1. Многоплановые процессы модернизации, которые происходят в России в последние двадцать лет, позволяют говорить о смене культурной, мировоззренческой, политико-правовой идентичности. В прежние исторические периоды Россия обоснованно претендовала на определенную историческую миссию. Так, Российская империя играла роль покровительницы, защитницы славянского, православного мира, что позволяет характеризовать эту миссию как гуманитарно-культурную. СССР, во многом успешный, общественно-экономический проект, выступал в роли гаранта альтернативному Западу, и его миссия была скорее военно-политическая, нацеленная на охрану и защиту определенного социально-экономического уклада.
Современная Россия, по объективным и субъективным причинам, утратив статус супердержавы, пытается встроиться в общемировую систему отношений. Колоссальные геополитические изменения серьезно повлияли на культурные доминанты российского общества, страна в последнее время утратила прежний статус одной из самых культурных и образованных в мире, что не могло не сказаться на природе правового сознания и правовой культуры российского общества в целом.
2. Представляется возможным определить правовую культуру как исторически сложившуюся, обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность культуры, которая материализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества.
3. Правовая культура, по мнению автора, представляет собой совокупность правовых ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы. В силу этого нельзя согласиться с авторами, которые включают в содержание правовой культуры и негативные явления, вплоть до правонарушений.
Полагаем, что деструктивные явления следует определять категорией «правовая антикультура», которая представляет собой антипод правовой культуры, объединяющий разнообразные формы проявления, в том числе правовой нигилизм, правонарушения, коррупционные проявления, технико-юридические дефекты законодательства, юридические ошибки и др., которые отрицательно влияют на уровень эффективности права и состояние правопорядка. Поэтому включение перечисленных негативных явлений в понятие «правовая культура» не способствует сохранению и защите подлинной, а не мнимой правовой культуры.
4. В современном российском обществе возрастает негативное отношение к существующей социальной реальности. Вызвано это тем, что реформы, проводимые в постсоветский период: земельная, политическая, правовая и другие, - не проходили стадии общественных дискуссий и были инициированы «сверху» и, как показывают опросы общественного мнения, в интересах меньшинства. Правовые основы реформы резко расходятся с социально-культурными доминантами российского общества. Это обстоятельство породило проблему легитимности общественно-экономических отношений, тот статус-кво, который имеет место в настоящее время. Право и закон стали ассоциироваться с привилегиями, исключениями, избирательностью.
5. Переход к рынку в российском исполнении вызвал резкую имущественную дифференциацию среди некогда однородного общества. Разрушение традиционной системы социальной защиты, коррумпированность государственных структур, несовершенство системы политического представительства, рост преступности привели к тому, что у значительной части россиян отсутствует осознанная мотивация к соблюдению закона. В силу этого правовая культура начинает приобретать политический подтекст с серьезными протестными и антагонистическими настроениями по отношению к существующей политико-правовой реальности.
6. В силу переходности типологического состояния правовой системы постсоветского российского общества и, несмотря на неоднородность, различие культур, религий и традиций внутри него, представляется возможным определить правовую культуру современного российского общества как культуру общества переходного типа, которую можно характеризовать как многомерное, многоплановое, социально-экономическое, политическое культурное явление, включающее ценностные мотивации и ориентации разновекторного направления, порой взаимоисключающего характера.
7. Положение России как евразийской страны с многонациональным населением, безусловно, осложняет желание России стать частью мирового культурно-правового пространства. В силу того, что в Европе ощущается кризис модели мультикультурного общества, реализация этих устремлений является еще более проблематичной.
Представляется, что альтернатива мультикультуризму - поликультурность как способность сосуществования различных культур и их носителей в одном, едином обществе, в едином правовом, социальном и экономическом поле при поддержании исходных культурных ценностей через поиск путей и способов согласования культур, что является наиболее перспективным, гуманным выходом их конфронтации.
8. Правовая культура и правовое сознание - составная часть политико-правовой парадигмы, определяющей цель, средства и, самое главное, результаты общественного развития. В современном российском обществе в этом смысле ощущаются определенные проблемы. Об этом говорит частая смена декларируемых проектов, которые явно не соответствуют исторической миссии России, учитывая ее прошлое, настоящее и будущее.
