Фундаментом всякой культуры являются культурные ценности, под которыми понимаются не только материальные предметы, но и духовная культура, производственные процессы, ритуалы, обычаи и т.д. Культурное богатство России, объединяющее как материальные, так и нематериальные ценности является колоссальным ресурсом, требующим рационального использования в глобальной конкуренции государств.
2. Решение проблемы защиты культурных ценностей невозможно без уголовно-правовой составляющей, поскольку культурные ценности испокон веков подвергались преступным посягательствам, а по объему полученного преступного дохода, преступность в сфере обращения культурных ценностей вышла на второе-третье место после незаконного оборота оружия и наркотиков.
Предпосылки уголовной ответственности за посягательства на культурные ценности лежат в международном уголовном праве - именно оно предусматривало их защиту в период войн и вооруженных конфликтов. Первоначально под охрану попали т.н. священные объекты, т.е. храмы, культовые сооружения и т.д., а впоследствии защищать стали и светские ценности. Разграбление и уничтожение культурных ценностей на завоеванных и оккупированных территориях рассматривались как одна из форм уничтожения порабощенных стран в целом. Итоги Второй мировой войны дали основания отечественным юристам говорить о совершенно новой форме геноцида - геноцида национально-культурного.
Современное международное уголовное право охраняет культурные ценности путем установления ответственности за два вида международных преступлений: преступления по общему международному праву (военные преступления) и преступления международного характера (конвенционные преступления)
3. Преступления, посягающие на материальные культурные ценности согласно действующему УК РФ, не имеют единого для них предмета. Уголовное законодательство оперирует разными, не согласованными между собой, терминами: «предметы или документы, имеющие особую ценность», «культурные ценности», «предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран», «памятники истории и культуры», «предметы и документы, имеющие историческую, научную или культурную ценность». Отсутствие единообразно понимаемого предмета преступлений приводит к серьезным трудностям в процессе правоприменительной деятельности, неправильной квалификации содеянного, необоснованным судебным решениям.
4. Все нормы об ответственности за преступные посягательства на культурные ценности являются бланкетными, при этом бланкетность уголовно-правовых норм может выражаться в ссылке не только на внутренние нормативные акты (национальная бланкетность), но и на международные тоже (международная бланкетность), которую, в свою очередь, можно разделить на явную и неявную. Бланкетное законодательство, позитивно регулирующее общественные отношения по поводу культурных ценностей, содержит свыше двухсот актов международного и национального характера, являясь при этом пробельным и противоречивым. Рассогласованность бланкетных нормативных актов препятствует единому пониманию толкуемых терминов и не позволяет эффективно использовать весь арсенал уголовно-правовых средств защиты культурных ценностей.
5. Единым предметом всех преступлений этого рода являются материальные культурные ценности, под которыми автор понимает материальные движимые и недвижимые предметы религиозного или светского характера, созданные человеком либо природой или человеком и природой, имеющие особую историческую, научную, архитектурную, художественную, археологическую, палеонтологическую, анатомическую, минералогическую, документальную, градостроительную, нумизматическую, филателистическую и иную культурную значимость для части общества, всего общества и государства независимо от формы собственности на них и времени их создания, защищенные средствами уголовного права Российской Федерации.
6. Преступления, посягающие на культурные ценности, обладают высокой латентностью. Большинство хищений культурных ценностей (свыше 50 %) совершается из частных домовладений. Около 10 % хищений совершается из мест отправления религиозного культа, наиболее похищаемыми предметами являются иконы (до 70 % от всех похищаемых предметов). Подавляющее большинство хищений культурных ценностей совершается при непосредственном участии лиц, имеющих к ним доступ на законном основании, отвечающие за их сохранность: работники библиотек и реставрационных мастерских, хранители музеев, настоятели храмов и т.п. В качестве одной из мер предупреждения таких преступлений необходимо создать единую базу данных о лицах, осужденных за хищения и контрабанду культурных ценностей, и обеспечить к ней доступ со стороны учреждений культуры, владеющих культурными ценностями.
