Научная тема: «САМООРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ»
Специальность: 19.00.01
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На базе метасистемного подхода разработана концепция внyтреннего мира интеллектуально одаренных старшеклаcсников, в рамках которой внутренний мир понимается как психологическая система, функционирующая по вероятностным законам, имеющая специфические структурные, функциональные, генетические, интегративные закономерности самоорганизации. В качестве метауровня выступает открытость внутреннего мира.
  2. У интеллектyально одаренных старшеклассников система внутреннего мира характеризуется большей открытостью, что выражается в открытости познавательной позиции, сложности и семантическом богатстве картины мира, доминирующем использовании копинг-стратегий и минимизации психологических защит, позитивном восприятии другого человека. Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально одаренных yчащихся имеет отличия и характеризуется конфликтным характером самоотношения, сложноcтью репрезентации внутреннего мира, а также доминированием неравновесных психических состояний.
  3. Закономерноcти самоорганизации внутреннего мира состоят в обратимых взаимопереходах системы внутреннего мира от устойчивого состояния психологического гомеостаза к неустойчивому состоянию психологического гетеростаза. Структурные закономерности cамоорганизации заключаются в реализации двух субцелей системы: получении информации из внешнего мира и ее интеграции во внутреннем мире. Переход от yстойчивого (гомеостаза) к неустойчивому (гетеростазу) состоянию системы происходит посредством внешнесистемного процесса открытости. Переход от состояния психологиче ского гетеростаза к гомеостазу в системе внутреннего мира происходит посред ством внутрисистемного процесса самоорганизации. У одаренных интеллектyально старшеклассников высокая открытость системы внутреннего мира на когнитивном и личностном уровнях определяет гетеростазичность ее организации.
  4. Функциональные закономерности взаимопереходов от психологического гомеоcтаза к гетеростазу в системе внутреннего мира проявляются: в толерантности к исходномy состоянию системы, пороге перехода, временной разверткой перехода, актуализацией определенных уровней или компонентов системы, доминирующими внешне-внутрисистемными процессами.
  5. Специфика функциональных закономерностей перехода от психологического гомеостаза к гетеростазу y интеллектуально одаренных старшеклассников характеризуется низкой толерантностью к состоянию психологического гомеостаза, низким порогом перехода к психологическому гетеростазу. Переход к устойчивомy соcтоянию внутреннего мира у интеллектуально одаренных старшеклассников характеризуется высокой толерантностью к психологическому гетеростазу и высоким порогом перехода к психологическому гомеостазу. Переход к гомеоcтазу у одаренных старшеклассников происходит преимущественно при изменении ценностей и жизненных смыслов.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Климонтова, Т. А. Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков: монография [Текст] / Т. А. Климонтова. – Иркутск: РИО НЦ РВХ СО РАМН, 2006. – 112 с. – 7 п. л.

2.Климонтова, Т. А. Внутренний мир интеллектуально одаренного человека: теоретические и методологические основания: монография [Текст] / Т. А. Климонтова. – Иркутск: РИО НЦ РВХ СО РАМН, 2009. – 148 с. – 9,2 п. л.

3.Карпов, А.В., Климонтова, Т.А. Внутренний мир интеллектуально одаренного человека: метасистемный подход: монография [Текст] / А.В. Карпов, Т. А. Климонтова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 402с. – 25,3 п.л. (авт. участие 50% – 12,6 п.л.).

4.Климонтова Т.А. Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально одаренного человека: монография [Текст] / Т.А. Климонтова. – Иркутск, 2012 – 226с. – 14,1 п.л.

Статьи в научных рецензируемых журналах

5.Климонтова, Т. А. Психологическая поддержка одаренных школьников [Текст] / Т. А. Климонтова // Педагогика. Научно-теоретический журнал. – М., – 2004. № 4. – С.95-96. – 0,2 п. л.

6.Климонтова, Т. А. Самоотношение и его влияние на положение в учебной группе интеллектуально одаренной личности [Текст] / Т. А. Климонтова // Сибирский психологический журнал. – Томск, 2005. № 21. – С.162-164. – 0,3 п. л.