Представляется, что заметные позитивные изменения в политико-правовой культуре российского общества наступят только тогда, когда у большинства россиян появится уверенность в последовательном, эффективном, прогрессивном развитии государства и общества, которое будет гармонировать с традиционными российскими ценностями: справедливостью, подлинным равенством, социальной защищенностью, сопричастностью частного к общему.
9. Правовая культура как сложное многоаспектное социальное явление формируется, в том числе в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, что позволяет выделить культуру правотворчества и культуру правоприменения. Не случайно античные философы, такие как Платон и Аристотель, выдающиеся деятели эпохи Просвещения, такие как Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, а также теоретики права, такие как И. Кант, придавали исключительно важное значение закону и законотворчеству как наиболее совершенному средству управления обществом. Мотивация следования правовым предписаниям формируется, помимо всего прочего, качеством законов, соответственно, дальнейшее совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности представляет собой важнейший фактор повышения правовой культуры общества. При этом следование закону в значительной степени зависит от отношения общества к правотворческим органам, как впрочем, и к государству в целом.
10. Проведение правовой политики в комплексе с экономической, социальной, духовно-нравственной, административной и культурной политикой является необходимым условием успешного осуществления курса страны, направленного на борьбу с правовым нигилизмом и повышение правовой культуры населения. Наличие социально-экономической стабильности в стране, улучшение условий жизни людей, эффективности работы государственных структур и общественных институтов, подлинная реализация принципа верховенства права создадут необходимые предпосылки для повышения правосознания россиян.
11. Реформы в правовой сфере диктуют настоятельную потребность в расширении правовой информированности общества и личности, а как следствие этого - и их социально-правовой активности, формировании новой системы правового воспитания и образования, которая призвана оказать существенное влияние на правовую психологию, правовую идеологию и юридически значимое поведение субъектов права. Тем самым актуализируется проблема целенаправленного формирования правовой культуры личности.
Для современной юридической науки и практики в России продолжают быть актуальными следующие задачи: четкое определение роли правового воспитания в жизни страны; установление наиболее оптимальных его форм, адаптированных к нынешним условиям общественного развития; координация усилий государства, общественных организаций, институтов гражданского общества, направленных на обеспечение эффективности данной работы; связь правового воспитания с нравственным и гражданским, - что позволит формировать правокультурную активную личность как основу гражданского общества.
12. Формирование правовой культуры и правосознания происходит в процессе правовой социализации личности. Определенную роль в совершенствовании правовой культуры общества играют юридическая наука и образование, представители юридических профессий. По образному выражению академика О.Е. Кутафина: «построить правовое государство без юристов - это все равно, что построить дом без строителей»[1].
Рассматривая юридическую науку и юридическое образование в контексте формирования правовой культуры на этапе активного периода модернизации высшего профессионального образования, следует отметить возможность российского пути обновления формы и содержания подготовки юристов. Для этого необходима трансформация российского юридического образования к реалиям нового времени, умелое сочетание традиционного и инновационного образования. Основа видится в развитии новых образовательных технологий наряду с исторически присущей отечественному юридическому образованию фундаментальной интеграцией науки и образования, воспитания и обучения в соответствии с духовными ценностями и культурно-историческими традициями российского общества, что позволит сохранить историческую преемственность, готовить высококвалифицированных юристов нового поколения, обладающих профессиональным правосознанием и высокой правовой культурой.
В эпоху необычайной динамичности современной жизни, активного входа российского образования в европейское образовательное пространство от образовательных учреждений требуется качественное обновление содержания правовой подготовки студентов, предполагающей наличие у них не только определенной суммы знаний и умений, полученных при изучении юридических дисциплин, но и формирование компетенций, развитости правового стиля мышления, способов эффективного включения в новые правоотношения, то есть наличие у них развитой правовой культуры.