В большинстве случаев хищение культурных ценностей происходит с целью их вывоза за пределы России в Западную Европу, Японию, Китай и США, где давно сформировался и успешно функционирует многомиллиардный рынок культурных ценностей («арт-рынок»). Среди предметов контрабанды культурные ценности занимают одно из первых мест. Контрабанда активно провоцирует хищения культурных ценностей: чем выше ценность того или иного похищенного предмета, тем больше вероятность его контрабандного вывоза за рубеж. Контрабанда культурных ценностей носит, как правило, организованный характер, однако это обстоятельство не в полной мере учитывается действующим законодательством. Непосредственными исполнителями контрабанды зачастую становятся лица, освобожденные от некоторых форм таможенного контроля.
Данные официальной статистики, характеризующие преступление, предусмотренное статьей 190 УК РФ «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран», не отражают реальной опасности и распространенности этого преступления в силу его высокой латентности. Законодательная конструкция этого преступления не учитывает того, что его типичным признаком является корыстная заинтересованность преступника, которая должна быть учтена в качестве квалифицирующего признака.
7. Основными криминальными антропогенными угрозами недвижимым культурным ценностям являются: 1) войны и вооруженные конфликты; 2) террористические акты; 3) массовые беспорядки, бунты, революции; 4) умышленное уничтожение памятников истории и культуры с целью завладения земельными участками, на которых они располагаются; 5) незаконные (в т.ч. коррупционные) действия должностных лиц, влекущих уничтожение памятников; 6) незаконные археологические раскопки; 7) умышленное повреждение памятников истории и культуры с целью завладения цветными металлами, из которых они изготовлены; 8) строительная и прочая созидательная деятельность, осуществляемая с нарушением действующего законодательства об охране памятников истории и культуры; 9) злоупотребления при проведении ремонтно-реставрационных и реконструктивных работ на памятнике; 10) действия хулиганов и экстремистов, направленные на уничтожение или повреждение памятника; 11) неисполнение владельцами памятников требований охранных обязательств, что влечет разрушение или повреждение объектов культурного наследия.
8. Нормативной предпосылкой обеспечения сохранности памятников истории и культуры (археологии, истории, градостроительства и архитектуры и т.п.) является паспорт памятника, определяющий предмет охраны. Отсутствие официально признанного предмета охраны препятствует задействованию уголовно-правовых механизмов ее обеспечения, когда культурным ценностям причиняется ущерб. Для решения этой проблемы в работе предлагается механизм реализации ответственности в тех случаях, если повреждения наносятся предмету охраны.
9. Охрана культурных ценностей была возможна уже в памятниках древнерусского уголовного права. Первыми культурными ценностями стали предметы религиозного характера: кресты, иконы, иные священные предметы и предметы, предназначенные для богослужения. Посягательства на эти ценности могли влечь за собой достаточно суровые наказания, вплоть до смертной казни. Законодательство петровских времен стало относить к культурным ценностям предметы светского характера, включая археологические ценности. Первое определение культурных ценностей содержалось в проекте Положения об охране древностей 1906 г., которое предусматривало специальные составы преступлений против культурных ценностей: их уничтожение, повреждение, незаконный вывоз за границу, нарушение правил обращения, незаконные археологические раскопки, присвоение найденных ценностей. Социалистическое уголовное законодательство в ходе своей эволюции предусматривало ответственность за контрабанду культурных ценностей с их последующей продажей, сокрытие их от учета, надругательство над памятником революции, умышленное уничтожение или повреждение, которые влекли более строгую ответственность в зависимости от предмета посягательства. Одновременно шло развитие позитивного законодательства об охране культурных ценностей, обязанность сохранения которых предусматривалась в советских Конституциях. Постсоциалистическое уголовное законодательство, основываясь на предписаниях Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Конституции Российской Федерации, предусматривает ответственность за контрабанду культурных ценностей, их невозвращение на территорию России в случае временного вывоза, хищение, независимо от формы, умышленное уничтожение или повреждение.
10. Уголовное законодательство зарубежных стран позволяет эффективно бороться с преступлениями против культурных ценностей, при этом в уголовных кодексах ряда стран существуют даже отдельные разделы, объединяющие преступления против культурных ценностей (Испания, КНР). Отдельная система преступлений, предусмотренных зарубежным уголовным законодательством, где культурные ценности выступают в качестве обязательного признака состава преступления, должна учитываться при совершенствовании отечественного уголовного законодательства.
11. Преступления, посягающие на культурные ценности, и представленные по действующему УК РФ в разных его разделах обладают однородной природой. Общность их природы (родовых признаков) определяется отношениями по созданию, воссозданию, использованию, владению, распоряжению, сохранению, популяризации и пропаганды культурных ценностей (как движимых, так и недвижимых), несмотря на расположение этих преступлений в разных главах и разделах УК РФ, поскольку объединяющим началом для таких преступлений будет общий для них предмет.
