные основы (например, путем произвольно накладываемых «контрибуций», разгона «кулацких» советов, вмешательством ревкомов в работу предприятий, профсоюзов и пр.), а также способствовали росту в обществе антибольшевистских настроений и выступлений.
- Сделав ставку на советы и закрепив их ведущую роль в Конституции РСФСР 1918 г., большевики уже не могли отбросить советскую конструкцию так легко, как они отказались, например, от «буржуазных» земств или от «чрезвычайных» комитетов. Единственно возможным для них вариантом было выстраивание новой - партийной - вертикали власти, осуществлявшей контроль над местными советами. В годы гражданской войны и «военного коммунизма» (1918-1920 гг.) наметилась унификация структуры губкомов, более четко были определены основные направления деятельности партийного аппарата, функции основных отделов, закреплена ведущая роль организационно-инструкторского отдела в структуре губкома. Вместе с тем, вопросы о взаимоотношении партии и советов оставались не решенными, что было связано как с особенностями начального этапа выстраивания системы партийного управления, так и с чрезвычайными условиями гражданской войны и интервенции. Такая ситуация показывает, что к началу 20-х гг. модель унифицированной и централизованной системы партийной власти была далека от своего завершения, большевикам не удалось в полной мере приблизиться к осуществлению политического контроля над местными советами. Это позволяет говорить о состоянии структурной несогласованности и низкой эффективности управленческой деятельности системы местных органов власти в России 1918-1920 гг.
- В 20-е гг. наиболее значительной попыткой руководства СССР реорганизовать систему местных органов государственной власти была кампания по «оживлению» советов (1924-1925 гг.). Она была нацелена на укрепление их роли, как органов власти трудящихся, превращение их в стабильно функционирующие институты управления с расширенными административно-хозяйственными полномочиями. «Оживление» советов не принесло ощутимых результатов для правящей партии. Значительная часть населения оставалась пассивной в ходе выборов, доля коммунистов в местных советских органах оставалась невысокой; при этом, всё же, увеличилось число заявлений с просьбами от «лишенцев» о восстановлении в избирательных правах, усилились протесты против навязываемых «сверху» кандидатов, а в случае сохранения такой практики население попросту отказывалось от участия в голосовании.
- Высшее партийно-государственное руководство СССР в 20-е гг. все шире использовало административные меры воздействия на советы и партийные комитеты, во-первых, для упорядочивания их взаимодействия друг с другом и, во-вторых, в целях усиления общеполитического контроля над их деятельностью. Важнейшими элементами такого регулирования со стороны политического «центра» являлись: становление номенклатурного принципа назначения и перемещения руководящих управленческих кадров, «чистки» партийно-государственного аппарата, а также формирование в процессе «районирования» территории РСФСР такого административно-территориального устройства, которое было призвано обеспечить директивно-распорядительную деятельность высших руководящих органов через унифицированный, централизованный и подконтрольный сталинскому большинству в Политбюро аппарат местных органов государственной власти.
- На «низовом» (сельском) уровне властные полномочия распределялись между сельскими советами, партийными ячейками и традиционными сельскими сходами при доминирующей роли последних в решении различных вопросов местной жизни (благоустройство, культурно-просветительные мероприятия и др.);
- Система местных органов государственной власти в процессе своей эволюции в 1917-1929 гг. прошла следующие этапы. Первый этап: весна - осень 1917 г. - становление новых органов власти после падения монархии, определение структуры, функций и взаимоотношений между ними, постепенное нарастание взаимоблокирующего характера взаимодействия элементов системы местных органов власти. Второй этап: осень 1917 - весна 1918 г. - упразднение большинства органов власти Временного правительства, переходный период существования и функционирования земско-советской системы управления, завершившийся ликвидацией органов земского и городского самоуправления. Третий этап: 1918-1920 гг. - формируется сложная, внутренне противоречивая система местных органов власти, особенность которой состояла в том, что советы и альтернативные им органы власти (ревкомы, комбеды и партийные органы) находились в состоянии структурной несогласованности и «параллелизма» управленческой деятельности, усиленной чрезвычайными условиями гражданской войны, интервенции и «военного коммунизма». Четвертый этап: 1921-1925 гг. - попытка создания устойчивых и эффективно действовавших советов, выполнявших значительную часть административно-хозяйственных функций при идейно-политическом контроле со стороны РКП(б). Пятый этап: вторая половина 1920-х гг. - завершение в процессе «районирования» формирования унифицированной и жестко централизованной системы партийных органов, подчинивших своему влиянию местные советы, формирование унифицированной, взаимодополняющей системы местных органов партийно-государственной власти на уровне краев, областей, округов и районов, складывание специфической (общинно-советско-партийной) системы управления в сельской местности.
