Научная тема: «СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
Специальность: 09.00.11
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Предложена авторская концепция коммуникационного подхода к социально-философскому исследованию мифологии. Определена методологическая платформа выдвигаемого подхода на основании постнеклассической парадигмы социального познания.
  2. Выявлены новые аспекты социально-онтологического характера мифотворчества. Выявлены и проанализированы уровни мифокоммуникации, генерирующей единое мифопространство, поддерживающее мифоонтологическую матрицу реальности.
  3. Предложен новый взгляд на проблему динамики коммуникационного пространства. Впервые предложена разработка категории «коммуникационная революция». Сконструирована авторская модель динамики коммуникационного пространства.
  4. С позиций авторского подхода исследованы механизмы трансформации архаической устной мифологии в условиях формирования письменной культуры; выявлены важнейшие социокультурные детерминанты данного процесса.
  5. Предложена авторская интерпретация типологических характеристик массовой коммуникации. Рассмотрены стратегии мифопроизводства, характерные для основных каналов массовой коммуникации.
  6. Новым научным результатом является комплексный социально-философский анализ современной коммуникационной революции, определенной диссертантом в качестве сетевой революции. Вычленены и проанализированы ее основные этапы.
  7. Разработана авторская типология радикальных инноваций в мифотворчестве, характерном для Интернета. Обоснован целенаправленный управляемый характер Интернет-мифотворчества. Выявлены механизмы переноса принципов сетевого мифотворчества в традиционное социальное пространство.
  8. С позиций авторского подхода исследованы формы мифопространства повседневности, генерируемые глобальным капитализмом. Раскрыта реализация транснациональной культуры в феномене консумеризма; предложено авторское определение консумеризма.
  9. В новом ракурсе исследованы мифотворческие практики консумеризма. Показано, что брендинг направлен на создание и тиражирование новой управляемой мифологии. Впервые выявлена роль средств потребления в процессе внедрения мифологии потребления в пространство повседневности.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Пространственные структуры эпохи «пост»: Человек в глобализирующемся мире. Монография. — Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2005. — 124с. 7,2 п.л.

2.Коммуникационные структуры социальной мифологии: Монография. — Саратов: СГСЭУ, 2008. — 244с. 13,85 п.л.

3.Профессиональное пространство медицины в постиндустриаль-ную эпоху: Коллективная монография. — Саратов: Изд-во СГМУ, 2004. — 136 с. 8,5 п.л./4,25 п.л. (в соавт. С Е.А. Андрияновой).

4.Проблемы социально-культурных коммуникаций: Коллективная монография. — Саратов: СГСЭУ, 2005 — 132с. 8,25п.л./1 п.л. (в соавт. с О.Ю. Голуб и др.).

5.Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты: Коллективная монография. — Саратов: Изд. центр «Наука», 2006. — 289с. 18 п.л./1 п.л. (в соавт. с В.Б. Устьянцевым, Н.А. Акимовой, Д.А. Аникиным и др.).

6.Социальная мифология в пространстве масс-медиа: Социальная мифология в пространстве масс-медиа: Коллективная монография. — Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. — 142с. 8,8 п.л./ 3,5 п.л.(в соавт. с А.Г.Назаровым, К.Е. Халиным).

7.Мифы этого мира: Коллективная монография. — М.: Изд. дом «Юность», 2008. — 225с. 12, 5 п.л./1,75 п.л. (в соавт. с С.Н. Коневец, М.А. Богатовым, Е.Н. Медведевой и др.)

Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

8.Контуры российской патриотической идеологии: К проблеме конструирования // Власть. — Москва, 2007. — №1. — С. 65—70. 0,5 п.л./0,25 п.л. (в соавт. с И.А. Афанасьевым)

9.Мифотворчество в условиях Интернета // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И.Вавилова. — Саратов, 2007. — №1. — Вып.4. — С.60-62. 0,5 п.л.

10.Логика современной коммуникационной революции // Гуманитарные и социально-экономические науки. — Ростов н/Д., 2007. — №1. — С. 58-61. 0,5 п.л.

11.Социальное пространство: Глобализация и отчуждение // Социальная политика и социология. — М., 2007. — №4 (36). — С. 33—45. 0,8 п.л..

12.Средства потребления и глобализация жизни // Власть. — М., 2008. — №6. — С. 68—72. 0,6 п.л.