12. Для совершенствования действующего уголовного законодательства об ответственности за посягательства на культурные ценности необходимо выделить в рамках Уголовного кодекса РФ специальный Раздел «Преступления против культурных ценностей» (см. Приложение 1 к диссертации), учитывая направленность таких преступных посягательств и общность предмета и родового объекта посягательств. Предлагаемый в настоящей работе раздел должен объединять как известные действующему УК РФ преступления, так и новые нормы, необходимость введения которых обосновывается в настоящей диссертации: хищение культурных ценностей; неправомерное завладение культурными ценностями без цели хищения; вымогательство культурных ценностей; контрабанда культурных ценностей; невозвращение на территорию Российской Федерации временно вывезенных культурных ценностей, подлежащих обязательному возвращению; умышленное уничтожение или повреждение культурных ценностей; уничтожение или повреждение культурных ценностей по неосторожности; экспонирование культурных ценностей, заведомо добытых преступных путем; надругательство над культурными ценностями, присвоение найденных культурных ценностей.
13. При квалификации преступлений, посягающих на культурные ценности, нередко нарушается принцип вины. Все эти преступления характеризуются умышленной виной, что предполагает обязательную осведомленность виновного о ценностных свойствах предмета преступления. В этих случаях для правильной квалификации содеянного недостаточно одного лишь экспертного заключения о том, что предмет преступления имеет культурную ценность, хотя правоприменители во многих случаях, получив такое заключение, им и ограничиваются при установлении умысла виновного, игнорируя другие доказательства, свидетельствующие об отсутствии умышленной формы вины. В предлагаемом разделе в статье о хищении культурных ценностей закреплено примечание, в котором дается определение культурных ценностей. Осознание виновным всех свойств этих ценностей должно быть включено в содержание вины.
14. Хищение культурных ценностей в рамках статьи 164 УК РФ «Хищение предметов, имеющих особую ценность» обладает следующими отличительными особенностями: а) предметом преступления будут являться предметы и документы, имеющие особую ценность, т.е. вещи, входящие в понятие «имущество», что опровергает позицию некоторых авторов о том, что предмет этого преступления шире понятия имущества; б) данное деяние может быть совершено только с корыстной целью, несмотря на утверждение некоторых авторов о том, что такая цель не является обязательным признаком этого преступления; в) предметы данного преступления должны быть не просто культурными ценностями, но иметь особую ценность; г) хищение предметов, имеющих особую ценность, следует считать оконченным с того момента, который свойственен конкретной форме хищения.
15. Понятия «предмет культурного назначения», «культурные ценности» и «предметы, имеющие особую ценность» имеют существенные различия, которые не учтены в действующем УК РФ. Стоимостной критерий не может служить единственным мерилом уголовно-правовой оценки при контрабанде культурных ценностей.
16. Моментом окончания контрабанды культурных ценностей, как при контрабандном их вывозе, так и при контрабандном ввозе необходимо считать фактическое их перемещение через таможенную границу Российской Федерации, что соответствует и предписаниям Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 № 4804-I.
17. Отличительные особенности преступления, предусмотренного статьей 190 УК РФ, заключаются в следующем: а) предмет преступления, предусмотренного статьей 190 УК РФ, определен в позитивном законодательстве лишь частично, поскольку нормативное определение имеют только предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации, в то время как не определенными остались предметы художественного, исторического и археологического достояния народов зарубежных стран, что затрудняет возможности применения этой нормы, поскольку общественная опасность невозвращения таких предметов ничуть не меньше; б) Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ст. 56, 57) не признает это деяние самостоятельным преступлением, а рассматривает лишь как одну из форм контрабанды, что дает основание говорить о межотраслевой коллизии, которая должна быть устранена путем внесения изменений в позитивное законодательство; в) преступление совершается в форме бездействия, а обязанность виновного действовать активно вытекает из Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации; г) в отличие от контрабанды вывоз культурных ценностей за пределы Российской Федерации осуществляется на законном основании.
18. Размер повреждения памятника истории и культуры не должен влиять на квалификацию деяния по статье 243 УК РФ. При квалификации деяния по признакам статьи 243 УК РФ форма поведенческого акта (действие или бездействие) не должна иметь значение. По ст. 243 УК РФ может квалифицироваться деяние, совершенное только умышленно.