7. Ларионова, Л.И., Климонтова, Т.А. V Международная конференция «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика» [Текст] / Т. А. Климонтова // Психологический журнал. – Москва, 2008.Том 29. № 3. – С.135 - 138. – 0,5 п. л. (авт. участие 10% – 0,05 п.л.).

8.Климонтова, Т. А. Открытость внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник Бурятского университета. Психология, 2009. № 5. – С.94-99. – 0,7 п. л.

9.Климонтова, Т. А. Позитивное восприятие другого человека как показатель открытости системы внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник Костромского государственного университета, 2009. Том 29. № 4.– С. 162-166. – 0,6 п. л.

10.Климонтова, Т. А. Внутренний мир одаренного подростка как психологическая открытая система [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. № 11.– С.46-56. – 1,3 п. л.

11.Климонтова, Т. А. Гетеростазичность внутреннего мира при интеллектуальной одаренности личности [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник университета (Государственный университет управления), 2009. № 30. – С.46-49. – 0,5 п. л.

12.Климонтова, Т. А. Открытость внутреннего мира учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности [Текст] / Т. А. Климонтова // Психологическая наука и образование, 2010. №2.– С. 36-43. – 1,0 п. л.

13.Климонтова, Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Образование и наука. Известия уральского отделения Российской академии образования, 2010. № 1. – С. 30-39. – 0,6 п. л.

14.Климонтова, Т. А. Объективация как показатель открытости внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 2010. Выпуск № 6. – С. 120-124. – 0,8 п.л.

15.Климонтова, Т. А. Психологические механизмы самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников [Текст] / Т. А. Кли-монтова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2011. № 3 (17). – С. 41-50. – 1,1 п. л.

16.Климонтова, Т. А. Психодиагностика картины мира интеллектуально одаренных старшеклассников [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник Бурятского университета. Психология, 2011. № 5. – С.196-200. – 0,5 п. л.

17.Климонтова, Т. А. Структурные закономерности самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренного человека [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник университета (Государственный университет управления), 2011. №17. – С.43-46. – 0,5 п. л.

18.Климонтова, Т. А. Метасистемная организация внутреннего мира интеллектуально одаренного человека [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник университета (Государственный университет управления), 2011. №18. – С.44-46. – 0,5 п. л.

19.Климонтова, Т. А., Кожевина, А.П. Доверие как показатель открытости внутреннего мира человека [Текст] / Т. А. Климонтова // Историческая и социально образовательная мысль, 2014. Том 6. №6. – С.192-195. – 0,5 п. л. (авт. участие 50% – 0,25 п.л.).

20.Климонтова, Т. А. Самоотношение личности интеллектуально одаренных старшеклассников [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2015. №1. – С.274-250. – 0,4 п. л.

Научные статьи, материалы конференций

21.Климонтова, Т. А. Особенности самоотношения интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник международного центра азиатских исследований. Выпуск 8. – Иркутск, 2002. – С. 158 -169. – 0,7 п. л.

22.Климонтова, Т. А. Развитие позитивного самоотношения интеллектуально одаренных подростков средствами гештальт-терапии [Текст] / Т. А. Кли-монтова // Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. – Воронеж, 2003.– С.71-75. – 0,2 п. л.

23.Климонтова, Т. А., Рысева, А.А. Взаимосвязь самоотношения и психологических защит личности в юношеском возрасте [Текст] / Т. А. Климонтова, А. А. Рысева // Актуальные проблемы прикладной психологии. – Иркутск, 2003. – С. 124 – 138. – 1 п. л. (авт. участие 20% – 0,2 п.л.).

24.Климонтова, Т. А. Самоотношение и его особенности у интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы III Международной конференции. – Иркутск, 2004. – С. 82-92. – 0,6 п. л.

25.Климонтова, Т. А. Психологические особенности интеллектуально одаренных детей [Текст] / Т. А. Климонтова // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы III Международной конференции. – Иркутск, 2004. – С.92-98. – 0,3 п. л.

26.Климонтова, Т. А. Особенности самосознания высокоинтеллектуальной личности [Текст] / Т. А. Климонтова // Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В. Н. Дружинина. – М., 2005. – С.288-290. – 0,1 п. л.