1.«Национализация информации»: Политическая власть и ЦСУ в послереволюционной России / Научн. ред. д.и.н., проф. И.В. Алексеева. СПб.: Изд-во ГУАП, 2007. – 172 с. – 10 п.л.
2.Революция и провинция: Местная власть в России (февраль – октябрь 1917 г.) / Научн. ред. д.и.н., проф. И.В. Алексеева. СПб.: «Европейский Дом», 2011. – 250 с. – 15,75 п.л.
3.Эволюция местных органов государственной власти в России (1917 – 1920-е гг.) / Научн. ред. д.и.н., проф. И.В. Алексеева. СПб.: Изд-во ГУАП, 2011. – 440 с. – 26 п.л.
Разделы в коллективных монографиях
4.Власть и общество в России: История и современность (XVIII – начало ХХI вв.). / Под ред. д.и.н., доц. Л.Ю. Гусмана, к.и.н., доц. И.А. Тропова. СПб.: Изд-во ГУАП, 2011. – 168 с. – 9 п.л. (авторских – 2 п.л.).
Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах
5.Особенности формирования системы власти и управления в России в 1917–1918 гг. (на примере создания ЦСУ) // Научно-технический вестник СПб ГИТМО (ТУ). Вып. 8. Проблемы гуманитарных дисциплин / Под ред. С.Б. Смирнова. СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2003. С. 112–122. – 1 п.л.
6.ЦСУ в условиях гражданской войны и «военного коммунизма» (1918 – 1920 гг.) // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. Вып. 12. Проблемы гуманитарного и экономического образования в технич. вузе / Под ред. О.В. Кузьминой и др. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. С. 150–157. – 0,5 п.л.
7.Об учреждении волостных земств в России в 1917 году (на примере Петроградской губернии) // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. Вып. 24. Гуманитарные и экономические проблемы / Главный ред. д.т.н., проф. В.Н. Васильев. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006. С. 108–110. – 0,4 п.л.
8.Волостное земское управление на северо-западе России в 1917–1918 гг.: от создания до упразднения // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. Вып. 27. Исследования в области гуманитарных наук / Главный ред. д.т.н., проф. В.Н. Васильев. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006. С. 196–199. – 0,4 п.л.
9.Центральные и местные органы власти и политический контроль над статистической информацией в России в 1918–1926 гг. // Вестник молодых ученых (Серия: исторические науки). СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006. № 2. С. 78–82. – 0,5 п.л.
10.Особенности функционирования советской системы в России 1917–1920 гг. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. № 93. С. 34–42. – 0,6 п.л.
11.Проблемы формирования Красной Армии // Военно-исторический журнал. М., 2009. № 6. С. 46–50. – 0,6 п.л.
12.Революция в провинции: Лужский уезд Петроградской губернии в 1917 г. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. Том 4. История. № 2. С. 178–187. – 0,5 п.л.
13.РКП(б) в системе сельских и волостных органов власти в России (первая половина 1920-х гг.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. Том 4. История. № 4. С. 123–131. – 0,5 п.л.
14.Деятельность местных органов власти и управления Советской России по организации статистических работ в 1917–1920 гг. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. Том 4. История. № 1. С. 101–108. – 0,5 п.л.
15.Проблемы организации и функционирования волостных органов власти в России в 1917–1918 гг. // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. СПб.: ЦНИТ «Астерион», 2011. № 2. С. 38–42. – 0,6 п.л.
16.Роль солдат в формировании местных органов власти в России в 1917 г. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. Том 4. История. № 2. С. 80–90. – 0,5 п.л.
17.Взаимодействие органов земского самоуправления и советов (1917 – весна 1918 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 4 (10): в 3-х ч. Ч. 2. С. 174–177. – 0,5 п.л.
18.Кризис местной правительственной власти в России весной – осенью 1917 г. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 4 (10): в 3-х ч. Ч. 2. С. 178–181. – 0,5 п.л.
19. Проблемы состояния и функционирования местных органов власти в России в 1918 г. (по материалам журнала «Власть Советов») // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. Том 4. История. № 3. С. 105–112. – 0,6 п.л.
20.Конституция РСФСР 1918 г. и опыт организации Советов на местах // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. 2011. № 4. С. 95–99. – 0,6 п.л.
21.«Доклад военно-революционной тройки Псковского уезда» (30 июня 1919 г.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. Том 4. История. № 4. С. 132–139. – 0,5 п.л.
