Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В. – 1919 Г.)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Изучение исторического генезиса региональных систем педагогического образования, обусловливает необходимость разработки концепции исследования становления педагогического образования региона в историко-культурной перспективе.

Методология концепции, исходя из социокультурной сущности педагогического образования, выявленной историчности взаимовлияния педагогического образования и социокультурных процессов, строится на общенаучном уровне в логике системного подхода, в качестве парадигмальных оснований исследования должен применяться социокультурный подход и социальный конструктивизм, соединение которых задает три направления анализа: выявление социокультурных факторов становления педагогического образования; описание закономерностей становления и этапов деятельности педагогического образования; выявление способов, результатов и механизмов влияния педагогического образования на социокультурное развитие региона.

Принципами реализации концепции выступают: историко-культурная перспективность: направление вектора исследования от прошлого к настоящему, что поможет выявить помимо исторических фактов, потенциальные возможности, которые имелись в ситуациях исторического выбора; самоценность региональных систем: признание и осмысление самоценности региональных систем и отказ в региональных исследованиях от обязательного выхода на сравнение их с общероссийскими тенденциями; индуктивность анализа:  строить исследование регионального образования от микроистории к макроистории, что позволит на основе построения территориально ограниченной модели собрать материалы для построения макромоделей.

2. Апробация методологии концепции на материале становления педагогического образования Западной Сибири во второй половине ХІX в. - 1919 г., позволила выделить социокультурные факторы, определявшие специфику изучаемого феномена:

  • ¾ недооценка государством возможностей влияния педагогического образования на освоение новой территории (до начала ХХ века) и изменение данной позиции в период массового крестьянского переселения, что привело к повышенному вниманию к региональному образованию, как сфере государственных интересов, расширению финансовых вливаний в регион, т.е создавало дополнительные ресурсы для создания и функционирования первых учреждений педагогического образования;
  • ¾ отсутствие земских органов, приведшее к безусловной монополии государства в образовании, что вызвало временной разрыв между созданием первого и последующих учебных заведений педагогического образования, более позднее (по сравнению с Европейской Россией) учреждение всех типов педагогического образования (семинарий, институтов, курсов) и длительное сохранение простейших и наиболее экономных форм повышения квалификации учителей (педагогических совещаний).
  • ¾ нарастающая активность органов местной власти и общества, выразившаяся в развернувшейся в начале ХХ века конкуренции между городами за право открытия учительских семинарий и институтов, массовом развитии всех типов общественных организаций, что ускорило процесс создания системы регионального педагогического образования (к 1919 г.).

3. Процесс становления педагогического образования в Западной Сибири во второй половине ХІX в. - 1919 г. развивался в рамках следующих этапов:

I этап 1860-1900-е гг. когда особенно сильным было влияние региональных особенностей  на темпы, географию, содержание образования, специфику деятельности первых учреждений педагогического образования;

II этап 1900-1910 гг.- учреждения подготовки и повышения квалификации учителей обрели специфические характеристики, сочетающие общее и особенное (влияние социокультурных процессов в регионе и стране);

III этап 1910-1919 гг. - педагогическое образование региона активно участвует в модернизации социокультурного пространства, главной движущей силой стало региональное педагогическое сообщество, основу которого составили выпускники педагогических учебных заведений. 

4. Социокультурные и политические особенности региона определили закономерности становления и деятельности педагогического образования:

  • ¾ создание учреждений педагогического образования и быстрый рост в составе городского населения педагогического контингента с начала ХХ века начинают влиять на дробление единого административного центра и стимулировать развитие новых центров;
  • ¾ этническая и конфессиональная лояльность воспитанников и наставников педагогических учебных заведений региона, которая поддерживалась традициями совместного проживания русского и нерусского населения, прием в семинарии лиц неправославного вероисповедания, ввиду отсутствия в регионе специальных инородческих учительских школ;
  • ¾ тесная связь педагогических учебных заведений с социокультурной жизнью своего региона, что проявлялось на всех этапах его истории и выражалось в контингенте воспитанников (значительном проценте дворянства в первые годы деятельности, постепенном преобладании крестьянства, стабильном проценте инородцев); в содержании образования, отражающем региональные запросы; в длительном сохранении преимуществ при приеме жителей региона и развитии системы земских стипендий;
  • ¾ нарастающая социальная активность воспитанников и выпускников педагогических учебных заведений региона на протяжении исследуемого периода.

