- Технические устройства, изобретенные в XIX - XXI вв. для визуальной фиксации и трансляции, не есть неотъемлемые тела конкретных визуальных произведений (в отличие от холста и красящих материалов, куклы в кукольном театре или живого актера, которые существуют как синкретическое целое, составляющее зримую образную материю). В рамках технической визуальной культуры достигнута эмансипация визуальной материи от своего искусственного носителя и от воспринимающего субъекта в его психофизической целостности.
- Благодаря этому возможно многообразное циркулирование визуальной информации на различных носителях, не только тиражирование, но и многократная трансляция, многократное моделирование визуальных произведений. Невозможно непосредственное физическое взаимодействие зрителя с наблюдаемым визуальным явлением. Оно тактильно недосягаемо для человека. Тот может лишь дистанционно манипуровать техническими устройствами, которые создают, трансформируют, транслируют или уничтожают визуальное явление.
- Визуальными именуются те явления зримого мира, которые невозможно воспринимать более никакими иными органами чувств, кроме зрения. В отличие от прочих явлений зримого мира, в том числе зрелищных форм, с визуальным невозможен тактильный контакт, прямое взаимодействие, подобное взаимодействию с материальным телом, обладающим объемом, весом, фактурой поверхности, доступной для осязания.
- Визуальность рождается вместе с формированием специфического человеческого мировосприятия, в период палеолита. Прежде чем человек приступает к созданию визуальных произведений, визуальных явлений, он ведет визуальное наблюдение за объектами природного мира, недоступными для тактильного контакта.
- Предметом древнейшего визуального восприятия становятся небо и далекие небесные тела, доступные лишь взору, недосягаемые для тактильного контакта, а также некоторые явления земного природного бытия. Потребность человека управлять явлениями окружающего мира тесно связана с потребностью магически вызывать, рационально интерпретировать и создавать визуальные образы.
- Эра технического визуального запечатления и моделирования образности, наступающая в XIX веке и бурно развивающаяся в наши дни, является позднейшим этапом длительного развития визуальной культуры.
- В истории визуальности выделяются несколько переломных стадий.
- Первая стадия связана с переходом к оседлости и формированием земледельческой культуры, организующей жизнь человека в относительно стабильных пространственно-временных координатах.
- Вторая стадия - рождение городского начала и расширение границ духовного мировидения, а также усложнение структуры видимого мира, в частности, зримых архитектурных форм, и формирование системы искусственных ограничений физического зрения.
- Третьей кульминационной стадией представляется рождение и распространение христианского мировидения, а именно, концепции последовательного «критического» наблюдения бога за жизнью человека; культ видения, явления, экстатического переживания визуальных картин, рождаемых внутри индивидуального сознания, в процессе напряженной эмоционально-интеллектуальной деятельности индивида.
- Четвертой стадией, вплотную подводящей к современной визуальной культуре, становится научный переворот XVI-XVII вв., астрономические открытия Николая Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, изобретение телескопа, открывшийся доступ к созерцанию реальной вселенной, крушение библейской картины мира, необходимость поиска новых точек опоры и новых духовных центров в бесконечной вселенной, утратившей четкую вертикальность организации, замкнутость, предполагаемую временную конечность.
- Пятой стадией является эпоха романтизма как реакция на утверждение буржуазно-капиталистического общественного уклада; а также процессы постепенной демократизации, массовизации общества, технического прогресса, усиливающейся потребности рядового индивида в бесконечном потреблении культурной продукции, в том числе той, которая способна компенсировать изъяны и дефициты реального социума.
- В истории человечества происходит длительное борение визуального начала за усиление своей автономности, кристаллизации внутри театральной культуры, изобразительного искусства, повседневной организации жизненной среды.
- Роль визуальности и темпы развития визуальной культуры закономерно усиливаются в городской среде Нового и Новейшего времени, в ситуации неуклонного разрастания сферы развлекательной культуры, систем дистанционного социального контроля, массового информирования.
- Помимо выполнения функций носителя информации визуальная техническая культура XIX-XXI служит секуляризированным замещением потустороннего мира, создает мифологический образ обратимого временного потока и досягаемой для индивида вечности, а также концепцию мироздания, абсолютно проницаемого для визуального восприятия.
1. Сальникова Е. В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. СПб.: Алетейя. 2001. 288 c. (18,0 п. л.)
2. Сальникова Е. В. Советская культура в движении. От середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. М.: URSS. 2008, 2010. 471 c. (29,0 п. л.)
II. Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах:
3. Сальникова Е. В. Парадность «картинок» и реалии непосредственного бытия в отечественном кинематографе 1930-1980-х годов. // Обсерватория культуры. М., 2007. № 3. С. 39-43. (0,5 п. л.)
4. Сальникова Е. В. Человек и зрелище. Линии взаимного притяжения. // Человек. М., 2009. № 5. С. 160-170. (1,0 п. л.)
5. Сальникова Е. В. Средневековая предыстория визуальности. // Обсерватория культуры. М., 2010. № 1. С. 130-136. (0,5 п. л.)
6. Сальникова Е. В. Семантика «коробки» в XVI-XVII вв. Человек перед лицом бесконечности. // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2011.
№ 2. С. 93-105. (0,5 п. л.)
7. Сальникова Е. В. Храмовый интерьер как часть истории визуальной культуры. // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск. Декабрь, 2011. С. 450-452. (0, 3 п. л.)
8. Сальникова Е. В. Иллюзионизм и иллюзионисты начала XVII в. как предисловие к технической визуальной культуре конца XIX-XX вв. // Знание. Понимание. Умение. М., 2011, № 4. С. 129-134. (0,5 п. л.)
9. Сальникова Е. В. Трансформация отношения к ночи и темноте на переломе от средневековья к Новому времени. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2012 № 2 (16) в 2-х ч. Ч. I. С. 177-181. (0,4 п. л.)
10. Сальникова Е. В. Звездное небо как пространство визуальной информации. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, экономика, юриспруденция, политология, культурология». Вып. 4 (88). Майкоп: Изд-во АГУ. 2011. С. 230-237. (0,5 п. л.)
11. Сальникова Е. В. Феномен визуальности. // Обсерватория культуры. М., 2012. № 1. С. 49-55. (0,7 п. л.)
III. Публикации в других научных изданиях:
12. Сальникова Е. В. Драма как часть театральной культуры. М.: Институт молодежи (Московский гуманитарный университет). 1998. (6,2 п. л.)
13. Сальникова Е. В. Психология идеального героя и хеппи-энд. К вопросу об одной из мелодраматических форм. // Театр. М., 1995. № 4. С. 146-155. (1,0 п. л.)
14. Сальникова Е. В. Английские предтечи абсурда. // Театр абсурда. Сборник статей и публикаций. М.: Государственный институт искусствознания. 1995, 2005. С. 26-44. (0,8 п. л.)
15. Сальникова Е. В. Искусство актера в романтическом театре Англии конца XVIII – первой трети XIX веков. // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада. М.: Государственный институт искусствознания, 1996. С. 148-162. (1,0 п. л.)
16. Сальникова Е. В. Вещь и человек в пространстве телерекламы. // Ракурсы. М.: Государственный институт искусствознания. 1996. С. 44-63. (1,0 .п. л.)
17. Сальникова Е. В. Логика жанра. // Современная драматургия. М., 1997. № 2. С. 162-170. (1,0 п. л.)
18. Сальникова Е. В. Реклама эпохи модерна. Ощущение мира. // Ракурсы. Выпуск 2. М.: Государственный институт искусствознания. 1998. С. 44-59. (1,0 п. л.)
19. Сальникова Е. В. Эволюция интриги в драматургии. Античность – Ренессанс. // Теория художественной культуры. Вып. 2. М.: Государственный институт искусствознания. 1998. С. 30-50. (1,0 п. л.)
20. Сальникова Е. В. Советская околорекламная эпоха, или Мир, не данный нам в ощущениях. // Ракурсы. Вып. 3. М.: Государственный институт искусствознания. 2001. С. 204-221. (0,7 п. л.)
21. Сальникова Е. В. Жизнь бритой головы в отечественном кино (с 1970-х годов и до наших дней). // Ракурсы. Вып. 4. М.: Государственный институт искусствознания. 2002. С. 215-239. (1,0 п. л.)
22. Ekaterina Sal’nikova. Entdeckung eines neuen Lebens. Fruhe Fernsehwerbung in Russland. / Kommerz, Kunst, Unterhaltung. Die neue Popularkultur in Zentral- und Osteuropa. Bremen, Edition Temmen 2002. P. 576-592. (1,0 п. л.)
23. Сальникова Е. В. Англия. Театр. (В соавторстве с Образцовой А. Г.) // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство XIX века. Англия. Скандинавия. Восточная Европа. Коллективная монография. III книга. СПб.: Дмитрий Буланин. 2004. (Федеральная целевая программа «Культура России»). С. 47-99. (1,0 п. л.)