27. Климонтова, Т. А. Внутренний мир одаренной личности [Текст] / Т. А. Климонтова // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы IV Международной конференции. – Иркутск, 2005. – С. 116-119. – 0,2 п. л.

28.Климонтова, Т. А. Самоотношение интеллектуально одаренной личности и его влияние на положение в учебной группе [Текст] / Т. А. Климонтова // ХХ Мерлинские чтения: «В.С. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека»: Материалы межрегиональной юбилейной науч.-практ. конф. – Часть II. – Пермь, 2005. – С. 230-233. – 0,2 п. л.

29.Климонтова, Т. А. Внутренний мир высокоинтеллектуальной личности [Текст] / Т. А. Климонтова // Актуальные проблемы права, экономики и управления: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Вып.III. Т. II. – Иркутск: СИПЭУ, 2007.– С.173-174. – 0,2 п. л.

30.Климонтова, Т. А. Внутренний мир одаренной личности как самореферентная система [Текст] / Т. А. Климонтова // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы V Международной конференции. – Иркутск, 2007. – С. 291-295. – 0,3 п. л.

31.Климонтова, Т. А. Внутренний мир интеллектуально одаренной личности [Текст] / Т. А. Климонтова // Актуальные проблемы психологии активности личности: матер. Всерос. (заочной) науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Краснодар: КубГУ, 2008. – С. 181-185. – 0,2 п. л.

32.Климонтова, Т. А. Интеллект в системе диалектических отношений между внутренним и внешним миром [Текст] / Т. А. Климонтова // Актуальные проблемы права, экономики и управления: Сборник статей международной научно-практической конференции. Выпуск IV. Т. III. – Иркутск: РИО СИПЭУ, 2008 – С.139-141. – 0, 3 п. л.

33.Климонтова, Т. А. Развитие позитивного самоотношения личности как условие психологической поддержки интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций. Материалы III Международной конференции. – Тамбов, 2008. – С.167-173. – 0,4 п. л.

34.Климонтова, Т. А. Внутренний мир одаренной личности как динамическая самореферентная система [Текст] / Т. А. Климонтова // Личность и бытие: субъектный подход / Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А. В. Брушлинского / Отв. ред.: А. Л. Журавлев, В. В.Знаков, З. И. Рябикина. – М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2008. – С.263-266. – 0,2 п. л.

35.Климонтова, Т. А. Роль интеллекта в системе отношений между внутренним и внешним миром [Текст] / Т. А. Климонтова // Психология когнитивных процессов: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А. Г. Егорова, В. В. Селиванова – Смоленск: Универсум, 2008. – С.116-122. – 0,3 п. л.

36.Климонтова, Т. А. Внутренний мир интеллектуально одаренной личности как динамическая самореферентная система [Текст] / Т. А. Климонтова // Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас 22-24 мая 2008 г. / Отв. ред. С. К. Кулибаной, АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2008. – С. 163-167. – 0,3 п. л.

37.Климонтова, Т. А., Семенова, А.А. Особенности характера самоотношения интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова, А. А. Семенова // Психология одаренности и творческих способностей / Под ред. Л. И. Ларионовой. – Иркутск: ИГПУ, 2008. – С. 211-240. – 1,8 п. л. (авт. участие 30%. – 0,5 п.л.).

38.Климонтова, Т. А. Открытость как свойство внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Психология одаренности и творческих способностей / Под ред. Л. И. Ларионовой. – Иркутск: ИГПУ, 2008. – С. 197-210. – 0,2 п. л.

39.Климонтова, Т. А., Кондратенко, О.В. Взаимосвязь самоотношения и положения интеллектуально одаренных подростков в учебной группе [Текст] / Т. А. Климонтова, О. В. Кондратенко // Психология одаренности и творческих способностей / Под ред. Л. И. Ларионовой. – Иркутск: ИГПУ, 2008. – С. 363-390. – 1,6 п.л. – (авт. участие 80% – 1,2 п.л.).

40.Климонтова, Т. А. Открытость как свойство внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Ежемесячный научный журнал Молодой ученый, 2009. № 4. – С. 201 – 205. – 0, 6 п.