5. Средства, направления и результаты влияния педагогического образования на социокультурную жизнь Западной Сибири.

Специфические условия региональной жизни (ограниченное число дворянства, отсутствие земства,  неразвитость других профессиональных групп интеллигенции, малое количество городов, слабость культурного ландшафта, многочисленность и активность общественных организаций и др.) приводили к развитости всех форм общественно-педагогического движения. Самой массовой и консолидированной силой в его составе были выпускники учительских семинарий и институтов, составляющих региональное педагогическое сообщество.

Результаты и направления влияния педагогического сообщества на социокультурное развитие региона проявились через участие в процессах социальной и профессиональной идентификации (изменение социального состава и уровня культуры населения региона; оформление профессиональной культуры региональных педагогов), формирование региональной общности (за счет изменения и трансляцию привлекательного образа региона, культивирование позитивных региональных особенностей, участие в изучении истории, культуры региона и др.) и его   инкорпорации  в общероссийское пространство (за счет роста сети начальных училищ; оформления позиции учителя как проводника государственной идеологии, «окультуривание» инородческого населения, (через распространение русского языка и культуры среди всех жителей региона и т.д.)), что позволяет говорить о нем как значимом факторе  социокультурного развития  Западной Сибири.

7. Перспективными линиями сохранения и использования историко-образовательных традиций педагогического образования Западной Сибири для современности выступают:

  • ¾ осознание государством и обществом взаимосвязи педагогического образования с социокультурными потребностями региона и ее стимуляция (через отбор содержания образования, разработку системы мер, направленных на привлечение в учебные заведения жителей региона, развитие системы муниципальных стипендий);
  • ¾ государственная и общественная поддержка инициатив, направленных на оформление и активизацию педагогического сообщества региона;
  • ¾ стимулирование просветительской, социокультурной направленности образовательного процесса педагогических учебных заведений, который должен быть направлен на воспитание будущих учителей, осознающих свою миссию в регионе;
  • ¾ поддержка создания и деятельности общественно-педагогических организаций, поощрение социальной активности студентов педагогических учебных заведений, привлечение студентов к просветительской деятельности (через апробированные в истории педагогического образования формы: народные курсы, воскресные школы, народные университеты и т.д.).
Список опубликованных работ
Научные статьи, опубликованные в реферируемых изданиях:

1.Чуркина Н.И. Перспективы высшего педагогического образования в России. / Н.И. Чуркина // Вестник государственного университета управления, М.: изд–во ГУУ, 2008. – № 9 (19). – С.179-183 – (0,75 п.л.).

2.Чуркина Н.И. Деятельность Омской учительской семинарии. / Н.И. Чуркина // Омский научный вестник. – Омск: изд–во ТГПУ, 2009. № 1(75). Серия: Общество. История. Современность. – С.154-164– (0,8 п.л.).

3.Чуркина Н.И. Система повышения квалификации учителей Западной Сибири. /Н.И. Чуркина // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: «Номо-Пресс», 2009. №1. – С.295-306– (1 п.л.).

4.Чуркина Н.И. Историческая география педагогического образования Западной Сибири (XVІІ-ХХ вв.). /Н.И. Чуркина // Вестник ЧГПУ, Челябинск: изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2009. № 4. – С.163-17– (0,8 п.л.).

5.Чуркина Н.И. Основы междисциплинарной методологии исследования становления региональных систем образования. /Н.И. Чуркина //Философия образования. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2010. № 1(30). – С.205-211– (0,8 п.л.).

6.Чуркина Н.И. Особенности становления системы педагогического образования Западной Сибири (вторая половина XІX- начало XX вв.) /Н.И. Чуркина //Вестник Томского государственного педагогического университета, Томск: изд-во ТГПУ, 2009. № 12(90). – С.150-154– (0,75 п.л.).