19. Предметы археологического наследия (как движимые, так и недвижимые) находятся в государственной собственности и имеют категорию федерального (общероссийского) значения. Поэтому незаконная добыча этих предметов при существующем состоянии российского законодательства должна квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 164 и 243 УК РФ, или статьями об ответственности за конкретные формы хищения и статьей 243 УК РФ.
20. Часть 1 ст. 104¹ УК РФ необходимо дополнить пунктом «д» следующего содержания: «недвижимых памятников истории и культуры у собственников, совершивших их повреждение».
1.Клебанов Л.Р. О понятии категории эффективности уголовно-правовой нормы как одной из ключевых категорий мониторинга уголовно-правовой политики / С.В. Максимов, В.В. Лунеев, С.Г. Келина, Л.Д. Гаухман, Ю.Г. Васин, С.В. Полубинская, Л.Р. Клебанов, А.В. Овчаров, Н.А. Зубкова // Мониторинг уголовно-правовой политики Российской Федерации. Общие проблемы / Под общ. ред. С.В. Максимова. М.: Институт государства и права РАН, Институт правовых и сравнительных исследований при АРПОиС. 2009. С. 44-47 (0,3 п.л.)
2.Клебанов Л.Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей / Под научн. ред. А.В. Наумова. М.: Норма ИНФРА-М. 2011. (22 п.л.)
3.Клебанов Л.Р. Памятники истории и культуры: правовой статус и охрана / Под научн. ред. А.В. Наумова. М.: Норма ИНФРА-М. 2012. (9,24 п.л.)
II.Статьи в ведущих рецензируемых изданиях Перечня ВАК Министерства образования и науки России.
4.Клебанов Л.Р. Защита личности в России (криминологический и уголовно-правовой аспекты) / С.В. Бородин, Л.Р. Клебанов // Уголовное право». № 2. 2002. С. 105-111 (0,9 п.л.)
5.Клебанов Л.Р. Проблемы уголовного наказания и некоторые пути их разрешения / С.В. Бородин, Л.Р. Клебанов // «Черные дыры» в Российском законодательстве № 1. 2005. С. 127-133 (0,8 п.л.)
6.Клебанов Л.Р. О некоторых формах уголовно-правовой защиты культурных ценностей в современный период / Л.Р. Клебанов // «Черные дыры» в Российском законодательстве № 4. 2005. С. 225-229 (0,6 п.л.)
7.Клебанов Л.Р. О некоторых проблемах уголовной ответственности за контрабанду культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // «Черные дыры» в Российском законодательстве № 2. 2006. С. 77-80 (0,5 п.л.)
8.Клебанов Л.Р. Некоторые особенности криминологической характеристики преступности, посягающей на культурное наследие / Л.Р. Клебанов // Бизнес в законе. № 1-2. 2006. С. 188-191 (0,5 п.л.)
9.Клебанов Л.Р. Роль коммерческой тайны в охране российских культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Оперативник (сыщик). 2006. № 4 (9). С. 31-33 (0,3 п.л.)
10.Клебанов Л.Р. Уголовная ответственность за уничтожение памятников истории и культуры / Л.Р. Клебанов // «Черные дыры» в Российском законодательстве. № 1. 2008. С. 274-276 (0,5 п.л.)
11.Клебанов Л.Р. Уголовная ответственность за уничтожение памятников истории и культуры / Л.Р. Клебанов // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». № 1. 2008. стр. 274-276 (0,5 п.л.)
12.Клебанов Л.Р. Уголовно-правовая охрана культурного суверенитета / Л.Р. Клебанов // Уголовное право № 5. 2008. С. 28-34 (0,8 п.л.)
13.Клебанов Л.Р. Хищение культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Законность. № 3. 2009. С. 14-17 (0,7 п.л.)
14.Клебанов Л.Р. Соблюдение принципа вины при квалификации преступлений, посягающих на культурные ценности / Л.Р. Клебанов // Журнал «Уголовное право» № 1. 2009. С. 23-30 (0,9 п.л.)
15.Клебанов Л.Р. Преступление, предусмотренное 190 УК / Л.Р. Клебанов // Журнал «Законность», № 6. 2009. С. 14-17 (0,6 п.л.)