Прочие научные труды по теме диссертации
22. Российские статистики и государственная власть в 1920-е гг. // Личность и власть в истории России XIX – ХХ вв. Материалы научн. конф. / Отв. ред. А.Н. Цамутали. СПб.: Нестор, 1997. С. 255–259. – 0,3 п.л.
23.Российские статистики и государственная власть в период создания ЦСУ // Поиски исторической психологии. Сообщения и тезисы докладов Междунар. науч. конф. СПб., 21-22 мая 1997 г. / Отв. ред. В.И. Старцев. Ч. 3. СПб.: Третья Россия, 1997. С. 133–136. – 0, 25 п.л.
24.Официальная статистика, политическая власть и общественное сознание в 1920-е гг. // Социальные конфликты в истории России: Материалы Всеросс. научной конференции. Омск, 22 октября 2004 г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. С. 148–151. – 0, 25 п.л.
25.Формирование органов государственной статистики в России в 1918 г.: проекты и их реализация // Герценовские чтения 2004. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных статей. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. С.115–119. – 0,25 п.л.
26. Об особенностях формирования Центрального статистического управления в 1917 – 1918 гг // Россия в ХХ веке: Сб. статей к 70-летию со дня рождения чл.-корр. РАН, проф. Валерия Александровича Шишкина / Под ред. В.М. Ковальчука. СПб.: «Нестор-история», 2005. С.23–46. – 1 п.л.
27. Проблемы функционирования милиции в Петроградской губернии (по материалам губернского совещания 27 сентября 1917 г.) // Герценовские чтения 2005. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. С.97–99. – 0,2 п.л.
28. Местные органы государственной власти и статистические учреждения в России в 1917–1918 гг. // Герценовские чтения 2005. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. С.99–103. – 0,3 п.л.
29. Состояние местных органов власти на северо-западе России и нарастание революции весной–осенью 1917 г. // Научная сессия ГУАП: Сб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки / ГУАП. СПб.: ГУАП, 2006. С. 40–43 – 0,5 п.л.
30.Периодизация истории становления советской системы в России в 1917 г. // Х Царскосельские чтения. Международная научная конф. 25-26 апреля 2006 г. Т. IV. СПб.: ЛГУ, 2006. С. 269–273. – 0, 25 п.л.
31. О роли комиссаров Временного правительства в системе местного управления в 1917 году (на примере Северо-Западного региона России) // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: Сб. статей, вып. 3 / ред. и сост. И.П. Вишнякова-Вишневецкая. СПб.: Изд-во «Книжный дом», 2006. С. 91–99. – 0,5 п.л.
32. Эволюция местных органов советской власти в России в 1917–1929 гг. // Научная сессия ГУАП. Сб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: ГУАП, 2007. С. 64–67. – 0,5 п.л.
33. Региональная власть и политические настроения в российском обществе в 1917 году (на примере северо-запада России) // Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы. Сб. научных статей. Вып. 7. СПб.: АОС, 2007. С. 169–183. – 1 п.л.
34. Местная власть в России в 1917 году: традиции и новации // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. Вып. 36. Экономическое и гуманитарное образование в техническом вузе / Главный ред. д.т.н., проф. В.Н. Васильев. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. С. 108–112. – 0,5 п.л.
35. Местная власть в восприятии местного населения в 1918–1920 гг. (на примере Новгородской губернии) // Х Вишняковские чтения. Стратегия и тактика вузовской науки в регионе: Материалы междунар. науч. конф. / под ред. В.Н. Скворцова (Бокситогорск, 23 марта 2007 г.). СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. С. 138–142. – 0,25 п.л.
36. Эволюция волостной организации в России в первой четверти ХХ века // Научная сессия ГУАП. Сб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: ГУАП, 2008. С. 62–66. – 0,6 п.л.
37. История местных органов власти в советской литературе 1917–1930-х гг. // Научная сессия ГУАП. Сб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: ГУАП, 2008. С. 66–69. – 0,4 п.л.
38.Влияние социально-экономических и политических проблем на деятельность местных органов власти в России в период от Революции 1917 года до Великой Отечественной войны // Государственность, социально-экономическая политика, образование и культура в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.) / Материалы IV научно-практ. конф., проходившей 7–8 мая 2007 г. в Государственной полярной академии. / научн. ред. Т.И. Сидненко. СПб.: Изд-во ГПА, 2008. С. 77–89. – 0,7 п.л.
39.Трансформация системы местных органов политической власти в России (1917–1920-е гг.) // Модернизация в России: экономика, политика, культура / Всеросс. науч. конф. 2 апреля 2008 г.: Сб. материалов. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. С. 88–93. – 0,25 п.л.
40. Местная власть и общественно-политические настроения в России (1918–1920-е гг.) // Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы. Сб. научных статей. Вып. 8. СПб.: АОС, 2008. С. 147–157. – 0,6 п.л.