7.Чуркина Н.И. Педагогическое образование как социокультурный феномен: структура, функции, миссия в обществе. /Н.И. Чуркина //Вестник Томского государственного университета. Томск: изд-во ТГУ, 2010. №341. – С.103-108 – (0,75 п.л.)

8.Чуркина Н.И. Социокультурные факторы развития образования Западной Сибири (вторая половина XІX- начало XX вв.) / Н.И. Чуркина // Вестник Томского государственного педагогического университета, Томск: изд–во ТГПУ, 2011. №13. С. 40–45. – (0,9 п.л.).

Монографии, учебные пособия:

9.Чуркина Н.И. История общего и педагогического образования в Омской области: Монография. /Н.И. Чуркина – Омск: изд-во ОмГПУ, 2008. – 144 с. (9,5 п.л.).

10.Чуркина Н.И. Педагогическое образование как социокультурный феномен: история становления: Монография. / Н.И. Чуркина – СПб: ООО «Книжный дом», 2010. – 236 с. (14,75 п.л.).

11.Чуркина Н.И. Педагогическое образование как фактор социокультурного развития Западной Сибири (XVІІІ – XХ вв.): Монография. /Н.И. Чуркина – Омск: ОмГПУ, 2011. – 220 с.(14,7 п.л.).

12.Чуркина Н.И. История становления и развития образования в Западной Сибири (XVIII- начале XX вв.): Учебно-методическое пособие. /Н.И. Чуркина.- Омск: ОмГПУ, 2006.-172 с. (10,75 п.л.).

Научные статьи:

13.Чуркина Н.И. Проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров в реформах образования конца  начала  века. //Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: сб. науч.- практ. конф. – Омск: Изд-во: ОмГПУ, 2003, С. 58-63 – (0,3 п.л.).

14.Чуркина Н.И. Демократические реформы образования и возможности инноваций в этом процессе. //Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 4-й межрег. межотраслевой науч.-практ. конф. Книга 1 /Сост. Н.Н. Суртаева, Т.А. Татуйко, А.А. Макареня. – СПб, 2003. – С.163-166 – (0,25 п.л.).

15.Чуркина Н.И. К вопросу о философии реформирования образования //Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: сб. тр. Ч.1. Челябинск: Изд-в «Образование», 2003. – С. 23-27 – (0,3 п.л.).

16.Чуркина Н.И. Необходимость и возможность реализации принципа народности воспитания в современных условиях. //Народная культура Сибири: сб. мат. науч.- практ. сем. – Омск: изд–во ОмГПУ, 2004. – С.272-275 – (0.25 п.л.).

17.Чуркина Н.И. Демократические традиции в сибирской семье. //Проблемы педагогической инноватики. Социальность современного образования: мат. региональной науч.-практ. конф. – Тобольск–СПб: изд-во ТГПИ, 2005. – С.95-96– (0,3 п.л.).

18.Чуркина Н.И. Философия реформирования образования. //Международное образование. Вопросы реализации Болоньского процесса: Мат. межд. науч.-практ. конф. – Омск, изд-во ОмГПУ, 2005. – С. 77-81–(0,3 п.л.).

19.Чуркина Н.И. Педагогическое образование в Западной Сибири. История становления. //Региональные историко-педагогические исследования в развитии истории образования и педагогической мысли: сб. мат. межвузовской науч. - практ. конф. – Нижний Тагил, 2005, – С.179-183 – (0,3 п.л.)

20.Чуркина Н.И. Создание системы подготовки учителей Западной Сибири во второй половине XIX века. //Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность: Мат. всеросс. науч.- практ. интернет-конф. – Красноярск: изд–во КрГПУ, 2006. Вып.2. Книга 2. – С.167-173– (0,4 п.л.).

21.Чуркина Н.И. Н.М. Ядринцев о роли образования и просвещения в развитии Сибири. //Сборник материалов областной научно-практической конференции, посвященной 165-летию со дня рождения Н.М. Ядринцева. – Омск: ООО «Русь», 2007. – С.11-14– (0,3 п.л.).

