- Межкультурная коммуникация, междисциплинарная и интегративная по своей природе, является объектом, который может быть адекватно изучен только с позиций когнитивно-дискурсивной теории. Наибольшим эвристическим потенциалом исследования МК обладают деятельностные теории, трактующие дискурс как вербально опосредованную деятельность в специальной сфере. В рамках деятельностной теории когнитивным механизмом является механизм развития языковой личности, одним из вариантов описания которого является теория концептуальной интеграции.
- Обращение к положениям теории языковой личности, теории деятельности, теории дискурса делает возможным постулировать моделируемость дискурса МК. Моделирование учитывает деятельностную природу дискурса, что позволяет соотносить данную модель с моделью профессиональной языковой личности. Актуализация данной модели выявляет следующие типы дискурса: обучающий, туристский, профессиональный, специальный. Данная типология коррелирует с уровнями развития личности, фазами развития знака в дискурсе, структурой деятельности.
- Адекватным методом исследования дискурса МК является корпусно-дискурсивный метод - метод вербального анализа концептуальной структуры ключевых параметров межкультурного события как единицы дискурса МК. Ключевыми лингвистическими параметрами модели МК в корпусно-дискурсивном анализе являются Субъект, Место и Время события.
- Тип дискурса определяет специфику номинации параметров субъекта, места и времени события МК. Усложнение типа дискурса по шкале «наивный-профессиональный» характеризуется уменьшением номинаций конкретных понятий и увеличением числа номинаций абстрактных понятий каждого из выявленных параметров МК. Тенденция при формировании межкультурной компетенции заключается в динамике от межличностной идентичности личности к социальной, от обыденной локально-центрированной деятельности в сторону темпоральности профессиональной деятельности, а также повышения абстрактности локализации и времени.
- Статистическая обработка лингвистических параметров обнаруживает прямую зависимость межкультурной компетенции личности от опыта Общественного взаимодействия. Наиболее актуальным в параметре Место является субконцепт Территориального разграничения. Субъективность восприятия времени снижается по мере роста профессионализма субъекта МК. Высокая степень корреляции параметров модели дискурса свидетельствует о надежности эмпирических данных, лежащих в основе дискурсивной теории МК.
1.Возможности межкультурных исследований в специальной сфере // Вестник Поморского университета. Серия Гуманитарные науки. № 6/2006. Архангельск, 2006. с. 240-243. - в соавторстве с А.А. Филипповой, М.А.Хрусталевой.
2.Моделирование дискурса межкультурной коммуникации // Вестник Челябинского университета. Серия Филология. Искусствоведение. Вып. 18. 2008. - с. 71-84.
3.К вопросу о типологии дискурса межкультурной коммуникации // Вестник Тюменского госуниверситета. № 1. Тюмень, 2008. - с. 201-204. - в соавторстве с С.Л. Мишлановой.
4.Особенности моделирования дискурса межкультурной коммуникации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Выпуск 12(68). - с. 199-201.
5.Динамика концепта «место» в межкультурной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 2(36). - c. 36 - 39.
6.Дискурсивный анализ межкультурного конфликта // Известия СПбУЭФ. № 3. Санкт-Петербург, 2009. - с. 76-82.
7.Номинации деятеля в разных типах дискурса межкультурной коммуникации // Вестник Челябинского университета. Серия Филология. Искусствоведение. Вып. 34. 2009. с. 89-93.
Монографии:
8.Межкультурная коммуникация в свете теории дискурса. Пермь, 2007 – 141 с. (8,81 п.л.)
9.Корпусный анализ в межкультурной коммуникации. Пермь, 2009 – 193 с. (в соавторстве).
10.Оценка как стержень структурной организации текста // Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Вып. 1. Минск, 1998. – с. 81-86 (коллективная монография).
Учебно-методические издания
11.Межкультурная коммуникация (социально-психологический аспект). Учебное пособие. Пермь, 2001. – 120 с.
12.Особенности разработки дистанционного курса с точки зрения учащихся // Методика преподавания: американский опыт. Материалы межд. конф. 21-22 ноября 2002 г. Уральский государственный технический университет. Екатеринбург, 2002. с. 74-79.