41. Проблема взаимоотношений местного партийного и советского аппарата в России в 1917–1918 гг. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия история. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. № 2. С. 74–85. – 0,6 п.л.
42. Местные советы в 1917–1920-е гг.: особенности структуры и деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия история. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. № 3. С. 81–92. – 0,6 п.л.
43. Формирование и состав общественных исполнительных комитетов в России (март 1917 г.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия история. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. № 4. С. 97–108. – 0,6 п.л.
44. Местная власть и население Северо-Запада России в 1918–1920 годах: особенности коммуникативного взаимодействия // Социогуманитарный вестник СПбГУиТ–СПбГУИТМО. 2008. Вып. III. Проблемы коммуникации в меняющемся мире. СПб.: СПбГУИТМО, 2008. С. 58–60. – 0,3 п.л.
45. Об особенностях коммуникативного взаимодействия местной власти и населения России в 1920-е годы // Социогуманитарный вестник СПбГУиТ – СПбГУИТМО. 2008. Вып. III. Проблемы коммуникации в меняющемся мире. СПб.: СПбГУИТМО, 2008. С. 61–65. – 0,5 п.л.
46. Проблемы организации и деятельности местной власти в России в 1920-е гг. (по материалам журнала «Советская волость») // Герценовские чтения 2008. Актуальные проблемы социальных наук. СПб.: б/и, 2009. С.151–155. – 0,4 п.л.
47.Местное население и губернаторская власть в Февральской революции 1917 года // Столица и провинции: взаимоотношение центра и регионов в истории России. Сб. материалов. Всеросс. науч. конф. 5 апреля 2009 г. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. С. 58–62. – 0, 4 п.л.
48.Инструменты политической модернизации в России: партия и советы в1917–1920 гг. // Модернизация в России: экономика, политика, культура / Всеросс. науч. конф. 4–5 мая 2009 г.: Сб. мат-лов. Вып. 2. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. С. 89–94. – 0,4 п.л.
49. Правотворчество в русской армии и органы военной юстиции в условиях «революционной демократии» 1917 года (по материалам петроградских газет) / И.А. Тропов, В.А. Журавлев // Научная сессия ГУАП. Сб. докл.: В 4 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: ГУАП, 2009. С. 26–29. – 0,6 п.л. (авт. – 0,3 п.л.).
50. Актуальные проблемы истории революции 1917 г. в России // Научная сессия ГУАП. Сб. докл.: В 4 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: ГУАП, 2009. С. 85–88. – 0, 5 п.л.
51. Царскосельский уезд в 1917 году // 300 лет Царскому Селу: сб. науч. ст. / отв. ред. В.А. Веременко. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. С. 78–88. – 0,7 п.л.
52. Органы местного самоуправления и общественно-политические настроения в России весной-летом 1917 г. // Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы. Сб. научных статей. Вып. 9. СПб.: АОС, 2010. С. 174–180. – 0,5 п.л.
53.Деятельность Временного правительства по реформированию системы местного самоуправления (1917 г.) // Столица и провинции: взаимоотношение центра и регионов в истории России. Сб. материалов. Всеросс. науч. конф. 5 апреля 2010 г. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. С. 79–85. – 0,4 п.л.
54.Модернизация политической системы после Февраля 1917 г.: К вопросу о «двоевластии» // Модернизация в России: экономика, политика, культура / Всеросс. науч. конф. 19 февраля 2010 г.: Сб. материалов. Вып. 3. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. С. 116–121. – 0,3 п.л.
55. Местные советы как органы власти осенью 1917 – летом 1918 гг. // Научная сессия ГУАП. Сб. докл.: В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: ГУАП, 2011. С. 90–92. – 0,4 п.л.
56.В поисках решения аграрного вопроса: земельные комитеты в 1917 г. // Модернизация в России: история, политика, образование: материалы Всерос. науч. конф. СПб., 5 апреля 2011 г. Вып. 4 / отв. ред. В.А. Веременко. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. С. 178–184. – 0,3 п.л.
57.Формирование местных органов власти в России осенью 1917 г. // Модернизация в России: история, политика, образование: материалы Всерос. науч. конф. СПб., 5 апреля 2011 г. Вып. 4 / отв. ред. В.А. Веременко. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. С. 184–190. – 0,3 п.л.
Статьи в зарубежных научных журналах
58. Ревкомы в системе местных органов власти России (1918–1920 гг.) // Tarix və onun problemləri («История и ее проблемы»). Баку: «Адилоглы», 2011. № 3. С. 312–316. – 0,4 п.л.