22.Чуркина Н.И. Этапы становления и особенности сибирского учительства //Региональная науч.-практ. конф., посв. 110- летию первого омского педагогического музея. – Омск: изд-во «Амфора», 2007. – С. 103-113 – (0,7 п.л.).

23.Чуркина Н.И. Социальный статус учителей в Западной Сибири в XVIII-XX вв. // Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность: Интернет конф. – Красноярск. 2007. //Режим доступа www/sibsubethnos.narod.ru, (0,7 п.л.).

24.Чуркина Н.И. Традиции православного воспитания в учительских семинариях Западной Сибири во второй половине XIX века. // Сохранение и развитие русской культуры и православной духовности: мат. межд. науч.- практ. конф. – Омск: изд-во ОмГУ, 2007. – С. 58-61– (0,3 п.л.).

25.Чуркина Н.И. Роль учителей-женщин в развитии начального образования в Западной Сибири. //Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития: мат. межд. науч.- практ. конф. – Омск: изд–во ОмГАУ, 2008. Ч. 3. – С. 159-163 – (0,25 п.л.).

26.Чуркина Н.И. К истории спора о необходимости педагогического образования // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: мат. всеросс. науч.-практ. конф. – Тобольск: изд–во ТГПИ, Ч.. I. – С. 51-56– (0,3 п.л.).

27.Чуркина Н.И. Деятельность педагогических музеев Западной Сибири. //Музейные ресурсы в развитии в современном обществе: мат. науч.- практ. конф. – Омск: изд-во ОГИК музея, 2008. – С.87-91 – (0,3 п.л.).

28.Чуркина Н.И. Методология становления и развития региональных образовательных систем. // Наука и образование в культуре и обществе: сб. мат. межд. науч. –практ. конф. – Омск: изд–во ОмГПУ, 2008. Ч.2. – С.231-235 – (02,25 п.л.).

29.Чуркина Н.И. Деятельность воспитанников и преподавателей учебных заведений Западной Сибири в годы Первой мировой войны,//Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность: Интернет-конференция - Красноярск// http: www.sibsubethnos.narod.ru, (0,7 п.л.).

30.Чуркина Н.И. Место и роль образования в колонизации Сибири//Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат. межд. конф.- Барнаул: изд-во БГПУ, 2008, С. 41-45– (0.3 п.л.).

31.Чуркина Н.И. Участие западносибирских городов в становлении педагогического образования //История образования и просвещения в Сибири и Казахстане: мат. всеросс. науч.-практ. конф.- Омск, 2008, С.68-76 – (0,6 п.л.)

32.Чуркина Н.И. Родительские комитеты как средство разрешения социальных конфликтов//Социальные конфликты в истории России: мат. Всероссийской науч. интернет-конф. http: www.omgpu.ru / science / conf / conflicts – 2008 / index.htm – (0,7 п.л.).

33.Чуркина Н.И. Культурно-педагогическая миссия первого сибирского университета// Современные университеты: разнообразие миссий и конкурентоспособность: мат. межд. науч.-практ. конф.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008, С. 42-46 – (0,3. п.л.).

34.Чуркина Н.И. Роль родительских комитетов Западной Сибири в решении социальных конфликтов (начало ХХ века) Локальные сообщества имперской России в условиях социальных конфликтов (подходы и практики в современных региональных исследованиях): коллективная монография/под ред. В.Н. Худякова, Т.А. Сабуровой.- Омск: Изд-во ОмГПУ.2009.- С.148-157 – (0,6 п.л.).

35.Чуркина Н.И. Социокультурные факторы развития образовательного пространства Западной Сибири в XVІІІ-XX вв../ /Сибирь, Центральная Азия и Дальний Восток: актуальные вопросы истории и международных отношений: мат. межд. конф./под ред. А.В. Старцева. - Барнаул: Изд-во «Азбука», 2009. С.83-90 – (0,4 п.л.).