13.Политическая мифология в сетевом обществе: От смерти политики к «умным толпам»? // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — М., 2008. — №3. — С. 22—42. 0,9 п.л./0,45 п.л. (в соавт. с К.Е. Халиным)

14.Архаическая мифология: миф как форма социальной коммуникации // Известия Саратовского университета: Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. — Вып. 1. — Саратов, 2008. — Том 8. — С. 56—60. 0,6 п.л.

15.Мифология брендинга в обществе глобального потребления // Власть. — М., 2008. — №9. — С.45—49. 0,6 п.л.

16.Социально-онтологический статус мифа // Философия и общество. — М., 2008. — №3. — С. 44—57. 0,7 п.л.

Научные статьи в периодических изданиях

17.Эстетика Гегеля сегодня: сумерки искусства и исчезновение героев // Абсолютный Гегель: Теоретический альманах Res cogitans #2. — М.: Юность, 2006. — №2. — С. 56—63. 0,5 п.л./0,25 п.л. (в соавт. с И.А. Афанасьевым).

18.Коммуникационная революция сегодня: информация и сеть // Политические исследования. — М., 2007. — №3. — С. 53-64. 0,9 п.л.

19.Гламур как голод // Ложь права?: Теоретический альманах «Res cogitans#4». — М.: Книжное обозрение, 2008. — С. 107 — 121. 1,1 п.л.

20.Институциональный PR медицины в современной России // Социология медицины. М.: Медицина, 2008. — №1 (12). — С. 14-17. 0,5 п.л./0,2 п.л. ( в соавт. с Е.А. Андрияновой, И.Г. Иориной).

Научные статьи

21.Коллегиальность как основа профессиональной коммуникации в медицине // Проблемы межкультурной и профессиональной коммуникации. — Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2004. — С.82-89. 0,4 п.л./0,2 п.л. (в соавт. с Е.А. Андрияновой).

22.Перспективы социального творчества в обществе риска // Основания и парадигмы современного общественного развития: Сборник научн. трудов. — Саратов: Научная книга, 2005. — С.43-49. 0,4 п.л./0,2п.л. (в соавт. с И.А. Афанасьевым).

23.Риск-коммуникация в сетевой культуре // Проблемы и перспективы реформирования государственной и муниципальной службы в России. — Саратов: Изд-во ПАГС, 2005. — С.69—74. 0,4 п.л./0,2 п.л. (в соавт. с И.А. Афанасьевым).

24.Риск в коммуникативном пространстве постиндустриальной цивилизации: к постановке проблемы // Философия и будущее цивилизации: Материалы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 - 28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.З. — М.: Современные тетради, 2005. — С. 631-632. 0,2 п.л.

25.Социальное творчество в пространстве сетевых коммуникаций // Социально-экономическое развитие России: Проблемы, поиски, решения. Сб. науч. трудов по итогам научно-исследовательской работы Саратовского государственного социально-экономического университета в 2004 г. — Саратов: Изд. центр Саратовского государственного социально-экономического университета, 2005. Ч. I. — 168 с. — С. 4-6. 0,2 п.л.

26.Мифология риска в постиндустриальном обществе // Современное общество: территория постмодерна. — Саратов: Научная книга, 2005. — С.243-248. 0,4 п.л./0,2 п.л. ( в соавт. с И.А. Афанасьевым).

27.Интеллигенция: мифы и реальность // Перспективы самоорганизации современных обществ в стратегиях глобального развития. — Саратов: Научная книга, 2006. — С.252-255. 0,4 п.л./0,2 п.л. (в соавт. с И.А. Афанасьевым).

28.Мифы и мифотворчество в коммуникативном пространстве информационного общества // Проблемы гуманитарных наук: История и современность: Альманах. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006. — С.43-47. 0,4 п.л.

29.Связи с общественностью как институциональный компонент глобализирующегося социума // Глобализация и социальные изменения в современной России: В 16т. — М.: Альфа, 2006.— Т.7 Социология коммуникативных систем. Социология государственного и муниципального управления. — С. 91-94. 0,2 п.л./0,1 п.л. (в соавт. с А.А.Назаровой).

30.Пространство сетевых коммуникаций: человеческое измерение // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: Сб. научных статей. Ч.1. — СПб.: Роза мира, 2006. — С.371—377. 0,4 п.л.

