Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Доказано наличие и функционирование в достаточной мере сформированного в наше время педагогического сознания как особой формы общественного сознания наряду с другими, классическими, его формами.
  2. Показано, что способом существования педагогического сознания является педагогическая идея, понимаемая как процесс.
  3. Показано, что разворачивание педагогической идеи за пределами образования в существующих формах общественного сознания имеет три модуса своего инобытия: рационалистически-либеральный, иррационалистически-этатистский и рационалистически-этатистский.
  4. Доказано, что адекватные ответы на современные вызовы истории существуют за пределами общества потребления с его массовой культурой; такие ответы лежат в поле культуры, то есть содержания, а не форм социально-исторического процесса.
  5. Доказано, что в наше время ориентация образования на форму, а не на содержание приводит к виртуализации и самого педагогического сознания.
  6. Вместе с тем показано, что у образования, как в сфере противоречивой теории, так и в независящих от теории разнообразных практиках, а также в сфере социального заказа объективно существует выбор.
  7. Базисом содержательной направленности выбора будущего выступает аутентичная культура, которая выполняет охранительную функцию для образования.
Список опубликованных работ
Монография

1. Фомин А.П. Педагогическое сознание в условиях виртуализации соци-альной реальности. М: АПК и ППРО, 2007. (13 п.л.)

Учебно-методические работы

2. Фомин А.П. Философия. Примерная программа учебной дисциплины // Примерные программы гуманитарных и социально-экономических дисциплин. СПб., 2004. (1 п.л.)

3. Фомин А.П. Философия менеджмента. Примерная программа учебной дисциплины (курс по выбору) //Примерные программы гуманитарных и соци-ально-экономических дисциплин.СПб., 2004. (0,3 п.л.)

4. Формирование личности российского учителя в парадигме ненасилия. Программа спецкурса // Ненасилие как образ жизни. Сб. научных статей и мате-риалов ХХV Международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия. СПб.,2004. (0,5 п.л.)

Статьи

5. Фомин А.П. Образование как институт духовного воспроизводства общества // Известия Российского государственного педагогического универ-ситета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. СПб., 2005, № 5(10). (0,6 п.л.)

6. Фомин А.П. Рационалистическая традиция и манипуляция в совре-менной культуре // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. СПб., 2007, № 8(34).(1 п.л.)

7. Фомин А.П. «Рациональный человек» Макса Вебера // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина (Серия «Философия»). №2, 2008. (0,5 п.л.)

8. Фомин А.П. Парадигма Тойнби в структуре социокультурной дина-мики // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина (Серия «Философия»). №3, 2008. (0,4 п.л.)

9. Фомин А.П. Культура как континуум смыслов // Вестник Тамбовского государственного университета. Гуманитарные науки. №5(61). 2008. (0,53 п.л.)

10. Фомин А.П. Виртуализация социальной реальности в современном мире // Известия Российского государственного педагогического универси-тета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. №10(56). СПб.,2008 (0,85 п.л.)

11. Фомин А.П. Образование как поле бифуркационного выбора будущего // Философия образования. №2(23), 2008. Новосибирск, 2008. (0,6 п.л.)

12. Фомин А.П. Педагогический поиск как форма движения противоречия // Философия образования и творчество. К 10-летнему юбилею факультета фило-софии человека РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: РХГИ, 2002.(0,5 п.л.)

13. Фомин А.П. Аккультурация // Воспитание этнотолерантности подрост-ка в семье. Словарь. В помощь классному руководителю. СПб.,2005.(0,1 п.л.)

14. Фомин А.П. Духовное отчуждение // Воспитание этнотолерантности подростка в семье. Словарь. В помощь классному руководителю. СПб.,2005.(0,1 п.л.)

15 Фомин А.П. Интеграция // Воспитание этнотолерантности подростка в семье. Словарь. В помощь классному руководителю. СПб.,2005.(0,1 п.л.)

16. Фомин А.П. Модус поведения // Воспитание этнотолерантности подро-стка в семье. Словарь. В помощь классному руководителю. СПб.,2005.(0,1 п.л.)

17. Фомин А.П. Традиция рационализма в европейском и отечественном образовании // Философия человека и современное образование. Сборник ста-тей. СПб.,2006.(0,6 п.л.)

18. Фомин А.П. Смысловое содержание культуры и проблема модерниза-ции // CREDO NEW. Теоретический журнал. 2006, № 3.(1,3 п.л.)

19. Фомин А.П. Идея коэволюции культуры и просвещения или конец исто-рии? // Философия человека и процессы глобализации. Сборник научных статей. СПб., 2006.(0,5 п.л.)

20. Фомин А.П. Аккультурация // Этнотолерантность подростка: воспита-ние в семье и школе. Словарь. СПб.: «Речь», 2007.(0,1 п.л.)

