Научная тема: «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ»»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция преемственности профессионально-ориентированного содержания математического образования в системе «школа-колледж-вуз» инженерно-технического профиля на основе теории фундирования и наглядного моделирования, включающая теоретико-методологические и дидактические основы становления и развития преемственности, выявление совокупности теоретически обоснованных социально-экономических и психолого-педагогических факторов и предпосылок, а также требований и критериев отбора содержания, форм, методов и средств , определения уровня  математической культуры и математической компетентности обучающихся на разных этапах общего и профессионального образования.
  2. Модель преемственности профессионально-ориентированного содержания математического образования на основе концепции фундирования и наглядного моделирования в системе «школа-колледж-вуз», в основе которой лежит использование следующих механизмов фундирования: обеспечение преемственности дидактических модулей и спиралей фундирования (знания, умения, навыки, дополнительные математические курсы, рефераты и исследовательские работы и т.д.); иерархия математических методов, идей, алгоритмов, процедур, этапов и фаз развертывания базовых учебных элементов школьной математики (БУЭШМ) и основных разделов математики, изучаемых в технических колледжах и вузах,  методов решения творческих, учебных и профессионально-ориентированных задач с использованием математики и информационно-коммуникационных технологий; проектирование комплексов профессионально-ориентированных задач в условиях выбора и неопределенности, основанное на преемственности содержания математической подготовки на различных уровнях образования.
  3. Технология отбора и фундирования содержания математического образования как дидактического механизма обеспечения преемственности знаний, умений, навыков, методов и процедур в системе «школа-колледж-вуз» (диагностируемое целеполагание, методы и средства наглядного моделирования уровней глобальной структуры, локальной модельности  профессионально - ориентированного содержания на основе теоретического и эмпирического обобщения, управление познавательной и творческой деятельностью обучающихся, интеграция блоков мотивации и спиралей фундирования базовых учебных элементов).
  4. Организационно-педагогические условия эффективной реализации преемственности профессионально-ориентированного содержания математического образования в системе «школа-колледж-вуз» инженерно-технического профиля: осуществление перехода к учебному плану математической подготовки в техническом колледже и техническом вузе в совмещенной интегрированной системе «школа-колледж-вуз» и перевод основных разделов курса математики первого курса ВПО на первый курс СПО в соответствующем объеме; внедрение фундирования содержательных линий школьного курса математики в базовые элементы математической подготовки технического колледжа через ДМК «Основы школьной математики», а базовых элементов математической подготовки технического колледжа в базовые элементы математической подготовки технического вуза через ДМК «Введение в высшую математику»; изучение вводимых курсов осуществлять в форме концентрированного обучения в колледже и в вузе.
  5. Уточнение сущности и особенностей преемственности профессионально-ориентированного содержания математического образования обучающихся в системе  инженерно-технического образования. При этом выявлены три  закономерности реализации преемственности профессионально-ориентированного содержания математического образования в системе «школа-колледж-вуз» инженерно-технического профиля.
Список опубликованных работ
Монография

1.Зайниев, Р.М. Преемственность математической подготовки в инженерно-техническом образовании: монография. – Казань: Изд-во КГУ, 2009. – 366 с. (21,4 п.л.).

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

2.Зайниев, Р.М. Непрерывное математическое образование: школа-вуз // Высшее образование в России. - 2008. - №2. – С.169-171 (0,37 п.л.).

3.Зайниев, Р.М. Преемственность математического образования в техническом вузе // Высшее образование сегодня. – 2008. - №4. – С.28-30 (0,38 п.л.).

4.Зайниев, Р.М. Преемственность непрерывного математического образования в системе «школа-колледж-вуз» инженерно-технического профиля // Гуманизация образования. - 2008. - №5. – С.42-47 (0,75 п.л.).

5.Зайниев, Р.М. Профессиональная направленность математической подготовки инженерных кадров // Высшее образование сегодня. – 2008. - №5. – С.88-90 (0,38 п.л.).

6.Зайниев, Р.М. Непрерывное инженерно-техническое образование: опыт ИНЭКА // Высшее образование в России. – 2008. - №8. – С. 93-99 (0,87 п.л.).