41.Климонтова, Т. А. Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Ежемесячный научный журнал Молодой ученый, 2009. № 7. – С. 197 – 200. – 0,3 п. л.

42.Климонтова, Т. А. Механизм самоорганизации внутреннего мира одаренного человека [Текст] / Т. А. Климонтова // Ежемесячный научный журнал Молодой ученый, 2009. № 10. – С. – 357-360. – 0,5 п. л.

43.Климонтова, Т. А. Гетеростазичность внутреннего мира и ее психодиагностика у интеллектуально одаренных старшеклассников [Текст] / Т. А. Климонтова // Психология детской одаренности и творческих способностей / Под ред. Л. И. Ларионовой Часть II. – Иркутск: ВСГАО, 2009. – С. 72-85. – 0,8 п. л.

44.Климонтова, Т. А. Оптимизация положения интеллектуально одаренных подростков в учебной группе через развитие позитивного самоотношения личности [Текст] / Т. А. Климонтова // Психология детской одаренности и творческих способностей / Под ред. Л. И. Ларионовой. Часть II. – Иркутск: ВСГАО, 2009. – С. 216-247. – 1,9 п. л.

45.Климонтова, Т. А., Семенова, А.А.Развитие самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова, А. А. Семенова // Психология детской одаренности и творческих способностей / Под ред. Л. И. Ларионовой. Часть II. – Иркутск: ВСГАО, 2009.– С.363-423. – 3,7 п.л. (авт. участие 20% – 0,7 п.л.).

46.Климонтова, Т. А. Открытость внутреннего мира при интеллектуальной одаренности личности [Текст] / Т. А. Климонтова // Актуальные проблемы психологии активности личности: матер. Всерос. (заочной) науч.-практ. конф. с между-нар. участием. – Краснодар: КубГУ, 2009. – С. 77-82. – 0,3 п. л.

47.Климонтова, Т. А. Открытость внутреннего мира как основа духовного развития одаренного человека [Текст] / Т. А. Климонтова // Актуальные проблемы духовно-нравственного возрождения России: доклады Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Е. В. Харитоновой, Е. М. Шалиной, М. А. Шахбазян. – Краснодар: Кирилло-Мефодиевский центр, 2009. – С.45-51. – 0, 4 п. л.

48.Климонтова, Т. А. Объективация как показатель открытости внутреннего мира одаренных подростков [Текст] / Т. А. Климонтова // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 4 Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Санкт-Петербург: СПбИУиП, 2009. – С.263-266. – 0, 2 п. л.

49.Климонтова, Т. А. Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально одаренного человека [Текст] / Т. А. Климонтова // Актуальные проблемы права, экономики и управления: Сборник статей международной научно-практической конференции. Выпуск V. Т. II. – Иркутск: РИО СИПЭУ, 2009. – С.228-230. – 0, 3 п. л.

50.Климонтова, Т. А. Самоотношение как центральное звено внутреннего мира интеллектуально одаренного подростка [Текст] / Т. А. Климонтова // Материалы региональной научно-практической конференции. Одаренные дети: проблемы, перспективы развития. – СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2009. – С. 99-104. – 0,3 п. л.

51.Климонтова, Т. А. Психологические механизмы становления внутреннего мира одаренного человека [Текст] / Т. А. Климонтова // Материалы V Международной конференции Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика / Под. ред. Л. И. Ларионовой. – Иркутск, 2009. – С 109-115. – 0,5 п. л.

52.Климонтова, Т. А., Комарова, И.В. Особенности ментальных репрезентаций внутреннего и внешнего мира при разном уровне интеллекта [Текст] / Т. А. Климонтова, И. В.Комарова // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы V Международной конференции / Под. ред. Л. И. Ларионовой. – Иркутск, 2009. – С 319-327. – 0,5 п. л. (авт. участие 50% – 0,25 п.л.).

53.Климонтова, Т. А. Генерализация защитных форм поведения как показатель открытости системы внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников [Текст] / Т. А. Климонтова // Психология – наука будущего. Материалы III международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С.236 - 238. – 0,1 п. л.