21. Фомин А.П. Духовное отчуждение// Этнотолерантность подростка: вос-питание в семье и школе. Словарь. СПб.: «Речь», 2007.(0,1 п.л.)

22. Фомин А.П. Интеграция// Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе. Словарь. СПб.: «Речь», 2007.(0,1 п.л.)

23. Фомин А.П. Модус поведения // Этнотолерантность подростка: воспи-тание в семье и школе. Словарь. СПб.: «Речь», 2007.(0,1 п.л.)

Материалы конференций

24. Фомин А.П. Городской менталитет, педагогическая парадигма и педаго-гический поиск // Философия детства и проблемы современного города. Мате-риалы IX международной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и город». СПб.,2002.(0,2 п.л.)

25. Фомин А.П. Культурные и социальные детерминанты личности россий-ского учителя // Формирование культурно-образовательного пространства в ма-лом городе. Первые Герценовские чтения в г. Волхове. Материалы научно-методической конференции. СПб.,2002.(0,3 п.л.)

26. Фомин А.П. Проблема ненасилия в педагогической теории и практике // Обучение с целью уменьшения насилия. Материалы XXIII Всероссийской науч-но-практической конференции. СПб.,2002.(0,7 п.л.)

27. Фомин А.П. Культура и социальная структура как детерминанты обра-зования // Детство в контексте культуры и образования. Материалы Х междуна-родной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство». СПб.,2003. (0,3 п.л.)

28. Фомин А.П. С.И. Гессен как веха // Высшее образование в Санкт-Петербурге: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной конфе-ренции. СПб.,2003. (0,2 п.л.)

29. Фомин А.П. Цивилизация как форма культуры и культура как содержа-ние цивилизации // Стратегии взаимодействия философии, культурологии и об-щественных коммуникаций: Материалы всероссийской конференции, посвя-щенной 10-летнему юбилею факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.,2003. (0,2 п.л.)

30. Фомин А.П. Культура как стратегический базис образования // Филосо-фия детства и социокультурное творчество. Материалы Х международной кон-ференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство». СПб.,2003. (.0,2)

31. Фомин А.П. Противоречивость педагогических эпох в российском обра-зовании // Семейное воспитание: история и современность. Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции. СПб.,2003.(0,2 п.л.).

32. Фомин А.П. Утопии Просвещения и современность // Проблемы поли-культурного образования: государство и школа. Материалы XI международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». СПб.,2004. (0,2 п.л.)

33. Фомин А.П. Педагогическое сознание в условиях виртуализации соци-альной реальности // Философия и практика ненасилия. Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXVI всероссийской научно-практической конференции. СПб.,2005.(0,5 п.л.)

34. Фомин А.П. Целеполагание в образовании: декларация и действитель-ность // Метафизика семьи и государственная политика. Материалы XII Между-народной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». СПб.,2005.(0,6 п.л.)

35. Фомин А.П. Прошлое, настоящее и будущее «рационального действия» // Актуальные проблемы социальной философии. Материалы международной научно-теоретической конференции. 25 февраля 2005г. СПб.,2005. (0,2 п.л.)

36. Фомин А.П. Содержание и форма социально-исторического процесса // Материалы IV Российского философского конгресса «Философия и будущее ци-вилизации». М., 2005.(0,1 п.л.)

37. Фомин А.П. Апология «депрессанта» // Мир детства: метафизика куль-турно-цивилизационного кризиса. Материалы XIII Международной конференция «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги». СПб.,2006. (0,8 п.л.)

38. Фомин А.П. Молодежь как объект манипуляции // Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия. Сборник научных статей по проблемам педаго-гики ненасилия. Материалы XXVII Всероссийской научно-практической конфе-ренции. СПб.,2006.(0,6 п.л.)

39. Фомин А.П. Образование в контексте культурно-цивилизационного кри-зиса // IV Герценовские чтения в г. Волхове. Волхов, 2006.(0,4 п.л.)

40. Фомин А.п. Российский образовательный менталитет // Менталитет, ми-ровоззрение, credo в педагогике ненасилия. Сборник научных статей по пробле-мам педагогики ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Козловой А.Г.. Маралова В.Г., Гавриловой М.С. СПб.: «67 гимназия. Verba Magistri», 2007.(1 п.л.)

41. Фомин А.П. Идея трансцендентальной критики в современном образо-вании // Детство в глобальном информационном пространстве. Материалы меж-дународной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации». СПб., 2007г.(0,35)

42. Фомин А.П. Педагогическое сознание в социальном образовательном пространстве // Образование и здоровье в педагогике ненасилия. Сборник науч-ных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXIX Всероссий-ской научно-практической конференции. СПб.,2008. (0,85)

43. Фомин А.П. Инобытие педагогической идеи // Философия человека: об-разовательные и гуманитарные технологии. Материалы научно-теоретической конференции. СПб.,2008. (0,4 п.л.)