7.Зайниев, Р.М. Преемственность содержания математического образования в системе «школа-колледж-вуз» // Высшее образование сегодня. - 2008. - №9. – С.28-32 (0,63 п.л.).

8.Зайниев, Р.М. Профессиональная ориентация учащихся – составная часть учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы // Ярославский педагогический вестник: Сер. «Гуманитарные науки». – 2008. - № 4 – С.53-58 (0,75 п.л.).

9.Зайниев, Р.М. Инновационные технологии в математическом образовании инженерно-технических кадров // Вестник РУДН. Сер. «Информатизация образования». – 2009. - №1. – С.43-50 (1,0 п.л.).

10.Зайниев, Р.М. Математическая культура – основа подготовки инженера // Высшее образование сегодня. – 2009. - №5. – С.48-50 (0, 38 п.л.).

11.Зайниев, Р.М. Концепция преемственности математической подготовки обучающихся в системе «школа-колледж-вуз» инженерно-технического профиля // Мир образования - образование в мире: научно-методический журнал. - 2010. – № 1 (37). - С.3-11 (1,12 п.л.).

12.Зайниев, Р.М., Смирнов, Е.И. Реализация концепции фундирования в математической подготовке будущих инженеров // Ярославский педагогический вестник: Сер. «Гуманитарные науки». – 2010. - №2. – С.144-151 (1,0 п.л.) (авторский вклад-50%).

13.Зайниев, Р.М. Довузовская математическая подготовка в профильных классах инженерно-технического направления // Высшее образование сегодня. – 2011. - №3. – С.52-54 (0,38 п.л.).

14.Зайниев, Р.М. Технология фундирования в инженерно-техническом образовании // Высшее образование сегодня, - 2011. - №4 – С. 50-53 (0,5 п.л.).

Статьи и тезисы докладов

15.Зайниев, P.M., Сафуанов, И.С. Анализ решения вступительных экзаменационных работ по математике // Научно-методический журнал «Наука и школа». - Набережные Челны, 1998. - № 4. - С.32-38 (0,63 п.л.) (авторский вклад -50%).

16.Зайниев, P.M. Организационные и методические проблемы преемственности обучения математике в системе непрерывного образования // Многоуровневое профессиональное образование в контексте Болонского процесса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2005. - С.86-88 (0,37 п.л.).

17.Зайниев, P.M., Котляр, Л.М. О реализации государственного стандарта по математике в системе непрерывного образования // Сборник материалов выездного заседания НМС по математике Министерства образования и науки РФ (25-27 января 2006 г.). - Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2006. - С.152-160 (0,56 п.л.) (авторский вклад - 50%).

18.Зайниев, P.M., Розанова, С.А. О концепции преемственности формирования математической культуры в системе «школа-колледж-вуз» инженерно-технического профиля // Материалы Международной научной конференции «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в Международное образовательное пространство» - Плоцк, Польша, 2006. - С. 100-103 (0,5 п.л.) (авторский вклад – 50 %).

19.Зайниев, P.M. К вопросу преемственности обучения математике в системе «школа-вуз» инженерно-технического профиля // Материалы Международной научной конференции «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в Международное образовательное пространство» - Плоцк, Польша, 2006. - С.124-127 (0,50 п.л.).

20.Зайниев, P.M. Реализация принципа непрерывности математического образования студентов технических вузов // Непрерывное образование: региональный аспект: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2006. - С.298-303 (0,75 п.л.).

21.Зайниев, P.M. Вопросы формирования математической культуры будущего инженера в системе «школа-колледж-вуз» // Интеграция региональных систем образования: материалы V Международной конференции. Вып.5. В 2-х ч. - Саранск: Изд-во Мордовск. университета, 2006. — Ч. 2. — С.11-15 (0,31 п.л.).

22.Зайниев, P.M. Совместная работа школы и вуза по профессиональной ориентации // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов: материалы 4-й Международной научно-практической конференции. - Красноярск: Изд-во ГОУ ВПО «Гос.университет цвет.металлов и золота», 2006. -С.323-326 (0,5 п.л.).

23.Зайниев, P.M. Преемственность в методико-математической подготовке учителей начальных классов // Задачи в обучении математики: теория, опыт, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Вологда: Изд-во «Русь», 2007. - С.204-207 (0, 31 п.л.).