24. Сальникова Е. В. Виртуальная деревня дистанционной эры. // Глобализация в культурологическом измерении. М.: Издательство Московского гуманитарного университета. 2005. C. 244-265. (1,0 п. л.)
25. Сальникова Е. В. Телевидение. Конфликт интересов. (В соавторстве с Вартановым А.С., Новиковой А.А.) // Очерки культурной жизни России на рубеже веков. В 3-х томах. Коллективная монография п/р Рубинштейна А.Я., Сорочкина Б. Ю. СПб.: Алетейя. 2005.С. 248-269. (0,3 п. л.)
26. Сальникова Е. В. Культ ночи – наследие романтизма в ХХ веке. // Ночь как культурологический феномен. От заката до рассвета. Сб. ст. СПб.: Дмитрий Буланин. 2005. С. 22-44. (1,0 п. л.)
27. Сальникова Е. В. Мир внешний – мир внутренний. // Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 2. М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина. 2005. С. 46-63. (1,0 п. л.)
28. Сальникова Е. В. Феномен виртуальности. // Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Коллективная монография в трех томах. Том 1. Процессы глобализации и система масс-медиа. М.: Государственный институт искусствознания. 2005. С. 277-318. (2,0 п. л.)
29. Сальникова Е. В. Кинопортрет кризиса западно-европейского общества на рубеже XX-XXI веков. // Культурные трансформации в информационном обществе. Отв. ред. Шендрик А.И. М.: Московский гуманитарный университет. 2006. С. 221-230. (Материалы Международной конференции «Культурные трансформации в информационном обществе», Московский гуманитарный университет, 26-28 ноября 2006 г. (0,8 п. л.)
30. Сальникова Е. В. Исторический слом в судьбе интеллигенции: интерпретация проблемы в современной популярной культуре. // Ценности общества и ценности интеллигенции. Сборник по материалам VII Международной теоретико-методологической конференции, 7 апреля 2006 г., РГГУ. М.: РГГУ. 2006. С. 272-276. (0,4 п. л.)
31. Сальникова Е. В. Развлечение городом, или Бесплатные удовольствия в пространстве тотальной коммерции. // Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты. СПб.: Дмитрий Буланин. 2007. С. 32-61. (1,5 п. л.)
32. Сальникова Е. В. Вариации артистического начала в рекламе. // Феномен артистизма в современном искусстве. Коллективная монография. М.: Индрик. 2008. С. 399-430. (2,0 п. л.)
33. Сальникова Е. В. Телевизор как звено культурной революции. // Наука телевидения. Научный альманах (по материалам международной конференции «Культурные ценности и ценности культуры на отечественном ТВ», апрель 2008, ГИИ.). Вып. 5. М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина. 2008. С. 61-71. (1,0 п. л.)
34. Сальникова Е. В. Эволюция визуального ряда в советском кино от 1930-х к 1980-м. // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / П/р Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М.: ООО "Вариант", ЦСПГИ, 2010. С. 335-358. (1,0 п. л.)
35. Сальникова Е. В. Эпоха диагоналей. Романтические высоты английского театра. // Высокое и низкое в художественной культуре. Коллективная монография. СПб.: Нестор-История. 2010. С. 42-68. (1,0 п. л.)
36. Сальникова Е. В. Аура большого мира. // Феномен ауры в художественной культуре. Коллективная монография. М.: Индрик. 2011. С. 317-344. (2,0 п. л.)
37. Сальникова Е. В. Визуальность как идеальная материя мифологии в ХХ веке. // Миф и художественное сознание ХХ века. Сб. ст. М.: Канон +, 2011. С. 594-611. (1,5 п. л.)
38. Сальникова Е. В. Феномен зрелища. // Ракурсы. Сборник научных статей. М.: Государственный институт искусствознания. 2011. С. 30-58. (1,5 п. л.)
11. Сальникова Е. В. Аспекты эволюции носителей информации на переломе к Новому времени: роль медицинского вскрытия и анатомического театра в контексте современной технической визуальной культуры. // Культура и искусство. М., 2011, № 3. С. 39-47. (1,0 п. л.)
39. Сальникова Е. В. К предыстории технической визуализации. Предметы-спутники внутреннего созерцания индивида. // Художественная культура. Art &Culture Studies. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. М.: Государственный институт искусствознания. 2011. Вып. 1. Режим доступа: http://sias.ru/magazine/vypusk-1/istoriya-i-sovremennost/402.html (1,0 п. л.)