13. Переход на уровневую систему подготовки осложняет подготовку юристов с высоким теоретическим уровнем в рамках бакалавриата, что представляется возможным компенсировать за счет продолжения обучения в магистратуре. Учитывая общественную значимость профессии юрист, следует стремиться к тому, чтобы в сфере юриспруденции большая часть выпускников имела магистерскую степень.
Это позволит формировать в магистратуре юриста, который умет самостоятельно обогащать и совершенствовать знания, обладает творческим и критическим мышлением, владеет инновационными технологиями, может самостоятельно принимать ответственные решения, является нравственно целостной личностью с высоким уровнем правовой культуры и профессионального правосознания
1. Петручак Л.А. Правовая культура и юридическое образование в контексте модернизации российского общества: монография [Текст] / Л.А.Петручак – Москва: Проспект, 2011. – 224 с. - ISBN 978-5-392-04534-1. (14,0 п.л.)
2. Петручак Л.А. Правовая культура современного российского общества: монография [Текст] / Л.А. Петручак – Москва: Издательство «Перо», 2012. - 364 с. - ISBN 978-5-91940-225-1. (22,75 п.л.)
Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук
3. Петручак Л.А. Правовой нигилизм: причины и особенности в современной России // Право и государство: теория и практика.- 2008. - № 10. - С. 10 – 13 (0,2 п.л.).
4. Петручак Л.А. Причины правового нигилизма в современной России // Актуальные проблемы российского права. - 2008.- № 4.- С. 17 – 23 (0,3 п.л.).
5. Петручак Л.А. Правовой нигилизм в современной России // LEX RUSSICA (Научные труды Московской государственной юридической академии).- 2008.- № 6.- С. 1305 – 1319 (0,7 п.л.).
6. Петручак Л.А. Правовая культура: обоснование аксиологического подхода // Актуальные проблемы российского права.- 2009.- № 3.- С. 31 – 39 (0,3 п.л.).
7. Петручак Л.А. Проблемы понятия и структуры правовой культуры // LEX RUSSICA (Научные труды Московской государственной юридической академии).- 2009.- № 5.- С. 1056 – 1075(0,8 п.л.).
8. Петручак Л.А. Функции правовой культуры // Право и государство: теория и практика.- 2009.- № 9.- С. 6 - 9 (0,2 п.л.).
9. Петручак Л.А. Проблемы структурного анализа правовой культуры // Правовое государство: теория и практика.- 2010. - № 1.- С. 51 - 54 (0,3 п.л.).
10. Петручак Л.А. Некоторые особенности правовой культуры России // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 30.- С. 73 - 78 (0,3 п.л.).
11. Петручак Л.А. Юридическое образование в эпоху глобализации // LEX RUSSICA (Научные труды Московской государственной юридической академии).- 2011.- № 4.- С. 789 – 795 (0,4 п.л.).
12. Петручак Л.А. Проблемы правового обеспечения модернизации профессионального образования // Право и образование.- 2011.- № 7.- С. 4 – 11(0,4 п.л.).
13. Петручак Л.А. Каким быть новому закону «Об образовании»? // Право и государство: теория и практика.- 2011.- № 8.- С. 14 - 18 (0,4 п.л.).
14. Петручак Л.А. Правовая социализация студентов в юридическом вузе // Право и политика.- 2011.- № 9.- С. 1591 – 1596 (0,5 п.л.).
15. Петручак Л.А. Многоуровневое образование как условие модернизации высшего юридического образования // Юрист ВУЗа.- 2011.- № 9.- С. 5 – 11 (0,5 п.л.).
16. Петручак Л.А. Правовая культура России и межкультурный диалог в условиях глобализации // Актуальные проблемы российского права.- 2011.- № 4.- С. 4 – 15 (0, 6 п.л.).
17. Петручак Л.А. Модернизация юридического образования: первые результаты и перспективы // Вестник Росреестра.- 2011.- № 4.-С.38-39 (0, 2 п.л.) (в соавторстве с Грачевой Е.Ю.).
18. Петручак Л.А. Правовая культура в системе ценностей гражданского общества // Право и государство: теория и практика.- 2012.- № 3.- С. 3-10 (0, 5 п.л.).