24.Зайниев, P.M. Непрерывное образование - основа формирования математической культуры учителей математики // Непрерывное образование, взаимодействие с работодателем: сб.материалов III Всероссийской научно-практической конференции: - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007. - С.66-70 (0,62 п.л.).

25.Зайниев, P.M. Гуманитарный потенциал технического вуза // Математическое образование: концепции, методики, технологии: сб.трудов III Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура». - Тольятти: ТГУ, 2007. – Ч. 3. - С.379-382 (0,25 п.л.).

26.Зайниев, P.M. Преемственность формирования математической культуры в системе «школа-колледж-вуз» инженерно-технического профиля // Математика в образовании: сб. статей. - Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2007. - Вып.З. - С.119-137 (2,37 п.л.).

27.Зайниев, P.M. Довузовская математическая подготовка школьников как необходимое условие к продолжению обучения в техническом вузе // Труды пятых Международных Колмогоровских чтений. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. - С.219-224 (0,37 п.л.).

28.Зайниев, P.M. О концепции формирования математической культуры бакалавра инженерно-технического профиля в системе «школа-колледж-вуз» // Современный проблемы науки и образования: материалы 8-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции. - Алушта-Харьков, 2007. - С.215 (0,12 п.л.).

29.Зайниев, P.M. Интеграция сотрудничества общеобразовательных школ, колледжей с вузами в современных условиях // Математика в образовании: сб. статей. - Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2007. - Вып.3. -С. 138-146 (1,12 п.л.).

30.Зайниев, P.M. От профессиональной ориентации к профильному обучению школьников // Профильное обучение в школе - путь к повышению качества образования в вузе: сб. научно-методических трудов. - Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2007. - С. 26-35 (0, 62 п.л.).

31.Зайниев, P.M. О концепции преемственности непрерывного математического образования в системе «школа-колледж-вуз» инженерно-технического направления // Интегративный характер современного математического образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х ч. - Самара: Самар.гос.пед. университет, 2007. – Ч. 1.-С.131-135 (0,31 п.л.).

32.Зайниев, P.M. Математическая культура - важнейшая доставляющая профессиональной культуры учителей математики // Наука и профессиональная деятельность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2008. - С.91-93 (0,37 п.л.).

33.Зайниев, P.M. Преемственность содержания математического образования в многоуровневой системе подготовки инженерно-технических кадров // Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство: материалы Международной научной конференции. - Плоцк, Польша, 2008. - С. 137-144 (1,0 п.л.).

34.Зайниев, P.M. Многоуровневые системы непрерывного инженерно-технического образования // Образование в техническом вузе в XXI веке. - Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2008. - Вып.3. - С.24-36 (1,63 п.л.).

35.Зайниев, P.M. Непрерывная математическая подготовка в инженерно-техническом образовании// Инновации и высокие технологии XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х т.Т.2 - Нижнекамск: Изд-во НХТИ, 2009. - С.49-51 (0,38 п.л.).

36. Зайниев, Р.М. Математическая культура – основа подготовки специалиста инженерно-технического профиля // Наука в вузах: математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования: материалы Международной научно-образовательной конференции. – М.: Изд-во РУДН, 2009. – С.534-538 (0,31 п.л.).

37.Зайниев, P.M. Преемственность обучения математике в системе «школа-вуз» инженерно-технического профиля // Сборник трудов IV Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» /под общ.ред. Р.А.Утеевой. В 3-х ч. - Тольятти: ТГУ, 2009. - Часть 3. - С. 16-22 (0,44 п.л.).

38.Зайниев, Р.М. Компетентностный подход в подготовке специалистов инженерно-технического профиля // Образование в техническом вузе в ХХI веке. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2009. – Вып.4. – С.12-25 (1,75 п.л.).

39.Зайниев, Р.М. Формирование математической культуры в инженерно-техническом образовании // Проблемы математического образования в школе и вузе: сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции / Отв.ред. С.С.Салаватова. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2009. - С.52-56 (0,38 п.л.).

40.Зайниев, Р.М. Реализация преемственности математической подготовки в многоуровневой системе «колледж-вуз» инженерно-технического профиля // Труды VII Международных Колмогоровских чтений: сб. статей. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – С.213-222 (0,63 п.л.).