31.Коммуникация и риск в сетевом обществе // Общество риска и человек в ХХI веке: альтернативы и сценарии развития. — Москва-Саратов: Издательский центр «Наука», 2006. — С. 121-125. 0,2 п.л/0,1 п.л. (в соавт. с И.А. Афанасьевым).

32.Мифотворчество в условиях становления письменной культуры // Забота: от бытийной стратегии к этическим и профессиональным ценностям. — Саратов: Изд-во Саратовского медицинского ун-та, 2006. — С. 35-46. 0,5 п.л.

33.Социальная мифология в постиндустриальную эпоху: к проблеме определения // Человек и власть в современной России. Вып.8. — Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2006. — С. 140-145. 0,3 п.л.

34.Типология современного Интернет-мифотворчества // Интернет и современное общество. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. — С. 122-125. 0,3 п.л.

35.Социальное конструирование мифологии // Стратегии современного развития и управления общественными процессами. — Саратов: Научная книга, 2007. — С. 117-121. 0,3 п.л.

36.Флеш-моб как феномен сетевого общества // Проблемы гуманитарных наук. История и современность. Альманах. Вып.2. — Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2007. — С. 145-150. 0,5 п.л.

37.Социальная мифология в условиях политических сетей // Электронная культура и новые гуманитарные технологии XXI века. — Астрахань: ООО КПЦ «ПолиграфКом», 2007. — С. 100-104. 0,4 п.л.

38.Институциональный PR медицины: К проблеме определения // Интегрированные маркетинговые коммуникации: от теоретических знаний к практическим навыкам. — Саратов: Научная книга, 2006. — С.65-69. 0,3 п.л.

39.Мифологическое пространство цивилизации // Время — Пространство — Ценности цивилизации. — Саратов: Научная книга, 2007. — С. 56-61. 0,3 п.л.

40.Концепция здорового образа жизни как PR-объект // Язык и культура — основа общественной связности. — СПб.: Осипов, 2007. — С. 24 — 25. 0,2 п.л.

41.Модель динамики коммуникационного пространства // Перспективы общественного развития в эпоху столкновения цивилизаций. Сборник научн. работ. Ч. 1. — Саратов: Научная книга, 2007. — С. 142 — 147. 0,4 п.л.

42.Специфика современных социальных движений // Наука, власть и общество в период экологических рисков и опасностей: Сборник научных трудов. — Саратов: Наука, 2007. — С.9-11. 0,2 п.л./0,1 п.л. (в соавт. с Е.А. Андрияновой).

43.Динамика коммуникационного пространства // Социальные коммуникации: управление и конструирование: Сборник научных статей. — Саратов: Научная книга, 2007. — С. 53-58. 0,3 п.л.

44.Новая мифология брендинга // Интегрированные маркетинговые коммуникации: от теоретических знаний к практическим навыкам. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. — С. 126-130. 0,3 п.л.

45.Консумеризм как социальный феномен // Общество XXI века: социально-экономические проблемы и перспективы развития: Сб. 6аучн трудов по материалам региональной научно-практической конференции молодых ученых 6 апреля 2007 г. — Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2007. — С. 23-29. 0,4 п.л.

46.Человек в пространстве сетевых коммуникаций // Ценностный мир человека в современном обществе: Сборник научных статей. — Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. — С. 34-38. 0,4 п.л.

47.К проблеме мифологизации PR-сообщений // Социокультурные проблемы языка и коммуникации: Сб. научн. трудов. — Саратов: ПАГС, 2007. — Вып. 4. — С. 45-52. 0,5 п.л.

48.К проблеме трансформации коммуникационного пространства // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008 — 224с. — С.190-196. 0,3 п.л.

49.Экспансия электронной культуры в пространство религиозной этики // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX — начала ХXI вв. — СПб.: Интерсоцис, 2008. — С. 247-252. 0,4 п.л./0,2п.л. (в соавт. с Е.Н. Медведевой).

50.Потребление интеллектуалов // Российский интеллектуал: Исторические судьбы и цивилизационные перспективы. — Саратов: Изд. центр «Наука», 2008. —С. 19—25. 0,3 п.л.

51.Супермаркет как мир: Эволюция одного вида // Интегрированные маркетинговые коммуникации: от теоретических знаний к практическим навыкам. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2008. — С. 15-19. 0,3 п.л.

52.Эстетика гламура как потребительский голод // Социально-экономические проблемы России и ее место в мире: Сб. науч. тр. — Саратов, 2008. —372 с. — С.91-96. 0,3 п.л.