Иные статьи и тезисы выступлений на конференциях
19. Петручак Л.А. Концепция правового образования // Материалы городской научно-практической конференции «Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних».- Невинномысск, 2000. - С. 19-22 (0,1 п.л.).
20. Петручак Л.А. Новые подходы к правовому воспитанию в процессе преподавания юридических дисциплин // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Современные инновационные технологии – одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса». - Невинномысск, 2000.- С. 8-14 (0,2 п.л.).
21. Петручак Л.А. Проблемы и основные направления юридической безопасности человека в современной России // Юридическая безопасность человека в современной России //Материалы региональной научно-практической конференции.- Невинномысск: НГГТИ, 2003.- С. 7-11 (0,2 п.л.).
22. Петручак Л.А. Проблемы прав человека в современной России // Материалы научно-практической конференции «Проблемы конституционных прав и свобод человека и гражданина в современной России».- Невинномысск: НГГТИ, 2003.- С. 6-12 (0,2 п.л.).
23. Петручак Л.А. Актуальные проблемы юридического образования в России // Материалы региональной научно-практической конференции «Образовательное право и правовое образование в современных условиях». -Невинномысск: НГГТИ, 2004.- С. 68-72 (0,1 п.л.).
24. Петручак Л.А. Об организации воспитательной работы в вузе // Материалы научно-практической конференции «Патриотическое и нравственное воспитание студенчества в негосударственном вузе».- М.: Академия права и управления, 2005.- С. 5-12 (0,2 п.л.).
25. Петручак Л.А. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи // Сборник научных трудов Академии права и управления.- Выпуск 8. - М.: Академия права и управления, 2005. - С. 118-128 (0,3 п.л.).
26. Петручак Л.А. Конституция РФ 1993 года и правовая культура // Материалы международной научной конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ. Т.1.- М.,2008.- С. 377-382 (0,2 п.л.).
27. Петручак Л.А. Истина как ценность культуры // Российское право в Интернете.- 2009.- № 2 (0,3 п.л.).
28. Петручак Л.А. Правовой нигилизм и современное общество // Материалы международной научно-практической конференции «Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе». - Владимир, 2009. - С. 220-226 (0,3 п.л.).
29. Петручак Л.А. Правовая культура и правовой нигилизм // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)».- М: МГЮА, 2009. - С. 226-231 (0,3 п.л.).
30. Петручак Л.А. Правовая культура и правотворчество // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования законодательства России и стран СНГ». - Уфа, 2010.- С. 64-68 (0,1 п.л.).
31. Петручак Л.А. Культура правотворческой деятельности // Материалы международной научно-практической конференции «Правотворчество в РФ: проблемы теории и практики». - Москва: РАП, 2010. - С. 307-311 (0,2 п.л.).
32. Петручак Л.А. Особенности российской правовой культуры // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)».- М: МГЮА, 2010. - С. 250-256 (0,3 п.л.).
33. Петручак Л.А. Модернизация юридического образования: проблемы и перспективы // Материалы всероссийской учебно-методической конференции «Проблемы реализации уровневой системы юридического образования». - Екатеринбург, 2011.- С. 28-33 (0, 3 п.л.).
34. Петручак Л.А. Модернизация юридического образования как необходимое условие повышения правовой культуры общества // Материалы научно-практической конференции «Современная юридическая наука и правоприменение (IV Саратовские чтения)». - Саратов, 2011.- С. 380-382 (0,15 п.л.).
35. Петручак Л.А. Правовая культура современной России: особенности и тенденции // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Инновационно-развивающаяся Россия: проблемы, тенденции, перспективы». - Волгоград, 2011.- С. 124-138. (0,7 п.л.)
36. Петручак Л.А. Юридическое образование как важнейший фактор модернизации российского общества // Материалы конференции международного форума «Инновации. Бизнес. Образование». - Ярославль, 2011.- С. 177 – 178 (0,1 п.л.).
37. Петручак Л.А. Проблемы модернизации юридического образования // Международное и внутригосударственное право в условиях глобализации: проблемы теории и практики. Материалы VI ежегодной международной научной конференции.- М.: РАП, 2011(0,3 п.л.).