16.Клебанов Л.Р. О родовом объекте преступлений, посягающих на культурные ценности / Л.Р. Клебанов // Журнал «Черные дыры» в Российском законодательстве № 2. 2009. С. 89-93 (0,7 п.л.)
17.Клебанов Л.Р. Время и место невозвращения на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния / Л.Р. Клебанов // Журнал «Уголовное право», № 4, 2009. С. 25-28 (0,5 п.л.)
18.Клебанов Л.Р. Памятники истории и культуры как предмет преступления / Л.Р. Клебанов // Журнал «Законность», № 6. 2010. С. 47-51 (0,7 п.л.)
19.Клебанов Л.Р. Бланкетность уголовно-правовых норм и защита культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Журнал российского права. № 9. 2009. С. 78-88 (0,9 п.л.)
20.Клебанов Л.Р. Некоторые квалифицирующие признаки хищения культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Законы России: опыт, анализ, практика. № 10. 2009. С. 75-81 (0,9 п.л.)
21.Клебанов Л.Р. Уголовно-правовые средства охраны археологического наследия России / Л.Р. Клебанов // Труды Института государства и права РАН. № 6. 2009. С. 58-68 (0,8 п.л.)
22.Клебанов Л.Р. Некоторые особенности уголовно-правового бездействия (на примере посягательств на культурные ценности) / Л.Р. Клебанов // Уголовное право. № 2. 2010. С. 35-40 (0,8 п.л.)
23.Клебанов Л.Р. Конфискация недвижимых памятников истории и культуры как средство государственного контроля за сохранностью культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Законы России: опыт, анализ, практика. № 10. 2010. С. 42-48 (0,9 п.л.)
24.Клебанов Л.Р. Уголовно-правовая защита недвижимых памятников истории и культуры: реалии и перспективы / Л.Р. Клебанов // Юридическая наука и правоохранительная практика. № 3. 2010. С. 55-64 (1 п.л.)
25.Клебанов Л.Р. Уголовно-правовой контроль за сохранностью памятников истории и культуры / Л.Р. Клебанов // Законность. № 7. 2011. С. 23-28 (0,6 п.л.)
26.Клебанов Л.Р. Уголовно-правовые риски коллекционирования культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Уголовное право. №2. 2011. С. 27-34 (0,8 п.л.)
27.Клебанов Л.Р. Уголовное право и защита культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Труды Института государства и права РАН. 2011. № 4. С. 223-233 (0,6 п.л.)
28.Клебанов Л.Р. О новом Разделе Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против культурных ценностей» / Л.Р. Клебанов // Правовая политика и правовая жизнь. № 4 .2011. С. 65-68 (0,4 п.л.)
29.Клебанов Л.Р. Об источниках криминальных угроз памятникам истории и культуры / Л.Р. Клебанов // Законы России: опыт, анализ, практика № 6. 2011. С. 97-101 (0,6 п.л.)
30.Клебанов Л.Р. Преступления против культурных ценностей: понятие, признаки, система / Л.Р. Клебанов // Пробелы в Российском законодательстве. № 3. 2011. С. 194-197 (0,5 п.л.)
31.Клебанов Л.Р. Международное уголовное право и охрана культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Евразийский юридический журнал. № 6. 2011. С. 61-66 (0,9 п.л.)
32.Клебанов Л.Р. Судебное толкование уголовного закона о преступлениях против культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Уголовное право. № 6.2011. С. 18-25 (0,66 п.л.)
33.Клебанов Л.Р. О квалифицирующих признаках контрабанды культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Законы России: опыт, анализ, практика. № 11. 2011. С. 70-76 (0,7 п.л.)
34.Клебанов Л.Р. Выявленные памятники истории и культуры как предмет уголовно-правовой охраны / Л.Р. Клебанов // «Черные дыры» в Российском законодательстве. №6. 2011. С. 73-76 (0,5 п.л.)
35.Клебанов Л.Р. Реалии уголовно-правовой охраны недвижимых памятников истории и культуры / Л.Р. Клебанов // Журнал «Современное право». № 2. 2012. С. 91-93 (0,25 п.л.)
36.Клебанов Л.Р. О юридической ответственности за причинение вреда памятникам истории и культуры / Л.Р. Клебанов // Журнал российского права. № 3. 2012 г (0,6 п.л.)