41.Зайниев, Р.М. Пути ликвидации пробелов в математической подготовке студентов технических вузов // Математика в образовании: Сб.статей. Вып.5 / Под ред. И.С.Емельяновой.-Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2009.-С.190-199 (1,25 п.л.).

42.Зайниев, Р.М. Смирнов, Е.И. Реализация концепции фундирования в обучении математике будущего инженера // Образование и наука - производству: материалы Международной научно-технической и образовательной конференции. В 2-х ч. Ч. 2, кн. 2. /под ред. Р.М.Зайниева.-Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2010.-С.153-157 (0,32 п.л.) (авторский вклад-50 %).

43.Зайниев, Р.М. Реализация преемственности математической подготовки в системе «школа-вуз» инженерно-технического профиля // Современные проблемы математического образования: вопросы теории и практики: коллективная монография/под общ.ред.проф. И.Г.Липатниковой.- Екатеринбург: УрГПУ,2010.-С.129-143(0,94 п.л.)..

44.Зайниев, Р.М. Реализация преемственности математической подготовки в интегрированной системе «школа-колледж» инженерно-технического профиля // Современные достижения в науке и образовании: математика и информатика: материалы Международной научно-практической конференции. - Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 2010.-С.343-349 (0,44 п.л.).

45.Зайниев, Р.М. Реализация преемственности математической подготовки в средней профессиональной школе // Математический вестник педвузов и университетов Волго-вятского региона. Вып.12: периодический межвузовский сборник научно-методических работ. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. – С.252-261 (0,63 п.л.).

46.Зайниев, Р.М. Реализация преемственности математической подготовки в системе инженерно-технического образования «школа-колледж-вуз» и «колледж-вуз»// Образование в техническом вузе в 21 веке: международный межвузовский научно-методический сборник.- Вып. 6. – Набережные Челны. Изд-во ИНЭКА, 2010. – С. 75-84 (1,25 п.л.).

47.Зайниев, Р.М. О соотношении и взаимосвязи математической культуры и математической компетентности в инженерно-техническом образовании// Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство: материалы Международной конференции.- Плоцк, Польша, 2010 .- С. 713-717 (0,63п.л.).

48.Зайниев, Р.М. Формировании математической культуры при реализации концепции фундирования в процессе непрерывной математической подготовки в инженерно-техническом образовании// Актуальные проблемы и перспективы в преподавании математики: сб. научных статей Международной научно-практической конференции.- Курск: Изд-во Юго-Запад. гос.ун-та, 2010.- С.113-117 (0,32 п.л.).

49.Зайниев, Р.М. Профессиональная ориентация учащихся профильных классов на инженерно-технические специальности // Математическое образование в школе и вузе в условиях перехода на новые образовательные стандарты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010 – С. 140-143 (0, 50 п.л.).

50.Зайниев, Р.М. Инновационный опыт интегрированной многоуровневой системы непрерывного инженерно-технического образования// Образование в техническом вузе в 21 веке: международный межвузовский научно-методический сборник.- Вып.7. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2010.- С. 23-29 (0,87 п.л.).

51.Зайниев, Р.М. Преемственность в формировании математической культуры учителя через всю жизнь // Edukacja Otwarta. - № 2 – Plock, 2009. – С.153-162. (1,15 п.л.).

52.Zainijew, R.M. Permeability in forming mathematics teacher`s mathematical culture during lifelong learning // Annales Universitatis Paedagogicae Cracoviensis: Studia ad Didacticam Mathematicae Pertinentia III. - № 82. – Krakow: Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Pedagogicznego, 2010. – С.189-196 (1,00 п.л.).

53.Зайниев, Р.М. Организационные и методические вопросы преемственности математической подготовки в инженерно-техническом образовании: // материалы III Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях кредитной технологии обучения: опыт, проблемы и перспективы». – Кокшетау, Казахстан, 2011. – С.360-364 (0,25 п.л.).

54.Зайниев Р.М. Профессионально-ориентированная математическая подготовка в инженерно-техническом образовании // Актуальные проблемы психологии и педагогики на современном развитии общества: сб.материалов всероссийской научно-практической конференции. – Иваново: Научная мысль, 2011. – С.28-34 (0, 44 п.л.).