13.Long Distance Course Grading Problem (задание по курсу для студентов специальности “Лингвистика и межкультурная коммуникация», на английском языке) (электронная публикация) www.casemethod.ru
14.Cultural crossroads: Метод. материал для студентов спец. «Лингвистика и межкультурная коммуникация» / Перм. ун-т; Сост. Т.М. Пермякова, Е.Г.Меченкова. – Пермь, 2005. – 40 с.
Статьи:
15.Сorrelation of Argumentative and Evaluative Discourses // Buffalo Working Papers 98-01. Papers presented at the fourth Buffalo-Toronto student conference in Linguistics (September 1997). Buffalo, 1998. – p. 77-85.
16.Некоторые особенности концептуализации в газетно-публицистическом тексте // Стереотипность и творчество в тексте. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2000. – с. 336-347.
17.Проблема «творческое-стереотипное» (в работах, реферируемых лингвистическим сайтом и его поисковой системой) // Стереотипность и творчество в тексте. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2000. – с. 376-381.
18.Дискурс: в поисках новой парадигмы // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2001. - с. 384-393. – в соавторстве с С.Л.Мишлановой.
19.Стереотипизация в публицистическом тексте // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2002 – с.317-328.
20.Mobilizing Computer-Aided Teaching // Technology for Mobile Society. MOST Press. Warsaw, Poland 2003. – p. 107-111. – в соавторстве с Н.А.Рукавишниковой.
21.Intercultural Barriers to RFL Teaching (материалы конференции, на английском языке) UNESCO Conference on Intercultural Education. Jyvaskyla, Finland 2003. – в соавторстве с Е.Г.Меченковой (электронная публикация на компакт-диске)
22.Современная концептосфера: направления и перспективы // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2004. - с. 351-364. - в соавторстве с С.Л.Мишлановой.
23.Межкультурное исследование соотношения приверженности работе и различных факторов коммуникации // Теория и практика коммуникации. Вестник 2. Ростов-на-Дону, 2004. - с. 167-189. - в соавторстве с Доунсом К., Адриан А., Набирухиной А, Тайсхерстом У.
24.An intercultural investigation of the relationships between commitment and different factors of communication. // Theory and practice of communication. Bulletin 2. Rostov-on-Don, 2004. - p. 131-152. - co-authored С. Downs, W. Ticehurst, A. Adrian, A. Nabirukhina.
25.Межкультурная парадигма и перспективы межкультурной коммуникации // Стереотипность и творчество в тексте. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2005. – с. 338-348. – в соавторстве с С.Л.Мишлановой.
26.Категория языковой личности в свете дискурсивной концепции межкультурной коммуникации // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2006. – с. 290-310. - в соавторстве с С.Л.Мишлановой.
27.Вопросы межкультурной компетентности в специальной сфере // Вестник Пермского университета. Вып. 2. Пермь, 2007 – с. 172 – 176.
28.К вопросу о категориях дискурса межкультурной коммуникации // Вестник Пермского университета. Вып. 6 (11). Университетское образование. Классический университет в российском образовательном пространстве. Пермь, 2007. – с. 178-183. – в соавторстве с С.Л.Мишлановой.
29.Системный подход в дискурсивных исследованиях // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2007. - с. 351-358. – в соавторстве с С.Л.Мишлановой.
30.Концептуальная структура параметра «субъект» в типологии дискурса межкультурной коммуникации // Языки профессиональной коммуникации. т. 2. Челябинск, 2007. - с. 118 -123.
31.Дискурс, культура, личность: к истокам межкультурной коммуникации // Стереотипность и творчество в тексте. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2008. – с. 211-220. - в соавторстве с С.Л.Мишлановой.
Тезисы:
32.Особенности семантико-стилистических изменений оценочности (на материале русских газет 1980-90-х гг.) // Проблемы языкознания и мировой литературы рубежа ХХI века глазами молодых исследователей. Пермь, 1996. - с.34-35.
33.Semantic Changes of Evaluation in Russian Newspapers after Perestroika // Post-Communist Language, Culture and Society in Russia, the Other Former Republics of the Soviet Union and Eastern Europe. Lubbock: Texas Tech University, 1998. – p. 4.