37.Клебанов Л.Р. Охрана культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические аспекты / Л.Р. Клебанов // Государство и право № 4. 2012 С. 54-63 (0,9 п.л.)
38.Клебанов Л.Р. Контрабанда культурных ценностей как экономическое преступление / Л.Р. Клебанов // Законодательство № 1. 2012. С. 63-72 (0,7 п.л.)
39.Клебанов Л.Р. Неправильное представление о непреступности деяния / Л.Р. Клебанов // Журнал «Законность». № 2. 2012. С. 34-39 (0,5 п.л.)
40.Клебанов Л.Р. Проблемы множественности преступлений против культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Уголовное право. № 2. 2012. (0,6 п.л.).
III.Статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях и семинарах, опубликованные в иных изданиях
41.Клебанов Л.Р. Совершенствование Уголовного кодекса Российской Федерации как условие укрепления национальной безопасности России / С.В. Бородин, Л.Р. Клебанов // «Уголовное право: проблемы и перспективы». Сборник статей / Под ред. С.В. Бородина и С.Г. Келиной. М.: Институт государства и права РАН. 2004. С. 39-53 (1 п.л.)
42.Клебанов Л.Р. О некоторых признаках предметов преступлений, посягающих на культурные ценности / Л.Р. Клебанов // «Современные проблемы теории и практики борьбы с преступностью». Первые Кудрявцевские чтения. Сб. научных трудов / Научн. ред. С.В. Максимов. М. Институт государства и права РАН. 2009. С. 230-237 (0,5 п.л.)
43.Клебанов Л.Р. Значимость уголовно-правовой охраны культурных ценностей в период глобализации / Л.Р. Клебанов // «Научные основы уголовного права и процессы глобализации». Материалы V Российского конгресса уголовного права 27-28 мая 2010. М.: Проспект. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2010. С. 696-700 (0,4 п.л.)
44.Клебанов Л.Р. Значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ при уголовно-правовой охране культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // «Роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в судебно-следственной практике и науке». Материалы Международной научно-практической конференции 25-26 февраля 2010 г. М.: Российская правовая академия Минюста РФ. 2010. С. 148-152 (0,22 п.л.)
45.Клебанов Л.Р. Охрана культурных ценностей в уголовном законодательстве зарубежных стран (некоторые итоги сравнительно-правового анализа) / Л.Р. Клебанов // «Проблемы уголовной политики, экологии и права». Сб. материалов международной научно-практической конференции 24-25 мая 2010 г. БИЭПП-БИИЯМС. СПб. 2010. С. 283-288 (0,3 п.л.)
46.Клебанов Л.Р. Культурный суверенитет: «фигура речи» или новое правоохраняемое благо? / Л.Р. Клебанов // «Традиция. Духовность. Правопорядок». Материалы пятой всероссийской научной конференции 21-22 мая 2010. Тюмень. 2010. С. 139-141 (0,17 п.л.)
47.Клебанов Л.Р. Модернизация России и культурный суверенитет / Л.Р. Клебанов // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 6. Часть 1. М.: ИНИОН РАН. 2011 г. С. 242-247 (0,5 п.л.)
48.Клебанов Л.Р. О некоторых особенностях уголовно-правовой охраны культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // «Совершенствование уголовного законодательства в современных условиях». Сб. материалов международной научно-практической конференции 23-24 мая 2011 г. СПб. БИЭПП-БИИЯМС 2011. С. 188-193 (0,3 п.л.)
49.Клебанов Л.Р. Мошенничество на рынке культурных ценностей / Л.Р. Клебанов // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. Декабрь. 2011. С. 10-12 (0,4 п.л.)
50.Клебанов Л.Р. Криминологическая характеристика преступных посягательств на памятники истории и культуры / Л.Р. Клебанов // «Какая криминология сегодня нужна стране? (проблемы преподавания и практического применения)». Сб. материалов научно-практического межвузовского семинара 17 мая 2011 г. М.: НИУ Высшая школа экономики 2012. (0,25 п.л.) (готовится к печати)
51.Клебанов Л.Р. Контрабанда культурных ценностей и новшества уголовного закона / Л.Р. Клебанов // «Концепции современного уголовного законодательства». Международная научно-практическая конференция 24 января 2012 г. М.: Российская правовая академия Минюста России. 2012 (0,25 п.л.) (готовится к печати)