36.Чуркина Н.И. Первые формы повышения квалификации учителей Западной Сибири в конце XІX- начале XX вв.//Инновационное развитие системы постдипломного педагогического образования/ под ред. И.С. Батраковой, О.О. Жебровской.: сб. мат. - СПб.: изд-во «Лемма, 2009. С. 102-106– (0,3 п.л.).

37.Чуркина Н.И. Генезис понятия «педагогическое образование» в теории и практике российского образования.// Материалы межд. науч.-пр. конф. Осовские педагогические чтения «Вклад педагогических вузов в социокультурное развитие общества» 12-13 октября 2009г./материалы/: в 3 ч. Ч.1/ редкол. Т.И. Шукшина и др. Саранск: Морд. гос. пед. инст., 2009.- С.129-131– (0,3 п.л.).

38.Чуркина Н.И. Особенности становления системы педагогического образования Западной Сибири (вторая половина XІX- начало XX вв.// Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности: сб. тез. докл. Всеросс. науч. конф.- Томск: Изд-во ТГПУ, 2009.- С.33-35 – (0, 25 п.л.).

39.Чуркина Н.И. Методология исследования региональной истории педагогического образования. // Педагогическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике. /Материалы регион. науч.-практ. конф. Южный федеральный округ. 27 ноября 2009. (С международным участием) /ред. Кочисов В.К. Владикавказ: Изд-во СОГУ им. К.Л. Хетагурова, 2010.- С.638-642 – (0,25 п.л.).

40.Чуркина Н.И. Регионализация педагогического образования Западной Сибири (конец XІX- начало XX вв.): национально-этический аспект //Сб. науч. ст. и матер. Второй Всеросс. научно-практ. конф. Омск, 30-31.10 2009. /Ред. И.Е. Скандаков, Ю.П. Зародова, М.В. Скандакова. Омск: «Амфора», 2010. – С. 215-222– (0,5 п.л.).

41.Чуркина Н.И. Демократизация педагогического образования: международный опыт.// Демократизация работы с молодежью: сб. материалов международного форума.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. –С.18-22– (0,3 п.л.).

42.Чуркина Н.И. Уклад жизни воспитанников учительских семинарий Западной Сибири (вторая половина XIX- начало XX вв.) История повседневности: Заочная Интернет-конференция. http://www.newlocalhistory.com/content/churkina (0,5 п.л.).

43.Чуркина Н.И. Роль учреждений профессионально-педагогического образования в развитии социокультурного пространства страны и региона. // Проблемы повышения качества профессионального образования. Всероссийская научно-практическая конференция. Г. Бугульма, 10-11 марта, 2011: Сборник статей. – Бугульма; Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. – С. 292-301 – (0,25 п.л.).

44.Чуркина Н.И. Вклад педагогического сообщества в изучение западносибирского региона (конец ХIХ - начало ХХ вв.) // Мат. всеросс. науч.-пр. конф., посв. 125-лети. Андрея Федоровича Палашенкова (1886-1971) /Под ред. Вибе П.П., Кильдюшевой А.А., Бежан Е.М., Безродной О.А., Омск: ОГИК музей, 2011. – С. 248-254– (0,3 п.л.).

45.Чуркина Н.И. Культурно-просветительская деятельность педагогических музеев и учреждений педагогического образования Западной Сибири (вторая половина ХIХ - начало ХХ вв.) // Этнография Алтая и сопредельных территорий: этнокультурные процессы в Верхнем Приобье и Прииртышье: мат. науч.-пр. конф. Барнаул: Изд-во АлГПА, 2011. – С. 343-344 – (0,3 п.л.).

46.Чуркина Н.И. Чтение в системе подготовки учителей России (вт. пол. ХIХ – нач. ХХ вв.). // Материалы международной научной конференции «Чтение в образовании и культуре»: Доклады и тезисы / сост. д–р пед. наук Ю.П. Мелентьева, канд. филол. наук Т.С. Макарова //под ред. акад. РАН и РАО В.А. Лекторского. М. – 2011. – С.209-211. – (0,2 п.л.)