34.Cultural Factors of Evaluation Change in Russian Newspapers in Post-Perestroika Period // Association for the Study of nationalities. Fourth Annual World Convention (April 15-17, 1999) Rethinking Identities: State, Nation, Culture. New York: Columbia University, 1999. – р. 56.
35.Некоторые особенности концептуализации в газетно-публицистическом тексте // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы межд. науч. конференции. Вып. 2. Язык как функционирующая система. Ростов-на-Дону, 2000. – с. 167-168.
36.Опыт дистанционного курса межкультурной коммуникации (1999-2000 гг.) // Гражданские свободы и образование на рубеже веков и континентов: Материалы конф. 19-21 окт. 2000 г. Екатеринбург, 2000. – с. 145-147.
37.Качества стереотипа в газетной речи (на материале русского и английского языков) // Язык и культура. Тезисы докладов межд. нач. конф. Москва, 2001. – с. 218.
38.Mobilizing Computer-Aided Teaching // MOST conference 7-8 October, 2002. Technology for Society. Abstracts. Warsaw, Poland 2002. – p. 86. – в соавторстве с Н.А.Рукавишниковой.
39.Подходы к рассмотрению коммуникации в дистанционном курсе // Электронные ресурсы в региональном образовании. Материалы региональной научно-практической конференции. 8-10 окт. 2003 г. Йошкар-Ола, 2003. - с. 55-57.
40.Exploration through Communication Education // National Communication Association Convention “Reaching In/Reaching Out”, Miami, USA 2003.
41.Межкультурное исследование соотношения приверженности работе и различных факторов коммуникации // Коммуникация: концептуальные и прикладные аспекты (Коммуникация-2004). Ростов-на_Дону, 2004. - с. 51 - в соавторстве с Доунсом К., Адриан А., Набирухиной А, Тайсхерстом У.
42.Culture-centered approach: English language tests // International Humanities Conference, Tuscany, Italy, 2004 In: www.HumanitiesConference.com
43.Educational Collaboration: Commitment factors // National Communication Association Convention. Chicago, 2004. In: http: convention.allacademics.org/nca-2004
44.Межкультурная компетенция в обучении иностранным языкам // Межкультурный аспект образования. Межд. науч.-практ. конф. АСПРЯЛ. Екатеринбург, 2005. – с. 34-35.
45.Вопросы межкультурной компетенции переводчика // Преподавание иностранных языков. Пермь, 2005. - с. 78-79. - в соавторстве с А.Шиловой.
46.Категории теории межкультурной коммуникации // Классический университет в российском образовательном пространстве. Материалы межд. науч.-практ. конференции. Пермь, 2006. - с. 177-178. - в соавторстве с С.Л. Мишлановой.
47.Критерий полипрофессиональности языковой личности в структуре дискурса межкультурной коммуникации // Индустрия перевода и информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий. Материалы Межд. науч.-практ. конференции ПГТУ, Пермь, 2006. - с. 218 – 220.
48.Характеристики компетенций в межкультурном образовании // Язык и духовность Тезисы краевой науч.-прак. конференции 25-26 апреля 2007. Пермь, 2007. – с.79-80
49.Концептуальный анализ художественного текста // Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы 3й межд. конгресса. Москва, МГУ 20-23 марта 2007. - с. 668.
50.Номинация субъекта специального типа дискурса межкультурной коммуникации // Актуальные проблемы современной лингвистики. Межвуз. сб. статей по материалам конф. Пермь, 2008. - с. 225-227.
51.Сравнительный анализ параметров коммуникативного события в межкультурной коммуникации // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания. Материалы межд. конф. РКА «Коммуникация-2008». М., 2008. - с. 128. – в соавторстве с С.Л.Мишлановой.
52.Соматизмы в дискурсе межкультурной коммуникации // Классический университет в системе непрерывного образования. Материалы Межд. науч.-практ. конф. Пермь, 2008. - с. 280-281. - в соавторстве с С.Л. Мишлановой.
53.Особенности формирования межкультурной компетенции (дискурсивно-типологический подход) // Классический университет в системе непрерывного образования. Материалы межд. науч.-практ. конференции. Пермь, 2008. - с. 286-287.