55.Зайниев Р.М. Учитель математики – основатель формирования математической культуры и математической компетентности специалистов инженерно-технического профиля // Управление качеством математической подготовки в общем и профессиональном образовании: материалы Международной научно-практической конференции /Отв.ред. Т.И.Уткина. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2011. – С.148-152 (0,31 п.л.).

56.Зайниев Р.М. От профессиональной ориентации к профессиональному инженерно-техническому образованию // Математическое образование: Сб.трудов V Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» / Под общ.ред. Р.А.Утеевой. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. – С.20-24 (0, 31 п.л.).

57.Зайниев Р.М. От качества приема в средние профессиональные учебные заведения к качеству подготовки специалистов среднего звена // Математика и физика в системе инженерного образования: материалы Межвузовской научно-практической конференции. – Нижнекамск: Изд-во НХТИ КГТУ, 2011. – С.110-113 (0,25 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия

58.Зайниев, Р.М. Общие понятия математики: учебное пособие для студентов пединститутов. – Набережные Челны: Изд-во НГПИ, 1997. – 96 с. (5,0 п.л.).

59.Зайниев, Р.М. Математика: учебное пособие для студентов. – Набережная Челны: Изд-во Набережночелнинского гуманитарного инст-та, 1998. – 150 с.(9.4 п.л.).

60.Зайниев, Р.М. В помощь поступающим в вузы: методическое пособие по математике./ Р.М.Зайниев, И.С.Сафуанов, Р.Г.Шакиров. – Набережные Челны: Изд-во НГПИ, 1998. – 38 с. (2.4 п.л.) (авторский вклад 35%)

61.Зайниев, Р.М. Сборник заданий по математике: учебное пособие /В.В.Абрамова, Р.М.Зайниев, А.С.Сафаров.- Ч.1.- Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2002.-232с. (14,5 п.л.) (авторский вклад 50%).

62.Зайниев, Р.М. Пособие по математике для поступающих в КамПИ /Р.М.Зайниев, Л.М.Котляр, А.С.Сафаров.- Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2002.-55с. (3,4 п.л.) (авторский вклад 35%).

63.Зайниев, Р.М. Сборник заданий по математике: учебное пособие /В.В.Абрамова, Р.М.Зайниев, А.С.Сафаров.- Ч.2.- Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2004.-124с.(7,7 п.л.) (авторский вклад 50%).

64.Зайниев, Р.М. Математика: Сборник заданий по математике: учебное пособие для студентов. – Набережная Челны: Изд-во НГТТИ, 2004. – 237 с.(14.8 п.л.).

65.Абрамова, В.В., Зайниев, Р.М., Сафаров, А.С. Сборник заданий по математике: учебное пособие допущенное Минобрнауки РФ, для студентов вузов инженерно-технического профиля/под ред. Л.М.Котляра и Р.М.Зайниева. 2-е изд., перераб.и доп. - Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2006. – 475 с.(26,6 п.л.) (авторский вклад 50%).

66.Зайниев, Р.М. Сборник задач по математике для вузов: учебное пособие, допущенное Минобрнауки РФ, для студентов, обучающихся по техническим специальностям/ В.В.Абрамова, Л.Ж.Бикчурина, М.И.Валеева и др.; под ред. Л.М.Котляра и А.Н.Углова. - 5-е изд., перераб. и доп.- Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2006.-472с.(29,4 п.л.) (Всего авторов 15, авторский вклад 7,5%).

67.Зайниев, Р.М. Будущему специалисту инженерно-технического направления: учебное пособие для учащихся старших классов. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2007. – 79 с. (5,0 п.л.).

68.Зайниев, Р.М. Сборник задач по математике для вузов: учебное пособие, допущенное Минобрнауки РФ, для студентов, обучающихся по техническим специальностям/ В.В.Абрамова, Л.Ж.Бикчурина, М.И.Валеева и др.; под ред. Л.М.Котляра и А.Н.Углова. - 6-е изд., испр.- Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2007.-472с.(29,5 п.л.) (Всего авторов 15, авторский вклад 7,5%).

69.Зайниев, Р.М. Задачи и упражнения по математике с практическим содержанием: учебное пособие для студентов технических вузов. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2008. – 80 с. (5,0 п.л.).