54.Климонтова, Т. А., Кузьмин, О. В., Кузьмина, Е. Ю. и др. Интеллектуально одаренные дети: комплексный подход к самореализации в культурно-образовательной среде [Текст] / Т. А. Климонтова, О.В.Кузьмин, Е.Ю.Кузьмина, В. П. Песков // Другое детство. Сборник тезисов участников Второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. – М.: МППГУ, 2009. – С. 12-14. – 0,1 п. л. (авт. участие 30% – 0,03 п.л.).

55.Климонтова, Т. А. Восприятие другого человека как показатель открытости системы внутреннего мира одаренных старшеклассников [Текст] / Т. А. Климонтова // Актуальные проблемы права, экономики и управления в Сибирском регионе: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Иркутск РИО ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2010.Т.1 – С.238-240. – 0,3 п. л.

56.Климонтова, Т. А. Роль интеллектуальной одаренности в системе внутреннего мира человека [Текст] / Т. А. Климонтова // Психологические исследования интеллекта и творчества: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8 октября 2010 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – С. 216-218. – 0,1 п. л.

57.Климонтова, Т. А. Психологические механизмы самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренного человека [Текст] / Т. А. Климонтова // Психология индивидуальности, III Всероссийская научная конференция, г. Москва,1-3 декабря 2010 г. Ч.1. – М.: Изд. дом гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.– С.308-309. – 0,1 п. л.

58. Климонтова, Т. А. Динамические особенности и психологические механизмы становления внутреннего мира интеллектуально одаренных учащихся [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник интегративной психологии. Выпуск 8, 2010. – С. 250-252. – 0,7 п. л.

59.Климонтова, Т.А. Внутренний мир как подсистема жизненного мира человека [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник сибирской академии права, экономики и управления. № 1(2), 2011. – С. 74-79. – 0,7 п. л.

60.Климонтова, Т. А. К вопросу о психологических механизмах самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренных [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник сибирской академии права, экономики и управления. № 1(2), 2011. – С.67-73. – 1,0 п. л.

61.Климонтова, Т. А. Метасистемная организация внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников [Текст] / Т. А. Климонтова // Вестник сибирской академии права, экономики и управления. № 2(3), 2011. – С.62-67. – 0,5 п. л.

62.Климонтова, Т.А. Психические состояния как показатель самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников [Текст] / Т. А. Климонтова // Актуальные проблемы права, экономики и управления: Сборник статей международной научно-практической конференции. Выпуск VII. Том III, Иркутск: РИО СИПЭУ, 2011. – С.53-55. – 0,3 п. л.

63.Климонтова, Т. А., Кузьмин, О.В., Кузьмина Е.Ю.и др. Опыт реализации программы «Интеллектуально одаренные дети: комплексный подход к самореализации в культурно-образовательной среде» [Текст] / Т. А. Климонтова, О. В. Кузьмин, Е. Ю. Кузьмина, О. В.Малюгина, В. П. Песков // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы VII Международной конференции. / Под. ред. Л. И. Ларионовой. Т. 2. – Иркутск, 2011. – С.464-467. – 0,5 п.л. (авт. участие – 0,1 п.л.).

64.Климонтова, Т. А. Внутренний мир одаренного человека как психологическая система, стремящаяся к асистемности [Текст] / Т. А. Климонтова // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы VII Международной конференции. / Под. ред. Л. И. Ларионовой. Т. 2. – Иркутск,

2011. – С.127-132. – 0,5 п. л.

65. Климонтова, Т. А. Психологические механизмы самоорганизации внутреннего мира при интеллектуальной одаренности личности [Текст] / Т. А. Климонтова // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: Материалы Северо-Западной региональной научно-практической конференции. – СПб., 2011. – С.296-302. – 0,3 п. л.

66.Климонтова,Т. А. Особенности внутреннего мира и психологические механизмы его становления у интеллектуально одаренных старшеклассников [Текст] / Т. А. Климонтова // Психология образования: состояние и перспективы: материалы науч.-практ. конф. психологов Сибири. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. – С. 669-673. – 0,1 п. л.